Фет чудная картина 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

ФЕТ АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ
(1820 – 1892)

СТИХОТВОРЕНИЯ О ПРИРОДЕ

Уроки литературы в 5 классе[1]
Урок 46

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о о поэте

Рассказ учителя о Фете и показ презентации, сделанной учителем и включающей портреты поэта, изображения литературных мест, связанных с его именем.

В какой семье родился Фет?

Какое образование он получил?

Как называлась первая книга его стихов?
(Слово пантеон должно быть истолковано.)

Чем занимался Фет в течение жизни?
(Служба, помещичья деятельность, литературное творчество.)

Почему Фета называют певцом красоты, умевшим выразить её в слове?

VI. Анализ стихотворений Фета о природе (в группах):

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт? Как вы догадались?

Докажите, что зимний пейзаж у Фета полон загадочности и очарования.

Каково отношение поэта к родной природе?

Какие мысли и чувства возникают у читателя после чтения стихотворения?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт?

Важно ли для поэта точное обозначение времени года или главное для него — изображение чувств и переживаний человека?

Докажите своё мнение цитатами.

Как в стихотворении проявилось восхищение поэта красотой мира?

Доводилось ли вам видеть картину, описанную поэтом? Какое настроение она создаёт?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какие картины природы, по мнению поэта, являются нарушением красоты мира? Приведите примеры.

С каким чувством обращается поэт к птичке? Почему?

Докажите, что поэту важна красота и гармония мира. Подтвердите свои мысли цитатами.

VII. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

Есть ли в этих стихотворениях человек?

Как выражается его присутствие в каждом тексте?

Докажите, что он умеет изображать тончайшие переживания души, восхищаться красотой мира.

Почему для поэта изображение красок, звуков, запахов природы и настроений, которые они вызывают, является воплощением красоты жизни?

Может ли общение с природой и высокой поэзией спасти человека от душевной чёрствости? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета (по выбору) и подготовиться читать его выразительно.

Письменно проанализировать одно стихотворение, опираясь на вопросы для его анализа.

Групповое задание.

Подготовиться читать по ролям диалоги Жилина с татарами.

Индивидуальное задание. Найти в справочной литературе и ресурсах Интернета дополнительные материалы о Л. Н. Толстом и его участии в кавказской войне.

Афанасий Афанасьевич
ФЕТ
1820-1892

Афанасий Афанасьевич Фет — великий русский поэт-лирик — был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет.

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца. Фет научил русскую поэзию выражать тончайшие, едва уловимые переживания, для которых словно бы не придумано слов, а есть лишь интонации, откуда-то ветром приносимые звуки, едва различимые очертания. Но в том и состоит заслуга Фета, что все эти впечатления он сумел выразить в слове.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЧУДНАЯ КАРТИНА.
А. А. Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости стихотворного ритма.

4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, воспринимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ
А. А. Фет

Весенний дождь
Ещё светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купался, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня?

2. Какое настроение передаёт поэт читателю?

3. Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? (Обратите внимание на обилие глаголов и глагольных форм.)

4. Можно ли сказать, что поэт прислушивается к звукам, всматривается в окружающий мир, чтобы самое обычное событие, знакомое каждому, осветилось по-новому? Испытывали ли вы такое же состояние, которое переживает поэт в стихотворении?

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Прочитайте стихотворение выразительно, передавая интонацией ваши впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЗАДРОЖАЛИ ЛИСТЫ, ОБЛЕТАЯ.

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна.
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении?

3. Придумайте название этому стихотворению. Как вы думаете, почему автор не озаглавил его?

4. Какие эпитеты и метафоры и с какой целью использует поэт?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

1. Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016. — 252 с. (вернуться)


План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина. ", литература, 5 класс.

ВложениеРазмер
a.fet_.docx 14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: продолжить знакомиться с творчеством А. А. Фета; показать особенности изображения природы и человека в лирике поэта; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве А. Фета; владение элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи; умение выразительно читать стихи.

1. Организационный момент

2. Работа с темой урока. Объяснение нового материала.

3. Работа с материалом в учебнике.

Ребята, откройте учебник и прочитайте биографические данные

А. А. Фета (стр. 244).

Комментарии к стихотворению

В стихотворении, вольно или невольно, обыгрывается значение слова картина. Основное значение здесь – то, что можно видеть, представлять себе в конкретных образах, картина природы. Дополнительное значение проявляется в стихотворении в целом. А. Фет как будто рисует картину – произведение живописи, но не только красками, а словами. Картина, изображенная поэтом, статична: глаголы отсутствуют, поэтому она воспринимается как четко запечатленное воспоминание.

Единство изображения пейзажа соответствует единству эмоции, переживания. Восклицательная интонация у А. Фета сглажена продолжением предложения и продолжением картины. Интонация предложения приобретает задушевность, искренность, ностальгический и грустный оттенок. Эпитет (одинокий) вызывает щемящее, тоскливое чувство.

5. Работа с вопросами и заданиями в учебнике

Ребята, отвечаем на вопросы 1-4, стр. 245 (устно).

6. Дополнительное задание

Выполните задание (письменно) и пришлите мне в личный или общий чат.

8. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, краткий рассказ о поэте, анализ стихотворения, изучение нового, физкультминутка, творческая работа, рефлексия, домашняя работа.

Цель: ввести детей в поэтический мир Фета, развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения.

Задачи урока:

познакомить учащихся с поэтом; развивать умения выразительного чтения и анализа

художественного произведения.

1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- отчёт дежурного;

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Сегодня у нас непростой урок, урок, который потребует от вас внимания, усидчивости, терпения и, конечно, умения работать.

Рассмотри картинку и постарайся её запомнить. ( Учитель закрывает картинку.). Затем предлагает учащимся ответить на вопросы.

- Сколько чашек стояло на столе ?

- Была ли среди фруктов груша ?

- Что лежало под столом ?

- Что было нарисовано на картине ?

- Какого цвета была ваза для фруктов ?

- Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

- Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

- Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

Краткий рассказ о о поэте

Рассказ учителя о Фете и показ презентации, сделанной учителем и включающей портреты поэта, изображения литературных мест, связанных с его именем.

В какой семье родился Фет?

Какое образование он получил?

Как называлась первая книга его стихов?
(Слово пантеон должно быть истолковано.)

Чем занимался Фет в течение жизни?
(Служба, помещичья деятельность, литературное творчество.)

Почему Фета называют певцом красоты, умевшим выразить её в слове?

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

VI. Анализ стихотворений Фета о природе (в группах):

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт? Как вы догадались?

Докажите, что зимний пейзаж у Фета полон загадочности и очарования.

Каково отношение поэта к родной природе?

Какие мысли и чувства возникают у читателя после чтения стихотворения?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изобразил поэт?

Важно ли для поэта точное обозначение времени года или главное для него — изображение чувств и переживаний человека?

Докажите своё мнение цитатами.

Как в стихотворении проявилось восхищение поэта красотой мира?

Доводилось ли вам видеть картину, описанную поэтом? Какое настроение она создаёт?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какие картины природы, по мнению поэта, являются нарушением красоты мира? Приведите примеры.

С каким чувством обращается поэт к птичке? Почему?

Докажите, что поэту важна красота и гармония мира. Подтвердите свои мысли цитатами.

VII. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

Обобщающая беседа:

Есть ли в этих стихотворениях человек?

Как выражается его присутствие в каждом тексте?

Докажите, что он умеет изображать тончайшие переживания души, восхищаться красотой мира.

Почему для поэта изображение красок, звуков, запахов природы и настроений, которые они вызывают, является воплощением красоты жизни?

Может ли общение с природой и высокой поэзией спасти человека от душевной чёрствости? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений Фета (по выбору) и подготовиться читать его выразительно.

Письменно проанализировать одно стихотворение, опираясь на вопросы для его анализа.

Групповое задание.

Подготовиться читать по ролям диалоги Жилина с татарами.

ЧУДНАЯ КАРТИНА.
А. А. Фет

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

3. Перечитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию и подумайте, каким образом поэт сумел добиться лёгкости стихотворного ритма.

4. Как вы считаете, почему вся картина, восхитившая поэта, воспринимается как чётко запечатлённое воспоминание? Почему эта картина постоянна, не изменяется? (Обратите внимание на отсутствие глаголов в стихотворении.)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Рефлексия. У вас на партах лежат карточки, продолжите предложения,

написанные в них.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

Я понял, что… Я для себя открыл…

Мне понравилось… На уроке мне было…

Домашнее задание:

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. Создать свою иллюстрацию к стихотворению.

Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Лирика – один из трёх основных родов литературы, воспроизводящий чувства и переживания поэта.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзажная лирика – это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п.

Список литературы

Обязательная литература:
1. Коровина В.Я. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. // В.Я., Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2018. – 305 с.

Дополнительная литература:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007. – 160 с.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
  4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кто знает, какой бы была судьба поэта, да и судьба русской литературы, если бы орловский помещик отставной ротмистр Афанасий Шеншин не влюбился бы в немку Шарлотту-Елизавету Фет (в девичестве Беккер). Если бы не увёз её от мужа из Дармштадта в своё поместье Новосёлки, Мценского уезда, где и появился на свет Афанасий Фет. Когда именно родился будущий поэт – нет определённости. По одним источникам, это произошло 23 ноября, а по другим 23 октября 1820 года.

До 14 лет жил и учился дома и считал себя сыном Шеншина и даже носил его фамилию. Но, некие доброжелатели донесли, что в Россию Шарлотта приехала уже будучи беременной, и маленький Афанасий не наследник древнего рода Шеншиных, а всего лишь сын немца Фета. Афанасий считался незаконнорожденным ребёнком, поэтому носил фамилию матери. Прославился он как поэт с немецкой фамилией. Тем не менее, отчим Афанасия сделал всё, чтобы усыновить его, и ему это в итоге удалось. Но к тому времени Фет был уже известным поэтом и от своей немецкой фамилии отказываться не стал, а в официальных бумагах просто добавлял вторую фамилию Фет-Шеншин.

В возрасте 25 лет Фет поступил на военную службу и через 13 лет вышел в отставку. Женился на Марии Боткиной и на деньги от приданого купил имение во Мценском уезде и стал помещиком. В его имении выращивали рожь и разводили лошадей и овец. На доходы от поместья семья и жила. Так, хозяйствуя и продолжая писать стихи, Фет прожил 72 года. За это время он выпустил множество сборников стихотворений.

Кажется, Фета не вдохновляли к написанию стихотворений ни люди, ни их страсти, переживания, чувства, и его очаровывала только природа. Однако, именно через запечатлённые пейзажи в своих стихотворениях он невероятно тонко передаёт собственные глубокие переживания.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

Не правда ли, создаётся ощущение, что любуетесь нарисованным пейзажем? Как поэту удаётся достичь такого эффекта?

Через эпитеты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далёкие, бег одинокий.

Обратите внимание: в стихотворении отсутствуют глаголы. Нет ни одного действия, ни одного движения. Таким приёмом автор добивается эффекта застывшей картины.

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет…

…Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым мёдом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Метафора – это скрытое сравнение.

Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря, ворвавшися, злая
Рвёт и мечет и воет в лесу.

Фет рисует картину осенней бури. И, внезапно, от бушующей непогоды автор переходит к описанию милой птички в тёплом гнёздышке:

Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна,
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.

Это противопоставление – антитеза – усиливается в следующем четверостишье, когда автор помещает в соседних строках и образ птички в уютном гнёздышке и грохочущую бурю:

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.

Почему это стихотворение называется метафорой? Исследователи творчества поэта считают, что под милой птичкой поэт вывел образ женщины, хлопочущей по хозяйству, а буря – это мир за стенами её уютного дома, полный горя и невзгод.

Итак, мы с вами рассмотрели пейзажную лирику А. А. Фета. Что объединяет эти стихи? Конечно, объект изображения — природа и любовь к ней. Однако природа здесь является скорее поводом для выражения широкой гаммы настроений и переживаний поэта.

Теоретический материал для углублённого изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Как ты мне родна:

Свет небес _____,

И блестящий снег,

И саней _______

Как ты мне родна:

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Выделение цветом

Выделите цветом поэтические строки, которые относятся к пейзажной лирике:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Цель : ввести детей в поэтический мир Фета, развивать умения выразительного чтения и анализа художественного произведения.

I. Организационный этап. Постановка целей.

II. Основная часть урока. В художественном мире поэта * .

1. Знакомство с основными этапами биографии поэта . (Самостоятельная работа со статьей учебника.)

Комментарий : стихотворение читает учитель.

При анализе учитель может опираться на вопросы к тексту, данные в учебнике.

– Присмотритесь к тексту стихотворения. Какие особенности вы заметили?

– Сколько предложений в стихотворении?

– Какое предложение перед нами: простое или сложное? Есть ли в предложении глаголы? (Все стихотворение представляет собой одно сложное предложение, в котором мы совсем не видим глаголов. В первой части подлежащее выражено местоимением ты, сказуемое – кратким прилагательным родна. Во второй части однородные подлежащие (в назывных предложениях) – равнина, луна, свет, снег, бег, но глаголов совсем нет. Из-за этого читателю кажется, будто он видит застывшую, замершую картину, нарисованную художником на полотне. Вся картина, запечатленная поэтом, воспринимается как единое целое, она словно не изменяется на наших глазах, она постоянна.)

– Какие элементы пейзажа описывает поэт? (Поэт передает величественность, широту и простор русских зимних полей, делая это с помощью отбора самых значимых элементов пейзажа. Мы не видим мелких деталей, все крупно и важно в нарисованной картине: над белой, покрытой снегом равниной – полная луна. Благодаря яркости луны даже ночное небо кажется высоким, с него льется свет, от которого блестит снег. Как луна одинока на небе, так на равнине, далеко, мы видим только одинокие сани.)

– Найдите эпитеты в стихотворении. Как их можно охарактеризовать? (Эпитеты, которые использует Фет, очень просты: равнина белая, луна полная, небеса высокие, сани далекие, бег одинокий. Вместе с тем мы понимаем, что эти эпитеты – единственно верные в данном случае, когда каждое слово значимо, и все вместе они описывают картину, которая при жизни Фета была знакома каждому русскому человеку.)

– Определите размер, которым написано стихотворение, и вид рифмовки. (Стихотворение написано трехстопным хореем; это размер, который чаще всего используется в народной песне. В каждой строчке по два, по три и редко по четыре слова. Перекрестная рифмовка четверостиший легко воспринимается, рифмы богатые.)

– Использует ли поэт звукопись? Как звучит в первом четверостишии звук [р]? Употребляется ли этот звук во второй строфе? Как использует автор звук [с]? (Особую легкость звучанию придает то, что во второй строфе отсутствуют звуки [р], [р’]. В первой строфе их тоже мало. Зато во второй строфе часто используется звук [с], который в этих стихах передает ощущение света. Так с помощью размера, рифмовки, богатой рифмы и аллитерации поэт добивается легкости стиха.)

– Подберите и запишите слова, которые описывают настроение, вызываемое стихотворением: грусть, радость; мажор, минор; будничность, праздничность; яркость, блеклость.

– Распределите то, что описывает поэт, по кадрам.

Вариант выполнения задания :

1. Окно, за окном – свет.

2. Луч солнца пробивается сквозь облака (общий план).

3. Воробей купается в песке (крупный план).

4. Надвигается дождевая туча, из которой льет дождь, видны струи (общий план).

6. Стекло, на которое брызнули две капли (крупный план).

7. Качаются липы (крупный план). Звук капель дождя.

– Подчеркните глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными? (Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам (блещет, трепещет, движется, брызнули, тянет, барабанит) мы чувствуем движение, видим изменения в природе.)

III. Заключительный этап урока. Подведение итогов.

Домашнее задание:

1. Выучить одно из стихотворений.

Читайте также: