Глагол как часть речи 4 класс 21 век конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. – Урок русского языка.

– Открывайте тетради. Запишите число классная работа.

1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)

Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось? Назовите.

Доска: смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит

– Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)

б). Игра “Разгадай-ка”.

Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово.

Читаю стихотворение (во время работы детей).

Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет,
Чистит –
Все расскажет нам… (глагол)

– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)

в). А глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.

Игра “Верю – неверю” (Я пополняю кластер по вашим ответам)

1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)

2. Обозначает действие предмета? (Да)

3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)

4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, падежам)

г). Заполняем кластер.

2. Осмысление новой информации.

Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация и происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).

а). Откройте учебники С.71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимние”, используя “инсерт”.

“+” – новое
“-” – знал
“?” – хочу спросить

– Что знаете, вы рассказали.

– А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)

– Может, кто-то знает какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)

б). Скажите, ребята:

– Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)

– Сможем ли мы построить распространенное предложение?

– Будет ли понятно о чем сообщается? (нет, не будет понятно о чем сообщается)

– Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.

Доска: (записан текст без глаголов)

Вот и …(промчалось) знойное лето. …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.

1. Прочитайте.

– Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.

2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)

3. Первичное закрепление

а). С. 71 упражнение 1.

– Задание: прочитайте текст; выпишите 4 глагола (добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)

б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Устами младенца глаголет истина.

– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.

г). Работа над развитием речи и внимания.

– Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?

Говорить в глаза

Спилить дерево
Съесть помидор
Спешить на работу

– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).

– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).

– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.

д). Физминутка для глаз (таблица Базарного).

Предлагаю включить воображение и выполнить движение по таблице (по стрелкам).

Посмотрите все на луг,
Вправо, влево бежит жук,
Летит куда-то стрекоза
А навстречу ей пчела.
Облетел владенья шмель.
Работой занят муравей. (Сели)

е). Работа в парах.

На партах лежат карточки.

Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.

Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

1 карточка.

А рядом, у проталинки
В тр..ве между к..рней
Б..жит, струится маленький
Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са медвяная
Сп..лзает по р..ке,
Под нею зел..нь пряная
Сияет в серебре.

3 карточка

Черепуха душистая
С в..сною расцв..ла
И ветви з..л..тисные
Что кудри зав..ла.

Прочитайте глаголы в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).

Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).

Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).

Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)

А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных я проверю сама, проверяя тетради.

e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам

I в – 1,2. II в – 3,4

Задание: Записать в 2 столбика

Дополнительно: С любым словом составить предложение.

Моя кошка любит греться на солнышке, при этом тихо мурлыкает. Когда кошку гладить, они начинает мурдыкать.

ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.

Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

Итог игры: Кто больше?

III. Рефлексия

Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.

Познакомить детей с морфологическими признаками глагола, сформировать умение находить глагол среди других частей речи.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_glagol.docx 23.13 КБ
pril.doc 24 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Воронцовская СОШ

Конспект урока по русскому языку

Учитель начальных классов

  1. Знакомить с морфологическими признаками глагола, формировать умение находить глаголы среди других частей речи.
  2. Развивать внимание, логическое мышление, умение формулировать учебную задачу.
  3. Воспитание самостоятельности, сотрудничества.
  1. Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. )
  2. Рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”
  3. Карточки с заданиями для исследовательской работы в группах.

-ориентироваться в учебнике;

- находить ответы на вопросы в тексте,

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания;

учиться планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- учиться работать в паре, группе

учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

1. Организационный момент

1. Чистописание Г г

2. На доске задание “Четвертый лишний”

Дети читают и определяют лишнее слово в данном ряду. Доказывают по каким признакам исключают.

2. Актуализация знаний

На доске записаны слова.

Г.р.зонт, лаг.рь, ар.матный, г.л.рея, остр.в, л.ловый, св.ркать.

– Что объединяет эти слова?

– Какое задание вы предложите?

Все ли слова мы записали?

– Они все из словаря. Имена существительные.

– Вставить пропущенные буквы.

Дети записывают слова,1 ученик ученика работают у ИД

Сверкать не подходит.

3. Постановка учебной задачи.

– Так что мы будем делать на уроке?

Тему урока определите, если подчеркнете первые буквы словарных слов.

– Что такое глагол.

4. Первичное закрепление.

1 пара у ИД Самостоятельная работа с самопроверкой (ключевое слово “верно”)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Оцените свою работу.

1 ученик у доски

Добраться, встретить, гадать, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиться.

6. Включение нового знания в систему знаний.

1.– Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала?

– Хотите еще узнать интересное о глаголе?

Тогда предлагаю каждой группе найти и показать действия, которые написаны у них на карточке.

Строить, думать, мечтать, мёрзнуть, спать, ждать, кидать, убираться, бежать, идти.

– Где невозможно показать действие?

– Тогда что они обозначают?

2.Сам. Работа с.83, упр.2 в группах.

3.– А теперь составим предложение из предложенных слов.

Ученики, школы, возле, деревья, липы, и, тополя, клены, ивы.

Дети показывают (строить, кидать, убираться, бежать, идти.)

Думать, мечтать, мёрзнуть, спать, ждать,

В каждой группе ученики имеют порядковые номера от1 до 5. Для каждого номера своё задание. Первые номера каждой группы садятся за стол под № 1, вторые номера за стол под № 2 и так далее. После выполнения заданий каждый номер возвращается в свою группу, где делится своей информацией. В группе идёт обсуждение полученной информации.

1)готовить : варить, жарить,

2)общаться : беседовать, спорить, спрашивать, обсуждать, шептаться,

3)одевать : обувать, укутывать, одеваться, надевать

4)думать : размышлять, мыслить, соображать,

5) звучать : звенеть, греметь, пищать, мурлыкать

Этих слов недостаточно, нужен глагол.

Составляют предложение, записывают и выполняют синтаксический анализ. Один ученик у доски.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Образовательные: обобщить известные сведения о глаголе; учить наблюдать и анализировать языковой материал; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола.

2. Развивающие: развивать умения передавать полученную информацию и представлять её графически; развивать внимание, память; способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

3. Воспитательные: раскрывать красоту и богатство родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.

Урок русского языка в формате ТРКМ

1.Образовательные: обобщить известные сведения о глаголе; учить наблюдать и анализировать языковой материал; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола.

2. Развивающие: развивать умения передавать полученную информацию и представлять её графически; развивать внимание, память; способствовать развитию языкового чутья, интуиции.

3. Воспитательные: раскрывать красоту и богатство родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.

1.Орг. момент. Настрой на работу.

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных

-Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов? (Нам предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое. Каждый урок- это открытие чего-то нового)

2.Стадия вызова.

Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

-Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)

-Какая часть речи лишняя? (предлог)

-Почему? (это служебная часть речи, а остальные- самостоятельные части речи)

-Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи мы будем сегодня говорить.

«Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что думает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

-А что вы знаете об этой части речи? (Составляем кластер)








действия состояния



что делать? что сделать?


-Итак, мы выяснили значение части речи- глагол.

-А чем еще характеризуются части речи? (грамматическими признаками)

-Может быть кто-нибудь догадался, что изучать на уроке мы сегодня будем?

(грамматические признаки глагола)

- Сегодня мы лишь только начнем знакомиться с этими признаками. А впереди нас ждет еще большая и трудная работа.

-Ребята, скажите, а какими общими признаками характеризуются имена прилагательные и имена существительные? (род, число, падеж)

-Давайте исследуем, обладает ли этими грамматическими признаками глагол. (Могут ли глаголы изменятся по родам, числам и падежам)


На доске: Исследуем




3. Стадия осмысления.

(Раскрытие темы урока)

Работа по группам. Каждой группе выдаётся карточка- задание.

Измени по родам глаголы.

Летит летел будет лететь

Сделай вывод: Изменяются ли глаголы по родам? (все или нет)

Измени по родам глаголы.

Рисует рисовал будет рисовать

Сделай вывод: Изменяются ли глаголы по родам? (все или нет?)

Измени по числам глаголы

Летит летел будет лететь

Сделай вывод: Изменяются ли глаголы по числам? (все или нет?)

Измени по числам глаголы

Рисует рисовал будет рисовать

Сделай вывод.: Изменяются ли глаголы по числам? (все или нет?)

Измени по падежам глаголы.

летит летел будет лететь

Сделай вывод: Изменяется ли глагол по падежам?

Измени по падежам глаголы.

рисует рисовал будет рисовать

Сделай вывод: Изменяется ли глагол по падежам?

Далее один от группы у доски делает вывод по заданию карточки.

-Какой мы можем сделать вывод? (глаголы изменяются по числам, родам, но не все. Но не изменяются по падежам)

-Какие признаки выберем для глагола? (род, число)


-Запишем слова: Летел, летела, летело, летели.

-Чем они отличаются?

-Итак, определите, глагол летела- это форма какого числа и какого рода?(ж.р., ед. ч.)

-Отметьте часть слова, в котором выражается значение рода и числа? (окончание)

Работа по учебнику.

-Какое значение выражают формы летит, летел, будет лететь? (значение времени)

-Действие или состояние, которое называет глагол, может протекать во времени.

(сейчас) (вчера) (завтра)

Летит Летел будет лететь

-Это тоже грамматический признак глагола?


Добавляю в кластер. Время

4.Физминутка.

5. Стадия осмысления. (Продолжение)

1)- А сейчас мы с вами будем активными читателями. Поработаем карандашом. (Используем приём инсерт. При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях.)

-Прочитаем правило (с. 66)

Самостоятельно читаем правило и делаем пометки.

-Что вам известно? Зачитаем.

-А что новое? (грамматические признаки: вид, наклонение, лицо)

- Добавим схему- модель (кластер) новыми признаками.




Вид Наклонение Лицо

В конце урока кластер выглядит так.








действия состояния



что делать? что сделать?














Род Число Вид Время Наклонение Лицо

2) Самостоятельная работа.

Упр. 2 (с. 66) Запиши глаголы в два столбика. Двое уч-ся работают на индивидуальной доске.

Что делать? Что сделать?

писать убрать

верить написать

петь вылететь

лететь поверить

убирать запеть

Давай подумаем. (с.66)

Коля делал домашнее задание.

Коля сделал домашнее задание.

-Верно ли утверждение: в первом предложении глагол не указывает на завершение действия, а во втором предложении указывает?

(Действительно, если Коля делал домашнее задание, то вовсе неизвестно, сделал он его или нет.

Другое дело, Коля сделал домашнее задание, в этом предложении глагол обозначает действие, которое завершено.)

Таким образом мы познакомились с одним из грамматических признаков глагола.

Прочитаем правило на с.66.

-Итак, на вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида и обозначают незавершенность действия.

А на вопрос что сделать? Отвечают глаголы совершенного вида и обозначают завершенность действия.

3) Работа по учебнику.

Упр. 3 (с.67) Работа в парах.

Этих птиц любят. Еще бы- ведь существует такое поверье, что аисты приносят счастье! Именно эта птица устраивает своё большое широкое гнездо, сложенное из прутьев и веток, прямо на крыше деревенского дома.

Когда белый аист прилетел к человеческому жилищу, никто точно не помнит. Но люди очень дорожат дружбой с аистом, ждут, когда аисты поселятся на крыше дома, заботливо оберегают их покой.

Если аисты устроят гнездо на крыше вашего дома, то каждую весну они снова и снова станут прилетать сюда.

-О ком вы прочитали?

-Какое поверье существует на Руси?

-Как относятся люди к аистам?

-Выпишите глаголы, определив их вид.( совершенный и несовершенный)

несов. вид совер. вид

любят прилетел

приносят поселятся

устраивает устроят

не помнит станут прилетать

Упр. 67 (устно) домашнее задание.

6. Рефлексия. (Обращение к кластеру)

-Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

-Что для вас ещё осталось тайной?

- А сейчас выразите, пожалуйста, своё эмоциональное состояние.( в рисунке- это может быть мимика лица, а может быть выражено в позе, в походке)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В классе 9 человек. Из них 4 девочки и 5 мальчиков. Дети работоспособные, активные, любознательные. Есть новый ученик, который обучался 3 года в Дагестане, имеются трудности в восприятии материала.

МБОУ Владимировская СОШ

Аннотация к открытому уроку русского языка.

Учитель: Ермолова Г.Г.

Тема : Глагол как часть речи.

Характеристика аудитории.

В классе 9 человек. Из них 4 девочки и 5 мальчиков. Дети работоспособные, активные, любознательные. Есть новый ученик, который обучался 3 года в Дагестане, имеются трудности в восприятии материала.

Цели: развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи, развитие у детей способности воображать рисуемые действия, детализировать их.

Задачи: знакомить с глаголом как частью речи; повторить признаки глагола, изученные во 2 и 3 классах; наблюдать за значением глаголов в речи.

Применяемые методики, технологии

- аналогия с работой оператора, снимающего кино

- работа с памятками и алгоритмами

-применение ИКТ технологий

Оборудование:

Содержательная часть.

Знакомство с работой оператора (тема урока)

Информационная студия (работа с фразеологическим оборотом)

Документальное кино (кадры из жизни детей)

Работа в парах (пишем сценарии).

Ожидаемые результаты: умение детей использовать глаголы в своей речи для передачи детализации событий.


МБОУ Владимировская СОШ

Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.

Учитель: Ермолова Г.Г.

Тема: Глагол как часть речи.

Форма урока: урок – киностудия.

Цели: развитие коммуникативных навыков при использовании глаголов в речи, развитие у детей способности воображать рисуемые действия, детализировать их.

Задачи: знакомить с глаголом как частью речи; повторить признаки глагола, изученные во 2 и 3 классах; наблюдать за значением глаголов в речи.

Оборудование:

Применяемые методики, технологии

- аналогия с работой оператора, снимающего кино

- работа с памятками и алгоритмами

-применение ИКТ технологий

Ожидаемые результаты: умение детей использовать глаголы в своей речи для передачи детализации событий.

1.Организационный момент.слайд№1


- Повернитесь к гостям, улыбнитесь, поприветствуйте, развернитесь и садитесь!

-Что я вам говорила? (слова)

-А что вы выполняли? (действия)

-Как называются в русском языке такие слова? (глаголы)

Совершенно верно! Тема нашего урока: Глагол как часть речи.

Какие части речи вам уже знакомы?


- Работать мы будем, поднимаясь по лестнице знаний, отвечая на вопросы: ЧТО?(такое глагол, что обозначает) КАК?( изменяются глаголы, как узнавать) ЗАЧЕМ? (нужны глаголы в нашей речи) Слайд№3


-Сегодня у нас необычный урок, нас снимают на камеру. Что потом мы сможем посмотреть? (КИНО или ФИЛЬМ)

- У нас есть настоящий оператор с видеокамерой.

- А кто же актеры и актрисы? (ВЫ)

-А я ваш режиссер. ИТАК: снимаем кино о том, как 4класс глаголы изучал!

3. Повторение .

- Первая задача режиссёра рассказать всё, что вы знаете о слове

КИНО – имя сущ., отвечает на вопрос что?, ср.р., ед.ч., несклон., неодуш., нарицат.

ФИЛЬМ- имя сущ., отвечает на вопрос что?, м.р., ед.ч.

- Какое бывает кино? ( смешное, интересное, страшное…)

-Что вы добавили к имени существительному? (прилагательное)

-Что мы сегодня делаем? (снимаем кино)

Мы находимся с вами в кабинете русского языка – это орфографическая студия нашей школы. Откройте тетради.

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Сегодня мы снимаем интересное кино. Нагорная Р.

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Кто?- МЫ, Что делаем? – снимаем.

-Каким членом предложения является глагол? (главным-сказуемым)

-Что значит главным? (не смогли бы выразить мысль)

4.Проверка Д/З

Режим дня школьника. Слайд№4,5



Прочитать предложения, которые составили дома.

- Что вы делали дома, перед тем как прийти в школу?

Проснулась – ж.р. –Нина, Рената, Арина, Сева.

Проснулся – м.р. – Кирилл, Мурад, Эдик, Эдик.

Солнышко что сделало? Проснулось – ср.р.

- Что изменилось у глагола?

Вывод: Значит у глаголов есть род!(на доску карточку)

А что вы все сделали? Проснулись? Что изменилось? Число

- Когда это было ? ( в 7.30.) время уже прошло?

Прошедшее, настоящее, будущее Время

Просмотр всех кадров и обобщение.

Зачем же нужны нам глаголы? (чтобы сообщать, рассказывать о чём- либо, повествовать)

- В школу пришли. На уроках что делаем? (учимся)

- А на переменах что делаем? (играют, бегают, прыгают…)


Слайд№6. Идёт, бежит, ползёт, мчится, плетётся

Записать глаголы, начиная с самого медленного действия и до самого быстрого.

Один ребёнок у доски. Проверка по слайду. Бятов Эдуард.

Какое значение у глаголов? – движение


6. Работа в парах. Самостоятельная работа. Слайд №8

- У вас в конвертах лежит задание. Достать листочек, прочитать глаголы и подчеркнуть только те, которые относятся к вашей группе:1)готовить, 2)общаться,3) одеваться,4) думать,5) звучать.

Мурлыкать,варить,беседовать,обувать,спорить,пищать,думать,надевать,жарить,мыслить,укутывать,петь,стряпать,соображать,спрашивать,одеваться, обсуждать, греметь, укутывать.


Проверка по слайду.

-Думать, соображать, мыслить – это действия? (состояние)

Волнуемся, любим, нравится, морозит и т.д.

7. Работа с текстом. Пишем сценарии.

Подобрать самостоятельно глаголы по смыслу текста.

1-2 сценария зачитать, остальные проверить как самостоятельную работу.

8.Подведение итогов. Слайд №9 – стихотворение о глаголе.


Обобщение по ступеням и карточкам на доске (время, число, род, спряжение, вид, наклонение).

Читайте также: