Где поставить запятую конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: традиционная

Оборудование:

опорный конспект урока;

раздаточный материал (карточки).

Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.

1.Этап мотивации к учебной деятельности .

Здравствуйте, ребята . Посмотрите на свои столы, проверьте готовность к уроку: наличие всех школьных принадлежностей, необходимых нам на уроке русского языка. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Садитесь.

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. Давайте вместе попробуем догадаться, к кому. Посмотрите на экран. Слайд № 2

Летнее, ранец, тяжелый, вечер, светлое, штаны, чувства, старое, учитель, старый, сапог, надежный, меч, памятный, марш, со стола.

- Что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)

- Давайте составим словосочетания. (Дети составляют словосочетания)

- Что можно сделать со словами и словосочетаниями? (Составить предложения)

- Давайте составим предложения из слов, данных на слайде. (Составляют предложения)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Предложение)

- Чего в нем не хватает? (Запятой и точки)

- Давайте поставим знаки препинания.

Иногда ученики забывают ставить знаки препинания, поэтому получают не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни. Посмотрите на слайд и скажите, где нужно поставить запятую и почему?

Слайд 5. (Казнить нельзя помиловать)

- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания? (Пунктуация)

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Слайд 6.

-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь на плодотворную работу с вами на уроке, поэтому давайте будем собраны, внимательны и вовлечены.

-Давайте выберем 3 характеристики, по которым каждый оценит себя в конце урока. (Ученики выбирают)

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Терминологический диктант

Что такое синтаксис? ( Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)

Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)

Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что такое грамматическая основа предложения? ( Это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого )

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы им. п. ( кто? что? Подлежащее ) .

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей ( Дополнение ).

Назовите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?(Определение).

Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? что будет делать? что такое предмет? ( Сказуемое )

Что такое разговор двух или более лиц? ( Диалог )

Что такое речь одного лица? ( Монолог )

Хорошо! Теперь мы отправляемся в гости.

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Ребята, посмотрите на слайд № 7 и на карточки, которые лежат у вас на партах. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только словосочетания и выполнить их синтаксический разбор.

Ясная погода , сады и деревья, мальчики работают, подойти к метро , после ужина, любимое дело , выбирать стиль, вовлеченно и прилежно, стол накрыт, кружка воды , мама или папа, вещь дорога. ( Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед вами? Что вам нужно сделать?

(Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены. Составить схемы. (Слайд № 8 и карточки)

Грустна, тиха и ярка осень!

Природа – наша подруга!

Заканчивается желтая плаксивая осень, и начинается белоснежная зима.

Лето – время жары и веселья.

- С какими предложениями вы столкнулись? ( Простые, двусоставные, с однородными членами, сложные, с прямой речью)

-Чем же может быть выражено сказуемое? ( Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).

- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? ( Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)

-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения: Лето – время жары и веселья. ( 1 чел. у доски)

Физкультминутка.

Учащиеся кидают друг другу мяч, произнося любое слово. Ученик, поймавший мяч, должен назвать часть речи, к которой относится сказанное слово. Далее второй ученик кидает мяч следующему учащемуся и т.д.

Ребята, у вас на партах есть текст, в котором не расставлены знаки препинания. Сейчас вы будете работать по парам. Слайд № 9 .

1 пара выписывает предложение с однородными дополнениями.

2 пара выписывает предложение с однородными определениями.

3 пара выписывает предложение с однородными обстоятельствами.

В лету и в населенном пункте весна наступает по-разному..

В нашу деревню тоже пришла красавица-весна. На улице видны проталины, снег тает очень быстро. Дети радуются весне и наступлению весны.

Люди любят весну за тепло, пение птиц и яркое солнышко.

- Молодцы! Так держать!

5. Применение знаний и умений.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

-Теперь, ребята, мы переходим к важной части подведения итогов урока, проверки применения полученных знаний. На карточках вам дан тест, на выполнение которого отводится 5 минут. Прошу выполнять его внимательно.

1. Что не является словосочетанием?

в) слушать молча;

г) автор проекта.

2. Укажите распространенное предложение.

а) Наступило лето.

б) Прыгать - это глагол.

в) Падают осенние листья.

3. Выделите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

а) Маша ушла за хлебом и соком.

б) Вечер был холодным и томным.

в) Синяя птица улетела далеко за горизонт.

г) Ветер дул очень сильно и деревья качались.

4. Укажите предложение, где грамматическая основа выделена верно:

а) Птица улетела в теплые края.

б) Море вырвалось с этой картины .

в) Марина ушла далеко .

г) Вечер был явно испорчен .

5. Укажите неверное утверждение:

Наша мама очень любит печь пироги.

а) мама - подлежащее

б) наша - определение

в) пироги - подлежащее

г) очень - обстоятельство

А теперь, ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте друг друга и поставьте соответствующую оценку.

Ключ написан на слайде №11.

(Выставление оценок в журнал и дневник)

6. Этап рефлексии учебной деятельности.

-Ребята, мы с вами сегодня совершили небольшое путешествие в гости к Синтаксису и Пунктуации. Вам понравилось? Хорошо.

-Давайте запишем домашнее задание : Слайд №13.

1. Ответить на контрольные вопросы устно.

2. Подготовиться к диктанту.

3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.

-Наше путешествие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке , поставьте себе оценку. ( По характеристикам, выбранным в начале урока).

-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14

-Сегодня на уроке я научился…

-Ещё раз повторил…

-Больше всего мне понравилось.

-Труднее всего было.

- Спасибо вам за плодотворную работу. Урок окончен. Вы можете быть свободны. До свидания.

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

запятая перед союзами а но зато

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

запятая между однородными членами

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между подчинительными союзами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

запятая ставится один раз

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

где запятые благодаря тому что, до тех пор пока

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

запятая при деепричастиях

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

запятая в сравнении

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Цель: познакомить учащихся с правилами постановки запятой между однородными членами предложения, связанными союзами и, а, но.

- углублять знания учащихся о связи между однородными членами предложения;
- учить детей видеть однородные члены предложения;
- развивать речь учащихся и орфографическую зоркость.

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель: Ребята, прочитайте девиз нашего урока. ( Девиз на плакате висит на доске.)

У.: Как вы понимаете смысл этого выражения?
Д.: Если что-то не получается, не надо сдаваться, надо пытаться снова и снова.
У.: Я думаю, что все вы сегодня на уроке приложите свои силы и справитесь со всеми затруднениями, и найдете ответы на все вопросы, которые возникнут у вас. А для того чтобы настроиться на работу, предлагаю провести разминку.

2. Словарная работа.

У.: Дополните предложения словарными словами. Спишите, обозначая орфограммы. (один ученик работает на доске).

В саду расцвела ___________, ____________. (сирень, черемуха).
На деревьях растут _________ и ____________ .(апельсины, абрикосы)

У.: Составьте схемы этих предложений.

- Назовите, какие словарные слова вставили. Какие орфограммы в этих словах?
- Прочитайте грамматическую основу 1 предложения. (расцвела сирень, черемуха)
- Что увидели в этом предложении? (однородные члены)
- Что знаете об однородных членах? (зависят от одного и того же слова, отвечают на один и тот же вопрос, между ними ставится запятая)
- Какие однородные члены предложения вы видите? (сирень, черемуха)
- Какая схема получилась в 1 предложении? (======= , .)
- Прочитайте грамматическую основу 2 предложения. (растут апельсины и абрикосы)
- Какие однородные члены предложения вы видите? (апельсины и абрикосы)
- Какая схема получилась во 2 предложении? (======= и .)
- Чем отличаются схемы предложений? (В 1 схеме между однородными членами есть запятая, а во второй схеме нет).

3. Постановка проблемного вопроса.

У.: Скажите, почему мы не поставили запятую во втором предложении.(Дети затрудняются с ответом, либо дают правильный ответ, но не могут его аргументировать) .

У.: Когда между однородными членами ставится запятая?

4. Работа в группах.

У.: Предлагаю вам поработать в группах и найти ответы на все интересующие нас вопросы.

- Давайте вспомним правила работы в группах:

  1. Договориться, кто будет командиром группы.
  2. Командир распределяет обязанности.
  3. Командир следит за выполнением задания, отвечает за результат.
  4. Каждый в группе имеет право высказаться, остальные обязаны выслушать.
  5. Работают все дружно.

На столах лежат карточки. Ребята читают теоретическую часть, разбирают пример, данный в правиле, выполняют задание, которое находится после теории. Когда вся группа выполнила задание, она переходит за другой стол и работают над другой карточкой. И так, пока не обойдут все 5 столов.

― ===, но ===.

Задание: спишите предложение, дополните его однородным членом, поставьте, где нужно запятую. Подчеркните грамматическую основу предложения, составьте его схему.

Ребята спешили на поезд но ……

Задание: выпишите предложение с однородными членами, подчеркните грамматическую основу.
Медленно плывут по небу серые облака. В прозрачных лужах плавают травинки, веточки. Мелкий дождик шуршит по листья. Не слышно криков птиц. Наступила осень.

(На работу по группам отводится 10-15 минут урока.)

5. Закрепление полученных знаний.

1) Фронтальный опрос.

У.: Итак, поработав в группах, вы нашли ответ на поставленный вопрос. Так когда между однородными членами ставится запятая?
Д.: При перечислении, перед союзами а, но.
У.: А в каких случаях запятую ставить не будем?
Д.: Если между однородными членами предложения стоит одиночный союз и.
У.: Приведите примеры таких предложений.
У.: Сделайте вывод о знаках препинания в предложениях с однородными членами.
У.: Почему эти знаки важны в письменной речи?
У.: Придумайте условные обозначения для того, чтобы легко запомнить, когда нужно писать запятую между однородными членами предложения, а когда не нужно.

2) Письмо по памяти.

Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой…

У.: Объясните постановку знаков препинания.

3) Комментированная запись предложений.

Терпение и труд все перетрут.
Держи ноги в холоде, а голову в тепле.
Солнце светит, но не греет.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

придумать 5 предложений с однородными членами предложения с союзами и без.

Конспект урока по русскому языку

Запятая между однородными членами, соединенными союзами.

Цели деятельности педагога

Научить учащихся ставить запятые между однородными членами. соединенными союзами.

Изучение нового материала.

Планируемый результат

Развивающие: развивать восприятие и словесно-логическое мышление в процессе объяснения учителя.

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку и аккуратность в процессе беседы.


Личностные: будут проявлять интерес к русскому языку; будут проявлять аккуратность.

Метапредметные:

Регулятивные – будут уметь формулировать учебную задачу; будут уметь планировать свою деятельность; будут осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Познавательные – будут уметь осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, будут уметь сравнивать, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные – будут уметь строить речевое высказывание в соответствии с задачей; будут уметь вести диалог.

Методы и формы работы

Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Однородные члены, запятая, союз.

Оборудование

АРМ педагога, учебник по русскому языку 4 класс (Школа России - В. П. Канакина, В. Г. Горецкий), мультимедийный экран, проектор, раздаточный материал.

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Полина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю стола у вас должны быть: пенал со канцелярскими принадлежностями (ручки, карандаши, линейка, ластик), учебники, рабочие тетради, и раздаточный материал.

- Приветствуют учителя, встав возле парт.

- Проверяют свою готовность к уроку.

Л: Соблюдение правил поведения на уроке.

К: Готовность слушать учителя.

Р: Формирование умения организовывать свое рабочее место.

2. Минутка чистописания

- Перед тем как мы начнём урок, давайте проведём минутку чистописания, чтобы на протяжении всего урока писать правильно и красиво.

- Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: Десятое ноября. Классная работа.

Предупреждение ошибок:

Правила посадки:

- Напоминаю, что сидим мы прямо.

Работа с буквосочетаниями:

https://sun9-19.userapi.com/impg/_RE69y0KWoBXpCkZ68HsRNW8bxKu2nmuMZ1DpQ/DDDjLAojkpE.jpg?size=1280x459&quality=96&sign=4b2820815f4658bcc56a20e225275b2e&type=album

Показ учителем на доске.

- Посмотрите внимательно на доску.

- Я показываю – вы смотрите, никто ничего вместе со мной не пишет!

Акцент на сложное написание соединения:

- Обратите внимание на безотрывность письма слияния буквы с элементом.

- Посмотрите, как красиво получилось у (Имя учащегося). Остальным нужно еще немного постараться, и тогда у вас все получится!

Работа со словами:

Для начала нам нужно отгадать, какое новое слово мы сегодня научимся писать.

Для этого посмотрите, у нас с вами есть ребус, попробуйте его решить. Что у вас получилось?

- Прочитайте слово про себя. Вслух нам его прочитает, (имя ребенка).

- Выделите орфограмму в этом слове.

- (Имя учащегося), выходи к доске. Напиши слово багаж, проговаривая вслух его написание. Остальные – взяли в руки ручки, приготовились писать слово. Отступаете от строки, где писали буквослияния, и пишите в нижней строке с маленькой буквы.

- Запишите однокоренные слова в следующую строку с маленькой буквы, слова вслух комментирует, (имя ребенка)

- Разделите слово для переноса. Запишите вариант переноса к себе в тетрадь с комментированием.

- Вспомните, что такое предложение? Посмотрите на слайд, что вы видите?

- Верно! Работа с предложениями:

- А сейчас мы пропишем с вами предложение:

В этом театре на экране двигаются, подпрыгивают и танцуют плоские фигуры.

- Как мы будем записывать предложение?

- Предложение записано на слайде. Вам нужно его списать. Записываем с комментированием. К доске записывать пойдет…

Затем проведи морфемный разбор слова подпрыгивают. Схема разбора на слайде.

Слушают учителя, смотрят на слова, где учитель указал орфограммы и записывают в тетради, слова, учитывая все предупреждения.

Слушают учителя, смотрят за тем, как учитель пишет на доске слияние слова с элементом. Слушают учителя – письмо должно быть безотрывным.

После рекомендаций учителя, начинают писать буквослияния, стараясь выполнить задание каллиграфическим почерком и безотрывно.

Смотрят на аккуратно выполненную работу одноклассника.

Читайте также: