Дыхательная гимнастика стрельниковой конспект

Обновлено: 07.07.2024

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции!

Гимнастика Стрельниковой включает ряд последовательных упражнений, изначально направленных на восстановление дыхательных функций. Это уникальная методика, не имеющая ни единого аналога. Она практикуется вот уже более 50-ти лет для оздоровления организма и укрепления всех его функций. Гимнастика была изначально разработана для восстановления голосовых связок, но впоследствии выяснилось, что она оказывает терапевтическое воздействие при бронхолегочных и других заболеваниях.

Эта гимнастика заслужила признание врачей и ученых по всему миру и рекомендуется для профилактики и лечения заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем человеческого организма.

В этой статье мы рассмотрим базовые упражнения данного комплекса, а также расскажем о пользе этой уникальной методики.

История гимнастики Стрельниковой

В 1975 году в одном из советских изданий была опубликована статья об уникальной дыхательной технике. Лицом статьи стал всеми любимый актер Андрей Миронов, который демонстрировал выполнение нестандартных упражнений самостоятельно. Это и стало ключевой предпосылкой стремительной популярности гимнастики.

Александра Николаевна Стрельникова

Автором методики стала оперная певица Александра Николаевна Стрельникова. Она утратила голос в очень молодом возрасте, поэтому все ее усилия были направлены на поиск эффективного способа возвращения утраченного таланта. С этой целью она экспериментировала с различными дыхательными техниками.

К Александре Николаевне обращались такие известные личности как:

  • Андрей Миронов;
  • Анатолий Папанов;
  • Людмила Касаткина;
  • Маргарита Терехова;
  • Армен Джигарханян;
  • Татьяна Васильева и многие другие.

Стрельниковскую гимнастику также поддерживают Алла Пугачева и Кристина Орбакайте, актриса Валентина Рубцова, снявшаяся в сериале "Универ".

Игорь Тальков

Интересный факт!

Стрельникова помогла восстановить и поставить голос известному певцу Игорю Талькову. Голосовые связки покойного артиста были повреждены еще в детском возрасте, вследствие хронического ларингита.

Второе открытие уникальной методики Стрельниковой

К Стрельниковой обратилась пациентка с диагностированной астмой, развившейся на фоне простудных осложнений. Александра Николаевна с большим удивлением заметила, что месяц занятий полностью устранил симптомы недуга.

С течением времени стали появляться очередные доказательства того, что гимнастика не только способствует восстановлению голоса, но также обладает оздоравливающим воздействием.

Во второй половине 70-х годов методика Стрельниковой получила распространение в медицинских учреждениях Советского Союза как лечебная физкультура. Ее внедрение позволило значительно улучшить состояние пациентов с респираторными осложнениями.

Гимнастику включали в план лечения ряда заболеваний:

Дыхательная гимнастика показала хорошие результаты при:

  • патологиях щитовидной железы;
  • вегето-сосудистой дистонии;
  • простатите и других заболеваниях простаты.

Стрельникова содействовала специалистам московских медицинских учреждений, которые направляли к ней людей с нарушениями голосового аппарата, а также с патологиями носоглотки, легочных и бронхиальных недугах, сердечных и гипертонических заболеваниях.

Жизнь известной оперной певицы и автора уникальной методики прервалась на 77-м году вследствие автомобильной аварии (17 сентября 1989). До самой смерти Стрельникова была абсолютно здоровой.

Михаил Николаевич Щетинин

Ее преемником стал доктор ЛФК из Российской Академии Медицинских Наук, Михаил Николаевич Щетинин. Благодаря помощи Александры Николаевны ему удалось побороть астму в острой форме еще в молодом возрасте. Он углубился в изучение методики и впоследствии стал единственным ее последователем.

Что делает с нашим телом гимнастика Стрельниковой?

Заболеваний, которые можно вылечить с помощью данной методики, огромное количество, что подтверждается реальными примерами. Их рассмотрению можно посвятить отдельную статью.

Упражнения оказывают терапевтическое воздействие, поэтому назначаются для профилактики и лечения:

  • органов дыхания;
  • сердца и сосудов;
  • голосовых связок;
  • почек и печени;
  • эндокринной системы;
  • желудочно-кишечного тракта;
  • опорно-двигательных функций.

Лечебная физкультура также способствует улучшению психологического состояния человека.

Важно!

Специалисты рекомендуют выполнять дыхательную гимнастику по назначению лечащего врача. Тренировка не окажет отрицательного воздействия здоровому человеку. Но при наличии сопутствующих осложнений лучше всего проконсультироваться со специалистом и не отклоняться от его рекомендаций.

Классическая вариация стрельниковской гимнастики состоит из двух частей (по 6 классических упражнений). Для выработки верной техники, их лучше всего осваивать постепенно.

От чего помогает гимнастика Стрельниковой?

Упражнения, предложенные Стрельниковой, ориентированы на отработку дыхательной техники и сжатие грудной клетки. Они охватывают несколько техник – короткие, шумные и резкие вдохи.

Благодаря такому подходу достигается снижение активности грудной клетки и запускается диафрагма.

Гимнастика Стрельниковой

Активность диафрагмы обеспечивает беспрепятственное поступление воздуха к легким, что способствует:

  • снижению затраты энергии на дыхательный процесс;
  • укреплению легких;
  • рассасыванию жидкости, накопившейся вследствие воспалительных процессов в легких и бронхах;
  • восстановлению функции сокращения и подвижности мышечных тканей органов дыхания;
  • расправлению ателектаз;
  • торможению образования легочных спаек;
  • стимуляции носовых слизистых оболочек, усилению обоняния.

Польза гимнастики распространяется за пределы дыхательной системы.

Благоприятное воздействие заключается также в следующем:

  • насыщение всех органов и систем организма жизненно важными микроэлементами;
  • поступление кислорода в артериальную кровь;
  • стимуляция мозговой активности, запуск саморегуляции, активация обменных процессов;
  • улучшение самочувствия;
  • снижение рисков возникновения различных неврозов, включая заикание;
  • нормализация психического состояния.

Массажное воздействие на диафрагму в ходе выполнения движений приводит в работу органы брюшной полости, в первую очередь, печень. Тренировка задействует абсолютно все части туловища, что способствует укреплению опорно-двигательных механизмов и нормализации мышечного тонуса.

Терапевтическое действие

Важно!

Дыхательная гимнастика благоприятно воздействует и на сердечно-сосудистую систему. Активность диафрагмы нормализует давление грудной клетки, за счет чего достигается своеобразный эффект "подсасывания" (периферическая венозная кровь поступает к сердцу, улучшая его работоспособность).

Основной комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой

Вдохи

Каждое движение нужно выполнять параллельно с вдохом. Для выполнения трех вдохов уходит около двух секунд. Эффект достигается, главным образом, за счет сочетания вдохов с упражнениями. Их рассмотрим далее.

Важно!

Перед выполнением вдоха необходимо соблюдение нескольких требований:

  • сконцентрироваться на вдохе;
  • прорабатывать исключительно вдохи;
  • подсчитывать выполненные вдохи.

Выдохи

Техника выполнения:

  • выдох должен следовать сразу за вдохом;
  • выдыхать можно носом либо приоткрытым ртом;
  • не следует выталкивать воздух силой или задерживать дыхание (выдох делается произвольно);
  • не концентрируйтесь на выдохе (организм сам определит оптимальный объем воздуха для вывода, дополнительных усилий прикладывать не нужно).

Рекомендуемая норма для всех упражнений – 12 подходов, по 8 раз (всего 96 раз).

1 упражнение "Ладошки"

  1. Стоим прямо. Руки согнуты, локти смотрят вниз. Кисти на линии плеч, ладошки от себя.
  2. На вдохе сжимаем пальцы в кулаки.
  3. На выдохе разжимаем кулаки.

С учетом степени тяжести состояния, упражнение можно выполнять в сидячем либо лежачем положении.

Упражнение

2 упражнение "Погончики"

  1. Становимся прямо, выравниваем осанку. Сжимаем кулаки, они должны находиться на линии пояса.
  2. На вдохе резко опускаем руки, разжимаем кисти. Пальцы расслабляем.
  3. На выдохе руки возвращаем в первоначальную позицию.

Допускается делать упражнение в положении сидя, а также лежа.

Упражнение

Важно!

3 упражнение "Насос"

  1. Стоим прямо, голова смотрит в пол.
  2. Подаемся слегка вперед, но так, чтобы руки не доставали до пола.
  3. Вдыхаем на середине наклона, вдох завершаем синхронно с наклоном.
  4. Выдыхаем ртом, немного приподнимаемся, но полностью не выпрямляемся.

В отдельных случаях упражнение делается сидя.

Упражнение

4 упражнение "Кошка"

  1. Стоим ровно, ноги примерно на ширине плеч.
  2. На вдохе плавно приседаем, не отрываем стопы от пола, параллельно поворачиваем корпус вправо.
  3. Согнутыми руками имитируем хватательное движение у линии пояса.
  4. Возвращаемся в исходную позицию.
  5. На выдохе поворачиваемся и приседаем, меняем сторону.

Можно выполнять упражнение на стуле либо лежа.

Упражнение

5 упражнение "Обними плечи"

  1. Стоим прямо, руки поднимаем горизонтально до плеч, слегка расслабленные кисти смотрят друг на друга, руки согнуты в локтях.
  2. Руки закидываем на плечи, имитируя обнимание самого себя (фактически, берем себя в руки). Вдыхаем под конец. Соотношение значения не имеет.
  3. На выдохе руки немного разводим, но не доходим до первоначальной позиции.

Упражнение

6 упражнение "Большой маятник"

Включает элементы двух упражнений, рассмотренных выше.

  1. Стойка прямая, ноги примерно на ширине плеч.
  2. На вдохе наклон вперед, руки тянутся к полу.
  3. Не останавливаясь, делаем легкий прогиб поясницы, затем наклоняемся назад. Руками обнимаем плечи на вдохе. Повторяем в такой же последовательности необходимое количество раз.

Упражнение можно делать сидя.

Упражнение

Выше рассмотрены упражнения первой половины дыхательного комплекса. Переходить к следующим упражнениям можно только в том случае, если хорошо отработана первая часть комплекса. Оптимально добавлять ежедневно по одному новому упражнению, чтобы хорошо освоить весь комплекс.

7 упражнение "Повороты головы"

  1. Прямая стойка, ноги немного уже ширины плеч.
  2. На первом вдохе поворот головы вправо.
  3. На втором вдохе поворот головы влево. То есть, делаем вдохи с поочередными поворотами головы.
  4. На выдохе голову возвращаем в исходную позицию. Повороты нужно выполнять плавно, без остановок. Шея расслаблена.

Упражнение

8 упражнение "Ушки"

  1. Прямая стойка, ноги немного уже ширины плеч.
  2. На вдохе легкий наклон головы вправо. Вдох шумный короткий.
  3. На вдохе наклоняем голову точно также влево.
  4. Продолжаем выполнять упражнение, смотрим прямо, имитируем, будто мы кого-то ругаем (Ай-ай-ай).

Упражнение

9 упражнение "Маленький маятник"

  1. Прямая стойка, ноги немного уже ширины плеч.
  2. На вдохе голову опускаем вниз. Вдох резкий, короткий.
  3. На следующем вдохе голову поднимаем вверх (взгляд направляем на потолок). Последовательность – вдох с пола, вдох с потолка.
  4. Выдыхаем слегка приоткрытым ртом после каждого вдоха. Выдохи не задерживаем, не выталкиваем.

Упражнение

10 упражнение "Перекат"

  1. Левой ногой делаем шаг вперед, правая нога остается сзади. Нагрузку массы тела берет на себя левая нога, которая должна быть выпрямленной. Правую ногу сгибаем и отставляем назад на носок для удержания равновесия (на нее не опираемся).
  2. На вдохе легкое приседание по танцевальной технике на левой ноге (немного сгибаем ее в колене). Вдох короткий, делаем носом.
  3. После приседания сразу же выпрямляем левую ногу.
  4. Массу туловища переводим на правую ногу. Корпус держим прямо.
  5. На вдохе приседаем на правую ногу. Левая нога стоит на носке для поддержания равновесия, но не используется в качестве опоры.
  6. Перемещаем тяжесть туловища на левую ногу. Выполняем поочередно.

Возьмите в вооружение:

  • вдох нужно делать вместе с приседанием;
  • тяжесть туловища должна быть на "рабочей" ноге;
  • выполнив приседание, ногу выпрямляем сразу и только затем делаем перекат для перехода на другую ногу.

Меняем ноги и выполняем аналогичное упражнение.

Упражнение

11 упражнение "Передний шаг"

  1. Стоим ровно, ноги немного уже ширины плеч.
  2. Левая нога согнута, на уровне живота. Носок тянется вниз, голень расположена перпендикулярно относительно пола.
  3. На вдохе плавно приседаем на правую ногу.
  4. После приседания нужно на какой-то момент принять исходное положение ног.
  5. На вдохе правую ногу поднимаем, и приседаем на левую ногу одновременно.

Упражнение

12 упражнение "Задний шаг"

  1. Стоим ровно. Ноги примерно на ширине плеч.
  2. Левая нога согнута в колене, голень отводим назад, как бы направляя пятку к ягодице.
  3. На вдохе приседаем на правой ноге.
  4. После приседания нужно на какой-то момент вернуть ноги в исходное положение.
  5. Правую ногу сгибаем, на левой ноге приседаем. Перед каждым последующим движением меняем ногу.

Упражнение

Сколько длится гимнастика?

  • оптимальная продолжительность одной тренировки составляет около получаса;
  • заметный эффект наступит примерно спустя месяц ежедневных занятий. По возможности заниматься нужно дважды в день;
  • при отсутствии противопоказаний, гимнастика Стрельниковой может практиковаться без ограничений. Многие приверженцы данной методики практикуют ее на протяжении всей жизни.

Продолжительность гимнастики

Противопоказания и ограничения

При наличии следующих заболеваний от гимнастики лучше отказаться или получить предварительную консультацию врача:

  • гипертония в тяжелой форме;
  • тромбофлебит;
  • сердечно-сосудистые патологии в стадии обострения;
  • глаукома.

Дыхательная физкультура, как и любая другая физическая нагрузка, категорически противопоказана при внутренних кровотечениях.

Напоследок, хотим напомнить, что перед началом занятий следует проконсультироваться со специалистом. Это позволит избежать осложнений и непредвиденных последствий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Комплекс лечебно – оздоровительной гимнастики в старшей группе

Подготовила: Щеглова Марина Васильевна

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством эффективных методов закаливания в условиях детского сада

Оздоровительная: Повышать общий жизненный тонус ребёнка и сопротивляемость, закалённость и устойчивость его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Обучающие: Формировать и закреплять правильное ритмичное носовое дыхания. Формировать знания детей о строении органов чувств.

Развивающие: Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшать деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения.

Воспитательные : Воспитывать умение работать в группе и паре, формировать чувства взаимоподдержки.

Методы – игровой, наглядный, словесный, практический.

Форма проведения: подгрупповое занятие

Место проведения: участок леса.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная солнечная погода, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с солнышком .

Гимнастика для глаз

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторви от земли.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на плечо он к ребятам упал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнечный лучик быстро скакал,

И на маленький носик к ребятам попал.

Весело лучик песенку пел,

Каждый на носик себе посмотрел.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Потянуться руками вверх.

Похлопать в ладоши над головой

Покружиться, подняв руки вверх

Вытянуть вперед правую руку, медленно

прикоснуться указательным пальцем к

правому плечу. Проследить глазами.

Вытянуть руку вперед и коснуться пальцем кончика носа. Проследить глазами.

Похлопать в ладоши.

Ходьба на месте.

Паровоз гудит ту-ту!

Ход колеса набирают и стучат чух-чух!

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,

Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Колесами стучу, стучу,

Садись скорее, прокачу!

Похлопывание по спине ладонями

Поворот на 180, поколачивание кулачками

Поворот на 180, постукивание пальчиками

Поворот на 180, поглаживание ладонями

Легкое поглаживание пальцами

Воспитатель: Ну, вот мы и приехали. Беритесь за руки и отправляемся змейкой в лес.

Упражнение для профилактики плоскостопия

Дружно за руки возьмемся,

В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,

Что краснеет по кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,

Комары кусают в лоб.

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп!

Ходьба с перекатом с пятки на носок

Ходьба боком по толстому шнуру

Ходьба на носочках, одновременно выполнять хлопки в ладоши перед собой, над головой, справа, слева, внизу.

Воспитатель: Сколько мух прилетело! Делаем массаж для ушей.

Дети выполняют массаж ушей.

Загнуть руками уши вперед (4 раза); прижать руками ушные раковины, затем отпустить; потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);

Загибание вперед ушных раковин: быстро загнуть вперед всеми пальцами, при-жать, резко отпустить. (Способствует улучшению самочувствия всего организма)

Оттягивание ушных раковин: кончиками большого и указательного пальцев потянуть вниз обе мочки ушей 5-6 раз. (Полезно при закаливании горла и полости рта)

Массаж козелка: захватить большим и указательным пальцами козелок. Сдавли-вать. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд. (Массаж стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии)

Растирание ушей ладонями.

Воспитатель: давайте все вместе позовем лисичку – сестричку.

(Дети хором зовут лисичку. Выходит лисичка.)

Лиса: А я лисонька – лиса

К детям очень уж добра!

На лужок всех позову,

Шмыгать носиком начну.

Все болезни прогоняйте!

Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхать носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдать одновременность наклонов и вдохов и не думать о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнуться в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох.

Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте.

Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме

Исходное положение: правая нога впереди, левая на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела - на обоих ногах. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу (левая нога сзади на носочке, согнута в колене – на нее не опираться). Стоим на правой ноге, как цапля посреди болота, вся тяжесть на ней, левая сзади на носочке только для поддержания равновесия. Слегка присели на правой ноге – вдох. Затем правое колено выпрямляем и только после этого переносим тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Теперь она прямая, вся тяжесть тела на ней, а правая нога спереди на носочке, для поддержания равновесия. Присели на левой ноге и одновременно сделали короткий шумный вдох носом (приседания легкие, пружинистые, низко ни в коем случае не приседать) после короткого вдоха, сделать одновременно с приседанием на левой ноге, левая нога обязательно выпрямляется и тяжесть тела переносится на стоящую впереди правую ногу. Теперь она снова прямая, вся тяжесть тела на ней. Делать такое же легкое танцующее приседание с одновременным коротким шумным вдохом через нос. После вдоха правая нога в колене выпрямляется, и перенести тяжесть тела с нее на стоящую сзади на носочке левую ногу. Теперь вся тяжесть тела на стоящей сзади левой ноге, она прямая, а стоящая впереди правая нога – на носочке для поддержания равновесия. Итак, вперед-назад, вдох на правой ноге. Колено в момент приседания со вздохом слегка сгибается, а затем выпрямляется. Одновременно выдох уходит пассивно после каждого вдоха.

Воспитатель: Спасибо лисичка – сестричка, за дыхательную гимнастику. Теперь давайте сделаем массаж для лица.

Массаж лица по китайской медицине ( улучшает питание кровью кожи лица, успокаивает головную боль, снимает усталость глаз )

Теплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,

Клен кивает головой.

А кудрявая березка

Провожает всех ребят.

До свидания, лес зеленый,

Мы уходим в детский сад!

Двумя ладонями провести, не слишком надавливая, от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

От точки между бровями большим пальцем левой руки массировать лоб, проводя пальцем до середины лба у основания волос – 4 раза

Массаж висковых впадин большими пальцами правой и левой рук, совершая вращательные движения – 8 раз

Цель: пропаганда здорового образа жизни, посредством ознакомления с новыми здоровьесберегающими технологиями.

Задачи:ознакомление с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой; подготовка педагогов к внедрению новых здоровьесберегающих технологий.

План:

1. Актуальность введения новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми дошкольного возраста.

2. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой и её преимущества.

3. Основные правила выполнения.

4. Практическая часть. Освоение базовых упражнений дыхательной гимнастики.

Актуальность введения новых здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем прогрессирующее ухудшение здоровья детей дошкольного возраста. Причин роста числа заболеваний много. Это плохая экология, несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и эмоциональные перегрузки. Развитие детей и создание условий, препятствующих ухудшению их здоровья в процессе обучения в дошкольном учреждении – одна из самых актуальных задач современной педагогики.

Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Правильное дыхание есть основа основ в жизнедеятельности организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности особенно детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом. Дыхательная система ребенка-дошкольника не достигла полноценного развития, дыхание у детей поверхностное, учащенное.

Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно, не задерживать дыхание при мышечной работе. Надо напоминать, что следует дышать через нос. Это очень важно, т. к. атмосферный воздух в носовых ходах согревается, увлажняется и частично очищается. Понятно, что воздух в помещении, где находятся дети и особенно, где проходят физкультурные занятия, должен быть свежим и чистым. Обычная прогулка многократно усиливает насыщение тканей организма кислородом, нехватка которого чаще всего резко ограничивает физические возможности детей.

При занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Детский организм лучше насыщается кислородом, повышается тонус кровеносных сосудов. Активные дыхательные движения не только укрепляют мышцы грудной клетки, но и производят тренировку сердечной мышцы, улучшая кровообращение. Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающе и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость организма. Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь – пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые, и прежде всего дыхание.

Занятия по системе Стрельниковой превосходно помогают при заболеваниях органов дыхания, позволяют излечиться от различных сердечно-сосудистых болезней и многих других недугов.

Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГИМНАСТИКИ

1) Гимнастика сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег плавание – особенно.

3) Дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней.

4) Гимнастика положительно влияет на организм в целом. Она ведь не чисто дыхательная – в работу включаются все мышцы.

5) Гимнастика доступна всем людям.

6) Для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д., помещения и прочих.

7) Высокая эффективность. После первых занятий объем легких значительно увеличивается.

8) Дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата грудной клетке.

9) Гимнастика показана и взрослым и детям.

Основные правила выполнения:

• Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох – шумный, резкий и короткий (как хлопок).

• Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом, выдох – абсолютно пассивный (через рот).

• Вдох делается одновременно с движениями. В дыхательной гимнастике Стрельниковой нет вдоха без движения, а движения – без вдоха.

• Все вдохи-движения вгимнастики делаются в темпо ритме строевого шага.

• Счет в дыхательной гимнастике Стрельниковой – только на 8, считать мысленно, не вслух.

• Упражнения можно делать стоя, сидя и лежа.

Практическая часть. [/b]

Освоение базовых упражнений дыхательной гимнастики.

Заниматься необходимо хотя бы 1 раз в день по 30 или даже 15 минут. Занятия по исцеляющей дыхание Стрельниковой можно проводить с детьми 3–4 лет. Комплекс упражнений помогает при заболеваниях органов дыхания, позволяет излечиться от различных сердечно-сосудистых болезней. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении за 15 минут до еды или через 30 минут после еды.

Дети должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии и думать о том, как красив наш мир.

ЗАДАЧИ

1. Учить детей делать короткий, шумный вдох.

2. Учить детей выполнять произвольный выдох, лучше выдыхать через рот.

3. Учить детей сочетать вдох с движением в ритме строевого шага.

Необходимо освоить весть комплекс Стрельниковской гимнастики и выполнять его в следующей последовательности:

Если систематически выполнять эту дыхательную гимнастику, то результаты не замедлят сказаться. Дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает на организм ребенка комплексное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

– устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

– способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

– налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

– исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

– повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3–5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

– по 4 вдоха-движения – 24 раза,

– или по 8 вдохов-движений – 12 раз,

– или по 16 вдохов-движений – 6 раз.

– или по 32 вдоха-движения – 3 раза.

И. П. : встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) – 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

– 12 раз по 8 вдохов-движений,

– или 6 раз по 16 вдохов-движений,

– или 3 раза по 32 вдоха-движения.

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд – и снова 8 поклонов-вдохов.

В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.

Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона даже не должны опускаться до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! И еще раз повторяю: не напрягайтесь!

Итак, повернулись вправо, слегка присели – вдох. Колени выпрямились – выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернулись влево, слегка присели, кистями рук сделали легкое сбрасывающее или хватательное движение – вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушел абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

Подряд без остановки можно сделать 8 или даже 16 вдохов-движений (ориентируйтесь по вашему самочувствию). Затем отдых 3-5 секунд и снова 8 или 16 вдохов-движений. За 1 занятие вам нужно сделать 96 вдохов-движений. Это 12 раз по 8 или б раз по 16 вдохов-движений.

И. П. : встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой – все равно. Главное – помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди – образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся — получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.

Ограничения: тяжелые заболевания.

Сначала делать это упражнение нужно очень осторожно и только по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) 3–5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений за одно занятие. Через несколько недель тренировки можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения подряд без остановки.

Помните! Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами. Рука, которая сверху, в момент вдоха-объятия идет к плечу, а рука, которая снизу – к подмышке.

И. П. : встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, – тоже вдох. Выдох уходит пассивно между двумя вдохами-движениями.

Это упражнение можно делать сидя. Если у вас травмирована спина или очень сильный остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, не делайте прогиба назад в пояснице. Просто делайте встречные движения руками без откидывания головы назад и прогиба в пояснице. Низко кланяться в этом случае тоже нельзя ни в коем случае, – кисти рук должны быть намного выше колен.

Постепенно, с каждой неделей тренировки амплитуда движений должна сама увеличиваться, и вы будете прогибаться в пояснице уже без каких-либо неприятных ощущений.

И. П. : встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

Справа – вдох, слева – вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой. Руками можно держаться по бокам за брюки.

Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Но в начале тренировки делайте подряд только по 8 или по 16 вдохов-движений без остановки.

И. П. : встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу – тоже вдох.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений или 3 раза по 32 вдоха-движения. В начале тренировки советую делать подряд только по 8 или по 16 вдохов-движений.

Передний шаг (рок-н-ролл)

И. П. : встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая вверх правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или через рот уходит выдох.

Обе ноги на какое-то мгновение занимают прямое положение. Затем поднимаем вверх согнутую в колене левую ногу, а на правой в этот момент слегка приседаем – вдох.

После этого обе ноги на какое-то мгновение выпрямляются – выдох уходит. Правое колено вверх – вдох, левое колено вверх – вдох, выдох уходит свободно после каждого вдоха.

В этом упражнении нужно не просто маршировать на прямых ногах, как на плацу, а слегка приседать, как бы танцуя рок-н-ролл. Руки при этом либо висят вдоль туловища, либо делают легкое встречное движение на уровне пояса. Спина в этом упражнении должна быть абсолютно прямой. Следите за этим и не сутультесь!

Сделайте 32 вдоха-движения без остановки. Если тяжело, то делайте подряд только по 8 вдохов-движений, затем отдых 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений. И так 4 раза (4x8=32).

Сердечникам, астматикам, гипертоникам да и просто пожилым людям высоко (до уровня живота) поднимать колени не рекомендуется. Поднимайте их чуть-чуть, будто слегка пританцовываете на одном месте. Помните: в момент короткого шумного вдоха нужно невысоко приподнять одно колено, при этом на другой ноге слегка присесть, как бы танцуя рок-н-ролл.

Задний шаг

И. П. : встаньте прямо. Отведите согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На другой ноге (левой) в этот момент делаем легкое танцующее приседание. Затем ноги на какое-то мгновение выпрямляются – выдох ушел. Левой пяткой пытаемся ударить себя по ягодице, слегка приседая при этом на правой ноге и одновременно шумно вдыхая носом. Ноги выпрямляются — выдох уходит сразу же после каждого вдоха.

Руки либо висят вдоль туловища, либо кисти рук делают легкое встречное движение на уровне пояса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева, З. А. Резервы здоровья [Текст] / З. А. Васильева, С. М. Любимская. – М. : Медицина, 19984.

2. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / М. Н. Щетинин. – М. : Физкультура и спорт, 2002.

3. Малахов, Г. П. Основы здоровья [Текст] / Г. П. Малахов. – М. : АСТ: Астрель, 2007.

4. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / В. И. Дубровский. – 3-е изд., доп. – М. : ВЛАДОС, 2005.

Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика после сна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 Консультация на тему: Здоровьесберегающие технологии – гимнастика.

Здоровьесберегающие технологии как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Я: - Здравствуйте, уважаемое жюри и коллеги! - Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? Пришли вы на мастер-класс,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Дыхательная гимнастика (для детей 3–4 лет) Дыхание - важнейшая функция организма. Специальные дыхательные упражнения занимают важное место в физической культуре. Они обеспечивают.

Здоровьесберегающие технологии. Фитнес и гимнастика в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье нации – это главная составляющая в развитии любого государства. От того, каким будет поколение,.


1) разучить комплекс дыхательных упражнений А. Стрельниковой.

2) Обучить технике выполнения дыхательных упр-ий.

3) Познакомить школьников с содержанием 6-ти курсов дыхательных упражнений по системе А. Стрельниковой.

Ход урока.

1. Подготови­тельная (15 минут)

2. Ходьба. Ходьба на носках,на пятках, на внутренней и внешней стороны стопы, спиной вперед,перекатом с пятки на носок,"спортив­ная ходьба". Прыжки со сменой, с одной на другую,на пра­вой,на левой,на двух ногах, в полуприседе, в приседе, в приседе с поворотами, спиной вперед. Бег обычный,бег выбрасывая ноги вперед,в стороны, назад; бег высоко поднимая бедро, захлестывая голени назад;бег с ускорением по диагонали зала. Переход на ходьбу. Перестроение в колонну по 4 поворотом в движении.

3. Комплекс упражнений по системе прошка (терминология Прошка).

1. Стоя, руки в стороны произвольное напряжение мышц рук со сгибанием рук в локтях. 8 раз автора

2) Разгибание спины, сидя на полу, руки со скрещенными пальцами за головой; разгибаться не до лежачего положения.

3) Стоя с раздвинутыми ногами,положить рукисо скрещенными пальцами на голову, ладонями кверху;вытянуть руки вверх,сделать вращениевправо и наклон вперед;тоже влево.

4) Стоя с раздвинутыми ногами и опущеннымиплечами,повернув руки ладонями вперед, попеременное медленное сгибание одной рукик плечу и опускание другой к бедру.

5) Лежа на спине с наклоненной вперед головойи руками положенными ладонями на пол, подымание ног на 50 градусов; нижняя нога начинает подниматься,когда верхняя начинает опус­каться.

5-а) Из того же положения подымание ног подпрямым углом к полу и опускание их.

6) С опорой на ладони (позже на кончики паль­цев/ и на пальцы ног поднять седалище,чтобы ноги и спина образовали прямой угол; сгибание рук /локтями в сторону/ с выпрямлением спины /при полном опускании ноги и спина представ­ляют прямую линию).

Конспект урока по физкультуре Дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой

6-а) Из то же положения выпрямление туловища и подымание одной ноги вверх.

7) Положение стоя с раздвинутыми ногами;поды­мать руки вбок,вверх и наскось;с сильным на­пряжением вести руки с сжатыми кулаками по отвесу вперед,чтобы они скрестились перед грудью;обратно с расслабленными мышцами с разведением рук,приседание с подыманием рук вверх. 8 раз.

9) Лежа на спине сгибание туловища с руками на поясе и с закинутой головой;опускание го­ловы и плеч. 8 раз.

2. Основная часть (20 мин)

10) Положение стоя, напряженно;руки в стороны;

1. Обучение технике дыхательных упражнений.

Техника. На каждый поворот в конечной точке короткий, шумный,быстрый вдох носом, настолько резкий, что слегка втягиваются и сжимаются крылья носа. О вдохе совсем не думать. Он произво­дится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это относится ко всем упражнениям.

Упражнение N 1. Повороты головы налево и направо.

Упражнение N 2. Наклон головы вправо и влево.

Упражнение N 3. Наклон головы вперед и назад.

Упражнение N 4. Сведение рук перед грудью. 8 раз

Упражнение N 5. Пружинящие наклоны вперед.

Упражнение N 6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.

Упражнение N 7. Пружинящие приседания в выпаде.Время от времениноги меняются местами. Вдох в крайней точкеприседания в момент сведения опущенных рук.

Читайте также: