Горький фома гордеев конспект
Обновлено: 06.07.2024
Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!
Нет уж, я сам себе место выберу.
– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.
1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)
Зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37
В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.
Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?
Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
Задание 2-ой группе.
Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин).
– Чему же учил крестника Яков Маякин?
4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?
– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?
б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)
5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.
Рассказы о ровесниках Фомы
– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.
Рефлексия
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание:
Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).
- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.
Вложение | Размер |
---|---|
foma_gordeev_voloshinasi.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Волошина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Целевая аудитория: 11 класс.
Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).
- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького
- отражение исторической обстановки в повести Горького; картины
- развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать
выводы, обобщения, сравнивать.
Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Нет уж, я сам себе место выберу.
-Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов,
определите цель урока.
волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление
к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет
это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя
спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту,
-Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.
1 группа - гл.1 стр.47-49 (ученик Кузнецов)
- Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
- Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни,
отличительные черты характера) и о матери.
они в другое, более позднее время.
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним
развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо
всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.
- зачитать гл. 2, 3 с.26, 27, 29, 30, 37
В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его
сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко
всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло
на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.
Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
- Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни?
- Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять
«Надо учить тебя «…Ты им хозяин, они твои
Зачитывают несколько правил, Каждый из группы зачитывает
данных отцом. по 1 поучению гл.(2,3 стр.26,27,
(Ответ учащихся) 29,30,37).
Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, - быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.
- В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили?
- Близка ли мораль Игната Фоме?
Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует (хотя протест еще стихийный).
Задание 2-ой группе .
Уроки жизни продолжаются.
- Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему
повернуть Фому? (крестный, Яков Маякин).
- Чему же учил крестника Яков Маякин?
- гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
- Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
- Принимает ли Фома уроки жизни Якова?
Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину ,т.к. не принимает его жизненных принципов.
Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал.
Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то
4. Какое значение для понимания
- идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе
- Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
- Принесло ли это удовлетворение Фоме?
личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском
Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.
б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли
правду приятно слушать? (нет)
не следует законам, их правде.
5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых
людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
- Пытаются ли они научить Фому чему-то?
- Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у
него острый интерес.
- Рассказы о ровесниках Фомы.
Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
- Назовите их. Кто они?
(Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
- Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса
- Когда писалась повесть? Что это за время?
- Удалось ли Горькому показать такого человека?
(не учился, не читал, он ничего не делал)
- Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан?
- Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературы в 11 классе
Тип урока : урок-размышление.
вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, о чувстве человеческого достоинства, о самооценке;
в ходе урока помочь учащимся понять и оценить поведение главного героя;
Задачи урока;
обучающие : расширить и углубить знания учащихся по литературе, учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение работать самостоятельно и в группах.
развивающие : развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, развивать внимание, интерес учащихся к изучению литературы, расширять кругозор, прививать любовь к родному слову, способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательные : способствовать приобщению детей к нравственным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, воспитывать активную жизненную позицию и стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.
Методы обучения:
по источникам знаний: практические, наглядные, словесные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, дискуссия;
относительно дидактических задач: формирование умений, закрепление знаний, применение навыков;
относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуально – обособленная форма;
фронтальная форма познавательной деятельности;
групповая форма организации познавательной деятельности;
Средства обучения:
мультимедийная презентация, экран, проектор
раздаточный материал (текст И. А. Ильина, высказывания о смысле жизни)
Предварительное домашнее задание:
выписать из повести афоризмы, которые не потеряли актуальности в современные дни.
I группа - раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?
II группа - раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?
III группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?
Учащиеся эмоционально настраиваются на урок
2.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.
Перед вами лежит текст
(Приложение №1), взятый из заданий ЕГЭ, прочитайте его и ответьте на вопросы. Какую проблему затрагивает в нем автор?
Как текст песни связан с данным текстом?
Изучают содержание текст, формулируют проблему, комментируют содержание, устанавливают взаимосвязь.
3.Изучение нового материала.
Знакомство с высказываниями известных людей о смысле жизни. Проанализируйте и попытайтесь ответить: в чём человек видит смысл жизни?
Работу осуществляют в группах.
Анализируют материал, создают устные монологические высказывания, аргументируют свою позицию.
4.Актуализация знаний и умений на первичном этапе изучения нового материала.
Вспомните произведения художественной литературы.
Кто из героев ищет смысл жизни? Чем заканчиваются эти поиски?
Учащиеся высказываются, устанавливают взаимосвязи (называют
П. Безухова и других)
5.Совместное формулирование темы урока. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте сформулируем тему урока и цели урока.
Дома каждая группа работала над вопросом
1 группа – раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?
2 группа – раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?
3 группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?
Проблемный вопрос: почему Фома отвергает такую философию жизни и подобные жизненные ценности?
В каких сценах показан бунт Фомы против подобного понимания жизни? Что он отвергает? Что для него в жизни главное?
Для ответа на эти вопросы проанализируем эпизоды.
1 группа - драка в клубе (гл.7)
2 группа - история с пикником на плоту (гл .8)
3 группа - разговор Фомы с Яковом Маякиным в трактире в связи с разбитой баржей (гл. 9)
Какая сцена в повести является ключевой? Почему?
Каким мы видим героя? Как раскрывается внутреннее состояние героя, его драма жизни?
Фома Гордеев - сильный или слабый человек?
Почему М. Горький заканчивает повесть именно так?
Могла ли судьба Фомы сложиться по- другому?
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели урока.
Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения, приводят примеры из текста
Вывод 2 группы - Ананий Щуров –торговец леса и пароходчик, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, он чувствует себя владыкой. Для Якова Маякина, как и для Щурова, смысл жизни в деньгах, ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.
Работа в группах
Фома избил зятя вице-губернатора и вступился за честь кокотки Софии Медынской, потому что главное для Фомы понятия совести и чести, человеческое достоинство.
Главное для героя – человеческое достоинство, честность
Фому тяготит богатство, он чувствует себя арестантом и готов отдать всё стояние Маякину, лишь бы быть свободным
О тветы учащихся.
Фома постоянно бунтует, и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог, которым он срывает маску с купцов, развенчивает их. Тогда купцы понимают, насколько опасен Фома для них и связывают его.
Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.
Учащиеся слушают монолог, оценивают выразительное чтение, приходят к выводу: герой не находит смысла жизни, отвергает деньги. Дело для него обман, потому что не приносит счастье. Главное найти оправдание своей жизни, принести пользу, жить честно.
В процессе дискуссии учащиеся высказывают свою точку зрения.
6.Включение нового знания в систему знаний.
М. Горький изображает внутренний мир героя.
В чём особенность психологизма Горького?
Кто из русских писателей близок Горькому по способам изображения личности героя?
В каких произведениях русских писателей герой в поисках смысла жизни бунтует?
Работа в группах. Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения.
Вспомнить понравившиеся афоризмы из повести М. Горького.
Какие из них актуальны в наше время?
Прочитав повесть Горького, я задумался….
Прочитав повесть Горького, я открыл для себя…
Учащиеся приводят примеры из повести, доказывают их современное звучание:
6. «А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.
Учащиеся заканчивают фразы, делятся своими мыслями.
8. Домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание
1.Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. (Марк Аврелий).
2.Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно. (Л. Толстой)
3.Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (П. Блез)
4.Жить — значит мыслить.(Ф. М. Достоевский)
5.Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой. В. Г. Белинский
6.Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости. (де Бовуар С.)
7.Жить — значит жечь себя огнем борьбы, исканий и тревоги. (Э. Верхарн )
8.Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования. (И. Гёте )
9.Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей. (Л. Н. Толстой )
В романе поднимаются важные социальные темы — поиск смысла жизни, человеческие пороки: жажда наживы и власти. В произведении нашли отражение политические события 1890-х годов.
Место и время действия
События романа происходят в конце XIX — начале XX века в России, в городе на Волге.
Главные герои
- Игнат Гордеев – богатый купец, энергичный, своевольный, сильный духом мужчина.
- Фома Гордеев – единственный сын Игната, эгоистичный, честолюбивый, но вместе с тем отчаянно ищущий смысл жизни.
- Яков Маякин – крестный отец Фомы, купец, приверженец патриархального уклада.
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Утешением для Фомы стало общение с Любовью Маякиной – умной, образованной девушкой, которая мечтала стать личностью.
Глава 5
Глава 6
Фома отправился к Медынской, чтобы предложить ей свое покровительство в обмен на любовную связь. Однако женщина отказалась, поскольку испытывала к нему материнскую, сестринскую любовь. Она попросила Фому слушать не людей, а только свое сердце.
Глава 7
Глава 8
Неожиданно для себя Фома зло подшутил над всей компанией, отвязав от причала плот, на котором она отдыхала. Женщины принялись визжать от страха, и только Саша, недолго думая, кинулась в воду и поплыла к берегу. Фома был очень удивлен и обрадован ее поступком.
Глава 9
Фома ударился во все тяжкие: он по-черному закутил со своей новой любовницей, Сашей, и о его выходках даже писали в газетах. Яков Маякин был весьма недоволен таким поведением крестника. Когда же он узнал, что Фома, будучи навеселе, разбил собственную баржу и тем погубил двух людей, решил с ним серьезно поговорить.
После случившегося у Фомы было очень тяжело на душе. Он присоединился к рабочим, что тащили затонувшую баржу. Подрядчик успокоил его, что искалеченное судно можно восстановить в короткий срок.
При встрече с Маякиным, который хотел образумить непутевого крестника, Фома страшно с ним поссорился.
Глава 10
Тем временем Фома встретился с Ежовым, который зарабатывал на жизнь написанием фельетонов, в которых разоблачал все недостатки купечества. Постепенно Фома перенял ход его мыслей.
Глава 11
Глава 12
К Маякину приехал сын Тарас, который не видел отца семнадцать лет. Все были очень взволнованы этой встречей. Тарас принялся рассказывать о своей жизни, в которой было немало взлетов и падений. Узнав все подробности, старик был очень горд своим сыном, который, несмотря на все трудности, не только не опустился, но стал успешным человеком.
Глава 13
Заключение
В своем произведении Горький раскрыл немало важных социальных и философских тем, среди которых – нажива и удержание власти любой ценой, людские пороки, поиск смысла жизни.
Читайте также: