Хохлома конспект 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: декорирование изделий в технике хохломской росписи.

  • развивать художественно-творческие способности учащихся;
  • прививать интерес к народному искусству;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к русским мастерам;
  • воспитывать стремление создавать красоту своими руками.
  1. Клей, клеёнка, ножницы (у каждого ученика).
  2. Заготовки для декорирования изделий.
  3. План работы на уроках технологии.
  4. Памятки “Правила организации рабочего места”, “Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем”.
  5. Табличка “ДЕКОР”.
  6. Изделия из дерева с хохломской росписью.
  7. Стихи о хохломской росписи.
  8. Частушки о хохломе.
  9. Презентация “Золотая хохлома”.
  10. Выставка детских работ.
  11. Сопроводительные карточки.
  12. Жетоны для оценивания своей работы и работ других учащихся.
  13. Видео и песня о хохломе.
  14. Иллюстрации с изображением изделий.
  15. Магниты, двусторонний скотч.
  16. Книга мастеров.
  17. Доклады ребят.

I. Приветствие гостей:

- Здравствуйте, гости дорогие! Мы вас ждём – поджидаем, без вас не начинаем!

II. Организационный момент:

(У детей жетоны с изображением элементов орнамента хохломской росписи).

- Ребята, у нас прошла жеребьевка. Каждый из вас получил жетон. Почему сегодня именно такие жетоны? (Мы будем работать в стиле хохломы).

- Да. Мы с вами не первый раз работаем в этом стиле. Сегодня у нас завершающий урок. Что мы будем делать, вы сами мне скажете попозже. А сейчас вы сядете за ту парту, где лежит ваш элемент орнамента хохломской росписи, но после того, когда правильно назовете этот элемент (цветок, криуль, осочка, клубничка, капелька).

III. Чтение учащимися стихотворений о хохломе:

- Что такое хохломская роспись?

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи-перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной
Сарафан парчовый.
По краям узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская,
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес прекрасней
Наша Хохлома!


IV. Актуализация знаний учащихся с использованием презентации:

- Весна. Возвращаются птицы из тёплых стран. Сегодня к нам прилетела уточка. Да не простая, а Хохломская. Потому что пролетала она над Заволжьем, над селением под названием Хохлома. Брызнули на неё капли золотой краски с кистей мастеров – умельцев, и стала не уточка, а загляденье. Так уточке понравилось в тех краях, что она приглашает вас на Нижегородские земли, где находится родина Хохломской росписи, чтобы вы тоже познакомились с мастерами русскими, коими испокон веков земля наша славится. Люди там живут талантливые, создавали и создают красоту сказочную, необыкновенную!

1 слайд. Титульный лист. Золотая хохлома.

2 слайд. Доклад ученика.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

3 слайд. Иллюстрация “Жар-птица”. Учитель рассказывает другую легенду о хохломе.

Доклад ученика о мастерах-посудниках.

4-6 слайд. Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы. (Иллюстрации посуды)

Выставка изделий народных промыслов в технике хохломской росписи. (Выставку готовили учащиеся)

7-8 слайд. Доклад ученика.

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют “бельем”. Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3 . Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

9-12 слайд. Доклад ученика.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? - Какие основные цвета в росписи? Какие значения придаёт народ этим цветам?

Травный орнамент или “травка”.

Так характерен для всей Хохломы

Чудесный рисунок волшебной травы.

“Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.

“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

(Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.) .Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый. Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность. Золотой – свет, солнце.

На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета, он символизирует торжественность.

Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

Листики и цветы

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Ягоды смородины, рябины рисуют “тычком” или “ляпушкой” (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки).

13-15 слайд. Доклад учащегося.

Хохлома – искусство современное. От таких аксессуаров никто не откажется.

16 слайд. И в наше время продолжают мастера искусные радовать нас своими изделиями.

V. Частушки (вместо физминутки):

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.

Золотая Хохлома,
Ею все любуются!
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.

Наша русская посуда
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай!
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

VI. Кроссворд (Слайд 17)

  1. Материал, из которого изготавливают хохломскую утварь.
  2. Вид письма по фону.
  3. Вид растительного орнамента.
  4. Нанесение силуэтного рисунка.
  5. Узор, в котором травки превратились в кудри-завитки.

Ключевое слово – декор. Что такое декор? (ДЕКОР – художественное оформление, украшение изделий).

  1. Декорирование изделия в стиле Хохломы.
  2. Создание коллективной работы (набора посуды).
  3. Представление своей работы.

VII. Декорирование изделия в стиле Хохломы:

- Из чего изготовлена основа?

- Из чего сделан декор?

- Что необходимо для работы?

Правила техники безопасности на уроках технологии при работе с клеем.

РАСКРОЙ (был выполнен по ходу презентации)

ДЕКОР – художественное оформление, украшение изделий.

ДЕКОРИРОВАТЬ – придавать красивый внешний вид чему-либо.

- Разметку и раскрой мы выполнили на предыдущем уроке. Теперь у нас по плану сборка и декорирование изделия.

Сборка и декорирование изделия.

- Вам необходимо выбрать иллюстрацию изделия, которое вы будете декорировать, взять соответствующую заготовку с фоновым письмом и элементы хохломской росписи, а также соответствующую настоящую деревянную посуду.

- Вместе составить композицию и договориться, кто из вас в паре занимается декорированием изделия, а кто будет оформлять сопроводительную карточку и представлять ваше изделие.

5) Работа учащихся в парах.

VIII. Представление оформленных работ и сопроводительных карточек учащимися:

    Название изделия:
  1. Стиль:
  2. Назначение:
  3. Работу выполнили:

IX. Оценивание своей работы и работ других учащихся (в парах):

  • “5” - ягодка,
  • “4” - цветочек,
  • “3” - листик.

- Лучшая работа будет занимать I почетное место в нашей “Книге Мастеров”.


  • Урок понравился, всё получилось (большой цветок).
  • Урок прошел хорошо. Я мог работать лучше (средний цветок).
  • Урок не очень понравился. У меня что-то не получилось. Было трудно (листик).

- Надеюсь, вам урок понравился.

Он был призван воспеть красоту Хохломской росписи и искусство мастеров русских.

- Вы замечательно поработали. Дружно, активно. У нас получился прекрасный набор посуды. Спасибо за работу!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок изобразительного искусства.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления о хохломской росписи.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с изделиями мастеров хохломской росписи;

- воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать;

- развивать в детях патриотические чувства.

Оборудование:

- Наглядный материал (поэтапное выполнение хохломской росписи)

Организационный момент.

Цель: мотивация к действиям на уроке.

- Здравствуйте ребята! Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой.

2. Актуализация знаний. Проверка усвоения предыдущих знаний.

- Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы которыми мы с вами пользуемся? (Скучными, серыми, невзрачными)

- Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? (Художники по тканям)

- На заводе, где делают посуду тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чашек и чайников? (Художник)

- Без художников не обойтись. Почему? (Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.)

3. Подготовка к изучению новой темы. Создать мотив к учебному исследованию.

- Где сделано большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в школе, дома, в магазине? (Большинство предметов сделано на заводах и фабриках)

- Ребята, а как художники на фабриках и заводах создают узоры? Они, что рисуют на каждом предмете? (Там художники создают образец, и по нему на машинах и станках изготовляют много одинаковых предметов.)

- Ребята, а где мы можем увидеть такие предметы? (Такие предметы мы может увидеть у друзей, на полках разных магазинов)

- А что это за предметы? (Различные коробки конфет одинаковой окраски, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком…)

- Верно, но есть и другие красивые предметы, (1слайд) которые расписаны отдельно, вручную народными художниками. (2слайд)

- Дымковская игрушка, (3слайд) гжельская посуда – эти все вещи сделаны из глины. А сегодня мы начнем знакомство с работой мастеров изготовляющих свои изделия из дерева.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. (4слайд)

Художественная резьба и (5 слайд) роспись по дереву являются едва ли не самыми древними видами русского народного творчества.

4. Открытие нового знания.

-Давайте рассмотрим, какие узоры рисовали хохломские мастера.

Откройте стр.69. Какие цвета использовал художник? (Черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

– А какие узоры использовали художники? (В узорах есть ягоды, листья, декоративные цветы)

– Из каких элементов состоит орнамент? (Орнамент состоит из плавно изогнутых веток с ягодами, листьями, цветами)

– Какие цвета мы будем использовать? (Желтый, черный, красный)

5. Первичное закрепление.

– Ребята, посмотрите на этапы выполнения хохломской росписи.

Сначала мы работаем простым карандашом (на бумаге желтого цвета рисуем простым карандашом плавно изогнутую ветку, затем все остальные элементы, т.е. листочки, цветы и ягоды.)

На втором этапе мы работаем в цвете (тон раскрашиваем в черный цвет). Ждем пока высохнет краска.

На третьем этапе мы работаем с красным и желтым цветом (раскрашиваем ягоды в красный цвет, делаем заготовки для цветков и обводим желтым цветом плавно изогнутую ветку). Ждем, пока высохнет краска.

На четвертом этапе мы работаем с красным и черным цветом. Оживляем наш рисунок. (Работа тонкой кистью)

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось: какие элементы у вас получились хорошо, а над чем надо еще поработать.

7. Задание на дом. Дать установку на тренировку определенных умений.

- Ребята, кто не успел сделать задание, то нужно доделать дома и принести рисунок завтра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: знакомство с многообразием народных промыслов, спецификой выразительных средств декоративно-прикладного искусства и особенностями выполнения хохломской росписи.

Образовательные задачи:

– расширить знания о народных промыслах России;

– познакомить учащихся с особенностями бытовых предметов, расписанных хохломской росписью;

– проанализировать разнообразие посудных форм, специфику изобразительных элементов росписи.

Развивающие задачи:

– развивать мотивы и интересы учащихся к художественно- эстетической деятельности;

– развитие практических умений и навыков выполнения элементов хохломской росписи;

– научить ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Воспитательные задачи:

– воспитывать у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру, людям, деятельности, самому себе;

– воспитывать любовь к Родине, её истории и культуре;

– формировать художественно-эстетическую культуру.

– определять цели своего обучения.

\Планируемые результаты:

- самостоятельно планируют ответственное отношение к учению, формируют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- анализируют, строят рассуждения, делают выводы, формируют эстетическое отношение к изделиям народных умельцев.

- овладение приемами выполнения хохломской росписи, художественный анализ изделий с хохломской росписью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать пути достижения целей, в том числе осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- отбирать наиболее подходящие для выполнения работы материалы и инструменты;

- владеть основами самоконтроля, самооценки;

Познавательные:

-работать с разными источниками информации: учебники, энциклопедии, словари, интернет – ресурсы и другие базы данных;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, классифицировать факты и явления;

- определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- участвовать в коллективном обсуждении творческих работ;

- осознанно использовать речевые средства для дискуссии: сравнивать разные точки зрения, уважительно относиться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать.

Прозвенел звонок! Начинается урок!

– Ребята, скажите, о чем шла речь на прошлых уроках изобразительного искусства?

– Совершенно верно! Мы с вами узнаём о видах народного декоративно-прикладного искусства.

– Попробуйте угадать, с каким видом народного творчества сегодня мы познакомимся? Для этого вам нужно отгадать слово, которое зашифровано у нас на доске.

– Молодцы! Сегодня с вами мы знакомимся с народным промыслом, который называется Хохлома. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

– Сегодня почти в каждом доме имеются произведения народных умельцев. Они появляются в нашей жизни как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, расписанные деревянные ложки и чашки?

–Зачем нужно тратить время, когда все это может выполнить машина?

– Как вы считаете, прошла ли мода на хохломскую роспись?

Усвоение новых знаний

Анализируют иллюстрации. Отвечают на вопросы.

Анализируют работы мастеров презентации отвечают на вопросы.

Посуда изготавливалась из липы, березы и осины. Ремесла, как правило, были семейными, в каждой выполнялась работа мужчин - точили заготовки посуды, деревянную посуду сушили, затем женщины обмазывали белой глиной, грунтовали льняным маслом, посуду полировали, чтобы не было неровностей, а затем натирали льняным маслом до блеска изделия, только после этого он был покрыт алюминиевой пудрой. После поэтапной подготовки полуфабриката к покраске его окрашивали стойкими масляными красками - охрой, свинцом, кармином, киноварью, сажей. Вы спросите, а золото то откуда? Оказывается, что изделие, расписанное покрывалось лаком и прогревалось. Лак при нагреве приобретал золотистый блеск. Отсюда и золотое свечение посуды.

Главным мотивом хохломской росписи растительный узор, в основу которого легли стебли, завитки, кудрина, цветы, ягоды, листики. Внимательно присмотритесь что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

Часто в композиции по изящным стеблям и листьям рассыпаны спелые ягоды, малина, крыжовник, смородина, рябина и земляника, а завершает композицию цветок. Эту картину называли листом или травой. Трава - главный мотив хохломской росписи. У мастеров есть несколько техник рисования, одна из которых - фоновая. Сначала мастер тщательно рисует рисунок на поверхности предмета обихода, затем красной или черной краской заливает фон, оставляя крупные листья и цветы серебристого цвета. Когда фон подсыхает, добавляют спелые красные ягоды, травяную роспись, зеленую и желтую краски. Изделие получилось очень нарядным.

– На розданных заготовках деревянных ложек наметить карандашом задуманную композицию и приступить к выполнению в цвете соблюдая правильность выполнения работы.

Итог урока. Рефлексия

– В конце урока я предлагаю Вам выполнить выставку ваших рисунков на доске.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе на тему "Золотая Хохлома"

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе

Янушкевич Татьяна Александровна ,

учитель изобразительного искусства и черчения

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Объяснить различия между видами хохломской росписи.

2. Формировать умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся.

3. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

баночка для воды

печатка-тычок (ватные палочки 2 шт.)

изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции

План урока (45 мин):

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией изделий Хохломы, 10-15 мин.

Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Запись на доске: Золотая Хохлома.

Алых ягод россыпь,

У красы точеной

По волнам узоров

В этот несказанный

Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий. У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы)

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

- Стулья, доски и полати,

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Но прежде чем посуда попадала в руки купцов, ее изготовляли “золотые” руки мастеров. Как придумали мастера окрашивать деревянную посуду в золотистый цвет без применения золота? Это до сих пор остается загадкой даже для специалистов. Но отработанный веками процесс и сейчас превращает обычное белое дерево в блестящее золотом изделие.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины "вапы". Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.

3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

Вопрос : Какие цвета используют мастера?

Ответ : Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос : Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ : Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ : У природы – веточки, листки, травка.

Учитель : Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.

Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Из таких элементов можно составить узор.

Как-то празднично жива

От дыхания зимы.

В мир волшебной Хохломы.

Вопрос : Согласны ли вы с этим?

Учитель : Если согласны, то за работу.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои блюдца на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить то, что лучше всего удалось.

Список использованной литературы

Читайте также: