Два пушкинских образа в музыке конспект урока 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

"Эта музыка, подлинно народная русская, бессмертна, как и стихи Пушкина. Она неотделима от певучих пушкинских строф". /К.Паустовский/.

(В начале урока звучит фрагмент увертюры М.И. Глинки к опере "Руслан и Людмила")

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

На доске слайд№1 с изображением портрета А.С.Пушкина и темой урока. Приложение1.

У. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Говорили о музыкальности его стихотворений. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина. Будем знакомиться с образами сказочных персонажей произведений А.С. Пушкина в музыке.

На доске слайд №2 с портретами композиторов: М.Мусоргский, П.Чайковский, Г.Свиридов, М.Глинка.

У. Посмотрите на портреты композиторов, которые перед вами и ответьте: Как вы думаете, почему портреты этих композиторов мы собрали вместе, говоря на уроке о творчестве А.С.Пушкина?

Д. Эти композиторы написали музыку к произведениям А.С.Пушкина.

У. Назовите фамилии этих композиторов и их произведения, с которыми мы знакомились на уроках музыки. /после ответа детей по щелчку появляются фамилии композиторов/

На доске сигнальные карточки с названиями произведений композиторов, дети выбирают название и называют фамилию композитора.

Д. П.Чайковский романс "Благославляю, вас леса", опера "Евгений Онегин",

Д. М.Мусоргский опера "Борис Годунов"

Д. Г.Свиридов музыкальные иллюстрации к повести "Метель"

Д. М.И.Глинка опера "Руслан и Людмила".

На доске слайд №3 ". Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку" (М.И. Глинка).

У. Давайте вспомним некоторые фрагменты из этой оперы, как нарисовал образы поэмы А.С.Пушкина М.И.Глинка? Какие средства он использовал для раскрытия образа сказочных персонажей?

Слушание: "Ария Руслана" /фрагмент/

У. Каким мы видим этого героя? (мужественным, храбрым, сильным, твердость духа, богатырская сила, верность любви)

Появляется слайд №4 (с изображением Руслана.)

Слушание: "Рондо Фарлафа" /фрагмент/

У. Какой персонаж предстал перед нами теперь?

Д. /хвастливый, трусливый, смешон тем, что считает себя храбрым/.

У. А как композитор помогает нам увидеть это? /Скороговорка, используется форма рондо, подчеркивая слова: " близок уж час торжества моего. Ненавистный соперник уйдет далеко"

По щелчку появляется рисунок на слайде №4 (с изображением Ф.И.Шаляпина в роли Фарлафа.)

Слушание: "Марш Черномора" /фрагмент/

У. Как композитор рисует этого героя?

Д. /злой, сказочный, использует духовые инструменты, ударные инструменты, колокольчики/

У. Происходит ли смена характера музыки?

Д /Композитор высмеивает, показывает Черномора, как комичный персонаж, т.к. потом он будет шутом при дворе князя./

Появляется слайд №5 (с изображением Черномора.)

У. Ребята, что нам помогло увидеть эти разные образы в музыке? Определить их характер?

Д /средства музыкальной выразительности/

У. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомиться со сказочными образами А.С.Пушкина в музыке, на примере оперы замечательного русского композитора - сказочника. Кто же это? И почему его так называли?

На доске слайд №6 (с изображением портрета Н.А.Римского - Корсакова с вопросом и эпиграфом: "Мой род - это сказка, былина. и непременно русские", - говорил Н.А. Римский-Корсаков.

Д. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он написал 9 опер на сказочные сюжеты.

У. Какие оперы были написаны композитором Н.А.Римским - Корсаковым на сюжеты сказок А.С.Пушкина?

Д. Н.А.Римский Корсаков написал две оперы на сюжеты сказок А.С.Пушкина: "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане".

На доске слайд №7 .

У. Мы остановимся на опере "Сказка о царе Салтане. С чего обычно начинается оперный спектакль? (если дети затрудняются ответить, можно предложить вспомнить с чего начался урок - фрагмент увертюры "Руслан и Людмила" М.Глинки?)

У. А вот в опере "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского - Корсакова нет увертюры. Как пролог, так и все четыре действия начинает короткое вступление. Слушайте и смотрите! Сказка начинается!

Послушай: музыка вокруг
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, всплеск воды
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней.

Слушание: вступление ко 2 действию.

У. Чем же открывается опера?

Д. /Опера-сказка открывается праздничными фанфарами. Как они звучат?

Д. /Звонко, празднично и радостно/ На доске слайд №8.

У. А какой инструмент исполняет фанфары? Как вы думаете, почему именно этот инструмент использует композитор.

Д. /Труба со своим звонким голосом, как будто призывает к чему-то/

У. Сам Римский-Корсаков говорил: ". этот трубный сигнал призывает к слушанию".

Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С.Пушкина. Посмотрите, на стр. 49 учебника, как с помощью красок художник И.Билибин создал образ бушующего моря.

Созвучен ли он с образом поэтического текста? На доске слайд №9.

В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

У. А как вы думаете, можно ли этот образ передать в музыке? Если бы вы были композиторами, какую картину нарисовали? Что бы использовали для этого?

Д. / музыкальные средства выразительности/.

У. Хорошо. Давайте закрепим наши знания и решим кроссворд: "Средства музыкальной выразительности":Приложение 5

/У детей на столах лежат карточки с заданиями и вопросами./

Учитель зачитывает вопросы, дети отвечают и записывают ответы.

У. Молодцы вы справились с заданием.Вы хорошо потрудились, теперь немного отдохнем.

Проводится физкультминутка. Исполнение песни: "Хлопай-топай" с ритмическими движениями. /Приложение 2/

У. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко второму действию оперы.

Слушание: "Три чуда" из 2 действия.

У. Какую картину нам нарисовали поэт, художник и композитор?

Д. /Картину морской стихии/Созвучна ли она с музыкой?Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?

Д. /Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и даже плач царицы./

У. А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов?

На доске слайд №10 и №11.

Д. Рокот волн - мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.

Мерцание, блеск звёзд - звуки флейты, арфы, челесты(в переводе небесная)

Плывущая по волнам бочка - неуклюжая тема струнных, как будто "ворочается".

Стон и плач царицы - резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.

У. В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Какие это чудеса?

Д. Чудо первое - белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье - Царевна - Лебедь.

У. Композитор изобразил их в такой же последовательности, как они появляются в сказке.

У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки?

Д. / мы слышим мелодию русской народной песни "Во саду ли:", флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки./

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;

На доске слайд №12.

У. А.С.Пушкина в сказке сказано: ". С присвисточкой поёт, при честном при всём народе: "Во саду ли в огороде", а Н.А.Римский-Корсаков использует интонацию этой народной песни в показе первого чуда - образа белочки. На доске слайд №13.

У. Ребята, что вы представили, слушая музыку дальше. Каков характер? Как композитор изобразил богатырей? На доске слайд №14.

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

У. Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей? На доске слайд №15.

Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.

На доске слайд №16.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

У. Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь?Каков характер музыки? На доске слайд №17.

Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.

У. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда. С образом безбрежно-широкого "моря синего" мы встречались и в другой опере Н.А.Римского - Корсакова, что же это за опера?

У. Чему же посвящён был наш урок?

Д. Сказкам А.С.Пушкина и их воплощение в музыке русских композиторов.

У. В музыке, каких композиторов с творчеством которых мы знакомились на уроках музыки, сказки А.С. Пушкина получили вторую жизнь?

Д. В опере "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки и в опере "Сказка о царе Салтане" композитора Н.А. Римского-Корсакова.

У. Помогла ли музыка нам почувствовать красоту пушкинской сказки?

Д. Да, симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события ярко и понятно, очень красочно, образно воссоздавая незабываемые строки сказок А.С.Пушкина.

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, не только определяли последующее развитие литературы, но и влияли на реальную жизнь людей. Многие такие персонажи стали своеобразными символами - как, например, Дон Кихот, а некоторые и по сей день не утратили своего именно живого воздействия.

«Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю . что это - любовь: когда скамейка, на скамейке - она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова .

Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались. Никогда - когда садились, всегда - расходились. Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил . потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно .

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви .

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

П. И. Чайковский писал оперы на протяжении многих лет, у него сложились определённые принципы в этом жанре.

Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором всё должно быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности.

В основу либретто легли некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвящённые главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.

Пётр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.

Первая картина посвящена знакомству с главными героями (такое знакомство называют экспозицией образов). Здесь же происходит завязка драмы.

Вторая картина посвящена развитию образа Татьяны, в центре её – сцена письма Татьяны. В третьей картине происходит крушение грёз Татьяны.

Четвертая картина - одна из самых драматичных сцен оперы. Это конфликт между Онегиным и Ленским, разрешением которого становится сцена дуэли и смерти Ленского в пятой картине.

Всё происшедшее подготавливает последующие события: встречу на балу в Петербурге Онегина и Татьяны (шестая картина) и драматическую кульминацию - развязку в седьмой картине.

Мы видим, что драматургия оперы имеет сквозное развитие. На протяжении драмы, в разных жизненных ситуациях развиваются характеры главных действующих лиц.

Открывается опера небольшим оркестровым вступлением. В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.

Завершается сцена письма картиной рассвета. Поёт пастушеский рожок, и его спокойный, умиротворённый наигрыш ещё больше оттеняет драматизм предыдущей сцены.

Четвертая картина - бал в доме Лариных - включает в себя несколько танцев (вальс, мазурка, котильон), на фоне которых разворачивается ссора Онегина и Ленского. Представьте, Евгений привык бывать на столичных блестящих балах. И вдруг - бал сельский, скучный, на котором барыни, рассевшись вдоль стен, судачат. Девицы провинциальны, смешны для него. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой. Оскорблённый Ленский вызывает его на дуэль.

Чайковский - вслед за Пушкиным - рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Вопросы и задания:

1. Считаете ли вы, что Татьяна – один из самых ярких женских образов в русском искусстве? Назовите других героинь, которые обогатили русское искусство достоинством своей личности.

2. Согласны ли вы с цветаевской трактовкой образа Татьяны?

3. Какие черты характера героини, по-вашему, особенно выразительно переданы в музыке П. Чайковского?

4. При прослушивании Сцены письма обратите внимание на частые смены эмоциональных состояний в музыке. Подумайте, чем они обусловлены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Пушкинский образ в музыке П. Чайковского

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

Предметные:

Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М. Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.

КОНСПЕКТ УРОКА

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

И эти вечные темы - темы смысла жизни, жизни и смерти, борьбы человека (в том числе с самим собой) за своё счастье, темы любви и предательства - встречаются не только в музыке, они обозначены в разных видах искусства – литературе, живописи, скульптуре - уже на протяжении нескольких веков. Это темы, всегда волнующие людей и никогда не теряющие своей уникальности даже с течением времени.

Ведь что такое искусство? Искусство — это образ, который выражает взгляд художника на мир, это и реализация человеческой потребности сделать мир чуточку красивее.

Введение в тему урока

«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а ОНА встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю… что ЭТО – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они НЕ сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда ЦЕЛОВАЛИСЬ, всегда – когда расставались. Никогда – когда сходились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил… потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что ОН стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно…

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…

Образ Татьяны Лариной - для русской музыки

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира) стали неотъемлемой частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны – любящей, благородной, страдающей и непреклонной.

Чайковский – вслед за Пушкиным – рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Музыкальный анализ

Вся сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Настроение героини всё время меняется: мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих чувствах и сознанием своей правоты.

Оценить 570 0

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок 14. Пушкинский образ в музыке П. Чайковского

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— чуткость и отзывчивость к воплощению темы любви в искусстве.

Личностные:

Предметные:

Форма проведения занятий: Аналитический урок, посвящённый воплощению пушкинского образа в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Виды деятельности учащихся: Участие в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Участие в беседе о пушкинских сюжетах, темах, образах в музыке. Слуховой анализ музыки. Знакомство и обсуждение книжных иллюстраций. Выразительное чтение вслух и обсуждение фрагмента прозы М. Цветаевой. Сравнительный анализ иллюстраций и музыкального фрагмента. Разучивание и исполнение песенного материала.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в беседе о воплощении темы любви в искусстве. Контроль участия в беседе о пушкинском образе Татьяны Лариной в музыке. Контроль сравнительного анализа образа Татьяны в музыке и иллюстрациях. Контроль понимания содержания прозаического отрывка М. Цветаевой.

КОНСПЕКТ УРОКА

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Вопросы:

Какие проблемы и страдания людей отражаются в искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?

И эти вечные темы - темы смысла жизни, жизни и смерти, борьбы человека (в том числе с самим собой) за своё счастье, темы любви и предательства - встречаются не только в музыке, они обозначены в разных видах искусства – литературе, живописи, скульптуре - уже на протяжении нескольких веков. Это темы, всегда волнующие людей и никогда не теряющие своей уникальности даже с течением времени.

Ведь что такое искусство? Искусство — это образ, который выражает взгляд художника на мир, это и реализация человеческой потребности сделать мир чуточку красивее.

Введение в тему урока

«Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а ОНА встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю… что ЭТО – любовь: когда скамейка, на скамейке – она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова…

Скамейка, на которой они НЕ сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда ЦЕЛОВАЛИСЬ, всегда – когда расставались. Никогда – когда сходились, всегда – расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он НЕ любил… потому и не сел, любила ОНА, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что ОН стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно…

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…

Образ Татьяны Лариной - длярусской музыки

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

Онегин, Ленский, Гремин с их превосходными музыкальными характеристиками (эти роли входят в репертуар лучших певцов мира) стали неотъемлемой частью не только литературной, но и музыкальной жизни России. Однако с особой теплотой и глубиной трактован в музыке образ Татьяны – любящей, благородной, страдающей и непреклонной.

Чайковский – вслед за Пушкиным – рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Татьяна пишет Онегину своё письмо-признание. На сцене не происходит никакого действия, но музыка так полна еле уловимыми оттенками чувств. Выраженные в музыке чувства невозможно точно описать словами. Их надо почувствовать.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Музыкальный анализ

Вся сцена письма состоит из ряда контрастных эпизодов. Мелодическое богатство сцены письма поистине изумительно. Сменяя одна другую, эти мелодии раскрывают сложный мир пылких и противоречивых чувств Татьяны. Настроение героини всё время меняется: мучительное душевное состояние, связанное с неизвестностью, боязнь остаться неуслышанной, и чисто девичий страх перед решительным поступком сменяются уверенностью в своих чувствах и сознанием своей правоты.

► Охарактеризуйте основные музыкально-выразительные средства:

Вокально-хоровая работа

Характер музыки песни - серьёзный, жёсткий, в роковом стиле.

Текст песни:

Бывают дни, когда опустишь руки,

И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

И никого помочь мне не просил.

И я хотел идти куда попало,

Закрыть свой дом и не найти ключа.

Но верил я - не всё ещё пропало,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Но верил я - не всё ещё пропало,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

И спеть меня никто не мог заставить,

Молчание - начало всех начал.

Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.

И пусть сегодня дней осталось мало,

И выпал снег, и кровь не горяча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Я в сотый раз опять начну сначала,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

Рефлексия. Образ Татьяны в живописи

► Постарайтесь определить - каким моментам оперы соответствуют эти изображения?

Е. Самокиш-Судковская.

Иллюстрация к роману

Е. Самокиш-Судковская.

Иллюстрация к роману

Сцена письма Татьяны — масштабная новаторская монологическая сцена. Чайковский так восхищённо и горячо относился к образу главной героини, что не просто написал для неё арию, а посвятил ей целую крупную сцену, в которой подробно исследуются все перемены её настроений, порывы, мысли и чувства в момент совершения важного и смелого поступка — написания признания в любви малознакомому человеку, которого она увидела впервые только в этот день. Татьяна проявляет себя в этой сцене не как обычная барышня первой половины XIX в., а как свободная, страстная, эмоциональная натура.

Создание такого образа у Чайковского связано с тем, что композитор написал свою оперу спустя полвека после создания пушкинского романа - Татьяна у Чайковского девушка уже второй половины XIX в., потому она ведёт себя смело, открыто и искренне признаётся в своих чувствах.

8. Вопросы и задания

Какие черты характера Татьяны, по-твоему, особенно выразительно переданы в музыке П. Чайковского?

Чем обусловлены частые смены эмоциональных состояний в музыке Сцены письма?

Из книги: Русская музыкальная литература. Выпуск III. 3-е изд. Л., 1972. 328 с.

I действие. 1-я картина. Усадьба Лариных. Летний день. Сёстры Татьяна и Ольга поют дуэт. В беседе с няней вспоминает свою молодость Ларина — их мать. Приходят крестьяне поздравить барышню с окончанием уборки урожая; их песни и пляски привлекают внимание Татьяны и Ольги. Приезжает влюблённый в Ольгу Ленский и его друг Онегин. Новый гость производит сильное впечатление на Татьяну.

2-я картина. Комната Татьяны. Встревоженная вспыхнувшим чувством любви к Онегину, девушка просит няню рассказать ей о её юности, о старине, но, будучи не в силах отвлечься от собственных дум, она прерывает рассказ няни. Оставшись одна, она признаётся в письме Онегину в своём чувстве. Наступает утро. Слышна свирель пастуха. Вошедшую няню Татьяна просит послать внука с письмом к новому соседу. Смятение и тревога охватывают её душу.

3-я картина. Сад. Слышна песня собирающих ягоды девушек. Вбегает Татьяна, взволнованная приездом Онегина. Происходит их встреча. Онегин учтиво и холодно читает Татьяне нравоучение.

II действие. 1-я картина. Бал в доме Лариных по случаю именин Татьяны. Француз Трике поёт поздравительные куплеты. Беспечно веселятся гости. Но веселье неожиданно прерывается ссорой Ленского с Онегиным. Ленский вызывает Онегина на дуэль.

2-я картина. Зимний пейзаж. Раннее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ждут Онегина. Ленский томим мрачными предчувствиями. Появляется Онегин со своим секундантом. Нелепость произошедшей ссоры ясна для каждого из друзей, но, согласно представлениям светского общества о чести, дуэль неизбежна. Картина заканчивается гибелью Ленского.

III действие. 1-я картина. Бал в Петербурге. Среди гостей — Татьяна и её муж, князь Гремин. Здесь же — вернувшийся из странствий Онегин. Татьяна умело скрывает своё волнение, вызванное нежданной встречей. В душе Онегина вспыхивает любовь к Татьяне.

2-я картина. Дом Греминых. Татьяна грустит и вспоминает прошлое. Внезапно появляется Онегин и признаётся ей в своём чувстве, но Татьяна остаётся верна своему супружескому долгу.

Читайте также: