Елочка зеленая иголочка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цикл наблюде ний за ель ю и сосной, пр оведение дидакт ических игр «Чьи

Воспитатель: ребят а, сегодня мы н ачнем наше зан ятие. Ой, к ажется, кто - то

Печкин: здравств уйте, ребята! Я принес для в ас посылку , только забыл, от

кого она. Ну , вы сами разберетесь! М не пора, ме ня жду т. Пока! (уходит)

Воспитатель : (став ит посылку на стол) От кого же э та посылка? Д а здесь и

письмо есть! Кт о - нибудь может пр очитать, что на к онверте? («Угадай, от

Воспитатель : О т кого посылка ? Интересно, что ж е она прислала нам.

Открываем! Чт о это? (шишки). И нтересно, с ка кого они дерева ? (берет в руки

две разные). Дава йте сравним их. Вот эт а шишка какая ? (длинная, плотн ая).

С какого она де рева? (С ели, елова я). Давайте рассм отрим д ругую – какая

она? (малень кая, короткая, че шуйки топорщатс я во все сто роны). С каког о

Воспитатель: Навер ное, Печкин не аккуратно нес посылку и все шишки

перемешал. Давайте сосновые шишки с ложим в корзи нку, а еловые в озьмем

- Вы знаете, что с крывает елочка в св оих шишка х? Для чего дереву нужны

семена? Давайте осторожно п отрясем шишку над листиком. Нашли семена?

Рассмотрите их п овнимательнее. Ка кой они ф ормы? Цвета? А что это рядом

с семечком? (крылы шко). Для чег о оно семечку ? (Ветер разносит сем ена,

которые созр евают в шишках, п о снежному насту , они лежат и жду т весны,

- Вот дождал ось семечко весны. Что же с ним будет дальше ? Долго ли расти

елочке, чтобы ст ать взрослой лес ной красавицей ? А долго ли живу т елочки?

- Нашей елочке повезло, она вы росла без помех и стала нас тоящей

красавицей. А мо жем ли мы с осчитать, сколько лет нашей е ли? Как это

сделать? (сосч итать ряды вет ок снизу в верх, так как каж дый год на маку шке

Воспитатель: Вот сколько инте ресного мы зна ем о елочке!. (бе рет в руки

посылку). Кажется, наша посыл ка ещё не пу ста. Она с секретом! Чт о же

елочка спрятала з десь ещё ? (ветки). С какого же дерева веточк и?

- А не пошу тила ли с нами ел очка? Все ли веточ ки принадл ежат ей? Все ли

они одинаков ые? Возьмите ветв и к себе на лист очек, сравните их. Чем они

похожи? Чем отличаются? Какие иголочки у ели? У дру гой ветви? Сломайте

иголочку: вот г де спряталс я листочек! Потр огайте ветки ост орожно, сог ните

ее. Чувству ете, какая она? (ли пкая, смолистая). В от почему иголочки не

опадают осе нью! Что же их держит? (смола). Чем пах нет веточка ?

- Где же еловая вет ка? А какому дереву принадле жит другая ? (сосне)

Воспитатель: Поч ему же елочка прислала нам п осылку? М ожет быть, она

хочет с нами подружиться? А ка к вы думаете, есть у нее дру зья в лесу среди

животных и пт иц? Давайте вы берем из тех, что з десь представл ены, друзей

(Дети подходят к фланелеграфу по очереди, в ыбирают и выставл яют к ели

Воспитатель: как в ы думаете, а люди – друзья или в раги ели? Чем о ни могут

- Давайте сегод ня на прогулке навест им нашу знакомую елочку , прочитаем

ей стихи, споем п есни, загадаем за гадки, можем даже нарис овать для нее

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Расширение и углубление представлений о ели как представителя живого мира природы.

Образовательные :

• Способствовать углублению и обобщению имеющих представлений у детей о природе;

• Расширять представления о хвойном лесе и его обитателей;

• Закреплять отличительные признаки.

Развивающие :

• Развивать познавательный интерес к хвойному лесу и его обитателей;

• Развивать фантазию, логическое мышление;

• Развивать память, связную речь;

• Формировать интерес к жизни леса;

• Воспитывать умение вести себя в лесу, желание защищать природу;

• Формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива, умение прийти на помощь другому.

Беседы о зимнем лесе, рассматривание иллюстраций. Прослушивание музыкальных произведений. Чтение стихотворений о зиме, елке, Новом годе. Просмотр мультфильмов.

План совместной деятельности :

• Мотивация детей на беседу о ели, хвойном лесе;

• Закрепление и обобщение знаний детей о ели, о жизни зимующих птиц и животных;

Методы и приемы:

Наглядные: мультимедийная доска, картинки, фланелеграф.

Словесные: стихи, загадки.

Игровые: дидактические игры, подвижные игры, физкультурная, дыхательная и пальчиковая гимнастики.

Ожидаемые результаты: Повышение уровня знаний, умений, представлений детей о проблеме сохранения хвойных деревьев, понимать и правильно взаимодействовать с природой, умение отражать в продуктивных видах деятельности своё отношение к природе.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ну-ка дети встаньте в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим, а о чем… вы узнаете из моей загадки.

Стою в тайге на одной ноге,

Сверху шишки, снизу мишки.

Зимой и летом одним цветом,

Платьице в иголках, я называюсь….

Воспитатель: Ель какая? (зеленая, сказочная, волшебная, пушистая, стройная, колючая, необыкновенная, чудесная)

Как бы вы ее назвали? (лесная красавица, чудо-елочка, елочка-зеленая иголочка, елочка-красавица)

Что есть на веточках? (иголки)

А как называются иголки у елки? (еловые)

А как еще можно их назвать? (хвоинки)

Воспитатель: Хвоинки - это листья, они тоже опадают, только постепенно, а не сразу.

Посмотрите, какая красивая веточка ели стоит у нас в вазе.

От еловой веточки исходит приятный запах. Это запах смолы.

Веточка пушистая, широкая, похожа на лапу птицы, поэтому ее еще называют еловой лапой. И таких еловых лап на елке много, много. Зимой, когда дует холодный ветер, он не попадает в еловую чашу. Поэтому и летят в непогоду птицы в ельник. Он и от метели укроет, и на ночлег приютит.

Воспитатель: Потрогайте кончик хвоинки.

Какая она? (колючая)

Какого животного она напоминает вам? (ежика)

А шишки для красоты? (нет, в них семена для птиц и белок)

Воспитатель: Найди еловую шишку? Что находится в шишке? (семена) Они созревают зимой и ими питаются белка, дятел, клест. Это их лакомство.

Воспитатель: Когда много елей, то это какой лес? (еловый) Он темный, величественный. В лесу растут взрослые деревья и маленькие. Каждый год появляются новые веточки. Можно посчитать мутовки и узнать возраст елки.

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

Ели-елки-елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки)

На елках-птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках-роса. (Руки вниз, присели)

Воспитатель: Еловый лес-это дом для многих животных. Елка – это и дом, и столовая.

Воспитатель: А людям елка приносит пользу? (Круглый год хвойный лес выделяет кислород. Из ели изготавливают ткани, бумагу, строительные материалы, музыкальные инструменты. Летом спасает от жары. Из шишек можно сделать поделки, посчитать их). А сейчас Никита расскажет и покажет свою работу.

Воспитатель: Кто-то срубил елочку к Новому году. Хорошо или плохо поступил этот человек? Звери и птицы обеспокоены. Ведь скоро Новый год и в лесу еще много появится пеньков, а нам без деревьев в лесу нельзя.

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи. Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг другу)

Пальчики выставить веред.

Локотки к телу не прижимать

Воспитатель: Как же можно помочь? Соберем елочку из колпачков, а родители помогут сделать елку своими руками (совместная работа дети-родители).

Рефлексия: Что вы, дети, поняли из нашей беседы? Правильно, нельзя рубить ели. Они нужны всем: и птицам, и зверям, и людям.

Давайте вместе скажем наш девиз – напутствие:

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса - посади.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие кругозора, речи, социализация, художественное.

Систематизация знаний детей о хвойных деревьях на примере сосны и ели.

  • Уточнить представления детей о строении хвойных деревьев, месте их произрастания, размножении, условиях роста.
  • Научить устанавливать простейшие причинно - следственные связи, вызывающие необходимость проживания деревьев в зимнее время.
  • Воспитывать понимание значения деревьев в жизни всего живого на земле, использования искусственной ели в целях экономии лесных запасов.

Форма проведения: групповая. Занятие-беседа, организация классическая.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, методы проблемного обучения.

Оборудование: картинки с изображением соснового бора, ельника, тайги. Картинки для дидактической игры, ковёр, конверт, крупные изображения сосны и ели.

Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр пришло письмо, нас приглашают к себе в лес деревья, а какие угадайте:

«Её всегда в лесу найдём -

Пойдём гулять и встретим

Стоит колючая, как ёж,

«У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке,

- Вы правильно угадали, нас приглашают сосна и ель. Это лиственные деревья? (нет, хвойные). Почему их так называют? (потому, что у них вместо листьев хвоя). В какой лес мы отправимся? (в хвойный лес).

- Такой лес ещё называют тайгой. Повторите (дети повторяют). А как называют лес, состоящий из одних елей? (Ельник.) А если в нём растут только сосны? (Сосновый бор.)

- Просто так нам до тайги не дойти. На чём туда можно добраться? (на поезде, на самолёте). Давайте вспомним, на чём ездили или летали сказочные герои. (на ступе, на ковре - самолёте и т.д.). Нас много, что нам больше подходит? (ковёр - самолёт).

Посмотрите вокруг (звучит музыка, показываю картины с изображением хвойного леса). Какие деревья вы видите? (Ель, сосна, кедр, пихта.) Что у них общего? Какая форма у кроны? (конусовидная). Почему у хвойных деревьев такая крона? (для того, чтобы снег сползал по веткам и своей тяжестью не ломал их. Где человек использует это? (Крыши домов делают по такому же принципу). Неторопливо идём по тайге. Что у нас под ногами? (Снег.) Почему вы так думаете? (сейчас зима и у нас и в тайге).

Какие они? (хвоя - это те же листья, но прокрыты они плотной корочкой. Поэтому они не боятся мороза). У сосны иголки светло- зелёные, длинные. Как расположены мои ветки? (У тебя ветки на самой макушке длинного. стройного ствола.)

- Послушайте, я вам расскажу о себе:

- Какие птицы любят меня? (Клесты.)

- Какие у меня плоды? (Шишки.)

- Червяки, которые ползают в земле враги или мои друзья? (Друзья, потому что рыхлят и удобряют почву.)

- О нас сочинили много стихов, вот послушайте:

«Стоят дома высотные

- О себе рассказывает Ель:

«Я красивое дерево, очень стройное, потому что сверху - вниз мои ветки увеличиваются постепенно. Мною можно долго любоваться, я украшаю не только леса, но и парки, дворы, участки. Я полезна, почему? (Очищаешь воздух от бактерий, как и сосна.)

- Отгадайте, сколько мне лет? Каждый год на моей верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). Повторите (Мутовка). Правильно, по этим мутовкам и можно сосчитать, сколько мне лет (+ 1).Считаем. Когда мне было 7 лет, я была ниже ребёнка, которому столько же лет. Я расту очень медленно, поэтому пока я молода, меня нужно беречь.

- Давайте поиграем. Отгадайте, что мне нужно, для хорошего роста и что может принести мне вред?

- Молодцы, ребята, за то, что вы всё правильно сделали, я дарю вам свои шишки и шишки сосны. (Даю детям шишки) Чем они отличаются?

- Что спрятано в шишках? (Семена.)

- Какие у них особенности? (Они пахнут смолой, в холоде закрываются, а в тепле раскрываются.)

- Какую пользу мы приносим вам, людям? (Из дерева делают мебель, инструменты, бумагу, из хвои получают лекарства и изделия парфюмерии.)

Воспитатель: Спасибо тебе, ёлочка, но мне кажется, ты чем-то огорчена?

Ель: Да, скоро наступит праздник Новый год, начнут рубить ёлки и молодые сосны, а после праздника нас выкинут в мусорные баки, как ненужный сор, а ведь за один новогодний день уничтожают целый лес!

Воспитатель: Не волнуйся, Ёлочка, я думаю, что теперь наши дети многое о тебе узнали и не дадут тебя в обиду. Ребята, как мы можем помочь нашей ёлочке? (Можно нарисовать плакаты в защиту ёлок и развесить их на улицах.) Чем можно заменить ёлку? (Искусственной, она красива, долговечна, можно заменить целую ёлку еловыми или сосновыми ветками и украсить их.)

Даю оценку деятельности детей на занятии. Подвожу итог.

Список использованной литературы:

Дмитриев Ю. Тропинка в лесу. Сказки о лесе и его обитателях. Цветные иллюстрации В. Федотова. М. Малыш 1981г. 84 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Систематизировать и расширять представления детей о ели;

Углублять знания детей о значении ели внутри природного комплекса, а также ее оздоровительном и эстетическом значении для человека;

Формировать у детей бережное и ответственное отношение к ели.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня рано утром к нам в детский сад принесли посылку.

(ставит посылку на стол)

- От кого же эта посылка?

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (ель)

- От кого посылка? Интересно, что же она прислала нам. Открываем! Что это? (шишки).

Беседа о значении ели.

- Вы знаете, что скрывает елочка в своих шишках? Для чего дереву нужны семена?(Ветер разносит семена, которые созревают в шишках, по снежному насту, они лежат и ждут весны, чтобы попасть в землю и начать расти).

- Долго ли расти елочке, чтобы стать взрослой лесной красавицей?

- Чтобы елочке выросте высотой, как я, пройдет 10-15 лет.

- А можем ли мы сосчитать, сколько лет нашей ели? Как это сделать?

- Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны. По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели. Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.

- В посылке есть письмо. Как вы думаете, о чем нас просит елочка? (не рубить елки)

- Почему нас просят не рубить елки?

- Ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах, очищает воздух от бактерий.

- Как вы думаете, лесным жителям нужны елки? ( Лисе нужна, чтобы её нора находилось под корнями старой ели; заяц любит грызть кору ели, она пахучая, смолистая и очень полезная для него; белка – прыгает с елки на елку и лакомится еловыми шишками.)

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нет леса - посади!

Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх, встать на носочки)

На елках – птичьи голоса. (Руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках – роса. (Руки вниз, присели)

Рисование елочек (коллективная работа)

- Ребята, совсем недавно у нас был праздник, на котором была елочка. Как он называется? (Новый год).

- В каждом дома была елочка. Конечно, это не совсем хорошо, так как, мы говорили, то лес нужно беречь. И хорошо, если мы дома будем вместо живой елочки ставить искусственные.

- Давайте вспомнить песенку, которую мы пели на празднике про елочку.

(исполняют песню и водят хоровод вокруг искусственной елочки)

- Как вы думаете, а люди – друзья или враги ели? Чем они могут навредить ей? А чем могут помочь?

Читайте также: