Генетика пола и наследование сцепленное с полом презентация 11 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

2. Определение (детерминация) пола

• Биологический процесс, в ходе которого
развиваются половые характеристики
организма.
• Большинство видов имеют 2 пола, но
имеются и виды – гермафродиты
Биологический
пол

это
совокупность генетически детерминированных при
знаков
особи,
определяющих
её роль в процессе оплодотворения.

4. Классификация механизмов полоопределения

1. Прогамное определение пола
осуществляется до оплодотворения в
процессе оогенеза и пол определяется
свойствами яйцеклетки
Изучается на
коловратках и тлях

5. Прогамное определение пола

Два сорта яйцеклеток:
• Из крупных диплоидных
крупные, диплоидные
яйцеклеток тоже
и мелкие, гаплоидные.
развиваются самки, но в
этом случае их развитие
Из гаплоидных
идет партеногенетически, то
неоплодотворенных
есть без оплодотворения.
развиваются самцы, а
если гаплоидный самец • Таким образом пол
оплодотворит
диплоидной яйцеклетки
гаплоидное яйцо, то
определяется на стадии
родится самка
развития, а мелкой – от того
будет она оплодотворена
или нет.

6. Классификация механизмов полоопределения

2. Эпигамное определение пола – пол
зародыша устанавливается после
оплодотворения и зависит от факторов
окружающей среды, что может
рассматриваться как модификационная
изменчивость
3.Сингамное определение пола происходит
при оплодотворении, и пол определяется
генетически

7. Эпигамное определение пола

• У морского червя (Bonnelia
viridis) самки крупнее м
раздвоенным хоботком, а самцы
– микроскопические.
• Личинка может стать как
самцом, так и самкой. Если она
попадает на хоботок самки, то
под влиянием гормонов,
выделяемых самкой, становится
самцом.
• А если ведут свободный образ
жизни, то становятся самкой.

8. Температурозависимое определение пола

• У всех крокодилов, большинства черепах, некоторых
видов ящериц и гаттерий. При t 30 – другого
пола.
• У черепах при низких температурах самцы, у ящериц
– самки.
• У миссисипского аллигатора только самки рождаются
при t 34. Половых
хромосом у крокодилов вообще нет.
• Существует гипотеза, что температурная
детерминация была характерна для динозавров,
что и явилось одним из факторов их вымирания.

9. Сингамное определение пола

• Аутосомы – одинаковые хромосомы
самца и самки
• Половые хромосомы – отличающаяся
пара
• Гомогаметный пол – имеет
одинаковые половые хромосомы
• Гетерогаметный пол – имеет разные
половые хромосомы

10. 1 тип

ХХ,
ХУ
Тип Дрозофилы
Характерен для
млекопитающих, в
том числе для
человека,
некоторые отряды
насекомых,
ракообразные,
земноводных,
большинства рыб,
растений

11. 2 тип

ХУ
ХХ
Тип Шелкопряда
(ZW и ZZ) –старая
нумерация
• Характерен для
птиц,
пресмыкающихся,
некоторых видов
растений, рыб,
некоторых
насекомых
(чешуекрылых)

12. 3 тип

ХX
Х0
• Тип Кузнечика
• (0 обозначает
отсутствие
хромосом)
встречается у
некоторых
насекомых
(прямокрылые)

13. 4 тип

14. Гаплодиплоидность (n-2n)

• Сущность в том, что генотипы самцов и самок
различаются на геномном, а не хромосомном
уровне.
• Гаплоидный организм отвечает за самца, а
диплоидный за самку.
• Встречается у отряда Перепончатокрылые
(пчелы, муравьи).

15. Другие системы определение пола

• Улитки – могут менять пол, самец может становиться
самкой
• У рыб-клоунов – доминирующая особь становится
самкой, а другие остаются самцами
• Обыкновенная пецилия (карпозубообразное) –
половые хромосомы X, Y, W. WY, WX и XX – самки,
а YY и XY – самцы
• Зеленый меченосец – способен менять пол
• Золотистый спар (окунеобразное) – молодые рыбы
сначала нерестятся как самцы, а потом могут менять
пол на женский (протандрический гермафродитизм)

16. Наследование признаков, сцепленных с полом

В половых хромосомах
имеются гены, не только
отвечающие за определение
пола, но и контролирующие
обычные признаки.
Поскольку пара половых
хромосом отличается по
величине и форме, то
аллели генов могут быть
только в X-хромосоме, а в
Y- отсутствовать
• Наследование какоголибо гена, находящегося
в половых хромосомах

17. Признаки, определяемые этими генами, наследуются сцепленно с полом

18. Признаки, сцепленные с полом (наследуются через X- хромосому)

Доминантный признак
Рецессивный признак
человек
Нормальная свертываемость крови
Нормальное цветное зрение
Нормальное развитие потовых
желез
Гемофилия
Дальтонизм
Отсутствие потовых желез
дрозофила
Серая окраска тела
Красный цвет глаз
Желтая окраска тела
Белый цвет глаз
Тутовый шелкопряд
Белые яйца
Черные яйца
Домашняя кошка
Черная окраска шерсти
Рыжая окраска шерсти, у гибридов
черепаховая (пестрая)

19. Признаки, сцепленные с полом

• Есть гены, которые находятся только в Yхромосоме.
• Это гипертрихоз (ген волосистости ушной
раковины), развитие перепонки между
вторым и третьим пальцами ног.
• Есть частичное сцепление с полом
(геморрагический диатез)
• Геморрагический диатез – это склонность к
кровотечениям, связанный с нарушениями в
системе крови

20. Признаки, контролируемые и ограниченные полом

У мужчин ген облысения в
• Гормон тестостерон
гетерозиготном состоянии
находится в аутосоме, а генпроявляет себя как
стимулятор – в Yдоминантный, а у женщин он
хромосоме.
рецессивный и проявляет себя
только в гомозиготном
• Именно он регулирует
состоянии
развитие мужских половых
признаков. Если генстимулятор в Y-хромосоме
отсутствует, то у организма
XY развитие идет по
женскому типу (трансгендер)

21. Определение пола

22. Задачи

• Черная кошка принесла котят, у двух из
них черепаховая окраска шерсти у двух
других – чёрная. Что можно сказать о
генотипе котят и о том, каков их пол?
(23 слайд)
• Какие котята получатся от скрещивания
черепаховой кошки и чёрного кота?
Определите их пол. (24 слайд)

23. Наследование признаков сцепленных с полом

24. Наследование признаков сцепленных с полом

25. Задачи

• Рецессивный ген дальтонизма
(цветовой слепоты) располагается в X –
хромосоме. Девушка с нормальным
зрением, родственники которой не
страдали дальтонизмом, выходит
замуж за мужчину дальтоника. Какова
вероятность в этой семье появления
мальчика (сына и внука) больного
дальтонизмом? (26 – 27 слайды)

Наследственные болезни,
сцепленные с полом
Р ♀
×

XdY
гаметы
X
X
D
D
X
d
Y
F1
XDY
50 % Носитель
XDY
50 % Здоров

Наследственные болезни,
сцепленные с полом
Р ♀
гаметы
×
X
X
D
d

XDY
X
D
Y
F2
25 % Здоровая
25 % Носитель
XD Y
XdY
25 % Здоров
25 % Дальтонизм

28. Наследование дальтонизма

29. Наследование дальтонизма и гемофилии

31. Наследование гемофилии от королевы Виктории

32. Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность

• Это передача наследственной
информации через цитоплазму клетки (так
как митохондрии, пластиды и клеточный центр
имеют собственную ДНК)
• Пластидная наследственность обнаружена у
декоративных и культурных растений (львиный зев,
ночная красавица, пеларгония, кукуруза и др.). Это
пестролистные формы. Она передается по материнской
линии, так как цитоплазма яйцеклеток богата
митохондриями и пластидами.
• Цитоплазматическая наследственность обнаружена
также у бактерий, моллюсков и дрожжей.

Вступительное слово учителя: “Сегодня на уроке мы должны решить проблему - применимы ли законы Менделя к генетике пола”.

I часть урока. Беседа учителя с учащимися:

1) Вопрос: Каковы статистические соотношения полов у новорожденных? (анализ таблицы, см. Приложение №2).

2) Вопрос: При каких условиях по законам Менделя возможно такое расщепление?

Ответ: Одна особь должна быть гомозиготной, другая – гетерозиготной.

(Объяснение учителя кариотипа дрозофилы (аутосомы, половые хромосомы) по теме “Хромосомный механизм определения пола”).

3) Вопрос: Отчего же зависит рождение мужских и женских особей?

Ответ: Гомогаметность – , гетерогаметность – .

4) Вопрос: Какой кариотип имеет человек? (анализ карточек, см. Приложение №3)

Ответ: Аутосомы - 22 пары и половые хромосомы: – XX, – XY.

5) Вопрос: Как происходит наследование пола человека?

Ответ: Запись в тетрадь схемы наследования пола у человека (см. Приложение №1, блок 1).

6) Вопрос: Каково кариотическое соотношение полов живых организмов?

Ответ: 1 : 1 - соответствует фактически наблюдаемому.

7) Вопрос: В какой момент определяется пол потомства?

Ответ: Пол потомства определяется в момент оплодотворения и зависит от набора зиготы.

8) Вопрос: Гаметы матери или отца являются решающими при определении пола потомства?

Ответ: Отца, т.к. он имеет Y-хромосому.

Вывод: такое определение пола характерно не только для человека, дрозофил, но и для большинства позвоночных, многих насекомых, двудомных растений.

II часть урока. Объяснение учителем других способов определения пола:

“В результате естественного отбора выработалось некоторое разнообразие в распределении половых хромосом у разных групп организмов.

Другие способы определения пола:

иной механизм определения пола (пчелы, муравьи): диплоидный, – гаплоидный, половых хромосом нет.

  • непропорциональный рост конечностей;
  • бесплодие;
  • умственная отсталость и другие аномалии.

Причины аномалий: воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к после 35 лет у человека цитоплазма половых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе”.

“В том случае, когда гены, ответственные за определение признака расположены в аутосомах, наследование осуществляется независимо от того, какой из родителей является носителем изучаемого признака. Однако, ситуация изменяется, когда признак определяется генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х- хромосомах или Y-хромосомах, называется наследование, сцепленное с полом.

Рассмотрим наследование генов, расположенных в X-хромосомах. Следует иметь в виду, что в половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Так, Х-хромосомы дрозофилы включают ген, отвечающий за окраску глаз.

  • ген, отвечающий за свертывание крови;
  • ген, отвечающий за форму и размер зубов;
  • ген, отвечающий за синтез ряда ферментов;
  • ген, обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому).

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом может проявиться рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Аллельные гены, сцепленные с полом, наследуются в соответствии с законами Менделя”.

III часть урока. Решение задач (см. Приложение №4).

IV часть урока. Выводы.

Познакомились с механизмом определения пола.

Изучили пути наследования некоторых генетических заболеваний.

Убедились в том, что законы Менделя приемлемы и для генетики пола.

V часть урока. Задание на дом.

Изучение §27, (Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, “Общая биология”, 10-11 кл., М. Просвещение, 2002 г.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задания по схемам а) Р: АА х аа б) Р: Аа х аа в) Р: Аа х Аа г) Р: ААВВ х аавв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задания по схемам а) Р: АА х аа б) Р: Аа х аа в) Р: Аа х Аа г) Р: ААВВ х аавв.

Задания по схемам а) Р: АА х аа б) Р: Аа х аа в) Р: Аа х Аа г) Р: ААВВ х аавв 1) F1: Аа 2) F1: Аа ; аа 3) F1: АА; 2Аа;аа 4) F1: АаВв

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом .

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом .

Цель- Цель- изучить механизм определения пола и наследования признаков, сцепл.

Цель- Цель- изучить механизм определения пола и наследования признаков, сцепленных с полом.

Пол-это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающая его участ.

Пол-это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающая его участие в воспроизводстве потомства и передаче наследственной информации

 Кариотип-набор хромосом в клетках того или иного вида.

Кариотип-набор хромосом в клетках того или иного вида.


схема расщепления по признаку пола у человека XY XY Y XY ХХ X X XX XX X X P F.

схема расщепления по признаку пола у человека XY XY Y XY ХХ X X XX XX X X P F1 Гаметы



Признаки, наследуемые с половыми хромосомами, получили название признаков, сц.

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами, получили название признаков, сцепленных с полом. Известно более 370 болезней сцепленных с Х-хромосомой Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.



Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушает.

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния - подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея.


Генеалогическое древо царской семьи Николая и Александры Романовых

Генеалогическое древо царской семьи Николая и Александры Романовых



Дальтонизм – неспособность различать красный и зеленый цвет.

Дальтонизм – неспособность различать красный и зеленый цвет.

Что изображено на картинке?

Что изображено на картинке?

Вы подумайте немножко кто Я-Кот?!А может кошка?

Вы подумайте немножко кто Я-Кот?!А может кошка?


А) Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если.

А) Какое потомство получится от скрещивания черной кошки и рыжего кота, если ген черной окраски шерсти доминантен по отношению к гену рыжей окраски и наследуется сцеплено с Х — хромосомой? Б) Гипоплазия эмали зубов наследуется как доминантный признак, сцепленный с Х –хромосомой. В семье, где оба родителя страдали отмеченной аномалией, но при этом у матери в семье среди родственников некоторые не были подвержены этой патологии, родился ребенок с нормальной эмалью. Определите пол ребенка и какими могут быть их дальнейшие дети.


А.1 Какой тип определения пола характерен для млекопитающих? 1)XX — женский.

А.1 Какой тип определения пола характерен для млекопитающих? 1)XX — женский организм, XY — мужской организм 2)XY — женский организм, XX — мужской организм 3)XX — женский организм, ХО — мужской организм 4)ХО — женский организм, XX — мужской организм А.2 Какой генотип имеет мужчина, страдающий дальтонизмом (d)? 1) XY 2) XdY 3) XDY 4) Dd А.3 Какой тип определения пола характерен для птиц? 1)XX — женский организм, XY — мужской организм 2)XY — женский организм, XX — мужской организм 3)XX — женский организм, ХО — мужской организм 4)ХО — женский организм, XX — мужской организм А.4 Какой генотип имеет женщина — носитель гена гемофилии (h)? 1) ХНХН2) Hh 3) XHXh4) XhY А.5 Какой фенотип имеет мужчина с генотипомXhY? 1) страдает дальтонизмом 2) здоров 3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии

 Ответы: 1 – 1 2 – 2 3 – 2 4 – 3 5 - 4

Ответы: 1 – 1 2 – 2 3 – 2 4 – 3 5 - 4

 Критерии оценивания: 0 ошибок - 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3-5 ошибок - 2

Критерии оценивания: 0 ошибок - 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 3-5 ошибок - 2

Домашнее задание: Параграф 11, задачи №17, 19, составить викторину в программ.

Домашнее задание: Параграф 11, задачи №17, 19, составить викторину в программе Learning Apps.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать на уроках ФГОС нового поколения. В данном уроке содержится этапы рефлексии, мотивации и актуализации, а также постановка проблемы. Также присутствуют методы формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом.

II . Задания на определение типа скрещивания 1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию? 1. АВ х ав 2. Ав х аа 3. Ав х АА 4. Аа х Аа

II . Задания на определение типа скрещивания

  • 1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию?

III . Задания на знание законов Г.Менделя

I . Задания на составление логических цепочек Объедините данные понятия в логическую цепочку: 1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд 2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак. 3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

I . Задания на составление логических цепочек

  • Объедините данные понятия в логическую цепочку:

1. Ген; Геном; Генотип; Генофонд

2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак.

3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

IV. Задания на соответствие 1.Составьте пары аллельных признаков гороха 1. Жёлтая окраска семени 2. Гладкая поверхность семени А) белая окраска цветка 3. Красная окраска цветка Б) зелёная окраска семени В) морщинистая поверхность семени

IV. Задания на соответствие

1. Жёлтая окраска семени

2. Гладкая поверхность семени

А) белая окраска цветка

3. Красная окраска цветка

Б) зелёная окраска семени

В) морщинистая поверхность семени

2. Укажите среди указанных генов А.аллельные Б. неаллельные 1) аА 6) ВВ 2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав 4) аВ 9) вв 5) АА 10) АВ

2. Укажите среди указанных генов

2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами 1. ААВВ А) аВ; ав 2. АаВВ Б) ав; ав 3. ааВв В) АВ; АВ 4. аавв Г) АВ; аВ

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами

Тема урока: Генетика пола и наследование сцепленное с полом Задачи: Выяснить или изучить 1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки. 2.Хромосомное определение пола. 3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболеваний).

Тема урока: Генетика пола и наследование сцепленное с полом

1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.

2.Хромосомное определение пола.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболеваний).

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.


Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют аутосомами . Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют половыми хромосомами Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

Одинаковые по внешнему виду хромосомы в клетках раздельнополых организмов называют

аутосомами .

Пару различающихся хромосом, неодинаковых у самца и самки называют

половыми хромосомами

Общее число, размер и форма хромосом- кариотип

У человека 23 пары гомологичных хромосом Последняя пара – это половые хромосомы

23 пары гомологичных хромосом

Последняя пара – это половые хромосомы


Механизм определения пола у дрозофил. У самца образуются гаметы двух типов, у самки все гаметы одинаковые

Механизм определения пола у дрозофил. У самца образуются гаметы двух типов, у самки все гаметы одинаковые

Диплоидная клетка организма человека содержит: 46 хромосом = 23 пары гомологичных хромосом 22 пары аутосом, 1 пара - половые хромосомы у мужчины у женщины XY XX

организма человека содержит:

  • 22 пары аутосом,
  • 1 пара - половые хромосомы

у мужчины у женщины

Схема формирования пола у человека Р: ♀ 44А+ХХ ♂ 44А+ХУ 22А+Х 22А+Х 22А+ Y 22А+Х ♀ 44А+ХХ ♂ 44А+Х Y

Схема формирования пола у человека

♀ 44А+ХХ

♂ 44А+ХУ

22А+ Y

♀ 44А+ХХ

♂ 44А+Х Y

ХХ ХУ или ХХ

характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб

2 тип ♂ ♀ ХУ ХХ характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых)

3 тип ♂ ♀ ХУ Х0 (0 -отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

(0 -отсутствие хромосом)

встречается у некоторых насекомых (прямокрылые)

4 тип ♂ ♀ ♀ Х0 ХУ встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли)

гаплоидно-диплоидный тип 5 тип ♀ ♂ 2 n n встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

гаплоидно-диплоидный тип

2 n n

встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных)

Половые хромосомы Х - хромосома связана с больше чем 300 болезнями (дальтонизм, аутизм, гемофилия, умственное развитие, мускульная дистрофия). Х- хромосомы могут затрагивать мужчин, т.к. они не имеют другой Х-хромосомы, чтобы дать компенсацию за ошибки. Х-хромосома

Половые хромосомы

Х - хромосома

связана с больше чем 300 болезнями

(дальтонизм, аутизм, гемофилия,

умственное развитие, мускульная

Х- хромосомы могут затрагивать

мужчин, т.к. они не имеют другой

Х-хромосомы, чтобы дать

компенсацию за ошибки.

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах .

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах .

Аномалии в наследовании пола синдром Клайнфельтера ( XYY )

Аномалии в наследовании пола

синдром Тернера (ХО)

Задача Женщина, носительница гемофилии выходит замуж за здорового мужчину. Какова вероятность рождения больных детей в этой семье? Ген несвертываемости крови наследуется как сцепленный с Х хромосомой рецессивный признак. Болеют только мужчины, а женщины носительницы.

Схема наследования гемофилии

  • Х H – нормальная свёртываемость крови
  • Х h – гемофилия
  • Р ♀ Х H Х h х ♂ Х H У;
  • Носит. Норм.
  • G Х H Х H

Норм. Норм. Носит. Гемоф.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

Гемофилия Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

ТЕСТ на определение дальтонизма

Учитель биологии Кущенко Алла Петровна

Наследование дальтонизма Женщины мужчины Х D Х D – норма Х D Х d – норма, носитель Х d Х d - дальтонизм Х DY - норма Х dY - дальтонизм

Гетерогаметный потомок ( XY ) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя ( XX ), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку ( XX ) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной ( b ), у гетерозигот (В b ) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Ген окраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

У кошек рыжая окраска (В) доминирует над черной ( b ), у гетерозигот (В b ) черепаховая (трехцветная окраска) шерсти. Ген окраски локализован в Х хромосоме. Какое потомство можно ожидать от скрещивания рыжей кошки и черного кота.

Р Х В Х В Х в У Черная кошка Х Рыжий кот Гаметы Х В Х В Х в У F 1 Х В Х в Х В У Черепаховая Черный Кот кошка

Р Х В Х В Х в У

Черная кошка Х Рыжий кот

Гаметы Х В Х В Х в У

F 1 Х В Х в Х В У

Черепаховая

Решить задачу Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Решить задачу

  • Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.

Решить задачу В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Решить задачу

В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой - определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Домашнее задание По учебнику И.Н. Пономаревой, §23,26, вопросы после параграфа, термины

Домашнее задание По учебнику И.Н. Пономаревой, §23,26, вопросы после параграфа, термины

Читайте также: