Гегель и марксистская философия подробный конспект

Обновлено: 06.07.2024

Открывая 20 ноября 1931 г. торжественное заседание, посвященное столетнему юбилею со дня смерти Гегеля, тогдашний заведующий отделом ЦК по пропаганде А. Стецкий предупредил:

Не менее определенно говорил В.И. Ленин.

Он из этого исходил в своей научной и особенно педагогической деятельности, считая изучение Гегеля лучшей школой диалектики. Он смело ступил на этот путь, имея указание Ленина:

Дальше они пишут, что Маркс и Энгельс, Плеханов и Ленин

Таковы основные мысли Л. Аксельрод.

Примерно такого же мнения придерживается С. Семковский, одно время солидаризировавшийся с механистами.

На фоне нигилистического отношения к Гегелю несомненный интерес представляют исследования сравнительно новых для советских философов вопросов в творчестве немецкого философа. Мы, в частности, имеем в виду вопрос о месте математики в его системе, поднятый двумя известными советскими философами Э. Кольманом и С. Яновской. Э. Кольман - человек сложной и интересной судьбы. Уроженец Чехословакии, он попадает в плен к русским во время первой мировой войны. Математик и философ, он после Октябрьской революции решает помочь советской власти, нуждавшейся в научных кадрах. Э. Кольман - активный участник философской жизни в Советском Союзе, а после окончания второй мировой войны вернулся в Прагу и возглавил институт философии. Был арестован после 1948 г. и содержался в одиночной камере в Москве. Работа, которая велась в Советском Союзе по философии естествознания, связана с его именем [6-55a].

Именно это называлось формализмом, отрывом от действительности, уходом в философские абстракции, исключающим конкретный анализ проблем социалистического строительства.

Об этом писали также Я. Стэн и Н. Карев. Во второй статье, направленной против И. Степанова, Я. Стэн приходит к следующему выводу: философия, превратившись из гносеологии в методологию науки, сосредоточивала свое внимание на выработке диалектического метода. Вот эту работу, начатую Гегелем, продолжили Маркс и Энгельс. Они создали материалистическую диалектику, отказываясь вместе с тем от гегелевской идеи создания всеобъемлющей философской системы. И в этом, пишет Стэн, заключается дальнейший последовательный шаг превращения философии в методологию науки [323]. Более того, Стэн отрицает, что марксистская философия может быть особой наукой о мировоззрении, но как особая самостоятельная наука существует в виде учения о формальной логике и диалектике, т.е. в виде методологии, логики науки [324]. Согласно Стэну, мировоззрением можно назвать не марксистскую философию, а весь марксизм в его совокупности, стремящийся понять мир как единый реальный процесс диалектического развития.

Не менее определенно писал Н. Карев. В одной из своих статей, направленных против Степанова, он указывал:

И общий вывод гласит:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Марксистская философия.

Марксизм — одно из наиболее влиятельных направлений в общественной мысли ХIХ–ХХ вв.

Вторая фундаментальная идея марксистской философии — создание концепции диалектического материализма.

Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Формирование новой концепции материализма и диалектики (т. е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок:

Социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества);

Конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках);

Философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Четвертая новая идея — учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи.

В известной нам области Вселенной существуют четыре основные, качественно различающиеся формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, — механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения.

Пятая новая идея марксистской философии — материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза.

Философия Гегеля была вершиной буржуазной философии и всей предшествующей философской мысли человечества. После Гегеля буржуазная философия носит уже откровенно упадочный характер. Три основных направления неклассической буржуазной философии — иррационализм, позитивизм и постмодернизм — каждое на свой лад отказывается от задачи познания объективной истины. Маркс тем временем, основательно подвергнув критике Гегеля, создал в полном смысле научное мировоззрение, на путях которого теперь только и возможно дальнейшее развитие философской мысли.

Ниже хотелось бы дать несколько советов, как приступить к изучению гегелевской философии и ее анализа и критики в марксистской литературе.

Часто обвиняют тексты Гегеля в том, что они малопонятны и написаны сложным языком. В действительности, есть много философов, чьи книги гораздо труднее понять, чем тексты Гегеля. Но человеку, который читал мало философской литературы, не знаком с соответствующей терминологией и историей философии, понять многие произведения Гегеля действительно будет нелегко. Большинство активистов левого движения, конечно, не имеют специальных познаний в философии. Именно для них мы дадим некоторые рекомендации относительно текстов, которые желательно прочесть, чтобы понять основы философии Гегеля и связь ее с философией марксизма.


Философское наследие Г.В.Ф. Гегеля привлекало пристальное внимание М.А. Лифшица в течение всего его творческого пути — первая статья Лифшица, посвященная Гегелю и актуальной на момент ее написания рецепции его философии, датируется 1931 годом, а последние рукописи по эстетике великого идеалиста — 1982-1983 годами, последними в его жизни. Чем же был вызван этот интерес, заставлявший Лифшица все снова и снова возвращаться к мыслителю, казалось бы, давно ушедшей в прошлое первой трети XIX века?

Именно последнее обстоятельство и служит почвой для консервативного истолкования его мысли представителями различных ветвей неогегельянства. Историческая ограниченность гегелевской философии, ее идеализм и неизбежная, хотя и не всегда оптимистичная удовлетворенность своей современностью превращаются неогегельянством в орудие реакции на империалистической фазе развития капитализма в оправдание милитаризма, иррационализм и исторический пессимизм. А превалирование у Гегеля государственного начала над индивидуалистической стихией — в прямое средство борьбы против антагонистического капиталистическому государству пролетариата.


М.А. Лифшиц. О Гегеле. 2012

В связи с вышесказанным перед нами встает ряд взаимосвязанных вопросов. Означает ли философская недостаточность материализма то, что он представляет собой результат ошибки или ряда ошибок? Если нет, то по какой причине возникают материализм и марксизм как умонастроение и как философские течения? И наконец, что следует из сказанного в отношении научности результатов марксизма и философского творчества М.А. Лифшица в частности? На первый вопрос следует ответить коротко и определенно — нет! Простая ошибка может быть причиной неверных суждений отдельных индивидов, но крупное историческое явление, охватывающее сотни лет и миллионы людей, не может быть результатом случайности.

Второй вопрос требует гораздо более развернутого ответа. Как известно из истории философии, уже в Древней Греции ряд натурфилософов выдвинул материальные принципы. Средневековые номиналисты считали действительно существующим чувственно ощутимое, в Новое время мы видим подъем эмпиризма, а в Новейшее время — позитивизма и материализма, в том числе и марксистского. Данные факты позволили марксистской науке выдвинуть тезис о постоянном наличии в истории философии двух борющихся философских течений — идеалистического и материалистического. Однако это утверждение представляет собой лишь абстрактную схему, игнорирующую реальные различия и определенность развития философии в истории. То, что нечто развивается, означает, что никакая из форм, возникающая в нем, не повторяется больше в буквальном виде, поскольку вызывается специфической, единственный раз выступающей в развитии причиной.

Отвечая на последний из поднятых нами здесь вопросов — вопрос о научной значимости марксизма вообще и творчества М.А. Лифшица в частности, необходимо указать на некоторые закономерности развития науки. Частные науки вовсе не существуют в отрыве от философии и изменения, происходящие в них, совершенно не могут быть верно оценены в отрыве от изменений философии. Как возникновение философии в Древней Греции повело к возникновению математики, некоторое время не отличаемой от собственно философии, так и усвоение наследия древнегреческой философии и математики повело к формированию в Новое время количественной физики. Последующее развитие философии, математики и физики далее послужило основой развития сначала химии, а затем биологии и психологии. Стоит отметить, что развитие философии было базой не только для возникновения новых наук, но и для развития возникших ранее. При этом порядок возникновения перечисленных наук совершенно не случаен, ведь именно в таком порядке возрастает сложность их предметов, а значит, и адекватного им способа мышления. Наиболее сложна из доступных частным наукам сфер реальности сфера объективного духа, она несводима ни к более низким сферам реальности, ни к собственным подсферам — обществу, государству, праву и т.д., наоборот, последние раскрываются лишь из понимания целого. Именно попытку постижения целого объективного духа и представляет собой марксистская теория.

При этом каждая из вновь возникавших частных наук в момент ее возникновения неизбежно казалась новым видом философии и пыталась играть эту роль. В этом плане кроме приведенного примера с математикой стоит упомянуть о претензиях физики в XVII-XVIII в. и биологии в конце XIX — первой половине XX в. Не избежал такой участи и марксизм, и по сию пору претендующий на звание философии, в силу своего предмета теснее всего соприкасающийся с философией и имеющий больше всех частно-научных исследований право на такую претензию.

А. А. ИВАНЕНКО
Доцент, кандидат философских наук, доцент
Санкт-Петербургский Государственный Университет

Читайте также: