Е и носов алюминиевое солнце конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Хуторский посад Заегозье. Самый веселый дом здесь у Кольши: с ветряками на крыше и намалеванным серебрянкой (краской) вокруг слухового окошка сверкающим солнцем с лучами. У неугомонного Кольши нет одной ноги до колена после несчастного случая в молодости на сплаве леса.

Главы 2-3

Протез у Кольши непростой: с шагомером. Он посчитал все пути в посаде вдоль и поперек. Ребятишки с восторгом ему помогают. Был план идти в великий поход до райцентра, да многих родители не отпустили.

У Кольши новая мечта. Как оказалось, последняя большая. Самодельный перископ из брошенной алюминиевой трубы. Непонимающая Катерина немного противилась установке прибора в избе. А бдительный участковый Сенька Хибот его просто разломал. Не положено, сказал.

Главы 4-5

С тех пор Кольша занялся вязанием на продажу. В посаде сменилась власть. Порядка не стало, все разворовали. Молодые подались в город. Кольша выпросил две гнилые дровины, и на радостях хотел отдариться самодельными кугикалками (музыкальный инструмент). Да не взяли у него. Кое-как с женой напилили дровишек: у Катерины суставы рук изувечены дойкой.

Главы 6-7

Главы 10-11

Сюжет

Отзыв


КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Основу лексики русского литературного языка составляют общеупотребительные слова. Это слова, которые известны большинству людей и употребляемые всем населением носителя языка (стол, окно, ручка, книга и т.д.). Но помимо этого в языке есть слова, которые известны не всем людям. Эта лексика имеет ограниченную сферу употребления.

К лексике ограниченного употребления относятся диалектизмы и просторечные элементы.

«Мелкая скотина загнана во дворы. Коров подоили и отпустили в ночное, чтоб овод не одолевал. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилилюканье колокольцев. За заплотом нашего двора, под навесом зашевелились куры, одна упала с насеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на нее прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал я куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди - в огород заберутся, яйца в жалице снесут.

Просторе́чия – слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами.

Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, оно явно отклоняется от существующих литературных языковых норм.

(я) без понятия = не знаю, по жизни = в жизни, по-любому = в любом случае.

Типа, короче, прям, конкретно, как бы, реально, беспредел, до́говор, Серый (кличка).

От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка – своей некодифицированностью (отсутствием систематизации), ненормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом оно может получать отражение в художественной литературе (как и диалектизмы) и в частной переписке лиц – носителей просторечия. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями.

Евгений Иванович Носов (1925-2002)

Е.И. Носов является одним из тех писателей, которого безоговорочно можно назвать мастером языка. Он создал свой неповторимый стиль, особенность которого является широкое использование диалектных и просторечных средств при опоре на чистый, строгий, яркий, традиционный литературный язык.

ХОД РАБОТЫ

– услыхать каждому хотелось

– до тамошней почты

– каждый день туда хаживал

– дожжок иной раз набежит

– пила такая никудышкая

– картошину очистить целая морока

– прискондыбал к столу

– здешний белый свет

– И понимать неча…

– А можа, ты и мне солнце намалюешь?

– А давай ему невесту споймаем?

– Тади насыпь ему мусорку…

– обездымели (о посадских трубах)

– толстая березовая кряжина

– Мыся любила эту необыкновенную сутолоку…

– распоется, растюрлюкается (о сверчке)

– на бурачном поле

– просыпал черный кочкарник на заиленном лугу

Миновав городок Обапол, а за ним – три полевых угора с лесными распадками да перейдя речку Егозку, аккурат выбредешь на хуторской посад из дюжины домов, где и спросить Кольшу – тамошнего любознатца. А то и спрашивать не надо: изба его сразу под тремя самодельными ветряками, которые лопоухо мельтешат и повиливают хвостами в угоду полевым ветрам. Глядя на эти мельницы, невольно думаешь, что если побольше наставить таких пропеллеров, то в напористый ветер они так взревут, что отделят избу от хуторского бугра и вознесут ее над Заегозьем.

И еще примета: вокруг слухового окошка блескучей серебрянкой намалевано солнце, испускающее в разные стороны лентовидные лучи. На утренней заре, когда Посад освещен с заречной стороны, серебрянковое солнце на Кольшиной избе сияет с особым старанием, будто и впрямь ночевало в этом веселом доме.

Но и без уличных примет Кольшу легко признать в лесу ли, на степной ли дороге, поскольку это единственная в округе душа на деревянной ноге. Тем паче нога не простая, а со счетным устройством: потикивая, сама сосчитывает шаги.

Потерял он ногу вовсе не на войне, как привычно думается при виде хромого человека, а из-за своей несколько смещенной натуры. Хотя он и родился крестьянским сыном, но сам крестьянином не стал: еще в малые годы грезил дальними странствиями и, едва встав на ноги, завербовался в неближний отсюда "Ветлугасплавлес" подручным плотогона. Душа ликовала: лес стеной, смолой пахнет, филины ухают. Сперва ходили поблизости, а потом все дальше и дальше и вот уж на Волгу стали заглядывать. На четвертом сплавном сезоне перед Козьмодемьянском ветреной ночью дровяные связки сели на мель, и лопнувшим буксирным тросом Кольше напрочь оттяпало ступню. Полгода пролежал в Чебоксарах, что-то долбили, подпиливали и допилились до самого колена. Вернулся домой на костылях, с полотняной котомкой за плечами, в которой вместе с дорожным обиходом хранилось главное богатство и услада - лоцманские карты речных участков от Вохмы до Астрахани.

Зиму отбыл в нахлебниках, а со следующего сентября напросился в местную семилетку в Верхних Кутырках. Рассказывал детишкам об устройстве Земли - про леса и воды, почему бывает снег, почему - лед. Кое-что сам повидал, кой о чем начитался в больницах. Школьное дело пошло душевно, вроде как снова поплыл на плоту, воскрешая в памяти извивы и повороты минувшего, а когда приобрел фабричный протез, позволявший носить нормальную обувь и отглаженные штаны, то и вовсе воспрял духом, возомнил себя полноправным педагогом и даже женился по обоюдному согласию на милой хуторской девушке Кате.

Однако жизнь неожиданно дала "право руля" и еще раз, как тогда под Козьмодемьянском, села на мель. Из школы его вскоре попросили, поскольку не имел свидетельства об образовании, а те лоцманские карты, которые разворачивал перед аттестационной комиссией в доказательство своей причастности к преподаваемому предмету, к нерукотворному устройству Земли, лишь вызвали недоуменные перегляды и шепоток за столом.

Задание 4. Запишите 4-6 примеров диалектизмов и просторечий, встречающихся на территории Курской области

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 11

Дата проведения

Урок открытия новых знаний.

познакомиться с содержанием рассказа, уметь определять тему и идею рассказа, подробно и сжато пересказывать художественное произведение;

Воспитывать осознанное отношение к изучению литературы;

Развивать речь, творческое воображение учащихся

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Тема, идея, сюжет

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Изучение нового материала

1. Вступительное слово преподавателя.

Е.Носов – участник Великой Отечественной войны, один из талантливых и самобытных писателей нашего времени, гуманист и романтик. Вера в человека, в его талантливость и нравственную чистоту помогала писателю быть предельно правдивым в изображении жизни своих современников. Жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление.

Чтобы лучше понять творчество любого писателя, надо знать его биографию. И сейчас вас познакомят с жизнью и творчеством Евгения Ивановича Носова.

Евгений Иванович Носов (1925—2002) — русский советский писатель. Герой Социалистического Труда , участник Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Через три года после смерти писателя, в Курске, в небольшом сквере (на углу улицы Челюскинцев) неподалёку от дома, где жил Евгений Носов, был установлен памятник работы мастерской курского скульптора, заслуженного художника РФ Владимира Бартенева .

В 1961 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1962 году вернулся в Курск, стал профессиональным писателем

Повествование и все описания Носова отличаются уравновешенностью. Его произведения посвящены в основном людям современной среднерусской деревни; время от времени он включает в ткань повествования эпизоды из времён Второй мировой войны. Герои повестей и рассказов Носова — это люди из народа, тесно связанные с природой. Носов описывает будничные события, в которых намечаются человеческие судьбы; ему лучше всего удаётся постепенное развитие характера или раскрытие его в ходе событий, ненавязчиво, шаг за шагом.

2). Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление. Что такое подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на сегодняшнем уроке будем искать ответы.

Война — величайшая трагедия человечества, и литература всегда отзывалась болью на эту трагедию. Особенно актуальна эта тема стала в двадцатом веке после двух мировых войн, которые унесли миллионы человеческих жизней. Война — это всегда экстремальная ситуация, все нравственные проблемы на войне обостряются.

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

4. Анализ рассказа.

1)Назовите имя главного героя

2)Хромым главный герой стал: а) с рождения; б) попал в аварию; в)в результате несчастного случая на производстве.

3)Его учительская карьера закончилась благодаря: а)заявлению об увольнении по собственному желанию; б) увольнению из-за неимения свидетельства об образовании; в)нарушению трудовой дисциплины.

4)После работы учителем главный герой работал: а) сторожем; б) инженером; в) токарем.

5) Любимая пословица главного героя, которая помогла ему пережить "хроническую невостребованность": а) Век живи, век учись - дураком помрёшь; б)Страшна не та вода, что бежит, а та, что копится скукой; в)Семь бед - один ответ.

6)Что купил на последние деньги главный герой?.

7)Из бесполезной алюминиевой трубы главный герой надумал сделать: а)подзорную трубу; б)перископ; в) поливальную систему

8) Местный участковый: а) похвалил главного героя за изобретательность; б)предложил узаконить изобретение; в) сломал изделие.

9)Какая находка обнаружилась при распиле дров: а)клад; б) пляжные очки; в) мараши.

10) Куда дели находку: а) выставили на обогрев в святой горнице; б) выбросили в мусорное ведро; в) оставили в распиленном дереве.

11) Кому принадлежат слова: "Душа, она ить завсегда к светлому тянется" ?

12)Как назвал найденного сверчка главный герой: а)Мурля; б)Тюрля; в)Кроха.

13)*** Ответьте на вопрос: "Почему, по вашему мнению, рассказ так называется?" Удачи.

5.Творческое задание.

"В чём проявляется доброта, а в чём жестокость людей? Какие еще проблемы поднимает Е.Носов в своём рассказе?

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Тема урока: "Нравственная красота человека в рассказе Л.Улицкой "Бумажная победа." Тестирование. Цель: познакомиться с рассказом Л.Улицкой, с содержанием её рассказа, проверить знание содержания рассказа через выполнение тестовых заданий.

1.Прочитать рассказ Людмилы Улицкой "Бумажная победа", ответить на вопрос: "В чём выражается материнская любовь и мудрость, изображённая в рассказе?"(устно)

2.Выполните тестовую работу:

1) Назовите имя Пераплётчикова: а) Сеня; б) Геня; в) Моня.

2) С чем были проблемы у Пераплётчикова: а) с руками; б) с позвоночником; в) с ногами.

3) Кого не было у Пераплётчикова: а) матери; б) отца; в) брата.

4) Кто наискосок переходил улицу: а) собака; б) кошка; в) девочка.

5) Комок чего упал на спину Пераплётчикова: а) грязи; б) снега; в) земли.

6) Назовите имя героя, который кидался грязью: а) Серёга Курзимов; б) Гришка Милькин; в) Колька Клюквин.

7) Назовите фамилию ловкого и бесстрашного Женьки: а) Айтыр; б) Моськин; в) Евстигнеев.

8)Куда собирался главный герой со своей бабушкой: а) в библиотеку; б) в лес за грибами; в) на прогулку в скверик.

9) В какую игру играли дети во дворе: а) городки; б) лапта; в) зарница.

10) Что смущало главного героя у себя в комнате: а) шкура медведя на стене; б) баян вместо люстры; в) чёрное пианино.

2.1 Заполните таблицу:

3. Выполненные задания прислать:

11 мая. Родная литература. 6 класс.

Тема урока: "Основная тематика и проблематика рассказа А.И. Приставкина "Золотая рыбка".

Цель: продолжить знакомство с содержанием рассказа А.Приставкина, проверить знание содержание рассказа через выполнение тестовых заданий.

1) Повествование в рассказе ведётся от лица: а) сестрёнки автора; б) маленькой Люсеньки; в) от лица автора.

2)Какая достопримечательность в детдоме описывается автором: а) аквариум с рыбками; б) фасад детдома; в) памятник пионеру- герою.

3)Откуда привезли в детдом рыбок: а) из Калуги; б) из Москвы; в) из Горького.

4)Сколько лет было Люсеньке: а) шесть; б) восемь; в) семь.

5)Чем кормили рыбок: а) специальным кормом; б) хлебными крошками; в) казеиновым клеем.

6)Какое происшествие произошло в детдоме: а) девочки поссорились; б) рыбки стали исчезать; в) Инна наказала Люсеньку.

7)Почему девочки не стали докладывать воспитательнице о пропаже: а) они испугались; б) они увидели внешнее сходство рыбок и маленькой Люсеньки; в) они решили рассказать всё потом.

8)Действие рассказа происходит: а) в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны; б) в Москве во время Великой Отечественной войны; в) в Ленинграде в наши дни.

*9) Дайте оценку действиям старших детей, как бы вы поступили на их месте и почему? (дайте развёрнутый ответ)

3. Выполненные задания прислать:

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ 02.05 - 08.05

4 мая. Родная литература. 6 класс.

Тема урока: "Основная тематика и проблематика рассказа А.И. Приставкина "Золотая рыбка". Цель: познакомиться с содержанием рассказа А. Приставкина, уметь определять основную мысль рассказа, его проблематику.

1.Прочитать рассказ А. Приставкина "Золотая рыбка, ответить на вопрос: "Какова основная мысль рассказа и какие еще проблемы затрагивает писатель в своём повествовании?"

Родная литература. 27 апреля.6 класс.

Тема урока: "Чувство ответственности за родных в рассказе Ю.Яковлева "Цветок хлеба"

Цель урока: познакомиться с содержанием рассказа, уметь определять тему и идею, подробно и сжато пересказывать художественное произведение.

1.Прочитать рассказ Яковлева, выписать из текста описание внешности голодного мальчика.

2.Ответить на вопрос: "Почему несмотря на то, что маленький Коля "никак не мог привыкнуть к голоду", второй корж хлеба спрятал в дедушкин сундук, а не съел?" (письменно)

Родная литература.

Тема: "Смысл названия рассказа "Алюминиевое солнце" Е.Носова. Цель урока: через тестовые задания проанализировать содержание рассказа, выделив главную мысль его.

1.Выполните тестовые задания:

1)Назовите имя главного героя: а) Алексей; б)Кольша; в)Пётр.

2)Хромым главный герой стал: а) с рождения; б) попал в аварию; в)в результате несчастного случая на производстве.

3)Его учительская карьера закончилась благодаря: а)заявлению об увольнении по собственному желанию; б) увольнению из-за неимения свидетельства об образовании; в)нарушению трудовой дисциплины.

4)После работы учителем главный герой работал: а) сторожем; б) инженером; в) токарем.

5) Любимая пословица главного героя, которая помогла ему пережить "хроническую невостребованность": а) Век живи, век учись - дураком помрёшь; б)Страшна не та вода, что бежит, а та, что копится скукой; в)Семь бед - один ответ.

6)Что купил на последние деньги главный герой: а)магнитофон; б)столярный набор; в)шагомер.

7)Из бесполезной алюминиевой трубы главный герой надумал сделать: а)подзорную трубу; б)перископ; в) поливальную систему.

8) Местный участковый: а) похвалил главного героя за изобретательность; б)предложил узаконить изобретение; в) сломал изделие.

9)Какая находка обнаружилась при распиле дров: а)клад; б) пляжные очки; в) мараши.

10) Куда дели находку: а) выставили на обогрев в святой горнице; б) выбросили в мусорное ведро; в) оставили в распиленном дереве.

11) Кому принадлежат слова: "Душа, она ить завсегда к светлому тянется" : а)главному герою; б) деду по кличке Ась; в)Катерине.

12)Как назвал найденного сверчка главный герой: а)Мурля; б)Тюрля; в)Кроха.

13)*** Ответьте на вопрос: "Почему, по вашему мнению, рассказ так называется?" Удачи.

Родная литература.

Тема урока: Доброта и жестокость людей в рассказе Е.И.Носова "Алюминиевое солнце"

Цель урока : познакомиться с содержанием рассказа, уметь определять тему и идею рассказа, подробно и сжато пересказывать художественное произведение.

1.Прочитать рассказ Носова, пересказать сначала подробно, затем сжато.

2.Ответить на вопрос: "В чём проявляется доброта, а в чём жестокость людей? Какие еще проблемы поднимает Е.Носов в своём рассказе? (письменно)

Цели урока:
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством замечательного курского писателя Е.И. Носова. Формировать:
а) умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
б) навыки анализа художественного текста.
– Развивать у обучающихся:
а) языковую компетенцию;
б) читательский интерес и познавательную деятельность.
– Воспитывать:
а) информационную культуру обучающихся;
б) любовь и сострадание ко всему живому, бережное отношение к природе;
в) коммуникативные умения;
г) дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в достижении цели.
Планируемые результаты:
Предметные: читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в сло-восочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст вслух (про себя), отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Выделять средства художественной выразительности в художественном тексте (эпитеты, сравнения).
Личностные: принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Воспитание уважительного отношения к России, чувства гордости; воспитывать любовь к родной стране, родному краю, выражающееся в интересе к ее природе. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоциональной нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или, пользуясь толковыми словарями. Формировать познавательный мотив, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Обобщать и анализировать полученную информацию, делать выводы..
Коммуникативные: участвовать в работе группы: выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче; передавать устно содержание прочитанного; уметь полно и чётко давать ответ на поставленный вопрос, выступать перед слушателями, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Регулятивные: прогнозировать тему урока. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Область: литературное краеведение.
Дидактическое сопровождение:

Ход урока:

Читайте также: