Фольклорные начала в песне про купца калашникова образ гусляров и автора конспект урока 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

развивать умение давать характеристики героям, решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текст.

3.Воспитывать нравственные чувства, интерес к историческому прошлому, активизировать познавательный интерес, прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: презентация, видео - фильм, план характеристики героя, иллюстрации к поэме

Тип урока : комбинированный

І. Организационный момент.

Объявление темы урока, постановка целей

ІІ. Проверка домашнего задания

В каком русском городе родился Лермонтов?

А) в Москве Б) в Санкт-Петербурге В) в Пензе Г) в Туле
2) Где прошло детство М.Ю. Лермонтова?

А) в Абрамцево Б) в Тарханах В) в Ясной Поляне

3) Кто занимался воспитанием Михаила Юрьевича?

А) бабушка Б) отец В) мама Г) родители

4) Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым?

А) Смерть поэта Б) Герой нашего времени В) Парус Г) Маскарад

А) кленовый Б) берёзовый В) осиновый Г) дубовый

6) Сколько раз Лермонтов ссылался на Кавказ?

А) один Б) два В) три Г) пять

7) За что Лермонтов был сослан на Кавказ в первый раз?

А) за стихотворение Б) за картину В) за дуэль Г) за участие в студенческих кружках

8) Где и как погиб Лермонтов?

А) в Тарханах от болезни Б) в бою при Валерике В) в Пятигорске на дуэли Г) в горах под завалом

9) Какое (какие) стихотворения принадлежат М.Ю. Лермонтову?

ІІІ Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы свами познакомимся с произведением Лермонтова, в котором он воссоздает историческое прошлое эпохи Ивана Грозного.

Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в историческое прошедшее (В.Г. Белинский)

Цель нашего урока – познакомившись с содержанием текста, определить, кто же является настоящим героем, авторским идеалом, какими чертами характера обладает этот герой.

Царь Иван Васильевич Грозный стал на престол в 1533 г. В 1547 г., принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири. Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“ Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола. Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия. С этого времени вся Русь разделилась на две части: “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы. Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. (При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).”

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

3. Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Опричник – служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV.

Опричнина – часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством.

4. Еще одной приметой исторического прошлого были кулачные бои (Выступление уч - ся.)

Кулачный бой — потеха, представляющая собой бой кулаками . Существовала в России с глубокой древности до начала XX века. Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы . Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, бить по виску, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Кулачный бой мог быть превращен в судный поединок.

Жанр произведения – историческая поэма.

Исторической поэма является потому, что рассказывает об определённой исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица, показаны реалии жизни того загадочного времени и быта. Например: Иван Грозный, опричник, показано купечество, семейная жизнь Степана Калашникова…

- Как автор сам определяет форму своего произведения? (Песня)

- Какие песни вы знаете? (лирические , обрядовые)

- А это какая песня? (Лермонтов придал своему произведению форму народной песни.)

-Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа.).

Еще в 1830 году юный Лермонтов написал:

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нет имени - безродность

Удаль, мужество, сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

- Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

- Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

(Степан представлен нам русским богатырём, честным, отважным, сильным духом).

(отстаивает вековые традиции рода, семьи и чести простого человека).

Калашников живет по закону христианскому. Он не признает царского суда в делах совести.

— Какова главная проблема поэмы? Зачем поэт обращается к ней? Почему при ее решении поэт обратился к истории?

Окончательная и верная оценка разыгравшейся трагедии принадлежит народу, в памяти которого живет героический поступок Калашникова, вставшего на защиту человеческого достоинства .

Давайте ответим на вопрос. Как проявляется любовь к Алене у Кирибеевича и Калашникова, к каким поступкам побуждает их? Сравните отношение героев к Алене Дмитриевне. (ответы учащихся)

Степан Парамонович Калашников

Глава семьи, несет ответственность за жену

Защищает свою любовь, семью, честь жены

Нарушает христианские заповеди (преследует замужнюю женщину)

Эгоист в любви (думает только о себе)

Крадет семейное счастье купца

9. - Что собирается отстаивать купец Калашников в кулачном бою?

- Что такое честь?

Честь – внутреннее уважение человека, основанное на чувстве гордости и следовании принципам; хорошая, незапятнанная репутация.

- Подберите синонимы к слову честь (достоинство, уважение).

- Подберите антонимы (Бесчестие, позор).

10. Удалось ли купцу Калашникову защитить честь своей жены, семьи?

Давайте обратимся к тексту.

- Какая главная проблема поэмы?

Теперь нам необходимо собрать всю полученную информацию воедино, и сказать, почему же возник конфликт в поэме?

12. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему поэт обратился к истории?

В свое жестокое время М. Лермонтов искал исторический аналог и нашел его в лице эпохи Ивана Грозного.

Казнили Степана Калашникова смертью позорной. Похоронили его за Москвой – рекой, как разбойника, не на кладбище. Но народ не забыл его могилу, помнит его подвиг.

Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем, становится народным героем и все симпатии Лермонтова на стороне удалого купца Калашникова, который защищает честь своей семьи, народную правду, погибает героически.

13. Составить синквейн по вариантам. Давайте вспомним, как над ним работать

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

защищает, борется, противостоит

Отстаивает честь семьи

преследует, оскорбляет, не заботится

Несет позор и горе людям

Итоги урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы учебником, иллюстрациями, терминами;

формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления смысла поединка Калашникова с Кирибеевичем.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

2.Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

- Каким изображен Кирибеевич в 1 главе поэмы?

- Найдите в тексте 1 главы поэмы слова и словосочетания, воссоздающие портрет героя. Составьте устный рассказ о герое.

Герой храбр и отважен: он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову.

- Почему Кирибеевич выбрал Алену Дмитриевну?

- Кикой изображена Алена Дмитриевна?

Алёнa Дмитриевна похожа на героинь русских сказок.

- Почему Кирибеевич обманул царя, не рассказал ему о том, что его возлюбленная — жена Калашникова?

Опричник боялся осуждения царя — защитника христианских законов. Против семейных устоев, против норм народной жизни бессилен самый грозный монарх.

Кирибеевич также обязан следить по долгу службы за исполнением законов, хранимых народом. Любовь к Алене Дмитриевне — нарушение христианских заповедей.

- Каково чувство Кирибеевича?

Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Ослепленный страстью, он не заботится о чести любимой.

2.5. Слово учителя.

Христианский закон — основа народной морали, его никто не может безнаказанно нарушить. Сила царя и его могущество — не в насилии над народом, а и согласии с ним.

Лермонтов не ставил перед собой задачи создать реальный облик Ивана Грозного. Его интересовал один аспект проблемы — царь и народный обычай, царь и христианский закон. Жестокая эпоха Грозного предстала в частном быте, в семейных отношениях.

- Каким изображен Калашников?

Белый цвет — цвет смерти. В поэме появляется мотив смерти.

Образ вечерней метели, разыгравшейся в момент встречи Кирибеевича с Аленой Дмитриевной, рождает мотив тревожного предчувствия.

2.7. Выразительное чтение учащимся 3 главы.

- Какой вам представляется картина утра перед боем?

- Найдите в тексте ключевые слова. Какие эпитеты и олицетворения использует автор?

Заря в небо чистое смотрит, улыбается, разметала кудри золотистые, умывается снегами рассыпчатыми.

- Какие жизненные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем?

Купец Калашников — человек независимого, свободного сословия. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает ему, противопоставляя свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников.

- Как ведут себя герои перед боем?

2.10. Слово учителя.

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, разыгрывается поединок Калашникова с Кирибеевичем. По существу, это поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Он является перед изумленным и растерянным опричником как неумолимый рок и побеждает его задолго до его физической смерти.

- Почему Калашников не раскрыл подлинных причин поединка?

- Царь посылает на казнь Калашникова, не выяснив причины его страш­ного поступка. Однако, одобряя честный ответ купца, он обещает не оставить милостью жену, детей и братьев Калашникова. О чем говорит этот поступок царя?

- Какую оценку исходу событий дает народ?

В памяти народной живет образ независимого и честного купца Калашникова. В центре поэмы — человек из народа. Защиту человеческого достоинства поэт ведет с позиций народной морали.

2.12. Определение жанра произведения.

2.13. Слово учителя.

- Назовите композиционные и стилевые приемы, свойственные народной песне.

Параллелизмы, повторы, лирические обращения, тропы.

2.14. Исследовательская работа с текстом.

Коньдобрый, саблявострая, воля — вольная, смерть — лютая

Существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами

Голубушка, сторонушка, детинушка, го­ловушка, соседушки, батюшка, матушку и т. д.

Некоторые формы деепричастий, глаголы с двойными приставками

Играючи, пируючи. Призадумались, по­истратилась

Народно-речевые формы пол­ного прилагательного

С большим топором навостренныим, у ворот стоят у тесовыих

Специфическая народная лексика

Супротив, нониче, промеж, бесталанная

2.15. Озвучивание результатов работы в классе.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Общая характеристика произведения (время создания, герои, художественная идея).

Место эпизода в сюжете произведения.

Функции эпизода (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, создание определенного настроения у читателя).

1. Звуковой файл М.Мусоргский “Рассвет на Москва-реке” из оперы “Хованщина”.

Урок № 1. Тема: Историческая основа создания “Песни…”

К уроку было дано задание прочитать “Песнь”.

1. Выразительно прочитать статью о Лермонтове (учебник А.Г.Кутузова, с. 251-252).Подобрать репродукции картин, воскрешающих облик старой Москвы и ее жителей.

3. Выписать значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить.

1. Подготовка к восприятию произведения.

1. Чтение заранее подготовленным учащимся статьи о Лермонтове (учебник А.Г.Кутузова, с. 251-252). На экране слайды № 1- 9 “Панорама Москвы” и “Кремль на картинах Аполлинария Васнецова”. Звучит “Рассвет на Москва-реке” Мусоргского.

2. Рассказ учителя об истории создания произведения. На экране слайд № 10.

“Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.

“Песнь” рассказывает о временах правления Ивана Грозного. Это было трудное время для России.

4. Рассказ учителя о причине обращения к истории России и источниках создания поэмы. (Приложение №2). На экране слайд № 11 “Высказывание В.Г.Белинского”.

2. Чтение учителем “Песни”.

3. Беседа на выявление восприятия.

Почему герои “Песни” расположены в названии в таком порядке?

Кто является настоящим героем “Песни” и почему?

Какие ваши впечатления от образа Ивана Грозного?

Кому из героев поэмы вы сочувствуете?

Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?

Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни? Как это должно пояснить авторскую позицию? (Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня справедлива, так как рассказывает о легендарных или реальных событиях. С помощью этой формы у писателя появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям. Герои таким образом показаны глазами народа)

Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах?

(Гусляры пели о реальных событиях. Они были народными певцами. То есть они выражали мнение народа. Значит, автор хотел оценить события глазами народа).

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного? (На слайде № 12 “Значения слов опричнина, о златом венце, простоволосая, кручиниться, отороченный, перевенчана, горю пособить”).

4. Постановка учебной задачи.

В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песней”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”? (На презентации слайд № 13). Об этом мы будем размышлять на следующем уроке.

3. Домашнее задание.

1. Сравнить описание пира в “Песни” и отрывке из былины о Ставре Годиновиче (письменно). (См. учебник, 1 вопрос, с. 265).

2. Виноват ли Кирибеевич в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит по этому поводу автор поэмы?

Урок № 2. Тема: Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

1. Постановка учебной задачи.

В 1840 году вышел первый и единственный прижизненный сборник произведений Лермонтова, который начинался “Песнью”. Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”? (На презентации слайд № 13).

Для ответа на этот вопрос мы обратимся к произведению.

Работа в группах.

Как видит каждый из художников сцену кулачного боя? (Приложение №4).( Слайд № 15. Иллюстрации И.Я.Билибина, В.М.Васнецова, Б.М.Кустодиева. Звучит тема “Рассвет на Москва-реке”). Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстраций? Что общего в изображении героев, в композиции иллюстраций и в чем различие? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?

14. На чьей стороне симпатии автора в этой сцене?

15. Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок.

16. Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введен грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

17. Почему Калашников не открыл ему всей правды?

18. Почему конфликт Кирибеевича и Калашникова не мог разрешиться мирно?

19. Кто и почему победил в поединке?

22. Какие действия Калашникова перед боем подчеркивают народное понимание образа? ( Поклоны “белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”).

23. Потому и использует в своей “Песне” фольклорные художественные приемы. Анализ художественных средств. Задания на листах.

2 группа.

1.Выделите фольклорные приемы в описании зари над Москвой перед кулачным боем (инверсию и олицетворение): ( Слайд № 16).

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной,(инверсия)
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается. (олицетворение)

2. В каком из отрывков использован параллелизм, а в каком прием перехвата? (Слайд № 17)

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие,
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич. (параллелизм)
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору. (перехват)

3.Подчеркнуть разговорные, песенные формы глаголов: (Слайд № 18).

Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается
.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,
На какой ты радости разыгралася.

4. Кроссворд. (Слайд № 19). ( Приложение № 5).

Автор использует в тексте и постоянные эпитеты. Вставьте их в клеточки кроссворда.

5. Подчеркнуть эпитеты, помогающие создать облик царя Ивана Грозного. ( Слайд №20).

Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие.
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На молодого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец…
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником –
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное
И очнулся тогда добрый молодец.

24. Каковы ваши впечатления от образа царя? (Слайды №21-25)

25. Чья это характеристика? (Слайд №26).

“Несмотря на молодость, он величается по имени и отчеству; намерения героя подчеркнуто серьезны; он пользуется глубоким уважением людей, готов постоять за честь семьи, четко следует традициям русского народа; в его действиях и мыслях автор видит явный нравственный перевес; он умен, храбр, честен”

25. Определите, кому из трех героев поэмы Лермонтова соответствует каждая из приведенных характеристика, данных великим критиком русской литературы В.Г.Белинским: (Слайды №27,28,29).

“Какая сильная, могучая натура! Её страсть – лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… - не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!” (Кирибеевичу).

“Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своего духа” (Ивану Грозному).

“Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…Есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанности блаженства, раз потемнённой славы…”

27.Выберите из предложенного списка лучшие черты русского национального характера: (Слайд №30).

нравственная красота, стремительность действий, необдуманность, лихость, верность идеям, желание быть полезным Родине, глубокая любовь и преданность, угодливость, кичливость, способность следовать намеченной цели, гордость, чувство долга.

28. Применимы ли к героям поэмы заключительные строки баллады “Бородино”:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри, не вы”?

Чем же отличается время Лермонтова от времени Бородина? (Для знакомства давалось приложение №4).

    Обобщение.

Почему Лермонтов хотел, чтобы знакомство с его творчеством начиналось с “Песни”?

(1. Лермонтов не мог открыто заявить, что в его творчестве ведущее место занимает тема борьбы за справедливость, за свободу. Поэтому он поместил “Песнь” в начало своего сборника. Она была своеобразным эпиграфом к его собранию сочинений.

2. Еще он хотел показать, что русский человек всегда, при любой власти может постоять за себя, за своих близких, за свой народ. Не исключение и застойные 40-е годы. Он хотел, чтобы его произведения пробудили в спящих душах его современников протест против несправедливости царской власти).

(Слайд № 31). Идея произведения - прославление протеста против самовластья, несет в себе “заряд гигантского мятежа”. “Он был чужд смирению раба, и наша литература не была бы столь великой, если бы была рабьей”.

Надеюсь, что “Песня” произвела на вас сильное впечатление. Чтобы представление об исторической теме в творчестве Лермонтова было более полным, советую прочитать поэму “Боярин Орша”.

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Сцена боя Калашникова

Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Фольклор и историзм в Песне про купца Калашникова Лермонтова

Фольклор и историзм в 8220 Песне про купца Калашникова 8221 Лермонтова

На протяжении многих столетий у всех народов преобладал фольклорный тип поэтического творчества. Его характерные черты – устность, традиционность, непосредственная народность, вариантность, сочетание слова с художественными элементами других видов искусства, коллективность создания и распространения.

Спустя века эта традиция стала повсеместно возрождаться, хотя и с естественными отличиями от первоначальной (так, например, невозможно было возродить коллективность создания фольклорного произведения). Поэты-романтики с огромным удовольствием сочиняли стилизованные под фольклор произведения, поскольку сама тематика, стиль сочинения был очень близок их взглядам. Естественно, им приходилось обращаться к историческим темам, т.к. произведения народного поэтического творчества практически неразрывно были связаны с историей, в том или ином ее проявлении.

Поэма М.Ю. Лермонтова “Песня про …купца Калашникова” является единственной в XIX в. удачной стилизацией под фольклор в столь объемной эпической форме, к тому же в стихах, близких к песенной манере народного творчества.

Уже в самом названии “Песни…” (”Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”) мы замечаем фольклорную особенность – такие длинные и подробные названия были свойственны для произведений народного творчества. К тому же, герои перечислены в соответствии с их социальным статусом, а не с ролью в произведении.

С первых же строк мы замечаем простонародность языка этого произведения. Можно вспомнить хотя бы как оно начинается: “Ой, ты гой еси…”, – подобные запевы характерны для народных былин, сказов. Это было традиционным приветствием старой Руси.

Простонародность поэмы проявляется и в построении речи, и в стиле, и лексике. Так, например, в “Песне…” встречаются характерное употребление слов-синонимов, пишущихся через дефис: гуляют-шумят. Повторение было излюбленным приемом сказителей, и это мы видим и на другом примере – применении тавтологии: у Лермонтова присутствуют такие словосочетания, как “воля вольная”, “шутки шутить”.

Первый пример (”воля вольная”), кстати, является еще и примером устоявшегося эпитета, к которым можно отнести “смерть лютая”, “молодая жена”, “добрый молодец”, “очи соколиные”, “вино сладкое заморское”, “дума крепкая” и многие другие, в сочетании с инверсией (нарушением принятого порядка слов в предложении, когда определение должно стоять перед определяемым).

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

В этом отрывке можно встретить и инверсию, и устоявшиеся эпитеты, и такой прием, как синтаксический повтор (а с ним и параллелизм, прямой и отрицательный).

Интересно также то, как описывается гибель Кирибеевича – так же как смерть традиционного “добра молодца”:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору,

Под смолистый под корень подрубленная.

Они придают повествованию своеобразную тягучесть, читателю (или слушателю) передается ощущение старины, усиливающееся употреблением устаревших слов, таких как “промеж”, “супротив”, “играючи”.

Кроме того, в “Песне…” нет раскрытия внутреннего мира персонажей, они показываются как бы извне, глазами стороннего наблюдателя, который не может знать их переживаний, да и не заинтересован в изображении их.

Тем не менее, образы в поэме очень пластичны и довольно легко представляются визуально. Например, Калашников

…боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямляет,

Да кудряву бороду поглаживает.

Лермонтову удалось воспроизвести убедительный и реалистичный образ древней Руси, с ее представителями, их характерами, нравами и обычаями. Для этого автору было необходимо ввести в повествование признаки реального исторического времени. Кроме описания внешнего вида (одежды, вооружения, сбруи лошадей) героев, мы можем узнать и как вел себя, например, Калашников перед боем – он царю в пояс молча кланяется”, что было неотъемлемой частью традиции. Частью ее была и предваряющая бой похвальба и брань.

В поэме присутствует реально существовавший исторический персонаж – Иван Грозный. Но при создании его образа очень широко использовались фольклорные приемы. Так, Лермонтов следует характерному образу царя в народных сказаниях, такому, каким его запомнил народ. Поэт наделяет Ивана Васильевича такой чертой, как сочувствие: царь способствует влюбленному Кирибеевичу, не зная, что предмет его воздыханий замужем; он обещает позаботиться о семье казненного Калашникова и осуществить его казнь с почестями. С другой стороны, эти почести выглядят если не как издевательство, то хотя бы просто глупо – ну зачем Калашникову, которого через минуту казнят, видеть разряженного палача?

Тем не менее, образ Ивана Грозного у Лермонтова, те черты, на которые он обратил внимание, в корне отличаются от прежних изображений царя. Единственное сходство можно обнаружить только с правителями в творчестве Пушкина, который желал видеть “человека на троне”.

На анализе поэмы “Песня про…купца Калашникова” можно говорить о том, что Лермонтову удалось не только очень удачно стилизовать свое произведение под фольклор; кажется, что он не ставил своей целью скопировать, сымитировать народную речь – он просто естественно говорил на этом языке. К тому же присутствие в повествовании реальных исторических фактов и персонажей наряду с фольклорной основой создает самобытность этого произведения.

Похожие материалы:

Сочинение на тему “Фольклорные мотивы в “Песне про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

Ай, ребята, пойте – только гусли стройте! Ай, ребята, пейте – дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками:

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Иван Грозный – неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.

Читайте также: