Грамматический строй речи младшая группа конспект игрушки

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практическое занятие №2, задание 2

Конспект занятия

по формированию грамматического строя речи

с детьми II младшей группы

Цель: формирование грамматического строя речи.

Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде; в образовании притяжательных прилагательных.

Развивать логическое мышление, умение находить связь между названием гриба и местом его произрастания.

Формировать основы экологического воспитания.

Уточнить значение предлогов: в, за, на, под, около.

Словарная работа:

существительные: лес, береза, подберезовик, осина, подосиновик, старичок -Лесовичок;

прилагательные: лесной, лесная, лесное, лесные.

предлоги: в, за, на, под, около.

Оборудование:

демонстрационный материал: макет леса, игрушка старичок - Лесовичок, изображение березы и осины, корзины с изображением берёзы и осины.

раздаточный материал: муляжи грибов подберезовиков, подосиновиков.

I. Организационный момент .

Описание ситуации: детям предлагается поехать в лес. По пути, педагог называет остановки. Дети выбирают нужную остановку, обосновывают свой выбор.

- Сегодня мы с вами отправимся в лес.

- Чтобы попасть в лес, надо сесть в автобус и поехать далеко. Занимайте места.

- Приехали в лес, садитесь на пенечки (стульчики).

Описание игры: перед детьми макет леса. Воспитатель предлагает найти старичка, используя в речи предлоги. Дети, ориентируясь на вопрос, ищут старичка, поясняя свои действия.

- В лесу живет старичок - Лесовичок. Давайте все вместе его позовем.

- Он боится выйти и прячется от нас. Поищем его? - Где он? Посмотрите за деревом, нет? - Может он под деревом сидит? - Наверное, он на дереве? - А может за пнем спрятался? - Около пня нет?

3. Появление старичка – Лесовичка.

Вы лесные слова назвали,

И меня поиграть позвали

Поиграем мы с вами в лесочке,

III. Физкультминутка

Мы в лесу играли, произвольная ходьба

Вот дерево стоит, поднять руки вверх

И ветвями шевелит. покачивание руками вправо - влево

На дереве - птички, взмахи руками, как крыльями

Под деревом – лисички. присесть, руки сомкнуть над головой

На дереве – листочки, стоя, двигать кистями рук в быстром темпе

Под деревом грибочки. присесть, руки сомкнуть над головой

IV. Продолжение работы по теме занятия

Описание игры: перед детьми берёза и осина; муляжи подберёзовика и подосиновика. С помощью наводящих вопросов, детей подводят к нахождению связи между названием гриба и местом его произрастания.

-Повеселили старичка - Лесовичка, позабавили. За это он нам покажет, где растут грибы.

- Как называется это дерево?

- Что растет под березой?

- Под березой растут подберезовики?

- Какого цвета у них шляпка?

- Это осина. Под ней тоже растут грибы.

- Под осиной растут…

- Какого цвета шляпка у подосиновика?

Описание игры: дети собирают грибы в корзины, ориентируясь на изображение дерева на корзинке.

- У нас две корзины. Что на них нарисовано? Положите грибы в нужную корзину. Вспомните, под каким деревом мы их нашли.

Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

- способствовать умению правильно согласовывать существительные с прилагательными в женском и мужском роде;

- формировать использование в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

-способствовать умению согласовывать слова в предложении, понимать и употреблять слова-антонимы слова, обозначающие эмоциональное состояние.

Развивающая:

-развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую и общую моторику;

-использовать здоровьесберегающие технологии (самомассаж, релаксацию);

Воспитательная:

-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным, любовь к природе;

Формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

- способствовать умению правильно согласовывать существительные с прилагательными в женском и мужском роде;

- формировать использование в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

-способствовать умению согласовывать слова в предложении, понимать и употреблять слова-антонимы слова, обозначающие эмоциональное состояние.

-развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую и общую моторику;

-использовать здоровьесберегающие технологии (самомассаж, релаксацию);

-воспитывать нравственные качества: доброжелательность, желание помочь кому-либо, бережное, заботливое отношение к животным, любовь к природе;

Грустный, злой, веселый, удивленный, берлога, логово, нора, дупло жужжит,стрекочит.

Материал к занятию:

Конверты с заданиями, медали красного и желтого цвета, игрушки – сказочные персонажи, декорация леса, грецкие орехи, рисунки с изображением веселого, злого, сердитого Колобка, слайдовая презентация, мультимедийный проигрыватель, аудиозапись.

Ход ООД:

Организационный момент (Дети стоят в кругу).

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Посмотрю на ваши лица,

Хочу с вами подружиться.

Я – Лейсан Равилевна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя ласково зовут?

Раздается телефонный звонок (аудиозапись)

-Кто же это к нам звонит?

Хотите узнать, кто прислал нам привет?

Загадка поможет найти нам ответ.

«Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

А лисице на зубок

-Колобок!

-Да, это звонок от Колобка. (Слайд №1)

Что же он нам хочет сообщить? (аудиозвонок)

- Ребята, поможем Колобку? А где же живет Лиса?

-Правильно, чтобы помочь Колобку вернуться к бабушке и дедушке мы с вами отправимся в лес и выполним задания Лисы. Вы согласны? Тогда в путь.

(Звучит фонограмма «Звуки весеннего леса№1)

-Ребята, вот мы с вами пришли в лес. Как здесь красиво, какой чистый воздух. (Слайд 2).

Послушайте, лес уже проснулся от зимней спячки. Какие звуки мы слышим?

-Пение птиц и журчание ручья. (Слайд №3)

-Ребята, посмотрите, под елочкой растет большой гриб, а на нем Лиса оставила для вас задание! Давайте посмотрим, что в нем.

-Да здесь же фотографии Колобка и записка от Лисы. (Читает записку).

- Грустный, злой, весёлый, удивленный.

-Молодцы! Вы отлично справились заданием Лисы!

Нам теперь пришёл черёд

Обратите внимание на экран.

-День светлый, а ночь (темная)

-Медведь большой, а колобок (маленький)

-У зайца хвост короткий, а у лисы (длинный)

-Тропинка узкая, а дорога (широкая)

-Колобок доверчивый а, лиса (хитрая)

-Волк злой, а зайчик (добрый)

-Молодцы! Продолжаем путь. Ой, ребята, посмотрите, нас встречают лесные жители. Давайте поздороваемся с ними.

-Здравствуй заяц. (медведь, волк, лиса, белочка)

Ребята, а где сидит заяц (Под елкой)

-А где сидит медведь? (Перед елкой).

-А где спряталась лиса? (За елкой).

-А белочка где сидит (На елке).

-Правильно ребята. Ой, посмотрите, сколько орехов! Кто же их тут рассыпал?

(Фонограмма №2).

- Давайте поможем белочке собрать орехи.

Возьмите в руку по одному ореху. Покатайте его между ладошками, между пальчиками. Протяните ладошки с орешками солнышку. А теперь сложите орехи в корзинку. Вот белка обрадуется, когда найдет орешки!

-Ребята, а в корзине еще одно задание для вас. Давайте его выполним.

Ребята посмотрите на картинки.

(демонстрация слайдов №10-13).

-Тут живет медведь, как называется его дом?- (Берлога)

-Тут живет волк, как называется его дом? – (Логово).

-Тут живет лиса. – (Нора).

-У зайца? – (он живет под кустом)

- Белочки? – (дупло)

-Молодцы ребята! Посмотрите,на какуюкрасивую поляну мы пришли. Давайте сядем поудобнее, закроем глазки, послушаем волшебную музыку леса (Релаксация).

(Фонограмма№3).

Вот соловей поет свою песню, кукушка кукует, жужжит жук, в траве стрекочут кузнечики. А это шелестят березки, напевая свою нежную песню.

-Ребята, открывайте глаза, слышите - нас кто-то зовет?

(На пеньке сидит Колобок)

Колобок :

-Здравствуйте! Спасибо ребята, что вы выручили меня. Лиса испугалась и убежала далеко в лес. А я приготовил для вас подарок - медали красного и желтого цвета. Если у вас хорошее настроение и вам было интересно выполнять задания Лисы - возьмите красные медали, если неинтересно-желтые.

(Дети выбирают медали).

А еще бабушка передала для вас яблоки - угощайтесь! А я вернусь к бабушке и дедушке. До свидания!

-И нам пора возвращаться в детский сад.

В круг скорее становитесь

Дружно за руки возьмитесь

Пять, четыре, три, два

Вот и дома мы, друзья.

Понравилось вам, как мы играли? Что больше всего понравилось? Какое у вас было настроение? И мне понравилось, какие вы были умные, добрые, внимательные.

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить.

Перспективный план занятий по формированию грамматического строя речи у детей с недостатками слуха в начальной школе Одним из направлений развития речи детей является формирование и развитие грамматического строя речи. Грамматический строй речи у слабослышащих.

Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи Структура логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором.

Программное содержание: учить узнавать и описывать игрушку отвечая на вопросы воспитателя; активизировать в речи детей употребление прилагательных обозначающих качество предметов: величина, цвет, форма,материал; упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных; учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; продолжать учить детей правильно использовать в речи существительные с предлогами: в, на, за, под; учить составлять предложения с однородными членами; воспитывать внимание, сосредоточенность.

Индивидуальная работа: с Соней Г., Вовой Р., Дашей Б.

Словарная работа: длинноногая.

Материал: мешочек, Буратино, мяч, лошадка, пирамидки, матрешка, мышка.

Кто это? (лошадка)

Как лошадку можно назвать подругому? (рассматриваем игрушку)

Какого цвета лошадь? Что есть у лошади? Какая грива, хвост, ноги?

У лошади ноги длинные, поэтому ее еще можно назвать длинноногой.

(повторить словосочетание: длинноногая лошадка)

Составление рассказа воспитателем, о лошадке.

Затем предложить детям рассказать об этой игрушке.

Воспитатель: в мешке у Буратино есть еще игрушки, кто попробует несмотря в мешок угадать, что там есть (приглашает ребенка). Какая игрушка у тебя в руке? (матрешка). Какая она? (красивая, веселая, деревянная).

Что же там внутри, вам интересно узнать? Но сначала угадайте мою загадку:

Хлопают в ладошки

1. Сколько здесь матрешек-подружек?

2. Одинаковые они или нет, чем отличаются?

(игрушки выставляются на стол)

Воспитатель: Кто пойдет следующий

2. Какой он? (круглый, цветной, резиновый,….)

3. Ребята, а для чего нужен мяч? (играть)

Давайте с ним поиграем (дети садятся полукругом). «Я буду мамой, а вы мои детки. Я-утка, ты мой-утенок, а вы мои-утята, «

Воспитатель: продолжаем угадывать игрушки.

1.Как ты думаешь, кто у тебя в руке? (мышка)

- Мы ее посадим на стол. Ой, что такое, какая она юркая, так и хочет куда-то убежать.

Буратино: Я знаю, она очень любит играть в прятки. Я часто сней играю.

Воспитатель: Ребята давайте и мы с ней поиграем. Закрывайте глаза. Мышка сразу побежала прятаться. (дети ищат мышку) (она на столе)

Игра продолжается. Дети находят мышку под стулом, в шкафу, за цветком.

Воспитатель: Мышка устала, пускай отдохнет (ставлю на стол).

Воспитатель: Ребята в мешке остались еще игрушки. Какие же, давайте попробуем угадать (приглашаю ребенка к себе).

1.Как ты думаешь, что у тебя в руке? (пирамидка).

2.Как ты догадался? (есть колечки).

4.Они все одинаковые или нет?

Ребята, а может в чудесном мешочке есть еще пирамидки, давайте проверим.

(достает маленькую пирамидку и ставит ее рядом с большой)

6.Почему эта пирамидка большая? (у ней колец много).

7.Какого цвета самое большое колечко у большой пирамидки?

8.Какого цвета самое маленькое колечко у маленькой пирамидки?

- Ребята и опустел чудесный мешок у Буратино.

- Давайте вспомним, что лежало у Буратино в чудесном мешочке.

(В чудесном мешке у Буратино лежали игрушки: мяч, лошадка, мышка, матрешка, пирамидки).

Воспитатель убирает по одной игрушке со стола. Дети отвечают какой игрушки не стало. В заключении игры вопрос: Чего не стало на столе?

Буратино: Мне ребята так понравилось у вас. Вы хорошо занимались, здорово играли, я многому у вас научился. Хочу вам подарить мой чудесный мешочек с играми.


3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Читайте также: