Гамлет конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: интегрированный урок литературы в 9 классе.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, CD-проигрыватель.

На доске: портрет В. Шекспира, фотографии В.Высоцкого, Пастернака; записана тема урока:

Методика проведения урока

Цели, поставленные учителем, достигаются путем последовательного углубления и усложнения заданий для учащихся, которые основываются на коллективных и индивидуальных формах анализа художественного произведения.

Предварительная домашняя работа Прочтение драмы У.Шекспира, ответы на вопросы, осмысление конспектных записей предыдущего урока по творчеству Шекспира и теоретическим понятиям.

I. Вступительное слово учителя. Организационный момент

Вопрос учителя: Кем же был для России Владимир Семенович Высоцкий? (Слайд 6).

Никита Высоцкий, сын поэта (Слайд 7), на этот вопрос дает ответ в своих стихотворениях. Раздаточный материал №1. Приложение 2

***
Пророков нет в отечестве моем,
А вот теперь ушла еще и совесть.
Он больше не споет вам ни о чем,
И можно жить совсем не беспокоясь.

Он больше на эстраду не войдет
Так просто, вместе с тем так достойно.
Он умер ?! Да . И все же он поет !
И песни эти не дадут нам спать спокойно. [2]

Вопрос учителя: Что было для Высоцкого самым важным делом в его жизни? (Слайд 8).

Творчество, театр, роли, Гамлет (Слайд 9). Высоцкий сам предложил себя на эту роль. Владимир Семенович буквально ходил по пятам за режиссером Ю.П. Любимовым и добился этой роли.

Из глубины сцены, перебирая гитарные струны, идет Владимир Высоцкий: с открытой шеей, в черном трико, с задумчивым молодым лицом (Слайд 11).

Нам становится очевидно, что Высоцкому удалось, как никому другому актеру, понять Гамлета, пропустить через себя этот образ. Высоцкий сам находился в положении Гамлета: в кругу предательства, обмана, фальши и зависти. И режиссер Любимов почувствовал, уловил близость психологического состояния актера с состоянием шекспировского героя, и отдал эту роль Высоцкому.

Вопрос учителя: Попробуйте сделать вывод: для чего мы вспомнили о судьбе и творчестве Высоцкого и Пастернака? Как судьбы этих людей связаны с литературным текстом Шекспира, который мы с вами изучаем? (Слайд 15).

Получается, чтобы понять во всей глубине душевное состояние, в котором находились поэты ХХ века Высоцкий и Пастернак, нужно внимательней присмотреться в фигуре литературного персонажа XVI века.

Именно образ Гамлета с его противоречиями помогает нам понять внутреннюю драму поэтов ХХ века (Слайд 18). Образ Гамлета объединяет думающих, остро чувствующих и неравнодушных к чужой боли людей. Гамлет – это наша с вами временная нить, которая связывает Англию XVI века и Новую Россию (Слайд 19).

Вопрос учителя: Как вам кажется, Гамлет – человек слабохарактерный или мужественный борец? Какие вопросы у вас возникли при прочтении шекспировской драмы? (Слайд 20).

Интересно, как воспринимали образ Гамлета предшествующее нам с вами поколение.

Во времена У. Шекспира пьесу воспринимали только как трагедию мести (Слайд 21).

Немецкий поэт и мыслитель Гёте увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя. Гёте считал (Слайд 22), что в трагедии на принца возложена великая задача, которая ему не по силам. И.С. Тургенев считал, что Гамлет эгоистичен, живет для самого себя, потому одинок (Слайд 23). Он вечно во всем сомневается, занят самоанализом и не может повести за собой людей. Белинский писал, что Гамлета привело к дисгармонии огромная разница между действительностью и его идеалом жизни. Отсюда слабость и нерешительность Гамлета (Слайд 24).

III. Поиск и нахождение решения. Нам предстоит разобраться в том, что собой представляет этот образ? Кто же такой Гамлет? (Слайд 25).

Гамлет не всегда был сомневающимся, несчастным юношей. Каким он был до гибели отца? Что потрясло Гамлета при встрече с тенью своего отца? (Слайд 26).

Гамлета поражает осознание мысли о том, что зло могут причинять близкие люди, что обман и предательство можно ждать и в семье от ближайших родственников (Слайд 27-28). Именно это не укладывается в голове Гамлета. Нарушены основы жизни – вот причина его подавленности и мучительных размышлений о мести (Слайд 29).

Чтобы ответить на этот сложный вопрос, мы обратимся к самому тесту. Ведь все свои рассуждения и размышления мы делаем, опираясь исключительно на художественный текст.

Пред вами раздаточный материал №2. Проследим логику раздумий героя. (Идет комментированное чтение монолога).

Попробуем сделать выводы (Слайд 31). Быть – это для Гамлета оказать сопротивление, отомстить за смерть отца. Не быть – для героя означает терпеть позор, покоряться судьбе, затаить обиду и молчать. Гамлет думает о том, что будет, если забыться сном – то есть умереть, покончить жизнь самоубийством. Почему люди не лишают себя жизни, возможно, из-за боязни перед неизвестностью смерти:

Какие сны приснятся в смертном сне,
Когда мы сбросим этот бренный шум –
Вот, что сбивает нас; вот где причина
Того, что бедствия так долговечны.

По логике шекспировского текста Гамлет остается верен себе, своему разуму. Он решает создать ловушку и загнать туда злодеев. Но ему необходимо было убедиться, что именно Клавдий убил его отца. Герой хочет вынудить Клавдия действовать первым, так как сам не может уподобиться Клавдию и ему подобным. Гамлет решает дать понять Клавдию, что он всё знает, а также всем сообщить, что Клавдий убийца, что его нужно покарать. Получается, что Гамлет чувствует себя не мстителем, а исправителем мира.

Вопрос учителя: Как вам кажется, конфликт Гамлета заключается в вопросе: мстить или не мстить за отца или в вопросе: бороться или не бороться со злом? (Слайд 32).

Что, по-вашему, останавливает Гамлета? Почему он медлит?

Если ты начинаешь бороться со злом, то и сам совершаешь зло, оправдывает ли цель средства? (Учащиеся размышляют над поставленными вопросами) (Слайд 33).

Таким образом, мы выяснили, что Гамлет – это человек, видящий и хорошо понимающий причины поступков людей. Гамлет остро чувствует фальшь, обман, он хороший психолог. По природе своей он добрый, благородный юноша, не желающий жить в мире интриг и корыстного обмана. Но сыновей долг – мстить за убийство своего отца – не дает ему покоя. Его разрывают противоречия (Слайд 34). И Гамлет чувствует свою надломленность, он не приемлет убийство, но понимает, что зло должно быть наказано. Но как? Мир подлости и коварства диктует свои правила игры (Слайд 35). От этого и мучается Гамлет, внутренне не принимая этот мир. Месть за отца Гамлет воспринимает шире, для него это борьба с несправедливостью мира (Слайд 36).

Трагедия Гамлета заключается в том, что он понимает, что бессилен что-либо изменить, так как его действия будут только приумножать зло в этом мире, а не бороться искоренять его (Слайд 37-38).

Век расшатался – и скверней всего,
Что я рождён восстановить его!
Эта задача непосильна для человека (Слайд 39).

В трагедии решается ещё один вопрос о бесполезности, тщетности всего живого на земле (Слайд 40). И сцена с могильщиком в V акте является центральной в решении этого вопроса. Череп королевского шута приводит Гамлета к мысли, что любой человек, будь то прославившийся в веках Александр Македонский или бедный Йорик, превратится во прах, из которого вышли. Так к чему же тогда все победы, деятельность и свершенья? (Слайд 41). К тому же память человеческая так коротка, ведь и его отец забыт через два месяца самыми близкими людьми (Слайд 42-43).

Вопрос учителя: Изменился ли мир после смерти Гамлета? (Слайд 44).

Гамлет оставляет мир по-прежнему несовершенным, но он его встревожил, сосредоточил внимание тех, кто остался жить, на страшном факте: “век расшатался”. В этом состояла его миссия (Слайд 45).

Врут про Гамлета,
Что он нерешителен.
Он решителен, груб и умен.
Но когда клинок занесен,
Гамлет медлит быть разрушителем
И глядит в перископ времен.
Гамлет медлит.
И этот миг
Удивителен и велик.
Миг молчания, страсти и опыта,
Водопада застывшего миг.
Миг всего, что отринуто, проклято.
И всего, что познал и постиг.
Ах, он знает, что там за портьерою,
Ты, Полоний, плоский хитрец.
Гамлет медлит застывшей пантерою,
Ибо знает законы сердец,
Ибо знает причины и следствия,
Видит даль за ударом клинка,
Смерть Офелии, слабую месть ее,—
Все, что будет потом.
На века.
Бей же, Гамлет! Бей без промашки!
Не жалей загнивших кровей!
Быть — не быть — лепестки ромашки,
Бить так бить! Бей, не робей!
Не от злобы, не от угару,
Не со страху, унявши дрожь,—
Доверяй своему удару,
Даже если себя убьешь!

IV. Углубление знаний. Тема нашего урока шире, чем Образ Гамлета в шекспировской трагедии. Наша задача понять, какие аспекты проблем, поднятых Шекспиром, берёт Пастернак? (Слайд 46).

Вопрос учителя: Как он переосмысливает образ Гамлета? С кем Пастернак сближает Гамлета?

Интересно отметить, что Высоцкий, играя Гамлета, своей игрой добился несколько иного эффекта (Слайд 51). Гамлет Высоцкого также понимает, что он не может ответить на мучающие его вопросы, и он обречен на гибель. Но этот герой – бунтарь, он погибает с высоко поднятой головой, до конца оставаясь самим собой, не сломленным никакими обстоятельствами (Слайд 52). Гамлет Высоцкого действительно сильная личность, вызывающая уважение. В этом моменте происходит соединение судеб литературного героя Гамлета с реальной жизнью и судьбой великого актера и поэта Владимира Высоцкого.

Сегодня на уроке мы вспомнили о талантливых личностях, к творчеству которых хочется обращаться не раз, хочется брать пример с них, преклоняться перед их стойкостью и верностью своим убеждениям, перед их честностью и порядочностью. Мы говорим о XX веке, а вспоминаем образ Гамлета, который помогает ответить нам на загадки прошлого, понять душевное состояние выдающихся наших современников.

Вопрос учителя: Так зачем нам нужен именно Гамлет? Как мог далекий образ из английской драмы XVI века объединить и людей из середины XX века, и нас, живущих уже в XXI веке? (Слайд 53).

На сегодняшнем уроке мы обратились к разным видам искусства, и везде прямо или косвенно перед нами возникал образ Гамлета. Выдающихся людей искусства чувствовали свою близость к этому образу. Гамлет – это первооснова, благодаря которой лучше понимаешь других классиков. Образ Гамлет являлся значимым, символическим. Он связывает временной нитью культурное наследие.

VI. Домашнее задание (Слайд 54).

Домашнее сочинение по одной из предложенных тем:

1. В чем трагедия Гамлета?
2. Актуален ли сегодня литературный образ Гамлета?
3. Есть ли выбор у Гамлета?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Весь мир лицедействует
Петроний Арбитр
(надпись над входом в театр “Глобус”)

-О ком же пойдет речь сегодня? (О Вильяме Шекспире)

- Мы уже не в первый раз обращаемся к творчеству этого великого автора. И чтобы освежить в памяти то, что мы уже знаем, открыть для себя что-то новое, я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом, лежащим у вас на столах. Первая группа находит в нем информацию, связанную только с жизнью Шекспира, вторая группа – информацию, связанную с творчеством.

Считается вероятным, что Шекспир стал профессиональным актером уже в конце 1580-х; а с 1590 начал и свою драматургическую деятельность. В те годы мало что предвещало, что Шекспир станет не только самым знаменитым мировым драматургом, но и одной из самых загадочных личностей в истории. До сих пор существует масса гипотез (впервые выдвинутых в конце 18 в.), что его пьесы принадлежат перу совершенно другого человека.

Но существуют и другие гипотезы, даже такая, что автор пьес Шекспира – женщина, Что ж пусть каждый выберет свою правду.

- Какие события лежат в основе этого произведения? (основу драматической композиции составляет судьба датского принца, потерявшего своего отца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета).

-Когда герой появляется перед нами впервые? Прочитаем первый монолог Гамлета. .

(Ученики вслух читают текст)

Гамлет
Мне кажется? Нет, есть. Я не хочу
Того, что кажется. Ни плащ мой темный,
Ни эти мрачные одежды, мать,
Ни бурный стон стесненного дыханья,
Нет, ни очей поток многообильный,
Ни горем удрученные черты
И все обличья, виды, знаки скорби
Не выразят меня; в них только то,
Что кажется и может быть игрою;
То, что во мне, правдивей, чем игра;
А это все - наряд и мишура.

-Что, по вашему мнению, чувствует Гамлет? (Первые слова героя открывают глубину его горя; никакие внешние знаки не в состоянии передать того, что происходит в его душе.

Гамлет
О, если б этот плотный сгусток мяса
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
О, мерзость! Это буйный сад, плодящий
Одно лишь семя; дикое и злое
В нем властвует.
До этого дойти!
Два месяца, как умер! Меньше даже.
Такой достойнейший король! Сравнить их
Феб и сатир. Он мать мою так нежил,
Что ветрам неба не дал бы коснуться
Ее лица. О небо и земля!
Мне ль вспоминать? Она к нему тянулась,
Как если б голод только возрастал
От насыщения. А через месяц -
Не думать бы об этом! Бренность, ты
Зовешься: женщина! - и башмаков
Не износив, в которых шла за гробом,
Как Ниобея, вся в слезах, она -
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Скучал бы дольше! - замужем за дядей,
Который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса. Через месяц!
Еще и соль ее бесчестных слез
На покрасневших веках не исчезла,
Как вышла замуж. Гнусная поспешность -
Так броситься на одр кровосмешенья!
Нет и не может в этом быть добра. -
Но смолкни, сердце, скован мой язык!

- Обратите внимание на то, как характеризует Гамлет свою жизнь? Каков для него масштаб трагедии? Подтвердите это цитатой.

( Монолог открывает перед нами характерную черту Гамлета – стремление обобщать отдельные факты. Произошла всего лишь частная семейная драма. Для Гамлета, однако, ее оказалось достаточно, чтобы сделать обобщение: жизнь – “это буйный сад, плодящий одно лишь семя; дикое и злое в нем властвует”).

- В чем же для Гамлета состоит трагедия? Выявите две ее составляющие.

(Физическая и нравственная гибель человека (смерть отца и нравственное падение матери. Итак, 3 факта потрясли душу:

Скоропостижная смерть отца;

Место отца на троне и в сердце матери занял недостойный по сравнению с покойным человек;

Мать изменила памяти любви).

(смотрят фрагмент с 45 сек по 4, 25)

- Какой же путь предлагает призрак Гамлету?

(Пересказывают эпизод)

- От призрака Гамлет узнает, что смерть отца – дело рук Клавдия. “Убийство гнусно по себе; но это Гнуснее всех и всех бесчеловечней” В чем подчеркнутая гнусность убийства?

(Гнуснее – так как брат убил брата и жена изменила мужу, наиболее близкие друг другу по крови люди оказались злейшими врагами, отсюда - гниль разъедает самые основы человеческой жизни (“Подгнило что-то в датском государстве”). Нарушены вечные основы жизни (жизнь была раньше другой и зло в ней не царило).

- Вспомните, пожалуйста, слова Гамлета: “Век расшатался”? Как вы их понимаете? Как Шекспир передает нам эту атмосферу “расшатавшегося (вывихнутого) века”?. Каково настроение самой трагедии? Какая цепь событий лежит в ее основе? (“Смерть царит в этой трагедии. Ее завязкой является скоропостижная кончина короля, в середине действия погибают Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильдестерн, а в конце – королева Гертруда, Лаэрт, Клавдий и сам герой трагедии. Никто из ее вольных или невольных участников не остался в живых…”]. К чему все это нагромождение трупов, атмосфера гниения? Ответ дает сам Гамлет: виной всему “расшатавшийся век”. Мрачное настроение самой трагедии.)

- Более всего мир средневековой Дании передан в образах придворных, окружающих главного героя. В самом начале произведения проявляется еще одна фигура героя – это Клавдий (Акт 1, сцена 2).

Как охарактеризован Клавдий в трагедии? Каково отношение к нему Гамлета до и после разговора с Призраком?

Король
Весьма отрадно и похвально, Гамлет,
Что ты отцу печальный платишь долг;
Но и отец твой потерял отца;
Тот - своего; и переживший призван
Сыновней верностью на некий срок
К надгробной скорби; но являть упорство
В строптивом горе будет нечестивым
Упрямством, так не сетует мужчина;
То признак воли, непокорной небу,
Души нестойкой, буйного ума,
Худого и немудрого рассудка.
Ведь если что-нибудь неотвратимо
И потому случается со всеми,
То можно ль этим в хмуром возмущеньи
Тревожить сердце? Это грех пред небом,
Грех пред усопшим, грех пред естеством,
Противный разуму, чье наставленье
Есть смерть отцов, чей вековечный клич
От первого покойника доныне:
"Так должно быть". Тебя мы просим, брось
Бесплодную печаль, о нас помысли
Как об отце; пусть не забудет мир,
Что ты всех ближе к нашему престолу
И я не меньшей щедростью любви,
Чем сына самый нежный из отцов,
Тебя дарю. Что до твоей заботы
Вернуться для ученья в Виттенберг,
Она с желаньем нашим в расхожденьи.
И я прошу тебя, склонись остаться
Здесь, в ласке и утехе наших взоров,
Наш первый друг, наш родич и наш сын.

- Итак, Гамлет содрогается, убедившись в том, что человек, совершивший братоубийство, спокойно наслаждается жизнью, как если бы он не делал ничего дурного.

Клавдий еще и лицо своего времени: ведь каков король, таково и общество, по мнению Шекспира. Но, кроме Клавдия в трагедии есть еще герои, которые передают нам атмосферу двора и, тем самым, суть “расшатавшегося века”. Рядом с королем-убийцей его первый министр Полоний – “пошлый человек”, до крайности угодливый, шпион. Обратимся к Акту 2, сцене 1 (комната в доме Полония).

В чем особое значение этой сцены?

Сцена в доме Полония “подтягивает” читателя до уровня Гамлета, косвенно она отвечает в известной мере на интересующий нас вопрос. За эти 2 месяца Гамлет успел разобраться в придворных нравах и оценить “полицейский нюх” Полония.

Эта сцена, где Полоний отдает приказания о слежке за собственным сыном, подводит нас к последующим оценкам, где Полоний сам добровольно следит за Гамлетом.

О неблагополучии дел в датском королевстве говорят и другие сцены.


У. Шекспир. Единственное достоверное
известное изображение – гравюра
из посмертного "Первого Фолио"
(1623) работы художника
голландского происхождения
Дросхоута



УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564 – 1616)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Слово о писателе. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения

1. Актуализация имеющихся знаний об У. Шекспире:

— Какие сонеты У. Шекспира вы помните? О чём они?

1. Детство и юность У. Шекспира.

Групповая работа:

Группа 1.
Перескажите содержание 1-го акта трагедии.

Почему Призрак просит отомстить за него?

Что такое кровная месть с позиций родового, феодального сознания?

Докажите, что Гамлет предстаёт в монологе как человек нового сознания, человек Возрождения.

Какую высокую миссию он готов на себя взять?
(Восстановить гармонию мира.)

Группа 3.
Перескажите содержание 2-го акта трагедии.

Какие причины дурного настроения Гамлета выдвигают персонажи трагедии? Что его волнует на самом деле?

В чём причина нерешительности, сомнений, колебаний Гамлета?

Какие три выхода он видит из создавшегося положения?

Группа 4.
Перескажите содержание 3-го и 4-го актов трагедии.

Какие задачи он ставит перед собой?

Какие мысли о человеке и его общественном предназначении звучат в словах Гамлета?

Каким, по мнению Гамлета, должен быть человек?

IV. Трагедия как драматический жанр

— Перескажите содержание 5-го акта трагедии.

Какие мысли и чувства она вызывает?

Обобщающая беседа:

Вспомните смысловое наполнение термина трагедия:

• пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия;

• основа сюжета — непримиримый конфликт героя с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой;

• в этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу;

• цель трагедии — вызвать в зрителе потрясение увиденным, что рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведёт к катарсису — очищению через страдание.

Итоговый вопрос:

В чём трагедия Гамлета?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о жизни и творчестве У. Шекспира.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

и стихотворений, посвящённых Гамлету (см. следующий урок).

Основное содержание урока.
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

I. Трагизм любви Гамлета и Офелии
Групповая работа:

От чего Лаэрт предостерегает Офелию?

Он волнуется за честь своего рода или за душевный покой сестры, которая может быть обманута? Обоснуйте своё мнение.

В чём убеждает Офелию Полоний?

*Почему для Полония и Лаэрта неважно, что Офелия любит Гамлета?

Чем объясняет Полоний поведение Гамлета?

Почему Офелия во всём подчиняется отцу?

*Почему сцены объяснений Гамлета и Офелии изображены в пересказе других персонажей?

В чём философский смысл слов Гамлета о красоте и добродетели?

Почему он убеждает Офелию, что не любил её, и велит идти в монастырь или выходить замуж за дурака?

Почему в глазах всех Гамлет выглядит безумцем?

Группа 4.
Что стало причиной гибели Офелии?

Что стало причиной конфликта Гамлета и Лаэрта?

*Можно ли утверждать, что и Гамлет и Офелия — жертвы жестокого времени? Обоснуйте свой ответ.

II. Философский характер трагедии.
Общечеловеческое значение героев У. Шекспира

Как в трагедии воплотились идеи гуманизма эпохи Возрождения?

В чём общечеловеческий смысл образов Гамлета, Офелии, Полония, короля и королевы?

III. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
У. Шекспир и русская литература

— Что объединяет эти стихи? Каким видит Гамлета каждый из поэтов?

— *Почему конкретно-исторический смысл образа Гамлета с течением времени становится общечеловеческим?

— Почему Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

Какой показана в сонетах любовь?

О каких вечных проблемах размышляет У. Шекспир в сонетах?

VI. Презентация и обсуждение иллюстраций к трагедии.

Что, по мнению Гамлета, может восстановить гармонию мира?

Что общего в любви Гамлета и Офелии и изображении этого чувства в сонетах Шекспира?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

БИОГРАФИЯ
Уильяма Шекспира
(1564 – 1616)

Примерно за три года до смерти Шекспир отходит от театра и драматургии, поселяется в своем родном городе Стратфорде. Биографы предполагают, что он серьезно заболел.

В исторических пьесах Шекспир ставит и решает злободневные и одновременно общечеловеческие проблемы: нравственная ответственность короля и выдающегося человека, историческая личность и становление национального государства, связь политики и нравственности. Из исторических пьес, хроник выросли трагедии и комедии. Каждый жанр у Шекспира — угол зрения, под которым он смотрит на мир. В хрониках угол зрения — История, в комедиях — Природа, в трагедиях — Человек.

Трагедии рождаются там, где человек обычно находится на грани двух времен — старого, средневекового, феодального и нового, возрожденческого. Человек на пересечении эпох — вот тема трагедии.

В трагедиях чрезвычайно возрастает цена человеческого, духовного в человеке. Так как современность все больше огорчает драматурга, то его герои относят истинно человеческие добродетели в прошлое. Испытанием их человеческой значительности, проверкой на истинную человечность для них становится отношение к власти. Вследствие раздумий, колебаний, сомнений, углубления в себя действие оказывается отсроченным, становится предметом напряженной мысли, поступок задержан и его осуществление связано с боязнью возможных роковых ошибок.

Родной дядя Гамлета убил своего брата, отца героя, и взял в жены вдову убитого, мать Гамлета. С точки зрения родового, феодального сознания он нарушил гармонию, презрел обычаи и нравы, совершил святотатство. Месть ему справедлива, потому что она восстанавливает былую гармонию. Так мыслил бы герой эпического мира, человек, всецело принадлежащий роду, племени и не выделившийся из родового, а стало быть, и мирового целого.

В Гамлете эпическое прошлое живет, и он знает власть обычаев и прежних устоев, знает, что но всем законам прежнего времени может и должен мстить.

Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!

И вместе с тем в герое живет не только прошлое. Гамлет — человек нового времени. Он уже выделился из родового и мирового целого и осознал себя человеком, для которого распалась связь времен. Но, выдвинув идею человека, мир не стал человечнее.

Быть или не быть,— таков вопрос;
Что благородней духом,— покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть,— уснуть,—
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти,— как такой развязки
Не жаждать? Умереть; уснуть.

Сомневаясь во благе гуманистического идеала, Гамлет, однако, утверждает его личным примером, предъявляя к своей стране и к своему веку высокие требования.

Итак, результатом распада связи времен стал разлад старой, ставящей в центр интересы рода, и новой, утверждающей достоинство и ценность человека, морали, разлад мысли и поступка, воли и действия. Гамлет утратил цельность вследствие разрыва связей с прежним миром и не найдя прочных опор своим представлениям в мире новом. Этот разрыв прошел через его сердце. Мысль, мотивирующая решимость, и поступок перестали быть одним целым. Мысль стала тормозом действия, привела к параличу воли:

Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мотцно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия.

Все это свидетельствует о том, что трагичность создается временем, и потому трагедии Шекспира были по праву поняты не трагедиями судьбы, подобно античным, а трагедиями времени.

В последних трагедиях, написанных, как полагают исследователи, в жанре трагикомедии, усиливается отчуждение героя от мира, его величие все более отодвигается в прошлое, в настоящем он испытывает отчаяние, зато в будущем ему дается надежда на лучшее, которая выступает в формах сказки или утопии.

Шекспир завершил своим творчеством целую эпоху европейской истории и литературы. Эта эпоха выдвинула человека целью исторического развития и верила в его ценность и достоинство. Но ее мечты и надежды завершились разочарованием. Не утратив веры в идеал, она потеряла веру в ее воплощение в историческом времени.

Источник: Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. В. Я. Коровина.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие произведения Шекспира Вам уже известны (сонеты, трагедии, комедии)? Расскажите о них.

2. Под каким углом зрения формируются Шекспиром жанры хроник, комедий и трагедий?

5. Какие иллюстрации к этому произведению Вам знакомы? Какое впечатление они произвели на Вас?

Источник: Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. В. Я. Коровина.
Я — ГАМЛЕТ. ХОЛОДЕЕТ КРОВЬ.
А. А. Блок[2]

* * *
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,[3]
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914

Источник: Александр Блок. Собрание сочинений в 8 томах, Государственное издательство художественной литературы, т.3, Москва, 1960-1963 г.

(вернуться к уроку)
ДИАЛОГ ГАМЛЕТА
С СОВЕСТЬЮ
М. И. Цветаева [4]

— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
‎— Гамлет!

На дне она, где ил:[5]
Ил. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…[6]
‎— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.
— Но я её —
‎ (недоумённо)
‎— любил??
5 июня 1923
(вернуться к уроку)
ЧИТАЯ ГАМЛЕТА
А. А. Ахматова [7]

У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака. "
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

И как будто по ошибке
Я сказала: "Ты. "
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор.
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909

Источник: Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, "Цитадель", 1996.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

3. Офелию мою. — Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, жена поэта. (вернуться)

6. Но я её любил, // Как сорок тысяч братьев… — слова Гамлета из V акта этой трагедии. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развить представление о драматическом произведении, работать над развитием монологической и диалогической речи учащихся, развивать актёрское мастерство,

- воспитывать активную жизненную позицию, непримиримость к подлости, трусости, жадности.

Оборудование: электронная презентация.

Слайд 1 (тема урока)

1. Вступительное слово учителя.

2. Реализация домашнего задания.

1) Чтение отрывков по ролям наизусть.

2) Обмен мнениями.

Мини-презентация подготовившегося обучающегося

3. Анализ произведения.

1) жанр (трагедия)

2) идея (Шекспир стремится показать, как страшна воцарившаяся бесчеловечность. Она мотивирована логикой характеров и замыслом произведения.)

Тупой разгул на запад и восток

Позорит нас среди других народов…

Гамлет противостоит королю. Осуждает его, но конфликт, не получив толчка, пока не может дальше развиваться. Пока Гамлет выражает свое недовольство словесно. Чтобы контрастно выделить тяжелое душевное состояние Гамлета, помышляющего о самоубийстве, автор рисует благодушие короля. Его тронуло согласие принца остаться при дворе и не ехать в Виттенберг. Правда, читателю не совсем ясно, почему Клавдий заинтересован в присутствии племянника. Но такое благодушие насторожило Гамлета. При встрече с призраком Гамлет узнает о насильственной смерти отца. Принц хочет немедленно наказать убийцу. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что он многократно терзает себя за бездействие. Если бы Гамлет отважился сразу отомстить за смерть отца – это было бы простое убийство, а ему хочется изменить мир зла и несвободы. Он осознает, что это одному не под силу. Когда Гамлет раскрывает смысл происходящих при дворе событий, он судит о Дании и о времени строже, чем раньше. После игры актеров ход действия отличается резким обострением борьбы. Это крупная победа Гамлета.)

4) - Что определяет движение сюжета?

(Борьба с Клавдием. Каждая из враждующих сторон стремится захватить инициативу и навязать свою волю противнику. Не психологический анализ, а динамика развернувшейся битвы, тактические маневры бойцов определяют движение сюжета. Успех то на одной, то на другой стороне. Заняв командные позиции после спектакля, нанеся удар по соглядатаю Полонию, Гамлет вынужден затем обороняться от наседающих на него врагов. Он то защищается, то наступает. Это видно на примере, когда шпионы Розенкранц и Гильденстерн должны быть казнены английским королем. Затем Клавдий делает ловкий ход, подговорив Лаэрта убить Гамлета. Это не честный поединок, а заранее подготовленное убийство.)

Физкультминутка Слайд 9

(Прослушивается или грамзапись, или сам учитель читает, или заранее подготовленный ученик.)

– Определите роль монолога в художественной ткани всего произведения.

– Какие решения заложены в монологе?

– Почему монолог неожиданно прерывается появлением Офелии?

– Какой момент можно назвать кульминацией борьбы между Гамлетом и Клавдием? Как называет его Шекспир? Каким мы увидели здесь Гамлета?

– Объясните роль Лаэрта в трагедии.

– Какие взаимоотношения сложились у Гамлета с Гертрудой?

– Назовите самую кровавую сцену во всей трагедии. Определите ее роль в трагедии.

– Какие художественные приемы использует Шекспир для раскрытия образа Гамлета?

7. Работа в группах, дающих ответ на этот вопрос.

Первая группа.

Определить приемы в области художественной речи

Вторая группа.

Определить приемы в области композиции.

Третья группа.

Приемы в области художественной детали.

8. Выводы по теме урока.

9. Рефлексия


-75%

Читайте также: