Государственная дума конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы; уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии; раскрыть плюсы и минусы российского представительства;

- способствовать углублению знаний об истории нашей страны, пониманию значения парламентаризма, повышении политической грамотности.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октября 1905г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи.

Основные понятия: конституционная монархия, парламент, избирательные курии, Федеральное Собрание, Совет Федерации.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты – Николая II, председателей Государственных дум, хрестоматии по истории России, Конституция РФ. В ходе рассказа выводятся слайды:

Слайд 1. Государственные думы России (1906-1917 гг.)

А.И.Гучков (март 1910-март 1911),

Слайд 2. I Государственная дума:

Кадеты – 179 чел.

Национальные партии и группы – 63 чел.

Октябристы – 16 чел.

Беспартийные 105 чел.

Трудовики - 97 чел.

Социал-демократы – 18 чел.

Слайд 3. II Государственная дума

Социал-демократы 65 чел.; эсеры – 37 чел.; народные социалисты – 16 чел.; трудовики – 104 чел.; кадеты – 98 чел., октябристы и правые – 54 чел., национальные партии и группы – 76 чел.; беспартийные – 50 чел.; другие – 18 чел.

Слайд 4. III Государственная дума:

Монархисты - 147 чел.

Октябристы - 154 чел.

“Прогрессисты” - 28 чел.

Национальные партии и группы – 26 чел.

Трудовики – 14 чел.

Социал – демократы – 19 чел.

Слайд 5. IV Государственная дума:

Русские националисты и умеренно-правые – 88 чел.

Правые центристы (октябристы) – 99 чел.

Прогрессисты – 47 чел.

Мусульманская группа – 6 чел.

Трудовики – 14 чел.

Социал-демократы – 4 чел.

2. Слово учителя с показом слайдов.

3. Проведение игры – викторины “Государственная Дума – история и современность”.

4. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.

Учитель. В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение – Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма.

Революция 1905 г. Имела незавершенный характер, она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она заставила власть пойти на некоторые уступки (прил. 1 – отрывок из письма Николая II к матери окт. 1905 г.). Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Был отменен циркуляр 1897 г. – об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. И, наконец, был решен вопрос о создании первого представительного в России органа власти – Государственной думы.

18 апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором обещал привлечь избранных представителей народа “к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений”. Разработка законопроекта об учреждении Думы и положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал” населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих - трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухступенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

27 апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская и крестьянская (“трудовики”). Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Крестьяне, которые не получили помещичьей земли от царя, пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности. Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших “трудовые нормы”, создания “общенародного земельного фонда” и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским манифестом I Дума была распущена.

20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907 г. Был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих, были ограничены права нерусских народов.

III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15 ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н.Милюков строил планы создания в Думе “прогрессивного блока” из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1 ноября 1916 г. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику (прил. 2 – речь Милюкова). С не менее эффективными разоблачительными речами выступили националист В.В.Шульгин и монархист В.М.Пуришкевич.

16 декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II возобновилась ее деятельность. 25 февраля 1917 г. Была вновь распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме “частных совещаний”. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993 г., 1995 г., 1999 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть – впервые в России – по партийным спискам. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В Думе работают 450 депутатов. 225 депутатов избираются по округам, 225 – по партийным спискам.

3. Для проведения викторины разделить класс на группы, каждой предложить вопросы. В течении 15 минут группы должны подготовить развернутый ответ используя учебник, хрестоматии, Конституцию РФ.

Вопросы игры-викторины

1. Сколько Государственных дум было в России? Сколько из них проработали полный срок?

2. Где проходили заседания дореволюционной Думы?

3. Чем отличалось избирательное право эпохи “буржуазного” парламентаризма от современного избирательного права?

4. В какой Думе, дореволюционной или современной, было больше депутатов?

5. Почему Государственную думу Федерального Собрания РФ называют нижней палатой парламента России?

6. В каких случаях обе палаты Федерального Собрания РФ собираются вместе?

7. Есть ли фракции Государственной думы Федерального Собрания РФ, которые работали на протяжении всех 4-х созывов?

8. Какие решения не может принять Президент РФ без согласия Государственной думы?

9. Может ли Государственная дума Федерального Собрания РФ лишить Президента власти?

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить следующий вопрос: Вы – депутат Государственной думы, избранный в вашем округе. Внесите на рассмотрение Государственной думы законопроект или изменения в действующий закон, которые на ваш взгляд, кажутся вам наиболее отвечающими интересам граждан России. Дайте развернутое обоснование вашей точки зрения.

Приложение 1

“Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь… Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и, в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь - предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенность личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это, в сущности, и есть конституция. Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же”.

Приложение 2

Речь П.Н.Милюкова, произнесенная на заседании Государственной думы. 1 ноября 1916 г.

Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе… Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге и таким образом вы еще раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, - как вы назовете это: глупостью или изменой. Когда, со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать страну значит организовать революцию и сознательно предпочитать хаос и дезорганизацию – что это: глупость или измена. Мало того … когда намерено вызываются волнения и вспышки путем провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, -что это делается сознательно или бессознательно?

… И поэтому… во имя миллионов жертв и потоков пролитой крови, во имя достижения наших национальных интересов… мы будем бороться пока не добьемся той настоящей ответственности правительства, которая определяется следующими признаками: согласие и готовность членами кабинета выполнить программу большинства Государственной думы, Кабинет, не удовлетворяющий этим признакам, не заслуживает доверия Государственной думы и должен уйти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- привлечь внимание учащихся к одному из важнейших явлений общественной жизни России – парламентаризму, выделив истоки его составления и проследив преемственность традиций.

- продолжить формирование гражданской позиции учащихся и нравственных качеств личности.

Оформление: Государственные символы России, портреты политических деятелей (председатели Государственных Дум I – I V созывов) Для создания эмоционального фона используются фрагменты записи музыкальных произведений

Эпиграф урока:

Путь к Государственной Думе.

Судьба дореволюционных Дум.

Дума новой России.

Вступительное слово учителя.

Каждая страна идет к демократии своим, особым путем. Всегда – непростым, тернистым. Чужой опыт демократического развития невозможно повторить, тем ценнее собственный опыт. Внимание к нашим историческим корням, уважение к делам предшественников является обязательным условием успешного развития страны в XXI веке. Забота о завтрашнем дне Российского государства и российской демократии заставляет рассматривать современную политическую систему России с учетом исторического опыта развития российского парламентаризма.

Оказывается, наши соотечественники не очень хорошо знают историю российского парламентаризма. В выступлении Председателя ГД Б.В.Грызлова на конференции в МГУ, посвященной 100 – летию российского парламента, приведены такие данные. По результатам опроса о деятельности дореволюционной ГД знают только 20% наших граждан. Поэтому нынешний юбилей – прекрасный повод не только вспомнить о деятельности дореволюционного парламента, но и расширить наши представления о работе, как дореволюционного парламента, так и современного.

Хотя история российского парламентаризма насчитывает только 105 лет, в нашу жизнь, в наш лексикон давно вошли и стали привычными такие слова, как конституция, президент, кандидат, кворум.

Вопрос: Проведем небольшой экскурс в историю. Известно ли вам, первоначальное значение и происхождение этих слов?

- Эти слова пришли к нам из Древнего Рима.

Но предлагаю обратиться к нашей отечественной парламентской истории. Истоки российского парламентаризма уходят корнями в далекое прошлое.

Задание: Назовите политические структуры, которые на протяжении многовековой истории России служили диалогу между властью и обществом.

Вопрос: Когда в России зарождается идея парламента как регулярно действующего законодательного представительного органа власти?

- В начале XIX века М.М.Сперанский разработал проект политической реформы, который предусматривал создание выборной Думы. В проекте российской конституции Н.Н.Новосильцева предусматривалось создание представительного органа. Идеи декабристов. Проект М.Т.Лорис – Меликова предусматривал создание комиссии выборных от земств и городских дум для разработки законопроектов.

Учитель: Сегодняшняя Дума является исторической преемницей Государственной Думы начала XX века. Её торжественное открытие состоялось в Петербурге 105 лет назад 27 апреля 1906 года. Это событие стало началом российского парламентаризма, развитие которого оказалось трудным и драматичным.

Вопрос: Когда в России было официально учреждено народное представительство?

- Манифестом от 6 августа 1905 г.

Задание: Работа с документом

Прочитав Манифест от 6 августа 1905 г., объясните, какими полномочиями должна была обладать образованная Дума?

- Дума должна была стать законосовещательным органом.

Учитель: Но выборы в эту Думу не состоялись, т.к. осень 1905 г. – пик первой русской революции. Стране нужен был представительный орган, обладающий реальной властью.

Учитель: Следующим этапным документом на пути создания российского парламента станет Манифест 17 октября 1905 г.

I . Путь к Государственной думе. Итак, каков же был путь к Государственной думе.

Вступление на престол Николая II (1894 г.) ознаменовалось бурными событиями: обращение к нему земских деятелей с пожеланием о привлечении выборных людей к управлению государством, неудачи в русско – японской войне и активизация либеральных оппозиций с выдвижением требованием политических свобод и народного правительства. А также начало Первой русской революции 9 января 1905 г. и последующий подъём революционной борьбы. Далее частичные уступки со стороны властей. 18 февраля 1905 г. Николай II подписал указ о возможности подавать прошения на имя царя об усовершенствовании государственного благоустройства и рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений.

В этой ситуации, впервые в истории самодержавия, на царя было оказано беспрецедентное давление со стороны некоторых министров и членов императорской фамилии.

17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, в котором "даровал" населению гражданские права и свободы и Думу, наделённую законодательными полномочиями. В дни московского вооружённого восстания был издан указ, регламентирующий выборы в государственную думу. Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

– Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;

– Объявил о выборах в Государственную Думу и их демократизации;

– Придал Государственной Думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

Задание: Работа с документом.

Учитель: Какие изменения в политической жизни российского общества должны были произойти согласно этому документу?

(Учащиеся знакомятся с текстом документа, ищут ответ на вопрос)

Учитель: Итак, после обнародования Манифеста, Россия из самодержавной монархии должна превратиться в парламентарное государство с представительным законодательным органом – Государственной Думой; подданные Российского императора, приобретая гражданские и политические права, становятся гражданами. Легализуется деятельность существующих партий, появляются новые.

Работа с Манифестом. Работа со схемой выборов. Беседа по документу.

Всё население страны делилось на 4избирательных курии: земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую.

Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодёжь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.

Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян – четырёхстепенные, для рабочих – трёхстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные. Члены Государственной Думы избирались на 5 лет.

Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Государственный совет, наделив его также законодательными функциями. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем государственным советом и только потом поступал на подпись царю.

Император в перерывах между сессиями Думы мог издавать законы и распускать Думу до истечения пятилетнего срока её полномочий.

Закрепление. Если утверждение верно, встает 1 вариант, если утверждение неверное – 2 вариант.

1. Население страны делилось на 4 избирательные курии. (верно)

2. Название избирательных курий: городская, крестьянская, рабочая. (верно)

3. Выборы были всеобщими. (неверно)

4. В них не могли участвовать: купцы, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. (неверно)

5. Не были они и равными. (верно)

6. Члены ГД избирались сроком на 7 лет. (неверно)

II . Судьба дореволюционных Дум.

Учитель: I и II Государственные Думы просуществовали недолго. Первая Дума с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Председатель кадет С.А.Муромцев

63 председателя национальных меньшинств

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. 5 мая 1906 года Дума потребовала амнистии политических заключённых, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казённых, удельных и монастырских земель.

Вторая Дума просуществовала по июль 1907 года, председателем был Фёдор Александрович Головин.

Во всех четырёх думах (в разном, конечно, соотношении) преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазия, городская интеллигенция и крестьянство.

Третья Государственная дума, 1907 – 1912 гг.

Четвёртая Государственная дума, 1912 – 1917 гг. Это годы существования этого органа власти.

Третья Дума, единственная из четырёх, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1917 года по июль 1912 года. Состоялось 5 сессий.

Председатели Думы избирали октябриста Н.А. Хомякова, в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков.

Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

Председателем четвертой думы весь период ее работы был крупный Екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В. Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь дума собралась только в феврале 1916 года.

Но проработала дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Задание: Попробуйте понять заседание какой по счету Думы проходит?

- Четвертой. Как определили? Председатель – Родзянко.

1 вариант – 1 ГД

2 вариант – 2 ГД

3 вариант – 3 ГД

4. вариант – 4 ГД

III . Дума Новой России.

Самостоятельная работа с текстом Конституции:

III. Вопрос: - Самостоятельная работа с текстом Конституции:

I группа – V глава Конституции РФ

II группа – Совет Федерации. Государственная Дума.

III группа – Функции парламента, Государственной Думы.

Самостоятельная работа – парламент России

Парламент России, как и в других странах, является общенациональным представительным и законодательным органом, действует в системе государственных властей, согласно принципу их деления. В Федеральных государствах организуются 2-х партийные парламенты – роль палаты Федерального собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации.

2 – я палата – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом (ст. 105 Конституции РФ п.5 стр.34).

Местное самоуправление - обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распределения муниципальной собственности.

Сегодня это нижняя палата российского парламента – Федерального собрания.

Выборы в Думу происходили в 1993, 1995, 1999, 2000 гг.

Поскольку Россия является федерацией, у каждого субъекта РФ имеются свои законодательные органы власти. В Саратовской области, как и в некоторых других регионах, это областная дума. Существуют также законодательные Думы муниципальных образований.

Политические традиции, заложенные в России в начале XX века, продолжаются. Преемственность российской истории отражают слова Государственного Гимна Р.Ф.:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная

Славься, страна! Мы гордимся тобой.

Закрепление.

Его становление и развитие происходило в острой борьбе с авторитаризмом, самодержавием, самодурством чиновничества и исполнительной власти.

Ответ: Урок второй . В ходе становления российского парламентаризма был накоплен ценный опыт работы и борьбы с авторитарными тенденциями в деятельности властей, который не по – хозяйски забывать и сегодня.

Сегодня подводя итог нашему уроку о Государственной Думе России.

Я хотела бы отметить, что появление в России первого парламентского учреждения Думы, несмотря на различные ограничения стало шагом вперёд в деле превращения самодержавной монархии в монархию ограниченную, конституционную.

Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Несмотря на ограниченность прав Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти долга Романовых. Она уделяла огромное внимание сирым и обездоленным, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоёв населения.

В настоящее время российский парламент стал мощным фактором стабилизации общества. Им проделывается огромная законотворческая работа по созданию правовых основ современной экономики и политической системы.

Положительный момент нынешнего парламентаризма, это отчетность депутатов перед избирателями.

И в заключении предлагаю вам составить синквейн, используя слова конституция, парламент, государственная дума, парламентаризм, федеральное собрание, права, законы.


На данном занятии мы рассмотрим структуру и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, основываясь на 5 главе Конституции России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Федеральное Собрание. Государственная Думa"

Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Давайте с вами рассмотрим структуру и полномочия Государственной думы, основываясь на 5 главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации – это нижняя палата Федерального собрания Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации.


Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть:

· избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

· постоянно проживающий в Российской Федерации;

· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть также депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации Государственной Думе.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.


Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно, но палаты могут и собираться совместно, например, для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Государственная Дума вправе образовывать комитеты и комиссии, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принять свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

На заседаниях комитетов и комиссии ведётся работа по подготовке заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы, и их предварительное рассмотрение.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Государственной Думы относятся:

· утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;

· утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

· решение вопроса о доверии Правительству;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

· заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению Президента;

· выдвижение обвинения против Президента в целях отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченным по правам человека может быть:

· гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации;

· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

По всем вопросам, отнесённым к его ведению Государственной Думы Конституцией, принимаются постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Государственной Думе принадлежит и право законодательной инициативы.

Законодательная инициатива – это стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.

Законопроекты в Государственную Думу могут быть внесены:

· Президентом Российской Федерации;

· сенатором Российской Федерации;

· депутатом Государственной Думы;

· Правительством Российской Федерации;

· законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации;

· Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам его ведения;

· Верховным Судом Российской Федерации по вопросам его ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Главной задачей Государственной Думы является разработка и принятие законов.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.


Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.


Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трёхдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.

Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

В отличие от Совета Федерации, государственная Дума может быть распущена Президентом.

Такое решение может быть принято в следующих случаях:

· после трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;

· после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

· после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства кандидатур (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности), вследствие чего более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации остались вакантными;

· если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена на следующих основаниях, если:

· Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, в течение года после её избрания;

· с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

· в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль играет Государственная Дума в структуре Федерального собрания Российской Федерации?

2. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

3. Какими полномочиями обладает Государственная Дума Российской Федерации?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поли­тических итогах первой революции в России, главными из кото­рых было создание первого представительного законодательного органа Государственной думы и появления системы политичес­ких партий; уяснить, что в результате появления Государствен­ной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной мо­нархии; раскрыть плюсы и минусы российского представитель­ства.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся представление о поли­тических итогах первой революции в России, главными из кото­рых было создание первого представительного законодательного органа Государственной думы и появления системы политичес­ких партий; уяснить, что в результате появления Государствен­ной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной мо­нархии; раскрыть плюсы и минусы российского представитель­ства.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октяб­ря 1905 г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи; особенности пер­вой российской многопартийности; основные программные ус­тановки и тактика ведущих политических партий России социа­листического, либерального и монархического направлений.

Основные понятия: конституционная монархия; парламент;

политическая партия; программа партии; тактика; социалисты; либералы; традиционалисты.

Оборудование урока: учебники «ИСТОРИЯ В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков. Москва 2015.

1. Изучение нового материала.

Предыстория создания Государственной Думы в России (рассказ учителя).

В 1809 г. М.М. Сперанский по предложению Александра I составил проект коренных преобразований в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. Все власти объединялись в руках императора. При выработке законов он опирался на помощь и мнение двух законосовещательных палат. Члены верхней палаты, Государственного совета, назначались царём. Нижняя палата, которую Сперанский назвал Государственной Думой, была выборным органом. Избирательным правом должны были пользоваться все граждане России, владеющие землёй и капиталами, включая и государственных крестьян.

В 1810 году был создан Государственный совет, но затем дело остановилось. Государственная Дума создана не была. После этого в течение всего XIX века о Государственной Думе в России не вспоминали.

6 августа 1905 г. Николай II, наконец, подписал указ об учреждении Государственной Думы (запись в тетрадях).

Революция в стране продолжалась, и власть была вынуждена идти на дальнейшие уступки. О том, что в это время происходило с русским императором прекрасно свидетельствует письмо Николая II матери (октябрь 1905 г.) Привожу здесь отрывок из него:

«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергич­ного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, за­тем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев дей­ствовать силой; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но ре­зультат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществ­ляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности;

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов.

2. Привлечь к участию в Думе те классы, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думой.

Затем предлагаю учащимся проанализировать документы. Класс делится на две группы и приступает к анализу источников по вопросам:

Как изменилась система государ­ственных органов власти в ходе первой революции? Каков меха­низм принятия законодательных решений и какая роль отводи­лась в нем императорской власти? Мог ли император принимать законы в обход Государственной думы? Какие полномочия со­хранил за собой российский император? Можно ли считать, что после появления Государственной думы Россия превратилась в конституционную монархию?

Далее рассказ учителя:

11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан указ о выбо­рах в Государственную думу. Все население страны дели­лось на 4 избирательные курии (группы): землевладельчес­кую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военно­служащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприя­тий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: один голос помещика приравнивался к 3 голо­сам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы не были прямыми: для крестьян — четырехстепен­ные, для рабочих — трехстепенные, для буржуазии и по­мещиков — двухстепенные. Члены Государственной думы из­бирались на 5 лет.

20 февраля 1906 г. царь своим манифестом наделил законодательны­ми функциями Государственный совет. Он видел в нем противовес Думе. Половина членов Государственного совета назначалась царем, половина — избиралась Синодом, дво­рянскими и земскими собраниями, крупными организация­ми промышленников и торговцев и др.

Что такое политическая партия? Каковы особенности первой российской многопартийности?

Далее подво­жу итоги ответам учащихся и разъясняю проблему классифи­кации политических партий.

27 апреля 1906 г. в присутствии императора России в Петербурге состоялось торжественное открытие первого русского парламента – Государственной Думы. На выборах в первую Думу победила партия кадетов, социал-демократы выборы бойкотировали.

Рассказ учителя.

В годы правления Николая II в России Государственная Дума созывалась 4 раза, но сроки её работы каждый раз были разными. 1-ая Дума проработала с 27 апреля по 9 июля 1906 г.; 2-ая Дума – с 20 февраля по 3 июня 1907 г.; 3-я - единственная проработала весь положенный по законам срок – с 1907 г. по 1912 г.; 4-ая – с 1912 г. по 1917 г.

В современной России Государственная Дума созывалась уже 5 раз, срок её полномочий по сравнению с дореволюционным периодом сокращён до 4-х лет. С 2011 года срок полномочий Гос.Думы снова стал таким же, как и до революции, то есть, 5 лет. Итак, Государственная Дума проработала с 1993 по 1995 г.г.; с 1995 по 1999 г.; с 1999 по 2003 г., с 2003 по 2007 г., с 2007 по 2011г., с 2011 и по нынешний день продолжает свою работу Государственная Дума 10го созыва. Срок ее полномочий истекает в конце 2016 года.

2. Закрепление.

2. Подведение первых итогов работы русского парламента.

3. Учащиеся высказывают своё мнение по поводу работы современной Государственной Думы, (что изменилось в её функциях и полномочиях по сравнению с началом XX века).

Читайте также: