Гсм и другие специальные жидкости применяемые при обслуживании ввт конспект

Обновлено: 07.07.2024


ГОСТ Р 56401-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила проведения работ по допуску к применению горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей для авиационной техники

Aircraft. Standard practice for approval of new aviation fuels and lubricants in aircraft

Дата введения 2016-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Настоящий стандарт предназначен для разработчиков (изготовителей) техники, составных частей и комплектующих изделий (далее - СЧ и КИ), эксплуатантов техники, изготовителей горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей и других заинтересованных сторон.

Целью настоящего стандарта является установление единого порядка испытаний и допуска к применению новой продукции.

Настоящий стандарт определяет правила проведения испытаний, процедуру допуска к применению новой продукции и порядок взаимодействия заинтересованных организаций (заявитель, изготовитель продукции, разработчик (изготовитель) техники, СЧ и КИ, эксплуатанты техники, отраслевые научно-исследовательские институты, федеральные органы власти и др.).

По решению разработчика (изготовителя) изделия настоящий стандарт может быть использован при допуске к применению новой продукции, предназначенной для ракетно-космической, морской, наземной и других видов техники.

Настоящий стандарт учитывает требования законодательства Российской Федерации, Федеральных авиационных правил, Конвенции [1] и международной практики.

Применение в авиационной технике новой продукции, не прошедшей испытания и не включенной в инструкцию по эксплуатации техники, является нарушением Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (статья 37, пункты 4, 5) [2].

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на горюче-смазочные материалы и специальные жидкости для авиационной техники (далее - техника) и устанавливает схему организации работ по допуску к применению новых топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов (далее - продукция) в технике, требования разработчиков (изготовителей) техники, составных частей, а также комплектующих изделий межотраслевого применения (далее - СЧ и КИ) к порядку проведения испытаний продукции, рассмотрению результатов испытаний и оформлению разрешения на применение продукции, предназначенной для использования в гражданской, государственной и экспериментальной авиационной технике.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18675-2012 Документация эксплуатационная и ремонтная на авиационную технику и покупные изделия для нее

ГОСТ 31270-2004 Техника авиационная гражданская. Порядок выпуска сервисных бюллетеней и выполнения по ним работ

ГОСТ 31873-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

авиационная техника: Летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.

3.2 аттестация: Признание аттестующим органом системы добровольной сертификации компетентности юридического лица, физического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

3.3 добровольная сертификация: Добровольное подтверждение соответствия, осуществляемое по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

3.4 допуск: Процедура организации испытаний новой продукции и принятия решения о ее применении в технике.

3.5 заявитель: Физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

знак соответствия: Обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

идентификация продукции: Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

3.8 изготовитель продукции: Объединение, предприятие или организация, осуществляющие освоение производства и выпуск продукции.

3.9 инспекционный контроль: Элемент схемы сертификации, состоящий в контрольной проверке системы управления качества продукции и ее соответствия требованиям, подтвержденным при сертификации в целях поддержания правомерности действия сертификата соответствия.

3.10 квалификационные методы испытаний: Ускоренные методы испытаний новой продукции на натурных агрегатах или модельных установках в сочетании с методами, входящими в нормативные документы или технические условия на данную продукцию.

3.11 методика испытаний: Организационно-методический документ, определяющий средства и условия испытаний, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению одной или нескольких взаимосвязанных характеристик свойств объекта, формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

3.12 модернизированная продукция: Продукция с улучшенными эксплуатационными свойствами, полученными в результате изменения состава базовых компонентов и/или технологического режима производства, и/или композиции присадок по сравнению с выпускаемой (допущенной к применению).

3.13 модифицированная продукция: Продукция, сохранившая область применения и свои физико-химические и эксплуатационные свойства, но выработанная с изменением состава базовых компонентов, и/или технологического режима производства, и/или композиции присадок по сравнению с выпускаемой (допущенной к применению), выпускаемая без изменения нормативного документа.

3.14 новая продукция: Впервые выпускаемая продукция, соответствующая новому нормативному документу, и/или серийно выпускаемая продукция, рекомендуемая для новой области применения, и/или модифицированная и модернизированная продукция (продукция, выработанная по новой технологии и/или с изменением состава базовых компонентов, и/или технологического режима производства, и/или композиции присадок, и/или на новом месте производства).

3.15 опытная продукция: Партия впервые выпускаемой, модернизированной или модифицированной продукции, изготовленная для проверки соответствия ее заданным требованиям.

орган по сертификации: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

Примечание - Органы по сертификации должны быть аттестованы для выполнения работ в системе добровольной сертификации.

3.17 организационно-методическая документация: Набор документов, устанавливающих задачи, функции, права и обязанности, содержащих методы и правила выполнения работ.

оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

подтверждение соответствия: Документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

3.20 программа испытаний: По ГОСТ 16504-81, статья 13.

Примечание - Программа разрабатывается экспертной комиссией и согласовывается с держателем сертификата на технику (изготовителем/разработчиком).

сертификация: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

3.22 сертификат соответствия системы добровольной сертификации: Документ, оформленный в соответствии с настоящим стандартом в рамках добровольной системы сертификации, удостоверяющий, что новая продукция соответствует требованиям стандартов, определенных программой испытаний, сводам правил или условиям договоров.

Примечание - Сертификат соответствия является основанием для внесения новой продукции в эксплуатационную документацию.

система сертификации: Совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и Правил функционирования системы сертификации в целом.

3.24 составная часть: Самостоятельная часть изделия, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца (комплекса, системы), представляющая собой совокупность сборочных единиц и/или деталей, объединенных общим конструктивным (схемным) решением.

экспериментальная авиация: Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

1. Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятие об октановом и цетановом числе.

2. Назначение масел, смазок, их классификация. Марка масел и смазок применяемых при эксплуатации БТВТ.

3. Марки специальных жидкостей применяемых при эксплуатации БТВТ, НОЖ, их назначение. Основные свойства и порядок приготовления.

4. Простейшие способы определения пригодности топлив и масел к использованию. Меры безопасности при обращении с ГСМ.

В системах питания топливом боевых и транспортных машин используются бензины, реактивные и, дизельные топлива различных марок. (Топливо - это горючее вещество способное к выделению возможно большего количества тепла и развивающее высокую температуру).

Все топлива для БТВТ изготавливают из нефтепродуктов и представляют собой нефтяные фракции различного состава. Для получения топлив нефть нагревают и выделяют из нее фракции различающиеся температурой кипения. Такой процесс называют перегонкой нефти.


Однако выход готового продукта при прямой перегонке не превышает 20-30 %. Для увеличения выхода готового продукта оставшийся после перегонки мазут подвергают дальнейшей переработке с помощью термического или каталитического крекинга, риформинга, платформинга и т.п. Из мазута извлекают также основы для минеральных масел.

В качестве основного топлива для карбюраторных двигателей и дополнительного для многотопливных дизелей используются бензины.

Бензин - это смесь, углеводородов с температурой кипения от 40 до 200° С.

В связи с особенностями работы карбюраторных двигателей к бензинам предъявляются следующие требования:

- определенная детонационная стойкость;

- физическая и химическая стойкость;

- минимальное коррозионное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

ДЕТОНАЦИЯ - это процесс ненормально быстрого сгорания рабочей смеси при создании в цилиндре двигателя определенных условий (перегрузка двигателя, резкая подача топлива, высокая степень сжатия и т.п.). Скорость фронта горения при детонации достигает 1500-2000 м/сек вместо 20-25 м/сек при нормальном сгорании.

Антидетонационные свойства бензинов определяются на специальных лабораторных установках эталонных двигателях внутреннего сгорания, в которых сжигается смесь изооктана (C18H18) с нормальным гептаном (C7H17). Детонационная стойкость изооктана принимается за 100 ед., а стойкость нормального гептана за 0 ед. Процент содержания изооктана в эталонном топливе, соответствующем по своей детонационной стойкости исследуемому топливу называется ОКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ. Этот метод определения октанового числа называют МОТОРНЫМ. Кроме того, существует несколько отличающийся, т.н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ метод определения октанового числа, который проще моторного, но дает октановое число которое, как правило, на 5-6 ед. выше числа определенного по моторному методу. Бензины, октановое число которых определено по моторному методу маркируются буквой А. Например, А-80. Где цифра обозначает детонационную стойкость бензина. Бензины, октановое число которых определенно исследовательским методом маркируются буквами АИ, например АИ-93.

Для повышения детонационных свойств бензинов в них добавляются антидетонаторы - тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС) в смеси с этиловой жидкостью. Этиловая жидкость служит для выноса свинца из зоны сгорания. Такие бензины называются ЭТИЛИРОВАННЫМИ. Повышая эксплуатационные свойства, антидетонаторы одновременно делают его особо ядовитым для человека и окружающей среды. Поэтому этилированные бензины окрашивают в яркие цвета, вводя различные красители.

В бронетанковой технике используются различные марки бензинов, выпускаемые промышленностью.

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения oт 200 до 350° С.

Дизельные топлива представляют собой прозрачную, более вязкую, чем бензин жидкость, окрашенную имеющимися в ее составе смолами в цвета от желтого (арктического топлива) до светло-коричневого, (летние сорта топлива).




К дизельному топливу предъявляют следующие требования:

- текучесть до возможно более низких температур;

- определенная вязкость и самовоспламеняемость;

- минимальное коррозионное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивается цетановым числом. Октановое число - это условный показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, равный процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином, которая при испытании на эталонном двигателе будет иметь такой же период задержки самовоспламенения как и испытываемые топлива

Основные дизельные топлива, предусмотренные ГОСТ 305-82, изготавливаются из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации, смешанных с газойлем, и каталитического крекинга (20%).

В зависимости от температурных условий в БТВТ применяются следующие марки дизельных топлив:

- Л-0,2 - 40 при температуре окружающего воздуха выше 0°С; -3-0,2 - минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20°С и выше:

- 3-0,2 - минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 0 С и выше:

-А-0,2 при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°С.

В условное обозначение входят цифры, обозначающие массовую долю серы в топливе (0,2) и температуру вспышки (только для топлива марки Л).

ТОПЛИВА ДЛЯ PEAK ГИВНЫХДВИГАТЕЛЕЙ

Реактивные топлива применяются как основные для систем питания газотурбинных двигателей и как дополнительные для питания многотопливных дизелей.

Наработка дизельных двигателей на реактивных топливах их смесях с основными топливами ограничена и определяется заводской инструкцией.

В БТВТ применяются реактивные топлива марок РТ, ТС-1, T-2.

Учебные вопросы:

1. Классификация ГСМ используемого при эксплуатации БТВТ. Требование предъявляемые к ГСМ. Понятие об октановом и цетановом числе.

2. Назначение масел, смазок, их классификация. Марка масел и смазок применяемых при эксплуатации БТВТ.

3. Марки специальных жидкостей применяемых при эксплуатации БТВТ, НОЖ, их назначение. Основные свойства и порядок приготовления.

4. Простейшие способы определения пригодности топлив и масел к использованию. Меры безопасности при обращении с ГСМ.

В системах питания топливом боевых и транспортных машин используются бензины, реактивные и, дизельные топлива различных марок. (Топливо - это горючее вещество способное к выделению возможно большего количества тепла и развивающее высокую температуру).

Все топлива для БТВТ изготавливают из нефтепродуктов и представляют собой нефтяные фракции различного состава. Для получения топлив нефть нагревают и выделяют из нее фракции различающиеся температурой кипения. Такой процесс называют перегонкой нефти.


Однако выход готового продукта при прямой перегонке не превышает 20-30 %. Для увеличения выхода готового продукта оставшийся после перегонки мазут подвергают дальнейшей переработке с помощью термического или каталитического крекинга, риформинга, платформинга и т.п. Из мазута извлекают также основы для минеральных масел.

В качестве основного топлива для карбюраторных двигателей и дополнительного для многотопливных дизелей используются бензины.

Бензин - это смесь, углеводородов с температурой кипения от 40 до 200° С.

В связи с особенностями работы карбюраторных двигателей к бензинам предъявляются следующие требования:

- определенная детонационная стойкость;

- физическая и химическая стойкость;

- минимальное коррозионное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

ДЕТОНАЦИЯ - это процесс ненормально быстрого сгорания рабочей смеси при создании в цилиндре двигателя определенных условий (перегрузка двигателя, резкая подача топлива, высокая степень сжатия и т.п.). Скорость фронта горения при детонации достигает 1500-2000 м/сек вместо 20-25 м/сек при нормальном сгорании.

Антидетонационные свойства бензинов определяются на специальных лабораторных установках эталонных двигателях внутреннего сгорания, в которых сжигается смесь изооктана (C18H18) с нормальным гептаном (C7H17). Детонационная стойкость изооктана принимается за 100 ед., а стойкость нормального гептана за 0 ед. Процент содержания изооктана в эталонном топливе, соответствующем по своей детонационной стойкости исследуемому топливу называется ОКТАНОВЫМ ЧИСЛОМ. Этот метод определения октанового числа называют МОТОРНЫМ. Кроме того, существует несколько отличающийся, т.н. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ метод определения октанового числа, который проще моторного, но дает октановое число которое, как правило, на 5-6 ед. выше числа определенного по моторному методу. Бензины, октановое число которых определено по моторному методу маркируются буквой А. Например, А-80. Где цифра обозначает детонационную стойкость бензина. Бензины, октановое число которых определенно исследовательским методом маркируются буквами АИ, например АИ-93.

Для повышения детонационных свойств бензинов в них добавляются антидетонаторы - тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС) в смеси с этиловой жидкостью. Этиловая жидкость служит для выноса свинца из зоны сгорания. Такие бензины называются ЭТИЛИРОВАННЫМИ. Повышая эксплуатационные свойства, антидетонаторы одновременно делают его особо ядовитым для человека и окружающей среды. Поэтому этилированные бензины окрашивают в яркие цвета, вводя различные красители.

В бронетанковой технике используются различные марки бензинов, выпускаемые промышленностью.

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Дизельное топливо представляет собой смесь углеводородов с температурой кипения oт 200 до 350° С.

Дизельные топлива представляют собой прозрачную, более вязкую, чем бензин жидкость, окрашенную имеющимися в ее составе смолами в цвета от желтого (арктического топлива) до светло-коричневого, (летние сорта топлива).

К дизельному топливу предъявляют следующие требования:

- текучесть до возможно более низких температур;

- определенная вязкость и самовоспламеняемость;

- минимальное коррозионное воздействие;

- отсутствие механических примесей и воды.

Самовоспламеняемость дизельного топлива оценивается цетановым числом. Октановое число - это условный показатель самовоспламеняемости дизельного топлива, равный процентному содержанию цетана в смеси с альфаметилнафталином, которая при испытании на эталонном двигателе будет иметь такой же период задержки самовоспламенения как и испытываемые топлива

Основные дизельные топлива, предусмотренные ГОСТ 305-82, изготавливаются из продуктов прямой перегонки сернистых нефтей, подвергнутых гидроочистке и депарафинизации, смешанных с газойлем, и каталитического крекинга (20%).

В зависимости от температурных условий в БТВТ применяются следующие марки дизельных топлив:

- Л-0,2 - 40 при температуре окружающего воздуха выше 0°С; -3-0,2 - минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20°С и выше:

- 3-0,2 - минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 0 С и выше:

-А-0,2 при температуре окружающего воздуха ниже минус 30°С.

В условное обозначение входят цифры, обозначающие массовую долю серы в топливе (0,2) и температуру вспышки (только для топлива марки Л).

ТОПЛИВА ДЛЯ PEAK ГИВНЫХДВИГАТЕЛЕЙ

Реактивные топлива применяются как основные для систем питания газотурбинных двигателей и как дополнительные для питания многотопливных дизелей.

Наработка дизельных двигателей на реактивных топливах их смесях с основными топливами ограничена и определяется заводской инструкцией.

Читайте также: