Фонетика 10 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

- воспитывать бережное отношение к слову, любви к русскому языку.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты, орфографические словари

2. Постановка цели урока.

(Возможные предложения учеников)

- Повторить основные орфоэпические нормы русского языка;

- Закрепить умения находить основные звуковые процессы в словах;

- Совершенствовать навыки фонетического разбора.

3. Актуализация знаний.

Что изучает фонетика? (Раздел языкознания, изучающий звуки речи)

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (графика)

Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук слышим и произносим)

Какую роль в языке выполняют звуки? (Смыслоразличительную)

В чем различие между произношением гласных и согласных звуков? (При произношении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, а при произношении согласных - воздух встречает на пути различные преграды)

Как классифицируются согласные звуки? Приведите примеры.(Звонкие и глухие, сонорные, твердые и мягкие)

Какие звуки не образуют пар по звонкости- глухости? (9 сонорных -[й'], [л],[л'],[м],[м'],[н],[н],[р],[р] и 5 глухих согласных - [х],[х'],[ц],[ч'],[щ'])

Какие звуки не образуют пар по твердости-мягкости? ( 3 твердых согласных- [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных [ч'], [щ'], [й'])

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? (Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласной)

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в словах? (Озвончение (замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким) и оглушение (замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным), упрощение групп непроизносимых согласных, ассимиляция (уподобление звуков) и диссимиляция (расподобление звуков)

4. Закрепление и систематизация знаний учащихся по теме урока

- Молодцы! Вспомнили основные понятия по теме. А теперь закрепим свои знания на практике.

Работа по карточкам (взаимопроверка).

1. Выпишите в два столбика слова, в которых происходит оглушение и озвончение согласных звуков:

Просьба, мороз, молодежь, погрузка, сгибать, сторожка, зуд, вокзал, сказка, заготовка, отбежать, косьба, кружка, коробка.

2. Поставьте ударение в словах.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(ПремировАть, каталОг, красИвее, закУпорить, срЕдствами, добЫча, баловАть, киломЕтр, копИровать, звонЯт, некролОг, фОрзац, бАнты, столЯр, тОрты, ходАтайство, чЕрпать, щавЕль, экспЕрт).

Урок рассчитан на 2 часа, содержит много разнообразных заданий для повторения и обобщения изученного по данной теме, поможет подготовить учащихся к ЕГЭ.

ВложениеРазмер
urok_10-11kl.docx 39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Фонетика. Орфоэпия.(2 часа)

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике,

графике и орфоэпии;

закрепить умение находить основные звуковые процессы

в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка;

совершенствовать навыки фонетического разбора.

Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора, используя типичные задания ЕГЭ.

Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

Что изучает фонетика?

Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками?

Чем различаются буква и звук?

(Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры. ( Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Лимон - лиман, доска - тоска.)

В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных ?

( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.

([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)

Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости ?

( 9 непарных звонких (сонорных) согласных: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] и 5 глухих согласных: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)

Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.

Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?

(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)

Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.

(Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)

Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.

( С помощью ь (мельче), букв е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг) и т.п. )

Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове? Приведите примеры.

( Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Что изучает орфоэпия?

( Правила произношения звуков и ударения в словах.)

2.Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими?

( Гол, док, бока, дом, злой – кол, ток, пока, том, слой.)

3.В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

Считать, жирный, щиколотка, панцирь, защита, широкий .

( Жирный, панцирь, широкий.)

4.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?

( Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют. В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

5.Выпишите слова, в которых:

а) количество букв совпадает с количеством звуков;

б) букв больше, чем звуков;

в) звуков больше, чем букв.

Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

(а) сошью, домовой, подъём, музейный, бульон, вьётся;

б) модель, вестник, мель, гость, местный;

6.Назовите слова, в которых происходит:

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б) озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

7.Вставьте пропущенные буквы и определите, как передаётся на письме звук [ш‘].

Изво_ик, пере_итать, до_атый, разно_ик, весну_атый, му_ина. ( Изво зч ик, пере сч итать, до щ атый, разно сч ик, весну шч атый, му жч ина.)

8. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова с ударением на втором слоге.

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, километр, копировать, звонят, некролог, форзац, банты, столяр, торты, ходатайство, черпать, щавель, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г , краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, киломе́тр, копи́ровать, звоня́т, некроло́г, фо́рзац, ба́нты, столя́р , то́рты, хода́тайство , че́рпать, щаве́ль , экспе́рт.)

9. Образуйте формы кратких причастий женского, мужского, среднего рода и множественного числа. Поставьте ударение в словах.

Изменённый, нанесённый, начатый, приведённый, принятый.

(Изменённый – изменена́, изменён, изменено́, изменены́. Нанесённый - нанесена́, нанесён, нанесено́, нанесены́. Начатый - начата́, на́чат, на́чато, на́чаты. Приведённый - приведена́, приведён, приведено́, приведены́. Принятый – принята́, при́нят, при́нято, при́няты.)

10.Прочитайте вслух слова. В каких случаях чн произносится как [чн], [шн], возможно двоякое произношение?

Скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, точечный, подсвечник, двоечник, неудачный, булочная, беспорядочный, точно, девичник, горчичник, горничная, тренировочный, копеечный.

( Произносится как [чн]: точечный, неудачный, точно, тренировочный.

Произносится как [шн]: скучный, конечно, Кузьминична, прачечная, скворечник, двоечник, девичник, горчичник.

Возможно двоякое произношение: подсвечник, булочная, беспорядочный, горничная, копеечный.)

11 . Прочитайте вслух иностранные слова с гласной е и определите произношение предшествующего согласного.

Ка ф е, му з ей, т езис, па т ент, каш н е, де з инфекция, пас т еризация, кор т еж, про ф ессор, э сс е, р емарка, па т етика, д ебют, пре т ензия, д еп р ессия, сви т ер, неологизм, прин т ер, компе т ентность, э н ергия.

( Произносится твёрдый согласный: кафе, тезис, кашне, пастеризация, кортеж, эссе, патетика, претензия, свитер, принтер, энергия.

Произносится мягкий согласный: музей, патент, дезинфекция, профессор, ремарка, дебют, депрессия, неологизм, компетентность.)

12.Обозначьте ударение. Укажите лексические значения слов.

Языковая система – языковая колбаса, характерная черта – характерная женщина, броня на квартиру – броня на танке, развитая промышленность – развитая коса, меткая острота – острота перца.

(Языкова́я система – принадлежащая языку как системе звуковых, словарных и грамматических средств; языко́вая колбаса – изготовленная с языком животного. Характе́рная черта – свойственная кому-чему-нибудь, специфическая; хара́ктерная женщина – с упрямым, тяжёлым, своенравным характером. Бро́ня на квартиру – закрепление кого-чего-нибудь за кем-чем-нибудь и документ; броня́ на танке – прочная защитная облицовка из специальных плит на военных судах, танках, машинах. Развита́я промышленность – достигшая высокой степени развития; разви́тая коса – ставшая прямой. Меткая остро́та - шутка, отличающаяся остроумием; острота́ перца – сильное воздействие на вкус или обоняние.)

13.Составьте словосочетания или предложения с парами слов, обращая внимание на ударение.

Истекший – истёкший, сложенный – сложённый, совершенный - совершённый, призывной – призывный, подвижной – подвижный, переносной – переносный.

(Истекший период, срок – истёкший кровью, водой; сложенный груз – хорошо сложённый человек, совершенный вид – совершённый поступок, призывной возраст – призывный взгляд, подвижной состав– подвижный ребёнок, переносной телевизор– переносный смысл слова.)

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ?

1) А и Г 2) Б и Г 3) Б и В 4) В и Г

2. В каком слове при произношении происходит ОГЛУШЕНИЕ согласного звука?

1) сватовство 2) успешно 3) разместиться 4) приятный

В каком слове произносится МЯГКИЙ ГЛУХОЙ ШИПЯЩИЙ СОГЛАСНЫЙ?

щука 2) жалость 3) шарик 4) жила

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

бледнЫ 2) нАчаты 3) дОговор 4) зАвидно

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

звонИт 2) цемЕнт 3) Августовский 4) Эксперт

1. В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

1) честный 2) ёлка 3) праздник 4) подъём

2. Укажите согласный звук, не имеющий парного звонкого.

1) [ш] 2) [к] 3) [ч’] 4) [ф]

3. Определите ряд, в котором перечислены только твёрдые согласные звуки.

1) [ч], [ш], [ж] 2) [ж], [ч], [ц] 3) [ж], [ш], [ц] 4) [ц], [й], [ш]

5. В каком слове нет звука [с]?

1) тесто 2) чист 3) готовиться 4) солнце

6. В каком слове все согласные мягкие?

1) взвесь 2) цыгане 3) конец 4) песни

7. В каком слове произносится звук [т]?

1) подкормлю 2) стяг 3) бросить 4) тесть

8. В каком слове нет звука [ы]?

1) цифра 2) в итоге 3) безыскусный 4) числа

9. В каком слове 4 звука?

1) пьёшь 2) лёд 3) боец 4) ялик

10. В каком слове есть согласный шипящий твёрдый звук?

1) чело 2) щавель 3) жизнь 4) чудеса

11. В каком слове есть согласный шипящий мягкий звук?

1) жестяной 2) шерсть 3) считать 4) жидкий

12. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) прелестный 2) сгибать 3) чеснок 4) поём

13. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) ёмкость 2) известный 3) пришёл 4) ядро

14. В каком слове все согласные звуки звонкие?

1) влез 2) дождь 3) взморье 4) синий

15. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного?

1) паровоз 2) дорожка 3) город 4) молотьба

16. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного?

1) косьба 2) сберечь 3) варежка 4) сбивать

1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4; 9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4; 13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) нАчат 2) нАчато 3) нАчата 4) нАчаты

2. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) водопрОвод 2) газопрОвод 3) путепровОд 4) электропровОд

3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК?

1) созвонИмся 2) пломбИровать 3) отключИт 4) чЕрпать

4. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) Кузьминична [ч’н] 2) нарочно [ч’н] 3) скучно [шн] 4) девичник [ч’н]

5. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) тезис [т’] 2) тема [т] 3) свитер [т’] 4) принтер [т]

6. Выберите правильный вариант произношения слова:

1) кофе [фэ] 2) партер [т’] 3) опека [п’о] 4) фонетика [нэ]

7. Подберите существительное к прилагательному рАзвитые:

1) игры 2) кудри 3) государства 4) дети

8. Какое существительное не сочетается с прилагательным истЕкший:

1)срок 2) период 3) кровью

Ключ . 1)3; 2)3; 3) 2; 4)3; 5)4; 6)4; 7)4; 8)3.

6.Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс

Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс.


Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфоэпия"

Материал урока даёт возможность научить детей правильно ставить ударения и соблюдать орфоэпические нормы в устной речи.


Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия"

Данный урок проводится по программе Ладыженской в 5 классе. Это рядовой урок, которые позволяет легко понять объясняемый материал, так как здесь используются различные формы работы.


Разработка урока и презентация по теме "Орфоэпия".


Разработка урока и презентация по теме "Орфоэпия".

Предназначена для подготовки учащихся к контрольному диктанту.


Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Орфоэпия".

Конспект урока даст возможность учителю учесть варианты развития каждого этапа урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 10 классе

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Фонетический разбор.

учитель русского языка и

литературы А.С. Тугульбаева

Учебный предмет- русский язык, 10 класс

Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор

Тип урока- Повторительно-обобщающий

Вид урока- стандартный.

Задачи урока:

1) образовательные- проверить и оценить знания учащихся по фонетике, графике, орфоэпии, акцентологические навыки и умения выполнять фонетический разбор и транскрипцию;

2) развивающие- способствовать развитию логического мышления ( умению

сравнивать и анализировать фонетические единицы и явления, выделять главное);

3) воспитательные- воспитывать интерес к изучению русского языка и самостоятельную активность учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

1.Организационная часть. (Слайд 1)

Как вы уже знаете, что тест ЕГЭ состоит из заданий по всем разделам курса русского языка, в том числе фонетике и орфоэпии.

II . Словарная работа.(Слайд 2)

Толерантность - терпение к чужому мнению, культуре, религии; снисхождение.

Подберите синонимы: терпение, снисхождение, терпимость.

Комплимент (франц.) -1.лестное замечание в адрес кого-либо, похвала;2.традиционный поклон артиста в ответ на вызов зрителей.

Приведи пример. Давайте говорить друг другу комплименты.

- Затранскрибируйте эти слова? ( [ тал 'ирантаст' ] [к'ампл'им'энт ]

3.Актуализация знаний о фонетике, графике, орфоэпии.

- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)

- Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? (Графика.)

- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)

- На какие две большие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)

- В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками ( При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)

- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)

Проверим свои знания на примерах

1.. Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге.(Слайд 3)

Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

(Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.) (Слайд 4)

- Докажите на примерах, что ударение бывает разноместным? (тОрты, звонИт, баловАть)

2.По какому признаку данные слова можно разделить на две группы?(Слайд 5)

Выпишите в два столбика, объясните.

(Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют.)

В словах льёт, поем, июнь, яркий, шьют буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, в словах ветер, мера, вяжет, песня, люди - гласный звук и мягкость предшествующего согласного.)

- Какие фонетические процессы вам известны? (оглушение, озвончение)

Эти процессы влияют на русскую орфографию.

3.Назовите слова, в которых происходит:(слайд 6)

а) оглушение согласных звуков;

б) озвончение согласных звуков.

Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба.

( а) оглушение согласных звуков: погрузка, сторожка, зуд, заготовка, сказка;

б)озвончение согласных звуков: сгибать, сделать, отбежать, косьба.)

Также, вам знакомы такие фонетические процессы как ослабление произношения гласного звука в безударном положении, этот процесс называется - редукцией, запишите.

- Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах:(Слайд 7)

сожалеть, укоризна (редукция- ослабление произношения гласных звуков),

сочувствовать, предерзостный (выпадение--процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, вст, дц, лнц и других происходит выпадение звука),

робкий, небоскрёб (оглушение-процесс, при котором звонкие согласные перед глухими и в конце слова произносятся как глухие звуки),

косьба, айсберг (озвончение - глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие).

Вспомним фонетический разбор слова (слайд 8)

4. Фонетический разбор слова

Всеросси́йская, все-рос-сий-ска-я (5 слогов).

в [ф] – согласный, твердый, глухой.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

е [и] – гласный, безударный.

р [р] – согласный, твердый, звонкий.

о [а] – гласный, безударный.

с [с’] – согласный, мягкий, глухой.

и [и́] – гласный, ударный.

й [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

с [с] – согласный, твердый, глухой.

к [к] – согласный, твердый, глухой.

а [а] – гласный, безударный.

я [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

[а] – гласный, безударный.

13 букв, 13 звуков

- Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.

Скамья - [ c кам’й’а] -2 слога

с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;

к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;

м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;

я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;

6 букв, 6 звуков.

Съезд - [ c й’эст] – 1 слог

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;

с-[с]-согласный, глухой, твердый;

т-[т]- согласный, глухой, твердый;

5 букв, 5 звуков.

– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.

В сильной позиции съезды (для проверки написания)

5. -Прочитайте транскрипцию и запишите предложение

[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у

то св’этлуй’у то груснуй’у]

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную

- Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Звук[У]

Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса. Запишите. (Слайд 10)

Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

- Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? Шипящие: [ч ], [ш ] (Слайд 11)

«Полночной порою в болотной глуши

- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных? -Слышится шуршание камышей. Запишите (Слайд 12)

Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.

Также прослушайте отрывок и скажите какой приём использует А.С. Пушкин

Шипенье пенистых бокалов и

пунша пламень голубой.

- А теперь свои знания по разделам фонетика и орфоэпия примените на заданиях ЕГЭ.

Задания из ЕГЭ 2013. А14.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Абс.лютный, ост.лбенеть, зан.маться

Авиак.мпания, ск.пившийся, пл.вец

Авт.матизировать, обн.вляясь, стр.жайший

Б.лагурить, прииск.кать, сл.жившийся

Соб.рутся, заг.релый, комм.рсант

Коп.шится, предв.рительный, скл.ниться

С.туация, ср.жаться, б.седующий

См.гчение, увл.кательный, упр.стить

Задания из ЕГЭ 2013.: А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)навЕрх 2) баловАть 3) красИвее 4) тортЫ.

Ответы:А14-3; 4. А1- 2; 4.

Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации

[быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //]

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности; никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела.

Выставление оценок.

Рефлексия. Итоги урока.

Д\з: Написать сочинение- рассуждение «Что такое толерантность?"

Задания из ЕГЭ А14.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться
2)авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

3)автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший
4)б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

1)соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант
2)к…пошится, предв…рительный, скл…ниться
3)с…туация, ср…жаться, б…седующий
4)см…гчение, увл…кательный, упр…стить

Задания из ЕГЭ А1

1.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1)включИт 2) квАртал 3) дОнизу 4) послАла

2.В каком слове допущена ошибка: неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была составлена для проведения урока русского языка в 10 классе по теме "Повторение. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография". Содержит практические задания и тренинг по орфографии и пунктуации.

Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бодрова Т.В.

Задачи урока:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Форма урока: урок-практикум.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебная презентация

I. Подготовительный этап.

- Проверка домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа с транскрипцией слова

Транскрипция - совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.

Задание № 1: запишите высказывание

[Б’ир’иг’`ит’э н`аш й’из`ык/ н`аш пр’икр`асный’ р`уск’ий’ й’из`ык / - `эта кл`ат / `эта​ дастай’ан’ий’э / п’`эр’иданай’э н`ам н`ашым’и пр’итш`эств’ин’икам’и! Абращ’`ай’т’ис’ пач’т’`ит’ил’на с `эт’им маг`ущ’иств’иным ар`уд’ий’им.]​

Слайд 4 Проверь себя

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. ​

III. Формирование мотивации.

Слово учителя. Мы поработали с несколькими слайдами, по которым можем сформулировать тему урока, его цели и задачи.

- Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради.

- Используем какие знаки?

-Буквы (Графика). Выделены гласные ударные.

- Произносятся согласно ударению?

- Самый первый слайд - с ошибками – (Орфография)

- Всё это мы изучили?

- Что будем повторять?

(Обучающиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока)

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами).

Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.

Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.

IV. Работа над темой урока.

Задание №2: Задание по орфоэпии

Поставить ударение

Давнишний, закупорив, засветло, верба, дозвонятся, досуг, избалованный, иксы, каталог, кремень, кровоточащий, ободришься, осведомиться, отрочество, некролог, ногтя, подняв, озлобить, намерение, километр.

Проверь себя

ДавнИшний, закУпорив, зАсветло, вЕрба, дозвонЯтся, досУг, избалОванный, Иксы, каталОг, кремЕнь, кровоточАщий, ободрИшься, освЕдомиться, Отрочество, некролОг, нОгтя, поднЯв, озлОбить, намЕрение, киломЕтр.

Задание № 3: Задание по фонетике

Записать слова в фонетической транскрипции

Занятый, местностей, обострённый, щёлкать

Проверь себя

[зан’итый’], [м’эснаст’ий’],[абастр’он:ый’], [щ'олкат']

Задание №4: Задание по фонетике

Выполнить фонетический разбор слова

Проверь себя

Че́рпать, [ч'эрпат'] — слово из 2 слогов: че-рпать. Ударение падает на 1-й слог.

ч → [ч']: согласный, непарный глухой, непарный мягкий;

е → [э]: гласный, ударный;

р → [р]: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый;

п → [п]: согласный, парный глухой, парный твёрдый;

а → [а]: гласный, безударный;

т → [т']: согласный, парный глухой, парный мягкий.

В слове 7 букв и 6 звуков.

V. Динамическая пауза

VI. Практическая работа

Тренажёр по орфографии и пунктуации

Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Хотя для настоящего охотника дикая утка (не)представляет (н. )чего особе. ого но за (не)имением другой дичи дело было в начале сентября мы отправились в Льгов. Льгов большое степное село расположе. ое на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за пять от Льгова преращается в широкий пруд заросший густым трос. ником. Здесь водилось бе. числе. ое множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда но (во)первых у самого берега утка (не)держится (во)вторых наши собаки не были в состояни. достать убитую птицу из сплошного к. мыша. Надо достать лодку пойдёмте назад в Льгов промолвил (на)конец Ермолай. Через четверть часа мы сев в лодку Сучка когда(то) господского рыболова плыли по пруду. К счастью погода была тихая и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до

трос. ников и пошла потеха.

Проверь себя

Тренажёр по орфографии и пунктуации

Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Впечатления связа. ые с весе. ей охотой на глухарей (не)изгладимы в моей памяти. Ещё совсем (не)ра. вело и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина в которой ясно слышится каждый ш. рох и ш. пот. Хрус. нет под ногой ветка треснет лед. ная корка затянувшая (не)глубокое но широкое болотце и снова тиш. . Когда идёш. по лесу то время(от)времени останавливаеш. ся и прислушиваеш. ся. Хочет. ся (в)срок добрат. ся до места тока когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаеш. и вдруг неожида. о раздаётся в воздухе резкий отрывистый крик. Ему отвечает другой и на болоте начинает. ся звонкая перекличка. Напряжё. о вслушиваеш. ся в лесную мглу поминутно взглядывая на стрелки часов.

Проверь себя

Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь. Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздаётся в воздухе резкий, отрывистый крик. Ему отвечает другой - и на болоте начинается звонкая перекличка. Напряжённо вслушиваешься в лесную мглу, поминутно взглядывая на стрелки часов.


На этом уроке мы повторим основные понятия фонетики и графики. Мы поговорим о слабых и сильных позициях звуков и вспомним основные признаки гласных и согласных звуков.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повторение фонетики и графики"

· повторим всё, что мы знаем о звуках речи

· обновим в памяти классификацию гласных и согласных звуков

· вспомним всё, что нам нужно знать об алфавите.

Из чего состоит наша речь? Мы общаемся при помощи предложений. А называем предметы мы при помощи слов. Но если присмотреться, то окажется, что наша речь состоит из более мелких элементов.

Например, наш страх мы можем выразить при помощи одного-единственного звука.

И именно звук – это наименьшая единица речи.

У звуков нет лексического или грамматического значения. Но при помощи звуков мы различаем слова.

Например: дом – дым. Эти слова отличаются только гласными звуками.

Звуки позволяют различить и формы слова.

Вся разница между единственным числом и множественным – в одном звуке.

Фонетика имеет дело с такими понятиями, как звуки, слоги, ударение.

Но какими же бывают звуки?

Они создаются при помощи голоса или шума. Поэтому звуки разделяются на гласные и согласные.


Гласных звуков шесть – а, о, э, ы, у, и. Они могут быть ударными – в этом случае они произносятся чётко и полно. Или безударными. Безударные звуки произносятся нечетко, их даже можно спутать с другими звуками.

А вот согласные звуки разделяются в зависимости от того, насколько в них много голоса и шума. Так, они бывают сонорными. В сонорных звуках больше голоса, чем шума. Согласные бывают звонкими. В них есть голос и шум. А глухие согласные образованы только при помощи шума.

Рассмотрим эту классификацию поподробнее.

Сонорные звуки – это [м], [н], [л], [р] и [й].

К звонким мы отнесём звуки [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. А к глухим – [п], [ф], [к], [т]

[ш], [с]. Эти глухие звуки составляют пары со звонкими. Но есть и непарные глухие звуки – [х], [ц], [ч], [щ]. У них нет звонкой пары.

Непарными являются и сонорные звуки.

Однако согласные звуки разделяются еще и по наличию/отсутствию мягкости. Они могут быть твёрдыми и мягкими.

Признаком мягкости на письме бывают мягкий знак или буквы е, ё, и, ю, я.

Дополним нашу классификацию. Добавим в нее мягкие сонорные звуки. Теперь звонкие мягкие звуки. Наконец, глухие мягкие звуки.

И вот так выглядят все согласные звуки русского языка.


Нужно кое на что обратить внимание. Звуки [ж], [ш] и [ц] – всегда твёрдые. Пар по мягкости у них не будет.

А звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. У них нет пар по твёрдости.

Что же мы можем запомнить о звуках?

Нужно помнить, что сонорные звуки – это не звонкие. У них разные характеристики.

В русском языке нет непарных звонких звуков. Если звук непарный по глухости/звонкости – он или глухой, или сонорный.

Звук [й] – сонорный. С ним иногда возникают проблемы.

Нельзя также забывать, что есть непарные мягкие и непарные твёрдые звуки.

Поэтому слова обычно состоят из нескольких звуков.

Составим из звуков слово вокзал.

Почему мы произнесли некоторые звуки иначе? Звук [о] мы произносим как [а], [к] – как [г]… Всему виной слово.

Звуки, которые стоят рядом, влияют друг на друга.

Положение звука в слове влияет на то, как он произносится. В зависимости от своего положения, звуки в словах могут произноситься более ясно или менее ясно.

Поэтому выделяются так называемые позиции звуков. Их две – сильная и слабая. В сильной позиции звук произносится ясно и полно, его ни нельзя спутать с другими звуками. В слабой позиции звуки произносятся слабо и неясно. Их легко спутать с другими звуками.

Причем, сильная и слабая позиции бывают как у гласных, так и у согласных звуков.

Посмотрим на то, какими бывают позиции гласных звуков.

Сильной позицией для них будет, конечно, позиция под ударением.

А слабой – позиция без ударения.

Странно, не правда ли. Эти позиции как-то уж очень похожи на классификацию гласных!

На самом деле это нормально. Потому что именно от признаков звуков и зависят их сильная и слабая позиции.

Итак, в слове жажда мы четко слышим [а] под ударением.

А вот слово жакет.

Что за гласный без ударения? [э]? Или [и]? Или даже [ы]?

Некоторые гласные не изменяют свое качество так сильно. Посмотрим на слово труд. А теперь на слово труды. Без ударения мы все равно слышим звук [у], но произносится он слабее.

В слабой позиции все гласные звучат менее ясно.

Из-за слабых и сильных позиций гласных у нас могут возникнуть проблемы с правописанием – ведь в слабой позиции мы не слышим, какую гласную следует писать.

Из-за этого могут даже возникать курьёзы.


Мы должны быть внимательнее с фонетикой, потому что истоки таких ошибок – именно в ней.

Что же мы можем сказать о позициях согласных звуков?

Есть позиции согласных звуков по звонкости/глухости.

Сильной она будет перед гласными и перед сонорными звуками.

Например, в слове грибы мы четко слышим [б] перед гласной. А в слове грибной мы слышим [б] перед сонорным звуком.

Слабыми по звонкости/глухости будут позиции на конце слова, перед глухими согласными – для звонких, и наоборот – перед звонкими согласными для глухих.

В слове гриб мы слышим [п], потому что звук находится на конце слова.

В слове грибковый – тоже звук, похожий на [п], ведь после звонкого звука стоит глухой, и они уподобляются.

А в слове сдал для нас звучит [з], потому что после глухого звука стоит звонкий.

Но у согласных бывают сильная и слабая позиции и по твёрдости/мягкости!


Сильные и слабые позиции согласных тоже могут нам доставить проблемы с правописанием.


Нам действительно необходима фонетика, чтобы не ошибаться.

Многие правила орфографии тесно связаны с фонетикой.

Это, например, такие орфограммы, как правописание безударных гласных. Правописание глухих и звонких согласных в середине и на конце слова. Правописание непроизносимых согласных и так далее. И все эти правила сводятся, в сущности, к одному: нужно поставить звук из слабой позиции в сильную.

Итак, что нам нужно запомнить?


Однако мы общаемся не только устно.

Буквы изучает графика – наука, которая имеет дело со средствами передачи речи на письме.

Одним из центральных понятий графики является алфавит. В алфавите буквы расположены в определенном порядке.

Припомним русский алфавит. Вот он. Для каждой буквы здесь есть два начертания: заглавная или прописная. И строчная (или маленькая).


Десять букв обозначают гласные звуки. Двадцать одна буква предназначена для обозначения согласных звуков. Две буквы вообще не обозначают звуков – мягкий и твёрдый знаки. Наконец, некоторые буквы могут обозначать два звука.

Кроме всего прочего, у букв есть свои названия. Вот такие. Поэтому ни в коем случае нельзя путать названия букв и звуки.


С графикой связаны правила о написании заглавных и строчных букв.

Это и правила написания имен, и правила написания всевозможных важных дат…

Читайте также: