Экономическая и социальная география в системе географических наук конспект

Обновлено: 07.07.2024

Предмет экономической и социальной гео­графии мира, определить ее задачи на современном этапе. Основные уровни изучения страноведческой ре­гиональной глобальной географии; структура учебника, методы геогра­фических исследований.

Учащиеся должны знать: предмет изучения экономической и социальной географии мира; основные методы изучения стран и регионов мира (картографический, описательный, сравнитель­ный, геоэкологический мониторинг, моделирование

Структураурока:

План

1. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе

2. Главное направление современного этапа экономической и социаль­

ной географии мира.

3. Методы географических исследований.

I. Изучение нового материала.

1. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.

География - одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география мира - это общественная гео­графическая наука, изучающая территориальную организацию человече­ского общества.

Экономическая и социальная география сочетает в себе элементы гео­графии, экономики и социологии, она широко использует не только гео­графические, но и экономические и социологические методы исследования.

Социология - наука об обществе, о поведении людей.

2. Главное направление современного этапа экономической и соци­альной географии мира.

Глоссарий по теме: география, физическая география, экономическая и социальная география мира, общегеографические методы, частногеографические методы, моделирование, ГИС.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Эпоха Великих географических открытий наполнена новыми именами путешественников (Джеймс Кук, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Баренц, Генри Гудзон, Ермак Тимофеевич и другие), открытием новых земель, новых маршрутов, составлением новых карт и описаний.

В конце XIX – начале XX века территориальные открытия сочетались с открытием географических законов. География уже не ограничивалась описанием фактов, но и пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования и создаются научные географические общества. В России по велению Николая I в 1845 году создано Русское географическое общество.

Каждая наука вносит свой вклад в формирование научной картины мира. Различают картины мира отдельных наук: физическую, биологическую, астрономическую, географическую. Понятие о географической картине мира сформулировали Уно Мересте и Сальме Ныммик в 1984 году. По мнению учёных, географическая картина мира лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.

В истории человечества представления о географической картине мира менялись. От картографической модели с указанием размеров и описанием мест на первом этапе до концепции природных комплексов, отраслей хозяйства и географических районов на втором этапе, на третьем этапе разрабатываются концепции управления ТОО на основе системного подхода, исходя из ограниченности территории и ресурсов земного шара. Географическая картина мира многоаспектна, так как сочетает в себе разные научные географические картины: физико-географическую и социогеографическую картины мира.

Так, в процессе развития география разделилась на физико-географические науки, общественные (или социально-экономические) науки и общегеографические науки. Все науки тесно взаимосвязаны между собой, взаимно влияют друг на друга. Люди являются частью природы, используя и преобразуя её. Связи между науками помогают решать важные хозяйственные задачи, а также вопросы преобразования и охраны природы.

География тесно связана со многими другими дисциплинами. Например, благодаря связи с физикой объясняются географические явления, происходящие на нашей планете: от вулканов и землетрясений до циклонов и дождей. Биология связана с географией, поскольку живые организмы, изучением которых занимаются биологи, зависят от географических условий. Другими связанными науками являются химия, экономика, экология и т.д.

На стыке географии с другими науками возникли совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Социально-экономическая география (также общественная география) — система географических наук, которая изучает территориальную организацию общества, её законы и закономерности. В социально-экономическую географию включены элементы географии, экономики и социологии.

Социально-экономическая география, согласно наиболее распространённым взглядам, состоит из экономической, социальной и политической географии.

На современном этапе социально-экономическая география выполняет ряд задач:

1) выявление законов формирования политической карты мира;

2) анализ размещения природных ресурсов мира и степень их использования в народном хозяйстве;

3) анализ состава, размещения и динамики роста населения земного шара;

4) исследование и оценка воздействия научно-технического прогресса на мировое хозяйство;

5) оценка места и роли в мировом хозяйстве отдельных стран и регионов;

6) формирование географического мышления и географической культуры человека – способа гармоничного отношения между обществом и природой, направленного на сознательную хозяйственную деятельность, на сохранение нашей планеты.

Основными способами получения географической информации являются методы географических исследований.

Метод – это способ достижения цели, решения конкретной задачи.

Владимир Павлович Максаковский методы географических исследований делит на общегеографические и частногеографические.

Понятно, что первые из них имеют сквозной характер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами.

Общегеографические методы подразделяются на традиционные и новые. К традиционным методам исследования относят метод наблюдения (маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные наблюдения дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях), картографический метод (позволяет изучать закономерности пространственного размещения и развития природно-территориальных комплексов с помощью разнообразных общегеографических, тематических и комплексных карт), статистический метод (обработка и анализ данных разнообразных наблюдений), исторический метод (изучение географических объектов с момента их образования до настоящего времени), сравнительный метод (выявление сходств и различий географических объектов и явлений для их классификации и прогнозирования их изменений в пространстве и во времени).

К новым методам географических исследований относят методы дистанционных исследований (исследование и картографирование Земли при помощи самолётов, вертолётов, пилотируемых космических кораблей, оснащённых разнообразной съёмочной аппаратурой), географический прогноз (предвидение будущего состояния геосистем), моделирование (позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей), геоинформационный (геоинформационная система – ГИС – система сбора, хранения, анализа и графической визуализации географических данных). Последний метод применяют во многих сферах человеческой деятельности – анализ таких глобальных проблем, как загрязнение территории, сокращение лесных угодий, природные катастрофы, поиск наилучшего маршрута между пунктами, поиск дома по его адресу, прокладка трубопровода на местности, различные муниципальные задачи. Метод космического мониторинга Земли – исследования с помощью спутников климатических и атмосферных процессов на нашей планете, изучение её ионосферы, почвы и растительности, ледяного покрова океана с помощью дистанционного зондирования.

Частногеографические методы: геохимический (основан на изучении закономерностей пространственного распределения химических элементов или их природных соединений в литосфере, гидросфере, атмосфере и живом веществе), палеогеографический, метод экономического районирования и т.д.

Как и в любой науке, в социально-экономической географии существуют определённые подходы, принципы и концепции, определяющие дальнейшую стратегию развития.

Важнейшей концепцией является устойчивое развитие общества. В 1987 году многие страны, в том числе и Россия, приняли принцип устойчивого развития общества, который предусматривает ответственность государства и гражданского общества в обеспечении возможности удовлетворения потребностей сегодняшнего и последующих поколений.

Концепция устойчивого развития сформировалась в результате объединения трёх направлений: экономического, которое подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий, создание экологически приемлемой продукции, переработку и уничтожение отходов; экологического, с точки зрения которого устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем; социального, ставящего основным вопросом осознание социальных проблем. Всё это стало толчком к образованию данной концепции, направленной на сохранение культурной и социальной стабильности, а также на уменьшение количества несущих разрушения конфликтов.

Таким образом, в современном мире география является фундаментальной наукой, без достижений которой невозможно решение проблем взаимодействия природы и общества. География сегодня – это новые современные методы исследования, позволяющие решать задачи прогнозирования географических явлений и рационального управления природными и общественными процессами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

  1. Выберите (подчеркните) утверждение, в котором говорится о методе географического прогнозирования:
  2. Всё подлежит сравнению: больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее.
  3. Современная аэрокосмическая съёмка – большой помощник в изучении географии.
  4. Современная география должна не только изучать объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым может прийти человек.
  5. Географию невозможно изучать, сидя в классе. Увиденное своими глазами – самая ценная информация.

Ответ: метод географического прогнозирования связан с предсказанием будущего геосистем. Под данное определение подходит высказывание №3. Высказывание №1 – это метод сравнения, высказывание №2 – метод дистанционных исследований, №4 – метод наблюдения.

География как наука считается одной из древнейших в мире. И если первоначально она занималась изучением явлений и процессов, происходящих в природе, то сейчас охватывает широкий спектр разнообразных тем. Экономическая и социальная география – это общественная географическая наука. Она занимается изучением развития экономики и исследует размещение населения как во всем мире, так и в определенных регионах и государствах.

План урока:

Экономическая и социальная география в системе географических наук

Социальная и экономическая география представляет собой комплекс географических наук, знакомящих человека с территориальной организацией общества, их законами и закономерностями. Данный предмет включает в себя определенные составляющие нескольких сфер: экономику, географию, социологию. Поэтому науку часто называют общественной географией.

Экономическая и социальная география делится на:

  • общую - охватывает вопросы теории и методологии науки, также она занимается изучением закономерностей территориальной организации общественного производства;
  • отраслевую – в ее состав входит география населения, сельского хозяйства, промышленности, природных ресурсов, транспорта, рекреационная география, сфера обслуживания;
  • региональную – определенная часть экономической географии, которая занимается изучением конкретных регионов с учетом особенностей районообразования, развития способов производства и разделения труда. Под региональной географией понимают разделы определенных наук. Например, экономики, социологии, медицины, наук о технике.

Социальная и экономическая география состоит из следующих отраслей:

Каждая отрасль направлена на изучение определенного аспекта. Экономическая география включает исследование территориальных экономических систем, социальная география изучает системы социальные, а вот география населения ориентируется на предмет, связанный с системами расселения.

Связь социально-экономической географии с другими естественными науками происходит через отрасли физической географии. В первую очередь это:

  • Гидрология.
  • Биогеография.
  • Климатология.
  • Почвоведение.
  • Метеорология.

В своих исследованиях ученые опираются на знания следующих наук:

  • Философии.
  • Социологии.
  • Экономики.
  • Политологии.
  • Истории

Также не обойтись без логики и диалектики, ведь именно они подкрепляют теоретическим и методологическим багажом географические исследования.

Социально-экономическая география занимается изучением системы расселения в городах и селах, социумы, условия жизни населения, социальные ситуации в населенных пунктах, что говорит о ее связи с социологией.

Развитие экономической географии

Развитие экономической географии, как в принципе и другой науки, происходит в соответствии с запросами и потребностями человечества. Считается, что первый этап образования экономической и социальной географии приходится на XVII – начало XIX века. В этот период Шарль Луи Монтескье рассматривал влияние природных условий на развитие общества. И. Кант особое внимание уделил роли природы в формировании общества.

В начале ХХ века в Германии получила признание антропогеографическая концепция Ф. Ратцеля. Ученый утверждал, что между людьми и животным миром существует много общего, поэтому он рассматривал государство как организм, для которого характерна (как и для всех живых существ) борьба за существование. Благодаря Ратцелю появилось понятие жизненное пространство, он считается основоположником геополитики.

В России развитие географии приходится на XVIII век. Это связано с внешнеполитическими успехами государства и формированием общероссийского рынка. И.К. Кирилов первым из ученых сделал экономико-географическое описание Российской Федерации.

Предмет изучения экономической и социальной географии

Изучая физическую географию, мы уже знаем, что география представляет собой настоящую систему наук, каждое звено которой тесно связано между собой. Благодаря им человек имеет представление о географической оболочке Земного шара, о ее устройстве и о всех, происходящих в ней, процессах. На изучение оболочки направлены все географические науки, так как она включает в себя природу планеты во всем своем многообразии.

Изучением природы географической оболочки занята физическая география. Но мы должны понимать, что важной составляющей этой оболочки считается общество. Вот как раз общество и его взаимодействие с окружающей средой и есть предмет изучения социальной и экономической географии.

Каждая географическая наука имеет свой конкретный предмет для исследования. А все вместе они направлены на изучение расположения объектов на определенных территориях. Причем наука может охватывать как всю площадь Земного шара, так и какой-то участок на местном уровне.

Итак, главным предметом любой географической науки является расположение определенных объектов. А задача социальной и экономической географии как раз выяснить особенности этого расположения.

Общество представляет собой сложное образование. В данное понятие входит человечество с его хозяйственной деятельностью и тем, что получается в процессе всей этой деятельности. Все составляющие части науки имеют более точный объект и предмет изучения. Специалисты экономической географии занимаются исследованием расположения хозяйственной деятельности человечества, в то время как география населения направлена на определение особенностей размещения человечества.

На расположение абсолютно всех общественных объектов в определенных местах влияет целый ряд факторов, в результате чего наблюдается урегулирование жизни общества на данной местности. Основная задача социальной и экономической географии – определить и выявить, насколько эффективно размещено население и хозяйство на конкретной территории.

Методы, подходы и концепции экономической и социальной географии

Социальная и экономическая география, производя определенные исследования, использует методы, характерные и для других географических и естественных наук:

  • Статистический – он основан на получении статистических материалов, использовании различных справочников со статистическими данными, обработке и анализе всех полученных материалов.
  • Экономико-математический – выражает количественные соотношения и закономерности размещения форм и хозяйств, расселение и жизнедеятельность людей.
  • Картографический – с его помощью на карты наносятся различные объекты, что позволяет отследить их связь и расположение.
  • Системный метод – географический объект рассматривается как сложная динамическая система, где отслеживается ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды.
  • Исторический – важно знать географию прошлого, чтобы понимать современную географию населения и хозяйства. Это дает возможность спрогнозировать возможные изменения на определенной территории.
  • Метод полевых исследований и наблюдений – это один из самых важных методов во всех географических науках. Во время поездок специалисты могут наглядно заниматься изучением особенностей хозяйственного использования земель, видеть системы расселения, условия жизни людей, изучать главные типы хозяйств.
  • Методы дистанционных наблюдений (аэрофотосъемка из космоса) – в последнее время используются все шире. Они дают новую информацию с более масштабных территорий и позволяют изучать хозяйственное освоение местности, границы экономических районов, состояние окружающей среды и т.д.

Основная концепция социальной и экономической географии – стабильное развитие общества. Для этих целей необходимо объединение трех важных направлений:

  • экологическое – представляет собой правильное использование ограниченных ресурсов, а также применение экологичных, энерго-, природо- и материалосберегающих технологий, переработку и утилизацию отходов, производство экологически чистой продукции;
  • экономическое – стабильность в развитии гарантирует целостность как биологических, так и физических природных систем;
  • социальное – направлено на понимание проблем социального характера.

С помощью главных методов и концепций современная наука может выполнить ряд задач:

  • Определение законов формирования политического устройства мира.
  • Изучение состава, распределения и изменения роста мирового населения.
  • Определение расположения природных ресурсов на Земном шаре, возможность их использования в хозяйственной деятельности.
  • Изучение влияния научно-технического прогресса на развитие мирового хозяйства.
  • Определение места и значения некоторых государств в развитии мирового хозяйства.

Социально-экономическая география является одной из важнейших наук в современном мире. Именно она дает нам представление о развитии общества, о ведении экономической деятельности, позволяет определить проблемы и перспективы будущего развития стран и мира в целом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 урок 10 класс Красулина Н.В.

Тема: Экономическая и социальная география в системе географических наук.

Цель : конкретизировать положение географии в системе наук, систематизировать и обогатить знания о методах географических исследований.

Задачи :

Образовательные

-показать особое положение географии в системе естественных и общественных наук

-привести в систему знания о методах исследований

-изучить и апробировать методику статистического метода

Развивающие

– продолжить формировать умения анализировать и систематизировать информацию

Воспитательные

– воспитывать умение участвовать в коллективном обсуждении, слушать и слышать мнение участников обсуждения.

1.Организация

2.Изучение учебного материала

Наличие учебников и атласов.

Учебник - его особенности.

Вхождение в тему.

-что является предметом изучения физической, экономической, социальной географии?

-какие еще науки заняты изучением данных объектов и явлений?

-в чем заключается отличие географии от этих наук?

Учащиеся вспоминают, что им известно по данным вопросам, формулируют ответы, задают уточняющие вопросы (участвуют в полилоге). При обсуждении вопросов для создания положительного психологического настроя учащихся используется демонстрация подборки красочных фотографий различных природных и социальных объектов.

Вывод учителя: География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки преимущественно описательной и познавательной превратилась в науку конструктивного характера.

Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Экономическая и социальная география сочетает в себя элементы географии, экономики и социологии, она широко использует не только географические и экономические , и социальные методы исследования.

Социология – наука об обществе, о поведении людей.

Изучение нового материала:

Учитель предлагает учащимся систематизировать методы географических исследований, организовав индивидуальную самостоятельную работу с незаконченной схемой:

Метод-это способ действия

Слова для отбора: моделирование, путешествие, математические методы, наблюдение из космоса, наблюдения в природе, эксперимент, геофизические методы, геохимический метод. (возможно использование учебника

При фронтальном обсуждении результатов самостоятельной работы организуется обсуждение проблемных вопросов:

-актуальны ли в 21 веке традиционные методы изучения объектов и явлений, имеющие многовековую историю?

- возможно ли изучение природных объектов и явлений только в стенах лабораторий?

Обобщив мнения и ответы учащихся, учитель информирует учеников о статистическом методе, его месте в системе методов, сути (статистический метод относится к группе математических методов, суть его заключается в количественной оценке предметов и явлений).

3. Закрепление материала

Организация практического изучения одного из современных методов.

Организуется совместная фронтальная работа по алгоритму исследования (так как урок является первым, то необходимо восстановить последовательность работы при исследовании), учитель при этом выполняет направляющую функцию (задает вопросы).

1 ) формулировка проблемы : возможно ли выполнение данной работы без предварительного изучения новой информации?

Изучение половозрастной структуры класса сразу выполнить нельзя, так как неизвестны методика и этапы статистического метода.

2) Постановка цели : что необходимо сделать в процессе исследования?

Изучить и описать половозрастную структуру класса.

А как это мы будем делать, что нам для этого нужно?

Постановка задач:

-изучить методику и этапы указанного метода

-собрать и обработать информацию о поле и возрасте учеников в классе

-предъявить полученные результаты в наглядной форме

3) Выделение объекта исследования : где будем отбирать необходимую информацию о поле и возрасте?

Предмет исследования: какие характеристики нас конкретно интересуют?

Пол, возраст (год рождения).

4) Предварительный анализ имеющихся условий, информации и способов решения задач:

Что необходимо знать и уметь для работы? Чего не знаем?

Неизвестны этапы статистического метода и способы обработки информации.

5 )Формулирование гипотезы: предположите, какова половозрастная структура класса?

Половозрастная структура класса неоднородна.

6) планирование и организация эксперимента:

1-учащиеся сообщают данные о годе своего рождения

2-полученную информацию учащиеся систематизируют, группируя сведения при заполнении таблицы на доске и в тетрадях

3-полученная информация обрабатывается – выявляется % соотношение учащихся каждой группы, полученные данные подвергаются первичному анализу (выделяется преобладающая группа, группа, находящаяся в меньшинстве).

4-полученные результаты предлагается предъявить в форме столбиковых диаграмм, используя цветовую гамму для отражения половой структуры класса.

При выполнении 3-4 этапов работы целесообразно объединение учащихся в микрогруппы или пары.

7) анализ и обобщение эксперимента : назовите 4 этапа своей работы, 4 этапа статистического метода.

3-математическая обработка данных

4-графическое предъявление полученных результатов

Изучение и обсуждение результатов работы групп (демонстрация выполненных диаграмм на магнитной доске).

8) Обобщение полученных данных, выводы: подтвердилась ли выдвинутая гипотеза?

Гипотеза подтвердилась, половозрастная структура класса неоднородна.

Удалось ли познакомиться с методикой и этапами статистического метода, апробировать его на практике?

9 ) научные прогнозы: предположите, при каких условиях половозрастная структура класса изменится?

Половозрастная структура класса изменится, если в класс прибудет новый ученик, или кто-то уедет в течение года.

Читайте также: