Февраль последний месяц зимы конспект занятия

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФЕВРАЛЬ - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ

Задачи: уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме; уточнить о свойствах снега, льда; обогащать словарь детей, развивать связную речь.

I . Организационный момент

Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это –метель.

Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляют картинки одного плана. Учитель предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.

II . Введение в тему урока.

О чем вы прочитали текст? В какое время года бывают метели? Куда мы ходили с вами на прошлом уроке? Что вы видели?

Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

III . Работа по теме урока.

Беседа с использованием календаря природы.

Какой месяц сейчас идет? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря?

Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие – зеленые?

Что лежит на земле и на деревьях?

Почему не видно травы и цветов?

Когда больше было снега – в декабре или в январе?

Какая была погода в декабре? В январе? В феврале?

Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе?

Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных?

Сосчитайте, сколько было ветреных дней.

Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой?

Как узнать по календарю, что все три месяца было холодно, морозно?

Что делают дети зимой на улице?

Каких птиц вы видели?

Какие еще птицы остаются зимовать?

Почему эти птицы не улетели на юг, в теплые края?

Чем питались птицы?

Где насекомые, почему не видно бабочек, муравьев?

Что делают лесные звери зимой?

Легко ли животным и птицам жить зимой?

Ответы детей.

Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима – это очень красивое время года: все кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу.

Рассказ учащихся о погоде.

Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода. Пользуясь в рассказе схемами-опорами (солнце, небо, земля, деревья, одежда людей, изменение в жизни зверей, изменение в жизни птиц, занятия детей)

Физкультминутка

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины? Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины? Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
– Здравствуй, зима!
Ты хозяйке, поклонись-ка:
Здравствуй, зима!

Обобщающая беседа о зиме.

Мы с вами много говорили о зиме. А сейчас отгадайте загадки и объясните свой ответ.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Зовут меня .
(Зима)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.

Что за звездочки сквозные Солнце не греет,

На пальто и на платке, Поле белеет,
Все сквозные, вырезные, Сани скрипят,

А возьмешь — вода в руке? Речки молчат.

(Снежинки) (Зима)

Поему в руке вода? Почему снежинки не тают на пальто?

Почему поле белеет? (Покрыто снегом.) Почему сани скрипят? (Морозно.) Почему речки молчат? (Скованы льдом.)

Без рук, а рисует, Избушка новая – для всех столовая,

Без зубов, а кусает. Зовет обедать, крошек отведать.

(Мороз) (Кормушка)

Кто и где рисует? Что кусает?

Для кого люди вешают кормушки? Зачем они нужны

Без досок, без топоров Летом – серый,

Через речку мост готов. Зимой - белый.

Мост – как синее стекло: (Заяц)

Скользко, весело, светло.

Почему скользко? Почему весело?

Почему заяц зимой белый, а летом серый?

Вот и подходит к концу холодная зима. Мы с вами узнали, что зима – это одно из четырех времен года. Кроме зимы есть: … (весна) , … (лето) , … (осень) . Зима длится … (3 месяца) . Первый месяц зимы - … (декабрь) , затем идут … (январь) и последний, третий месяц - … (февраль) . Зимой всегда холодно. Дни чаще всего пасмурные. Идет снег. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и пруды покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку. Мы должны заботиться о птицах, помогать им выжить в холодное время года.

IV . Закрепление изученного.

Учитель предлагает учащимся записать рассказ, вставляя походящие слова.

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о феврале.

Задачи:

Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Лексический материал: капель, оттепель, метель, вьюга, Бокогрей, Вьюговей, Ветродуй.

Цели: систематизировать знания детей о зиме; закреплять названия зимний месяцев.

Демонстрационный материал: Картинки, на которых изображены белый прямоугольник с серыми тучами, снежинка, три черные дугообразные стрелки, три горизонтальные стрелки со спиралями на концах, контурное изображение сугробов, черные вертикальные стрелки со спиралями на концах.

Предварительная работа воспитателя: Во время прогулок рассмотреть с детьми сугробы: естественные (наметенные ветром) и искусственные (результат работы дворника); по возможности понаблюдать с детьми за поземкой, за тем, как дует ветер во время вьюги. Прочитать детям рассказы и стихи,в которых описывается метель.

Организационный момент:

Игровое упражнение "Отгадай загадку"

Воспитатель предлагает отгадать загадку и обосновать свой ответ словами из её текста:

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Основная часть. Беседа

Воспитатель задает вопросы детям:

- февраль который по счету месяц зимы? (третий)

- после какого месяца идет февраль? (после января)

- какое время года наступит после зимы? (весна)

Работа с демонстрационным материалом

Воспитатель выставляет опорные картинки на доску, а дети называют признаки зимы.

- белый прямоугольник с серыми тучами. (небо пасмурное, покрыто серыми тучами);

- снежинка (идет снег);

- контурное изображение сугробов (зимой большие снежные сугробы).

дети заучивают слово "сугробы"

Физкультминутка

По команде воспитателя : "Сугробы!" дети показывают руками большие кучи снега.

По команде: "Метель!" - быстро бегут, "подгоняемые" ветром.

По команде: "Пземка!" - бегут в полуприседе.

Игровое упражнение "Узнай по описанию"

Воспитатель описывает месяцы не называя их. Дети стараются отгадать, о каком месяце идет речь.

- в этом месяце птицам особенно трудно: стоят самые сильные морозы, начинаются снегопады (декабрь)

- замерзают реки, в этом месяце самый короткий день и самая длинная ночь (январь)

- метут метели, лежат большие сугробы (февраль)

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.

Тип занятия: подгрупповое.

Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о феврале.

Задачи:

Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.

Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.

Лексический материал: капель, оттепель, метель, вьюга, Бокогрей, Вьюговей, Ветродуй.

Читайте также: