Грибы паразиты растений животных человека 7 класс конспект

Обновлено: 14.07.2024

Грибы - паразиты живут за счет растений, животных, насекомых и даже человека. Больше всего подвержены заражению грибами растения.

ВложениеРазмер
griby-parazity.rar 56.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Грибы - паразиты

Личностные УУД : формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД : формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; Предметные УУД : Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов

За д а ч и у р о к а :

  • Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними
  • Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
  • Обобщить знания о грибах, как о самостоятельном царстве

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент

Приветствие, пожелание на урок.

Приветствие учителя. Знакомство с планом работы

Мотивация к учебной деятельности

На прошлых уроках мы узнали про грибы интересные факты.

    Первое задание. Вставь пропущенное слово (Слайд 1)

  1. Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….
  2. Споры мукора созревают в ……
  3. Дрожжи используют в ….
  4. Дрожжи размножаются …..
  5. Для чего разводят дрожжи…
  1. Третье задание. Выполнение теста (на листочках).

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает повезло. (Гриб) (Слайд 3)

Итак, сегодня на уроке мы действительно будем изучать грибы. А теперь вопрос.

  1. Что объединяет сгнившее яблоко и белый гриб (показать). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

(Демонстрация яблока с пятнами парши).

Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид?

У меня к вам следующий вопрос:

  1. На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).
  2. Разгадайте ребус (Слайд 4)

Определим тему и цель урока.

Запишите в тетрадях число и тему урока.

Тема урока: грибы-паразиты (Слайд 5)

Отвечают на вопросы.

участвуют в определении темы, цели урока

Организация познавательной деятельности.

(В лес или на луг)

Итак, мы в лесу. Тихо здесь, сумрачно. Но вы остановитесь, приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь.

Только ли в лесу и на лугу можно встретить грибы?

Какие грибы называют паразитами?

Грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. ( Просмотр слайдов).

Хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растений – явление гигантизма. Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев, – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать представление о понятиях по теме урока.

Задачи: познакомить с навыками и умениями по теме урока и научить пользоваться ими.

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

-Рассмотрите предметы, изображённые на доске. Можно ли их отнести к тому, что нас окружает на Земле?

-На какие группы можно распределить все эти объекты?

-По каким признакам вы распределили окружающие нас объекты на группы?

- Как вы думаете, какая тема урока? Задачи урока?

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Головня поражает злаковые растениях: кукурузу, рожь, пшеницу и другие.

Споры головни созревают почти одновременно с зерновками. Споры вместе с зерном зимуют на остатках растений и в почве. Весной из спор образуется новая грибницы, которая развивается внутри молодого растения и питается его соками. Когда появляются колосья, головня образует огромное количество спор и превращает зерновки в чёрную массу, напоминающую сажу. Поражённые колоски как будто обуглены (отсюда и название этих грибов). На месте одной зерновки образуются миллионы спор.

Для защиты растений от головни перед посевом семена обрабатывают фунгицидами — ядами, убивающими грибы.

На культурных и дикорастущих злаках часто паразитирует спорынья. Грибница спорыньи на месте зерновок образует плотные чёрно- фиолетовые сплетения — ядовитые рожки. Эти рожки во время уборки попадают в зерно, а затем при посеве попадают в почву. Весной рожки прорастают и образуются споры. Споры разносятся ветром и попадают на цветущие растения злаков. Споры прикрепляются рыльцам их пестиков и прорастают в завязи. Там он разрастается и образует вместо зерновок ядовитые рожки.

Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжёлое отравление.

Трутовики поселяются на деревьях и разрушают их древесину. Споры этих грибов могут попасть в дерево, если на стволе есть повреждения. Из спор внутри ствола образуется грибница, которая постепенно разрушает древесину.

Плодовые тела появляются на стволе дерева значительно позже. Они обычно крупные, твёрдые, в виде наростов или копыт. Чаще всего у трутовиков плодовые тела живут много лет. Каждый год в их трубочках созревают новые споры. Ко времени появления плодовых тел стволы деревьев уже полностью поражены грибницей. Дерево вскоре может погибнуть.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока направлен на изучение грибов - паразитов, их жизнедеятельности и значении.

Грибы – паразиты.

Цель. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения особенностей жизнедеятельности грибов- паразитов.

образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, любовь к природе.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Формирование познавательного мотива на основе интереса, направленного на изучение живой природы.

Овладеют интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Повторение изученного материала.

С какими плесневыми грибами мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое строение имеет мукор?

Есть ли сходство между мукором и шляпочными грибами?

Что получают из пеницилла?

Как человек использует антибиотики?

Как размножаются дрожжи?

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удается только под микроскопом. О каком грибе идет речь?

Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?

В тесто для выпечки хлеба добавляют пекарские дрожжи. Каким бы получился хлеб без дрожжей? Почему?

В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненых и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?

Слайд 2. Письменное задание.

Установите соответствие между особенностями строения и организмом, для которого они характерны.

А. Мукор Б. Дрожжи В. Подберезовик

1. Образует плодовое тело из пенька и шляпки

2. Состоит из одной многоядерной клетки

3. Тело состоит из одной или несколько клеток

4. Размножается почкованием

5. Грибница с корнями растений образует микоризу

6. На гифах, поднимающихся вверх, находятся спорангии

7. Появляется в виде плесени

8. Споры созревают в шляпке

9. Спороносный слой имеет трубчатое строение

Ответы по щелчку.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 3. Демонстрация картинок с грибами- паразитами. Встречались ли вам такие растения? Где и в какое время года?

Это тоже грибы. Их называют грибы- паразиты. Скажите, какую группу грибов мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке?

Какие вопросы мы с вами изучаем при рассмотрении определенной группы грибов?

Слайд 4. На данном уроке мы с вами познакомимся с грибами- паразитами.

Слайд 5. В ходе урока должны найти ответы на следующие вопросы:

- Где обитают данные грибы?

- Какое строение имеют грибы- паразиты?

- Какой способ питания данной группы грибов?

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?

Изучение новой темы.

Чтобы определить основные признаки грибов – паразитов, давайте познакомимся с многообразием грибов – паразитов.

Самостоятельная работа с учебником. Стр. 82. Зад. 55 стр. 35 в раб.тетради.

Названия грибов - паразитов

Головня Слайд 6.

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Спорынья Слайд 7.

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Трутовик Слайд 8.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Фитофтора Слайд 9

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Слайд 12. Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай. Гриб хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. При этом колосья совсем не образуются или не содержат полноценных зёрен. Наиболее перспективный способ борьбы с грибом – выведение устойчивых к ржавчине сортов. Ржавчиной поражаются плодовые и садово-декоративные культуры.

Слайд 13. Серая гниль паразитирует на растительных остатках, которые остаются в почве. Попадая на отмершие части растений, гриб поражает живые клетки токсичными выделениями, поражая все новые участки тканей. Активность серой гнили приходится на сырую и холодную весну. Во время завязывания бутонов, болезнь поражает верхнюю часть растений: бутоны, стебли, листья.

Слайд 14. Парша вызывает заболевания, связанные с сильным поражением и деформацией поверхностных тканей. Сильное развитие парши почти никогда не бывает губительным для яблони, но может заметно снизить урожайность (уменьшается количество и вес плодов) и качество плодов. Плоды мельчают, становятся непривлекательными, уродливой формы, со сниженным содержанием витаминов.

Слайд 15. Микозы – заболевания, вызываемые грибами- паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяного покрова, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши и др. болезней.

Ответим на поставленные вопросы в начале урока. слайд 16

- Где обитают данные грибы? - живые организмы

- Какое строение имеют грибы- паразиты? - разросшаяся грибница внутри живого организма, очень редко образуют плодовые тела

- Какой способ питания данной группы грибов? – паразиты

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты? - спорами, распространяются ветром

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека? – вызывают заболевания, порчу продуктов и др. предметов.

Первичное закрепление изученного материала.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

· Обуч. Ознакомить учащихся со строением, размножением и развитием грибов - паразитов.

· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.

· Воспит. Воспитывать чувство ответственности за изученный материал

Методы активизации мыслительной деятельности.

Орг. момент. План урока.

Методы контроля знаний (опрос).

1. Письменно (таблица).

2. № 42, 43 стр. 10, № 48 стр. 11.

Основная часть (новый материал).

Грибы паразиты питаются готовыми органическими веществами живых организмов. Мучнисторосянные грибы и спорынья. В конце лета на полях можно увидеть темные колоски похожие на головешки, покрытые пылинками. Внутри этих точек имеются половые клетки, которые, сливаясь, образуют зиготу. Каждая зигота образуют сумку, в которой развивается 8 спор.

Спорынья поселяется на колосьях пшеницы.

Ржавчинные грибы. Поражает зерновые культуры. Споры хорошо разносятся во влажное время.

Головневые грибы поражают плоды, соцветия и другие части растений.

Трутовые грибы. Разрушители древесины.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).

Поражаемые части растений

Самостоятельно рассмотреть параграф 11.

Итоговый контроль, анализ урока. Д\3 П. 10, 11.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


царство грибы

Ключевые слова: царство Грибы, жизнедеятельность грибов, классификация грибов, шляпочные гpибы, плесневые, дрожжи, грибы-паразиты, съедобные и ядовитые гpибы, значение грибов.

Грибы — особое царство живых организмов, насчитывающее 100 000 видов. Строение грибов разнообразно — от одноклеточных форм до сложноустроенных шляпочных форм. Гpибы совмещают черты растений и животных.

Признаки растений:

  • неподвижность (отсутствие способности активно передвигаться)
  • неограниченный постоянный рост,
  • питание путём всасывания,
  • наличие клеточных оболочек,
  • размножение с помощью спор.

Признаки животных:

  • отсутствие пластид и способности к фотосинтезу,
  • наличие хитина в клеточных оболочках,
  • запасное питательное вещество гликоген.

Вегетативное тело гриба представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из нитей — гифов. Это признак, свойственный только грибам !

царство грибы

Жизнедеятельность грибов

Питание:

Дыхание:

Размножение:

  • вегетативное (частями мицелия)
  • бесполое (с помощью спор)
  • половое (слияние мужских и женских половых клеток)
  • почкованием (дрожжи)

Классификация грибов

Гpибы делятся на низшие и высшие. Низшие гpибы, как правило, одноклеточные opганизмы. У них все тело состоит из одной многоядерной клетки. Высшие гpибы — многоклеточные opганизмы.

Шляпочные грибы

Шляпочные грибы обитают в лиственных, хвойных и смешанных лесах.

Плесневые гpибы

К плесневым грибам относятся: мукор (белая плесень), пеницилл (зеленая или голубая плесень) и аспергилл (черная плесень). Черная плесень — сапрофит, поражает пищевые продукты, книги, обувь, одежду; размножается конидиями.

Дрожжевые грибы

дрожжевые грибы

Гpибы-паразиты

грибы паразиты

Съедобные и ядовитые грибы

Значение грибов:

  • участие в круговороте веществ
  • участие в почвообразовании
  • образование микоризы
  • пища для животных
  • сырьё для получения антибиотиков
  • использование в хлебопечении
  • использование в производстве алкоголя
  • использование в производстве сыров, кисломолочных продуктов
  • порча продуктов питания
  • разрушение построек
  • причина заболеваний растений, животных и человека

значение грибов

Читайте также: