Экскурсия в прошлое устаревшие слова 3 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Познакомить детей со значением слов, которые вышли из активного словарного запаса человека. Дать общее понятие об историзмах и архаизмах. Учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов. Учить детей находить устаревшие слова в тексте.

Развивать логику мышления, учить сравнивать, выделять главное.

Воспитывать любовь к своему Отечеству, внимание, зоркость к родному слову. Способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_puteshestvie_v_proshloe_ustarevshie_slova.docx 353.17 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить детей со значением слов, которые вышли из активного словарного запаса человека. Дать общее понятие об историзмах и архаизмах. Учить пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших слов. Учить детей находить устаревшие слова в тексте.

Развивать логику мышления, учить сравнивать, выделять главное.

Воспитывать любовь к своему Отечеству, внимание, зоркость к родному слову. Способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке.

1. Организационный этап. Эмоциональный настрой

- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. Обычно гости приходят, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке.

- Давайте, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Тексты на доске: (Слайд 2)

-Познакомьтесь с отрывком и скажите.

-Кто автор и как называется произведение?

- Все ли слова в тексте понятны?

…Пошёл старик ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

Старуха сидит под окном, На чем свет стоит мужа ругает:

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

- Какие слова из отрывка вам не знакомы?

-Назовите их? Сможете ли объяснить значение этих слов?

(Землянка - выкопанное в земле жилище, укрытие (иногда выступающее над поверхностью).

(Простофиля - простой человек, без хитрости и большого ума. Светёлка – чистая, светлая комната, гостиная, иногда с голландской печью; в светёлке не стряпают (не готовят).

(Горница – чистая половина крестьянской избы)

-Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?

- Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке? (Древние, старые, устаревшие слова)

-А какие устаревшие слова знаете вы?

- Хотели бы вы узнать о них ещё больше?

3. Постановка темы и цели урока

- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся ещё с одной страницей из истории нашей России. Поговорим о словах, которые исчезли, вышли из активного словарного запаса. Или используются в нашей литературе очень редко. Это устаревшие древние слова.

4. Освоение нового материала

А) Знакомство с историзмами и архаизмами. (Слайд 3-4)

Среди устаревших слов выделяются две группы: историзмы и архаизмы.

Историзмы – ушли из жизни предметы, которые этими назывались (кольчуга - металлическая рубаха, боярин - крупный землевладелец, кокошник - головной убор)

Архаизмы – слова устарели, а предметы остались (перст - палец, брадобрей – парикмахер, выя – шея, рамена´ – плечи, чело´ – лоб, глаголить – говорить)

-В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко.

-А где же мы можем их встретить чаще?

(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).

Б) Вступительная беседа

- В русском языке есть очень древние слова: мать, брат, плен, вода, хлеб, день и т.д. Есть и совсем молодые слова: лунник, космонавт. Одни слова живут долго-долго, другие, прослужив людям, исчезают.

В) Сейчас об этом расскажут ребята.

1) (Слайд 5) Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни предмет какой-то, например, соха, кольчуга, цеп – вместе с ним уходит и слово.

2) (Слайд 5) Есть слова устаревшие, которые перестают употребляться, потому что место этого слова заняло другое, с тем же значением: перст – палец, ланита – щека, чело - лоб.

3) (Слайд 5) Исчезнувшие слова на некоторое время могут опять появиться, изменив при этом своё первоначальное значение: копьё - орудие древнего война, копьё - спортсмена.

4) (Слайд 6) Много устаревших слов встречается в художественной литературе у Пушкина, Лермонтова. Например: на вратах - на воротах, по бранному полю - по полю сражения, сеча - рукопашный бой, гробовая змея - смертельно ядовитая змея, брега - берега.

В былинах ( зачитывается текст )

Ладья –лодка, парусное судно. Чёлн - небольшая лодка, выдолбленная из одного куска дерева.

5) Много слов устарело после Великой Октябрьской социалистической революции: к ним относятся: полицейский, приказчик , они заменены другими, милиционер , служащий. Новое время призвало к жизни и новые порядки, и новые названия.

6) (Слайд 7) Устаревшие слова встречаются в пословицах и поговорках.

Беречь как зеницу ока. ( Зеница – зрачок , око-глаз )

Гроша медного не стоит. ( Грош -2 копейки, деньги)

Б) Экскурсия в прошлое

-Сейчас пора отправляться в путешествие. Мы с вами побываем в поселениях Древней Руси. А точнее в Москве, в начале нашего века. Познакомимся с орудиями труда и узнаем, как был вооружен воин на Руси.

Сейчас об этом расскажут ребята.

Б) (Слайд 9) Город совсем проснулся. Открылись лавки. Зайдём в одну из них. За кассой торжественно сидит хозяин лавки - купец. Около первого покупателя суетятся приказчики. ( Лавка – маленький магазинчик. Купец – человек, занятый торговлей. Приказчик – наёмные служащие у купца)

-А каким сейчас заменено это слово?(продавец)

Г) (Слайд 11) А вот и старый московский транспорт – конка (рисунок), двухэтажный вагончик с открытым верхом. А тянут этот вагончик лошади, где одна, где две. Хоть она по рельсам движется, но очень медленно. Долго ждут встречную конку, потому что рельсы проложены в один путь. А если конка сойдет с рельсов, все пассажиры выйдут, а кучер – водитель, и кондуктор раскачают за подножки и поставят на место. Зазвенят колокольчики, конку дальше повезет москвичей.

- Какие слова сохранились до наших дней? (Кондуктор - человек, получающий деньги за проезд)

А) (Слайд 12) Но заглянем ещё дальше. Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые, и защищали богатыри могучие Русь матушку. Но приходилось им возделывать землю, пахать, сеять, но в случаи необходимости брались за орудие.

(Рисунки на доске: коса, соха, цеп, серп, вилы, борона)

-Кому принадлежат эти орудия труда?

(Земледельцу - человек, который возделывает землю)

-Почему они не могут принадлежать трактористу?

(Орудия усовершенствовались, вышли из употребления)

Б) Загадка: (Слайд 13)

- О каком орудии труда идёт речь в загадке?

Вывод: Отмирание слов вызвано самой жизнью

Мы уже сказали, русский народ всегда защитит свою родную землю матушку, если это необходимо.

-Посмотрите на изображение древнего русского война, на его доспехи?

Б) Задание: Показать на слайде названия доспехов

Вот эти слова: Меч, лук, стремя, сбруя, шлем, кольчуга

-Какие слова сохранились до наших дней? (Меч, лук, стремя, сбруя, шлем)

Шлем – у танкиста. Древко - у знамени. Копьё – у спортсмена.

Вывод: Слова уходят из языка, если из обихода уходит предмет.

(Слайд 15) -Кого мы сейчас называем защитниками нашей родины? (Военнослужащие, военные).

Совсем недавно и этих слов не было. Были такие слова: стрелец, солдат, красноармеец, пушкарь.

-Чем вооружён современный войн? (Автоматом. А раньше были винтовки, пики, луки )

В) (Изображение лица человека) (Слайд 16)

-Кто знает, как назывались раньше части лица у человека?

Чело - лоб. Око –глаз. Ланита - щёки. Выя – шея. Уста – рот.

Вывод: Одни слова исчезли, вместо их появились другие слова.

Г) Это интересно

-Знаете ли вы, что слово ОКНО образовалось от слова ОКО .

ОКО - орган зрения(глаза), и окна сначала делали круглыми, как ОКО(глаза) От слова ОКО произошло и слово ОЧКИ(круглые глаза).

ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА от какого слова произошли? (От перста- палец)

Вывод: От старых слов одни воспоминания, а те слова, которые мы не знаем, не помним. Нам помогут толковые словари.

5. Физминутка (Слайд 17)

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

(показ словаря) (Слайд 18)

Если в литературе встречаются незнакомые, устаревшие слова, вышедшие из обихода слова, мы можем посмотреть их значение в словаре В.И. Даля.

Воротился старик ко старухе,

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке…

Из толкового словаря В.И. Даля:

Терем – поднятое, высокое, жилое здание или часть его; замок боярский, одинокий домик в виде башни…

Душегрейка – телогрейка, короткая женская одежда разного покроя, сборчатая и безрукавая.

7. Закрепление материала

-Поиграем в игру и ещё раз вспомним устаревшие слова и объясним их значение.

(На столе карточки перевернутые со словами, ученики берут и объясняют их значение)

Соедини слова стрелкой (работа в парах)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Слайд 22-21)

Одни слова исчезнут в будущем. Другие слова мы проводим с почётом, а на их место в нашем языке появятся множество новых замечательных слов.

- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?

- Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?

- Где мы можем применить наши знания?

- В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)

- Оцените цветом свою работу на уроке.

– У вас на столе квадратики.

– Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

– Если иногда были трудности , сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.

– Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайды презентации наглядно поясняют значение устаревших слов, которые изучаются на уроках русского языка в 3 классе по учебнику Канакиной ( "Школа России"): царь, купец, семья купца, кольчуга, барин, барыня, кафтан, карета, бурлак. Также дано лексическое значение этих слов.В качестве наглядного материала использованы иллюстрации и фотографии.

ЦАРЬ


КУПЕЦ




ТО ЖЕ, ЧТО И ТРОН

ТО ЖЕ, ЧТО И ТРОН

КОЛЬЧУГА доспех в виде рубахи из металлических колец; металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.

доспех в виде рубахи из металлических колец; металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием.





КАФТАН одежда длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами..

одежда длиной до колен, приталенная, со сборками сзади и с боков, с удлинёнными рукавами, невысоким стоячим воротником, вертикальными прорезными карманами..


КАРЕТА


БУРЛАК наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи верёвки речное судно против течения.

БУРЛАК наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи верёвки речное судно против течения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Следы прошлого в русском языке

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: практикум с элементами учебного исследования.

- развитие у учащихся навыков учебного исследования; создание условий для освоения учащимися начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- мотивирование личностного смысла учения посредством погружения учащихся в историческое прошлое родного языка; воспитание устойчивого интереса учащихся к этимологическому анализу слова как условию грамотного писания.

Планируемые образовательные результаты учащихся:

- личностные – учащиеся сознают историческое прошлое языка и его отражение в культуре своего народа; переживают чувства сопричастности истории, ее тайнам и законам;

- метапредметные:

- регулятивные – учащиеся имеют опыт планирования и организации учебного исследования; осуществления самоконтроля познавательной деятельности;

- коммуникативные – учащиеся отработали умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; потренировались в выборе речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- познавательные – учащиеся получили навыки установления причинно-следственных связей речевого оформления результатов исследования; осуществили работы с несколькими источниками информации;

Оборудование урока: карточки для групповой работы. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля, демонстрационный материал.

Этап 1. Актуализация знаний и самоопределения учащихся в учебной деятельности.

На доске: И тебе любимый град

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

Учитель: Какая у нас возникла учебная проблема?

Учитель: Какие задачи мы сегодня поставим перед собой? (Будем проводить наблюдение за словами, искать в русском языке еще пары таких слов, попробуем найти общий способ правильного их написания).

Этап 2. Языковая разминка

Учитель: Ребята, сегодня мне в руки попал дневник литературного героя. Кто он, я не знаю, но он очень стремился стать грамотным.

Прочитайте текст:

Ученики: Это Филиппок из произведения Л.Н. Толстого. (Рассматривание иллюстраций из книги.)

Учитель: Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник?

Ученики: Он жил почти 100 лет назад, это подчеркивает его одежда.

Ученики: Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают. Слова устарели.

Учитель: Кто догадался, какая тема урока?

Знакомство с историзмами и архаизмами.

Учитель: Устаревшие слова делятся на две большие группы. А вот какие слова, к каким группам относятся, мы сейчас и выясним.

РАБОТА В ГРУППАХ

Учитель: Посмотрите на I столбик. Все эти слова записаны в один столбик не случайно.

- Подумайте, что их объединяет? (все слова устаревшие)

- Где мы их можем встретить? (в исторических произведениях, в стихах, в сказках)

- Попробуем определить лексическое значение этих слов. Воспользуемся словарём. (Работа в группах)

ЦАРЬ (единовластный государь, правитель, глава государства).

БОЯРЕ (богатые люди, приближённые царя)

КРЕСТЬЯНЕ (бедный люд, живший на селе)

ВОЕВОДА (военноначальник в старину)

ЛАТЫ (старинные доспехи воина)

ДВОРЯНЕ (в старину в России называли богатого человека благородного происхождения)

ЛАПТИ (обувь, плетённая из лыка)

КОЛЬЧУГА (защитная одежда воинов)

Учитель: Существуют ли сейчас все те предметы и явления, которые они обозначают?

- Это слова ИСТОРИЗМЫ. Их нельзя заменить другими словами близкими по значению.

Историзмы – устаревшие слова, обозначают исчезнувшие предметы.

Учитель: Обратите внимание на слова II столбика.

- Те предметы, которые они обозначают, существуют в наше время? (да, только мы их заменяем современными словами)

- Подберите к ним синонимы.

Учитель: Эта группа слов называются АРХАИЗМЫ.

Архаизмы – устаревшие слова; обозначают существующие предметы и явления,

заменяемые современными словами.

Знакомство с неологизмами.

Учитель: У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни.

Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом своё значение.

Работа в группах: копьё → оружие древнего воина

гости → купцы: люди, занимающиеся торговлей

→ те, кто нанёс визит, навестил вас

Физкультминутка.

- Ребята, а как вы думаете, как же в нашей речи появляются новые слова?

- В жизни происходят постоянные изменения. Люди изобретают машины, предметы, узнают новое о мире. Всё новое получает название, так появляются новые слова – неологизмы.

- Они возникают для чего? (чтобы дать названия новым предметам, открытиям)

- Слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока существует их новизна. Они создаются по образцу уже известных в языке слов.

Этап 3. Исследовательская работа в группах

Учитель: Сейчас мы проведем исследование. Вспомним правила работы в группе. (Работаем дружно, чтобы не было грузно.)

Найдите устаревшее слово.

Прочитайте в словаре его толкование.

Подберите однокоренное слово в современном языке.

1. Повадилась к царю в сад летать жарптица; на ней перья златые.

2. Из тьмы лесов, из топи блат

3. Дышал ноябрь осенним хладом.

Учитель: Вам понятен смысл этих слов? Где мы можем уточнить их значение?

Ученики: Для того чтобы понять значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.

Знакомство с Толковым словарем живого великорусского языка В.И. Даля

Учитель: А теперь, с помощью толкового словаря узнайте значение данных слов. Ученики:

Устаревшее слово

Слова в современном языке

Златые Золотые

Блат Болото

Хлад Холод

Учитель: оцените результат своей работы в группе, заполнив оценочный лист. Как вы справились с заданием? Вы довольны своей работой в группе?

Этап 4. Развитие учебно-языковых речевых и правописных умений

Подберите еще такие пары слов:

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?

Сочетания ла, ра, ле, ре присущи словам, пришедшим из старославянского языка: младой, древо, млеко. А сочетания оро, оло, ере 0 исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения уже не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи торжественность.

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво…

Учитель: давайте попробуем изменить предложение, чтобы почувствовать торжественность события, для этого заменим современные слова на старославянские.

Сторож открыл ворота города. (Страж открыл врата града.)

Учитель: Теперь каждый из вас легко справится с заданием. Найдите в предложениях слова из старославянского языка, которым соответствуют следующие русские слова:

(Работа в группах с последующей самопроверкой.)

Там Царь Кощей над златом чахнет. 2. Сребрит мороз увянувшее поле (А.С. Пушкин). 3. Я на брегу один. Черный вран, свистя крылом, вьется на санями. (В.А. Жуковский). 4. Что смолкнул веселия глас? (А.С. Пушкин) Пьет млеко, да мед – ничто его неймет. (Русская народная пословица)

Этап 5. Редактирование учебного текста

Учитель: До нас дошел фрагмент старинного послания, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык.

Ученики: Задание сложное, требует серьезной кропотливой работы, поэтому лучше выполнять его в парах.

(Ребята зачитывают свои варианты текстов, анализируют их и выбирают удачные).

Учитель: К чему призывают вас древние писатели:

Ученики: Учиться старательно, ценить время, читать больше книг.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Вспомни нашу учебную проблему. Могут ли служить старославянские слова проверочными словами для однокоренных слов в русском языке? (Нет, они однокоренные, но не проверочные.)

Учитель: Оцените работу класса. Все ли у вас сегодня получалось на уроке? Какие задания вызвали затруднения? Как можно преодолеть эти затруднения?

Помните, что мы русские люди, поэтому должны хранить и беречь честь и достоинство русской речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Устаревшие слова

№ слайда 1


№ слайда 2

Историзмы – слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые пере

№ слайда 3

Историзмы – слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества.

Слова военной тематики: кольчуга

№ слайда 4

Слова военной тематики: кольчуга

забрало

№ слайда 5

пищаль

№ слайда 6

Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России:боярин

№ слайда 7

Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России:боярин

царь

№ слайда 8

офеня

№ слайда 9

фонарщик

№ слайда 10

бурлак

№ слайда 11

барин

№ слайда 12

Слова, называющие предметы одежды: треуголка

№ слайда 13

Слова, называющие предметы одежды: треуголка

камзол

№ слайда 14

армяк

№ слайда 15

кафтан

№ слайда 16

Архаизмы – слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например

№ слайда 17

Архаизмы – слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например:ланиты – щеки, чресла – поясница, десница – правая рука, рамена – плечи, чело – лоб, око – глаз, выя – шея, долонь – ладонь, перст – палец, уста – рот, шуйца – левая рука.

Устаревшие слова употребляются в художественной литературе для воссоздания истор

№ слайда 18

Устаревшие слова употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки, передачи национально-культурных традиций русского народа.

Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они ра

№ слайда 19

Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимают поместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними.

Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они ра

№ слайда 20

Теперь являлись челобитчики к царю с жалобами на воевод, обвиняли их, что они раздают и отнимают поместья без сыску; жаловались стольники, дворяне и дети боярские, что воеводы отнимают у них дворцовые сёла, которые до того времени были за ними.

Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словамиЧелоуста

№ слайда 21

Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словамиЧелоуста очивыядолоньланитадесницашуйцаперстрамена

Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словамиЧелоуста

№ слайда 22

Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словамиЧелоуста очивыядолоньланитадесницашуйцаперстрамена

Читайте также: