Горький фома гордеев конспект

Обновлено: 06.07.2024

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Нет уж, я сам себе место выберу.

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

Зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин).
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).

- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;

- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

ВложениеРазмер
foma_gordeev_voloshinasi.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Волошина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Целевая аудитория: 11 класс.

Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).

- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького

- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины

- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать

выводы, обобщения, сравнивать.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…

Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.

Душно, тесно, повернуться негде живой душе.

Нет уж, я сам себе место выберу.

-Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,

определите цель урока.

волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление

к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет

это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя

спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,

-Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)

- Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.

Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?

- Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни,

отличительные черты характера) и о матери.

они в другое, более позднее время.

Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним

развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо

всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора

учить сына жизни.

- зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его

сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко

всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло

на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.

- Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?

- Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять

«Надо учить тебя «…Ты им хозяин, они твои

Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает

данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,

(Ответ учащихся) 29,30,37).

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

- В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?

- Близка ли мораль Игната Фоме?

Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе .

Уроки жизни продолжаются.

- Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему

повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).

- Чему же учил крестника Яков Маякин?

- гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95

- Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.

- Принимает ли Фома уроки жизни Якова?

Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину ,т.к. не принимает его жизненных принципов.

Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.

Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то

4. Какое значение для понимания

- идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе

- Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?

- Принесло ли это удовлетворение Фоме?

личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском

Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233

в) (ответ учащихся)

г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли

правду приятно слушать? (нет)

не следует законам, их правде.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых

людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?

- Пытаются ли они научить Фому чему-то?

- Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?

(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у

него острый интерес.

- Рассказы о ровесниках Фомы.

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.

В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он

Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.

Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.

Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.

найти людей, которые живут и думают по-другому.

Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.

Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.

- Назовите их. Кто они?

(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)

- Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса

- Когда писалась повесть? Что это за время?

- Удалось ли Горькому показать такого человека?

(не учился, не читал, он ничего не делал)

- Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?

- Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе

Тип урока : урок-размышление.

вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, о чувстве человеческого достоинства, о самооценке;

в ходе урока помочь учащимся понять и оценить поведение главного героя;

Задачи урока;

обучающие : расширить и углубить знания учащихся по литературе, учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение работать самостоятельно и в группах.

развивающие : развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, развивать внимание, интерес учащихся к изучению литературы, расширять кругозор, прививать любовь к родному слову, способствовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные : способствовать приобщению детей к нравственным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, воспитывать активную жизненную позицию и стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.

Методы обучения:

по источникам знаний: практические, наглядные, словесные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, дискуссия;

относительно дидактических задач: формирование умений, закрепление знаний, применение навыков;

относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуально – обособленная форма;

фронтальная форма познавательной деятельности;

групповая форма организации познавательной деятельности;

Средства обучения:

мультимедийная презентация, экран, проектор

раздаточный материал (текст И. А. Ильина, высказывания о смысле жизни)

Предварительное домашнее задание:

выписать из повести афоризмы, которые не потеряли актуальности в современные дни.

I группа - раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?

II группа - раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?

III группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

2.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Перед вами лежит текст

(Приложение №1), взятый из заданий ЕГЭ, прочитайте его и ответьте на вопросы. Какую проблему затрагивает в нем автор?

Как текст песни связан с данным текстом?

Изучают содержание текст, формулируют проблему, комментируют содержание, устанавливают взаимосвязь.

3.Изучение нового материала.

Знакомство с высказываниями известных людей о смысле жизни. Проанализируйте и попытайтесь ответить: в чём человек видит смысл жизни?

Работу осуществляют в группах.

Анализируют материал, создают устные монологические высказывания, аргументируют свою позицию.

4.Актуализация знаний и умений на первичном этапе изучения нового материала.

Вспомните произведения художественной литературы.

Кто из героев ищет смысл жизни? Чем заканчиваются эти поиски?

Учащиеся высказываются, устанавливают взаимосвязи (называют

П. Безухова и других)

5.Совместное формулирование темы урока. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте сформулируем тему урока и цели урока.

Дома каждая группа работала над вопросом

1 группа – раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?

2 группа – раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?

3 группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?

Проблемный вопрос: почему Фома отвергает такую философию жизни и подобные жизненные ценности?

В каких сценах показан бунт Фомы против подобного понимания жизни? Что он отвергает? Что для него в жизни главное?

Для ответа на эти вопросы проанализируем эпизоды.

1 группа - драка в клубе (гл.7)

2 группа - история с пикником на плоту (гл .8)

3 группа - разговор Фомы с Яковом Маякиным в трактире в связи с разбитой баржей (гл. 9)

Какая сцена в повести является ключевой? Почему?

Каким мы видим героя? Как раскрывается внутреннее состояние героя, его драма жизни?

Фома Гордеев - сильный или слабый человек?

Почему М. Горький заканчивает повесть именно так?

Могла ли судьба Фомы сложиться по- другому?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели урока.

Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения, приводят примеры из текста

Вывод 2 группы - Ананий Щуров –торговец леса и пароходчик, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, он чувствует себя владыкой. Для Якова Маякина, как и для Щурова, смысл жизни в деньгах, ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Работа в группах

Фома избил зятя вице-губернатора и вступился за честь кокотки Софии Медынской, потому что главное для Фомы понятия совести и чести, человеческое достоинство.

Главное для героя – человеческое достоинство, честность

Фому тяготит богатство, он чувствует себя арестантом и готов отдать всё стояние Маякину, лишь бы быть свободным

О тветы учащихся.

Фома постоянно бунтует, и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог, которым он срывает маску с купцов, развенчивает их. Тогда купцы понимают, насколько опасен Фома для них и связывают его.

Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Учащиеся слушают монолог, оценивают выразительное чтение, приходят к выводу: герой не находит смысла жизни, отвергает деньги. Дело для него обман, потому что не приносит счастье. Главное найти оправдание своей жизни, принести пользу, жить честно.

В процессе дискуссии учащиеся высказывают свою точку зрения.

6.Включение нового знания в систему знаний.

М. Горький изображает внутренний мир героя.

В чём особенность психологизма Горького?

Кто из русских писателей близок Горькому по способам изображения личности героя?

В каких произведениях русских писателей герой в поисках смысла жизни бунтует?

Работа в группах. Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения.

Вспомнить понравившиеся афоризмы из повести М. Горького.

Какие из них актуальны в наше время?

Прочитав повесть Горького, я задумался….

Прочитав повесть Горького, я открыл для себя…

Учащиеся приводят примеры из повести, доказывают их современное звучание:

6. «А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

Учащиеся заканчивают фразы, делятся своими мыслями.

8. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание

1.Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. (Марк Аврелий).

2.Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно. (Л. Толстой)

3.Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (П. Блез)

4.Жить — значит мыслить.(Ф. М. Достоевский)

5.Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой. В. Г. Белинский

6.Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости. (де Бовуар С.)

7.Жить — значит жечь себя огнем борьбы, исканий и тревоги. (Э. Верхарн )

8.Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования. (И. Гёте )

9.Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей. (Л. Н. Толстой )

В романе поднимаются важные социальные темы — поиск смысла жизни, человеческие пороки: жажда наживы и власти. В произведении нашли отражение политические события 1890-х годов.


Место и время действия

События романа происходят в конце XIX — начале XX века в России, в городе на Волге.

Главные герои

  • Игнат Гордеев – богатый купец, энергичный, своевольный, сильный духом мужчина.
  • Фома Гордеев – единственный сын Игната, эгоистичный, честолюбивый, но вместе с тем отчаянно ищущий смысл жизни.
  • Яков Маякин – крестный отец Фомы, купец, приверженец патриархального уклада.

Другие персонажи

Краткое содержание

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Утешением для Фомы стало общение с Любовью Маякиной – умной, образованной девушкой, которая мечтала стать личностью.

Глава 5

Глава 6

Фома отправился к Медынской, чтобы предложить ей свое покровительство в обмен на любовную связь. Однако женщина отказалась, поскольку испытывала к нему материнскую, сестринскую любовь. Она попросила Фому слушать не людей, а только свое сердце.

Глава 7

Глава 8

Неожиданно для себя Фома зло подшутил над всей компанией, отвязав от причала плот, на котором она отдыхала. Женщины принялись визжать от страха, и только Саша, недолго думая, кинулась в воду и поплыла к берегу. Фома был очень удивлен и обрадован ее поступком.

Глава 9

Фома ударился во все тяжкие: он по-черному закутил со своей новой любовницей, Сашей, и о его выходках даже писали в газетах. Яков Маякин был весьма недоволен таким поведением крестника. Когда же он узнал, что Фома, будучи навеселе, разбил собственную баржу и тем погубил двух людей, решил с ним серьезно поговорить.

После случившегося у Фомы было очень тяжело на душе. Он присоединился к рабочим, что тащили затонувшую баржу. Подрядчик успокоил его, что искалеченное судно можно восстановить в короткий срок.

При встрече с Маякиным, который хотел образумить непутевого крестника, Фома страшно с ним поссорился.

Глава 10

Тем временем Фома встретился с Ежовым, который зарабатывал на жизнь написанием фельетонов, в которых разоблачал все недостатки купечества. Постепенно Фома перенял ход его мыслей.

Глава 11

Глава 12

К Маякину приехал сын Тарас, который не видел отца семнадцать лет. Все были очень взволнованы этой встречей. Тарас принялся рассказывать о своей жизни, в которой было немало взлетов и падений. Узнав все подробности, старик был очень горд своим сыном, который, несмотря на все трудности, не только не опустился, но стал успешным человеком.

Глава 13

Заключение

В своем произведении Горький раскрыл немало важных социальных и философских тем, среди которых – нажива и удержание власти любой ценой, людские пороки, поиск смысла жизни.

Читайте также: