Гражданские правоотношения 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Описание материала: Данный конспект урока будет полезен учителям, преподающим обществознание в 9,11 классах по учебнику Боголюбова Л.Н. Урок направлен на формирование у учащихся (9 класса) представления о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений. Конспект урока содержит приложение в виде рабочих листов, которые заполняются учащимися по ходу урока.

сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений.

  • Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
  • Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
  • Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
  • Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

После изучения темы учащиеся должны:

  • знать круг участников гражданских правоотношений
  • иметь представления о содержании и объектах гражданских правоотношений
  • знать некоторые виды гражданских правоотношений

Основные понятия: гражданское право как отрасль права, гражданские правоотношения, сделки, договоры.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами

  1. Мотивация: Вводная речь учителя, постановка проблемы

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.

А вот студентка Вера. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Вера не оставляет нигде даже пальто.

А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.

Вопросы к учащимся:

    Хотели бы вы жить в данном городе?
  1. Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?

Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.

Как вы думаете, какую тему мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Сегодня мы поговорим об отрасли права и ее правоотношениях, которые регулируют вопросы права собственности и имущества. (может кто-то уже догадался о какой отрасли права идет речь?)

  1. Изучение новой темы:
  1. Что такое гражданское право?
  2. В чем особенности гражданских правоотношений?

Работа над понятием гражданское право . (стр. 136)

Гражданское право - это отрасль права, включающая совокупность юридических норм, которые регулируют на началах равенства и автономии воли сторон имущественные и личные неимущественные отношения .

Гражданское право регулирует два вида отношений:

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски.

ВложениеРазмер
grazhdanskoe_obshchestvo_i_pravovoe_gosudarstvo.zip 284.21 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданское общество и правовое государство.

Автор: Перевозчикова Ирина Анатольевна

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Класс: 10 ( базовый уровень)

Основная часть …………………………………… с. 6

Предмет обществознания в школе призван не только дать учащимся необходимые знания с целью успешной сдачи единого государственного экзамена, но и сформировать у учащихся необходимые для жизни в обществе качества личности, помочь успешной социализации. Противоречия и проблемы современного российского общества не могут не отражаться на формировании современного подрастающего поколения. Тем актуальнее становится тема, посвященная ведущим ценностям демократического государства.

Современному молодому человеку необходимо научиться делать осознанный самостоятельный выбор, нести личную ответственность за него. Понятие и признание значимости для человека прав и свобод, гражданского отношения к происходящему позволит ему реализовать себя в жизни. Важно, чтобы каждый сегодняшний школьник отчетливо понимал, что от его личного успеха выигрывает само общество. Поэтому, получая от государства возможности самореализации, гарантии прав и свобод, каждый член гражданского общества обязан неукоснительно соблюдать законы.

Существует мнение, что становление гражданского общества в современной России пока еще не завершилось, а значит, тема правовых отношений, гражданской позиции личности по-прежнему должна занимать одну из ведущих позиций воспитания. Существенной помощью в этом могут служить исторические события - памятники героизма, патриотизма и преданности своей Родине, Отечеству.

Современные средства обучения позволяют сделать любой урок не просто интересным, но и деятельностным. Использование в данном случае интерактивной доски подтверждает это. Возможности оборудования позволяют реагировать, фиксировать и даже изменять части урока. Данный конспект рассчитан на использование заданий, направленных в большей степени на развитие и аргументацию собственной позиции, но при желании

учителя в нем могут быть использования задания воспроизводящего характера и задания экзаменационного типа.

Предположительно, проведение урока позволит учащимся достичь поставленных целей, незатруднительно подойти к осознанию преимуществ демократии в общественных отношениях. Информационно-коммуникативные технологии позволяют разнообразить учебную деятельность, что соответственно влияет на ее качестве. Применение интерактивной доски на уроке повышает творческое начало в учащихся. И, как показала практика, проявляется в стремлении и отсутствии страха подготовки собственных презентаций к уроку, собственных фильмов, клипов.

В течение урока в качестве исходного материала для работы групп и класса предполагается использование презентации, представленной в приложении. Часть слайдов имеет свободное пространство, которое заполняется учащимися в ходе урока при выполнении конкретных заданий. Подводя итог, учащиеся имеют возможность воссоздать полную картину выполненного, получив печатный вариант прожитого урока. В перспективе - размещение данных и аналогичных материалов на личном сайте учителя, с целью предоставления возможности для самостоятельного закрепления или изучения темы отсутствующим на уроке учащимся.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 31. Гражданские правоотношения

Перечень вопросов рассмотренных на уроке

  1. Гражданские правоотношения.
  2. Виды гражданских правоотношений.
  3. Дееспособность и правоспособность

Гражданские правоотношения – имущественные или личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Субъект гражданского права – участник гражданско-правовых отношений.

Объекты гражданского права – материальные и не материальные блага.

Правоспособность – это способность иметь права.

Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности.

Ключевые слова

Гражданские правоотношения; субъект гражданского правоотношения; содержание и объекты гражданских правоотношений; правоспособность и дееспособность; имущественные и личные неимущественные отношения.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 241-247.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Гражданские правоотношения – результат имущественных или личных неимущественных отношений, соответствующий нормам гражданского права. Отрасль права, отвечающая за имущественные и личные неимущественные отношения, как правило, называют гражданским. Содержание гражданских правоотношений состоит из субъекта, объекта и содержания правоотношения. Субъектами являются участники гражданско- правовых отношений. А субъектами могут быть и граждане (физические лица), и юридические лица и публично-правовые образования: РФ, ее субъекты, муниципальные образования.

Юридические лица - это предприятия или организации.

Физические лица - это граждане страны и все те, кто находятся на её территории. Граждане могут стать субъектами гражданских правоотношений, только при наличии у них гражданской правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это способность иметь права. Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности.

В соответствии с гражданским кодексом РФ дееспособность гражданина устанавливается исходя из его возраста. Дееспособность приобретается постепенно. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет в праве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. В возрасте от 14 до 18 лет несовершеннолетним разрешается самостоятельно распоряжаться своими доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства. Их дееспособность частичная.

С 18 лет всех граждан можно считать дееспособными.

Основными объектами гражданских правоотношений являются как материальные блага – имущество, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, так и нематериальные – жизнь и здоровье человека, его имя, честь и деловая репутация, личная неприкосновенность, личная и семейная тайна. Право собственности порождает три правомочия: право владения; право пользования; право распоряжения. Права и обязанности непосредственных участников правоотношения являются содержанием гражданского правоотношения.

Право на результаты интеллектуальной деятельности – право на результаты интеллектуальной, в первую очередь творческой деятельности, касающиеся и личных неимущественных и имущественных прав. К таким правам относится авторское право, которое регулирует отношения, возникающие в связи созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства. Или же патентное право, которое регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие по поводу промышленной собственности.

Разбор типового контрольного задания.

  1. Во сколько лет наступает частичная дееспособность?

Правильный вариант/варианты: 4) 14лет

В гражданских _______________ (А) обязательно присутствует субъект, объект и __________(Б) правоотношения.

Варианты ответа :

  1. предмет;
  2. содержание;
  3. правоотношениях;
  4. обязанностях.

Правильный вариант/варианты : А – 3 (правоотношениях); Б – 2 (содержание).

1) С какого момента возникает и прекращается правоспособность?

2) Что такое дееспособность?

Задание 4. Составьте таблицу

Наличие и объем дееспособности в зависимости от возраста, закреплённые в

Гражданском Кодексе РФ

Возраст дееспособности

Наличие и объём дееспособности

1. С момента рождения до 6 лет

2. С 6 до 14 лет

3. С 14 до 18 лет

Задание 5. Ответьте на вопросы:

1) Что такое юридические лица?

2) С какого момента возникает способность иметь гражданские права и нести обязанности?

3) Кто является участником гражданских правоотношений?

4) Что является объектом гражданских правоотношений?

5) Что становится содержанием гражданских правоотношений?

Пункт: Имущественные права (стр. 243)

Задание 1. Составьте перечень

Правомочия права собственности

(сначала запишите правомочие, затем его пояснение):

1) право _______________________________________

2) право _______________________________________

3) право _______________________________________

Задание 2. Составьте таблицу

Объекты имущественных гражданских правоотношений

Объект имущественных гражданских правоотношений

Характеристика

3. Ценные бумаги

Пункт: Личные неимущественные права (стр. 245)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятие:

- Личные неимущественные права - _______________________________________

Задание 2. Составьте перечень

Личные неимущественные права

(сначала напишите само личное неимущественное право, затем краткое пояснение):

Пункт: Право на результат интеллектуальной деятельности (стр. 246)

Задание 1. Составьте схему

Результаты интеллектуальной деятельности

_________________ _________________ _____________________

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятие:

- Право на результат интеллектуальной деятельности - __________________________

Задание 3. Составьте таблицу

Права интеллектуальной деятельности, сочетающие в себе имущественные и неимущественные права

Право интеллектуальной деятельности

Характеристика

1. Авторское право

2. Патентное право

Пункт: Наследование (стр.247)

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1) Что такое наследование?

2) Кто является наследодателем и наследником?

3) В течение какого времени наследники могут принять наследство или отказаться от него?

Задание 2. Составьте сравнительную таблицу

Наследование по закону и по завещанию

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Пункт: Защита гражданских прав (стр. 248)

Задание 1. Сформулируйте и запишите понятие:

- Способы защиты гражданских прав - _______________________________________

Читайте также: