Физические упражнения для самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой конспект

Обновлено: 06.07.2024

Самостоятельные занятия по ППФП - необходимый элемент освоения обширного прикладного материала. В вузах практикуется самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания по ППФП к ним, например, относятся самостоятельное составление, обоснование и проведение с учебной группой комплексов гигиенической и производственной гимнастики, приобретение прикладных знаний и умений организаторской, инструкторской и судейской работы по физической культуре и спорту и др.
ППФП на занятиях студентов во внеучебное время имеет несколько форм: занятия прикладными видами спорта или их элементами под руководством преподавателей- тренеров и общественных инструкторов в секциях спортивного клуба, в оздоровительно- спортивном лагере, самостоятельно в режиме рабочего дня и в свободное время на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия
являются одной из форм ППФП. Важную роль имеет насыщение программ этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами. Например, для будущих специалистов, которые готовятся для работы в полевых условиях и в экспедициях


15 тела, что способствует более глубокому торможению нервных центров, в результате чего в них усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается в большей степени, чем при пассивном отдыхе. На этом положении основано применение физических упражнений в режиме рабочего дня.
Большое значение для физиологического обоснования ПФК имеют труды великого русского физиолога И.П.Павлова, которые объясняют зависимость сохранения устойчивости и работоспособности на высоком уровне от правильного чередования периодов работы и отдыха. Один из ведущих физиологов С.А.Косилов охарактеризовал сложную систему рефлексов, формирующихся в процессе производственного обучения и упражнения по их совершенствованию, как рабочий динамический стереотип (РДС) или интегральный образ рабочих действий, который направлен на решение конкретной трудовой задачи, производственной операции и получает подкрепление в виде полезного результата, имеющего значение для удовлетворения потребностей общества.
Изучение динамики работоспособности в различные периоды труда, а также формирование и изменений РДС позволило выявить и определить важное место и эффективную роль средств физической культуры в активной адаптации человека к труду и тем самым создало научные предпосылки разработки мероприятий ПФК.
В настоящее время существуют разнообразные формы ПФК, к ним относятся ПФК в рабочее время (производственная гимнастика) и ПФК во внерабочее время.
ПФК в рабочее время (производственная гимнастика)
Производственная гимнастика - комплекс специальных гимнастических упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, или связанное с ним время с целью повышения общей и специфической работоспособности при производственно-трудовой деятельности, а также с профилактической, восстановительной и компенсаторно- корригирующей целью. Видами производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка.
Вводная гимнастика выполняется до начала работы с целью активизации деятельности организма и сокращения времени врабатывания в начальном периоде рабочего дня. Она особенно необходима для всех начинающих работу в ранние утренние часы. Комплекс вводной гимнастики состоит из 7-10 общеразвивающих гимнастических упражнений, близких по воздействиям на организм к движениям, выполняемым во время работы. Эти упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы ускорять и активизировать деятельность органов и систем, которые играют ведущую роль в данном виде трудовой деятельности. Общая нагрузка от упражнений не должна вызвать чувство усталости.
Физкультурная пауза - комплекс из 7-8 гимнастических упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 минут с целью срочного активного отдыха, предупреждения или ослабления наступившего утомления и профилактики снижения работоспособности в течение рабочего дня.
Физкультурная пауза выполняется через 2-2,5 часа после начала работы и за 1-1,5 часа до окончания работы. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, рабочих движений, степени тяжести и напряженности труда и с соблюдением оптимального соотношения между рабочей нагрузкой и нагрузкой упражнений. Рекомендуется руководствоваться следующими правилами при определении степени нагрузки для упражнений физкультурной паузы.
Работающим с небольшой физической нагрузкой предлагаются легкие и средние по физической нагрузке упражнения; работающим со средней физической нагрузкой даются несколько более интенсивные по нагрузке упражнения; при труде, требующем участия большинства мышечных групп с различной нагрузкой, подбираются упражнения на расслабления для мышц, испытывающих значительные напряжения, а для неработающих


16 мышц - упражнения со средней нагрузкой и упражнения на растягивание. Для работников умственного труда рекомендуется комплекс упражнений с повышенной нагрузкой.
Физкультурная
минутка
(физкультминутка)
- это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, используемой главным образом для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она используется в случаи, когда нет возможности прервать работу для выполнения физкультурной паузы, а человек испытывает усталость отдельных частей тела или группы мышц и нуждается в кратковременном отдыхе.
Физкультурная минутка проводится в режиме рабочего дня от 2 до 5 раз, независимо от других форм производственной гимнастики. Продолжительность выполнения-2-3 минуты. Физкультурная минутка состоит из трех общеразвивающих гимнастических упражнений, подобранных по принципу локального воздействия. Обычно первым выполняется упражнение типа потягивания, прогибания. Вторым выполняется упражнение на расслабление или напряжения в зависимости от характера и места утомления. Третье упражнение имеет целью нормализовать периферическое кровообращение.
Физкультминутки могут быть применены в любых производственных условиях, так как они не требуют специальной организации в процессе проведения.
Эти виды производственной гимнастики проводятся в производственных помещениях при наличии в них благоприятных санитарно-гигиенических условий. Если эти условия неблагоприятны, то их проведение переносится в специально приспособленные для этого помещения. При отсутствии такого помещения ограничиваются проведением только физкультминуток. В процессе занятий производственной гимнастикой должны регулярно определяться ее эффективность, а результаты доводиться до сведения каждого работающего
При составлении комплексов производственной гимнастики необходимо добиваться: соответствия содержания комплексов задачам конкретной формы производственной гимнастики, а применяемых упражнений - особенностям занимающихся и условиям проведения занятий; разностороннего воздействия упражнений на организм; взаимодополнения и взаимодействия упражнений в комплексе; соответствия меры физической нагрузки упражнений подготовленности занимающихся и трудовой нагрузке; физического развития и подготовленности занимающихся.
ПФК во внерабочее время
К видам производственной физической культуры во внерабочее время относятся: оздоровительно - восстановительные процедуры после работы, оздоровительно- профилактическая гимнастика, а также занятия в группах здоровья и общей физической подготовки.
Оздоровительно-восстановительные процедуры после работы. Активные физические упражнения после окончания трудовой деятельности являются наиболее важным средством в оздоровительно-восстановительных процедурах. К этим упражнениям относятся: общеразвивающие гимнастические упражнения, выполняемые без вспомогательных средств; упражнения, выполняемые на специальных тренажерах; физические упражнения, выполняемые с помощью гимнастических снарядов; физические упражнения, выполняемые с помощью различных спортивных снарядов и специальных предметов физкультурно-спортивного назначения; упражнения в виде естественных движений - ходьба, бег, плавание.
Для проведения этой работы на производстве создаются специализированные комплексы, которые включают в себя: устройства гигиенического назначения, массажеры, тренажеры, водно-тепловые установки, механо-терапевтические аппараты, оборудование для дорожек здоровья, предметы и устройства в помещениях, отведенных для


17 оздоровительно-восстановительных занятий. Занятия в таких комплексах эффективно дополняют разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы среди сотрудников. При работе комплекса следует обеспечивать необходимое дозированное воздействие на каждого человека с учетом его индивидуальной характеристики.
Для повышения тонуса центральной нервной системы и общего функционального подъема, а также для ликвидации неблагоприятного влияния производственных факторов проводятся активные физические упражнения или занятия с большой физической нагрузкой, вызывающей значительные сдвиги в организме, которые оказывают тренирующее воздействие.
Необходимыми условиями, способствующими повышению эффективности занятий, являются: соблюдение принципа последовательности нагрузок и применяемых средств и упражнений; учет времени суток для проведения занятия; рациональное чередование физических упражнений, выполнения процедур и отдыха; индивидуализация объема, нагрузок и содержания процедур; использование самомассажа; использование методов аутогенной и психорегулирующей тренировки и регулирование состояния организма; использование приемов мышечного расслабления и специальных дыхательных упражнений.
Конкретизация объемных требований, назначений и инструкций производится с помощью специалистов в зависимости от индивидуальных особенностей работника и условий его труда.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика проводится преимущественно как средство профилактики влияний на работников производственных условий, а также как средство укрепления здоровья и повышения общей физической подготовленности. В зависимости от конкретных факторов, отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность, а также особенности и уровня интенсивности этого влияния подбираются физические упражнения, направленные на снятие или профилактику отрицательного влияния неблагоприятных факторов на организм работников на данном участке.
Занятия в группах здоровья, общей физической подготовки и спортивных
секциях. Желающие заниматься проходят медицинское освидетельствование по месту жительства или работы. Медицинские наблюдения за занимающимися в процессе занятий проводят врачебно-физкультурные диспансеры и поликлиники. Группы комплектуются с учетом состояния здоровья, возраста, пола и уровня физической подготовленности занимающихся.
Группы здоровья. Занятия в этих группах имеют целью, прежде всего, укрепить защитные свойства организма к неблагоприятным воздействиям внешних факторов и условий производства, повысить уровень общей подготовленности, противодействовать появлению преждевременных признаков старения. Занятия проводятся в различных возрастных группах, которые должны насчитывать 12-15 человек.
В методике проведения занятий требуется особо строгое дозирование физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья каждого занимающегося, соблюдение принципов постепенности и доступности, варьирование уровней объема и интенсивности выполнения упражнений по их продолжительности, количеству и темпу в зависимости от индивидуальных возможностей занимающихся.
Группы общей физической подготовки (ОФП). Специальными задачами при проведении занятий в группах ОФП являются: обеспечение общей физической подготовки, обучение навыкам спортивных упражнений, развитие физических качеств и привитие интереса к спорту с целью дальнейшего перехода для продолжения занятий в спортивных секциях. Группы формируются в основном из молодежи и людей среднего возраста. Количественный состав группы 15-20 человек. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа.


18
В содержание занятий включаются самые разнообразные физические упражнения с учетом интересов и возможностей занимающихся; широко используются спортивные игры. Занимающиеся подготавливаются и принимают участия в спортивных соревнованиях по различным видам спорта.
При организации и проведении учебно-тренировочных занятий учитываются общие методические рекомендации, обращается внимание на преимущественно комплексное проведение занятий и широкое использование кругового метода тренировки.
Спортивные секции организуются также для людей молодого и среднего возраста. Количественный состав групп и количество часов занятий в неделю зависит от спортивной классификации занимающихся.
Для занимающихся молодого возраста ставится задача достижения высоких спортивных результатов, в более зрелом возрасте занятия направлены на сохранение достигнутого уровня спортивной и общей физической подготовленности. На каждом предприятии, в учреждении или организации рекомендуется организовывать спортивные секции по профилированным видам спорта, с учетом особенностей конкретной производственной деятельности. Учебно-тренировочные занятия проводятся по общепринятой методике спортивной тренировки.


19
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
-Что включает в себя понятие ППФП?
-Какие задачи решает ППФП в высшей школе?
-Что является основой ППФП студентов к будущей профессии?
-Какие факторы определяют конкретное содержание ППФП в вузе?
-Каковы особенности труда в современном производстве?
-Что включает в себя понятие условия труда?
-Назовите основные направления совершенствования условий труда.
-Как характер труда определяет содержание ППФП?
-Какие меры улучшения режима труда и отдыха вы знаете?
-На основании каких факторов определяется динамика работоспособности специалиста?
-Какие фазы динамики работоспособности вы знаете?
-Какие основные направления ППФП студентов вы можете назвать?
-Приведите пример необходимых прикладных знаний для конкретной профессии.
-Что такое двигательное умение и двигательный навык?
-Что важнее формировать в ППФП двигательное умение или навык и почему?
-Что включает в себя комплексный метод тренировки прикладных физических качеств?
-Какие особенности воспитания силы в ППФП?
-Каковы особенности воспитания выносливости в ППФП?
-Какие виды утомления вы знаете?
-Назовите основные компоненты, влияющие на воспитание специальной выносливости?
-Приведите пример воспитания специальных прикладных качеств средствами физической культуры.
-В какие группы объединяются средства ППФП студентов?
-По какому принципу производится подбор отдельных прикладных физических упражнений? Приведите пример.
-На каком положении основывается целостное применение прикладных видов спорта?
Как оздоровительные силы природы и гигиенические факторы влияют на ППФП студентов?
-Что относится к вспомогательным средствам ППФП?
-Какие формы ППФП в вузе вы знаете?
-В каких формах ППФП студентов проводится на учебных занятиях? Цели и задачи.
-Что включают в себя самостоятельные занятия в вузе?
-Какие формы занятий ППФП во внеучебное время вы можете назвать?
-Какова основная цель ПФК и что относится к средствам ПФК?
-Назовите общие задачи ПФК.
-Что является физиологической основой ПФК?
-Какие виды производственной гимнастики вы знаете? Расскажите о них.
-Какими правилами руководствуются при определении степени нагрузки для упражнений физкультурной паузы?
-Какие виды производственной гимнастики во внерабочее время вы знаете? Расскажите о них.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Условия труда специалистов разных профессий отличаются друг от друга, но для всех трудящихся необходимы хорошие здоровье и физическая подготовленность. Чем выше уровень развития силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации движений, тем выше работоспособность организма и производительность труда, которая к тому же достигается меньшими затратами энергии.

Для развития силы мышц применяются упражнения с использованием массы различных предметов для отягощения (гантели, набивные мячи, гири, штанга, противодействие партнера).Масса предмета подбирается индивидуально, в соответствии с возрастом и физической подготовкой .Например, масса гантелей для восьмиклассников не должна превышать 3-4 кг, а для девятиклассников 4-5 кг. Для выполнения упражнений в парах подбираются партнеры, приблизительно одинаковые по росту и массе тела. На занятиях следует чередовать упражнения с предметами и без предметов.

Для развития общей выносливости используются физические упражнения, вовлекающие в работу практически все мышцы. Лучшее средство развития общей выносливости – длительный кроссовый без, ходьба, плавание, туристские походы, игра в баскетбол и др.
Примерные упражнения

1. Медленный длительный бег. 1 – 2 ч. ЧСС 130 – 150 уд/мин.
2. Длительный кроссовый бег. До 3 ч. ЧСС 150 – 160 уд/мин.
3. Медленный бег. До 2 ч. ЧСС 120 – 130 уд/мин.
4. Медленный бег в чередовании с ходьбой. До 2 ч. ЧСС 120 – 130 уд/мин
5. Быстрая ходьба. До 1 ч. ЧСС 130 – 150 уд/мин.
6. Передвижение на лыжах в равномерном или переменном темпе. До 1 ч. ЧСС 130 – 150 уд/мин.
7. Скоростной бег на лыжах на 5-15 км. ЧСС 150 – 160 уд/мин.
8. Игра в баскетбол или футбол. До 2 ч. ЧСС 150 – 160 уд/мин.

Для развития гибкости применяются физические упражнения на растягивание с большой амплитудой движений. Эти упражнения следует выполнять ежедневно сериями до появления легкой боли в мышцах. Амплитуду движений надо увеличивать постепенно от серии к серии.

Примерные упражнения

Для пальцев и запястья

1. Перед тем, как начать выполнение упражнений для рук необходимо сделать массаж (растирание и разминание) пальцев и запястья.
2. Сгибание разгибание пальцев рук.
3. Разгибание каждого пальца с помощью надавливании на него другой рукой.
4. Сжимании резинового эспандера или малого мяча.
5. Удержании пальцев и запястья в разогнутом положении.
6. То же, но с упором в стену или дерево.

Для плечевых суставов

1. Рывки рук вверх, вниз, в стороны.
2. Вращение рук вперёд, назад.
3. Выкруты с гимнастической палкой с постепенным уменьшением расстояния между руками.
4. Выполнение гимнастического моста.
Для голеностопных суставов
1. Массаж голеностопного сустава.
2. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней сторонах стопы.
3. Оттягивание носков.
4. Сгибание и разгибание стоп.
5. Переход из упора на коленях в упор присев и наоборот в быстром темпе.
Для комплексного развития подвижности суставов
1. Ходьба в упоре согнувшись, не сгибая ног в коленях.
2. И. п. - лёжа на спине, руки вверх. Поднимая ноги, коснуться носками пола за головой. Удерживать 2 с.
3. И. п. – то же. Сгибая туловище, наклониться и коснуться руками оттянутых носков. Удерживать 2 с.
4. И. п. – стоя, ноги врозь. Наклониться, опереться руками о пол и перейти в упор лёжа. Затем вернуться в исходное положение.
5. И. п. – стоя. Вращения обруча на поясе.
6. И. п. - стоя боком к спинке стула или стене. Держась за опору, резко поднимать поочерёдно правую и левую ногу вперёд, назад, в стороны.
7. И. п. - руки вверх. Пружинистые наклоны вперёд.
8. И. п. – то же. Вращения и повороты туловища в левую и правую стороны.

Для развития статистической выносливости применяются продолжительные и специальные динамические упражнения, направленные преимущественно на развитие мышц, которые испытывают наибольшую статическую нагрузку в процессе профессиональной деятельности.
Статистические упражнения: равновесия; мосты (мост с опусканием на левой, на правой руке, на предплечьях и др; стойки (основная, стойка на лопатках, предплечьях, руках); удержание туловища в положении прогнувшись с закрепленными и незакрепленными ногами (лежа на животе); перетягивание каната.

Комплекс статистических силовых упражнений

1. Отступив от стены на 100 – 200 см, упираться в неё согнутыми в локтях руками.
2. Стоя в проеме двери, давить в вертикальные косяки согнутыми в локтях руками.
3. Упираясь согнутыми в локтях руками, в гриф перекладины, давить вверх.
4. Упор лежа на согнутых руках.
5. То же – опираясь на приподнятую (на 40-50 см) опору.
6. Упор лежа сзади, опираясь согнутыми руками на повышенную опору (30-40 см).
7. Упор лежа, ноги на приподнятой (на 30-40 см) опоре.
8. В положении стоя ноги на ширине плеч тянуть веревку в стороны согнутыми под разными углами руками.
9. Сидя на стуле перед гимнастической стенкой, тянуть на себя закрепленную за стенку веревку.
10. Стоя между стульями, упираясь в спинки, давить вниз согнутыми под разным углом в локтях руками.
11. Опираясь на спинки стульев и выставив ноги вперед, давить согнутыми руками вниз.
12. Упор на согнутых руках на спинке стульев.
13. То же – на прямых руках. Прямые ноги слегка приподняты от пола.
14. Вис на перекладине на согнутых под разными углами руках.
15. В основной стойке попытаться как бы разорвать расставленными в стороны прямыми руками веревку.

Для развития быстроты реакции наиболее эффективным приемом является повторное предельно быстрое выполнение различных заданий: бег с низкого и высокого старта по свистку, разнообразные подвижные и спортивные игры (особенно баскетбол, ручной мяч), выполнение различных заданий по зрительному и слуховому сигналам.

Эффективными средствами развития реакции на движущийся объект является легкоатлетический эстафеты, упражнения со скакалкой, ловля мяча на месте, в движении, подвижные и спортивные игры с мячом, особенно с малым (лапта, теннис, настольный теннис).

Реакция различения, переключение, сложения формируется в процессе длительной тренировки с помощью специальных упражнений. При этом следует постепенно усложнять обстановку, в которой проявляются эти виды реакций.

Упражнения на простую реакцию (ответ в быстром темпе заранее известным движением на зане известный сигнал)

1. Ходьба обычная, спортивная, в полном приседе, выпадами; бег с изменением направления (вправо, влево, зигзагами), с остановками и поворотами на 90, 180 и 360 градусов, в различном темпе с изменением скорости движения по внезапно поданному сигналу (звук – свистком, голосом, хлопком, зрительному – рукой, флажком и др).

2. Изменение способа передвижения (бег, ходьба, прыжки) на внезапно поданный сигнал; быстрое выполнение несложных движений и действий из различных исходных положений по заранее обусловленному сигналу.

3. Прыжки с места и с разбега в длину и в высоту с различными движениями руками и ногами в фазе полета; серии прыжков.

4. Метание различных предметов (мячей, камней и др.) на точность и дальность с постепенными увеличением расстояния и уменьшением размеров мишени; точные передачи мяча ( с ударом о землю, по воздуху) с места, в движении, с прыжком, с прыжком и поворотом в воздухе, при встречном передвижении игроку, двигающемуся впереди, с низкой и высокой траекторией.

5. Точные броски мяча в заданную точку баскетбольного щита и в корзину двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками снизу с места, в движении с различных дистанций: коротких (до 3м), средних (3-7м) и дальних (свыше 7м).

6. Ловля баскетбольного мяча одной и двумя руками на разной высоте( выше головы, на уровне груди, пояса и ниже) в различных условиях (на месте, в движении, в прыжке).
7. Ведение мяча одной рукой на месте (правой, левой) разными способами (высокое, низкое), в движении (шагои, бегом), с изменением направления и обводкой препятствий; с ускорением и замедлением (по сигналу).
Упражнения, оказывающие преимущественное воздействие на координацию движений

1. Ходьба и бег с ускорением и внезапным и остановками с последующей переменой положение тела или изменениями направлении движения.
2. Прыжки на одной или двух ногах на месте, а также с продвижением различных направлениях.
3. Быстрые приседания.
4. Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу.
5. Прыжки вверх на двух или одной ноге.
6. Прыжки со скакалкой.
7. Подскоки на батуте.
8. Выпады вперёд и в стороны.
9. Подтягивания на перекладине.
10. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
11. Обороты сидя верхом на перекладине.
Упражнений для развития устойчивости к выполнению работ в вынужденных позах
1. Различные виды ходьбы: обычная, скрестно на носках, с опорой руками на колени, с наклоном туловища вперёд, в полуприседе закрытыми глазами.
2. Бег: в полуприседе, на четвереньках, с закрытыми глазами, спиной вперёд.
3. Прыжки: в полуприседе, в полном приседе, с поворотами.
4. Упражнения в исходном положении стоя на коленях: наклоны вперёд, назад, в стороны, пружинящие, с различными положениями рук, повороты туловища.

5. Упражнение в исходном положении сидя: различные наклоны и повороты туловища, поднимание прямых, согнутых ног, отведение-приведение прямых ног скрестные движения ногами. Перемахи ногами через различные предметы: мячи, гимнастические палки.
6. Упражнения в исходном положении лёжа на животе: прогибание туловища с различными положениями рук, с предметами, отжимания от пола, повороты на левый, правый бок, перекат на спину, группировка, поднимание таза.
7. На спине: одновременно и поочерёдное поднимание опускания прямых согнутых ног, отведение-приведение прямых ног, прогибание туловища (мост), жим руками и ногами тяжестей (гантели и штанги), сгибание и разгибание туловища с фиксацией ног у гимнастической стенки, скамейки, с помощью партнёра.

Упражнения для развития дыхательного аппарата
Дыхательные упражнения выполняют в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа)
1. Стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – 4 - глубокий вдох, плечи и локти немного приподнять и отвести назад, прогнуться; 5 – 8 - глубокий выдох, плечи опустить, слегка наклониться вперёд, локти вперёд.
2. Стойка руки вверх, глубоки вдох. 1 – 4 – руки к плечам и локти опустить, прижать по боком к грудной клетке, плечи и голову отвести назад, выдох; 5 – 8 - глубокий вдох, руки вверх.
3. Стойка на коленях руки на пояс один – четыре глубокий вдох плечи локти отвести назад голову приподнять пять – восемь губки выдох локти вперёд плечи и голову слегка пустить
4. Сед на пятках, руки на пояс, плечи и голову немного наклонить вперёд. 1 - 4 - глубокий вдох, подняться в стойку на коленях. Руки, плечи, голову отвести назад; 5 – 8 - переход в исходное положение, глубокий выдох.
5. Упор сидя сзади, ноги врозь, плечи слегка вперёд, голова опущена. 1– 4 - глубокий вдох, плечи и голову отвести назад, прогнуться в грудной части позвоночника; 5 – 8 - переход в исходное положение, глубокий выдох.
6. Лёжа на спине, руки за голову. 1 – 4 - глубокий продолжительный вдох; 5 – 6 - глубокий продолжительный выдох.
7. Лёжа на спине в группировке. 1 – 4 - глубокий вдох, выпрямиться, руки развести в стороны и расслабить мышцы; 5 – 6 -продолжительный выдох.

Применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике. Предупреждение вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда. Совершенствование деятельностных способностей, развитие двигательных способностей, особенно коор­динационных и непосредственно связанных с ними. Формирование и усовершенствование двигательных умений и навыков, способствующих освоению избранной профессиональной деятельно­сти. Увеличение адаптационных возможностей организма, сохранение и упрочение здоровья;

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_ppfp.docx 650.92 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное

__________ И.М. Селикатова

«ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, ИХ ЭЛЕМЕНТЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ППФП

Тема: Прикладные виды спорта, их элементы и упражнения для решения

задач ППФП(профессионально-прикладной физической подготовки)

Цель: Применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике. Предупреждение вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда. Совершенствование деятельностных способностей, развитие двигательных способностей, особенно координационных и непосредственно связанных с ними. Формирование и усовершенствование двигательных умений и навыков, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности. Увеличение адаптационных возможностей организма, сохранение и упрочение здоровья;

Тип занятия: комбинированное

  1. Введение в учебную деятельность.
  2. Разминка.
  3. Основная часть
  4. Заключительная часть.
  5. Рефлексия.

Группа: 344 - 2 курс СПО,

Место проведения: гимнастический зал

Дата и время проведения: 14.03. 2018 г. 12 час. 30 мин.

Особые указания для обучающихся с подготовительной группой здоровья

Особые указания для юношей.

Подготовить инвентарь (подобрать мяч, гантели, коврики).

Освобождённые от практических занятий получают теоретическое задание: самостоятельная работа по ППФП.

Наличие спортивной формы, отсутствие крупных украшений, выявление больных.

Самостоятельно контролировать самочувствие и регулировать дозировку упражнений (кол-во повторов и время)

Учебники по физической культуре.

Разминка 20 мин.

I. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – разминка для юношей

1. Наклоны головы вперёд-назад.

2. Наклоны головы влево-вправо.

3. Круговые движения головой.

4.Движение плечами вверх-вниз.

5. Круговые движения плечами вперед-назад.

6. Круговые движения плечами вперёд-назад

7. Круговые движения руками вперёд-назад.

8. Круговые встречные движения руками

(одна – вперёд, другая – назад)

9. Наклоны туловища влево-вправо. И.п. –

широкая стойка ноги врозь, руки за головой.

10.Наклоны туловища влево-вправо. И.п. – то же,

руки на поясе. 1 – перенести тяжесть тела на

правую ногу, левую в сторону на носок,

наклон вправо, левую руку по дуге в сторону

поднять вверх; 2 – в И. п.; 3 – 4 – то же в

11.Наклоны туловища вперёд, касаясь руками

12.Пружинящие наклоны туловища с

поочерёдным захватом за щиколотки.

И. п. – стойка ноги врозь.

13.Круговые движения туловища попеременно

влево-вправо. И. п. – ноги на ширине плеч.

14.Движение тазом в стороны. И. п. – основная

стойка, руки на поясе.

15.Круговые движения тазом. И. п. – основная

стойка, руки на поясе.

16.Круговые движения в коленных суставах. И. п.

– основная стойка, ноги вместе.

17.Круговые движения в коленных суставах

вовнутрь-наружу. И. п. – основная стойка, ноги

18.Круговые движения в голеностопных суставах

19.Перекаты с носка на пятку.

II. Комплекс аэробики - разминка для девушек

1.Упражнение для мышц шеи.

И.п.. – стойка ноги врозь.

1 - 4 – круговое движение головой вправо;

5 – 8 – то же влево

1.1 Упражнение для мышц шеи.

И.п.. – стойка ноги врозь.

1- полуприсед, наклон головы вперёд; - 2 – И.п

3 - полуприсед, наклон головы назад; - 4 – И.п.

5 - полуприсед, наклон головы вправо; - 6-И.п.

7 - полуприсед, наклон головы влево; - 8 – И.п.

1.2 Упражнение для мышц шеи.

И.п.. – стойка ноги врозь.

1 – наклоняя голову вперёд, четверть круга

2 – четверть круга от правого плеча до

положения наклона головы назад;

3 - четверть круга из положения счёта 2 к

4 - четверть круга, возвращаясь в И.п.

то же в другую сторону.

2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь.

1 – поднять левое плечо;

2 - поднять правое плечо;

3 – опустить левое плечо;

4 - опустить правое плечо.

2.1 Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь.

1 – вывести правое плечо вперёд, - 2 – И.п.

3 - вывести левое плечо вперёд, - 4 – И.п.

5 – 7 – три раза поочерёдно вывести вперёд

2.2. Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь, руки к плечам

локтями вниз, кисти в кулак.

1 – сгибая правое колено, выпрямить левую

руку в сторону; - 2 – И.п.;

3 – 4 – то же в другую сторону;

5 - сгибая правое колено, выпрямить левую

руку в сторону; - 6 – И.п.;

7 – 8 - то же в другой рукой.

2.3. Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь, руки к плечам

локтями вниз, кисти в кулак.

то же - чередуя движения обеих рук в

стороны и вверх.

2.4. Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь, руки к плечам

локтями вниз, кисти в кулак.

то же – сгибая одну руку, одновременно

2.5. Упражнения для рук и плечевого пояса.

И.п.. – стойка ноги врозь, руки в стороны

ладонями вперёд, пальцы развести.

1 – полуприсед, колени в стороны, сгибая

локти, стараться соединить их за спиной

(предплечья параллельно полу), - 2 – И.п;

3. Упражнения для туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на поясе.

1- полуприсед с поворотом корпуса влево

(пятки от пола не отрывать), - 2 – И.п.

3 - полуприсед с поворотом корпуса вправо

(пятки от пола не отрывать), - 4 – И.п.

3.1 Упражнения для туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на бёдрах.

1 – полуприсед, колени в стороны;

2 – вывести плечи и туловище влево;

3 – как 1, - 4 – И.п.

То же в другую сторону.

3.2 Упражнения для туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, правая впереди, левая

сзади, руки на пояс.

1 – полуприсед на левой, правую согнуть

вперёд на носок, локти вывести вперёд, спину

округлить, голову опустить,

2 – И.п., локти отвести назад, соединить

То же со сгибанием левой ноги вперёд на

3.3 Упражнения для туловища.

И.п. - основная стойка,

1 – 4 – круговой наклон туловища с переходом

в положение приседа;

5 – 8 – медленно выпрямиться.

То же с круговым движением туловища в

4. Упражнения для ног.

И.п. - стойка ноги врозь.

1 – согнуть правую ногу в сторону на носок,

руки – локтями вверх;

2 – выпрямить правую ногу, вывести бедро

вправо, руки вниз;

3 – как счёт 1, - 4 – И.п.

То же в другую сторону другой ногой.

4.1 Упражнения для ног.

И.п. – основная стойка, руки в стороны.

1 – полуприсед на левой ноге, согнутую

правую поднять вперёд и обхватить её руками.

2 – шаг правой в сторону, вывести бедро влево,

3 – как счёт 1; - 4 – И.п.

То же в другую сторону с другой ноги.

4.3 Упражнения для ног

Комбинация базовых шагов.

Step touch – шаг в сторону

1 – шаг правой ногой вправо;

2 – приставить левую ногу;

3 – 4 – то же влево

1 – 2 - step touch вправо;

3 – 4 - step touch вперёд;

5 – 6 - step touch влево;

7 – 8 - step touch спиной

1 – шаг правой ногой вперёд вправо;

2 – шаг левой ногой вперёд влево;

3 – шаг правой назад;

4 – шаг левой назад в и. п.

Mambo вперёд + Step line + Mambo вперёд

Mambo назад + Step line + Mambo назад.

5.Восстановление дыхания. Измеряем пульс за 6

секунд, полученную цифру умножаем на 10.

Определяем величину нагрузки.

4 раза в каждую сторону.

8 раз в каждую сторону

8 раз в каждую сторону

4 раза в каждую сторону.

4 раза в каждую сторону.

4 раза в каждую сторону.

4 раза в каждую сторону.

4 раза в каждую сторону.

в каждую сторону.

в каждую сторону.

проводит Солонский Константин, под контролем преподавателя

руки вдоль туловища

руки вдоль туловища, в локтевом суставе свободно

выполнять вращения с хорошей амплитудой

при наклоне следить за потягиванием

стараться ноги в коленях не сгибать

руки на коленях

руки на поясе, спина прямая

для подготовительной группы -индивидуально

слушать музыкальный ритм

слушать музыкальный ритм

слушать музыкальный ритм

следить за дыханием

для подготовительной группы -индивидуально

для подготовительной группы –индивидуально

следить за дыханием

следить за дыханием

для подготовительной группы -индивидуально

слушать музыкальный ритм

слушать музыкальный ритм

следить за дыханием

следить за дыханием

для подготовительной группы –индивидуально

слушать музыкальный ритм

следить за дыханием

для подготовительной группы –индивидуально

следить за выворотностью стопы

следить за дыханием

для подготовительной группы –индивидуально

следить за дыханием

для подготовительной группы –индивидуально

130 – 150 уд. – норма

> 150 уд. – ограничить нагрузку

Основная часть. 50 мин.

1. Подвижные игры для совершенствования

1.2 Подвижная игра для совершенствования

Посередине гимнастического зала проводим линию. Играющие делятся на две равные группы: одна из них — ночь, другая — день. Встают на расстоянии вытянутой руки от средней линии, через 2 шага друг от друга.

Заходить за среднюю линию нельзя никому из игроков.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков за определённое время.

1.4 Подвижная игра для совершенствования

Начинает водить произвольная пара, один мяч на двоих. Без мяча в руках можно двигаться, как угодно. С мячом – только два шага. Передавая мяч друг другу, водящие должны осалить игроков этим мячом, не выпуская его из рук. Осаленный игрок присоединяется к водящим. И таким образом необходимо поймать всех игроков.

2. Восстановление дыхания . Измеряем пульс за

6 секунд, полученную цифру умножаем на 10.

Определяем величину нагрузки.

3. Игры с элементами спортивных игр.

3.1 Игра в волейбол сидя на полу.

3.2 Игра в волейбол сидя на полу.

Игра проходит по упрощённым правилам игры в волейбол. Сетка вешается на расстоянии 1.2 м от пола. Подача – одной рукой. Передняя линия играет сидя, игроки задней линии могут вставать на колени.

Игра длиться два тайма до набора одной из команд 15 очков.

4. Восстановление дыхания .

Измеряем пульс за 6 секунд, полученную

цифру умножаем на 10.

Определяем величину нагрузки.

группа делиться на пары, в случае нечётного количества игроков происходит смена любой пары через ход

начинает водить произвольная пара студентов

следить за дыханием

для подготовительной группы –индивидуально

130 – 150 уд. – норма

> 150 уд. – ограничить нагрузку

130 – 150 уд. – норма

> 150 уд. – ограничить нагрузку

Заключительная часть. 10 мин.

Берём гимнастические коврики.

1. Статические дыхательные упражнения.

И.п. – сидя на коврике.

Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом

в привычном темпе

1.1 Статические дыхательные упражнения.

И.п. – сидя на коврике.

Ритмичное дыхание через одну ноздрю при

зажатой рукой другой ноздре, попеременно по

2. Брюшное дыхание.

И.п. – сидя на коврике.

Стараясь держать грудную клетку

неподвижной, во время вдоха максимально

выпячивают переднюю стенку живота,

особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха

брюшную стенку энергично втягивают.

3. Грудное дыхание.

И.п. – сидя на коврике.

Стараясь держать неподвижной переднюю

стенку живота, во время вдоха максимально

расширяют грудную клетку. При выдохе

грудную клетку энергично сжимают. Дышать

4. Полное дыхание.

И.п. – сидя на коврике.

Во время вдоха расширяют грудную клетку с

одновременным выпячиванием передней

стенки живота. Выдох начинается с

энергичного втягивания брюшной стенки и

последующего сжимания грудной клетки.

Дышать через нос.

Занятие закончено. Всем спасибо.

Построение. Подведение итогов занятия (выполнение поставленной цели)

упражнения выполнять медленно, сосредоточившись

для зрительного контроля правильности движений руки находятся на груди и животе

для контроля руки находятся с боков грудной клетки

для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе

выделить лучших занимающихся, отметить недочёты в выполнении упражнений

оценки за самостоятельную работу будут объявлены на следующем занятии

Применение элементов ритмической гимнастики имеет следующее влияние на организм: беговые и прыжковые упражнения - преимущественно на ССС, наклоны и приседания - на двигательный аппарат, танцевальные – предполагают пластичность, положительные эмоции. Эти упражнения в достаточной степени развивают силу мышц и подвижность в суставах, выносливость. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений и предлагаемой нагрузки.

Применение различных дыхательных упражнений позволяет обеспечить достаточный приток кислорода к головному мозгу, испытывающем кислородное голодание при статичной работе в помещении.

Таким образом при помощи физических упражнений и двигательной активности во время игр, удалось пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных и нужных в ней.

Контроль за физическим состоянием занимающихся со стороны педагога, измерение ЧСС – дают возможность студентам с подготовительной группой здоровья регулировать интенсивность и объём физической нагрузки.

Для студентов, которые по объективным причинам не смогли заниматься практикой, предложена интересная самостоятельная работа по перекликающейся тематике.

В целом занятие получилось насыщенным, поставленные цели - применение обще-прикладных упражнений (посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности) на практике – выполнены. Теоретическое задание и комплекс упражнений взаимообразно направлены на усвоение принципов ППФП для гармоничного развития личности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект занятия по физической культуре

План-конспект занятия № ______ для студентов_____ дата_______

Раздел учебной программы: Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Тема: Групповые упражнения с гимнастической скамейкой (наклоны вправо влево попеременно) (60 с).

Цель: организовать работу студентов по совершенствованию техники упражнений с гимнастической скамейкой.

Дидактическая: совершенствовать технику упражнений с гимнастической скамейкой.

Оздоровительная: проводить профилактику заболеваний, стрессовых состояний средствами физической культуры, формировать способности организма адаптироваться к окружающей среде.

Воспитательная: воспитывать инициативность и самостоятельность, психологическую устойчивость, умение работать в паре и команде.

Развивающая: развивать творческое преобразование знаний, способствовать развитию физических качеств: скорость, скоростная выносливость.

Прикладная: обучать умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками в процессе физкультурной и спортивной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основный органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Введение ППФП в практику физического воспитания обучающихся создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

  • характер, объём поступающей информации и условия её восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
  • характер основных двигательных действий;
  • особые внешние условия профессиональной деятельности.

Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся характеристики собственно производственных движений и действий.

После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств нужно учитывать , чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

При проведении данного урока во внимание принималась подготовленность обучающихся, учитывается двигательный опыт, накопленный ребятами в период учебы на предыдущих уроках физической культуры в профессиональном училище. Акцент делается на хорошо и удовлетворительно подготовленных обучающихся.

Тип урока: Урок комбинированный, в нем решаются задачи совершенствования физических качеств с направленным развитием двигательных способностей, упражнениями с нестандартным оборудованием.

В подготовленной части урока, подобраны упражнения, которые способствуют решению общих задач урока. Так, с помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организации, формирования осанки. Комплекс ОРУ направлен на выполнение разминки, для восстановления возможной подвижности в сочленениях, обеспечения готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. Подобранные упражнения оказывают разностороннее воздействие на обучающихся, а также локальное влияние на те группы мышц, которые будут участвовать в работе, при выполнении упражнений в основной части урока. Предпочтение отдано упражнениям, которые развивают и совершенствуют у обучающихся внимание, силу, силовую выносливость, координацию движений, которые необходимы им для успешного овладения умениями и навыками в освоении будущей профессией. Для подготовительной части наиболее, целесообразна фронтальная форма организации, которая позволяет всему составу занимающихся, выполнять одни и те же упражнения, в одном ритме под счет.

При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения упражнений. С целью привлечения внимания, считаю наиболее целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом. В основной части урока предусматривается групповая форма организация. Группа выполняет упражнения на развитие физических качеств (силы, силовой выносливости, координационные способности) определяется место работы, материально-техническое обеспечение. Порядок работы в группе сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым занимающимся.

Для успешного обучения данным упражнениям большое значение имеет грамотное объяснение техники, четкий показ упражнения.

Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием двигательных способностей согласно выбранной профессии. Упражнения выполняются со строгим дозированием физической нагрузки. Выполнение упражнений в основной части направленно на стабилизацию и совершенствование техники ранее изученных движений, развития физических способностей, что создает базу для последующего обучения новым двигательным действиям. Это достигается в результате целостного повторения упражнений под руководством преподавателя.

Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и самооценка обучающимися собственных действий.

В заключительной части подобраны приёмы приведения организма из возбуждённого в относительно спокойное состояние и способствующие переходу к последующей учебной деятельности.

Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря производится заблаговременно.

Для обучающихся освобождённых по состоянию здоровья предлагается тест для контроля знаний по теории физической культуры и спорта.

План-конспект урока ППФП (юноши)

Цель урока: Совершенствование двигательных качеств обучающихся согласно выбранной профессии.

Задачи урока:

  • Обучение регулированию уровня физической нагрузки.
  • Развитие силы, силовой выносливости, координационных способностей.
  • Воспитание волевых качеств и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Учебно-тренировочный.

Форма проведения: Практическое занятие.

Метод проведения: Фронтальный, поточный.

Технология: Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки – 2 шт.; скакалки – 18 шт.; гимнастические коврики – 18 шт.; нестандартный спортивный инвентарь – гантели весом 10 кг – 18 шт.

Читайте также: