Характеристика научного стиля 6 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Личностные: формирование сознания того, что знание языка- показатель важнейшей культуры человека.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Записи на доске

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность, собирает тетради с домашней работой

Слушают учителя, готовятся к работе

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

- Какие были затруднения при выполнении ДЗ?

Рассказывают о выполнении домашней работы, затруднениях, задают вопросы. Рассказывают правила.

Отвечают на вопросы учителя,

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике и тетради, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вспомните, что такое язык.

- Каковы его основные функции?

- Чем речь отличается от языка?

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок

Самоконтроль, прогнозирование результатов.

4) Актуализация знаний

- Какие виды речи вы знаете?

Упр. 12, 13 письменно по заданию.

Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы, правила, определения понятий.

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка

Выполняют за одноклассником (учителем)

Личностные – забота о здоровье

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа с этикетными словами: записать 5 слов в тетрадь.

Чтение и проговаривание правила о стилях и типах речи

Читают теоретический материал, задания упражнений, выполняют задания и проверяют себя.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод о том, как применили знания и умения в новой ситуации

умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

построение логической цепи рассуждения.

планирование учебного сотрудничества.

анализ, сравнение, синтез.

6) Обобщение и систематизация знаний

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, формулируют определения, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Упр. 18 письменно – СР с последующей проверкой

Систематизируют материалы наблюдений, выполняют самоконтроль (взаимоконтроль), делают выводы по выполненным заданиям

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, самоконтроль (взаимоконтроль).

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 2 выучить правила, упр. 22 (4) списать, 1 предложение разобрать по членам

Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы

Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

- В чем возникли затруднения?

- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 6 классе

Характеристика официально-делового стиля

- познакомить учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями;

- воспитывать культуру речи, делового письма.

- развивать творческое мышление, языковую компетенцию;

-Закрепить знания о научном стиле речи.

-Совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации.

-Научить различать деловой и научный стили речи.

-Уметь находить в тексте делового стиля языковые средства.

-Уметь создавать небольшие тексты делового стиля (объявления).

-Развивать мыслительные способности учащихся (логическая задача).

-Воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.А.Львов, раздаточный материал (тексты инструкций и памяток)

1. Организационный момент.

Приветствие, создание оптимистического, психологически комфортного настроения

Создание проблемной ситуации

Ребята, вот такое заявление мне принес мне мой ученик. Послушайте его.

Моему учителю русского языка.

Дорогая Надежда Анатольевна! Вы меня не ругайте, пожайлуста, но меня завтра не будет. Меня пригласили на соревнования по бегу. Я очень рад!

-Все ли в этом заявлении правлиьно?

-Что бы вы исправили?

-Какой стиль речи перед нами?

Значит с каким стилем мы будем сегодня познакомимся?

Запись темы в тетрадь.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Прежде чем перейдем к деловому стилю, ответьте на вопросы

Устный терминологический опрос.

- какие виды речи вы знаете? (книжная и разговорная)

- от чего зависит употребление того или иного стиля речи? (от РС)

- По каким признакам мы различаем стили?

(Сфера употребления, задача автора и языковые особенности).

- назовите стиль речи в речевой ситуации: 1-много, о/о, воздействие (художественный стиль)

- определите стиль речи по характеристике: точность, отсутствие авторской оценки, термины (научный стиль)

- назовите алгоритм определения логического понятия (термина)

Официальный, прилаг. – 1. Правительственный или должностной. В Петербург приехал посланный от Кутузова с о ф и ц и а л ь н ы м известием об оставлении Москвы. (Л. Толстой). 2. Производимый с соблюдением всех правил, формальностей. О ф и ц и а л ь н о е п риглашение .

Работа с учебником. С 77 чит.

Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.).

-Ребята, сейчас вы познакомитесь с некоторыми документами официально – делового стиля

-Давайте прочитаем и определим, где могут использоваться такие тексты.

Анализ текста. Чтение, определение стиля текста раздаточного материала с обоснованием ответа.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни .

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо е шь .

3. Играй с осторожностью.

4. Выб и рай друзей прав и льно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

7. Уча ств уй в вакцина ции .

-Объясним выделенные орфограммы (Григорьева К)

-А теперь определим стиль текста, языковы средства. (РС 1-много, задача автора -сообщить , дать практические рекомендации, последовательно даются четкие инструкции, глаголы в повелит накл, краткость, четкость)

Перед нами — инструкция. Попробуем дать ей логическое определение

Запись . Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

Текст 2. Давайте посмотрим на следующий текст. Что перед нами?

Заявление — вид деловой бумаги. Вы уже слышали пример оформления заявления в начале урока. Посмотрим, как оформляется заявление

Директору МБОУ Андреевская СОШ

Ивановой В.И.

ученицы 6 класса

Петровой Ольги

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство района

04. 02. 06 г. Петрова О.И.

-Отметим, как оформляется этот вид делового стиля? (указано кому, от кого, дата заявления, в тексте точная информация просьбы.) Этот вид деловой бумаги подразумевает шаблонность. -А что такое шаблон? Образец, по которому оформляются деловые бумаги, стандарт)

ИЛИ стр учебника 78

Уважаемое привидение!

По ряду причин в следующую пятницу перед заходом солнца состоится собрание привидений. Все жалобы принимаются во внимание.

Королевская вольная колония.

Примечание: Никаких цепей с собой не брать.

-Что перед нами? Объявление. Давайте назовем характерные черты объявления (Указано, к кому обращено объявление - к привидениям; кто обращается; что сообщается.Правда, эти объявления не серьезные, а шутливые или фантастические.)

Запись в тетр. Объявление, -я, ср. . 2. Извещение о чем-нибудь, напечатанное или вывешенное где-нибудь. Газетное о. Повесить о. Дать о. в газету. Поместить о. в газете.

Откроем 78 стр. учебника. В упражнении 193 даются примеры объявлений. Зачитаем их.

Попробуем составить объявление на одну из предложенных тем.

Зачитываются 2-3 примеры.

-Ребята, очень часто встречаются деловые бумаги, которые оформлены неправильно. Найдем ошибки

Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые

и волосы ёжиком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.

Нашедшего ждёт премия — велосипед.

-Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эффект? Какие исправления вы бы внесли?

(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: карие гласа, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см. За достоверную информацию – вознаграждение.)

Или вот заявление:

Дорогой Иван Иванович!

Отпустите меня на 3 дня домой в деревню, так как пора копать картошку, а мои родители сами не справляться.

25 сентября , с приветом Ксения Петровна

Рефлексия. Подведение итогов урока.

А теперь, ребята, давайте вспомним все основные черты делового стиля и заполним таблицу. (на доске)

- Какой стиль мы называем деловым?

- Какова сфера его употребления?

- Каково назначение инструкций? Объявлений, заявлений.

В деловых бумагах,

объявлениях, деловые бумаги (справки, заявления, характеристики, инструкции)

Глаголы в повелит. накл, инфинитивы, стандартные обороты.

шаблонность в деловых бумагах

Итог урока. ДЗ.

Итак, ребята сегодня мы познакомились с деловым стилем. Дома попробуйте написать заявление с просьбой принять в кружок. По уч №80

Нажмите, чтобы узнать подробности

На презентации даны теоретические сведения и разнообразные практические задания по теме "Стили речи. Характеристика научной речи" в 6 классе.

 Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Разграничение научной и деловой речи. Характеристика научной речи.

Урок развития речи в 6 классе.

Стили речи. Разграничение научной и деловой речи. Характеристика научной речи.

 Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу , заданному к тексту. Каков предмет? Почему? Что произошло? Упражнение 3. Определите тип речи , который можно использовать в сочинениях на данные темы. 1) . а) Моя собака обо мне. б) Любимая собака. в) Почему собака лает? 2) а) Как я пёк блины. б) Почему я люблю печь блины? в) Мой первый блин. Упражнение 1 . Продолжите следующие предложения. Текст – это… Тема текста – это то, … Основная мысль – это … Предложения в тексте связываются … и … Существуют три типа текстов: …, … и … К книжным стилям речи относятся: …, …, …, … Повторим!

Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу , заданному к тексту.

Упражнение 3. Определите тип речи , который можно использовать в сочинениях на данные темы.

1) . а) Моя собака обо мне.

б) Любимая собака.

в) Почему собака лает?

2) а) Как я пёк блины.

б) Почему я люблю печь блины?

в) Мой первый блин.

Упражнение 1 . Продолжите следующие предложения.

Тема текста – это то, …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются … и …

Существуют три типа текстов: …, … и …

К книжным стилям речи относятся: …, …, …, …

Повторим!

Упражнение 4.

Прочитайте приведённые ниже отрывки с одинаковым первым предложением, определите тип речи , обоснуйте свой ответ.

1). Было начало апреля . На склонах гор появились первые проталинки. На холмах сквозь снега пробиваются тонкие стебельки с тугими бутонами подснежников. В низовьях гор протекают весёлые звонкие ручьи. Взгляните на небо: высоко под облаками парят грачи – первые вестники весны. (С. Е.)

2). Было начало апреля . Воздух, наполнившись свежими ароматами, благоухал. Только – только сошёл снег. Ожили первые насекомые и большим роем запорхали над прошлогодними цветами. Прилетели первые птицы – скворцы и принялись занимать кто вперёд скворечники, которые ещё в прошлом году сделали школьники. Вслед за ними прилетели ласточки, они, в отличие от скворцов, начали сами строить себе гнёзда из веточек и прутиков. Жизнь закипела! (Р. Ю.)

3). Было начало апреля . Как всегда я пришла на берег небольшого озера к своей любимой берёзе. Наконец-то она сбросила свой зимний наряд и начала оживать. На её тоненьких изящных веточках уже набухли липкие почки, которые, казалось, вот-вот лопнут и из них выглянут первые клейкие зелёные листочки.

Ещё немного, и моя любимая берёзка преобразится и станет стройной, пышнокронной королевой леса. А озеро только дополняет красоту берёзки и овивает её свежим озёрным воздухом. (К. Н.)

Повторим!

 Упражнение 5 . Составьте предложения так, чтобы получился текст. Докажите, что это текст. 1) А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей. Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой. Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли. (БАГВ) 2) А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет. Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели. В. Скоро родилась у царицы дочь. Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит. (ВБАГ) Повторим!

Упражнение 5 . Составьте предложения так, чтобы получился текст. Докажите, что это текст.

А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей.

Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула.

В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой.

Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли.

А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет.

Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели.

В. Скоро родилась у царицы дочь.

Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит.

Повторим!

Упражнение 6

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А . Вследствие муссонного характера климата основное питание рек – дождевое, на его долю приходится свыше 70%, меньшую роль играет снеговое и грунтовое.

Б . Амурская область богата реками. Это связано с особенностями климата – обилием летних осадков, умеренным испарением, а также наличием водоупорных грунтов на значительной части территории. Всего рек в области около 37000, однако большинство из них – малые.

В. Гордостью амурчан является река Амур, одна из величайших рек мира. В бассейне его среднего и верхнего течения находится наша область. Годовой сток Амура составляет 346 куб. км. воды. Для сравнения скажем, что Волга, Дон, Днепр, Кубань вместе взятые дают столько же воды, сколько один Амур.

Г. Густота речной сети в северных и южных районах различна. Особенно густа речная сеть на севере, что объясняется невысоким испарением, водонепроницаемостью пород из-за наличия многолетней мерзлоты.

  • Особенности климата.
  • Густота речной сети.
  • Характер климата.
  • Гордость амурчан – река Амур

Повторим!

 Определите по первому предложению первого абзаца текста - стиль речи, свойственный тексту; - тип текста; - тему текста; - предложите возможное развёртывание темы. 1) Прохладный, хмурый, осенний денёк. - Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление помогает определить стиль? - Определяем тип текста. Если это описание, то первое предложение задаёт . описания, далее будут даны его . . В описательных текстах господствуют . (части речи?) Если перед нами повествование , то первое предложение может бытьобозначением . и . действия. В повествовании преобладают . (части речи?) Если текст рассуждение , то первое предложение – . , далее должны следовать . и . . Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. - Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения). Прогнозируем!

Определите по первому предложению первого абзаца текста

- стиль речи, свойственный тексту;

- тип текста;

- тему текста;

- предложите возможное развёртывание темы.

1) Прохладный, хмурый, осенний денёк.

- Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление

помогает определить стиль?

- Определяем тип текста.

Если это описание, то первое предложение задаёт . описания, далее будут даны его . . В описательных текстах господствуют . (части речи?)

Если перед нами повествование , то первое предложение может бытьобозначением . и . действия. В повествовании преобладают . (части речи?)

Если текст рассуждение , то первое предложение – . , далее должны следовать . и . .

  • Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов
  • в предложении.

- Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).

Прогнозируем!

Текст-оригинал

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

(В. Приходько).

Дополнительная работа.

- Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?

Определяем точность прогнозирования

 Заяц – хвастун подпрыгнул кверху. Заяц был похож на мячик.(1) Заяц со страха упал прямо на широкий волчий лоб. Заяц кубарем покатился по широкой волчьей спине. Он перевернулся ещё раз в воздухе. Он задал стрекоча.(1). Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, слова сначала, затем, и. Употребите в первом предложении сравнительный оборот, во втором – однородные сказуемые. Определите тип речи. Восстановление разнообразных синтаксических конструкций (приём сжатия текста - обобщение)

Заяц – хвастун подпрыгнул кверху. Заяц был похож на мячик.(1) Заяц со страха упал прямо на широкий волчий лоб. Заяц кубарем покатился по широкой волчьей спине. Он перевернулся ещё раз в воздухе. Он задал стрекоча.(1).

  • Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, словасначала, затем, и.
  • Употребите в первом предложении сравнительный оборот, во втором – однородные сказуемые.
  • Определите тип речи.

Восстановление разнообразных синтаксических конструкций

(приём сжатия текста - обобщение)

 Собрали народ. Пошли на реку. Закинули сети шелковые. Вытащили Алёнушку на берег.(1) Сняли камень с шеи. Окунули её в ключевую воду. Одели её в нарядное платье, Алёнушка ожила и стала краше, чем была.(2) А козлёночек от радости, три раза перевернувшись через голову, стал мальчиком Иванушкой.(1). Ведьму привязали к лошадиному хвосту. Ведьму пустили в чистое поле.(1). Исправьте текст: в скобках указано, сколько предложений должно получиться. Устраните ненужные повторы. Восстановление разнообразных синтаксических конструкций (приём сжатия текста - обобщение)

Собрали народ. Пошли на реку. Закинули сети шелковые. Вытащили Алёнушку на берег.(1) Сняли камень с шеи. Окунули её в ключевую воду. Одели её в нарядное платье, Алёнушка ожила и стала краше, чем была.(2) А козлёночек от радости, три раза перевернувшись через голову, стал мальчиком Иванушкой.(1). Ведьму привязали к лошадиному хвосту. Ведьму пустили в чистое поле.(1).

  • Исправьте текст: в скобках указано, сколько предложений должно получиться.
  • Устраните ненужные повторы.

Восстановление разнообразных синтаксических конструкций

(приём сжатия текста - обобщение)

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

Определяем стили речи

Определяем стили речи

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

Определяем стили речи

Тексты-оригиналы.

1) . Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

2) Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!

Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди.

3) Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля.

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи; развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Тема: Научный стиль: сферы применения, функции, стилевые черты

Цели: формировать познавательную, социальную, личностную компетентности учащихся в процессе изучения особенностей научного стиля.

Задачи: формировать умения анализировать особенности научной речи; развивать умения анализировать тексты НС; развивать мышление, расширять словарный запас учащихся, работая с научными текстами; воспитывать культуру речи при использовании научного стиля; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

1. Определение темы, задач урока.

А) Подумайте, о чем идет речь в высказывании А.П.Чехова:

Это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.

Б) Расшифруй фразу: 2 1 9 11 2 10 8 4 7 6 3 5

А - 1 С – 4 Ы - 10

И – 6 Т- 7 Ь - 5

Й – 8 У – 9 Н - 2

Определите тему урока. Научный стиль.

В) Сформулируйте задачи урока, сопоставив цели с результатом деятельности

1. Расширить знания

план характеристики НС

причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

слова-термины, необходимые для раскрытия идеи текста

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

об особенностях НС

языковые средства НС

1. Расширить знания

об особенностях НС

план характеристики НС

языковые средства НС

анализировать особенности научной речи

5. Учимся устанавливать

причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы

слова-термины , необходимые для раскрытия идеи текста

Слово учителя. — Научный стиль отличается логичностью, систематичностью изложения тех или иных сведений из определенной области знаний. Обобщенность изложения в соединении с точностью характеризуют его языковое своеобразие. Время появления научного стиля в разных странах отличается. Однако время издания первого научного журнала известно — 5 января 1655 г. во Франции. В России язык науки стал формироваться довольно поздно — в XVIII в. Именно тогда Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. Однако до начала ХХ в. язык науки не выделялся в отдельный функциональный стиль. Его яркой отличительной чертой в то время было лишь наличие терминов. На формирование научного стиля особенно повлияли внеязыковые факторы — в том числе научно-техническая революция, которая дала бурное развитие науки в исследовательских институтах, лабораториях и т. п. Сфера использования научного стиля — наука, техника, обучение. Широкое и интенсивное развитие научного стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров: статья; монография; учебник; описание изобретения (патентное описание); реферат; аннотация; каталог; справочник; инструкция; реклама.

Существуя преимущественно в письменной форме, научный стиль может проявляться и в устной форме литературного языка: в вузовских лекциях, в докладах на научных конференциях, в выступлениях на научных диспутах.

II. Практические умения и навыки. Работа в группах.

1. Сравните два текста:

Жила–была белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не беспокоилась ни о ком, только о себе. Прошло время. У неё появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.

Белка обыкновенная – типично древесное животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево. Свой длинный пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжке.

Читайте также: