География параграф 12 конспект

Обновлено: 06.07.2024

Земная кора — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы.

Вопрос 2. Какие существуют виды земной коры?

Материковая кора. Она состоит из нескольких слоев. Верхний — слой осадочных горных пород. Мощность этого слоя до 10-15 км. Под ним залегает гранитный слой. Горные породы, которые его слагают, по своим физическим свойствам сходны с гранитом. Толщина этого слоя от 5 до 15 км. Под гранитным слоем располагается базальтовый слой, состоящий из базальта и горных пород, физические свойства которых напоминают базальт. Толщина этого слоя от 10 до 35 км.

Океаническая земная кора. Она отличается от материковой коры тем, что не имеет гранитного слоя или он очень тонок, поэтому толщина океанической земной коры всего лишь 6-15 км.

Вопрос 3. Чем отличаются виды земной коры друг от друга?

Виды земной коры отличаются друг от друга толщиной. Общая толщина материковой земной коры достигает 30-70 км. Толщина океанической земной коры всего лишь 6-15 км.

Вопрос 4. Почему мы не замечаем большую часть движений земной коры?

Потому что земная кора движется очень медленно, и только при трениях между плитами возникают землетрясения.

Вопрос 5. Куда и как движется твёрдая оболочка Земли?

Каждая точка земной коры движется: поднимается вверх или опускается вниз, смещается вперёд, назад, вправо или влево относительно других точек. Их совместные передвижения приводят к тому, что где-то земная кора медленно поднимается, где-то опускается.

Вопрос 6. Какие виды движения характерны для земной коры?

Медленные, или вековые, движения земной коры — это вертикальные движения поверхности Земли со скоростью до нескольких сантиметров в год, связанные с действием процессов, протекающих в её недрах.

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями целостности горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.

Вопрос 7. Как называется наука, изучающая движения земной коры?

Вопрос 8. Что такое сейсмограф?

Все землетрясения чётко фиксируются чувствительными приборами, которые называются сейсмографами. Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнётся, и это движение приведёт в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге.

Вопрос 9. Что такое очаг землетрясения?

Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром.

Вопрос 10. Где расположен эпицентр землетрясения?

Район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.

Вопрос 11. Чем отличаются виды движения земной коры?

Тем, что вековые движения земной коры происходят очень медленно и незаметно, а быстрые движения коры (землетрясения) – быстро и имеют разрушительные последствия.

Вопрос 12. Как можно обнаружить вековые движения земной коры?

В результате вековых движений земной коры на поверхности Земли сухопутные условия могут сменяться морскими — и наоборот. Так, например, можно обнаружить на Восточно-Европейской равнине окаменевшие раковины принадлежавшие моллюскам. Это говорит о том, что там когда-то было море, но дно поднялось и теперь там холмистая равнина.

Вопрос 13. Почему возникают землетрясения?

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями целостности горных пород в литосфере. Большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, самый крупный из которых — Тихоокеанский.

Вопрос 14. В чём состоит принцип работы сейсмографа?

Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнётся, и это движение приведёт в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге.

Вопрос 15. Какой принцип положен в основу определения силы землетрясения?

Силу землетрясений измеряют в баллах. Для этого разработана специальная 12-балльная шкала силы землетрясений. Силу землетрясения определяют по последствиям этого опасного процесса, то есть по разрушениям.

Вопрос 16. Почему вулканы чаще всего возникают на дне океанов или на их берегах?

Возникновение вулканов связано с прорывом на поверхность Земли вещества из мантии. Чаще всего это происходит там, где земная кора имеет небольшую толщину.

Вопрос 17. Используя карты атласа, определите, где чаще происходят извержения вулканов: на суше или на дне океана?

Больше всего извержений происходит на дне и берегах океанов на стыке литосферных плит. Например, вдоль Тихоокеанского побережья.

При изучении дисциплин социальной и естественно-научной направленности важно научиться конспектировать материал. Дело в том, что данные географических наук представлены в многочисленных, часто - противоречивых источниках. Чтобы составить объективную и полную картину, важно осмыслить весь массив информации и сделать краткую запись. Для того чтобы подростки научились этому как можно раньше, еще в стенах школы, многие педагоги задают конспекты по географии 9 класс в качестве классной работы и на дом. Сформировав нужные навыки еще в школьном возрасте, девятиклассники упростят себе задачу по дальнейшему изучению этой интересной, но непростой дисциплины. Это особенно важно для тех из них, кто выбрал этот предмет в качестве базы для своей будущей профессии, текущей и дальнейшей научной и творческой деятельности.

Почему важно научиться конспектировать уроки?

Особую важность и полезность конспекты по географии за 9 класс представляют тем, что материал в них представлен:

  • сжато и кратко, то есть, даны основы, главная мысль текста;
  • наглядно, тезисами или емкими, короткими фразами, удобными для запоминания и последующего воспроизведения законспектированной информации;
  • практично для применения - на уроке, при подготовке к экзамену, зачету, олимпиаде, при выполнении творческого конкурсного задания.

Специалистами отмечаются и сложности, с которыми сталкиваются девятиклассники в ходе конспектирования учебных материалов, информационно-справочной литературы курса. Среди главных трудностей, которые представляют конспекты по географии в 9 классе:

  • неумение обрабатывать большие массивы данных - быстро их читать, осмысливать сразу же в процессе прочтения, запоминать;
  • незнание основ логики, позволяющих четко формулировать базовые идеи из изученной информации;
  • отсутствие навыков краткого, сжатого изложения текста, определения его основной мысли, техники составления выводов.

Научиться этому можно и самостоятельно, не прибегая к помощи репетиторов. Например, воспользовавшись материалами, размещенными на портале еуроки. Здесь конспекты для девятиклассников по географии представлены по всем программам, учебникам курса, УМК, по которым предмет изучается в девятом классе школы. Обширная коллекция предложенных данных позволит быстро оценить и выбрать нужный материал, и не просто применить его в ходе подготовки к ответу, проверочной. Но и поможет научиться самостоятельно конспектировать географические справочные данные, что пригодится в настоящем и будущем. В том числе - после окончания школы, например, в техникумах, колледжах и ВУЗах для записей лекций преподавателей, написания рефератов и курсовых, дипломных проектов, выполнения творческих и научных работ по различным направлениям географического и связанных с ним профилей, в труде и бизнесе.

Градусная сеть – это система меридианов и параллелей на географических картах и глобусах, служащая для отсчета географических координат точек земной поверхности (долгот и широт) или нанесения на карту объектов по их координатам.

Географические координаты – широта и долгота, определяют положение точки на земной поверхности

Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.

Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

География – одна из древнейших наук, она тесно связана с жизнью человека. Очень часто в текстах песен, названиях фирм, компаний, торговых организаций используются географические термины и названия. Послушайте музыкальный фрагмент, что из области географии использовали авторы в тексте своей песни? Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

В песенке упоминаются параллели, уже известные нам линии на глобусе и карте.

На уроке мы узнали для чего нужны географические координаты. Географические координаты любой точки на земном шаре - её широта и долгота. Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение. Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку. Географическая долгота – расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выделение цветом;

Текст вопроса: По координатам определите город, расположенный на востоке от Владимира (56° с. ш. и 40,5° в. д.).

Великие Луки (56,5° с. ш. и 30,5° в. д.)

Вологда (59° с. ш. и 40° в. д.)

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

Киров (58,5° с. ш. и 49,5° в. д.)

Правильный вариант ответа:

Казань (56° с. ш. и 49° в. д.)

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте

1. Географическая широта – это расстояние в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

2. Географическая долгота – это расстояние в в ________ от _______ экватора до _________, __________ через точку.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

предмет География — комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основные объекты изучения: геосфера (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…). Настоящий сайт содержит теоретические материалы по географии, рассмотренные на протяжении курса средней школы. Некоторые материалы выходят за рамки школьных учебников и обеспечивают полную картину современной географической информации. Предназначено для подготовки к школьным урокам, а также также для подготовки к ГИА по географии.

  1. А.П.Олейник — Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы по географии. — М.: 2014. — СПб.: Тригон,2007. : АСТ, Астрель; Москва; 2010. — М.:Эксмо, 2016.
  2. Комплект таблиц. Предмет География. — М.: Спектр. — Москва: Издательство ACT, 2019.

(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Вы смотрели страницу предмет География.

Читайте также: