Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе план конспект 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

ВложениеРазмер
urok_mendeleev.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по химии в 8 классе

Учитель Кайтмесова Х.С.

Открытый урок по химии.

Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

• Развивающая – развивать познавательную активность, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Сформировать умение пользоваться Периодическим законом и Периодической системой Д.И. Менделеева, объяснять закономерные изменения свойств химических элементов и образуемых ими соединений в пределах группы, периодов.

• Воспитательная – способствовать воспитанию патриотизма, раскрыть научный подвиг Д.И. Менделеева, научное и мировоззренческое значение Периодического закона.

Основные понятия. Знать . Химический элемент. Классификация элементов по электронным структурам их атомов. Период. Группа. Периодичность в периодичной системе. Электронная структура атомов. Периодический закон.

Мировоззренческий аспект урока. Формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с периодической системой и Периодическим законом Д. И. Менделеева.

Межпредметные связи на уроке.

Физика: атом, строение атома.

Оборудование и реактивы: разные варианты Периодической системы, портрет Д. И. Менделеева, серная кислота (концентрированная), ватная палочка, белый лист бумаги, спиртовка.

Этап I. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя. Мотивация к изучению темы.

Ребята, генеральной ассамблеей ООН 2019 год объявлен Международным годом периодической таблицы химических элементов в честь периодического закона, открытого извесным русским ученым Д.И. Мен делеевым в 1869 году. И мы сегодня начинаем изучать эту таблицу. Ребята, мы должны научится пользоваться периодической системой и периодическим законом, что является главным при изучении данной темы и курса химии.

Этап II. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

Самостоятельная работа . Учащиеся письменно выполняют задание, по плану.

Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 11 (натрия) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 3 (лития) по положению в ПСХЭ.

Дать характеристику элемента с № 12 (магния) по положению в ПСХЭ

Без которого дышать будет нелегко. (Кислород)

Назовите его вы. (Водород)

Цвета желтого оно. (Сера)

Его атом – не секрет:

Три протона там, кто он? (Литий)

Этап III. Изучение нового материала . Мобилизационный этап.

Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.

Вступительное слово учителя. Целевая установка.

Что известно вам о Периодическом законе и периодической системе химических элементов?

Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения. Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены . Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах.

К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Предшественники Д.И. Менделеева (И.В. Деберейнер, Дж.А. Ньюлендс, Л.Ю. Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину.

Сегодня вы узнаете: как был открыт периодический закон; с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия; как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом; чем является периодическая система химических элементов для периодического закона; как открытие строения атома повлияло на периодический закон; как формулируется он в наше время; как правильно пользоваться периодической системой и периодическим законом Д. И. Менделеева?

Совместно с учащимися определяем тему и задачи урока. Учащиеся называют тему, учитель записывает ее на доске, учащиеся в тетради.

Учитель . На самом деле открытию Периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.

За основу классификации он взял относительную атомную массу и свойства химических элементов.

Как же Менделеев пришел к своему открытию? Он выписал на карточки все известные сведения об открытых и изученных в то время химических элементах и их соединениях. Расположил их в порядке возрастания их относительных атомных масс и всесторонне проанализировал всю эту совокупность, пытаясь найти в ней определенные закономерности. В результате напряженного творческого труда он обнаружил в этой цепочке отрезки, в которых свойства химических элементов и образованных ими веществ изменялись сходным образом – периодически – периоды (проделываем на доске тоже самое, что сделал Менделеев).

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
  2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
  3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?

Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделеев сделал вывод – сформулировал Периодический закон.

Вопрос: Какую же формулировку Периодического закона он предложил? От чего зависят свойства химических элементов и их соединений? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Сравнивая не только относительные атомные массы, но и свойства Д.И. Менделеев сделал 3 перестановки:

Co – Ni, Te – I, Ar - K

Он не мог объяснить эти исключения из общего правила, но предвидел, что эта причина кроется в сложном строении атома (в то время о внутреннем строении атома ничего еще не было известно).

1-ая формулировка закона сохраняла свою силу на протяжении 40 лет, но Периодический закон оставался лишь констатацией фактов, и не имел физического обоснования. В 1910 году была разработана планетарная модель строения атома и объяснено сложное строение атома. Были установлены различные характеристики в строении атома.

  1. Из чего состоит атом?
  2. Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?
  3. Как определить число протонов, нейтронов, электронов в атоме?
  4. Что такое изотопы? (разновидности атомов одного химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное массовое число)

Открытие изотопов доказывало, что свойства элементов и веществ зависят не от значения относительной атомной массы, а от зарядов ядер – они одинаковы у изотопов одного химического элемента.

Вопрос: Какова современная формулировка Периодического закона? Сильные учащиеся формулируют сами, более слабым учитель помогает.

3. Периодическая система и строение атома. Первичная проверка усвоения знаний.

Периодическая система – графическое изображение Периодического закона, каждое обозначение отражает какую либо особенность в строении атома.

Проводим теоретический анализ.

1) порядковый номер элемента указывает на…

2) число других ядерных частиц – нейтронов находят по формуле…

3) номер периода указывает на …

4) номер группы показывает на …

Строение атома объясняет причину изменения свойств элементов.

Закончите предложения, сверху вниз:

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

В периодах слева направо:

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

Следовательно, можно сделать вывод – дать еще одну причинно-следственную формулировку Периодического закона. От чего зависят свойства химических элементов и их соединений?

Свойства химических элементов и образованных ими веществ находятся в периодической зависимости от строения внешних электронных слоев атомов химических элементов .

Учитель: Задумайте любой химический элемент. Удвойте порядковый номер элемента. К произведению прибавьте пять. Сумму умножьте на пять. Сообщается результат. Решение: от полученного результата надо отбросить последнюю цифру и от полученного числа вычесть два. Это и будет номер задуманного элемента.

4. Значение закона

Итоги урока . Рефлексия.

Выставление оценок. Учащиеся высказывают личные впечатления об уроке, об уровне выявленных знаний и умений. Благодарю за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Характеристика химического элемента по положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Тип урока: комбинированный. Цель: развитие знаний учащихся о характеристике химического элемента по положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Образовательные задачи: научить давать характеристику химическим элементам на основе их положения в периодической системе и строения атома; Воспитательные задачи: содействовать формированию основных мировоззренческих идей – материальность и познаваемость мира. Развивающие задачи: содействовать развитию внимания, памяти, интереса учащихся. Оборудование: учебник, компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, магниты, периодическая система, карточки, листы самооценки, лото, черный ящик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока химии (8 класс) по теме:
"Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

Тема : Периодический закон и периодическая система химических

элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды.

Цель: раскрыть смысл периодического закона и изучить закономерности периодической системы химических элементов.

Задачи: 1) образовательные:

б) сформировать умение определять принадлежность химических элементов к металлам и неметаллам;

в) сформировать понятие о естественных семействах элементов: галогенах и щелочных металлах;

г) изучить периодический закон и закономерности периодической системы – периоды и группы;

а) развивать познавательный интерес учащихся;

б) развивать умение составлять формулы важнейших соединений и характеризовать положение химического элемента по периодической системе; Научить работать с таблицей Д.И.Менделеева

а) формировать основные мировоззренческие представления о познаваемости неживой природы;

б) сформировать понятие о периодическом законе как об основном естественном законе;

в) познакомить с ролью великого русского ученого Д.И.Менделеева в развитии химической науки.

1. Эвристическая беседа.

2. Лекционные фрагменты.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Это второй урок при изучении раздела «Периодический закон и периодическая система химических

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: коллекция металлов и неметаллов, презентация

Словарь терминов: период, группа, периодичность, периодический закон.

Высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе:

Что знать: 1) периодический закон;

2) структуру периодической системы.

Что уметь: 1) составлять формулы соединений;

2) характеризовать положение элемента в периодической системе.

Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем изучение следующего большого раздела «Периодический закон и периодическая система химических

Обратите внимание на высказывания Д.И.Менделеева о периодическом законе и эпиграф к сегодняшнему уроку.

2. Актуализация опорных зун.

Понятие о химическом элементе и знание его характеристик.

- Что такое химический элемент ? (это вид атомов, обладающих одинаковыми свойствами)

- в каких формах он может существовать? ( в виде одиночного атома, простого и сложного вещества)

- на какие группы делят простые и сложные вещества ?(металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли)

- приведите примеры существования химического элемента водорода ( одиночные атомы в космосе, водород и вода).

- какие вы знаете количественные характеристики атомов ? (валентность и относительная атомная масса)

- что такое валентность ? (это способность атомов присоединять к себе определенное число других атомов)

- что показывает атомная масса ? (она показывает во сколько раз масса данного атома больше массы 1/12 атома углерода)

3. Изучение новой темы.

1) Опорные знания. Классификация химических элементов на металлы и неметаллы.

Определите принадлежность к металлам или неметаллам химического элемента на основе указанных свойств.

Высшая валентность по кислороду 2. Простое вещество имеет характерный металлический блеск, проводит тепло и электрический ток, твердое, серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

Высшая валентность по кислороду 4. Простое вещество имеет металлический блеск, жирное на ощупь, проводит тепло и электрический ток, твердое, темно-серого цвета. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

Высшая валентность по кислороду 1. Простое вещество проводит тепло и электрический ток, твердое, но легко режется ножом, имеет серебристо-белый цвет. Оксид и гидроксид проявляют основный характер.

Высшая валентность по кислороду 6. Простое вещество плохо смачивается водой, желтого цвета, хрупкое, плохо проводит тепло и электричество. Оксид и гидроксид проявляют кислотный характер.

Амфотерность – это способность химических соединений проявлять как кислотные, так и основные свойства, т.е. взаимодействовать и с основаниями и с кислотами.

Амфотерные соединения образуют следующие химические элементы : бериллий, алюминий, цинк.

Вопрос: простое вещество – алюминий – типичный металл. Давайте подтвердим амфотерные свойства гидроксида алюминия.

2) Естественные семейства элементов.

3) Предпосылки открытия периодического закона.

1 )накопление фактологического материала;

2 )работы предшественников Д.И.Менделеева;(слайды

3) личностные качества Д.И.Менделеева.(слайды

Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. ( слайды)

— Периодический закон и строение атома.

1) формулировка периодического закона Д.И.Менделеева;(слайд)

2) современная формулировка закона.(слайд)

Периодическая система и строение атома.

Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева..

3) Периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

17 февраля 1869 года – дата открытия периодического закона.

В середине 19-го века было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Были известны способы определения атомной массы, но измеряли ее еще грубо. Для химиков это была трудная задача. Неверно были определены Ar многих элементов, но об этом тогда никто не подозревал.

Следовательно в 1868 году любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был получить такой ряд:

H Li B C N Be O F Na Mg Al Si P S Cl

1 7 11 12 14 14 16 19 23 24 27 28 31 32 35,5

Одних только фактов, которые были известны известны химикам до Менделеева, как бы их ни комбинировать не было достаточно, чтобы открыть один из величайших законов природы – периодический. Нужно было не только знать накопленный в течение многих веков химический опыт, надо было обладать гениальностью и особенно тонкой интуицией, чтобы охватить все знания и глубоко прочувствовать скрытую в них закономерность.

Но продолжая построение своей таблицы, Менделеев расположил свои карточки не совсем так.

На первой карточке были написаны название и атомный вес водорода. Вторую карточку с литием он поместил под ней. На третье место, рядом с литием он положил карточку, на которой было написано Be, 9 хотя в то время большинство химиков считали14.

И вот, что получилось у Менделеева : (слайд)

Li Be B C N O F

7 9 11 12 14 16 19

Na Mg Al Si P S Cl

23 24 27 28 31 32 35

Итак, в вертикальных рядах оказались сходные по свойствам элементы – семейства щелочных металлов и галогенов.

При таком расположении совершенно четко проявилась периодичность свойств элементов. В двух первых коротких периодах менделеевской таблицы правильно чередуются элементы по их атомному весу.

5) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

В настоящее время известно более 500 вариантов периодической системы. Наиболее распространена короткая форма, состоящая из 7 периодов, 8 групп и 10 рядов.

Периодическая система – это графическое отображение периодического закона. В ней компактно представлен огромный объем химических знаний, их современная классификация и систематизация.

Система потому и называется периодической, что она представляет совокупность периодов. Каждый период содержит строго определенное число элементов, начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

2 и 3 по восемь, 4 и 5 по восемнадцать – периоды близнецы.

Самостоятельное заполнение в рабочей тетради с последующей проверкой.

Все, что мы с вами сегодня узнали и чему научились, обязательно нам пригодится на всех последующих уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить составлять план характеристики химического элемента, исходя из его положения в Периодической системе и строения атома.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение структуры ПСХЭ.

Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам

Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома.

Памятка. Не надо учить наизусть химические свойства каждого атома, не надо зазубривать химические реакции. ответ на любой вопрос по химии находится в Периодической системе элементов .

3. Изучение нового материала.

Химические элементы в Периодической системе – это герои, и им, как и любым героям, нужно давать определенные характеристики. За основу их характеристики нужно брать Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Описывать химический элемент нужно будет по 7 пунктам: во-первых необходимо указать Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение его атома, затем характер простого вещества, т.е. металлом или неметаллом является этот химический элемент, сравнить свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами, а также сравнить свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами, только после этого определить состав высшего оксида и его характер (основный, кислотный, амфотерный), а на основании оксида и состав высшего гидроксида, его характер (кислородсодержащая кислота, основание, амфотерный гидроксид), а для неметаллов ещё указать состав летучего водородного соединения.

Для атомов химических элементов в группах сверху вниз увеличивается заряд ядра атомов, который численно равен порядковому номеру элемента, радиус атомов тоже увеличивается, т.к. увеличивается число энергетических уровней, а число энергетических уровней определяется номером периода, при этом число электронов остается неизменным, электроны все дальше и дальше отдаляются от ядра, поэтому их становится легче отдать и восстановительные свойства усиливаются, а окислительные – ослабевают. При этом высшая степень окисления остается

Тема урока: Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

Научить составлять план характеристики химического элемента, исходя из его положения в Периодической системе и строения атома.

1. Организационный момент.

2. Повторение структуры ПСХЭ.

Закономерности изменения свойств химических элементов и их соединений по периодам и группам

Химические свойства элементов (а уж тем более их соединений!) напрямую зависят от строения атома.

Памятка. Не надо учить наизусть химические свойства каждого атома, не надо зазубривать химические реакции. ответ на любой вопрос по химии находится в Периодической системе элементов.

3. Изучение нового материала.

Химические элементы в Периодической системе – это герои, и им, как и любым героям, нужно давать определенные характеристики. За основу их характеристики нужно брать Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева. Описывать химический элемент нужно будет по 7 пунктам: во-первых необходимо указать Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева и строение его атома, затем характер простого вещества, т.е. металлом или неметаллом является этот химический элемент, сравнить свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами, а также сравнить свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами, только после этого определить состав высшего оксида и его характер (основный, кислотный, амфотерный), а на основании оксида и состав высшего гидроксида, его характер (кислородсодержащая кислота, основание, амфотерный гидроксид), а для неметаллов ещё указать состав летучего водородного соединения.

Для атомов химических элементов в группах сверху вниз увеличивается заряд ядра атомов, который численно равен порядковому номеру элемента, радиус атомов тоже увеличивается, т.к. увеличивается число энергетических уровней, а число энергетических уровней определяется номером периода, при этом число электронов остается неизменным, электроны все дальше и дальше отдаляются от ядра, поэтому их становится легче отдать и восстановительные свойства усиливаются, а окислительные – ослабевают. При этом высшая степень окисления остается неизменной и равна номеру группы, низшая степень окисления тоже не изменяется и равна №группы – 8. В периодах слева направо заряд ядра тоже увеличивается, а радиус, наоборот, уменьшается, т.к. увеличивается число электронов на внешнем уровне, которое определяется по номеру группы и электроны крепче связаны с ядром, число энергетических уровней при этом остается неизменным. Поэтому, восстановительные свойства ослабевают, а усиливаются окислительные. Высшая степень окисления изменяется от +1 до +8: в первой группе ‒ +1, во второй ‒ +2, в третьей ‒ +3, в четвертой ‒ +4, в пятой ‒ +5, а низшая от изменяется -4 до -: в четвертой группе она равна -4, в пятой -3, в шестой -2, а в седьмой -1.


Что касается простых веществ, то металлические свойства в группах сверху вниз усиливаются, а в периодах слева направо ослабевают. Неметаллические свойства, наоборот, в группах сверху вниз ослабевают, а в периодах слева направо усиливаются.

Для соединений химических элементов характерно то, что в группах сверху вниз усиливаются основные свойства, а кислотные ослабевают. Например, в первой группе, основные свойства оксида калия выражены сильнее, чем у оксида лития, а в четверной группе у оксида кремния (IV) кислотные свойства выражены сильнее, чем у оксида свинца (IV). В периодах слева направо усиливаются кислотные свойства, а ослабевают основные. Например, у оксида магния основные свойства выражены сильнее, чем у оксида алюминия, у оксида углерода (IV) кислотные свойства выражены сильнее, чем у оксида бора.


Охарактеризуем металл натрий по всем признакам. Порядковый номер натрия, т.е. клетка, в которой он стоит – 11. Массовое число – 23. Значит, заряд его ядра равен +11, Z = +11 (заряд ядра атома равен порядковому номеру элемента, числу протонов и числу электронов). Поэтому в атоме 11 электронов (11 ē), а число нейтронов определяется по формуле N = A – Z, т.е. 23 – 11 = 12, значит в атоме 12 нейтронов (12n).

Натрий находится в 3-ем периоде, значит, у него будет 3 энергетических уровня, на которых будут располагаться все его электроны. На первом уровне 2 электрона (это максимально), на втором – 8, на третьем, значит, – 1 электрон.

Т.к. у натрия 1 электрон на внешнем уровне, то этот элемент относится к металлам. В реакциях он будет отдавать 1 электрон, проявляя восстановительные свойства, и получать степень окисления +1.

Теперь нужно охарактеризовать натрий как простое вещество. Раз натрий – это металл, то для него характерна металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Поэтому, как и для любого металла для него характерны такие физические свойства, как металлический блеск, пластичность, тепло и – электропроводность.

Теперь нужно сравнить свойства натрия со свойствами его соседей по группе: металлические свойства натрия выражены сильнее, чем у лития, но слабее, чем у калия, т.к. в группе сверху вниз увеличивается радиус атома и электроны больше отдаляются от ядра и их становится легче оторвать.

А теперь сравнить нужно свойства натрия со свойствами его соседей по периоду: металлические свойства натрия выражены сильнее, чем у магния, т.к. в периодах, слева направо радиус атомов уменьшается, а число электронов на внешнем уровне увеличивается, электроны крепче связаны с ядром, поэтому их становится тяжелее оторвать, чем присоединить.

Теперь нужно составить формулу оксида натрия и определить его характер. Т.к. натрий – металл I A группы, то ему соответствует оксид натрия – Na2O, значит, это основный оксид и он проявляет все свойства, характерные для этих оксидов: он реагирует с кислотами и кислотными оксидами, с водой с образованием щёлочи.

Гидроксид натрия – это NaOH, он является щёлочью – растворимым в воде основанием. Для него будут характерны следующие свойства: реакции с кислотами и кислотными оксидами, реакции с солями.

Если натрий – металл, но он не образует летучих водородных соединений.

Охарактеризуем фосфор. Фосфор находится в клетке номер 15, т.е. порядковый номер его – 15, значит, заряд ядра его атома будет +15, а число протонов, как и число электронов равно 15: (р = 15, ē = 15). Массовое число фосфора – 31, поэтому число нейтронов будет равно 16, т.к. если мы от массового числа отнимем число протонов, то будет 16 (31 – 15 = 16). Фосфор находится в третьем периоде, значит, у него три энергетических уровня, на первом уровне 2 электрона, на втором – 8, а на третьем будет пять: (2ē, 8ē, 5ē). Т.о. на внешнем энергетическом уровне у фосфора 5 электронов.

Фосфор – это неметалл, значит, он может быть как окислителем, так и восстановителем. Как окислитель, он может присоединить 3 электрона до завершения внешнего уровня, получая при этом степень окисления -3 (Р 0 + 3 ē → Р -3 ), а как восстановитель, он может отдать 3 или 5 электронов и получить степень окисления +3 или +5 (Р 0 - 3 ē → Р +3 , Р 0 - 5 ē → Р +5 .

Фосфор – неметалл. Для него характерно явление аллотропии, как и для серы. Т.е. он может образовывать несколько простых веществ, отличающихся своими свойствами. Например, белый фосфор имеет белый цвет и молекулярную кристаллическую решетку, молекула имеет вид тетраэдра, а красный фосфор представляет собой полимер, черный фосфор является полупроводником и имеет металлический блеск.

Теперь нужно сравнить свойства фосфора и его соседей. Неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем у мышьяка, но слабее, чем у азота, т.к. радиус у азота меньше, чем у фосфора. По сравнению с соседями по периоду, свойства фосфора выражены сильнее, чем у кремния, но слабее, чем у серы.

Осталось составить формулу оксида и гидроксида фосфора. Высший оксид фосфора –P2O5. Это кислотный оксид, который проявляет свойства, характерные для этих оксидов: он реагирует с основными оксидами, основаниями и водой с образованием соответствующей кислоты.

Высший гидроксид фосфора – это фосфорная кислота, или ортофосфорная – H3PO4, она проявляет свойства, характерные для всех кислот: реагирует с металлами, основаниями и основными оксидами, с солями.

Фосфор – неметалл, поэтому имеет летучее водородное соединение – РН3 – фосфин.

Читайте также: