Формы государственного устройства конспект

Обновлено: 05.07.2024

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить его стабильность и нормальное функционирование.

Формы государства:

  • форма правления
  • форма территориального устройства
  • форма политического режима

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).

Виды форм правления

Монархия.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству.

Признаки монархии

  • существование единоличного главы государства (король, царь, кесарь);
  • власть монарха — полная, верховная, суверенная, безраздельная или ограниченная;
  • трон занимается в порядке престолонаследия, т. е. путем передачи власти по наследственному праву или в порядке родства (фамильному праву);
  • правление монарха — бессрочное, пожизненное; • деяния монарха неподсудны, личность — неприкосновенна (свободен от юридической ответственности);
  • поддерживается мифом о сакральности (божественности) власти.

Виды монархии.

Неограниченная монархия:

  • вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, а её происхождение признаётся пожизненным;
  • отсутствуют представительные учреждения народа.

Примеры:

Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др.

Ограниченная монархия – власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом.

Примеры:

Бельгия, Великобритания, Испания, Япония, Нидерланды и др.

Республика.

Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Признаки республики:

  • выборность власти;
  • принцип сменяемости — власть избирается на определённый срок;
  • коллегиальность – коллективный принцип принятия решения;
  • ответственность органов власти и должностных лиц за свою деятельность перед народом.

Виды республик.

Виды республик – различаются в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно

Президентская республика .

Примеры.

США, страны Латинской Америки.

Парламентская республика.

  • Правительство формируетсязаконодательным органом и отвечает перед ним.
  • Во главе правительства стоит лидер партии, победившей в парламенте.
  • Парламент может путем голосования выразить вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра.
  • Официальной главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа.
  • Его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
  • Реальной главойгосударства выступает руководитель правительства.

Примеры.

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария.

Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская).

  • Власть президента значительно, но формирование правительства происходит с участием парламента.
  • Главой государства является президент. Он предлагает кандидатуру главы правительства.
  • Двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом.
  • Президент и парламент избираются непосредственно народом.
  • Парламент имеет возможностьконтролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия

Примеры.

Австрия, Россия, Франция.

Форма государственно-территориального (государственного) устройства.

Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны.

Унитарное государство.

Унитарное государство (от фр. единый).

Признаки:

  • единая политически однородная организация, состоящая из административно- территориальных единиц (губерний, краёв, провинций), не обладающих собственной государственностью,
  • единая конституция,
  • единая система органов государственной власти, управления,
  • единая судебная система.

Примеры.

Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Италия, Испания, Франция, Швеция.

Конспект лекции: Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Унитарное государство – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают. (Англия, Китай).

  • 1. Характерен единый властный центр, т.е. единая система государственных органов;
  • 2. На территории действует одна Конституция и единая законодательная система, единая денежная единица, единое гражданство;
  • 3. Административно-территориальные единицы признаками государственности не обладают;
  • 4. На международной арене страну представляют высшие органы государственной власти;
  • 5. Единые вооруженные силы.

Унитарными обычно являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением (Дания, Норвегия, Швеция).

Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

  • 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, республик, земель);
  • 2. Компетенция между федерацией и ее субъектом разграничивается Конституцией;
  • 3. Субъекты обладают правом принятия собственной Конституции;
  • 4. Субъекты имеют свои исполнительные, законодательные, судебные органы параллельно федеральным, но им подчиняющиеся;
  • 5. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеративных единиц;
  • 6. Двухпалатное строение парламента и двухканальная (и более) система налогов;
  • 7. После вхождения в федерацию ее субъекты в суверенитете ограничиваются;
  • 8. На международной арене страну представляют федеральные органы государственной власти.
  • 1. Договорные и конституционные;
  • 2. Территориальные (США, Германия), национальные и смешанные (Россия).

В основу территориальных федераций положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления в больших по территории государствах.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

  • 1. Конфедерация не имеет собственных законодательных, исполнительных и судебных органов;
  • 2. Не имеет собственной армии;
  • 3. Нет единой системы налогов и государственного бюджета;
  • 4. Конфедерация сохраняет гражданство входящих в союз государств;
  • 5. Недолговечность;
  • 6. Каждый субъект сохраняет свой суверенитет;
  • 7. Конфедерация создается для достижения определенных целей;
  • 8. Создание закрепляется договором;
  • 9. Субъекты обладают правом нулификации (отмены действия актов конфедерации на своей территории);
  • 10. Члены конфедерации могут выйти из нее на основе юридически обоснованного одностороннего решения.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.


Понятие формы государств

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, определяющее особенности взаимоотношений между центральной и региональными властями. Государство, достигая определенной численности населения и размера территории, начинает делиться на части, которые могут обладать или не обладать определенной самостоятельностью.

Формы государственного устройства

Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство - федерация; особый надгосударственный союз - конфедерация.

М. Монтень

Унитарное государство

Унитарная форма государства (от лат. unitas — единство) - наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Такими государствами являются, например, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Украина.

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Семь из восьми крупнейших государств мира - федерации. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 24 Федерации, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. К примерам федераций в современном мире можно отнести Россию, США, Канаду, Австралию, Бразилию, Индию, Мексику, Аргентину, ФРГ

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)


Конфедерация

Конфедерация - особый союз суверенных государств, связанных менее тесно, чем в федерации, для достижения конкретных целей (военных, политических, экономических. ). Со временем конфедерация либо распадается либо преобразуется в федерацию.

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Конфедерации в истории

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией

Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Конфедерации в настоящее время

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками)1

Конституция Боснии и Герцеговины не определяет форму государственного территориального устройства. Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формы государства

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании:

- в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве);

- в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы власти в государстве,

- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Основные формы правления

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

- Единоличным главой государства является монарх;

- Власть переходит по наследству;

- Монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия).

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции.

В свою очередь ограниченная монархия делится на:

- Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

- Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

В свою очередь конституционная монархия делится на:

­ ->Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

->Парламентская монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная — правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.

Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий (Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция).

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его (США и большинстве стран Латинской Америки).

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:

- Простая форма (унитарное государство);

- Сложная форма (федерация, конфедерация).

Функции государства

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

- Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

- Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

- Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

- Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

- Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

- Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

- Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

- Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

- Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

- Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

- Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между: деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению.

Признаки государства

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции.

Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов:

- Разделение и организация населения по территориальному принципу.

- Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти.

- Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений (в том числе армия, полиция, тюрьма)

- Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.

- Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Суверенитет

Суверенитет — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплён в Уставе ООН и других международных актах.

Читайте также: