Два пушкинских образа в музыке 8 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, не только определяли последующее развитие литературы, но и влияли на реальную жизнь людей. Многие такие персонажи стали своеобразными символами - как, например, Дон Кихот, а некоторые и по сей день не утратили своего именно живого воздействия.

«Скамейка. На скамейке - Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова. И тут я понимаю . что это - любовь: когда скамейка, на скамейке - она, потом приходит он и всё время говорит, а она не говорит ни слова .

Скамейка, на которой они не сидели, оказалась предопределяющей. Я ни тогда, ни потом, никогда не любила, когда целовались, всегда - когда расставались. Никогда - когда садились, всегда - расходились. Моя первая любовная сцена была не любовная: он не любил . потому и не сел, любила она, потому и встала, они ни минуты не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес – она одна стоит, а может быть, опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно .

Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви .

И может быть, судьба Татьяны имела предопределяющее значение для развития также и русской музыки, в которой впервые воплотился женский образ такой искренности и такой высоты.

П. И. Чайковский писал оперы на протяжении многих лет, у него сложились определённые принципы в этом жанре.

Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором всё должно быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности.

В основу либретто легли некоторые главы пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере проходят только основные сюжетные линии, посвящённые главным героям - Татьяне, Онегину, Ленскому и их близкому окружению.

Пётр Ильич сумел особым языком музыки рассказать о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.

Первая картина посвящена знакомству с главными героями (такое знакомство называют экспозицией образов). Здесь же происходит завязка драмы.

Вторая картина посвящена развитию образа Татьяны, в центре её – сцена письма Татьяны. В третьей картине происходит крушение грёз Татьяны.

Четвертая картина - одна из самых драматичных сцен оперы. Это конфликт между Онегиным и Ленским, разрешением которого становится сцена дуэли и смерти Ленского в пятой картине.

Всё происшедшее подготавливает последующие события: встречу на балу в Петербурге Онегина и Татьяны (шестая картина) и драматическую кульминацию - развязку в седьмой картине.

Мы видим, что драматургия оперы имеет сквозное развитие. На протяжении драмы, в разных жизненных ситуациях развиваются характеры главных действующих лиц.

Открывается опера небольшим оркестровым вступлением. В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны.

Завершается сцена письма картиной рассвета. Поёт пастушеский рожок, и его спокойный, умиротворённый наигрыш ещё больше оттеняет драматизм предыдущей сцены.

Четвертая картина - бал в доме Лариных - включает в себя несколько танцев (вальс, мазурка, котильон), на фоне которых разворачивается ссора Онегина и Ленского. Представьте, Евгений привык бывать на столичных блестящих балах. И вдруг - бал сельский, скучный, на котором барыни, рассевшись вдоль стен, судачат. Девицы провинциальны, смешны для него. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой. Оскорблённый Ленский вызывает его на дуэль.

Чайковский - вслед за Пушкиным - рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца.

Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность любви, особенно трогательной оттого, что мы уже знаем: Онегин не примет этот редкий и потому столь драгоценный дар, но без всякого сожаления отвергнет его.

Вопросы и задания:

1. Считаете ли вы, что Татьяна – один из самых ярких женских образов в русском искусстве? Назовите других героинь, которые обогатили русское искусство достоинством своей личности.

2. Согласны ли вы с цветаевской трактовкой образа Татьяны?

3. Какие черты характера героини, по-вашему, особенно выразительно переданы в музыке П. Чайковского?

4. При прослушивании Сцены письма обратите внимание на частые смены эмоциональных состояний в музыке. Подумайте, чем они обусловлены.

ВложениеРазмер
Урок музыки для 8 класса "Пушкинские образы" 53.96 КБ
Текст для работы в группах 15.67 КБ
Таблица для заполнения учащимися 14.05 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке для учащихся 8 класса по теме

Автор: учитель музыки

высшей категории Кудакова С.А.

Тип урока: урок открытия нового знания

● дать представление об особенностях поэзии А.С Пушкина;

● укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

● совершенствовать навыки анализа музыкального произведения и вокально–хорового исполнения.

● продолжить приобщение учащихся к сокровищам отечественной музыкальной классики;

● создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.

● продолжить формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы искусства;

● развивать творческо – поисковые и вокально-хоровые навыки учащихся.

Оборудование: баян, проектор, компьютер, фортепиано, схемы, тексты .

  1. Орг. Мин. Мотивирование (1 мин )
  2. Актуализация знаний

-пение с аккомпанементом ( 3 мин )

-викторина ( 3 мин )

-блиц опрос (1 мин )

  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

-знакомство с проектом

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-работа с текстом

-слушание и сравнительный анализ музыкальных произведений

-работа с кластером

- как вы думаете, на что настроила нас такая песня?

Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.

Учитель: и позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.

- вы разделены на группы, я предлагаю вам поиграть в музыкальную викторину, вспомнить какие произведения мы изучили и ответить по схеме, которую вы видите на экране, работаем мы в группе, значит есть возможность обсудить, но совсем не долго.

Схема работы: узнать рассказать пояснить

(назвать музыкальное произведение) (когда появилось) (что –то интересное)

Ну, что вы молодцы, справились с заданием

И предлагаю вам ответить на вопросы блиц – опроса. Блиц – опрос – это быстрый вопрос и быстрый ответ, без раздумий.

  1. Что является основой оперы или балета? (литературное либретто)
  2. Назовите композиторов – классиков (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен)
  3. Назовите имя композитора – сказочника (Н.А. Римский – Корсаков)
  4. Кто является основоположником романтизма в музыке? (Ф. Шуберт)
  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

Учитель: мы переходим с вами к изучению нового материала

Работать сегодня мы будем с кластером, напомните, что означает такая форма работы.

В течение урока мы изучаем основное понятие и расписываем его в овалах, так, чтобы потом можно было объяснить это понятие.

Схема кластера, кластер в переводе означает гроздья, т. е схема может расти и разветвляться.

В конце урока мы проверим, как вы заполнили кластер. Обратите внимание, основные моменты схемы уже прописаны, чтобы немного сэкономить время, т.к. урок у нас открытый, но не отмечено основное понятие, о котором мы узнаем, когда познакомимся с проектом.

Учитель: группа ребят в классе работала над проектом, что у них получилось, об этом они вам расскажут, их работа это эпиграф к нашему уроку, что то вы уже заполните в схеме кластера, но самое главное вы должны определить тему и цель нашего урока.

Учитель: замечательную работу продемонстрировали нам ребята, а мне хочется спросить о чём пойдёт речь и как мы назовём наш урок.

Какое основное понятие будет в кластере: пушкинские образы

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, определяли последующее развитие искусства, становились своеобразными символами реальной жизни.

Судьба Татьяны имела предопределяющее значение для русской музыки. Давайте послушаем Сцену письма из оперы и выполним задание: внимательно послушайте отрывок и опишите Татьяну. Какая она, какой образ передаёт музыка?

Учитель: как описывает Татьяну музыка? Подберите прилагательные.

-Татьяна любящая, трогательная, смелая

Что Татьяна делает? Подберите глаголы

-любит, страдает, пишет признание, надеется на взаимность.

Учитель: как вы думаете её любовь ответная или безответная? ( можно найти ответ в учебнике на стр. 63, 1 абзац )

Образ Татьяны - это женский образ искренности и красоты, который повлиял на дальнейшее развитие русской музыки.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: в произведениях искусства любовь не всегда является в страдающем обличье, она знает минуты воодушевления и страстного порыва.

М. И Глинка и А.С. Пушкин были современниками, они были знакомы, у них было много общего.

Задание: у каждой группы на столах есть текст об этих замечательных творцах. Вам нужно прочитать текст и заполнить по нему таблицу. Вы работаете в команде, заполняете таблицу вместе, затем проверяем, что у вас получилось и кто справился с заданием раньше и правильнее. Обратите внимание в тексте на то, что вас заинтересовало или поразило.

Задание: послушайте и сравните эти два произведения Чайковского и Глинки.

Глинка – любовь утверждение, воодушевление, радостное волнение.

Чайковский – смятение, тревога, неопределённость, столкновение надежд и скорби.

Вывод: мы познакомились с 2 образами любви, данных Пушкиным и воплощённых в музыке двумя гениальными композиторами Глинкой и Чайковским. Каждый из них по- своему прекрасен. Музыка Глинки – особенно вокальная отмечена светлой теплотой. Чайковский с его талантом музыкально – психологических портретов создал лучший образ в музыке, образ который определил последующее развитие музыкального искусства. Образ Татьяны Лариной предопределил судьбу великой поэтессы Марины Цветаевой.

Учитель: подведём итог нашей работы. Посмотрите, что у вас получилось в схеме кластера. Проверка работы.

  1. Домашнее задание: прочитать стихотворение Марины Цветаевой на стр. 66, ответить на вопрос № 2 стр. 67.

Предварительный просмотр:

Текст, для работы с таблицей.

В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин. Их объединило глубокое уважение к делам, мыслям и идеям друг друга, а самое главное, огромная любовь к родине, глубочайшая вера в русский народ. И композитор, и поэт горячо отстаивали приоритет русской национальной культуры.

М. Глинка и А. Пушкин были почти ровесники и родились в один месяц, в июне. Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века.

Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.

А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М. Глинки и дочери А. Керн – Екатерины.

Анна Керн уроженка Орловского края. В Орле бывали и М. Глинка, и А. Пушкин.

Семья М. Глинки провела в Орле зиму 1812 года. Много лет спустя композитор снова посетил Орловщину. Он останавливался на несколько дней в городе, а в селе Сергиевском слушал знаменитый хор сергиевских мужиков, о котором восторженно отзывался И. Тургенев.

В мае 1829 года Орел посетил А. Пушкин, направляясь из Москвы на Кавказ. Он сделал 200 верст лишних, чтобы повидать А. Ермолова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Два пушкинских образа в музыке. Мир человеческих чувств.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Два пушкинских образа в музыке. Мир человеческих чувств.

Два пушкинских образа в музыке. Мир человеческих чувств.

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893) «Я влюблён в образ Татьяны, я очарован ст.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)

Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837)

ОПЕРА – вид театрального искусства в котором сценическое действие слито с му.

ОПЕРА – вид театрального искусства в котором сценическое действие слито с музыкой – вокальной и оркестровой. ЛИБРЕТТО – литературный текст оперы, её основа. *

*

* В период работы над оперой Пётр Ильич писал своему ученику С.И. Танееву: «М.

* Действие первое Картина первая Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей –.

*

Действие второе Картина четвертая В доме Лариных бал. На именины Татьяны съех.

* Действие третье Картина шестая В богатом особняке собралась петербургская з.

* Действие третье Картина шестая В богатом особняке собралась петербургская знать. Блестящий столичный бал в разгаре. Среди гостей – Онегин, возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляется князь Гремин с супругой, в которой изумленный Онегин узнает Татьяну. Князь сердечно рассказывает ему о своей счастливой женитьбе, представляет его Татьяне. Онегин только теперь понимает совершенство той, чье первое девичье чувство им было когда-то отвергнуто. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решается добиться свидания с ней. Картина седьмая Татьяна с волнением вспоминает Онегина, которого она до сих пор любит. Неожиданно входит Онегин. В его словах звучит признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было так возможно, так близко. Но прошлого не вернуть…

*

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №1 Какое событие будут отмечать 29 марта 2019 года любители.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №1 Какое событие будут отмечать 29 марта 2019 года любители театра, поклонники Чайковского и Пушкина? №2 Какие ещё оперы написаны Чайковским на сюжет пушкинских произведений? *

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Материал подходит для УМК

Мир человеческих чувств

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Презентация на тему Презентация по музыке Два пушкинских образа в музыке: П. Чайковский. Евгений Онегин, предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Подготовила учитель музыки I категории Савина Татьяна Михайловна
Дмитриевская ООШ



Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев – Татьяны, Онегина, Ленского. Первая картина

В трех действиях оперы четко прослеживается жизнь трех главных героев – Татьяны, Онегина, Ленского.

Первая картина посвящена знакомству с главными героями.
Вторая картина посвящена развитию образа Татьяны, в центре её – сцена письма Татьяны.
В третьей картине происходит крушение грез Татьяны.
Четвертая – конфликт между Онегиным и Ленским.

Пятая картина – сцена дуэли и смерти Ленского.Шестая картина встреча на балу в Петербурге Онегина и Татьяны.Седьмая

Пятая картина – сцена дуэли и смерти Ленского.
Шестая картина встреча на балу в Петербурге Онегина и Татьяны.
Седьмая картина – драматическая кульминация и развязка.

М.И. Глинка П.И. Чайковский М.П.Мусоргский Н.А.Римский- Корсаков

№ слайда 2

М.И. Глинка П.И. Чайковский М.П.Мусоргский Н.А.Римский- Корсаков

“. Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что

№ слайда 3

“. Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку” (М.И. Глинка).

Руслан Ф. Шаляпин в роли Фарлафа

№ слайда 4

Руслан Ф. Шаляпин в роли Фарлафа

Какого композитора называли композитором- сказочником? «Мой род – это сказка, бы

№ слайда 6

Какого композитора называли композитором- сказочником? «Мой род – это сказка, былина. и непременно русские”Н.А. Римский-Корсаков Н.А. Римский-Корсаков

Какой музыкальный инструмент звучит в начале симфонической картины?

№ слайда 8

Какой музыкальный инструмент звучит в начале симфонической картины?

В синем небе звезды блещут;В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по

№ слайда 9

Какие инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов? Рокот волн

№ слайда 10

Какие инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов? Рокот волн (мелодия струнных инструментов)Мерцание, блеск звезд (звуки флейты, арфы, челесты)Плывущая по волнам бочка (тема струнных инструментов)Стон и плач царицы (звучание струнных и деревянных духовых инструментов)


№ слайда 11

челеста Флейта-пикколо ксилофон

№ слайда 13

челеста Флейта-пикколо ксилофон

труба тромбон

№ слайда 15


№ слайда 17

Добрые сказки. Добрый и ясный,Самый прекрасныйМир, где живут без забот.Солнечным

№ слайда 18

Добрые сказки. Добрый и ясный,Самый прекрасныйМир, где живут без забот.Солнечным светомСердце согрето - Сказка нас в гости зовёт.В мир приключенийБез исключенийДвери открыты для всех.Если сумеешь -В сказку поверишь,Ждут тебя радость и смех.

Припев:А за окошком весёлый месяц май-Строит нам глазки,И мы хотим рисовать -Дай

№ слайда 19

Припев:А за окошком весёлый месяц май-Строит нам глазки,И мы хотим рисовать -Дайте нам краски.Мы верим в светлые сны, и встретим деньМы без опаски,И не страшна нам беда,Ведь будут с нами всегдаДобрые сказки.

В сказке чудесной Добрая песняУ горизонта слышна.Птицей весенней,Флейтой волшебн

№ слайда 20

В сказке чудесной Добрая песняУ горизонта слышна.Птицей весенней,Флейтой волшебнойК нам прилетает она.Пусть гонит тучиВетер колючий,Только мы знаем одно:Что б ни случилось.Добрые силыЗло победят всё равно.

Читайте также: