Газообмін у легенях і тканинах конспект

Обновлено: 20.05.2024

Развернутый конспект урока на тему "Газообмен в легких и тканях". Материал урока тесно связан с понятием "диффузия", что споосбствует реализации межпредметных связей. Основными принципами при проведении урока стал принцип наглядности, доступности учебного материала. с этой целью была подготовлена мультимедийная презентация к уроку, а также использовалась флэш-анимация "Газообмен в легких и тканях"

ВложениеРазмер
urok_gazoobmen_v_legkikh_i_tkanyakh.docx 481.72 КБ

Предварительный просмотр:

Газообмен в легких и тканях.

Цель урока: Изучить процесс газообмена, механизмы его протекания.

  • повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
  • углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.
  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся.
  • продолжить формирование навыков самостоятельной работы
  • расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету
  • развитие коммуникативных способностей.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов)
  • метод работы с дидактическим материалом

Информационная база: уроки биологии Анатомия. Кирилл и Мефодий. 9 класс, Алас тела человека.

Применяемые технологии: Информационно-коммуникационные, технология проблемного обучения.

Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; парциальное давление; кессонная болезнь; гемоглобин; оксигемоглобин; карбогемоглобин; гипоксия; легочное дыхание; тканевое дыхание.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настаиваемся на продуктивную работу и приступаем.

1)Фронтальный опрос (Работа с терминами (будут необходимы при изучении нового материала)):

Дыхание (процесс обмена газами между организмом и окружающей средой)
Артерии (кровеносные сосуды, идущие от сердца)
Капилляры (мельчайшие кровеносные сосуды)
Артериальная кровь (кровь, насыщенная кислородом)
Венозная кровь ( кровь, насыщенная углекислым газом.)
Альвеолы (легочные пузырьки)
Эритроциты (красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.)
Гемоглобин ( белковое вещество, входящее в состав эритроцита).

2) Подпишите названия органов дыхательной системы (самостоятельная работа учащихся на бланках)

3) Вставьте пропущенные слова:

Дышать нужно через … (1). Носовая полость выстлана … (2), покрыта многочисленными … (3), которые задерживают … (4). Клетки носовой полости выделяют … (5), которая задерживают частички пыли и микробы. В задней части носовой полости находятся …. (6) клетки, воспринимающие запахи. Из носовой полости воздух попадает в …(7), а затем в глотку, с которой сообщается …. (8) полость.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Дыхание – свойство всех живых организмов . Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса , который как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики . Какова же тема урока вы узнаете разгадав ребус .

– Как вы считаете, какова цель нашего урока? (Ответы ребят)


Учащиеся: Молодцы, ребята! Человек дышит атмосферным воздухом, который состоит из смеси газов. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен) .

Обратите внимание на экран. Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

Учащиеся: Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а количество кислорода уменьшается почти на 5%.

Учитель: Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)
Ответить на этот вопрос вы сможете, когда познакомитесь с тем, как осуществляется газообмен в организме.

В основе газообмена лежит процесс диффузии. Вспомните из курса физики 7 класса, что такое диффузия?

Учащиеся: Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.)

Учитель: ( Объясняет понятия парциального давления газов и механизмов газообмена в легких и тканях.)

Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Воздушная масса атмосферы оказывает на нас давление, равное примерно 760 мм рт. ст.
В смеси газов каждый газ оказывает независимое давление, которое называют парциальным давлением данного газа. Стенки легочных альвеол человека состоят из однослойного плоского эпителия, покрытого слизью. Направление и скорость процесса переноса газов через стенки альвеол определяются разностью парциальных давлений газа. Согласно законам физики, если над жидкостью находится смесь газов или две жидкости разделены проницаемой для газов мембраной, то газы будут диффундировать от места большего давления к месту меньшего до тех пор, пока не установится динамическое равновесие – равенство прямого и обратного потоков газов. Поскольку парциальное давление кислорода в альвеолах больше, чем в венозной крови, то кислород диффундирует из альвеолы в капилляры. Напротив, напряжение углекислого газа больше в венозной крови, чем в альвеолярном воздухе, поэтому углекислый газ диффундирует в альвеолы.

Учитель биологии. (Проводит фронтальную беседу с использованием схемы 2.)

Второй этап дыхания человека – перенос газа кровью. В состоянии покоя за 1 мин мы в среднем потребляем 250 мл кислорода и выделяем 200 мл углекислого газа. Газы, входящие в состав воздуха, очень слабо растворяются в жидкостях. Однако в крови имеется удивительное вещество – гемоглобин, – которое способно химически связывать кислород и углекислый газ, а также поддерживать постоянную реакцию крови.

Кровь, поступив через легочную артерию в легкие, растекается по капиллярам альвеол, образующих густую сеть, что обеспечивает хороший газообмен. Кислород, переходя из альвеолярного воздуха в кровь, вступает в непрочное соединение с гемоглобином, образуя оксигемоглобин. В виде оксигемоглобина кислород от легких кровью переносится к тканям.

Связывание кислорода в гемоглобине осуществляется с помощью иона железа. Одна молекула гемоглобина присоединяет четыре молекулы кислорода. При этом гемоглобин превращается в оксигемоглобин, а кровь из вишневой венозной становится алой артериальной. Эта реакция обратима. Прямой перенос кислорода плазмой крови незначителен: в 100 мл артериальной крови растворено 3 мл свободного кислорода и 19 мл связано гемоглобином.

Перенос углекислого газа также связан с гемоглобином. Примерно 10% газа соединяется с этим белком и образует непрочное химическое соединение карбогемоглобин. Остальная часть соединяется с водой и превращается в угольную кислоту. Далее кислота реагирует с ионами натрия и калия в плазме крови.

Учитель: Немного отдохнем. Физкультминутка

  • Закройте глаза, попытайтесь нарисовать глазами сначала горизонтальную восьмерку 3 раза, затем вертикальную восьмерку 3 раза. Повторите упражнение 2 раза.
  • Сесть, крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть их на 3-5 с. Повторить 3 раза.
  • Встать, смотреть прямо перед собой 2-3 с. Затем поставить палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с.
  • Вдохните побольше воздуха, представьте, как он путешествует по организму. Медленно выдохните. Повторите 3 раза.

Учащиеся ( формулируют свои предположения).

Обязательным условием нормального дыхания являются определенные концентрация кислорода в воздухе и величина атмосферного давления. Эти показатели меняются, если человек поднимается в горы или опускается под воду.

Родиной древнейших цивилизаций считают благодатную в природном отношении полосу, простирающуюся от Китая до Средиземноморья. Однако со временем человек стал осваивать и другие районы планеты. Появились жители и в высокогорных областях. Много веков тому назад были заселены высокогорные области Тибета и Анд.

Схема 3 демонстрирует парциальное давление кислорода на разных высотах. Под цифрой I – высота в км, II – парциальное давление кислорода в атмосфере, III – парциальное давление в альвеолах; А – порог, за которым наступают нарушения физиологических функций у человека, Б – порог нарушений, опасных для жизни.

Возможности человеческого организма отнюдь не безграничны. Их можно мобилизовать путем тренировки, но их границы нельзя расширить, ибо диапазон возможных приспособительных реакций генетически запрограммирован. Критическим считается парциальное давление кислорода, приблизительно равное 1 мм рт.ст. на наружной поверхности клеточной мембраны. При этом давлении нарушается работа цепей переноса электронов в митохондриях.

Даже кратковременное пребывание под водой требует как специального технического оснащения, так и соответствующей подготовки человека. Наибольшие трудности в подводной работе связаны с обеспечением водолаза дыхательной смесью.

Дело в том, что газовая смесь должна поступать в легкие водолаза обязательно под тем же давлением, которое создает столб воды на данной глубине. При нарушении этого соотношения внешнее давление просто сдавит грудную клетку, не давая сделать вдох. При таком дыхании резко увеличивается работа дыхательных мышц. Поэтому опытные водолазы дышат глубоко, но медленно. Некоторые из них делают всего 3-4 вдоха в минуту, каждый раз забирая в легкие по 2–2,5 л воздуха.

Огромное значение для глубоководных погружений имеет и состав дыхательной смеси (схема 3, слева). Если для дыхания под водой применять сжатый воздух, то парциальное давление кислорода по мере погружения будет расти и на глубине 90 м превысит нормальное в 10 раз. Между тем кислород, столь необходимый для жизни человека, в больших концентрациях действует как самый настоящий яд. При длительном вдыхании как чистого кислорода, так и обычного воздуха под давлением около
3 атм., может возникнуть нарушение функций нервной системы в форме судорожного припадка. Поэтому с увеличением общего давления процентное содержание кислорода в дыхательной смеси необходимо уменьшать, чтобы парциальное давление кислорода оставалось ближе к обычному. На глубине 40 м водолаз получает смесь, содержащую 5% кислорода, а на глубине 100 метров – всего 2% (вместо обычных 20,9%).

Небезразлично для организма и парциальное давление азота в дыхательной смеси. В привычной нам атмосфере, где азот составляет почти 79%, этот газ является простым разбавителем кислорода и ни в каких процессах, протекающих в организме, не участвует. Однако при высоком давлении азот становится коварным врагом. Он вызывает наркотическое состояние, похожее на алкогольное опьянение. Поэтому, начиная с глубины 60 м, водолазам подают азот - кислородную смесь, где азот частично или полностью заменяют гелием, который физиологически не активен.

IV. Закрепление изученного материала

А теперь, подводя итоги сегодняшнего урока, ответим на вопрос: В чем сходство и в чем различие процессов газообмена в легких и тканях?
Учащиеся: Сходство заключается в том, что в обоих случаях газообмен осуществляется через стенки капилляров за счет диффузии. Отличие заключается в том, что во время газообмена в тканях гемоглобин отдает кислород в клеткам, забирает углекислый газ, и кровь становится венозной, а в легких происходит обратный процесс – углекислый газ из венозной крови через стенки альвеол попадает в дыхательные пути и внешнюю среду, а кислород тем же путем поступает в кровь, которая становится артериальной и вступает в соединение с гемоглобином.

Учитель: Связь каких систем органов мы доказали на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Дыхательной и кровеносной

Учитель : Сейчас вам предстоит выполнить тестовые задания. На выполнение работы отводится 10 минут.

Учащиеся: выполняют работу (Приложение 2)

Учитель: Обобщаем сказанное (выводы появляются на слайде.)

1. В основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии. (Газы перемещаются из области большей концентрации в область меньшей концентрации)
2. Кислорода много в альвеолах и мало в капиллярах, углекислого газа, наоборот, мало в альвеолах и много в капиллярах.
3. В легких кислород через тонкие стенки альвеол и капилляров поступает из воздуха в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. Кровь становится артериальной (малый круг кровообращения).
4. В тканях кислород поступает из крови в тканевую жидкость, затем в клетки, а углекислый газ из тканей переходит в кровь. Кровь становится венозной (большой круг кровообращения).

Учитель: Ребята, наш урок подходит к завершению. Чем каждому из вас понравился сегодняшний урок? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Учащиеся : Высказывают свое мнение .

  1. История открытия и борьба с туберкулезом.
  2. Влияние курения на органы дыхания и весь организм.

Большое спасибо за вашу активную работу на уроке, падайте дневники для выставления отметок.

Всего доброго! До встречи на следующем уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ.


Газообмен в легких и тканях

Умеем ли мы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность по.


Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Газообмен в легких и тканях"


Тема урока: Строение и функции легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.

Разработка открытого урока по анатомии в в 8 классе.


Технологическая карта урока биологии по теме "Строение легких. Газообмен в легких и тканях" 8 класс

Технологическая карта урока биологии "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".


Конспект урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях".

Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотря.

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы, повторить строение органов дыхания.

развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, вести поисковую работу, работать в парах, развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью, умение общаться с одноклассниками.

Основные приемы: индивидуальная работа учащихся с карточками, рассказ учителя, демонстрация, работа в парах.

Тип урока: комбинированный урок.

Проверка и актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Обобщение и систематизация новых знаний.

Закрепление изученного материала.

Организационный момент. Отметка отсутствующих. Объявление темы, цели и задач урока. Запись темы на доске.(1-2 мин.)

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях,

Тема урока "Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Что бы вы хотели узнать, исходя из данной темы урока?

Сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

Дыхание - жизненно необходимый процесс. За всю жизнь человек вдыхает 380 тысяч м 3 воздуха. За 1 час сна - 15 - 20 литров воздуха, при физической работе - 45 - 60 литров воздуха, при тяжелой работе - до 120 литров воздуха. На уроке мы должны выяснить, как строение легких обеспечивает данный процесс, как организм освобождается от накопления СО2 и обогащается О2.

Проверка и актуализация знаний(7 мин.)

Каковы основные функции дыхательной системы?

Проверим ваши знания дыхательной системы с помощью тестов

индивидуальная работа учащихся с карточками

Вариант 1(низкий уровень сложности)

1.Органом голосообразования является

2.Согревание вдыхаемого воздуха в носовой полости происходит за счет

а) обонятельных клеток;

в) кровеносных сосудов;

г) извилистых ходов.

3.Какой орган дыхания человека имеет многократное анатомическое ветвление

4. Значение дыхания(найди 2 правильных ответа):

в) окисление органических веществ;

5.Внутренняя полость носа выстлана

а) соединительной тканью;

б) мышечной тканью;

в) мерцательным эпителием;

г) жировой тканью.

Вариант 2 (средний уровень сложности)

1.Какое анатомическое образование предохраняет от попадания в легкие инородных частиц?

а) щитовидный хрящ;

2.Голосовые связки у человека располагаются в области

3.Верхние дыхательные пути включают(выбери 3 правильных ответа из предложенных)

б) носовую полость;

4. Установите последовательность этапов газообмена у человека

а) транспортировка газов кровью;

б) обмен веществ между воздушной средой и легкими;

в) обмен газов между легкими и кровью;

г) газообмен в тканях.

Вариант 3 (высокий уровень сложности)

1. Анатомической основой гортани являются

а) мышцы, образованные поперечнополосатыми волокнами;

б) разнообразные по форме хрящи;

в) эпителиальные клетки, образующие множество слоев;

г) мелкие косточки, расположенные в области шеи.

2.Определите правильную последовательность прохождения воздуха из атмосферы в дыхательные пути.

в) носовая полость;

3. Из перечня органов дыхательной системы (1-7) выберите правильные полные ответы на вопросы(А-Ж), то есть установите соответствие.

1. Слизистая оболочка

6. Хрящевые полукольца

7. Носовая полость

А- Не пропускает пищу в гортань.

Б - Не дают трахее сужаться.

В - Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревая его.

Г - Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д - Самая длинная часть воздухоносного пути.

Е - Внутри содержит голосовые связки.

Ж - Орган, по которому вдыхаемый воздух доставляется до легочных пузырьков.

Обмениваемся тестами в паре и проверяем карандашом работу своего одноклассника, высчитываем количество баллов.

Изучение нового материала. (15мин.)

Создание проблемной ситуации:

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях.

1. Как вы себя чувствуете?

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?

3. Сколько времени мы можем не дышать?

4. Зачем же мы дышим?

5. Почему в классе, если не проветривать помещение к концу уроков становиться тяжело дышать?

Учитель(объяснение учителя с демонстрацией слайдов презентации): Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие занимают все свободное пространство грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Главные бронхи, легочные артерии и вены входят в легкие с внутренней стороны, граничащей с сердцем. Место их входа называют "воротами легких".

Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Плеврой также выстлана грудная полость с внутренней стороны. Это пристеночная плевра. Между легочной и пристеночной плеврой узкая щель. Это плевральная полость, заполненная тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха, уменьшая трение.

В органах дыхания происходит 2 вида дыхания : легочное дыхание (внешнее) и тканевое дыхание(клеточное). Легочное дыхание происходит в легких, обеспечивающих газообмен меду воздухом и кровью. Тканевое дыхание - это газообмен между кровью и клетками тканей.

Как же происходит легочное дыхание или газообмен в легких?

Обмен газов в легких осуществляется с помощью диффузии.

А что такое диффузия газов? Спросим у наших ребят - "физиков". Выступление группы "физиков".

Итак, кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы содержит много углекислого газа. В воздухе легочных альвеол углекислого газа мало, поэтому он покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало, потому что его связывает гемоглобин и превращается в оксигемоглобин. Ставшая артериальной кровь покидает альвеолы и по легочной вене направляется к сердцу.

Чтобы этот газообмен происходил постоянно, надо чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

Учитель: О легочном дыхании поговорили, а теперь о тканевом дыхании. Оно происходит в капиллярах большого круга, где кровь отдает кислород и получает углекислый газ. В тканях мало кислорода и поэтому происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Кислород переходит в тканевую жидкость и там используется клетками для биологического окисления органических веществ. Выделяющаяся при этом энергия используется для процессов жизнедеятельности клеток и тканей. Углекислого газа в тканях скапливается много. Он поступает в тканевую жидкость, а из нее в кровь. Здесь углекислый газ частично захватывается гемоглобином, частично растворяется или химически связывается с солями плазмы крови. Венозная кровь уносит его в правое предсердие, затем в правый желудочек, а затем по легочной артерии- в легкие - круг замыкается. В легких снова кровь становится артериальной и вернувшись в левое предсердие, несет кровь в большой круг кровообращения.(демонстрация схемы в программе)

Обобщение и систематизация новых знаний

Таким образом мы проследили с вами движение газов в организме человека при дыхании, это еще раз подтверждает взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем организма человека.

попробуем ответить на проблемные вопросы ,поставленные в начале (1 мин.).

Физкультминутка

Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу

Закрепление нового материала

кроссворд- отгадывают в парах,

ученики сами осуществляют проверку кроссвордов и выставляют оценки по десятибальной системе по количеству отгаданных слов.

Каждый подсчитывает количество заработанных баллов по следующим видам работы:

проверка пройденного - максимум 6 баллов;

подготовка материала к уроку и выступление в составе группы( по пятибальной системе) - максимум 5 баллов;

работа с кроссвордом - максимум 10 баллов.

На листе оценки знаний ученик выставляет баллы, подсчитывает их сумму и ставит оценку, критерии оценки - на листе.

Итого максимум 21 балл.

На листе оценки - напишите о том, понравился ли урок, все ли было тебе понятно на уроке.

Дифференцированное:1)параграф 27 изучить, ответы на вопросы на с.141 устно ( у кого за урок оценка "отлично");

2)параграф 27 изучить, ответы на вопросы и задание на с.141 устно ( у кого за урок оценка "хорошо");

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить строение и функции верхних и нижних дыхательных, выявить взаимосвязь строения и функций органов дыхания.

углубить знания о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательных систем.

Развивающие

формировать у учащихся умение сравнивать,

развивать творческое мышление и речь учащихся.

продолжить формирование навыков самостоятельной работы

Воспитательные

расширение кругозора учащихся и формирование интереса к предмету

развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

словесный ( объяснение нового материала)

- наглядный (использование ИКТ)

-индивидуальная работа (индивидуальные карточки и тестовые задания);

1. Организационный момент.
2. Мотивация:
3. Актуализация знаний.

4.Изучение нового материала.

а) состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (беседа)
б) газообмен в легких (анимация, видеоролик)
в) газообмен в тканях
5. Закрепление. (Беседа, выполнение тестирования)
6. Домашнее задание.

Базовые понятия и термины: альвеолы; газообмен; диффузия; парциальное давление; гемоглобин; оксигемоглобин; легочное дыхание; тканевое дыхание.

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует? Рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Настраиваемся на продуктивную работу и приступаем.

2.Проверка знаний

1.Что же такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

2.Работа по карточкам.

1. При вдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………., давление в них ………… и становиться ниже атмосферного. Воздух………….. в лёгкие. Происходит вдох.

2. При выдохе………….. межрёберные мышцы. Рёбра ………. Диафрагма………. и становится более …………….. Это приводит к …………

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом……………. в объеме, давление в них …………. становиться чуть выше атмосферного. Воздух………….. из лёгких . Происходит выдох.

( Текст 1. При вдохе сокращаются межрёберные мышцы. Рёбра поднимаются. Диафрагма сокращается и становится более плоской. Это приводит к увеличению объёма грудной клетки. Лёгкие при этом расширяются, давление в них уменьшается и становиться ниже атмосферного. Воздух устремляется в лёгкие. Происходит вдох.

Текст 2. При выдохе расслабляются межрёберные мышцы. Рёбра опускаются. Диафрагма расслабляется и становится более выпуклой. Это приводит к уменьшению

объёма грудной клетки. Лёгкие при этом уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становиться чуть выше атмосферного. Воздух выходит из лёгких . Происходит выдох.)

Дыхание – свойство всех живых организмов. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этого процесса, который, как и все процессы в живых организмах, подчинен законам физики.

4.Актуализация

Какова же тема урока вы узнаете, разгадав ребус.



ГАЗООБМЕН= ГАЗета+ ОО +Бык+лиМ(вместо О Е)Н

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

Изучить процесс газообмена, механизмы его протекания.

Как вы думаете, что такое газообмен? (Обмен газами между организмом человека и окружающей средой).

Как вы думаете, какое условие необходимо для того чтобы проходил процесс газообмена? (постоянная смена вдоха и выдоха).

На сегодняшнем уроке мы выясним, как происходит газообмен в организме человека.

Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке: (проецируется слайд)

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.

Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.

5.Изучение новой темы.

Человек дышит атмосферным воздухом. Воздух представляет собой смесь газов, в которую входят азот, кислород, углекислый газ, аргон и другие газы. Как вы считаете – одинаков ли состав воздуха, который мы вдыхаем и состав воздуха, который выдыхаем. (Учащиеся отмечают, что состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен).

Обратите внимание на экран. Каково процентное содержание кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
– Как количественно изменяется состав выдыхаемого и вдыхаемого воздуха?

Инертные газы

Водяной пар

Из таблицы видно, что в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа почти на 4%, а количество кислорода уменьшается почти на 5%. Итак, состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха различен.

2.Газообмен в легких.

Для того чтобы разобраться, как же происходит газообмен в легких, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Огромное количество альвеол обеспечивают более полный контакт кислорода с кровью.

Обмен газов в легких происходит благодаря диффузии. Кровь, поступившая от сердца в капилляры, оплетающие легочные альвеолы, содержит много углекислого газа (4-4,5%). А в воздухе содержание углекислого газа только 0,03-0,04%, значит, в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится сколько процентов?

в воздухе легочных альвеол углекислый газ содержится 0,03- 0,04 %.

Вот поэтому углекислый газ покидает кровеносные сосуды и переходит в альвеолы. Кислород поступает в кровь тоже благодаря диффузии. В крови свободного кислорода мало. А с какими клетками связывается кислород в крови?

-Кислород связывается с гемоглобином эритроцитов.

В венозной крови кислород составляет лишь 16 %. Сколько % содержится кислорода в воздухе?

-В воздухе кислорода содержится 21 %.

Из альвеол кровь поступает в кровеносные сосуды. Чтобы этот газообмен мог идти непрерывно, необходимо, чтобы состав газов в легочных альвеолах был постоянным. Это постоянство и поддерживается легочным дыханием: избыток углекислого газа выводится наружу, а поглощенный кровью кислород возмещается кислородом из свежей порции наружного воздуха.

3. Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 164 раздел - газообмен в тканях и ответьте на следующие вопросы:

- По сосудам, какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?

- Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?

- Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Ученики пишут схему в тетрадях

Путь кислорода: носовая полость →носоглотка→ глотка →трахея→ бронхи→ бронхиолы→ альвеолы →капилляры→ легочные вены→ левое предсердие→ левый желудочек→ аорта→артерии→ капилляры→ тканевая жидкость →ткани

Путь углекислого газа: ткани→ тканевая жидкость→ капилляры →вены →верхняя и нижняя полые вены→ правое предсердие→ правый желудочек→легочный ствол→ легочные артерии → капилляры→альвеолы→бронхиолы →бронхи→ трахея→ гортань→ глотка →носоглотка→ носовая полость.


Данный урок продолжает знакомство с дыхательной системой человека. Учащиеся подробно изучат строение легких. Узнают механизмы акта вдоха и выдоха, а также этапы газообмена в легких и тканях. Рассмотрят роль альвеол в процессе газообмена. Познакомятся с процессом переноса кислорода эритроцитами В данном уроке вводятся понятия: диафрагма, легочная плевра, плевральная полость, бронхиолы, бронхиальное дерево, альвеолы, гемоглобин


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях"

Система органов дыхания состоит из воздухоносных путей (которые включают носовую полость, носоглотку, гортань, трахею и бронхи) и самих лёгких.

У человека два лёгкихлевое и правое. Здоровые лёгкие розовые, мягкие и напоминают губку. Правое лёгкое состоит из трёх долей, а левоетолько из двух. Они занимают почти всю грудную клетку. Легкие достаточно плотно прилегают к её стенкам, оставляя место только для сердца, крупных сосудов, пищевода и трахеи. Нижняя расширенная часть лёгких прилегает к дыхательной мышце – диафрагме.

Снаружи лёгкие покрыты плотной оболочкойлёгочной плеврой. Она состоит из двух листков. Один из них – наружный, или пристеночный, выстилает грудную клетку изнутри, а другой (внутренний) покрывает всю поверхность лёгких.

Между наружным и внутренним листками находится плевральная полость. Она заполнена жидкостью, которая уменьшает трение лёгких о стенки грудной полости при дыхании. В плевральной полости отсутствует воздух.

Если в неё ввести иглу, соединённую с манометром, можно установить, что давление в ней отрицательное (на 6–9 миллиметров ртутного столба ниже атмосферного).

Эта разница давлений создаёт присасывающую силу, благодаря которой лёгкие прижимаются к грудной клетке. Поэтому они всегда находятся в расправленном состоянии и следуют за движениями грудной клетки.

Если в результате повреждения грудной клетки в плевральную полость попадает воздух, лёгкие спадаются и поджимаются к трахее. При этом поджатые лёгкие уже не соприкасаются с грудной клеткой, и поэтому они не следуют за её дыхательными движениями, или их объём меняется в гораздо меньшей степени. В таком случае эффективный газообмен становится невозможным. Если в результате несчастного случая обе половины плевральной полости окажутся вскрытыми, лёгкие сожмутся, дыхательная система выйдет из строя и наступит смерть.

Бронхиолы заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые называются альвеолами. В лёгких насчитывается около 350 миллионов альвеол. Они густо оплетены капиллярами.

Через стенки альвеол происходит обмен газами. Такой процесс возможен благодаря тому, что стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток.

Газообмен в лёгких и тканях состоит из трёх этапов:

· Внешнее, или лёгочное, дыхание

· Транспорт газов кровью

· Внутреннее, или тканевое, дыхание

Человек дышит атмосферным воздухом, в котором содержится 20,9 % кислорода, 0,03 % углекислого газа и 79 % азота. Когда человек выдыхает воздух, его состав уже другой: содержание кислорода в нем уменьшается и составляет 16,3 %, а углекислого газа, наоборот, увеличивается до 4 %. Количество азота не изменяется. За сутки в лёгкие поступает до 500 литров кислорода.

После того как воздух прошёл по воздухоносным путям и попал в лёгкие, в альвеолах происходит газообмен между ними и кровью.

В альвеолах кислорода всегда больше, чем в крови оплетающих их капилляров. Поэтому кислород перемещается оттуда, где его больше, туда, где его меньше (из альвеол в капилляры). Здесь кровь насыщается кислородом и становится артериальной.

Основным переносчиком кислорода ко всем клеткам организма является гемоглобин крови, содержащийся в эритроцитах.

Гемоглобин связывается с кислородом и превращается в оксигемоглобин. По большому кругу кровообращения артериальная кровь течёт к органам тела человека.

В тканях оксигемоглобин распадается на гемоглобин и кислород. Далее кислород переходит из крови в тканевую жидкость, а затем в сами клетки.

Из клеток в тканевую жидкость выделяется углекислый газ, который далее попадает в кровь. И она из артериальной превращается в венозную. Углекислый газ переносится кровью в виде химических соединений, а также в связанном с гемоглобином состоянии. Такое соединение называется карбгемоглобин. Током крови по малому кругу кровообращения углекислый газ переносится в лёгкие, где по описанным выше механизмам диффузии происходит обмен газов. Из крови, которая содержит большее количество углекислого газа, он проникает из капилляров в лёгкие. Так происходит газообмен в нашем организме.

Лёгкие служат также органами выделения. С поверхности альвеол постоянно выделяется углекислый газ и испаряется вода, которая в виде пара поступает в альвеолы, а затем по дыхательным путям выводится из организма.

Итог урока. В грудной клетке человека располагаются левое и правое лёгкие. Снаружи они покрыты лёгочной плеврой. Лёгкие человека имеют альвеолярное строение. Основная функция лёгких – осуществление газообмена между внешней средой и организмом. Газообмен в лёгких и тканях состоит из трёх этапов: лёгочное дыхание, транспорт газов кровью и тканевое дыхание.

Читайте также: