Формирование единого русского государства конспект

Обновлено: 06.07.2024

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г. проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4-го.

В 1471 г. Иван 3-й повел войско на Новгород и в битве на р. Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3-й окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3-й во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3-й создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15-го в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван 3-й стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды — крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г. заключив союз с литовским великим князем и польским королем Казимиром 4-м, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на р. Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига. тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3-й стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15-го в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3-й отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3-го — Василий 3-й. В 1503 г. уничтожив Псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3-й взял Чернигов и Рязанское княжество.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3-го характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территории.

В 1497 г. был издан Судебник великого князя Ивана 3-го — свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3-го и Василия 3-го (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель и продолжилось укрепление российской государственности.

Материал включает в себя конспект урока по истории России на тему "Создание единого русского государства" в 6 классе, презентацию и необходимые приложения .

ВложениеРазмер
Конспект к уроку 30.33 КБ
Презентация к уроку 2.91 МБ
Приложение 2. Карточки 12.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Создание единого русского государства". 6-й класс

Цель урока : формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

  1. Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.
  2. Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.
  3. Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.
  1. Карта “Образование русского централизованного государства”.
  2. Атласы по истории России для 7-го класса.
  3. Портреты московских царей.
  4. Раздаточный материал.
  5. Схема “Создание единого русского государства”.
  6. Схема “Оси внешней политики Московского государства в конце XV века”.

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока.

  1. Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.
  2. Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.
  3. Мы должны узнать, когда завершился процесс объединения русских земель.
  4. Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км 2 , а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км 2 .

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Задание учащимся: Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить стану от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

  1. Ярославское княжество – 1463 год.
  2. Ростовское княжество – 1474 год.
  3. Новгородская земля – 1478 год.
  4. Тверское княжество – 1485 год.
  5. Псков – 1510 год.
  6. Смоленск – 1514 год.
  7. Рязань – 1521 год.

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

  1. Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.
  2. Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Комментарий учителя: Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде. В самом же Новгороде шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.

Осенью 1475 года московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, тем самым не только выступая в роли народного защитника, но и ослабляя новгородскую вольницу.

В 1477 году новгородские послы признали Ивана III “государем”. Такое обращение являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который немедленно потребовал введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход. В январе 1478 года самостоятельность Новгорода была ликвидирована.

Падение новгородской независимости во многом предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича с помощью брака на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери. В 1484 году, когда войска московского князя осадили город. Осенью 1485 года после очередного похода Ивана Ш Тверь была присоединена к Московскому государству.

Во время рассказа учителя учащиеся записывают в тетради даты основных событий:

  1. 1478 год – присоединение Новгорода к Москве.
  2. 1485 год – присоединение Твери к Москве.

Задание учащимся: Посмотрите на карту и на схему. Сделайте вывод, на каком этапе находился процесс объединения к 1485 году?

После ответа схема дополняется: вместо “?” учитель вывешивает на доску карточку с текстом “единое русское государство”. Учащиеся записывают эту схему в тетради.

Вопрос учащимся: К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения?

Вопрос учащимся: Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершались?

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никониановской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.

И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к Угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Создание единого Русского государства"

15 век был временем, когда Русь фактически превратилась в единое государство. Удельные князья уже не могли противостоять Москве, ставшей центром государства. Удельные княжества теряли свою самостоятельность и подчинялись московскому князю. Русские земли вновь становились единым целым. Именно об этих событиях пойдёт речь на сегодняшнем занятии.

Княжение Василия 2 было временем укреплением Московского княжества, возникли предпосылки для создания единого государства. Важнейшим этапом стало княжение Ивана 3 и его сына Василия.

Ивану 3 пришлось улаживать отношения в семье. По завещанию Василия 2 братья Ивана получили уделы. Любое обострение отношений грозило новой войной. Поэтому Иван 3 оставил на время за ними их уделы.

Напряжённо происходило присоединение Новгорода. Новгородские бояре во главе с Марфой Борѐцкой в 1470 году пригласили в Новгород литовского князя Михаила Олѐльковича. Весной 1471 года новгородское боярство решило заключить договор с Казимѝром 4 – Великим князем литовским и польским королём.

Иван 3, узнав о договоре, организовал поход и разбил в 1471 году на реке Шѐлони новгородское ополчение.

Битва на Шелони

По договору, заключённому в местечке Коросты̀ни, бояре обязались не переходить под власть Литвы, вновь избрали Ивана своим князем и уплатили большую сумму денег.

В 1475 году Иван 3 совершил поездку в Новгород. Там он принимал жалобы на бояр. Он осудил видных представителей новгородского боярства, связанного с ВКЛ, и отправил их в ссылку. Этим московский князь ликвидировал своих противников и приобрёл поддержку простого населения.

В 1477 году был организован новый поход на Новгород. Поводом стало убийство сторонника Ивана. Новгородское правительство было вынуждено просить о мире. Иван согласился при условии введения в Новгородской земле Московских порядков.

В 1478 году Новгород был присоединён. Все атрибуты вольности, включая вечевой колокол, были ликвидированы, вместо посадников городом теперь правили наместники князя.

Кроме того, Иван 3 постепенно выселил из новгородской земли боярство, передав его владения московским служилым людям. Вместе с Новгородом в состав единого Русского государства вошла Карелия.

В 1473 году Иван 3 прекратил уплату дани Орде. Этому способствовала международная обстановка.

После падения Константинополя Русь оставалась самым крупным православным государством в Европе. Так же Иван 3 женился на племяннице последнего византийского императора Зое Палео̀лог.

Престиж Москвы в Европе вырос. На Москву стали смотреть как на серьёзную силу в борьбе с османской опасностью. В этих условиях Иван 3 разорвал отношения с Ордой.

Орда решила наказать Русь и восстановить уплату дани.

К этому времени в Московском княжестве назрела борьба между Иваном 3 и его братьями из-за земель. Начались нападения Тевтонского ордена, русским границам угрожало ВКЛ.

Хан Ахма̀т воспользовался ситуацией и повёл на Русь стотысячное войско. Он договорился о союзных действиях с ВКЛ.

Иван 3 использовал вражду между крымским ханом Менглѝ-Гирѐем и Ахма̀том и вступил в союз с Крымом против Орды и ВКЛ. Попытки ордынцев прорваться вглубь Руси не имели успеха. На берегах Оки их встретили московские полки и отразили наступление.

Тогда Ахмат двинулся к устью Угры. Сюда же подошёл Иван 3.

Войско Казимира не пришло. Ахмат остался в одиночестве. 8 октября 1480 года ордынцы предприняли попытки форсировать Угру. Но повсюду получали отпор. Ордынское войско и отступило.

Стояние на Угре

За это время Иван 3 смог решить проблемы со своими братьями.

Стояние на Угре

Стояние на Угрѐ имело огромное значение в истории России. Русь окончательно освободилась от ордынского ига, длившегося 240 лет.

Московское великое княжество стало независимым, суверенным государством. После победы над Ордой Москва усилила влияние в Казанском ханстве. Великий князь в 80-х годах 15 века организовал несколько походов на Казань. В результате похода 1487 года был свергнут хан Али и вместо него поставлен сторонник Москвы.

Вслед за падением независимости Новгорода потеряло свою самостоятельность Тверское княжество. Бояре тверского князя стали переходить на службу к московскому князю. Тверское купечество также не поддерживало своего князя. Тверской князь Михаил Борисович, не имея в княжестве опоры для борьбы с Москвой, заключил союз с Казимиром 4.

Это послужило поводом для двух походов московских войск на Тверь (в 1483 и 1485 годах). Последний из них закончился ликвидацией самостоятельности Тверского княжества. Тверской князь бежал в ВКЛ.

Вскоре произошло присоединение к Москве Ростовского княжества. Ярославское княжество Иван 3 выкупил у ярославской княжеской семьи.

В конце 15 века к Москве по договору с Литвой отошла Вязьма. Во время Русско-литовской войны (1500 – 1503) московские войска заняли Чернигов, Брянск, Мценск, Рыльск, Гомель и другие города.

Московское княжество

Политику Ивана 3 продолжал его сын Василий 3.

ВКЛ попыталось выступить против Москвы в союзе с Тевтонским орденом и Крымским ханством, но войска Василия 3 сами перешли в наступление и в 1514 году овладели Смоленском. В 1510 году к Москве был присоединён Псков, в 1520 году – Рязанское княжество. Вся Северо-Восточная и Северо-Западная Русь оказалась под властью Москвы. Объединение русских земель завершилось, сложилась территория единого Русского государства.

Московское княжество

В 15 – 16 веках завершилось объединение Русского государства и произошло окончательное освобождение Руси от татарского ига.

Возникновение единого государства способствовало развитию экономики и процессу освоения внутренних земель, ликвидировало феодальные усобицы, обеспечило внешнюю безопасность и расширило политические, торговые связи со странами Европы и Востока, способствовало развитию культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;картографических умений и навыков работы с историческими источниками.

Урок в 6 классе по истории России

Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о завершающем этапе объединения русских земель и свержении монголо-татарского ига.

Обучающие: обеспечить осознание цели учащимися, вызвав их личностное, заинтересованное отношение к ее достижению; проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы; выяснить, как произошло свержение монголо-татарского ига.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, способности к анализу; картографические умения и навыки работы с историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Оборудование:

Карта “Образование русского централизованного государства”.

Атласы по истории России для 6-го класса.

Портреты московских царей.

Раздаточный материал (рабочие листы)

Схема “Создание единого русского государства”.

Содержание этапов урока

Приемы и методы

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

III. Изучение нового материала

IV. Закрепление новых знаний

V. Подведение итога урока

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Работа в парах, составление кластера, историческая зарядка

Проблемное задание, работа с картой и атласами, физкультминутка, составление схемы “Создание единого русского государства”, анализ документа, игра “Чистая доска”.

Задания из рабочей тетради

Игра “Закончи предложение”.

I. Организационный этап

II. Повторение и проверка знаний

Историческая зарядка

Вече- народное собрание

Республика- форма правления, при которой власть принадлежит выборным представителям

Ярлык- ханская грамота, дающая право на правление

Владычество- господство

Централизованное государство- государство с сильной властью, едиными законами, налогами, армией.

Задание учащимся: Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут учащиеся работают в парах, затем дают свой вариант ответа


Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

Предпринимались попытки свергнуть монголо- татарское иго

III. Изучение нового материала

Задание учащимся: Обратите внимание на тему урока и сформулируйте цели нашего урока. ( запись темы в тетради)

Мы должны узнать, как завершилось объединение русских земель.

Мы должны узнать, как возникло единое русское государство.

Мы должны узнать, при каком правителе завершилось объединение русских земель.

А) Задание учащимся: Для начала вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км 2 , а своему сыну – Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км 2 .

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория? в 5 раз.

Учитель. С похода Батыя Русь попала в зависимость к Золотой Орде и более 200 лет русские князья вынуждены были мириться со своим бесправным положением, платить дань, спрашивать ярлык на княжение, унижаясь и терпя насмешки. Дмитрий Донской впервые попытался вступить в открытый бой с татарами и победил в Куликовской битве. Но это не означало ликвидации монголо- татарского ига. Уже в 1382 году Тохтамыш пришёл и сжёг Москву, наказав за непокорность. Сил было ещё недостаточно.

Что надо сделать Ивану 3?

– Нужно было завершить процесс объединения и избавить страну от монголо-татарского ига.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен? В течение 2–3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

? Почему отношения с Новгородом имели важнейшее значение для Москвы?

Богатое боярство и купечество

Могли вступить в союз с Литвой против Москвы

? Что означало для Новгорода? Для Москвы?

Власть в Новгороде переходит к Московскому князю. Вече не собирается. Посадника, тысяцкого и архиепископа не выбирают.

Территория Московского княжества увеличилась почти в 2 раза. Записать в тетрадях :

Физкультминутка

Русские земли собрал он в кулак,

Новгород даже им был покорён.

Бился с врагами вот так и вот так.

Герб узаконил, где в центре орёл.

Он над татарами верх одержал,

И от Угры хан Ахмат побежал.

Теперь Иван III для нас не безликий,

Мы называть его будем… (Великий)

А что сказали его приближённые. Всмотритесь в их выражения лиц? А что ответили татарские послы?

Учитель. Какие действия предпримет Иван ІІІ?. Поверит он послам? Как поступит хан Ахмат?

Работа с учебник с.169.

Русь заключила договор с крымским ханом, врагом Ахмата.

Но и Ахмат объединил все военные силы Золотой Орды и заключил союз с Литвой, князем Казимиром 4, противником Руси.

Задание учащимся: Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему мы узнаем, проанализировав фрагмент Никониановской летописи. Во время изучения документа мы будем играть в “Чистую доску”. На доске написаны вопросы, ответы на которые вы должны найти в документе. Если на вопрос будет дан правильный ответ, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы доска оказалась чистой.

Фрагмент Никоновской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

Когда и где произошла встреча противников?

Покажите на карте это место.

Почему монголо-татары отступили?

Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

Вывод. Закончилась зависимость Руси от Золотой Орды

В) Опасность с востока была ликвидирована. Какую задачу мог теперь решить Иван ІІІ ? Объединить оставшиеся русские земли.

Каждый ученик работает с рабочим листом .С помощью атласов и текста учебника учащиеся находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Эти учащиеся показывают на карте присоединенные территории.

Ярославское княжество – 1463 год.

Ростовское княжество – 1474 год.

Новгородская земля – 1478 год.

Тверское княжество – 1485 год.

Псков – 1510 год.

Смоленск – 1514 год.

Рязань – 1521 год.

Фрагмент интерактивного урока со с. ЦОР

Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Новгорода, потому что это был старейший центр Русского государства, известный своей самостоятельностью и независимостью.

Твери, т.к. она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.

Ивана 3 называют Великим . Почему?

Иван ІІІ Великий

Присоединена :Новгородская земля, Тверское княжество, Ярославское, Ростовское, Вятские земли, Верхнеокские земли, Северские земли

Ликвидировал м-т иго

Удачный брак с Софьей Палеолог

Задания в рабочем листе.1,2

V. Подведение итога урока

Задание учащимся: Закончите предложение.

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Фрагмент Никоновской летописи (раздается каждому учащемуся):

“В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь…похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить… Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою… и повелел там идти сыну своему князю Ивану Ивановичу и брату своему князю Андрею Васильевичу меньшему к Калуге к Угре на берег.
И придя заняли они броды и перевозы… царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле… пришел к угре и стал на другом берегу противу великого князя… И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей…Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдает им Русь и хочет с ними биться.”

Вопросы на доске:

Когда и где произошла встреча противников?

Покажите на карте это место.

Почему монголо-татары отступили?

Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?

Какое значение имело для русских земель стояние на реке Угре?

После анализа документа учащиеся записывают в тетради:

1480 год – свержение монголо-татарского ига.

В 1478 году Иван III окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству. В ознаменование ликвидации новгородской вольницы Вечевой колокол был снят с колокольни и вывезен в Москву. По свидетельству Н. М. Карамзина, "5 марта, вслед за возвращением Ивана III, привезли в Москву славный Вечевой колокол и повесили его на колокольне Успенского собора, на площади". Речь идет о колокольне Иван Великий, где и обрел свое пристанище Вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода. Существует предположение, что в 1673 году он был перелит в московский "Набатный" или "Всполошный" и помещен в полубашенке возле Спасских ворот, в которой издавна вывешивались "всполошные" колокола, предупреждавшие горожан о пожарах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


7 легендарных колоколов

Валдайские колокольчики

Существует много легенд, рассказывающих о валдайском колокольчике.

Вот самая распространенная из них.

В 1478 году по приказу царя Ивана III вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, напуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Бесчисленные осколки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету.

В отличие от легенды, летописи говорят, что колокол благополучно добрался до Москвы, где его повесили на городской "колокольнице" в Кремле. На фотографии - вывоз новгородского вечевого колокола в Москву. Миниатюра летописного свода XVI в. (Москва: Иллюстрированная история. Т.1. С древнейших времен до 17 г. Мысль, 1985.)

Читайте также: