Двоичное кодирование 7 класс босова конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока_Двоичное кодирование.doc

План-конспект урока

по информатике

в 7 классе

на тему “Двоичное кодирование”

УМК Босовой Л.Л.

Разработал: Овчинников Александр Васильевич

Урок по теме “Двоичное кодирование” проводится в 7 классе и является частью первой темы базовой программы “Информационные процессы”. (5 урок по этой главе).

Он знакомит учеников с понятиями двоичного кодирования и представления информации в компьютере. Этот урок и следующий “Измерение информации”, является очень важной теоретической основой для понимания основ и дальнейшей успешной учебы по предмету. Поэтому на эти темы следует выделять больше времени и учитель должен давать продуманное изложение этой сложной для понимания темы для учеников, дав ученикам достаточное количество примеров и задач, для овладения понятиями и методами расчета. В разработке для обеих тем выделяется 3 урока ( 2 урока нового знания + закрепление)

Для раскрытия новой темы используется метод интерактивной беседы с элементами проблемного обучения.

Планируемые результаты обучения:

.Овладение навыками концентрации внимания

Метапредметные:

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Понимание универсальности двоичного кодирования информации, навыки представления информации в разных формах.

выработать понимание того, каким образом происходит двоичное кодирование и представление символьной информации в компьютере.

Использовать понятия мощности алфавита, разрядов кода и длина кодового слова для решения прикладных задач связанных с символьным кодированием.

Определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование и ресурсы (в т.ч. электронные издания и ресурсы): компьютерный класс, проектор и интерактивная доска.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Действия учителя

Действия ученика

Доска/ экран/ компьюте

Актуализация темы (система подготов. Упражнений)

Дает задание-тест 4 ученикам на этот этап.

Фронтальная работа с остальными. Обобщ. Вопросы по пред параграфу – Представление информации.

Дает задание по карточкам на 2 мин. Ввод в новую тему.

Отсюда наша тема урока - универсальное двоичное кодирование…

Работают фронтально с учителем.

Выполняют данное задание на карточке. Различные коды одного слова – стол.

Экран- примеры знаковых систем..

Экран – содержание задания на слайде.

Экран – определения под запись :

Алфавит системы кодирования- Мощность алфавита

Экран – тема урока под запись - универсальное двоичное кодирование…

Объяснение нового материала…

Ставит проблему. Как закодировать символы в двоичном коде?

Чертит дерево кодов и объясняет основы кодирования…

Объяснение равномерного и неравномерных кодов..

Вопрос ученикам для обдумывания в парах - зачем может понадобиться неравномерные коды?

Рассматривают и решают проблему в парах. Свои варианты.

Участвуют в проблемной беседе, работают с учебником, записывают формулы.

Обсуждают вопрос учителя в парах…Ответы.

Доска –чертим дерево кодов.

Формула 2^ i = N – число комбинаций.

Закрепление материала на задачах

Рассматривает задачку из учебника интерактивно с классом.

Далее задачки в парах…Дифференцировано по 2 категориям учеников (сильные, средние/слабые)

У доски разбираем задания №40 и 41

Решают задачки из рабочей тетради в парах.

Решившие идут и решают к доске.

Доска: Решения и Ответы по заданиям в парах.

Закрепление материала с помощью учебной ролевой игры.

Организует игру с телеграфистом.

Один ученик выходит в роли телеграфиста, остальные слушают и угадывают

Доска…Коды букв в игре…

Объявление Домашнее задание. Дифференцированное 2 мин.

Обобщение и Рефлексия.

Повторяет и спрашивает учеников объяснить основные понятия урока.

Делает вывод – кодировать можно не только символьную информацию но и остальную, поэтому универсальное кодирование.

Дает задание всем в течении 2 мин написать, что основного узнали на уроке.

Объясняют основные понятия урока.

Разрядность двоичного кода.

Экран – слайд с определениями понятий.

Содержательная часть

Этапы урока:

1) Актуализация темы . Система подготовительных упражнений к изучению новой темы; 7 мин.

Проверка ДЗ прошлого урока - фронтальный опрос:

4 ученикам дается письменный тест №4 ( 2 варианта) по Информатика 7 класс КИМы к Босовой_2017 ( время 7 мин пока идет этап актуализации)

Учитель. Фронтальный опрос: На прошлом уроке мы с вами говорили о представление информации с помощью знаковых систем.. Какие примеры ? Какие специфичные знаковые системы вы смогли найти или придумать дома? ( Например - Нотная знаковая система для музыки или аккорды для гитары, Химическая таблица Менделеева - обозначение веществ, Система дорожных знаков, Генетический код ДНК)

Какая одна из важных характеристик знаковой системы , без чего она не может применяться?- алфавит…

Какие формы представления информации могут использоваться?

Задание ученикам - Карточки раздаем в пары - 1 мин подумать:

На карточках одно и тоже слово в разных системах - английский, немецкий, испанский, китайский, арабский, морзе, двоичный код…

Вопрос.. Что это такое? Что это за разные обозначения? Обозначается одно и тоже понятие.. Какое? (слово стол)

241 242 238 235 - таблица ASCII

11110001 11110010 11101110 11101011 -двоичный код.

Учитель - Вывод - что же такое кодирование?

То есть чтобы взаимодействовать с объектами в этом мире необходим код объекта….Имя, номер, QR -код.

Определяет понятия под запись..

Алфавит системы кодирования-конечный набор отличных друг от друга символов, используемых для представления информации.

Мощность алфавита - количество входящих в алфавит символов..

Таким образом: Некоторая последовательность знаков соответствующей знаковой системы называется кодом .

Отсюда наша тема урока - универсальное двоичное кодирование…

То есть Как закодировать символы – информацию в двоичном коде для обработки на компьютере?

2) Объяснение нового материала …15 мин

Учитель - Постановка проблемы….

Как закодировать символы в двоичном коде? (Подсказка азбука Морзе)

Работа в паре -1 мин подумать…Ответы пар… 1 мин.

Объяснение учителя с интерактивной работой по проблемной ситуации.

Один из вариантов как распределить символы алфавита по двоичным кодам…(Распределение кодов с помощью диаграммы, равномерные и неравномерные коды. )

Посмотрим сколько у нас может быть двоичных комбинаций…Строим вероятностную диаграмму…Мы отражаем все возможные комбинации цифр, которые у нас могут быть.

Давайте представим что у нас код 010 Чертим..

hello_html_403047b1.jpg

Учитель проверка на понимание: найдите комбинацию 100? (Берем слабого или среднего ученика)

Получаем комбинации 000, 010,…..111…. Если у нас 6 символов то мы все распределяем. Сколько комбинаций мы получим? …8 (Таким образом каждый код это двоичная цифра.. (показана у вас в таблице учебника)

Учитель проверка на понимание: как написать число 7 в двоичном коде? (Берем слабого или среднего ученика)

А что если у нас 10 символов? Идем еще на один уровень вниз…4 цифры на символ Сколько количество комбинаций - 16 - удваивается

Отсюда общая формула = 2^ n n - количество разрядов, которое мы используем…(смотрите таблицу в учебнике -степени 2…- максимальное количество комбинаций (люди которые хотят заниматься ИТ должны знать эту таблицу наизусть, как таблицу умножения)

Учитель - Объяснение равномерного и неравномерных кодов..

В дереве можно взять неравномерный код….

Определение в тетрадь : Равномерный код во всех кодовых комбинациях , содержится одинаковое колличество символов. Неравномерный - разное.

Учитель вопрос ученикам для обдумывания в парах - зачем может понадобиться неравномерные коды…Их обрабатывать неудобно. 1 мин подумать парам.

3) Закрепление материала. 10 мин.

Вернемся к комбинациям: Рассмотрим задачку.. Одну задачку из учебника…

Алфавит 16 символов… Какая разрядность - сколько цифр на один символ?

2^4 = 16 отсюда 4 символа ….Пригодилась табличка..

Далее задачки в парах для учеников…Дифференцировано по 2 категориям учеников..(отдельно задания для сильных учеников, средних и слабых сажаем вместе)

Берем задачки из рабочей тетради Босовой. 7 мин.

Слабые-средние ученики - Задание в рабоч тетради Босовой №38 Ответ 8, №40 Ответ - Нет не достаточно. Нужно 6 разрядов., №42 - Ответ 100 двоичных символов.

Сильные ученики – N 41 Ответ 3, N 43 Ответ - КАР,

После решения в парах у доски разбираем задания №40 и 41 еще 3 мин.

4) Закрепление материала с помощью учебной ролевой игры. 7 мин.

Давайте теперь поиграем… Давайте выберем телеграфиста. Который будет нам посылать (выстукивать) разные закодированные слова… Используем для этого Упражнение №40 в раб тетради. - которые вы только делали.

Три буквы… А - 010 Р- 01 , К - 00…. Стучим методом Морзе точка- тире…. Точка - 0 , тире - 1

Ваша задача угадать слово которое простучали. Вызываю сильного ученика..

Например стучим слово РАК - 01 010 00 или КАР - 00 010 01

5) Объявление Домашнее задание. Дифференцированное. 2 мин.

Задание массивом: из рабочей тетради выполнить любые 3 упражнения с N 45-54.. При этом кто сделает N 48, 52, 53 и объяснит и закодирует на кодовой таблице ASCII 1251 "Я крутой программист" получает 5. (Другой вариант - Придумать свою кодировку, оформить на листе бумаги (нарисовать или описать правило), закодировать с помощью этого кода свою фамилию и имя. Например можно посмотреть шифр Цезаря)

На следующем уроке проверю ДЗ - несколько человек будут решать домашние задания письменно. ( выбираю двух слабых и двух средних учеников и даю соответственно по одному соответствующему заданию из массива)

Обобщение и Рефлексия. 5 мин.

Учитель - Давайте еще раз откроем с.37 учебника - начало параграфа.

Повторим какие основные понятия связаны двоичным кодированием.

Спрашивает конкретных учеников (прежде всего тех кому надо поставить оценку за урок) , они объясняют каждое понятие понятия

Разрядность двоичного кода.

Мы с вами обсудили и поняли как можно представит символьную информацию в компьютере.

Прошу сильного ученика еще раз обобщить….Как это можно сделать?

Учитель - Однако мы называем двоичное кодирование универсальным. Если это так, то есть с помощью двоичного кода, можно представить любую другую информацию графику, музыку… Это так?

Да это так и в дальнейшем мы с вами подробно рассмотрим эти методы…

А сейчас я хочу чтобы каждый из вас за 2 мин написал в тетради, что самого важного он узнал за этот урок и сдал мне их…Я это использую, как добавка к вашей оценке за урок…

Список литературы для подготовке к уроку:

Л.Л.Босова Информатика. 7 класс учебник.

Л.Л.Босова Информатика. 7 класс Рабочая тетрадь.

Л.Л.Босова Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов.

Информатика 7 класс КИМы к Босовой_2017

Выбранный для просмотра документ Конспект урока_Измерение информации.doc

План-конспект урока

по информатике

в 7 классе

на тему “Измерение информации”

УМК Босовой Л.Л.

Разработал: Овчинников Александр Васильевич

Планируемые результаты обучения:

.Овладение навыками концентрации внимания

Метапредметные:

Понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения. Понимание общего подхода к созданию единиц измерения и их производных.

Понимание универсальности двоичного кодирования информации, навыки представления информации в разных формах.

Уметь вычислять информационный объем по количеству символов и мощности алфавита. Применять знания для решения задач подобного класса.

Знание единиц информации и свободное оперирование с ними.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование и ресурсы (в т.ч. электронные издания и ресурсы): компьютерный класс, проектор и интерактивная доска.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Содержательная часть

Этапы урока:

1) Актуализация темы . Система подготовительных упражнений к изучению новой темы; 15 мин.

Проверка ДЗ прошлого урока - фронтальный опрос:

Учитель - Фронтальный опрос - что нового вы узнали на прошлом уроке? (фокус на средних и слабых учеников)

- Любую информацию можно закодировать с помощью двоичного кода. 0,1 - алфавит…

- Что такое алфавит, мощность алфавита?

- Как можно посчитать сколько нужно двоичных цифр для кодирования одного символа алфавита - формула? А если у вас таких символов 7? Показываю таблицу степеней двойки - записать в тетрадь дома!

- зачем нужны неравномерные коды для кодирования информации?

- что такое дискретное представление информации. Как вы поняли? Показываю картинки дискретных функций…Процесс дискретизации - процесс замены непрерывных значений выборочными (дискретными) для того, чтобы эту информацию ввести в компьютер (оцифровать) На прошлом занятии мы говорили об оцифровки символьной информации (с помощью двоичного кодирования алфавита), а позднее мы поговорим об оцифровки графич. информации и звука.

Проверка ДЗ прошлого урока - раздаю ученикам карточки с одним заданием из заданого массива. -( из рабочей тетради задания с N45-54. Слабым - попроще) - 7 мин на выполнение в классе. (на доске оставляю таблицу степени 2)

Для тех кто выполнил творческую часть ДЗ - другое задание (сильные ученики)- посмотреть новый параграф - Объяснение алфавитного подхода к измерению информации. Подготовить объяснения этого подхода для класса…. ( в любом случае учитель выделяет пару сильных учеников, которые готовят объяснение нового)

Учитель в это время смотрит результаты творческих заданий сильных учеников.

2. Объяснение нового материала…20 мин

Мы знаем что символ можно закодировать с помощью двоичного кода и количество двоичных цифр будет - N= 2^I

Учитель вызывает к доске пару сильных учеников для объяснения алфавитного подхода (которые готовились на первом этапе ) ….В общем 10 мин на объяснение. (Можно использовать слайды Босовой и Анимацию)

Записываем в тетрадь..

Бит - binary digit - минимальная единица измерения информации равная одному двоичному символу.

Информационный вес символа алфавита - количество двоичных цифр (битов) для кодирования символа - формула N= 2^i

Байт - большая единица измерения информации = 8 бит..

Как показывает практика при переходе к новым единицам, дети плохо понимают и решают задачи…Для облегчения понимания. Предлагаю показать им аналогичные задачи с известными величинами.

Учитель: Например у вас 100 яблок и каждая весит 1 кг…Сколько у вас всего веса…То есть яблоко это один символ…

100 кг это 1 центнер…точно также 8 бит это 1 байт.

1 кг эта такая же абстрактная единица измерения веса, как 1 бит для измерения информации…

Точно также как у нас есть..1кг, 1 центнер, 1 тонна… у нас есть 1бит, 1байт, 1КБ, 1Мб в информации.

Записываем в тетрадь таблицу единиц информации… (на следующем уроке спрашиваю перевод из одной единицы в другую)

Пример из прошлого урока - слово стол в двоичном коде..

11110001 11110010 11101110 11101011 - с т о л. Какой информационный объем этого слова?

Коротко рассматриваем решение задач 2,3 в учебнике.

4 ученикам дается письменный тест №4 ( 2 варианта) по Информатика 7 класс КИМы к Босовой_2017 ( время 7 мин пока идет этап актуализации)

3 Закрепление материала. 10 мин.

Далее задачки в парах…Дифференцировано по 2 категориям учеников..(отдельно задания для сильных учеников, средних и слабых сажаем вместе)

Берем задачки из рабочей тетради.

Слабые-средние ученики - Задание в рабоч тетради Босовой №59 , №57, 60, 61

Сильные ученики - №64, 66, 72

Учитель ходит и помогает парам.

Объявление Домашнее задание. Дифференцированное. 2 мин.

Задание массивом: Обязательно №55,56, 60. из рабочей тетради выполнить любые 2 упражнения с N 61-74.

Для сильных учеников - При этом кто сделает N 73, 74, и сделает следующее творческое задание на шифр Цезаря (при помощи машины для расшифровки из бумаги) – пятерка.

Дискретизация информации – процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную. Чтобы представить информацию в дискретной форме, её следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка.

Алфавит языка – конечный набор отличных друг от друга символов, используемых для представления информации. Мощность алфавита – это количество входящих в него символов.

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом. Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием. Двоичное кодирование универсально, так как с его помощью может быть представлена любая информация.

Основная литература:

1. Босова Л. Л. Информатика: 7 класс. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2017. – 226 с.

Дополнительная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика: 7–9 классы. Методическое пособие. // Босова Л. Л., Босова А. Ю., Анатольев А. В., Аквилянов Н.А. – М.: БИНОМ, 2019. – 512 с.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 1. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  3. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч 2. // Босова Л. Л., Босова А. Ю. – М.: БИНОМ, 2019. – 160 с.
  4. Гейн А. Г. Информатика: 7 класс. // Гейн А. Г., Юнерман Н. А., Гейн А.А. – М.: Просвещение, 2012. – 198 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Кодирование информации

Для решения своих задач человеку часто приходится преобразовывать имеющуюся информацию из одной формы представления в другую. Например, при чтении вслух происходит преобразование информации из дискретной (текстовой) формы в непрерывную (звук). Во время диктанта на уроке русского языка, наоборот, происходит преобразование информации из непрерывной формы (голос учителя) в дискретную (записи учеников).

Информация, представленная в дискретной форме, значительно проще для передачи, хранения или автоматической обработки. Поэтому в компьютерной технике большое внимание уделяется методам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

Дискретизация информации – процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

Рассмотрим суть процесса дискретизации информации на примере.

На метеорологических станциях имеются самопишущие приборы для непрерывной записи атмосферного давления. Результатом их работы являются барограммы – кривые, показывающие, как изменялось давление в течение длительных промежутков времени. Одна из таких кривых, вычерченная прибором в течение семи часов проведения наблюдений, показана на рисунке 1.

На основании полученной информации можно построить таблицу, содержащую показания прибора в начале измерений и на конец каждого часа наблюдений.


Полученная таблица даёт не совсем полную картину того, как изменялось давление за время наблюдений: например, не указано самое большое значение давления, имевшее место в течение четвёртого часа наблюдений. Но если занести в таблицу значения давления, наблюдаемые каждые полчаса или 15 минут, то новая таблица будет давать более полное представление о том, как изменялось давление.

Таким образом, информацию, представленную в непрерывной форме (барограмму, кривую), мы с некоторой потерей точности преобразовали в дискретную форму (таблицу).

В дальнейшем вы познакомитесь со способами дискретного представления звуковой и графической информации.

Двоичное кодирование

В общем случае, чтобы представить информацию в дискретной форме, её следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка. Таких языков тысячи. Каждый язык имеет свой алфавит.

Алфавит – конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом (рис. 3). Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием. Закодировав таким способом информацию, мы получим её двоичный код.

Рассмотрим в качестве символов двоичного алфавита цифры 0 и 1. Покажем, что любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом. Прежде всего, присвоим каждому символу рассматриваемого алфавита порядковый номер. Номер представим с помощью двоичного алфавита. Полученный двоичный код будем считать кодом исходного символа.


Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодирования символа этого алфавита потребуется не один, а несколько двоичных символов. Другими словами, порядковому номеру каждого символа исходного алфавита будет поставлена в соответствие цепочка (последовательность) из нескольких двоичных символов. Правило получения двоичных кодов для символов алфавита мощностью больше двух можно представить схемой на рисунке.


Двоичные символы (0,1) здесь берутся в заданном алфавитном порядке и размещаются слева направо. Двоичные коды (цепочки символов) читаются сверху вниз. Все цепочки (кодовые комбинации) из двух двоичных символов позволяют представить четыре различных символа произвольного алфавита:


Цепочки из трёх двоичных символов получаются дополнением двухразрядных двоичных кодов справа символом 0 или 1. В итоге кодовых комбинаций из трёх двоичных символов получается 8 – вдвое больше, чем из двух двоичных символов:


Соответственно, четырёхразрядный двоичный код позволяет получить 16 кодовых комбинаций, пятиразрядный – 32, шестиразрядный – 64 и т. д.

Длину двоичной цепочки – количество символов в двоичном коде – называют разрядностью двоичного кода.

Обратите внимание, что:

32 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 и т. д.

Здесь количество кодовых комбинаций представляет собой произведение некоторого количества одинаковых множителей, равного разрядности двоичного кода.

Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а разрядность двоичного кода – буквой i, то выявленная закономерность в общем виде будет записана так:


В математике такие произведения записывают в виде:

Задача. Вождь племени Мульти поручил своему министру разработать двоичный код и перевести в него всю важную информацию. Двоичный код какой разрядности потребуется, если алфавит, используемый племенем Мульти, содержит 16 символов? Выпишите все кодовые комбинации.

Решение. Так как алфавит племени Мульти состоит из 16 символов, то и кодовых комбинаций им нужно 16. В этом случае длина (разрядность) двоичного кода определяется из соотношения: 16 = 2 i . Отсюда i = 4.

Чтобы выписать все кодовые комбинации из четырёх 0 и 1, воспользуемся схемой на рис. 1.13: 0000, 0001, 0010, 0011, 0100, 0101, 0110, 0111, 1000, 1001, 1010, 1011, 1100, 1101, 1110, 1111.

Универсальность двоичного кодирования

В начале нашей беседы вы узнали, что информация, представленная в непрерывной форме, может быть выражена с помощью символов некоторого естественного или формального языка. В свою очередь, символы произвольного алфавита могут быть преобразованы в двоичный код. Таким образом, с помощью двоичного кода может быть представлена любая информация на естественных и формальных языках, а также изображения и звуки (рис. 6). Это и означает универсальность двоичного кодирования.


Простота технической реализации – главное достоинство двоичного кодирования. Недостаток двоичного кодирования – большая длина получаемого кода.

Равномерные и неравномерные коды

Различают равномерные и неравномерные коды. Равномерные коды в кодовых комбинациях содержат одинаковое число символов, неравномерные – разное.

Выше мы рассмотрели равномерные двоичные коды.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1.Тип задания: ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Переведите десятичное число 273 в двоичную систему счисления.

Воспользуемся алгоритмом перевода целых чисел из системы с основанием p в систему с основанием q:

1. Основание новой системы счисления выразить цифрами исходной системы счисления и все последующие действия производить в исходной системе счисления.

2. Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

3. Полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления.

4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.



-75%

Создание динамических веб-страниц с помощью PHP и MySQL

Получите комплекты видеоуроков + онлайн версии










Двоичное кодирование (382.74 KB)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока рефлексии по информатике "Двоичное кодирование", 7 класс.
С этапами урока по ФГОС.

Технологическая карта

Учитель: Саварцов М.С.

Предмет: Информатика.

Тема урока: Двоичное кодирование.

Тип урока: Урок рефлексии.

способствовать развитию творческих способностей учащихся;

способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм ;

способствовать развитию интереса к предмету.

Воспитательные:

воспитание коммуникативной культуры;

развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;

воспитание чувства взаимного уважения.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – закрепить знания учащихся и систематизировать представления об основных понятиях, связанных с кодированием;

метапредметные – сформировать умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Оборудование: презентация, компьютеры, проектор, экран, учебник, ПК учителя, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

(2 мин.)

– Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверьте, всё ли готово к уроку?

Проверяют свою готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

- Без науки как без рук.

- Век живи – век учись.

- Знание лучше богатства.

Личностные:

создание условий для самопознания и самореализации; - создание комфортной здоровье сберегающей среды.

Этап актуализации знаний

- Молодцы, на самом деле их так много, что запомнить все мы не сможем. Но несмотря на такое разнообразие в у них есть что-то общее. Как вы думаете что это?

- Хорошо, а если взять с разными темами, тогда что будет общее?

- Верно, можно сказать, что в каждой пословице закодирована своего рода идея. Кстати, с какую темой вы познакомились на прошлом уроке?

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

- Скорее всего их связывает одна тема.

- Ну, каждая пословица и поговорка имеет какую-нибудь смысловую нагрузку.

умение рассуждать, излагать свои мысли, развитие логического мышления.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем.

умение осознанно строить речевое высказывание

Выявление затруднения

- Вы заполнили таблицу?

- Отлично, давайте проверим. Я буду называть слово, а вы его определение.

-Молодцы, всё верно.

Внимательно слушают учителя.

- Набор букв, отличных друг от друга для представления информации.

- Количество символов в алфавите.

- Буква, цифра, символ.

- Языки, используемые для общения.

- Языки, применяемые специалистами в профессиональной деятельности.

- Процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

- Представление информации на каком-либо языке или в образной форме.

- Да/Нет, Истина/Ложь, 0/1.

- Самая маленькая единица измерения информации.

- Для решения этой задачи скорее всего надо воспользоваться формулой, но мы не можем правильно её применить.

самостоятельное выделение и формулирование основных определений.

целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция.

умение слушать собеседника, развитие диалогической речи.

Разработка проекта

- Хорошо, давайте откроем рабочие тетради, запишем сегодняшнюю дату и тему нашего урока.

– Повторить формулу и её компоненты, а также решать задачи, в которых мы будем применять эту формулу.

Учащиеся выполняют записи в тетради.

построение логических рассуждений.

выражение своих мыслей.

планирование последовательных действий для получения результата

Реализация выбранного плана

– Давайте откроем учебник на странице 41 и еще раз разберем формулу и все входящие в неё обозначения. Прочтите ещё раз.

-Запишите, пожалуйста, формулу на доске и себе в тетради.

-Хорошо, что такое N?

- Отлично давайте вернёмся к нашей задачи. В качестве кодовых комбинаций зачастую выступает мощность алфавита. А чем в задаче является кодовая комбинация и чему она равна?

- Верно, а найти вам надо i, как это сделать?

- Да всё верно, а эта проблема решается очень просто. Если вы возьмете 5 разрядов, то вы сможете закодировать только 32 символа, если 6 разрядную, то сможете закодировать 64 символа. А у вас 45 символов, так сколько же разрядов вам необходимо для кодирования?

- Молодцы, верно! А если бы текст состоял из 31 символа, то сколько разрядов необходимо для кодирования?

Работают с учебником.

Записывают формулу для определения разрядности.

- Количество кодовых комбинаций.

- Разрядность двоичного кода.

- В роли кодовой комбинации выступает количество символов и оно равно 45.

- Скорее всего нам надо определить сколько множителей 2 необходимо перемножить, чтобы получилось 45. Но такого числа нет есть числа 32 и 64. Какое из них будет решением?

- Получается, что 6 разрядов необходимо для кодирования 45 символов. Теперь понятно!

- Тогда надо было бы 5 разрядов.

извлечение необходимой информации из теоретического материала.

развитие логического мышления в процессе разбора заданий.

развитие математической и информационной культуры

Первичное закрепление нового знания.

- Давайте решим ещё одну задачу.

Задача отображается на экране.

N = 23 – количество различных кодовых комбинаций.


Из формулы необходимо определить i.


, значит, наименьшее количество лампочек должно быть 5.

ориентировка на разнообразие заданий по теме; построение логической цепи рассуждений.

контроль, коррекция, саморегуляция.

умение аргументировать свое мнение, взаимодействие со сверстником..

Самостоятельная работа по эталонному образцу

– Молодцы, всё верно! Предлагаю вам закрепить материал и пройти тест по вариантам. Как закончите поменяйтесь работами с соседом по парте для проверки.

Учащиеся проходят тест (Приложение 3)

И информируют учителя о своем результате.

Обмениваются вариантами и осуществляют проверку.

внимательное чтение, построение логических рассуждений.

умение применять полученные знания на практике.

Включение в систему знаний и умений

- Молодцы, все справились с тестированием! Теперь вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока. Давайте проверим.

Учитель поочередно спрашивает учеников.

- Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода. Это высказывание верно.

- Коды (шифры) встречаются только в учебниках, книгах, журналах. Это неверно.

- Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Нет, так как алфавит конечен.

- Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде. Да, верно.

- Кодировать информацию могут только специально обученные люди. Нет, мы тоже можем придумать свою кодировку.

- Количество символов в двоичном коде называют разрядностью двоичного кода. Да, верно.

умение ориентироваться в понятиях.

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

развитие логического мышления в процессе проведения метапредметных связей.

– Приём "Шкатулка" Ученикам раздаются листики для записей, эмоций, пожеланий и тд.

-На этих листочках вы можете поделиться своими эмоциями и пожеланиями о сегодняшнем уроке, подписывать не надо.

Учащиеся описывают свои впечатления и сдают листочки учителю анонимно.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Приложение 1

Высказывание

Верно или неверно

(начало урока)

Верно или неверно

(конец урока)

Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Коды (шифры) встречаются только в учебниках, книгах, журналах.

Алфавит – бесконечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации.

Передаваемая информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, то есть в закодированном виде.

Кодировать информацию могут только специально обученные люди.

Количество символов в двоичном коде называют разрядностью двоичного кода.

Читайте также: