Фразеологизмы конспект внеурочного занятия 4 класс

Обновлено: 07.07.2024

речь в результате наблюдений за повадками и характерными особенностями животных.

выражения, связанные с характеристиками животных, вы слышали или знаете ? Вместо

Подумайте т вспомните как можно больше и обязательно объясните их значение.

А теперь вы узнаете происхождение фразеологизма «Денег куры не

Однажды любопытные соседи, повисшие на заборе, наблюдали такую картину: как

вернулся хозяин с города, с мешком золота и вдруг лопнула тесёмка на мешке и

золотые монеты раскатились по всему двору. Шум, гам, переполох, все бросились их

собирать, напуганная девка курятница оступилась и рас тянулась поперёк двора,

рассыпав ведро пшена. Пшено смешалос ь с монет ами, куры набросились на пшено. В

этот момент выскочила хозяйка дома, взмахнул а руками и заголосила: «Клюют!

Деньги клюют! Переполох набирал обороты. Когда через полчаса всё улеглось, хозяйка

уговорила мужа общипать кур и провести экспертизу желу дков на предмет пои ска

монет. Еще через час купец (хозяин) тряс перед носом хозяйки кучей куриных

счастливое село отмечало праздник – каждой семье выдали по курице. С той поры

поступление материальных благ (а по - простому халява)

фразеологизмами с общим значением. В приведенном ниже списке фразеологизмов

попробуйте найти фразеологизмы с общим значением и выпишите их парам и. Объясните,

Нагоняй – строгое внушение, наказание ( Словарь русского языка С.И. Ожегова). Дать

2. Не покладая рук – в поте лица (старательно, много работать).

В старину в некоторых местностях колом называлась полоса пахотной земли шириной в

две сажени (около 4,5 метра). Не иметь кола значило «не име ть и маленьк ого клочка

Сокол – это старинное стенобитное орудие из чу гуна или железа в форме длинного и

толстого бревна. Или же бревно, окованное металлом. Его навешивали на железных цепях

и, раскачивая, прошибали им самые прочные крепостные ворота и каме нные стены

Поверхность сокола была гладкой, как бы голой. Вме сте с тем, соколы (пти цы) во время

линьки действительно теряют перья и становятся почти голыми.

4. Сквозь землю провалиться – как в воду кануть (исчезнуть, скрыться куда - либо).

этом ярко выделяются лопатки. Во весь ду х – очень быстро, с большой скоростью.

6. Молоть вздор – молоть ерунду (говорить что - нибудь вздорное: чепу х у, вздор,

7. Хоть пруд пруди – куры не клюют (очень много чего - либо)

значение оборота сложилось путем сравне ния: на строительство плотин ы шла огромная

Задание 4. А еще существуют фразеологизмы с противоположными по смыслу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Октябрьский

муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

Внеклассное мероприятие

в 4 А классе

Подготовил учитель
МОБУ СОШс.Октябрьский
Мухина Римма Зарифовна

Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать любовь и уважение к русскому языку, формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи урока:

личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Посмотрите в окно. С каким настроением вы пришли на занятие?

(Грусть, нет солнца).

Мне хочется поднять вам настроение. Посмотрите на слайд. Слайд 2. (Солнышко)

Улыбнитесь друг другу, гостям и мне. Желаю удачи!

2. Вступительное слово учителя.

- О чём будем сегодня говорить?

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Русский язык является языком общения людей разных наций.

Слайд 3. Проблемный вопрос

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

- Расшифруйте слово, и вы узнаете, как они называются. Это и будет темой нашего мероприятия.

- Вспомните, что такое фразеологизмы. (Устойчивые сочетания слов в языке)

- А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего занятия:

Запись на доске:

Уточнить, что такое. выяснить их особенности

Выяснить, где узнать лексическое значение.

Выяснить роль . в речи.

Сегодня мы с вами будем говорить о фразеологизмах.

Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово?

Ученик: Фразеологизмы пришли из древне-греческого языка. Они восходят к двум словам.

А знаете ли вы, как появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….(Собаку съесть)

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

4.Работа в парах

- Предлагаю поработать в парах. На партах лежат карточки, вместо точек вставьте названия животных.

развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.

воспитывать любовь к родному языку.

Задание 1. Разминка . Как вы уже знаете, очень много фразеологизмов пришло в нашу речь в результате наблюдений за повадками и характерными особенностями животных.

«Даёт совет Ежиха- мать:

- Детей не следует держать

В ежовых рукавицах

(При посторонних лицах!)

Голоден как …..(волк)

Надут как ……(индюк)

Хитер как лис ….(лиса).

Труслив как… (заяц)

Грязный как …(свинья).

Изворотлив как… (уж).

Болтлив как… (сорока).

«Пеликан разинул рот:

-Из-под ног уходит плот!

Я – знаток морской науки,

Отбиться от рук (не слушаться)

Все валится от рук (не получается, не клеится)

На скорую руку (быстро)

Умывать руки (отходить от дела)

Сходить с рук (избежать наказания)

А теперь вы узнаете происхождение фразеологизма «Денег куры не

«Крот заметил:

много лет изучал я этикет.

Дать нагоняй – намылить шею.

Не покладая рук – в поте лица (старательно, много работать).

Ни кола ни двора – гол как сокол.

Сокол – это старинное стенобитное орудие из чугуна или железа в форме длинного и толстого бревна. Или же бревно, окованное металлом. Его навешивали на железных цепях и, раскачивая, прошибали им самые прочные крепостные ворота и каменные стены

Поверхность сокола была гладкой, как бы голой. Вместе с тем, соколы (птицы) во время линьки действительно теряют перья и становятся почти голыми.

Сквозь землю провалиться – как в воду кануть (исчезнуть, скрыться куда-либо).

Во все лопатки – во весь дух (очень быстро).

Молоть вздор – молоть ерунду (говорить что-нибудь вздорное: чепуху, вздор, ерунду).

Хоть пруд пруди – куры не клюют (очень много чего-либо)

Спустя рукава – засучив рукава;

Хоть иголки собирай – ничего не видно;

По чайной ложке – единым духом;

Заварить кашу – расхлебывать кашу;

Чуть свет – на ночь глядя;

Повесить нос – воспрянуть духом;

Сидеть, сложа руки – не покладая рук;

Душа в душу – как кошка с собакой;

На чужой шее сидеть – жить своим горбом

Физкультминутка

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом.

-- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

Задание 5. Меткие образные выражения, фразеологизмы, украшают нашу речь, делают ее яркой и точной. В следующих стихотворениях значение фразеологизмов обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле. Попробуйте их найти и объяснить значение.

Зайка пишет письмо.

«Здравствуй, милая Мартышка! «Крокодил, дружок, здорово!

Шлет привет тебе Зайчишка. Обращаюсь с просьбой снова:

Что ты друга обижаешь – Ты уж нам не откажи –

Почему не приезжаешь? Зубы Волку покажи.

Ждет тебя лесной народ. Вздумал он зверей стращать.

Летом дел невпроворот! Кто нас будет защищать?!

Разводить в лесу бананы – Без тебя мы как без рук.

«Носорог, родной, привет! «Уважаемый Жираф!

Покупай скорей билет: Зная Ваш добрейший нрав,

Нам в лесу нужна охрана, Я надеюсь, что с друзьями

Так как поздно или рано Непременно станет с Вами.

В лес охотники нагрянут Это в Африке жара,

И стрелять по зайцам станут. А у нас как из ведра

Твой могучий острый рог Льют дожди в разгаре лета.

Нам бы здорово помог. Что вы скажите на это?

Будут звери за тобой Мы нашли для Вас работу

Тучи в небе разгонять.

Разрешите Вас обнять.

Каждый вечер под дождем

«Слоник, здравствуй! Как живешь?

Писем нам давно не шлёшь.

Без тебя стоит работа.

Цирк построить нам охота.

Будешь ты подъемным краном.

Показаться может странным

Это предложение.

Сделай одолжение:

Приезжай в конце недели –

Дел невпроворот – очень много дел.

Показать зубы – быть готовым к защите, дать отпор.

Как без рук – оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо).

Поздно или рано – о том, что обязательно произойдет.

Как за каменной стеной – находиться под надежной защитой.

(Льет) как из ведра – о проливном дожде.

Сделай одолжение – форма вежливой просьбы.

Задание 6. К сожалению, бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Исправьте ошибки и составьте предложения с фразеологизмами.

два сапога – дорого;

одного поля помидор;

показать где креветки зимуют;

заблудился в двух липах.

два сапога – пара;

одного поля ягода;

язык без костей;

показать где раки зимуют;

заблудился в двух соснах.

Ответ: 1.замести следы.

Взять быка за рога.

Витать в облаках.

Задание 8. Конечно, происхождение фразеологизмов связано не только с животными. Существует много выражений, пришедших из различных профессий. Интересно, а вы сможете определить, благодаря каким профессиям появились следующие выражения:

Топорная работа; без сучка и без задоринки; снять стружку; разделать под орех;

На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками;

Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.

Ответ: Плотник, столяр. 2. Портной. 3. Кузнец.

Задание 9. А в этом задании попробуйте отгадать, о каких предметах идет речь:

За него тянут; на нем что-то вертится; его держат за зубами.

Ими хлопают, если что-то не понимают; их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Его вешают, приходя в уныние; за него водят; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; его задирают, зазнаваясь.

Ответ: 1. Язык. 2. Уши. 3. Нос.

11.Подведение итогов .

. Что мы с вами сегодня делали на нашемзанятии? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Цели: актуализировать знания об устойчивых словосочетаниях; развивать умения распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить их во фразеологическом словаре, учиться использовать фразеологизмы в речи, повторить понятия синонимов и антонимов.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

словарные слова: ещё

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.

Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.

Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.

Большой фразеологический словарь для детей Розе Т.В., Москва ОЛМА Медиа Групп 2010

Электронные ресурсы по теме урока:

1.Мотивационный модуль.

- Замолчи, Петрусь! – говорят,

- Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил.


- Что произошло с мальчиком? (Мальчик прикусил язык.)

- Что имели в виду родители, когда давали такой совет сыну? (Родители попросили сына замолчать.)

Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом? (Нет.)

- Почему? (Меняется смысл выражения.)

Когда нам надо эмоциональнее, точнее выразить своё отношение к происходящему, мы используем особые сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологическими оборотами, фразеологизмами.

- Сегодня мы будем говорить о фразеологизмах.

Тема: Фразеологизмы.

Я вспомню понятия фразеологизмы.

Я узнаю о роли фразеологизмов в языке.

отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний;

распознавать в тексте фразеологизмы;

объяснять их лексическое значение;

находить фразеологизмы во фразеологическом словаре;

использовать в речи фразеологизмы.

2.Объясняющий модуль.

1.) Работа с правилом.

Что же эти словосочетания означают?

- Что же это за слова, знакомые нам, и в то же время не совсем понятные?

Эти сочетания называются фразеологизмами.

Фразеологизмы – это особые выражения, устойчивые сочетания слов. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

Таких выражений в русском языке очень много. Их изучает раздел науки о языке -фразеология. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – выражение, logos – учение.

Фразеологизмы нужно запоминать целиком и знать их значение. Они являются украшением нашей речи, помогают нам точнее и красочнее выражать свои мысли.

Для того, чтобы не допускать ошибок, мы должны объяснять значение всего устойчивого сочетания, а не значения отдельных слов, которые в него входят.



избушка – небольшой деревянный крестьянский дом;

курьих, здесь в значении куриных, т.е. относящихся к курице;

ножки – одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей животного.

А в целом это выражение означает небольшую ветхую и неказистую постройку.

2.) Чистописание.

Пропишите буквы, обозначающие парные согласные звуки.

3.) Наблюдение над фразеологизмами.

Прочитайте стихи, найдите фразеологизмы. Объясните, как Вы их понимаете.

А.) Любим всем классом

Мы нашего Пашку:

Парень простой он,


Душа нараспашку.

прямодушный, простой по характеру человек.

Б.) Свои инструменты достал Игорёк:

Тиски и рубанок, пилу, молоток.


Что хочешь, починит он и смастерит.

В умелых руках вся работа горит.

В.) Все новое Мишка всегда затевает —

Он первую скрипку в команде играет.

Г.) Иришка бабуле

Д.) Делать нечего Илюше –

Целый день он бьёт баклуши.

Не рисует, не читает,

Просто время убивает.


- Вам легко было объяснить этот фразеологизм? Если Вы в чём-то сомневаетесь, обратитесь за помощью к словарю.

Ранее Вы работали со словарями синонимов, антонимов, омонимов.

Узнать же значение непонятного фразеологизма можно во фразеологическом словаре.



6.) Словарная работа.

Запишите это выражение.

Ещё конь не валялся.

Пропишите слово ещё три раза и подчеркните орфограмму. Это словарное слово. Запомните его написание.

Назовите все буквы и звуки в этом слове.

(ещё – 3 буквы, 4 звука: 2 гл. зв., 2 согл. зв.

Количество звуков больше, чем букв.

Во фразеологическом словаре Вы можете найти и другие фразеологизмы со словом ещё.

7.) К некоторым фразеологизмам можно подобрать синонимы или антонимы.

Фразеологизмы близкие по значению:

во все лопатки - быстро бежать;

сломя голову - быстро бежать

когда рак на горе свистнет - никогда

после дождика в четверг - никогда

Фразеологизмы противоположные по значению:

в мгновение ока - очень быстро, мгновенно, моментально

в час по чайной ложке - очень медленно

водить за нос - обманывать

раскрыть глаза - сказать правду

3. Физкульминутка.

А сейчас мы отправляемся во фразеологический зверинец.

Вы должны угадать, о каком животном идёт речь во фразеологизме, и показать его.

Читайте также: