Электрооборудование его обслуживание и ремонт план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Надежность работы электрического оборудования, а также срок его службы зависят от правильно организованной технической эксплуатации. Сюда входят мероприятия по поддержанию электрооборудования в исправном состоянии, контролю над его работой, профилактическим осмотрам, очистке, смазке, ремонте в объеме и в сроки, указанные в плане-графике технического обслуживания.

Своевременное выполнение такого комплекса мероприятий способствует увеличению эксплуатационного периода работы электрического оборудования, надежности его работоспособности, снижению рисков материальных потерь из-за простоев и гарантирует безопасную эксплуатацию. Техническое обслуживание электрооборудования поддерживает в работоспособном и безопасном состоянии все составляющие электрического оборудования. Это касается не только изделий, которые установлены на производственных и коммерческих площадях, но и используемых в быту.

Большую роль играет еще и правильный монтаж оборудования, который должен быть безукоризненным. Он должен соответствовать условиям, в которых предлагается эксплуатировать и расчетной нагрузке. Нарушение любого из этих правил может приводить к частому выходу из строя изделий.

Варианты технического обслуживания

Техническое обслуживание играет важную роль. Оно способно обеспечить безотказную работу и продлить срок эксплуатации. Принято делить на 2 вида – производственное и планируемое обслуживание. Первый вид представляет собой обслуживание электрического оборудования, которое выполняет персонал, работающий на нем и дежурный электрик. Как правило, в обязанности человека работающего на таком оборудовании входит визуальный осмотр до включения в работу и после ее окончания, очистка, при необходимости, и контроль над рабочим процессом. На производстве такие указания описаны в инструкции по эксплуатации конкретного оборудования, в домашних условиях необходимо четко следовать инструкции по эксплуатации, которая всегда вместе с паспортом и гарантийным талоном прикладывается к изделию.

В обязанности дежурного электрика или электромонтера входит более широкий круг задач – он выполняет переключение, отключение, необходимые регулировки, устраняет мелкие неисправности. Причем опытный специалист делает это в кратчайшие сроки и с высоки качеством исполнения.

Плановое техническое обслуживание выполняется, как правило, с разборкой электрооборудования, заменой недолговечных деталей, смазкой трущихся поверхностей, регулировкой и запуском в работу. Тут может решаться вопрос о необходимости проведения текущего или капитального ремонта. Основанием для составления графика планово-предупредительных, текущих и капитальных ремонтов является инструкция по монтажу и обслуживанию конкретного оборудования, питающегося от источников тока. Там производитель указывает все необходимые данные для того, чтобы устанавливать межремонтный период, особенности ухода и правила эксплуатации.

Поиск неисправностей электрического оборудования

Для определения причин выхода из строя электрооборудования возникает необходимость в поиске неисправности узла или детали. Не всегда удается с первого взгляда или по характерным признакам угадать причину отказа в работоспособности. Используют 3 способа поиска:

  1. анализ последовательный функциональный;
  2. вероятностно-временной;
  3. разбиения на половины.

При первом способе проверяют основные параметры электрооборудования или его электрической или принципиальной схемы. Таким путем отыскивают отклонения от нормируемых величин и заменяют отказавший элемент. Способ хоть является банально простым, но не всегда с его помощью можно увидеть истинную причину выхода из строя. Да и последовательность поиска не всегда оптимальна, а иногда занимает длительный временной период.

Сложные электрические изделия, собранные по нескольким схемам, а иногда и произвольно, нуждаются в вероятностно-временном способе отыскания неисправностей. Здесь изучаются данные безотказной работы или о вероятности наступления отказа. В некоторых случаях используют такие отношения:

  1. времени проверки конкретного элемента изделия к вероятности его отказа;
  2. вероятности работы без отказов к времени проверки.

Обслуживание щитка электрического

Помогают в этом случае схемы (электрическая, структурная, принципиальная) работы изделия. Именно с их помощью строят функциональную модель и уже по ней составляют матрицу неисправностей. Она представляет собой перечень признаков неисправностей и отказов. Здесь же рассматривают, какое изменение состояния конкретного элемента может вызвать выход из рабочего состояния. А еще определяют время, которое затрачивается на эту проверку, вероятность безотказной работы или отказа.

Способ половинного разбиения применяется для электрических изделий с последовательным соединением элементов. Вначале находят элементы, разделяющие изделие на две части. Считается, что вероятность возникновения отказа у них одинакова. Затем делят те половинки еще на 2 части и так до тех пор, пока не найдут то, что привело к выходу из строя.

Считается, что все эти способы позволяют в минимально короткие сроки обнаружить неисправную часть или деталь, а также быстро отремонтировать и ввести в эксплуатацию электрооборудование.

Мероприятия по техническому обслуживанию

На каждом предприятии или другом объекте, где установлено простое или сложное электрическое оборудование закрепляют ответственное лицо и составляют график планово-предупредительных ремонтов с указанием межремонтных периодов.

Все мероприятия можно разделить по типу обслуживания:

  1. кабельных линий напряжением 0,4 и 10 кВ;
  2. трансформаторных подстанций, распределительных щитов, устройств и сборок 0,4 и 10 кВ;
  3. сетей освещения как наружных, так и внутренних;
  4. источников бесперебойного питания и генераторных установок;
  5. двигателей;
  6. щитов управления;
  7. вторичных цепей электротехнических изделий.

Такие работы осуществляются квалифицированными специалистами с необходимыми допусками, разрешениями и лицензиями. Только они способны обеспечить надлежащее техническое обслуживание электрооборудования. Ведь для многих устройств необходимо уметь осуществлять контрольные замеры, знать правила осуществления разного рода измерений, проводить испытания, в том числе и периодические. Правильное планирование технического обслуживания, подготовка и выполнение осмотров как внешних, так и плановых, способны свести к минимуму отказы в работе оборудования и тем самым повысить производительность труда. Необходимо помнить, что все электрические работы связаны с угрозой для жизни при невыполнении конкретных правил, указанных в ПУЭ и другой технической документации, поэтому так важно иметь хороших специалистов, соответствующих функциональным обязанностям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Вязниковский технико-экономический колледж

Открытый урок

ПМ 01: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

МДК 01.02:Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

План урока

Тип урока: формирование новых заний

Вид урока: урок – мини проект в группе

ПМ 01: Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

МДК 01.02: Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

ПК: Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3: Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4: Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6: Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Образовательные: формирование образовательных компетенций в изучении электрооборудования автомобиля, усвоение знаний о назначении и устройстве электрооборудования; самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

Воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы; развитие умений эффективной работы в команде при решении проблемных ситуаций

Развивающие: развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)

Материально-техническое оснащение урока

Оборудование

Макет аккумуляторной батареи

Дидактические материалы

Учебник: В.А.Родичев. Грузовые автомобили.- М.: Академия, 2013

Дидактические принципы

Связь теории и практики

Сознательность и добросовестность выполнения проекта

Доступность овладения знаниями

Целевые ориентации

Создание условий, при которых обучающиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)

Межпредметные связи

Конспект урока на тему: Электрооборудование автомобилей

Цели занятия:

учиться определять техническое состояние деталей электрооборудования автомобилей, проводить регулировочные работы;

применять знания требований техники безопасности в процессе разборочно-сборочных операций;

знакомить с системой нормирования конкретных технических операций.

Показатель:

ученики правильно выполняют разборочно-сборочные операции элементов электрооборудования автомобиля;

правильно определяют техническое состояние деталей электрооборудования автомобиля;

правильно выполняют требования техники безопасности в процессе разборочно-сборочных операций.

Развивающие:

развивать умение работать в команде;

чётко выполнять инструкции наставника;

следовать заданному алгоритму действий.

ученики работают в команде, умеют распределять обязанности между собой;

читают инструкционную карту, действуют по заданному в ней алгоритму;

выполняют указания организатора процесса.

Воспитательная:

формирование ответственности к порученному заданию;

воспитывать самодисциплину, ответственность за собственную безопасность и безопасность других людей.

Показатель:

выполняют требования техники безопасности, не допускают нарушений;

принимают меры безопасности при выполнении операций.

Тип занятия: урок отработки трудовых операций.

Формы организации учебной деятельности: групповая, звеньевая.

Методы обучения: словесный, наглядный, инструктивно-практический, метод производственных ситуаций, инструктажа.

Методы стимулирования деятельности студентов: отметка, словесное поощрение.

В результате занятия ученики должны:

знать базовые схемы включения элементов электрооборудования;

демонстрировать умение разборки и сборки агрегатов и узлов автомобиля;

Задачи занятия.

научится выполнять разборочно-сборочные и диагностические операции;

пользоваться электрическими приборами.

Оборудование:

Генераторы различных марок.

Стартеры различных марок.

Аккумуляторные батареи различных марок.

Действующий стенд системы управления инжекторного ДВС.

Элементы систем зажигания различных типов.

Стенд для проверки электрооборудования автомобилей.

Стенд для проверки свечей зажигания.

Наборы шоферского инструмента.

Технологическая карта урока

Организационный этап.

Цель: подготовить учеников к работе

1.Приветствие. Контроль готовности к уроку (наличие спецодежды).

Здравствуйте, ребята. Я рад вас приветствовать. Желаю вам на сегодняшнем занятии терпения, успехов, реализации всех задач.

2. Выполняет запись в журнале.

Приветствуют мастера п/о

2 Мотивирует учащихся к освоению содержания урока.

Для всех, кто избрал специальность в сфере транспорта необходимо уметь выполнять ремонт элементов электрооборудования автомобилей, поэтому тема сегодняшнего занятия является очень важной

Актуализация опорных знаний.

Обращение к актуальному опыту учащихся.

Формулировка задач урока.

Перед каждым звеном на занятии ставится два типа задач:

как слесарям по ремонту автомобилей вам предстоит

-выполнить разборочно-сборочные и операции и пользоваться электрическими приборами,

Слушают задачи урока.

Дают определения, объясняют назначение.

Отвечают на вопросы мастера.

Инструктаж по технике безопасности.

Вопросы мастера для повторения техники безопасности:

перечислите требования к специальной одежде;

перечислите требования при работе с аккумуляторной батареей;

перечислите требования к ручному инструменту;

объясните назначение средств индивидуальной защиты.

Инструктирует по ТБ и ОТ

Отвечают на вопросы мастера.

Объясняют назначение каждого предмета из средств индивидуальной защиты.

Расписываются в журнале инструктажа.

Распределение учеников по звеньям, объяснение хода работы

Занятие будет проходить по этапам, в соответствии с поставленными задачами. Вся группа будет разбита на звенья по 2человека.

Во время работы вам необходимо будет самостоятельно распределять обязанности в звене.

Я буду отмечать соблюдение правил техники безопасности, качество и правильность выполнения задания в оценочном листе. Будут так же оцениваться скорость выполнения операций, слаженность действий членов группы.

Критерии оценивания заданий имеются на каждом рабочем месте.

Каждое звено получает инструкционную карту. В ней определен весь алгоритм действий. Вам необходимо в течение всего урока следовать этому алгоритму.

Общее время практической части - 55 минут.

В него входит выполнение задания и приведение рабочего места в первоначальное состояние.

Выдает комплекты инструкционных карт каждому звену.

Слушают инструкции мастера.

Знакомятся с критериями оценивания заданий.

Знакомятся с картами.

Подготовка к выполнению практических заданий урока

Мотивирует учеников на слаженную, дружную работу в команде, взаимопомощь.

От того как вы правильно отрегулировали и отремонтировали узел электрооборудования, будет зависеть надежность, экономичность эксплуатации вашего автомобиля и безопасность дорожного движения.

Поэтому, работайте дружно. Вы - команда.

Слушают, анализируют сказанное.

Расстановка учеников по рабочим местам

Сейчас прошу звенья подойти к своим рабочим местам и приготовиться к работе.

Выставляет звенья – по два на каждое рабочее место.

Проходят на рабочие места.

Текущий инструктаж

Целевые обходы

Первый обход:

Проверка соблюдения технических условий и правил техники безопасности.

Называют требования к организации конкретного рабочего места. Ознакомление с содержанием инструкционной карты, соблюдение правил Т.Б., проверка инструментов и приспособлений

Второй обход:

Контроль правильности выполнения рабочих приемов и операций.

(Контроль выполнения правил Т.Б., организации рабочего места. Опрос о техническом состоянии деталей).

Заносит результаты обхода в оценочный лист.

Повторяют положения Инструкции, объясняют ход работ, соотносят их с инструкционной картой; объясняют, какие последствия возможны при нарушении технологии работ и Инструкции.

Третий обход:

Контроль качества и правильности выполнения каждого задания.

(Контроль организации последовательности выполнения задания, технологичности разборочных работ, выполнения правил Т.Б., организации рабочего места. Консультативная помощь ученикам.)

Заносит результаты обхода в оценочный лист.

Исправляют возможные ошибки, объясняют механизм их исправления.

Четвертый обход:

Прием выполненных заданий и рабочих мест.

(Проверка правильности ведения самоконтроля, соблюдение технических условий работы обучающимися; оценка качества выполненной работы. Ответы на контрольные вопросы (по рабочему месту)).

Заносит результаты обхода в оценочный лист.

Выполняют работы в соответствии с инструкционной картой, проверяют последовательность и степень безопасности выполняемых работ.

Пятый обход:

Проводит приемку и оценку выполненных работ.

Предъявляют результат выполненных работ, приводят рабочие места в исходное состояние.

Заключительный инструктаж

Анализ работ отдельных учеников.

На основании зафиксированных в оценочном листе результатов освоения умений, анализирует работу каждого ученика.

Участвуют в обсуждении характерных ошибок и затруднений при выполнении работ.

Оценку дают члены группы.

Подведение итогов работы группы на занятии.

Подведение итогов работы группы на занятии.

Объявляет результаты работы каждого звена. Объявляет лучшее звено.

Объявляет отметки за выполненную работу.

Анализируют. Достигли поставленных задач, или нет. Добились прогнозируемого результата, или нет.

Объявление домашнего задания.

Выдает домашнее задание:

Согласно графика чередования повторить теоретический материал к практической работе.

Задают уточняющие вопросы

Сегодня мы многому научились.

В течение всего занятия особое внимание мы обращали на выполнение требований техники безопасности.

Набор накидных ключей.

Наборы для пайки мягкими припоями.

Состав комиссии предприятия, предназначенной для аттестации специалистов по электробезопасности, зависит от уровня аттестуемого. Для аттестации электротехнического и электротехнологического персонала необходима комиссия в составе пяти человек, председателем которой является ответственный за электрохозяйство.

В состав комиссии обычно входит и инженер по охране труда, который должен следить за эксплуатацией электроустановок, а также ведущий (главный) инженер предприятия. Все члены комиссии должны быть аттестованы в отделении технадзора или с участием инспектора из этой организации, причем председатель должен иметь V-ю группу допуска, если в организации эксплуатируются установки свыше 1000 вольт и IV-ю группу, если таких установок в организации нет.

По результатам аттестации комиссия составляет протокол, подписываемый всеми членами, в котором делается запись об оценке знаний аттестуемого, о присвоенной группе по электробезопасности и о дате следующей аттестации. Эти же данные вписываются в специальную таблицу в удостоверении аттестуемого, но там фигурирует только подпись председателя.

Проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, работающего непосредственно в электроустановках, производится ежегодно. То же самое касается административно-технического персонала с правом работы в электроустановках по должности. Прочий административно-технический персонал, включая инженеров по охране труда, аттестуется один раз в три года.

2. Виды и периодичность технического обслуживания электроустановок.

Техническое обслуживание — мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.

Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования

Для оборудования системы электроснабжения принята система планово-предупредительных осмотров и обслуживаний, а также планово-предупредительных ремонтов (ППО и ППР). Эти виды работ включают:

  • планирование
  • подготовку
  • выполнение

определенных видов технического обслуживания и ремонтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Техническое обслуживание электрооборудования делится на:

  • плановое техническое обслуживание
  • техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при хранении электрооборудования включает в себя следующие виды работ:

  • Подготовка к хранению и консервация
  • Контроль за техническим состоянием в процессе хранения (ежеквартальный осмотр)
  • Подготовка электрооборудования к использованию по назначению (расконсервация)


Плановое техническое обслуживание электрооборудования делится на следующие виды:

  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1)
  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2)
  • техническое обслуживание № 3 (ТО-3)

В техническое обслуживание № 1 входят следующие виды работ:

  • внешний уход (проверка состояния узлов и деталей внешним осмотром; протирка и чистка электрооборудования от пыли и грязи и удаление коррозии с металлических частей и деталей)
  • проверка состояния крепежных соединений (проверка надежности соединений; подтягивание ослабевших крепежей; замена поврежденных болтов и винтов)
  • внешний контроль за состоянием электроизоляции
  • контроль за наличием и состоянием смазки
  • проверка исправности контрольно-измерительных приборов (внешний осмотр прибора; установка стрелки прибора на нулевое деление (корректором); проверка наличия повелительного клейма (пломбы).

В техническое обслуживание № 2 входят следующие виды работ:

  • выполнение работ, входящих в ТО-1
  • опробование электрооборудования под нагрузкой

В техническое обслуживание № 3 входят следующие виды работ:

  • входящие в ТО-1
  • по выявлению степени износа деталей
  • но контролю и регулировке
  • по пополнению или замене смазки

Характер работ при каждом виде ремонта определяется назначением, конструкцией и степенью износа частей и деталей электрооборудования. На оборудовании системы электроснабжения помимо ТО производятся текущий (TP) и капитальный (КР) ремонты.

Кого включить в состав комиссии по аттестации?



Состав комиссии предприятия, предназначенной для аттестации специалистов по электробезопасности, зависит от уровня аттестуемого. Для аттестации электротехнического и электротехнологического персонала необходима комиссия в составе пяти человек, председателем которой является ответственный за электрохозяйство.

В состав комиссии обычно входит и инженер по охране труда, который должен следить за эксплуатацией электроустановок, а также ведущий (главный) инженер предприятия. Все члены комиссии должны быть аттестованы в отделении технадзора или с участием инспектора из этой организации, причем председатель должен иметь V-ю группу допуска, если в организации эксплуатируются установки свыше 1000 вольт и IV-ю группу, если таких установок в организации нет.

По результатам аттестации комиссия составляет протокол, подписываемый всеми членами, в котором делается запись об оценке знаний аттестуемого, о присвоенной группе по электробезопасности и о дате следующей аттестации. Эти же данные вписываются в специальную таблицу в удостоверении аттестуемого, но там фигурирует только подпись председателя.

Проверка знаний электротехнического и электротехнологического персонала, работающего непосредственно в электроустановках, производится ежегодно. То же самое касается административно-технического персонала с правом работы в электроустановках по должности. Прочий административно-технический персонал, включая инженеров по охране труда, аттестуется один раз в три года.

2. Виды и периодичность технического обслуживания электроустановок.

Техническое обслуживание — мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.

Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования

Для оборудования системы электроснабжения принята система планово-предупредительных осмотров и обслуживаний, а также планово-предупредительных ремонтов (ППО и ППР). Эти виды работ включают:

  • планирование
  • подготовку
  • выполнение

определенных видов технического обслуживания и ремонтов с заданной последовательностью и периодичностью.

Техническое обслуживание электрооборудования делится на:

  • плановое техническое обслуживание
  • техническое обслуживание при хранении

Техническое обслуживание при хранении электрооборудования включает в себя следующие виды работ:

  • Подготовка к хранению и консервация
  • Контроль за техническим состоянием в процессе хранения (ежеквартальный осмотр)
  • Подготовка электрооборудования к использованию по назначению (расконсервация)


Плановое техническое обслуживание электрооборудования делится на следующие виды:

  • техническое обслуживание № 1 (ТО-1)
  • техническое обслуживание № 2 (ТО-2)
  • техническое обслуживание № 3 (ТО-3)

В техническое обслуживание № 1 входят следующие виды работ:

  • внешний уход (проверка состояния узлов и деталей внешним осмотром; протирка и чистка электрооборудования от пыли и грязи и удаление коррозии с металлических частей и деталей)
  • проверка состояния крепежных соединений (проверка надежности соединений; подтягивание ослабевших крепежей; замена поврежденных болтов и винтов)
  • внешний контроль за состоянием электроизоляции
  • контроль за наличием и состоянием смазки
  • проверка исправности контрольно-измерительных приборов (внешний осмотр прибора; установка стрелки прибора на нулевое деление (корректором); проверка наличия повелительного клейма (пломбы).

В техническое обслуживание № 2 входят следующие виды работ:

  • выполнение работ, входящих в ТО-1
  • опробование электрооборудования под нагрузкой

В техническое обслуживание № 3 входят следующие виды работ:

  • входящие в ТО-1
  • по выявлению степени износа деталей
  • но контролю и регулировке
  • по пополнению или замене смазки

Характер работ при каждом виде ремонта определяется назначением, конструкцией и степенью износа частей и деталей электрооборудования. На оборудовании системы электроснабжения помимо ТО производятся текущий (TP) и капитальный (КР) ремонты.

Повышению надежности работы электрооборудования в процессе эксплуатации в значительной степени способствует правильная организация и своевременнее проведение технического обслуживания (ТО) в полном объеме. Основной задачей ТО является поддержание электрооборудования в работоспособном состоянии. Работы по ТО проводят на месте установки электрооборудования.

Техническое обслуживание электрооборудования подразделяют на производственное и плановое. Производственное ТО включает в себя эксплуатационное обслуживание, которое проводится персоналом, обслуживающим электрифицированные рабочие машины и механизмы (очистка и осмотр до начала и после окончания работы, управление, контроль за работой), и дежурное обслуживание, выполняемое дежурными электромонтерами (производство отключений и переключений, устранение мелких неисправностей, проведение необходимых регулировок). При плановом ТО электрооборудование очищают, проверяют, регулируют, смазывают и при необходимости заменяют недолговечные, легкосъемные детали (щетки, пружины и др.).

Проведение ТО позволяет своевременно обнаруживать и устранять неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрооборудования, или причины, которые могут вызвать неисправности. Таким образом, в своей основе техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, направленным на обеспечение работоспособности электрооборудования и предупреждение возникновения и развития неисправностей. При обнаружении во время проведения ТО неисправностей, устранение которых требует разборки электрооборудования или применения специального оборудования, решается вопрос о необходимости проведения ремонта (текущего или капитального).

Плановое ТО, независимо от формы эксплуатации, проводится согласно заранее составленному графику, через строго установленные периоды работы электрооборудования. Наибольшая эффективность планового ТО достигается в том случае, когда периодичность и состав работ, выполняемых при каждом таком обслуживании, в наибольшей степени соответствуют конструктивным особенностям электрооборудования, его техническому состоянию, режимам работы и другим условиям эксплуатации.

Некачественное и несвоевременное проведение ТО снижает работоспособность электрооборудования, увеличивает расходы на проведение ремонтов и повышает себестоимость продукции, выпускаемой с помощью электрифицированных машин и установок.

При ТО электротехнический персонал сталкивается с необходимостью поиска неисправностей для определения причин отказов и восстановления работоспособности электрооборудования. Поиск неисправностей сравнительно простого по конструкции электрооборудования не вызывает особых трудностей. Признаки и способы поиска основных неисправностей электрооборудования, широко применяемого в народном хозяйстве, помещены в параграфе 1 данной главы. Для выявления причин неисправности сложного электрооборудования и сложных электрических схем рекомендуется составлять алгоритмы поиска, в которых указывается наиболее рациональная последовательность выполнения операций. Эта последовательность обеспечивает минимальные затраты времени и средств для проведения поиска.

Для поиска неисправностей наиболее распространены способы последовательного функционального анализа, половинного разбиения и вероятностно-временной.

Способ последовательного функционального анализа основан на определении основных функций контролируемого электрооборудования или схемы. Путем проверки функциональных параметров отыскивают отклонения и устанавливают отказавший элемент. Этот способ достаточно прост, нагляден, однако последовательность поиска неисправности не оптимальна.

Для электрооборудования с последовательным соединением элементов часто применяют способ половинного разбиения. Согласно этому способу вначале определяют элемент, разделяющий объект контроля примерно на две части, вероятности возникновения отказа которых примерно одинаковы. Затем в неисправной половине объекта вновь находят элемент, разделяющий эту половину на части с одинаковой вероятностью возникновения отказа. Такие операции проводят до тех пор, пока не обнаружат неисправный элемент.

Если функциональные элементы сложного объекта или схемы соединены произвольно, обычно применяют вероятностно-временной способ поиска неисправностей, информативной основой этого способа являются данные о вероятности отказов или безотказной работы элементов и затрачиваемое на их проверку время. Иногда используется отношение времени проверки элемента к вероятности его отказа или отношение вероятности безотказной работы к времени проверки. Для проведения ' поиска по структурной или электрической схеме электрооборудования строят функциональную модель, а затем составляют матрицу неисправностей. В верхней части матрицы обычно помещают перечень всех основных признаков неисправностей, а в строках — перечень причин отказов или отказавших элементов, изменение состояния которых может вызвать признаки неисправностей. Для элементов определяют время, затрачиваемое да проверку технического состояния, и вероятность отказа или безотказной работы.-Последовательность проверки элементов в соответствии с вероятностно-временным способом поиска неисправностей устанавливается по возрастанию отношения времени, затрачиваемого на проверку технического состояния элемента, к вероятности отказа этого элемента или по уменьшению отношения вероятности безотказной работы элемента к времени, затрачиваемому на его проверку. Поиск неисправности начинается с Проверки элемента, имеющего наименьшее отношение времени проверки к вероятности отказа или имеющего наибольшее отношение вероятности безотказной работы к времени проверки, и продолжается до тех пор, пока не будет найден отказавший элемент. Построенная таким образом программа обеспечивает минимальные затрату времени на поиск неисправности.

Методическая разработка вводного урока предназначена в помощь преподавателям дисциплин специального цикла и междисциплинарных курсов среднего профессионального образования. По целям урок предполагает осознание перспектив изучения предмета ( темы) - мотивация В методической разработке подробно изложены структура урока, которая включает в себя межпредметную связь и такие особенности, как логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, качественная емкость учебного материала.

Для решения задачи повышения качества обучения в системе профессионального образования необходимо применять такие методы и формы организации учебного процесса, которые обеспечивают его максимальную эффективность. Вводный урок – одна из таких форм, которая способствует качественному решению данной задачи.

Структура вводного урока существенно отличается от традиционного урока с использованием межпредметных связей и включает в себя такие особенности, как логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока, качественная емкость учебного материала.

Вводные уроки способствуют повышению мотивации у студентов к познанию окружающей действительности, к развитию мышления, коммутативности, а также, к формированию умения анализировать, обобщать, синтезировать и делать выводы.

Тип урока: вводный урок

Цели урока: 1. Дидактические : ввести общее понятие предмета и его содержания.

2. Воспитательная: ф ормирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

3. Развивающие:

развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Межпредметные связи: физика, математика, химия, иностранный язык.

Материально – техническое обеспечение занятия:

Нормативно- справочная литература.

Место проведения: кабинет №17.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
1.1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЙ и Капитальный РЕМОНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ
Для получения высоких производственных показателей необходимо организовать рациональную эксплуатацию электроустановок. Лучшие результаты получаются, если проводить эту работу по системе планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания.
Под системой технического обслуживания (ТО) и ремонта (ТР) техники понимают комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения ТО и Р для заданных условий эксплуатации с целью обеспечения показателей качества, предусмотренных в нормативно-технической документации. Система ТО и ТР таким образом, включает документацию, технические средства, исполнителей, материалы, заготовки и запасные части.
Системой планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования в сельском хозяйстве (ППРЭсх) называется совокупность организационных и технических мероприятий по уходу, надзору за электрооборудованием, его обслуживанию и ремонту, проводимым профилактически с целью обеспечения безотказной его работы. Система ППРЭсх призвана обеспечивать исправность электрооборудования, его полную работоспособность, максимальную производительность и высокое качество обрабатываемых рабочими машинами продуктов и изделий.

В систему ППРЭсх входят следующие организационные мероприятия:
определение видов работ по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования и их описание;
установление периодичности между техническим обслуживанием и ремонтами;
планирование профилактических операций и контроль за их выполнением;
разработка системы оплаты труда работников энергетической службы хозяйства;
организация снабжения этой службы материалами и запасными частями;
создание методов и организация контроля качества технического обслуживания и ремонта;
организация технического обслуживания и ремонта; составление графиков технического обслуживания и ремонта и их выполнение с учетом характера среды, в которой работает электрооборудование;
организация производственной базы для выполнения ремонтных работ;
разработка и уточнение различных нормативов (трудоемкости, простоев, расхода материалов и запасных частей и т. п.).


Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности (или исправности) изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание электрооборудования в сельском хозяйстве подразделяется на два вида: производственное и межремонтное.
Производственное техническое обслуживание осуществляют в процессе эксплуатации персонал, обслуживающий рабочие машины, и дежурные электромонтеры. Этот вид обслуживания включает очистку от пыли и грязи, регулировку креплений (болтов, винтов, гаек), контроль за режимом работы электрооборудования и другие операции. Электромонтеры контролируют выполнение производственными рабочими правил эксплуатации электрооборудования, проверяют и регулируют электрооборудование, проводят ежедневный осмотр и устраняют обнаруженные мел кие неисправности.
В объем межремонтного технического обслуживания электрических машин и сварочных трансформаторов входят операции производственного обслуживания, а также проверка заземления, степени нагрева (корпус, контактные кольца, подшипники), характера шума (отсутствие ненормальных шумов) при работе, центровки привода и рабочей машины, надежности соединений, правильности работы и при необходимости регулирование пускозащитной аппаратуры или ее выбор, поверка измерительных приборов, выявление и устранение мелких неисправностей.






Вводные уроки способствуют повышению мотивации у студентов к познанию окружающей действительности, к развитию мышления, коммутативности, а также, к формированию умения анализировать, обобщать, синтезировать и делать выводы.

Нестандартная форма проведения уроков требует повышенной активности преподавателя, творческого подхода, умения заинтересовывать студентов в получении высокой оценки за работу на уроке. Для достижения целей необходимо прививать у студентов интерес к предмету на всех этапах урока. Концентрация внимания, владение устной и письменной речью, умение устанавливать связи между физическими величинами также являются залогом успеха при проведении уроков.

3. Воробьев А.В.. Эксплуатация и ремонт оборудования и средств автоматизации.- М.: КолосС, 2004

Читайте также: