Электромагнитная природа света 11 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Джеймс Максвелл предсказал существование электромагнитных волн, которые после были экспериментально обнаружены позднее Генрихом Герцем. Проводя свои математические расчёты Герц смог вычислить длину электромагнитной волны. Она составила 300 000 км/с. Оказалось, что она совпадает со скоростями, которые были вычислены другими учеными, которые занимались изучением света. Это была скорость, равная скорости света.
Свет – это электромагнитная волна. Природа света была загадкой, которую пытались разгадать и ранее. Первые представления о природе света возникли у древних греков и египтян. Но более конструктивные и обоснованные фактами теории света были сформулированы, значительно позже. Например, Ньютон был приверженцем той идеи, что свет – это поток частиц (корпускул), испускаемых источником во все стороны. Гюйгенс же, еще до открытия Максвелла, утверждал, что свет - это волна, которая распространяется в особой среде, называемой эфиром, заполняющим окружающее пространство и способным проникать внутрь человеческого тела. Эти теории существовали параллельно, причем новые открытия позволяли сделать перевес то в одну, то в другую сторону. Такая неопределенность длилась да конца девятнадцатого века. После проведения опыта Генрихом Герцем по созданию электромагнитной волны, справедливость электромагнитной теории Максвелла была доказана. Свет при своем распространении проявляет те же свойства, что и электромагнитная волна. Лучи света попадают на Землю, проходя через космическое пространство, в котором нет вещества. Таким свойством обладают только электромагнитные волны. В конце двадцатого века, было так же обнаружено, что при излучении и поглощении свет ведет себя как поток частиц. Были обнаружены и квантовые свойства света. В 1900 году немецкий физик Макс Планк выдвинул гипотезу о том, что атомы испускают энергию отдельными порциями, которые назвали квантами (квантовая теория света). Энергия этой малой порции может быть найдена по формуле Е=hv , (е равно аш ню).
где h - коэффициент пропорциональности, который получил название постоянной Планка, v – частота. Немного позже в 1905 году физик Альберт Эйнштейн предложил рассматривать электромагнитную волну как поток квантов с энергией (аш ню), то есть как поток особых частиц. Эти кванты энергии получили название фотоны. Фотон не имеет ни массы, ни заряда, скорость его распространения равна скорости света. Обнаруженные квантовые и волновые свойства света не исключают, а лишь дополняют друг друга. С увеличение частоты электромагнитного излучения проявляются корпускулярные свойства, то есть свет ведет себя как поток частиц. Такое поведение характерно для гамма-излучения. Волновые свойства более выражены при малых частотах. Значит свет имеет и волновые и корпускулярные свойства. Такая двойственность природы света получила название корпускулярно-волновой дуализм.
Сделаем общий вывод, который будет описывать общие принципы корпускулярно-волнового дуализма.
• Свет имеет и волновые, и корпускулярные (квантовые) свойства.
• Корпускулярные (квантовые) и волновые свойства не исключают, а дополняют друг друга. Волновые свойства более выражены при малых частотах, а квантовые при больших.
• Наличие двойственности в поведении света является следствием проявление двух форм существования материи – вещества и поля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока физики 11 класс

Тема: Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления

Формировать навыки сам.работы обучающихся

Воспитывать взаимосотрудничество, интерес к науке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Постановка задачи урока, актуализация знаний

Здравствуйте ребята, садитесь.

Для начала немного вводной информации

Презентация о происхождении понятия свет

Какое ключевое слово в этой информации

Но сегодня мы не лирики, а физики. Поэтому нас будет интересовать свет, как физическое явление. А что вы уже знаете о свете

Как он распространяется, явление отражения и преломления

Сформулируем тему нашего урока

Природа света. Законы геометрической оптики

Запишем в тетрадь тему нашего урока:

Сформулируйте задачи нашего урока

Повторить законы распространения и выяснить природу света

Давайте определим понятия, которые будут ключевыми на сегодняшнем уроке

Свет, отражение, преломление, распространение

Форма деятельности на уроке будет познавательно-исследовательская

Итак, предмет исследования-свет, что необходимо, чтобы получить свет

Как распространяется свет

В какой среде распространяется свет

Приведите примеры прозрачных сред

Воздух, вода, стекло, алмаз

Выставляю препятствие. Что произошло

Появилось препятствие, тень

Тень- доказательство какого распространения света

Везде ли свет распространяется прямолинейно

В однородной среде

Давайте убедимся в правильности своего вывода откройте учебник стр95 2 абзац читайте

Пронаблюдайте и сделайте вывод; объясняя увиденное вами явление

Отражение сначала всего пучка света , затем разделенного на части

На какую поверхность падает луч что можно сказать об углах падения и отражения

Вспомните законы отражения

Формулируют, делают рисунок

Стр 95 сравним с формулировкой учебника

Стр 96 рис 13.2 и 13.3 прокомментируйте

Зеркальное и диффузное отражение отличаются поверхностью ровная и неровная изображение четкое и нечеткое

Что происходит с направлением распространения света

Приведите примеры когда в жизни мы наблюдали зеркальное отражение

Рассеяное отражение

Зеркало, гладкая, полированная поверхность

От любой неровной поверхности

На столе у вас стакан с водой и карандаш, что будем делать

Карандаш опустим в воду

что наблюдаем

Как теперь распространяется свет

Опять меняет свое направление

Где меняет свое направление

На границе 2х сред

Что его заставляет менять свое направление

Плотность среды разная

Рассказ учителя о показателе преломления

Слушают отвечают на вопросы

Данное явление изобразите с помощью рисунка

Выполняем в тетради и на доске

Что происходит с энергией света на границе 2х сред

Энергия преломленного луча становится меньше, т.к незначительная часть теряется вместе с отраженным лучом

Давайте сформулируем законы преломления

См стр 96 последний абзац

Поговорим о физическом смысле показателя преломления

Показывает во сколько раз отличаются скорости света в начальной и конечной среде

Что можно сказать о его величине с чем она сравнивается

С единицей, когда больше, меньше

Давайте дополним формулу закона преломления

Дописываем v ₁ |v ₂

Попробуем построить ход луча из более плотной в менее плотную на том же рисунке

Пойдет по тем же лучам, только в обратную сторону

Следовательно лучи еще и ..

Возьмите пробирки и опустите их в стакан с водой , погрузите карандаш в пустую пробирку, понаблюдайте за изображением карандаша в пробирке с разных углов зрения

Из некоторых положений куска карандаша не видно и часть пробирки посеребрена

В чем причина

Возможно, лучи отражаются

когда луч потерялся,

давайте попробуем нарисовать

На границе более плотной с менее плотной.

Строим ход луча из более плотной в менее плотную

Меняем угол увеличивая его

В какой то момент преломленный луч исчезнет

Этот угол называют предельным углом отражения, а явление полным внутренним отражением, как вы думаете почему внутренним

Из более плотной в менее плотную

А еще ребята посмотрите на рис 13.5 стр 97 внимательно

Интенсивность преломленного луча с увеличением угла падения убывает

Где используют явление полного внутреннего отражения расскажет Дима

В алмазах, катафотах, волоконной оптике

О чем сегодня на уроке мы говорили

О свете, и его законах распространения

Так вот эти законы названы законами геометрической оптики, как вы думаете причем здесь геометрия

Мы везде в построении рисовали луч

И чем является этот луч из чего он состоит

Значит свет- это

Именно это в свое время утверждал Исаак Ньютон и его теорию назвали корпускулярной, почему, что он имел ввиду под корпускулами

Но одновременно с ним голландский ученый Христиан Гюйгенс утверждал, что свет- это…. Стр 93 найдите что он утверждал и какие доводы выдвигал

Свет- это волна, т.к световые лучи проходят один сквозь другой

Предложите свои доводы того , что свет это волна

Скорость света равна скорости ЭМВ

Значит природа света двойственна, почему

Свет и поток частиц и волна

Одновременно.. стр 94

Свет поток частиц, если размеры препятствий больше длины световой волны

Чтобы почистить очковые стекла на них нужно подышать. Пока влага вся не испарилась, можно заметить, что на это время отражение света от стекол заметно уменьшилось. Почему это происходит?

За счет рассеяния на капельках влаги

Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих?

Потому что поверхность влажных предметов более сглажена, поэтому свет отражается более зеркально

Если на лист белой бумаги попадает растительное масло, то бумага в этом месте становится прозрачной. Почему?

В месте, где находится раст.масло свет меньше рассеивается бумагой

С помощью плоского зеркала надо осветить дно глубокого колодца. Солнечные лучи составляют с поверхностью Земли угол 30 ⁰ . Под каким углом к вертикали надо расположить плоское зеркало, чтобы выполнить задуманное.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

Задание на дом: п.13 подготовить ответы на вопросы

Вопросы для контроля .

1. Лунная дорожка на воде

2. Блеск драгоценных камней

3. Затмение Солнца

4. Рассеивание света фар автомашины в тумане

5. Сверкающая белизна свежевыпавшего снега.

Какие свойства света проявляются в каждом примере?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 627 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.10.2015 2859
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 31 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Локтев Владимир Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На этом уроке мы с вами познакомимся с представлениями учёных о природе света до начала двадцатого века. Рассмотрим предпосылки возникновения волновой и корпускулярной теорий света. А также узнаем, что такое свет в представлении современных учёных.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Электромагнитная природа света"

Однако две основные теории о том, что же такое свет, сложились в конце семнадцатого и начале восемнадцатого века и возникли они практически одновременно. Первая теория называется корпускулярной теорией света, и связана она с именем известного вам учёного — Исааком Ньютоном. Так вот, Ньютон считал, что свет — это поток отдельных частиц (корпускул), которые распространяются во все стороны от источника света.

Вторая теория света — волновая, была разработана Робертом Гуком и Христианом Гюйгенсом. Согласно этой теории, свет представляет собой упругую волну, которая распространяется в какой-то гипотетической среде — светоносном эфире, который заполняет все пространство и проникает во внутрь любых тел.

И обе эти теории существовали довольно длительное время. И лишь авторитет Ньютона позволял переманивать учёных на сторону корпускулярной теории.

Неопределённость в выборе теории света связана с тем, что открытые к тому времени законы распространения света могли объясняться обеими теориями. Например, закон прямолинейного распространения света, а также образование тени можно было объяснить только на основе корпускулярных взглядов, согласно которым прямолинейное распространение света является просто следствием из закона инерции.


Однако теория Ньютона не могла дать чёткого объяснения тому, почему при пересечении световых пучков, они продолжают независимое движение, а не рассеиваются. Волновая же теория это легко объясняла.

И вот начало 19 века: открываются два новых световых явления: интерференция и дифракция. Первое состоит в явлении усиления или ослабления света при наложении световых пучков друг на друга, а второе — в том, что свет способен огибать препятствия, соизмеримые с длиной волны.


Уже тогда было известно, что оба этих явления наблюдаются у механических волн, и вообще, они присущи только волновому процессу любой природы. Кроме того, в первой четверти девятнадцатого века французский физик Огустен Жан Френель создал теорию интерференции и дифракции. Казалось бы, победа сторонников волновой теории уже близка. Тут ещё и Максвелл публикует свою теорию электромагнетизма, где предположил, что свет — это частный случай проявления электромагнитных волн, распространяющихся не только в веществе, но и в вакууме. А после обнаружения Герцем этих самых волн, вообще не остаётся никаких сомнений в том, что свет имеет электромагнитную (а значит и волновую) природу.

Как вы помните, Максвелл не только предсказал существование электромагнитных волн, но и рассчитал скорость их распространения в вакууме и, соответственно, скорости света, — 300 000 км/с, что согласовывалось со многими экспериментальными данными.

Давайте немного отвлечёмся, и рассмотрим некоторые методы по определению скорости света того времени. Первым методом измерения скорости света был астрономический, который был предложен в тысяча шестьсот семьдесят шестом году датским учёном Олафом Рёмером. К этому времени большинство астрономов с помощью телескопа Галилея постоянно наблюдали за четырьмя спутниками Юпитера — Ио, Европой, Каллисто и Ганимедом. Они даже определили примерный период вращения ближайшего к Юпитеру спутника — Ио, который составил около сорока двух с половиной часов.

Так вот, Рёмер наблюдал за этим спутником в течении полугода и обнаружил странную вещь. Оказалось, что момент затмения Ио опаздывает относительно вычисленного. Наблюдения показали, что когда Земля располагалась ближе всего к Юпитеру, Ио находился в его тени в течение примерно 42,5 часов. Когда же полгода спустя Земля удалилась на максимальное расстояние от Юпитера, то это время увеличилось на 22 минуты.


Учёный предположил, что запаздывание связано с конечностью скорости распространения света. Он рассуждал так: поскольку за полгода Земля переместилась из ближайшего положения к Юпитеру в самое отдалённое, то надо учитывать время, необходимое для того, чтобы свет прошёл добавочное расстояние, примерно равное диаметру земной орбиты. Так вот просто разделив диаметр Земли на 22 минуты Рёмер получил, что скорость света составляет примерно 220 000 км/с.

Первый лабораторный опыт по измерению скорости света был проведён в тысяча восемьсот сорок девятом году французским физиком Арманом Ипполитом Луи Физо.


В установке Физо узкий луч света разбивался на импульсы, проходя сквозь зубья быстро вращающегося колеса, причём зубец и прорезь колеса имели одинаковую ширину. Импульсы попадали на зеркало, находящееся на расстоянии восьми целых и шестидесяти шести сотых километра от источника и ориентированное перпендикулярно ходу луча. Экспериментатор, изменяя скорость вращения колеса, добивался, чтобы за то время, которое луч света шёл к зеркалу и обратно, колесо успевало повернуться ровно на одно деление, коих на колесе Физо было 720.

Итак, за время движения импульса света до зеркала и обратно место первой прорези на колесе занимает следующая за ней прорезь. Это наступит при условии, что время прохождения света туда и обратно окажется равным времени поворота зубчатого колеса на суммарную ширину зубца и прорези.


В записанных формулах L — это расстояние от зубчатого колеса до зеркала; T —период вращения зубчатого колеса; N — число зубцов, а v — частота вращения колеса, при которой в окуляре вновь появляется свет после первого исчезновения.

Таким образом, совпадение значений скорости света, полученных экспериментально и теоретически, является одним из доказательств того, что свет — это электромагнитные волны.

Окончательно электромагнитная теория света утвердилась после обнаружения Петром Николаевичем Лебедевым давления света на тела, расположенные на пути его распространения.

Таким образом, волновая теория о природе света эволюционировала в электромагнитную теорию света. Согласно этой теории свет — это электромагнитная волна определённого оптического диапазона, с длиной волны от трёхсот восьмидесяти до семисот шестидесяти нанометров.

Но не все так просто в мире физики. В конце 19 века опять меняется представление о природе света. Оказалось, что отвергнутая корпускулярная теория имеет право на жизнь, так как был открыт целый ряд экспериментальных фактов, которые можно было объяснить только на основе корпускулярных представлений о свете.

В 1900 году немецкий физик Макс Планк предположил, что атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями — квантами. При это энергия такой порции прямо пропорциональна частоте излучения.


Таким образом, возникла непростая ситуация: с одной стороны явления интерференции и дифракции по-прежнему можно объяснить только на основе электромагнитной теории света, а явления излучения и поглощения света только на основе корпускулярных представлений.

В 1927 году немецкий физик Нильс Бор сформулировал принцип дополнительности: для полного понимания природы света необходимо учитывать, как волновые, так и корпускулярные свойства света: они взаимно дополняют друг друга.

Однако для объяснения какого-либо эксперимента следует использовать либо волновые, либо корпускулярные представления о природе света, но не те и другие одновременно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

уметь выделять свойства общие для механических и электромагнитных волн, работать со шкалой электромагнитного излучения, уметь анализировать свойства и выделять общие для различных типов волновых процессов.

Развивающая: развивать познавательный интерес, развивать логическое мышление при сравнении и сопоставлении свойств волн различной природы, продолжать формировать умение кратко и логично отвечать на вопросы, четко излагать мысли; умение применять теоретические знания при решении различных проблемных задач по физике.

Воспитательная: продолжать формировать представление о взаимосвязи явлений природы и единой физической картине мира, убежденность в возможности познания законов природы, закреплять навыки умственного труда, воспитывать коммуникабельность.

Тип занятия: освоение новых знаний.

Оборудование:

Педагогические технологи используемые на занятии:

Организационные этапы урока:

- объяснение преподавателя, работа с презентацией (35 мин).

5) Физкультминутка, релаксация для глаз (2 мин).

6) Фронтальная работа на первичное закрепление

(по фотографиям ученых) (5 мин).

7) Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

8) Рефлексия (7 мин)

9) Подведение итога занятия (3 мин)

10) Отметки по результатам работы. Домашнее задание (2 мин)

комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

План – конспект урока

преподавателя Кульковой С.С.

Теория колебаний объединяет, обобщает различные области физики. Каждая из областей физики — оптика, механика, акустика — говорит на своем “национальном” языке. Но есть “интернациональный” язык, и это - язык теории колебаний. Изучая одну область, вы получаете тем самым интуицию и знания совсем в другой области”.

Академик Мандельштам

Образовательная: обучающиеся должны иметь представление об истории развития волновой и корпускулярной теории света, о методах научного познания природы света;

понимать фундаментальность значения скорости света, выделять видимый свет на шкале электромагнитного излучения, знать зависимость скорости света от оптической плотности среды;

уметь выделять свойства общие для механических и электромагнитных волн, работать со шкалой электромагнитного излучения, уметь анализировать свойства и выделять общие для различных типов волновых процессов.

Развивающая: развивать познавательный интерес, развивать логическое мышление при сравнении и сопоставлении свойств волн различной природы, продолжать формировать умение кратко и логично отвечать на вопросы, четко излагать мысли; умение применять теоретические знания при решении различных проблемных задач по физике.

Воспитательная: продолжать формировать представление о взаимосвязи явлений природы и единой физической картине мира, убежденность в возможности познания законов природы, закреплять навыки умственного труда, воспитывать коммуникабельность.

Тип занятия: освоение новых знаний.

Оборудование:

дифференцированные карточки с самостоятельной работой (Приложение 1)

Педагогические технологи используемые на занятии:

Активный методы обучения.

Технология коллективной работы.

Организационные этапы урока:

Организационный момент (2 мин).

Актуализация знаний, умений и навыков (6 мин).

Разбор новой темы :

- объяснение преподавателя, работа с презентацией (35 мин).

5) Физкультминутка, релаксация для глаз (2 мин).

6) Фронтальная работа на первичное закрепление

(по фотографиям ученых) (5 мин).

7) Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

8) Рефлексия (7 мин)

9) Подведение итога занятия (3 мин)

10) Отметки по результатам работы. Домашнее задание (2 мин)

Этап урока время

Действия преподавателя

Действия студентов

Организационный 2 мин

Приветствие, определение отсутствующих,

Знакомство с планом занятия.

Приветствие, прием кабинета дежурным по группе, подготовка к занятию. Запись даты в рабочей тетради.

Актуализация знаний, умений и навыков

Проверка теоретических знаний по карточкам с разно уровневыми заданиями. 6мин

Форма работы: индивидуальная

Действия преподавателя

Действия студентов

Объяснения по использованию раздаточного материала. Выполняет организационные и контролирующие функции.

По окончании работы передаются преподавателю.

Постановка темы и целей занятия 3 мин

Мотивация обучающихся на изучение новой темы.

Пусть три столетья минуло с тех пор,

Еще не разрешился этот спор.

Один сказал, что свет это волна,

подобна механической она.

Другой сказал, что свет поток частиц

В любой среде не знает он границ.

Свет твоего окна –

он квант или волна.

Работа с презентацией. Слайд 1-2

Запись темы в рабочих тетрадях.

Разбор новой темы

Формы работы:

Выполняет функцию организатора, консультанта, регламентирует время.

1.Объяснение нового материала

Свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны (перенос вещества). Затруднения:

Почему световые пучки, пересекаются в пространстве

Свет – это волны, распространяющиеся в особой гипотетической среде - эфире, заполняющем все пространство проникающем внутрь всех тел

Прямолинейное распространение и образование тени

Скорость света и экспериментальное определение скорости света

Вспомнить, как определяется скорость бега на уроках физкультуры?

Слайд (видео) 4 мин

Опыт Олевера Рёмера и Ипполита Физо

- в различных средах

(прозрачными для света являются диэлектрики и скорость распространения света в них определяется их диэлектрической проницаемостью ε, которая зависит от частоты колебаний в световом излучении).

- Оптической плотностью среды называют величину, характеризующую зависимость скорости распространения света от рода среды. Она измеряется численным значением абсолютного показателя преломления среды n=с/υ.

Диапазон световых волн. Демонстрация наложения волн и получение белого цвета (студенч проект).

-световое излучение от 385 до 789 пГц.

- длину волны определяют λ = с/ν

- при переходе света из одной среды в другую, скорость света, длина световой волны изменяются, а частота (цвет) остается неизменной.

1. 3. Принцип Христиана Гюйгенса (в 1678 г.) Световые лучи. Слайд

- Фронт волны – совокупность точек, колеблющихся в одинаковой фазе.

- все точки фронта волны являются вибраторами, от которых распространяются элементарные волны, огибающая всех этих элементарных волн дает новое положение фронта волны.

- Линия, вдоль которой распространяется фронт волны называют лучом.

- В изотропной среде свет распространяется прямолинейно.

- на больших расстояниях от источника света, участок сферического фронта можно считать плоским, а лучи параллельными.

- (1900 г. Макс Планк) свет излучается в виде определенных и неделимых порций энергии – квантов Е = hν, где h = 6.62·10 -34 Дж·с- постоянная Планка.

1.5. Корпускулярно-волновой дуализм света (Планк, Эйнштейн, Бор). Е = hν= hс/λ, т.к. ν=с/λ.

- квант (фотон) пока существует он движется со скоростью с (в вакууме),

-при встречи с веществом он может быть поглощен частицей вещества и его энергия переходит к поглотившей его частице,

- фотон не имеет массы покоя (в отличие от частиц вещества)

- корпускулярно-волновые свойства являются природным качеством всей материи вообще

2. Источники света – все тела, молекулы и атомы которых создают видимое излучение.

- температурные источники света – свечение возникает за счет теплового движения атомов и молекул тела при высоких температурах (т.е. за счет их внутренней энергии). Лампы накаливания превращают в свет менее 10% электроэнергии, которую потребляют. Остальные 90% преобразуются в тепло.

- люминесцентные источники (холодные) – возбуждение атомов и молекул происходит потоком летящих частиц вещества, например электронов, воздействием внешнего электромагнитного поля, химической реакции);

- свечение в веществе, обусловленное эффектом Вавилова – Черенкова. Возникает при движении электронов в веществе со скоростью, превышающей скорость распространения света в нем.

1. Группы работают с предоставленным единым теоретическим материалом по трем направлением:

*Сторонникам теории Ньютона необходимо доказать, что свет –частица.

*Сторонники теории Гука (Гюйгенса) – доказать, что свет волна.

*Группа экспертов анализируют и делают вывод о двойственном поведении света (при испускании и поглощении – частица, при распространении - волна)

Исследовательская работа студентов в группах и её обобщение.

2. Работают в паре по презентации, делают необходимые записи:

Отвечают на вопросы:

Кто измерил скорость света?

Какое явление света позволило выполнить расчет скорости света?

Какое расстояние и время взяли для расчета Рёмер?

Чему оказалась равна скорость света?

-экспериментальное определение скорости света в вакууме (воздухе):

астрономическое (О.Рёмер1675 г), лабораторное (И. Физо (в. 1849 г.) и Ж. Фуко измерил скорость в воде (в 1850 г.) Майкельсон;

-зависимость скорости света от среды (диэлектрики)

- оптическая плотность среды n=с/υ

- диапазон световых волн;

- определение длины волны;

- зависимость цвета от частоты (длины) волны;

Справка: максим чувствительности челов глаза, максимум интенсивности излучения Солнца, максимум прозрачности среды приходится на длину волны 560 нм (зеленый)это удивит совпадение способствует получ информац об окружающ мире и позволило человеку выжить.

Читайте также: