Гидросфера 6 класс география конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока :

Формировать представление учащихся о гидросфере.

- формировать знания о составе и строении гидросферы;

- формировать представление о Мировом круговороте воды в природе;

- раскрыть значение воды в природе для всего живого на Земле.

- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;

- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;

- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;

- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Тип урока :

Урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся:

Фронтальный опрос, беседа, работа с картой и схемами.

Необходимое техническое оборудование:

Понятийно-категориальный аппарат усвоения:

Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидросферы.

Способы действий учащихся:

выявить значение воды для человека; выявить свойства воды; выявить причинно-следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли.

Ценностный компонент урока :

выявлять универсальную ценность воды на планете Земля; раскрыть значимость гидросферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны гидросферы.

Работа с учебником:

работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.

гидросфера, мировой круговорот воды в природе.

Структура и ход урока

1. Организация начала урока

1) Приветствие, повторение изученного на прошлом уроке :

Что такое горы? На какие группы делятся горы по высоте?

Что такое горная цепь, горный хребет?

2) Изучение нового материала:

Тема урока : Состав и строение гидросферы

План урока :

Гидросфера – это…

Состав гидросферы

Свойства воды в природе

Круговорот воды в природе.

Охрана гидросферы

2. Основная часть урока :

Гидросфера

Учитель выясняет, что дети знают о гидросфере.

Гидросфера— прерывистая водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и земной корой, включает в себя совокупность всех вод планеты: материковых (глубинных, почвенных, поверхностных, океанических и атмосферных.

Объясняя состав гидросферы, учитель заполняет схему.

Состав гидросферы :

-Вода морей и океанов

-Вода в живых организмах

-Вода в атмосфере

Вода покрывает почти поверхности нашей планеты. Используя карту, докажите этот общеизвестный факт. Какие части гидросферы можно увидеть на физической карте?

Состав гидросферы

Рисунок 71 учебника дает возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Затем учитель обращает внимание на то, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.

Давайте составим в тетради схему состава и строения гидросферы. Учитель раздает детям дидактические материалы.

Свойства воды в природе

Учитель рассказывает детям о важном значении воды в природе, просит рассказать детей, что они знают о воде.

При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме, запаха и вкуса. В твёрдом состоянии называется льдом (кристаллы льда могут образовывать снег или иней, а в газообразном — водяным паром.

Вода, как элемент глобальной экосистемы, выполняет четыре очень важные функции:

2) с участием воды происходят многочисленные процессы в экосистемах (например, обмен веществ, тепла);

4) вода – один из наиболее важных видов минерального сырья, основной природный ресурс, который потребляется человечеством (сегодня воды используется в тысячи раз больше, чем нефти и угля).

Применение воды человеком:

• Питье и приготовление пищи (питьевая вода представляет собой воду из какого-либо источника, очищенную от микроорганизмов и вредных примесей)

• Замедлитель (ядерных реакций)

• Инструмент (для разрыхления, раскалывания и даже резки пород и материалов)

• Смазка (для подшипников)

• В среднем в организме растений и животных содержится более 50 % воды.

• Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю слоем толщиной 3 км.

• Если бы все ледники растаяли, то уровень воды в земных океанах поднялся бы на 64 м и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой.

• Морская вода при обычной её солёности 35 ‰ замерзает при температуре 1,91 °C.

Круговорот воды в природе

Приступая к вопросу о мировом круговороте воды в природе, учитель обращает внимание на слова известного географа А. А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.

Не случайно поэт А. Дитрих писал:

В звонкой льдинке и слезинке,

И в дождинке, и в росинке —

Нам откликнется всегда

Учитель просит перерисовать в тетрадь схему мирового круговорота воды в природе.

Охрана гидросферы

Ребята, подумайте и расскажите, как проявляется загрязнение воды продуктами хозяйственной деятельности человека в Мировом круговороте воды?

Учитель дополняет ответы детей.

3. Заключительный этап, рефлексия:

Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.

Дети здороваются с учителем, поднимают руки, отвечают на вопросы по теме прошлого урока.

Дети поднимают руки, рассказывают, что знают о гидросфере.

Дети переносят схему состава и строения гидросферы в тетради.

Дети отвечают на вопрос.

Дети наклеивают в тетрадях схемы состава и строения гидросферы, подписывают составные части, как на рис. 71, записывают вывод со стр. 101:

Дети приходят к выводу, что у воды есть ряд важных функций и свойств:

• Медленно нагревается и медленно остывает

• При замерзании увеличивается в объеме

• Растворяет многие вещества

Дети записывают вывод:

Дети записывают вывод:

Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.

Перерисовывают в тетрадь схему круговорота воды в природе.

Дети поднимают руки, отвечают на вопрос.

Дети приходят к выводу со стр. 104 и записывают его:

Дети рассказывают, что больше всего запомнилось, понравилось, удивило.

Основная часть гидросферы – это соленая вода морей и океанов. Без воды жизнь на Земле невозможна, т. к. она играет важную роль в строении и развитии земных оболочек. Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле. Все больше пресной воды используется человеком для хозяйственных нужд.

• Найти и записать пословицы и поговорки о воде

Дети записывают домашнее задание.

7. Цель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере, её роли в жизни человека.

  1. сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
  2. расширить знания учащихся о значении воды в природе и для человека.

1. сформировать понятия универсальной ценности воды на планете Земля, осознание значения гидросферы, понимать необходимость охраны гидросферы.

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний.

10. Формы работы учащихся:

11. Необходимое техническое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, памятки, физическая карта полушарий

12. Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

13. Структура и ход урока

Целеполагание и мотивация

О чём пойдёт речь на нашем уроке, Вы догадаетесь сами. А для этого отгадайте следующие загадки:

1. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает

А как наскучит ей летать,

На землю капает опять.

2. Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу

3. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Совершенно верно: будем говорить о воде – самом удивительном минерале на Земле. Именно она станет героиней нашего урока.

У Вас на партах лежат памятки, рассмотрите. Как видите, они не совсем заполнены. Вы должны будете сами их составить в течение урока.

Изучение нового материала

-Вспомните, какие оболочки Земли Вы уже знаете?

А как связана вода и гидросфера?

Верно, гидросфера - водная оболочка Земли.

Запишите тему в памятку.

Сколько воды на Земле?

Работа с текстом 1 и физической картой полушарий (сверяем со слайдом)

Вывод1 . Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Три состояния воды

Используя текст слайда 7, назвать агрегатные состояния воды и заполнить схему1

Я и туча, и туман ,-газообразное состояние
И ручей, и океан , -жидкое состояние
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!- твёрдое состояние

Найдите в этом отрывке стихотворения три состояния воды.

Вывод 2. Вода в природе встречается в тёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Выясните, из чего состоит гидросфера? Прочитайте текст 2 , заполните схему

2 (сверяем со слайдом)

Какие части гидросферы мы можем увидеть на карте, а какие нельзя увидеть?

Вывод 3. Гидросфера состоит из вод океанов и морей, вод суши (реки, озёра, болот), воды в атмосфере.

Распределение воды на Земле

На основе того же текста 2 выяснить, как расспределена вода на Земле.

Рассмотрите диаграмму, подпишите названия, сделайте вывод.

Где содержится самый большой объём воды (в Мировом океане), самый маленький (в водах суши)? Где больше всего пресной воды содержится? (в ледниках).

Вывод 4 . Подавляющая часть гидросферы- это жидкая солёная вода океанов и морей.

Мировой круговорот воды

Как мы выяснили пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми?

Вывод 5. Мировой круговорот воды в природе - процесс постоянного водообмена между различными звеньями гидросферы.

Значение круговорота воды.

Подумайте, каково значение мирового круговорота воды? Представьте себе, что было бы, если не было круговорота воды.

(Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озёра, иссякли подземные источники. Другими словами, на суше исчезла бы пресная вода, а вместе с ней и жизнь).

Значение воды и необходимость её охраны

Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? Приведите примеры о роли и значении воды в природе и жизни человека.

(Примерные ответы учащихся. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды.

На реках строят гидроэлектростанции, вода вырабатывает электрический ток.

По воде ходят суда, вода используется как транспортный путь.

Вода используется в промышленности, сельском хозяйстве).

Верно. Незря французский писательтак написчал о воде (читаю текст со слайда)

(ролик о загрязнении воды)

Просмотрите ролик. О чём он? Приведите свои примеры.

Вывод 6. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Итак, наш урок подходит к завершению. Ваши памятки уже заполнены. Какие же выводы мы сделали (дети называют, эти же выводы появляются на слайде)

А теперь я предлагаю Вам проверить себя, как вы усвоили материал.

Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:

Сколько воды на Земле?

Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли. Объём воды составляет колоссальную величину- около 1,4 млрд кубических километров.

Из чего состоит гидросфера?

Гидросфера включает в себя солёные воды океанов и морей, пресные и солёные воды суши и воду, содержащуюся в атмосфере и в живых организмах. К водам суши относят поверхностные воды (реки, озёра, болота), ледники и подземные воды.

96,5% воды в гидросфере- это вода океанов и мопей. Остальное приходится в основном на воды суши. Среди вод суши наибольший объём имеют не поверхностные, жидкие воды, а ледники и подземные воды – 1,75% и 1,7% от объёма гидросферы. Представьте, что реки, озёра и болота, иногда огромные по площади, все вместе- это менее 0,03% от объёма воды в гидросфере. В атмосфере и в живых организмах содержится менее 0,02% всей воды гидросферы, но роль её огромна.

Основная масса воды- солёная, т.е. в ней растворены различные химические соединения. Менее 3% жидкой воды на Земле- пресная вода.

Как происходит Мировой круговорот воды?

Вся вода на Земле находится в непрерывном движении.

Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши.

Наконец, вместе с речным и подземным стоком вода возвращается, обратно, в Океан. Так совершается вечный круговорот воды в природе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Состав и строение гидросферы

Задачи:

развивающие: развивать умения и навыки работы с разными источниками информации.

воспитательные : убедить учащихся в необходимости бережного отношения к воде .

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.

Оборудование урока: физическая карта полушарий, компьютер, интерактивная доска, учебник, атлас география 6 класс, презентация по теме.

Структура и ход урока

Объяснение нового материала

Закрепления нового материала

Ι.Организационный момент.

ΙΙ. Объяснение нового материала.

История появления воды. В ода на Земле появилась очень давно – более 4 млрд. лет назад. Из водяного пара, выделявшегося при вулканических извержениях, образовывались облака, и на земную поверхность падали мощные ливни. Поступление воды на поверхность Земли при вулканизме происходит до сих пор. (Слайд 3)

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода! (А. Усачёв) (Слайд 4)

Космонавты неоднократно отмечали, что из космоса Земля выглядит голубой планетой с относительно небольшими вкраплениями суши. Голубая планета? Пожалуй, не планета, а только ее тонкая оболочка. Если распределить всю воду равномерно по поверхности земного шара, средний радиус которого 6370 км, получится пленка толщиной менее 3 км. Не много воды в общем объеме планеты.

2. Состав гидросферы. Используя текст учебника (с. 94), обучающиеся устанавливают, сколько воды на Земле, и делают вывод, что 3 / 4 поверхности земного шара занято водой. (Слайд 5). Основную часть нашего водного потенциала составляет вода, которой не напьешься, не используешь ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве, ни в быту это воды океанов и морей 96,4%, в ледниках 1,86%,подземные воды составляют 1,71%, реки озера болота 0,02% , в атмосфере и в живых организмах 0,01 % (запись в тетради).

Посмотрите на физическую карту полушарий, и вы увидите, что все моря и океаны соединены друг с другом. (Слайд 7)

hello_html_m14ce404f.jpg

Вода не только образует гидросферу, т. е. одну из самостоятельных сфер Земли, но и проникает в другие ее сферы — литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в теснейшее соприкосновение и, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойств.

Мировой круговорот воды. Послушайте стихотворение (выступает ученик).

Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо. И, путешествуя облаком пара, Воды из Волги текут в Ниагару. Волги вода и в Байкале, и в Ниле, И в Танганьике, и в нашей квартире. Значит, должны понимать это все мы: Реки – часть водной единой системы. Но, чтоб не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море. И.Якимов

Не абсурдно ли это стихотворение? Как вода из Волги может течь и в Ниле, и в Ниагаре, и в Лимпопо? Речь идет о Мировом Круговороте воды. Используя рисунок 63 учебника (с. 96), (Слайд 12-13), обучающиеся рассматривают, как происходит Мировом круговороте воды.

Физкультминутка (Слайд 15)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.

Влагооборот. (Слайд 16)

Ученые утверждают, что каждая капля воды в среднем проводит

10 дней в атмосфере,40 дней в снежном покрове, 100 лет в озере и 10 0000 лет под землей. Каждое из звеньев круговорота воды выполняет в нем особую важную функцию: испарение воды с поверхности суши, рек, озёр, водохранилищ, морей, океанов, перенос водяного пара воздушными потоками, конденсацию пара и выпадение атм. осадков, просачивание выпавшей воды – инфильтрацию, пространственное перемещение в виде поверхностного и подземного стока, течения в морях, водоёмах суши. Связывает воедино все части (Слайд 15)

Содержание воды в жидкостях и тканях человека (Слайд 17).Содержание воды в различных организмах, их органах и тканях (Слайд 18).

5. Значение воды. ( Слайд 19-20)

Для питья. Воду, пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

В быту. Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

Средство гигиены. Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги. Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.

Среда обитания. В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах, где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными. Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты, перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.

Дорога. Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

. Для получения электрического тока.

Красота, познание и отдых. Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов .

3. Закрепление нового материала (слайды 21-22)

А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.

В морях и реках обитает Но, часто по небу летает А как наскучит ей летать, На землю капает опять.

Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит.

Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы. Дождь – кормилец. Правда в огне не горит, в воде не тонет. Где вода, там и жизнь Земля умирает, если ушла жизнь

Д/З. Изучить § 28.

Ответить на вопросы на странице 96, рабочая тетрадь стр. 47-48 задания №1-5

Загрязнение воды – изменение состава и свойств воды при использовании человеком в быту и производственной деятельности, превращение воды в непригодное состояние.

Охрана вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.

Основная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек использует колоссальное количество воды для своих различных нужд. Большое количество воды потребляют фабрики и заводы по всему миру, вода орошает тысячи гектаров полей. Вся эта использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле. Речная воды – важнейший водный ресурс планеты. Поэтому охрана гидросферы общая забота всех людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Каким способом добывают пресную воду в засушливых районах Земли?

Воду привозят из других районов.

Добывают с большой глубины.

Правильный вариант ответа:

Опресняют солёную воду.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Для ________ запасов воды и ___________ уровня воды в реках, создаются _________. Они способны накапливать талые и _____________воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.

Правильный вариант:

Для накопления запасов воды и регулирования уровня воды в реках, создаются бассейны. Они способны накапливать талые и дождевые воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гидросфера Земли"

Сегодня на уроке вы вспомните, что такое гидросфера, разберётесь с её составными частями. Рассмотрите круговороты воды на Земле. Приступим.

Гидросфера – единая оболочка, так как все воды взаимосвязаны и находятся в постоянных больших или малых круговоротах.


Под воздействием солнечных лучей вода в океане испаряется и поднимается вверх, образуя при этом облака. Благодаря движению воздушных масс вода из облаков попадает на сушу в виде осадков, пополняя при этом подземные и поверхностные воды, которые несут их назад в Мировой океан. Затем цикл повторяется. Это и есть большой круговорот воды на Земле. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении солёная морская вода превращается в пресную, а загрязнённая – очищается.

Малый круговорот заключается в том, что водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, конденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

Круговорот воды – это беспрерывный процесс, который затрагивает все оболочки Земли и осуществляет жизнь на планете. Все водные объекты обновляют свою воду. Но происходит это за разные периоды времени.


Гидросфера – прерывистая водная оболочка, которая включает три главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. Быстрее всего происходит обновление биологической воды, которая входит в состав всех живых организмов, флоры и атмосферных явлений. Самый продолжительный период возобновления приходится на ледники, подземные воды глубокого залегания, воды Мирового океана.

Мировым океаном называют всю водную массу гидросферы, окружающую материки. На Мировой океан приходится свыше 96,5 % всей воды нашей планеты. Средняя температура воды Мирового океана – +17,5 °С. Главная причина, которая отличает воды Мирового океана от вод суши, – это повышенная солёность. Вода Мирового океана представляет собой солёный раствор сложного состава. Содержится там в разном количестве 44 химических элемента (среди них: натрий, хлор, магний, кальций, золото и другие). Концентрация солей, т. е. солёность, в среднем составляет 35 ‰ (промилле). Что это значит? Это значит, что в 1 литре морской воды в среднем содержится 35 грамм соли (в основном поваренной). Именно соль придаёт воде солёный вкус, делает непригодной для питья и использования в промышленности и сельском хозяйстве.

Основная характеристика Мирового океана – общий и не изменяемый солевой состав.

Вода Мирового океана находится в постоянном движении. Это касается как круговорота воды между сферами, так и механического движения, происходящего по вертикали (вверх-вниз) и по горизонтали (вдоль поверхности).

Распределение по поверхности земного шара, особенности строения котловин, разнообразие химического состава и органической жизни - всё это позволяет разделить Мировой океан на составные части. Самыми крупными структурами являются отдельные океаны.


Чаще всего Мировой океан делят на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Некоторые учёные выделяют Южный океан - водное пространство, окружающее Антарктиду. Но это очень спорный вопрос: нужно его выделять или нет. Поэтому пока мы поговорим только о четырёх океанах.

Самый большой – Тихий океан. Он один занимает почти половину площади Мирового океана и вмещает 53 % объёма его воды. Тихий океан не только самый большой, но ещё и самый глубокий. Именно в нём находится самая глубокая впадина – Марианская. Её глубина 11 022 метра. Первым европейцем, кто переплыл этот океан, был Фернан Магеллан, и он назвал его Тихим в 1521 году. Но вскоре стало известно, что Магеллан ошибся: именно в этом океане рождается больше всего тайфунов, именно он производит ¾ облаков нашей планеты.

Атлантический океан – второй по размерам. Но главная его отличительная черта заключается не в этом. Это самый вытянутый, можно сказать, что самый узкий океан. Его длина превышает ширину в несколько раз. Максимальная глубина – 8742 метра (желоб Пуэрто-Рико).

Третий по размерам океан – Индийский. Его отличительная особенность в том, что он почти целиком лежит в Южном полушарии. Максимальная глубина достигает 7729 метров (Зондский желоб).

И самый маленький и самый мелкий из всех океанов – Северный Ледовитый. Его глубина колеблется от 1 до 5 км, достигая максимальной отметки 5527 метров на северо-востоке Гренландского моря. Значительная часть его поверхности покрыта льдом.

Части океанов, которые вдаются в сушу и отличаются свойствами своих вод, называют морями. Моря могут быть окраинными и внутренними. Окраинные моря располагаются в переходной к материку прибрежной зоне, часто отделяются от акватории всего океана цепочками островов. К окраинным морям относятся Филиппинское, Аравийское, Саргассово. Внутренние моря глубоко врезаны в массивы суши, разделяя материки или их части. Внутренними морями являются Чёрное, Средиземное, Красное.

Моря различаются по свойствам своей водной массы. Это температура, солёность, преобладающие течения. Существует зависимость между температурой и концентрацией солей: чем выше температура, тем активнее происходит испарение и тем больше солёность.

Самое солёное – Красное море (42 промилле), в этом море температура воды может достигать +38 °С.


Моря, расположенные в высоких широтах, холодные, зимой их поверхность замерзает (например, Охотское, Баренцево, море Бофорта). Эти моря имеют низкую солёность – 11-12 промилле.

Велико значение Мирового океана и для хозяйственной деятельности человека. Он является источником различных морепродуктов, полезных ископаемых, энергии и, наконец, самой просторной в мире дорогой, связывающей между собой страны и материки.

Мировой океан – своеобразный терморегулятор Земли. Зимой океан оказывает утепляющее воздействие на сушу, так как не успевает остыть. А летом океан оказывает охлаждающее воздействие, так как не успевает нагреться. Тем самым он делает климат нашей планеты более мягким.

Теперь перейдём к другой составной части гидросферы – водам суши.

Реки, озёра, болота, ледники и подземные воды – это воды суши. Большинство из них – пресные. Водам суши принадлежит незначительная часть всей воды гидросферы – около 3,5 %. Хоть объем этот совсем невелик, однако его роль в географической оболочке огромна. Ведь без поверхностных вод суши не было бы круговорота воды на Земле.

Воды суши делятся на 2 большие группы: поверхностные и подземные воды.

К поверхностным водам мы относим: реки, озёра, болота. В общем количестве воды на Земле их доля очень мала – всего-то 0,02 %.

Амазонка – самая длинная река в мире, а также крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине речной системы. Площадь бассейна – 7 млн 50 тыс. км 2 .


Самое большое по площади озеро – Каспийское море. Морем оно называется потому, что у него большие площади и вода в нем солёная. Общая площадь поверхности Каспийского моря – 371 тыс. км 2 .

Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Максимальная глубина составляет 1642 метра. При этом в нем содержится почти 1/5 всей пресной воды на планете.


Запасы подземных вод пополняются за счёт атмосферных осадков, которые просачиваются сквозь некоторые породы, слагающие земную поверхность. Таким образом, подземные воды участвуют в круговороте воды в природе.

В ледниках заключено около 2 % воды на Земле. На земном шаре есть области, покрытые никогда не тающими льдами и снегами. Основное скопление ледников находится в труднодоступных для человека местах: на острове Гренландия, в Антарктиде, на островах Северного Ледовитого океана и высокогорных территориях.

Отколовшиеся по их берегам глыбы льда образуют плавающие горы - айсберги. Некоторые из них достигают громадных размеров. В умеренных и тропических широтах льды и вечный снег покрывают вершины высоких гор. Например, Гималаи, Памир, Тянь-Шань. Ледниками покрыто примерно 11 % суши. Ледники можно назвать кладовыми пресной воды. Пока она почти не используется, но учёные предлагают, например, использовать энергию АЭС для обеспечения таяния ледника на месте его нахождения с последующей поставкой пресной воды по трубопроводам в различные районы земного шара.


И последняя составная часть гидросферы – атмосферная вода.

Вода в атмосфере представлена капельками воды и водяным паром. Содержание воды в атмосфере сравнительно невелико – около 0,001 % всей её массы на нашей планете. Тем не менее, без неё невозможен был бы круговорот воды на нашей планете.

Основным источником атмосферной влаги являются поверхностные водоёмы и увлажнённая почва; кроме того, влага поступает в атмосферу в результате испарения воды растениями, а также дыхательных процессов живых существ.

Испарение водяных паров приводит к образованию облаков; атмосферная влага, теряемая в результате осадков, пополняется за счёт поступления новых порций испарившейся воды. Полное обновление состава воды в атмосфере происходит приблизительно за 10 дней.

При кажущейся лёгкости и воздушности облака содержат значительное количество воды. Эти гигантские водные массы непрерывно переносятся воздушными потоками над поверхностью Земли, вызывая на ней перераспределение воды и тепла.

Хозяйственная деятельность человека нанесла обороту воды в гидросфере планеты весьма существенный урон: многие реки и озера испорчены химическими выбросами, в результате которых нарушается площадь испарения влаги с их поверхности. Как результат – уменьшение количества осадков и неурожайные периоды в земледелии. И это лишь начало списка, рассказывающего о вреде чрезмерной хозяйственности человеческой цивилизации на планете.

Подведём итоги урока.

Гидросфера – это водная оболочка Земли. Включает три главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере.

На Мировой океан приходится 96,5 % всей воды нашей планеты.

Реки, озёра, болота, ледники и подземные воды относятся к водам суши.

В атмосфере содержится водяной пар, капельки воды и кристаллики льда, которые составляют лишь около 0,001 % воды на Земле.

Читайте также: