Фразеологизмы конспект внеурочного занятия 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Эльмукова Антонина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности
Тема: "Гласные на сцене"
Раздел: начальное образование

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Учителя начальных классов МБОУ города Ульяновска

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Цель : совершенствовать умения находить орфограммы в словах, подбирать

Задачи: образовательная: показать детям значимость знания правил по

русскому языку для грамотного письма;

развивающая: развивать словарный запас, обогащать речь учащихся, учить

правильно формулировать мысль, развивать мышление;

воспитательная: воспитывать любовь к языку, его красоте, многозначности.

Метапредметные:

Познавательные: научаться находить, сравнивать, группировать гласные

звуки и буквы; научаться владеть общим способом проверки орфограмм.

Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий; получат

возможность научиться осуществлять самопроверку и взаимопроверку работ,

корректировать выполнение задания, осуществлять познавательную и

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему

решению, работая в группе; получат возможность научиться задавать

вопросы, уточняя непонятное в работе.

Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину,

за свою малую Родину, за свой родной русский язык; формирование

уважительного отношения к иному мнению, истории.

Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): презентация,

карточки с предложениями.

Особенность занятия: работа с перьевыми ручками.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

- Начинаем наше занятие. Посмотрите на доску и скажите, что я написала.

Нстпл длгжднн зм.

-Докажите, что это предложение.

( Начало с большой буквы. В конце стоит точка) .

Н_ ст__ п_ л_ д_лг_жд_нн___ __ з__м___.

- Правильно, друзья мои, это предложение. Но можно понять это

предложение? Как вы думаете почему? (Не хватает в словах этого

предложения гласных букв).

- Кто догадался, о чём же сегодня мы будем говорить на занятии?

Конечно же о гласных. Давайте попробуем правильно их вставить в этом

Наступила долгожданная зима.

- Сегодня будем говорить о гласных. Давайте вспомним, сколько гласных

звуков в русском языке? (6 гл. звуков).

- Назовите их пожалуйста. А сколько гласных букв ? (10)

- Назовите эти буквы. Молодцы.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, нам нужно подготовить наши пальчики к письму. К доске выходят

ребята и показывают упражнения, которые вы выполняете на занятиях

Работа в тетради.

- Друзья мои, сели ровно, правильно положили тетради и напишите

сегодняшнее число и тему занятия (пишем перьевыми ручками).

- А теперь напишите предложение, которое мы восстановили. Пишем с

комментированием. (У доски работает ученик).

- Ребята, давайте вспомним, как воздух проходит, когда произносим

гласные? Давайте проведём опыт и проверим это. Для этого на тупой кончик

карандаша положите маленькую бумажку, согнутую в виде буквы Г,

поднесите карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесите гласный

звук, например [а] или [о] и т.д.

- Что произошло с бумажкой? Бумажка не шелохнулась. Свободно воздух

проходит, без препятствий.

- А теперь произнесём согласный звук, например, [б] или [ф]. Что

произошло с бумагой? (Она упала). Какой вывод можно сделать? Воздух

встречает на своём пути препятствие и с силой выходит.

- Ребята, мы с вами знаем, что гласные бывают в разных позициях. Итак,

( гласные бывают в сильной позиции и в слабой позиции.)

- А что это значит?

(Сильная позиция – под ударением, слабая позиция – безударная гласная, где

можно допустить ошибку). Приведите примеры.

- Замечательно. А что такое ударение?

(выделение голосом одного из слогов). Если мы говорим про ударение

гласных Е, Э, А, Я, О, Ё,У,Ю, Ы, И, то какую гласную мы можем выделить

из них и почему? Конечно, букву Ё .Если в слове есть эта буква, то на неё

всегда падает ударение. А что интересного вы мне можете рассказать про эту

букву, и как эта буква связана с нашим городом Ульяновском? (Ребята в

- А почему в нашем городе поставили этот памятник?

придумал наш знаменитый земляк Николай Михайлович Карамзин. Широко

известной новая буква ё стала благодаря историку Н.М. Карамзину. В 1797

году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного

закрепилась в русском алфавите. Но, как ни странно, в знаменитой «Истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представлений о значениии фразеологизмов в речи.

Расширять кругозор о значении фразеологизмов в речи.

Развивать умения работать в паре, группе, согласовывать свои действия с действиями партнера.

Воспитывать любовь к языку и его многозначности.

Планируемый (гарантируемый) результат (метапредметный, личностный):

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

ПУУД: осуществлять анализ, синтез и классификацию объектов;

КУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

ЛУУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оснащение (оборудование и информационные источники): технологическая карта; слайдовая презентация; ленинг апс; раздаточный материал.

Ход занятия внеурочной деятельности

Этапы занятия и их предназначение

Деятельность учителя и формулировка заданий

Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД (К, П, Р, Л)

Способы и критерии оценки

Мотивационно-целевой блок

Добрый день ребята. Девиз нашего сегодняшнего занятия:

Наш язык- язык секретов.

Отвечай по одному

И научишься всему!

СЛАЙД Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…

Ребята, что произошло? Почему Светлана так и не увидела лето?

Чего же не знала Светлана?

Оцените ответы друг друга сигнальными карточками.

Чтобы определить тему сегодняшнего занятия, предлагаю выполнить следующее задание.

СЛАЙД На интерактивной доске составьте анаграмму темы занятия.

Помощь вам окажут слова-подсказки снизу.

Что же это за слова, с переносным значением?

(Фразеологизмы)

СЛАЙД Здорово, ребята. Сегодня мы с вами изучим ещё один секрет правильной речи – Фразеологизмы.

В соответствии с темой поставьте себе цель. (интерактивная доска)

1) о значении устаревших слов;

2) о фразеологизмах и их значении в нашей речи;

3) о словах-синонимах в речи.

Содержательный блок

Для того, чтобы нам начать обогащать свою речь фразеологизмами, сначала нам нужно с вами узнать, что такое фразеологизмы.

На доске понятие Фразеологизм из Исторического словаря

Фразеологизмы – это устойчивое словосочетание

А сейчас я вам предлагаю первое задание. Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Так и появились следующие фразеологизмы, с которыми вы сейчас поработаете. Объединитесь в пары.

Повторим правила работы в паре и группе.

Один из вас в паре будет исполнитель, а другой – контролёр. Договоритесь, кто какую роль возьмёт на себя.

Закончите фразу. Из правой колонки нужно выбрать подходящее слово, и соединить стрелочкой с началом фразеологизма. На это задание вам 1-2 минуты.

Голоден как …(волк).

Хитёр как … (лиса).

Труслив как … (заяц).

Здоров как … (бык).

Проверьте себя по образцу на слайде. Если выполнили без ошибок, поставьте +, нет -.

Встречались ли вы в жизни с такими фразеологизмами? Довольно часто.

Задание №2. Классификация.

И даны фразеологизмы. Ваша задача распределить их по своему значению в нужную колонку.

Теперь поменяемся ролями. Будут выходить контролёры. А исполнители будут оценивать сигнальными карточками.

Сейчас поработаем в группах.

Разделитесь на две группы.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Наложите сверху подчеркнутого слова карточку с подходящим фразеологизмом.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Катя сегодня проснулась очень рано.

Слова для справок:

ни свет ни заря

пропускал мимо ушей.

Таня трудилась на школьном участке прилежно.

Щенок выскочил за ворота и бесследно исчез.

Миша постоянно любит преувеличивать.

Слова для справок:

как сквозь землю провалился

делать из мухи слона.

А сейчас исполнители групп выйдут и на интерактивной доске продемонстрируют выполнение задания. Другие участники контролируют и оценивают правильность выполнения работы.(ПРОВЕРКА ЧЕРЕЗ СМАРТ)

Ребята, посмотрите, как изменились ваши предложения, когда в них появились фразеологизмы. Как вы считаете, важно ли употреблять их в собственной речи? Что даёт нам употребление таких слов в нашей речи? (обогащает словарный запас, делают речь красочной, интересной)

Рефлексивный блок

Сегодня мы с вами ставили цель: узнать о фразеологизмах и их значении в нашей речи.

Автор: Чекарева Алена Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ СШ №2 г.Ярославль
Описание работы: предлагаю Вам конспект урока для 2 класса общеобразовательной школы на тему: "Фразеологизмы – это интересно!". Данный материал будет полезен для учителей русского языка, для учителей начальных классов.

Тема урока: Фразеологизмы – это интересно!
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Задачи:
- познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять, формировать орфографический навык;
- развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников;
- воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
Какие формируются УУД:
Личностные:
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Оборудование урока: раздаточный материал, интерактивная доска.

1. Организационный момент (цель: мотивация к действиям на уроке)
Здравствуйте ребята.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром Ну, ни пуха
Мама-квочка Ни пера!
В класс отправила Через час
Сыночка. Едва живой,
Говорила: Петушок
- Не дерись, Идёт домой,
Не дразнись, Ковыляет еле-еле
Не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, А на нём и в самом деле
Уже пора Нет ни пуха, ни пера.

• Голодный как…волк
• Хитрая как…лиса
• Трусливый как…заяц
• Изворотливый как…змея
• Колючий как…ёж
• Немой как…рыба
• Верный как…собака
• Упрямый как…баран
- Молодцы, ребята.

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/правила в устной и письменной речи)
- Вставьте в текст фразеологизмы.
У нас в школе некогда _________. Надо упорно трудиться.
Если ты работаешь на уроках ______________, на переменах кричишь _________, то хорошего результата ты не добьешься. Если ты на уроке молчишь, словно ________ и из тебя слово _____________, так тоже дело не пойдет. Но если ты выполняешь домашнее задание __________, прочитываешь книги _________, знаешь русский язык так, что правила _________, то всё получится. Покажи свой талант, ученик, раскрой себя.
Банк фразеологизмов: на всю катушку, считать ворон, от корки до корки, без сучка и задоринки, клещами не вытащишь, во всю Ивановскую, спустя рукава, воды в рот набрал, от зубов отскакивать.
- Русский язык удивительный, интересный, увлекательный. Уверена, что, научившись преодолевать головоломки русской речи и русского письма, вы будете получать удовольствие от уроков русского языка. И русский язык станет для вас, ребята, верным другом.
- И наш урок русского языка мы закончим такой фразой: "Люби, цени и знай свой язык". Пропишите пожалуйста,эту фразу.

5. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора)Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
Ребята, вот и подошел наш урок к концу.
- Что нового усвоили? Что такое фразеологизмы?

6. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Составить небольшой рассказ (можно описать случай из жизни), используя фразеологизмы.
Раздаточный материал

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.

учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;

продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;

развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Встаньте прямо,
Распрямитесь. Удивитесь.
Рассердитесь. Улыбнитесь.
Тихо за парты садитесь.

2. Начать наш урок я предлагаю со слов Л.Н.Толстого:

“Как богат русский язык!
Как много в нем метких слов!”

– Что можете сказать об этом высказывании? (Афоризм.)
– Что такое афоризм? ( Афоризм – это краткое выражение, сочетание слов, сказанных когда-то писателями или поэтами, несущее в себе глубокий смысл)

Попробуем на этом уроке убедиться в меткости слов Л.Н. Толстого.

Вспомните написание буквы, которая может обозначать два звука, показывать мягкость согласного (е, ё, ю, я). Может стать словом, это местоимение – я. Составьте свою закономерность записи этой буквы. Найдите самую красивую букву на строке.

3. Словарная работа: назовите словосочетание из высказывания Л. Н. Толстого с этой буквой (русский язык). Запишите это словосочетание. Составьте другие словосочетания с этим словом (язык).

- Послушайте моё словосочетание - язык без костей.

В каком значении слово язык использовано в этом словосочетании?

Что это означает? ( Болтает без умолка, все рассказывает)

Это фразеологизм.

Кто знает, что это такое? Попробуйте сформулировать задачи урока.

(Узнать, что такое фразеологизмы, научиться употреблять в речи фразеологизмы)

Фразеологизмы со словом язык - язык на плече, язык мой – враг мой, хватит языком молоть, типун тебе на язык.

Бежать высунув язык – очень быстро
Держать язык за зубами – не болтать лишнего
Как корова языком слизала – про то что быстро и бесследно исчезло
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
Наступить на язык – заставить замолчать
Повесить язык на плечо – очень устать
Попасть на язык – стать предметом пересудов
Прикусить язык – замолчать
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
Тянуть за язык – вынуждать высказываться
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном
Чесать языком – сплетничать
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- В речи мы употребляем фразеологизмы даже не замечая этого. Так и случилось с ребятами. Послушайте истории.

1. «Четырёхлетняя Светлана спросила у мамы:

-Скоро ли наступит лето?

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно оглядываться.

2. А бывает еще и так. ( про нос)

«Мама говорит своей дочери после долгой разлуки:

- Как ты похудела, Надюша, один нос остался!

-А что же такое фразеологизмы?

Устойчивые сочетания слов

Нельзя заменять слова и менять их местами

Извлекаются из памяти целиком

Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

Все вам было понятно в моем пожелании? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)

-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.

-А откуда мы можем узнать о фразеологизмах? ( Книги, кино, телевидение, от старших, из словарей)

III. Знакомство с новыми фразеологизмами.

Мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.

Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:

Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Физминутка “Фразеологический зверинец”.

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

IV. Закрепление полученных знаний.

Найди фразеологизмы, запиши их. Определи значение (по словарю).

Ах, какие мастера!
Вот топор, а вот – пила.
Все в руках у них горит!
Раз – и дом уже стоит!

Мишка сегодня шалил целый день,
Чашку разбил, столкнувшись о пень!
Мама ему говорит: “Вот так да!”
Мишке же все –
Как с гуся вода!

Ничего я не пойму:
Что? К чему? И почему?
Мыслей в голове – сто две…
Вот так каша в голове.

V. Работа в группах.

-Давайте поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.


Данная презентация предназначена для проведения внеурочных занятий по развитию речи для учащихся вторых классов.Разработана по тетради Т.Н. Соколовой "Школа развития речи".

Содержимое разработки

Школа развития речи. Фразеологизмы. Занятие8. выполнила презентацию учитель начальных классов Дёмина Л.М. corowina.ucoz.com

Школа развития речи. Фразеологизмы. Занятие8.

учитель начальных классов

Закончи пословицу .

Закончи пословицу .

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

Каков мастер, такова и работа.

Каков мастер, такова и работа.

Замени синонимом.

Замени синонимом.

Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения мыслей .

  • Про очень бледного человека говорят, что на нём нетлица.

Подумай и закончи фразеологизмы.

Подумай и закончи фразеологизмы.

Столкнулся нос к носу

Видно как на ладони

Видно как на ладони

Он сулит золотые горы

Он сулит золотые горы

Идёт как по маслу

Идёт как по маслу

Висит на волоске

Висит на волоске

Топчется на одном месте

Топчется на одном месте

Коломенская верста

Коломенская верста

Как снег на голову

Как снег на голову

Два сапога пара, одного поля ягоды, как две капли воды

Два сапога пара, одного поля ягоды, как две капли воды

В ежовых рукавицах

В ежовых рукавицах

Делать из мухи слона

Делать из мухи слона

В час по чайной ложке

В час по чайной ложке

Тянуть кота за хвост

Тянуть кота за хвост

Душа в пятки ушла

Душа в пятки ушла

Родиться в рубашке

Родиться в рубашке

И ухом не ведёт, как слону дробина

И ухом не ведёт, как слону дробина

А теперь подумай!

А теперь подумай!

Нем как рыба

Мухи не обидит

Спустя рукава

Под самым носом

Заруби себе на носу

Вылетело из головы

Под стол пешком ходит

Отгадай слово!

И это слово…

И это слово…


-75%

Читайте также: