Фет осенняя роза конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока (внеклассного мероприятия): повторительно-обобщающий

Форма проведения: литературно-музыкальная постановка

Цель: с помощью углубленного изучения творчества А. А. Фета способствовать воспитанию у учащихся интереса к слову и русской поэзии

ВложениеРазмер
muz._liter._montazh_a._a._fet.doc 109.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

посвящённая творчеству А. А. Фета

Учитель Лысенкова Н. Н.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся среднего школьного возраста

Тип урока (внеклассного мероприятия): повторительно-обобщающий

Форма проведения: литературно-музыкальная постановка

Цель : с помощью углубленного изучения творчества А. А. Фета способствовать воспитанию у учащихся интереса к слову и русской поэзии.

познакомить учащихся с интересными фактами жизни и творчества А. А. Фета, дать представление об основных особенностях лирики поэта, показать связь между поэзией А. А. Фета и русской классической музыкой XIX века

совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

Методы и приёмы:

Эвристическая беседа, дисскуссия, слово учителя, рассматривание иллюстраций и оценка их, выразительное чтение, метод анализа.

литература и живопись, литература и музыка.

интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация, музыкальное

сопровождение, тексты стихотворений, портрет А.А.Фета.

И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, которые до сих пор не разгаданы. Любовь, природа, красота - вот основные мотивы лирики поэта, жившего совсем не в поэтическое время.

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил своё чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И в злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

18 сентября 1886

3.Антонио Вивальди. Концерт для двух мандолин, Соль мажор (отрывок).

А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Да он и сам не стремился к славе, в жизни у него были другие проблемы: в возрасте 14 лет он был объявлен незаконнорожденным и лишён отцовской фамилии Шеншин, а заодно и наследства, и потому всю жизнь Фет-человек посвятил тому, чтобы его признали-таки дворянином. Но Фет-художник за эти годы создал удивительный мир волшебной поэзии, поэзии, за которую его неоднократно упрекала русская критика, которая никак не могла найти в лирике поэта столь необходимые для неё общественные мотивы, и потому творчество поэта было заклеймено, на что Фет демонстративно противопоставлял себя своему времени и жил вразрез с духом его.

5.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Подснежник (Апрель).

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришёл я снова,

Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

6.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. У камелька (Январь).

В стихах Фета возникают образы, волнующие звуками, запахами. Они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у автора одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя.

Русская весна предстаёт перед нами с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берёз.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нём нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Так дева в первый раз вздыхает-

О чём – не ведая ещё,

И в первый раз благоухает

Её блестящее плечо.

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Обычная картина солнечного весеннего дня, мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создаёт впечатление чего-то хмурого, наоборот- она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости.

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу…

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет всё боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черёмуха спит.

Ах, опять эти пчёлы над нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

Однако в этой поэзии живёт и другой крылатый вестник весны - соловей. Если пчела поёт днём, то царство соловья - весенняя ночь:

Какая ночь! Нам всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как чист и свеж твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

7.Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Белые ночи (Май).

В строках фетовской лирики чудодейственно зримо встаёт пейзаж средней полосы России. И одного этого было бы достаточно, чтобы имя Фета запечатлелось в истории нашей лирики. Но Фет ставит задачу ещё более грандиозную: за полем ( в прямом смысле слова) читатель должен был увидеть поле души человеческой. Ради этого Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям и травам, к кустам и рекам.

Русское лето – это сверкающий жгучий воздух, с синим, подёрнутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром, с лиловым дымом заката, с ароматом скошенных цветов под меркнущей степью, с тихим летним вечером…

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы.

От вершин скользя к вершинам,

Ветр ползёт лесною высью.

Слышишь ржанье по долинам?

То табун несётся рысью.

Да оставь окно в покое,

Подожди ещё немножко-

Я не знаю, что такое,-

Полетел бы из окошка!

Как здесь свежо под липою густою-

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там вдали сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы

Волнистые проходят облака.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Робко месяц светит в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой неба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

8. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. Осенняя песня (Октябрь).

А вот перед нами предстаёт осень: потянувшиеся на юг птицы, унылые леса, опустевшие поля…Прозрачная мудрость осени.

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Прыгает как мяч.

Ещё вчера, на солнце млея,

Последним лес дрожал листом,

И озимь, пышно зеленея,

Лежала бархатным ковром.

Глядя надменно, как бывало,

На жертвы холода и сна,

Себе ни в чём не изменяла

Сегодня вдруг исчезло лето;

Бело, безжизненно кругом,

Земля и небо – всё одето

Каким-то тусклым серебром.

Поля без стад, леса унылы,

Ни скудных листьев, ни травы.

Не узнаю растущей силы

В алмазных призраках листвы.

Как будто в сизом клубе дыма

Из царства злаков волей фей

Мы в царство горных хрусталей.

9. Пётр Ильич Чайковский. Времена года. На тройке (Ноябрь).

Русская зима- бег далёких саней на блестящем снегу, узоры мороза на двойном стекле, игра зари на занесённой снегом берёзе…

И прихотью мороза

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,-

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

10.Ф. Шопен. Ноктюрн, Си-бемоль минор.

Музыкальность стихов проявляется не только в том, что многие из них положены на музыку, но и в самой структуре стихотворений. Музыкальности своей лирики Фет добивался множеством способов: это и лексические повторы, использование разнообразных ритмов и звуков, отказ от глаголов - их всех не учесть. Интересный приём- звукопись: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных).

Чудная картин а ,

Как ты мне родн а :

Свет небес высоки х ,

И блестящий сне г ,

И саней далёки х

Сквозь музыку, сквозь мелодику сердца Фет видит мир!

Но на самом деле предложение не выглядит статическим, смена лирических картин даёт ощущение движения, а особый ритм стихотворения , звукопись, ряды однородных членов делают его особенно музыкальным.

Это стихотворение записано у нас на слайде: основная тема - чувство любви, построено стихотворение на параллелизме: мир природы и мир человека. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые называются одно за другим: шёпот - робкое дыханье - трели соловья…но все предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения за словами. Тончайшее чувство любви, словами невыразимое, небывало сильное. Так до Фета ещё никто не писал!

Сейчас эти поэтические строки, положенные на музыку замечательного русского композитора Милия Балакирева вы услышите в записи и представите движущуюся картину перехода от ночи к утру, когда поднимающееся солнце захватывает всё большее пространство и заливает мир янтарём и пурпуром.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:




Биография Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892 гг.)

Биография Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892 гг.)

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря по н.с.) 1820 года в Ор.

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря по н.с.) 1820 года в Орловской губернии, в деревне Новоселки. село Новосёлки Орловской губернии


Московский университет

Начало творческого пути Первый сборник стихотворений Фета «Лирический Пантеон.

Военная служба А.А.Фет на военной службе

Военная служба А.А.Фет на военной службе

Литературные успехи Тем временем росла Его поэтическая слава: успех вышедшей.

Любовь в жизни поэта .

Любовь в жизни поэта .

Семейная жизнь В 1857 г. Фет женился в Париже на сестре своего друга - Марии.

Семейная жизнь В 1857 г. Фет женился в Париже на сестре своего друга - Марии Петровне Боткиной. Мария Петровна Боткина

Возвращение дворянского титула В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия отц.

Возвращение дворянского титула В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия отца со всеми связанными с нею правами. Он получает дворянство и становится дворянином Шеншиным. Портрет Фета кисти И.Е.Репина

Последние годы жизни

Последние годы жизни

Смерть поэта Вид на церковь, в которой погребен Фет Склеп с могилами А.А. Фет.

Смерть поэта Вид на церковь, в которой погребен Фет Склеп с могилами А.А. Фета и его супруги Марии Петровны.







Это стихотворение о жалости к живым существам, даже самым маленьким и незаме.

Это стихотворение о жалости к живым существам, даже самым маленьким и незаметным.











ЛЮБИМЫЙ СИМВОЛ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, зем.

ЛЮБИМЫЙ СИМВОЛ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения.


КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ



Использованный материал Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedi.

Выбранный для просмотра документ Урок литературы Фет.doc

Методическая разработка урока по литературе

(по творчеству А.А.Фета)

Думаю, вы согласитесь, мы - дети XX1 века и отмечены его печатью: вечно спешим куда-то, суетимся, а в итоге так ничего и не успеваем толком, много говорим сами и не умеем слушать других. Мы погружены в быт и все реже прислушиваемся к себе, не замечаем прекрасные мгновенья в нашей жизни, в природе.

А между тем в XIX веке жил и творил человек, который считал, что настоящая жизнь не в этом привычном, будничном мире, она - в царстве красоты, в царстве природы.

Сегодня нас ждёт встреча с этим замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Этому поэту в этом году исполнится 195 лет со дня рождения.

О каком же поэте пойдет сегодня речь?

Дети: Афанасий Фет.

Правильно, этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет.

Итак, откройте тетради по литературе и запишите тему урока.

В качестве эпиграфа к нашему уроку мы возьмем слова современного поэта Вадима Шефнера.

За мигом – миг, за шагом – шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.

Запишите эпиграф в тетрадь.

Как вы думаете, о чем пойдет у нас разговор?

Дети: О прекрасных мгновеньях в нашей жизни.

Мы знаем три рода литературы: эпос, драму, лирику. И в эпосе, и в драме писатель изображает события, охватывающие более или менее продолжительное время. Лирика – единственный род литературы, способный выразить мысли, чувства, думы поэта, возникшие в связи с проносящимися мгновеньями окружающей жизни.

Давайте обратимся к страницам из жизни поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

Он был сыном богатого помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, который женился за границей на немке Каролине Шарлотте Фёт, но без православного обряда. Через 14 лет брак, законный в Германии, в России был признан незаконным. И дворянин Афанасий Шеншин стал разночинцем Афанасием Фетом. Это был страшный удар по самолюбию подростка. Он долго не мог смириться с потерей дворянского сословия. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в городе Верро, в пансионе Крюммера.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 г. он был принял в кирасирский полк, в 1853 г. перешел в уланский гвардейский полк.

В 1858 г. вышел в отставку штаб-ротмистром. Дворянских прав, однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как А.А. Фет повышался по службе.

В 1857 г. Фет женился в Париже на сестре своего друга - Марье Петровне Боткиной.

Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме всегда царило взаимное уважение. Супруга с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился её спокойный добрый характер.

Долгое время Фет находился на военной службе. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия отца со всеми связанными с нею правами. Он получает дворянство и становится дворянином Шеншиным.

Затем он вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Похоронен в родовом имении Шеншиных в селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла.

Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о снеге, о море, о звёздах, о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Чтение учащихся стихотворения А.Фета “Мотылек мальчику”.

Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнью упиться день один,
На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.

- О чем это стихотворение?

- Как вы его поняли?

1. Это стихотворение о жалости к живым существам, даже самым маленьким и незаметным.

2. О бережном отношении к природе.

3. О величайшей тайне жизни, которой никто не имеет право распоряжаться по своей воле.)

Короток век мотылька – одно мгновенье по сравнению с жизнью человека. Но это мгновенье доставляет мотыльку неизмеримое счастье.

В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути.

Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой. Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой.

От какого лица ведется повествование в стихотворении?

Повествование ведется от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой.

Мотыльки летают вечером и по ночам. Они стремятся к свету, горящему в ночи. Поэтому можно часто увидеть мотыльков, влетающих в окно и кружащихся вокруг электрической лампочки. Жизнь мотылька коротка, мимолетна. Мотылек живет один-два дня.

Фет любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал её. Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, во всём: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке.

Природа в лирике Фета неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.

Какие цвета можно сопоставит с этим словом?

А теперь сравним наши ассоциации с ассоциациями А.Фета.

Что описывает А.Фет в стихотворении?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? ( грусть, но светлая; спокойствие, наступившее после шумного дня, очарование красотой вечера).

Обратите внимание на повтор в начале строк про- (анафора)

Какие еще изобразительные средства использует поэт?

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

Фета всегда восхищала, удивляла, впечатляла природа, которая предстает в определенное время суток, в определенное время года .

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Какое время года изображено в стихотворении? (Лето)

Какое время суток? (вечер, закат)

Какие краски представлены в стихотворении?

Как названо Солнце в стихотворении?

С чем можно сопоставить образ бескрайнего ржаного поля? С морем. Сходство усиливается за счет метафоры "золотые переливы", которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

В природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения.

Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета "Зреет рожь под жаркой нивой", скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то.

В стихах о природе Фет пытался передать своё душевное состояние, свои мысли и чувства.

Любимый символ А.Фета – это роза. В персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью, тем самым символизирует недостижимость объекта любви. У Фета роза – это символ природной красоты.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.
Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Заключительное слово учителя. Слайд.

Итак, А.А.Фет – замечательный русский поэт. Он умел видеть в самом простом нечто особенное, загадочное. Его поэзия свежа, она волнует душу, даёт почувствовать красоту земли и родного слова.

Стихи призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется она не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!( Слайд)

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовить иллюстрации к стихам А.Фета

Рефлексия. А сейчас я попрошу вас по одному подойти к столу и выбрать смайлик для выражения своего мнения о сегодняшнем уроке. Радостный смайлик – вам понравился урок, грустный – не понравился. Прикрепите их на доску.

3 3 поэтических строк по прозаическим образцам Шаг 6. СЛАЙД 6. Создание поэтической миниатюры. Игра Рифмоплѐты тетради. Сочинение четверостишья, просмотр слайда, работа в тетради 4 мин. Физминутка На 23 минуте Шаг 7.Зимние пейзажи и зимние стихи, СЛАЙД 7. Чтение стихотворений и создание отзывов. Просмотр слайдов Зимние пейзажи, Чтение стихотворений А.С.Пушкина 10 мин. 3 Стадия рефлексии Подведение итогов урока. Самоценка работы на уроке. Самостоятельное планирование внеурочной занятости. 1) рассказать о стихотворении (авторском или собственном) с исп. терминов; 2) сочинение собственного стихотворения Зима Ход урока Комментарий учителя Всего: 14мин. 3мин. Организационный момент Хочу обратить ваше внимание, что второе название 7 шагов к творчеству. Это значит, что все мы совершили прекрасный путь от слова к словесности, к собственному стихотворению. (демонстрация титульного слайда) Шаг 1 Сравните два текста. В чѐм различие этих форм словесного выражения? Демонстрация слайда 1) Я не умею писать стихи. Но когда приходит вдохновение, то могу сочинить несколько строк. 2) Писать стихи я не умела Но только муза позвала Я белые листы одела В одежду лѐгкую письма. Ответ: 1 текст проза, а 2 текст стихи.

7 7 Приложение 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА(составлена на основе Интернет- материалов)

8 8 Приложение 2 Алгоритм 7 шагов к творчеству Шаг 1. Различение форм словесного выражения Шаг 2. Странички литературного словаря Стихи или проза? Что такое ритм? рифма? Шаг 3. Слушание текста Шаг 4. Отбор рифмующихся слов Шаг 5. Воссоздание поэтических строк по прозаическим абзацам. Шаг 6. Игра Рифмоплѐты Шаг 7. Создание поэтического текста Какие слова рифмуются? Как написал поэт? Мое четверостишье Мое стихотворение

Стихи об осени: а. а. фет “осенняя роза”

Великий русский поэт А.Фет написал в свое время достаточно много произведений на тему природы. Через описание природы он выражал свои мысли и чувства. Безответная любовь поэта к Марии Лазич оставила глубокий след в его воспоминаниях, поэтому тоску по этой женщине можно увидеть во многих его лирических произведениях.

Именно поэтому, читая это стихотворение, невольно ловишь себя на мысли, что за пределами осени ничего нет, только лишь вечность и пустота.

Название стихотворения в полной мере отражает его сюжет.

Но чуть позже во всей красоте перед читателем предстает роза, которая символизирует жизнь, которая способна напомнить автору о тех теплых солнечных днях. Она приближает будущую весну. Именно так в произведении осуществляется резкая смена картин.

Фет воздвигает розу на высокий пьедестал, называя ее царицей, одной единственной и неповторимой.

Так, наконец, разрешается лирический конфликт, который имеет место быть в этом стихотворении. Именно великолепная роза радует поэта яркими весенними красками. Только она одна помогает ему не впасть в осеннюю хандру. Наперекор всем испытаниям, когда день катится к своему концу, именно роза веет будущей весной и дает надежду будущее.

Довольно часто А.Фет в своих стихах использует картины природы, чтобы выразить свои глубокие переживания. Природа в его произведениях играет одну из основных ролей, подчас помогая разрешить лирический конфликт героя.

А. А. Фет писал очень много стихов о природе, в которых пытался передать своё душевное состояние, мысли и чувства. Афанасия Афанасьевича посетила несчастная любовь (к Марии Лазич) и поэтому, как мне кажется, во многих стихотворениях прослеживается тоска по ней.

В названии стихотворения отражён весь сюжет. Оно адресовано самому прекрасному и божественному цветку-розе.

Осыпал лес своивершины,

Сад обнажил своё чело.

В начале стихотворения автор показывает самую настоящую осень с помощью олицетворения: сад обнажил, дохнул сентябрь.

Сначала Фет выражает огромное сожаление, потому что с наступлением осени пропадают яркие краски, начинаются долгие проливные дожди, кругом сырость и грязь. Тоска. Но потом он как будто случайно замечает великолепное создание-розу:

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. И тут он понимает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне. Таким образом, происходит смена картин в стихотворении.

Поэт воздвигает розу на пьедестал, называет её царицей, считает единственной и неповторимой:

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Так лирический конфликт находит своё разрешение. Поэту помогает не впасть в осеннюю хандру великолепная роза: Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.

А. А. Фет писал очень много стихов о природе, в которых пытался передать своё душевное состояние, мысли и чувства. Афанасия Афанасьевича посетила несчастная любовь (к Марии Лазич) и поэтому, как мне кажется, во многих стихотворениях прослеживается тоска по ней.

В названии стихотворения отражён весь сюжет. Оно адресовано самому прекрасному и божественному цветку-розе.

Осыпал лес своивершины,

Сад обнажил своё чело.

В начале стихотворения автор показывает самую настоящую осень с помощью олицетворения: сад обнажил, дохнул сентябрь.

Сначала Фет выражает огромное сожаление, потому что с наступлением осени пропадают яркие краски, начинаются долгие проливные дожди, кругом сырость и грязь. Тоска. Но потом он как будто случайно замечает великолепное создание-розу:

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. И тут он понимает, что жизнь продолжается, что цветок будет напоминать ему о солнечных днях и уносить в будущее, ближе к весне. Таким образом, происходит смена картин в стихотворении.

Поэт воздвигает розу на пьедестал, называет её царицей, считает единственной и неповторимой:

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Так лирический конфликт находит своё разрешение. Поэту помогает не впасть в осеннюю хандру великолепная роза: Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня.

Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица-роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Личные переживания, связанные с трагической гибелью Марии Лазич, оставили глубокий след в творчестве Афанасия Фета. Чувство угнетения и раскаяния не смогли скрасить ни вполне благополучный брак поэта, ни финансовый достаток, к которому он стремился всю свою жизнь.

После смерти Фета среди его рабочих бумаг нашли рукопись со стихами, посвященными возлюбленной, о существовании которых никто не подозревал.

Даже законная супруга поэта не предполагала, что его пограничное состояние на грани помешательства связано с преждевременной кончиной девушки, которую Фет искренне полюбил много лет назад, но не решился связать с ней свою судьбу из-за меркантильных интересов.

Те немногие стихи, которые Фет публиковал в последние годы жизни, также были омрачены горечью утраты, глубину и тяжесть которой поэт осознал лишь спустя годы. Он понял, что нет ничего более ценного, чем любовь, заменить которую не в состоянии деньги, роскошь и положение в обществе.

Не сложно догадаться, что в этом дивном цветке поэт увидел прообраз своей возлюбленной, которая ушла из жизни, но при этом продолжает присутствовать не только в сердце, но и в повседневной жизни Фета, даря ему надежду на скорую встречу.

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

Действительно, по меньшей мере, странно видеть живую розу среди погибших цветов.

в угасании собственной жизни, все-таки остается восприимчив ко всему доброму и прекрасному. В этом и заключается смысл финала.

Послушайте стихотворение Фета Осенняя роза

Темы соседних сочинений

← Опять незримые усилья↑ ФетОсень →

Осень у большинства людей ассоциируется с периодом умирания в природе. Да и поэты не слишком жаловали своим вниманием это время года. Гораздо чаще в русской поэзии появлялись стихотворения о весне или лете – таких временах года, когда в природе царит возрождение и расцвет.

веет, означает, что герой еще чувствует себя молодым, так как весна – время молодости и цветения.

Анализ стихотворения Фета Осенняя роза

Стихи об осени: а. а. фет “осенняя роза”

У Фета была любовь всей жизни. Её звали Мария Лазич. Фет испытывал к ней чувства, и она отвечала взаимностью. Всё могло быть хорошо. Но поэт стремился к материальному благополучию, и поэтому отверг свою любовь. А потом девушка погибла в пожаре.

Страшные бури стали терзать душу Фета, он был на грани помешательства. И никто не мог предположить, что это из-за девушки, с которой у него могло быть счастье, но оно было упущено. Кто знает, если бы Фет женился на Марии, всё могло быть по-другому.

Стихотворения, которые Фет писал в последние годы жизни, отличаются мрачными настроениями, горечью утраты. Даже супруга не знала, откуда это. Может быть, великий поэт не рассказывал никому о том, что у него на душе. И уже после его смерти в письменном столе нашли рукопись со стихами, посвящёнными Марии Лазич. Никто не знал, что они вообще существуют.

Ночь обожгла цветы в саду – они уже не будут такими красивыми, как раньше. Холодает. Вторая строфа – среди погибших цветов самая красивая только одна роза. Пышная и благоуханная. Царица. Она хорошо сохранилась.

И третья строфа – поэт говорит, что несмотря на страдания жизни и злобные вечера, эта роза продолжает веять на него весной и свежестью. Что это значит? Фет верит, что Мария Лазич незримо присутствует с ним и вдохновляет его. Поэт совершил несколько попыток самоубийства, возможно, чтобы воссоединиться с ней. Но в итоге он умер от сердечного приступа. Воссоединение произошло.

Вот такие печальные стихотворения писал Фет под конец жизни. Он понимал, что упустил своё счастье, что никакие деньги не стоят чистой, искренней любви, которая была у него только раз в жизни. Но прошлое не вернуть.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Капельный полив и простейшие варианты его организации

Краткое содержание, по пану какой жанр этого произведения

Возможно вам будет интересно

Стихи об осени: а. а. фет “осенняя роза”

Пожалуй, не найдётся человека, которому не был бы знаком один из величайших поэтов 19 века — Золотого века русской литературы — А.А. Фет.

Мудрейший, Фет в кажущейся простоте своих строк умеет потрясающе чувственно, откровенно и искренне описать собственные переживания, вылить самые сокровенные эмоции на бумагу.

Некоторые исследователи связывают его написание с характерным для творчества автора пантеизмом, поиском и запечатлением гармонии природы.

В ней Фет отмечает, как среди увядающей природы сильный и прекрасный розовый бутон сохраняет свою прелесть, пережив все невзгоды. Лирический герой, наслаждающийся цветком, находит в себе силы вспомнить о весне жизни, о прекраснейших годах.

Несмотря на кажущуюся простоту, стихотворение сложно в своем смысловом, эмоциональном посыле. Классик, находящийся на пороге смерти, остро нуждается в прекрасном, в том, что позволит наслаждаться уходящим временем без горестей, без страданий. Прекрасная роза становится символом воспоминаний, приносящих умиротворение пылкой душе поэта.

Таким воспоминанием для него становятся мысли о Марии Лазич, в смерти которой классик будет винить себя до последнего дня жизни.

Кроме того, поэт противопоставляет умирающую природу прекрасной царице цветов, подчёркивая её гармоничность. При этом элегия не богата эпитетами, метафорами и прочими средствами.

Вместо вычурности Фет прибегает к использованию звукописи: аллитерация встречается почти в каждой строке, например, в двух последних.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Благодаря тому, что произведение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, создаётся его особое интонационное звучание, чуть замедленное и певучее.

Читайте также: