Эволюция большевистского режима 11 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

К марту 1918 г. на большей части территории России была установлена власть Советов. Политика большевиков, направленная на подавление оппозиции (запрет либеральных партий, разгон Учредительного собрания, фактическое утверждение однопартийной системы), национализацию частных банков и промышленных предприятий привела к росту сопротивления новому режиму и гражданской войне. Поддержка оппозиции странами Антанты, предпринятая ими открытая военная интервенция способствовали развертыванию полномасштабных боевых действий на территории всей России.

В 1921 г. начался переход к новой экономической политике (НЭП), сущность которой заключалась в частичном восстановлении рыночной экономики при сохранении командных рычагов в руках партийного и советского руководства. Стратегической целью нэпа являлось построение социализма. В политике сохранялся жесткий однопартийный режим и любая оппозиционная деятельность подавлялась.

Благодаря НЭПу в 1925-1926 гг. был в основном завершен восстановительный период. Значительные успехи достигнуты в сфере образования. Одновременно определились серьезные противоречия нэпа, например, между сельским хозяйством и промышленностью; нарастал антагонизм между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризмом большевистского руководства. Началось постепенное свертывание НЭПа.

Одновременно с изменениями в экономике шел процесс формирования Союза Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. были утверждены Договор и Декларация об образовании СССР, а в январе 1924 г. принята Конституция СССР.

Смерть В.И. Ленина (21.01.1924 г.) обострила борьбу за лидерство в РКП(б). Одновременно в большевистском руководстве велась дискуссия о темпах и методах построения социализма в СССР. Основными участниками идейно-политической борьбы были И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин. К 1929 г. сталинская группировка добилась победы над своими идейными противниками.

Несмотря на успешное восстановление экономики в годы нэпа СССР оставался отсталой в технико-экономическом отношении страной. В 1925 г. XIV съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны. Сталинская модель модернизации предполагала усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжелой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации. В ходе реализации трех первых пятилетних планов, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.

Социалистическая модернизация экономики сопровождалась становлением командно-административной системы управления и режима личной власти И.В. Сталина. В ходе политической борьбы и репрессий оформилась система тотального контроля над всеми сферами экономической и социальной жизни, наукой и культурой. Новая Конституция СССР, принятая в 1936 г., стала своеобразной ширмой, призванной скрыть острейшую борьбу с инакомыслием в ВКП(б) и в стране в целом, скрыть массовые политические репрессии.

Западным странам не удалось добиться международной изоляции Советского государства. Первый мирный договор Советская Россия подписала с Эстонией (1920 г.). Было подписано торговое соглашение с Англией (1921 г.). В апреле 1922 г. состоялась международная конференция в Генуе (Италия), на которой РСФСР представляла интересы всех советских республик. Соглашение с победителями не состоялось – РСФСР заключила договор с проигравшей войну Германией (Раппальский договор). На протяжении 20-х годов СССР был дипломатически признан ведущими западными странами (в 1933 г. – США). Быстрое наращивание экономической мощи СССР на фоне мирового экономического кризиса 1929 – 1932 гг. способствовало росту международного авторитета Советского государства. С приходом к власти в Германии А. Гитлера (1933 г.) было свернуто тайное военное сотрудничество с Германией - в центре Европы возник серьезный очаг международной напряженности. В Азии угроза миру исходила от Японии, развязавшей агрессию против Китая. СССР выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии. В 1934 г. СССР был принят в Лигу Наций. Развивались двусторонние отношения с европейскими странами. В 1935 г. были подписаны договоры о взаимной помощи между СССР, Францией и Чехословакией.

Задания

2. Рассмотреть сущность и основные положения Конституции РСФСР 1918 г. и Декларации об образовании СССР 1922 г.

3. Показать борьбу в коммунистической партии по ключевым вопросам развития страны.

4. Показать экономические и социальные последствия индустриализации и сплошной коллективизации в СССР.

5. Раскрыть характерные черты тоталитаризма, показать этапы становления и сущность сталинизма.

Исторический портрет А.И. Деникина, А.В. Колчака, И.В. Джугашвили (Сталина), С.М. Буденного, Н.И. Бухарина, Л.Б. Розенфельда (Каменева), Г.Е. Радомысльского-Апфельбаума (Зиновьева), Г.В. Чичерина, С.М. Кирова и др. (по выбору)

• Убийство царской семьи

• Красный и белый террор

• Русская Православная церковь в годы Гражданской войны

• Кронштадтское восстание 1921 г.

• Литература и искусство в условиях НЭПа

• Международное положение в 20-30-е годы

• Массовые репрессии: предпосылки и последствия

Вопросы к практическому занятию

2. Экономический, политический и социальный кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политики (НЭП).

3. Поиск путей национально-государственного строительства. Образование СССР.

4. Советская модернизация экономики в 30-е годы (коллективизация, индустриализация): цели, характер, последствия.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эволюция большевистского режима Борьба за власть в партии в 20-е гг. XX в. Ав.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эволюция большевистского режима Борьба за власть в партии в 20-е гг. XX в. Ав.

Эволюция большевистского режима Борьба за власть в партии в 20-е гг. XX в. Автор: Пономарева Е.Н. Учитель истории МАОУ Кантауровской СШ

Этапы внутрипартийной борьбы и противоборствующие группировки Причины: - борь.

Сталин И.В.- генеральный секретарь ЦК РКП(б) «Тов. Сталин, сделавшись генсеко.

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях.

Троцкий Л.Д. – нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета.

Зиновьев Г.Е.- председатель Петросовета и Исполкома Коминтерна; Каменев Л.Б.

Рыков А.И. – председатель СНК СССР и РСФСР (расстрелян в 1938 г.)

Рыков А.И. – председатель СНК СССР и РСФСР (расстрелян в 1938 г.)

Домашнее задание Пар.19-20, составить сравнительно-обобщающую таблицу «Партий.

Краткое описание документа:

Презентация "Эволюция большевистского режима.Борьба власть в партии в 20-е гг. XX в." составлена к параграфу 19-20 учебника: Шестаков В.А. История России, XX - начало XXI века: 11 класс (профильный уровень):М.: Просвещение, 2011

В презентации отражены причины и этапы борьбы за власть в партии межу политическими лидерами после смерти В.И. Ленина, даны характеристики основным претендентам на власть в партии, приведенные В.И. Лениным в "Письме к съезду"

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: частично- поисковый, исследовательский, оценка добытой информации и использованием ее на практике.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, обществознание, литература.

ОБОРУДОВАНИЕ: Теле видеоматериалы, медиапродукция, периодика, схемы, таблица.

  1. Найти тексты Конституций СССР 1924 и 1936 гг.(учащиеся).
  2. Подгтовить видео эпизоды: (учащиеся + учитель - компоновка).
  • песня о Родине, (фрагмент),42 сек.
  • из фильма история ВЧК - ГУЛАГ, строительство Беломорканала, СЛОН.2,5 мин.
  • М. Горький на I съезде писателей,32 сек.
  • М. Горький и И. Сталин 1.48 мин.
  • эпизоды по коллективизации 2,4мин.
  • эпизоды строительства Магнитки, Днепрогэса, проект Дворца Советов 2,6 мин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: 1 мин.

II. Актуализация: 5 мин. (Фронтальный опрос).

-За два десятилетия наша страна прошла сложный исторический путь развития во всех сферах исторического бытия, в котором можно выделить следующие этапы

  1. Какие? Чем он характеризуется? Какая сфера общественной жизни является определяющей?
  2. Его основные черты - доминирующая сфера.
  3. Встал вопрос о дальнейшем развитии страны, чтобы быстро вывести её в передовые. Как называется такой процесс? Какие сферы он охватывает?
  1. “Военный коммунизм” - Проговариваются признаки (с примерами) определяется сфера (политическая).
  2. НЭП - проговариваются признаки (с примерами, сфера - экономическая)
  3. Форсированная модернизация (включающая в себя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию) - все сферы жизнедеятельности общества (политическая, социальная, экономическая, духовная).

Как же мы её решили?

III. Постановка дидактической задачи:

Итак, за 20 лет мы построили страну где “Так вольно дышит человек. ” (Видеоряд из фильма “Цирк”) ?? какое государство мы построили? Постановка целей и задач, решение проблемного вопроса:

Подтвердить или опровергнуть статьями конституции, материалами учебника, и дополнительной литературы сущность большевистской модернизации, определить тип политического режима путем изучения фрагментов Конституции 1936 г., учебных материалов и внесения данных в таблицу, сравнивая материалы конституции и реальную обстановку в стране путем изучения всех сфер общественной жизни по учебнику и документам разного характера. IV. Работа в группах (каждая изучает определенную сферу общественной жизни).

Найденную информацию из источников, документов и учебников вносят в таблицу.

А) Фрагменты из Конституции СССР 1936 г. по сферам общественной жизни. При докладе о сферах общественной жизни по конституции демонстрируются видеофрагменты.

  1. Как можно определить сущность общественной системы, сложившуюся в СССР в середине 30-х гг.? К какому политическому режиму она относится?
  2. Каким образом проходили выборы в верховный Совет СССР? Считаете ли вы их конституционными?
  3. К какому типу экономической системы можно отнести данный тип экономических отношений?
  4. Какую политику проводила власть по отношению к церкви. В чем она выражалась?
  5. Предполагалась ли свобода творчества в литературе и искусстве? Какую политику проводила партия (государство) по отношению к творческой интеллигенции? Почему многие науки оказались под запретом?
  1. В политической сфере СССР - сращивание партии с государством, деспотизм ВОЖДЯ, опирающегося на партийную элиту, но фактически стоящего выше нее. Политика отличается крайней жестокостью по отношению к инакомыслящим. В организационном смысле - максимальная централизация.
  2. В экономике - отсутствие даже элементов рынка, господство директивных и внеэкономических методов, подмена социализации средств производства их огосударствлением.
  3. В социальной сфере - формальная демократия, и тотальная бюрократия, подавление демократически форм общественной жизни.
  4. В духовной - “СОЦРЕАЛИЗМ” - господство штампов, клише и мифов, запрет на любое иное духовное мировоззрение. Атеизм.
  5. В идеологии - идеологический конформизм, оболванивание, послушание масс, обещание благ, отодвигаемых в необозримое будущее. “Промывание мозгов”

Подготовленные на уроке схемы, постепенно превращающейся в общую, которую можно использовать на уроках в 9-х классах.

В конце - общий вывод. В СССР был построен жесткий тоталитарный режим, имеющий мало чего общего с социализмом. (Возможен вариант - таблица - “типы политических режимов”).

Тесты на закрепление материала:

1. Когда был взят курс на “форсированную коллективизацию”:

2. Кто составлял основу рабочей силы на стройках каналов, в шахтах, на лесоповале:

а) завербованные на стройки крестьяне,

б) квалифицированные рабочие,

3. Как называлось правительство СССР по конституции 1936 г.

а) Совет Министров,

б) Верховный Совет СССР,

в) Совет Народных Комиссаров

4. Назовите годы второй пятилетки:

5. Кого в 30-е годы в деревне причисляли к кулакам:

а) всех, кто имел более 3-х коров,

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины,

в) всех, кто имел двух лошадей,

г) по этому вопросу действовал произвол местных властей.

6.Существование каких форм собственности было провозглашено в СССР по Конституции 1936 г.:

в) государственной и колхозно-кооперативной,

г) государственной , частной и колхозной,

д) частной и концессионной.

7. Главным итогом индустриализации СССР было:

а) значительное повышение жизненного уровня граждан,

б) создание мощного военно-промышленного комплекса,

в) интеграция страны в мировую экономическую систему.

8. В тридцатые годы одной из гонимых наук была:

г) ядерная физика.

9. Характерной чертой экономического развития СССР в 30-е годы было:

а) преимущественное развитие легкой промышленности,

б) первое место в мире по производству сельхозпродукции,

в) второе место в мире по абсолютным показателям промышленного производства.

10. В Конституции СССР (1936 г.) было законодательно закреплено:

а) завершение реконструкции народного хозяйства,

б) построение развитого социализма,

в) построение в основном социалистического общества.

11. Когда была принята третья Советская Конституция:

12. 3а счет чего планировалось проводить форсированную индустриализацию:

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, ксерокопии газет, дидактический материал

1. Кризис власти осенью 1917 г.

2. Вооруженное восстание

3. Первые декреты новой власти

Тема урока: Переход власти к партии большевиков.

Цель: 1. Сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к большевикам и установлении советской власти

2.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, ксерокопии газет, дидактический материал

1. Кризис власти осенью 1917 г.

2. Вооруженное восстание

3. Первые декреты новой власти

Оформление доски: одна часть доски оформляется как портретная галерея – по ходу урока она пополняется новыми персонажами (Керенский, Ленин, Троцкий, Дзержинский);

1. Учитель: Как можно охарактеризовать внутреннее положение России к осени 1917 г?

Первое пополнение портретной галереи- портрет Керенского и краткая биографическая справка, дается учеником. (опережающее задание)

Задание: 1. докажите, что в России летом-осенью 1917 г. сложилась кризисная ситуация.

2.причины прихода к власти большевиков

1. Ошибки Временного правительства

2.Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы( земля, мир)

3.Экономический, социальный, политический кризис в стране.

4.Деятельность партии большевиков и выдвижение привлекательных и понятных лозунгов.

2. По второму пункту возможна работа по двум вариантам:1. Рассказ учителя

2.Рассказ ученика (опережающее задание). Походу освещения восстания идет пополнение портретной галереи – портреты В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого , и дается краткая биографическая справка.

3. Учитель: Одновременно с вооруженным восстанием начинает работу II Всероссийский съезд Советов. Среди делегатов преобладали большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались принимать участие в работе съезда.

- Верным ли было их решение?

На съезде были приняты первые декреты новой власти

Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, постановляет

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашённой Съездом, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Вопросы для обсуждения: 1. Как большевики планировали решить аграрный вопрос?

2. Почему они признавали в этот момент эсеровскую аграрную программу, а не осуществляли свою?

Учитель: В ноябре 1917 г.национализированы крупные банки и предприятия. Управление предприятиями перешло под рабочий контроль. Для управления экономикой создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). 7 декабря 1917 г. учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским.

В портретную галерею – портрет Дзержинского и краткая биографическая справка.

1. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?

2. Можно ли говорить о том , что это событие было неизбежно?

3. Перечислите основные преобразования, которые провели большевики. Определите их характер.

4. Оцените влияние событий октября 1917 г. на будущее России.

Работа с документом. Декларация о праве наций на самоопределение.

Вопросы к документу: 1. Какие принципы положены в основу Декларации?

2. К каким политическим последствиям вела такая модель решения национального вопроса?

Читайте также: