Древнегреческие мифы нарцисс и эхо 4 класс конспект урока планета знаний

Обновлено: 22.07.2024

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

- Кто создавал мифы, которые мы читаем?

- Что древние греки пытались отразить в мифах?

- Кто правит миром, согласно верованиям древних греков?

- Назовите известных нам богов.

- Чему служили мифы? Зачем их писали?

- Можно ли сказать, что мифы - это устное народное творчество? Почему?

-Что вы можете сказать о Дедале?

- Где жил Дедал? Афины – столица Греции;

Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны; наиболее известен Акрополь в Афинах

- Что он высекал из мрамора?

-Чему он научил людей?

-Кто помогал Дедалу?

- Что с ним случилось?

-Что пришлось делать Дедалу?

-Куда он добрался?

- Что выстроил мастер для критского царя?

- Был ли Дедал свободным на острове?

- О чем он стал мечтать?

- Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

- Для кого он делал крылья?

- Как Дедал учил сына?

- Когда они улетели с острова?

- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

- В какое время суток герои оказались над морем?

- Нравился ли Икару полет?

- Что случилось с юношей?

- Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба

- Как поступил Дедал?

- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

  • Обобщение изученного материала по данной теме:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой эпизод мифа показался вам самым печальным?

- Знаете, море, в которое упал Икар, в память о нем до сих пор греки называют Икарийским (часть Эгейского моря).

- Думаю, что после чтения произведений из этого раздела, у вас создалось представление о мифах. Что же такое, по вашему мнению, миф?

- Перед вами лежат карточки. Я прошу вас ознакомиться с их содержанием.

  1. Мифы – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность.
  2. Мифы – это повествования, не основанные на реальных фактах. Обычно герои мифа - существа сверхъестественные.
  3. Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы.
  4. Мифы – это предания, в которых отразились представления наших предков об окружающем мире.

- Как вы думаете, какое из этих высказываний верное?

- Я очень рада, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Открою вам небольшой секрет: все эти высказывания о мифах я нашла в разных источниках, и каждое из них по-своему верно.

- Можете ли вы ответить: что объединяет сказки, былины, легенды, мифы?

Подведение итогов урока:

- Ребята, наше занятие подошло к концу, запишите домашнее задание и получите оценки за работу на уроке.

Запись домашнего задания.

Выставление отметок за работу на уроке.

- Подготовьте необходимые принадлежности к следующему уроку.

Учащиеся здороваются и садятся на свои места.

Подготовка к работе.

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Представления об окружающем мире, вопросы о законах, управляющих миром и жизнью людей.

- Миром правят боги.

- Зевс - повелитель неба. Геба - жена Зевса. Афродита - богиня любви и красоты. Аполлон - бог Солнца и света. Афина - богиня мудрости. Гипнос - бог сна. Аид - бог подземного царства. Посейдон - бог моря. Гефест - бог огня и кузнечного дела.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Миф о Нарциссе.

- познакомить учащихся с мифом о Нарциссе; совершенствовать навыки художественного пересказа текста;

- развивать мышление и речь, способность целостного восприятия художественных образов;

- воспитывать эстетическое чувство, скромность и способность противостоять эгоизму и самовлюбленности.

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Викторина.

- Кто был отцом Геракла?

- Кто мать Геракла?

- Какое имя было дано Гераклу при рождении?

Алкид, что значит сильный.

- Чем отличался Геракл ещё в детстве?

- Кто был учителем Геракла?

Кентавр Хирон.

- Что означает имя Геракл?

Прославляющий Геру.

- Чьи приказания выполнял Геракл, совершая подвиги?

Царя Эврисфея.

- Какая богиня помогала Гераклу совершать подвиги?

- Благодаря какому подвигу Геракла на небе появилось созвездие Рака?

Геракл убивает лернейскую гидру.

- Что должен был добыть Геракл у амазонок?

Пояс, делающий его обладателя непобедимым в бою.

2. Пересказ одного из мифов.

Учащиеся пересказывают мифы о подвигах Геракла, защищают свои иллюстрации.

III . Формирование новых понятий и способов действия. Беседа.

1. Чтение мифа о Нарциссе в учебнике (стр. 27-30).

Учитель или учащиеся читают миф.

- Какой стала нимфа Эхо от неразделенной любви?

- Кто и за что наказал Нарцисса?

Афродита наказала Нацисса безответной любовью за то, что он отверг дары ее любви. А предсказание правдивого пророка сбылось так, что это оказалась неразделенная любовь к самому себе, приведшая Нарцисса к гибели.

- Что общего между описанием ручья и Нарциссом?

Ручей прекрасен, но холоден, недоступен для жаждущих, как и Нарцисс холоден и недоступен для любви.

- О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом?

О человеке холодном, самовлюбленном, эгоистичном.

2. Словарная работа.

Найти в словаре и записать в тетрадь толкование слов отрок, прорицатель, нимфа Эхо, богиня Гера

3. Отработка навыков выразительного чтения.

Учащиеся практикуются в выразительном чтении мифа.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

2. Нарцисс любил всех, но лишь себя считал достойным любви.

3. Над нимфой Эхо тяготело наказание богини Геры.

4. Нимфа Эхо всегда отвечала на вопросы.

5. Многих нимф сделала несчастным гордость Нарцисса.

6. Наклонился Нарцисс к озеру и поцеловал свое отражение.

7. Образ стал неясен из-за того, что Нарцисс замутил слезами струю.

8. Мраморно-белыми стал в голову голую бить он руками.

9. Тает Нарцисс, как роса на цветах в лучах горячего солнца.

10. Радовались нимфы после смерти Нарцисса, и им вторила Эхо.

2. Соотнести стрелками, где чье описание.

Кожу стянула худоба, телесные соки в воздух ушли, и одни остались лишь голос да кости.

Очи – созвездье двойное; Аполлона достойные кудри; щеки без пуха еще, и шея кости слоновой, прелесть губ и в лице с белоснежностью слитый румянец.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Прочитать миф об аргонавтах.

VI . Этап рефлексии

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 307 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.01.2016 3335
  • DOCX 14.5 кбайт
  • 69 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Левина Анжелика Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с жанром устного творчества – славянскими мифами.

закрепить знания о мифах;

знакомить учащихся с культурой славянских народов на материале мифов.

развивать навыки самооценки.

воспитывать уважение к докладчику;

развивать навыки работы в группе.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный.

Ход учебного занятия

I . Организационный момент

Цель: мотивация учащихся

- Здравствуйте, я очень рада вас снова видеть. Улыбнитесь соседу справа и соседу слева. И пожелайте друг другу хорошего дня.

Дети приветствуют друг друга

II. Актуализация знаний

1. Самостоятельная работа

- На прошлых уроках вы изучали мифы, а сегодня, мы проверим ваши знания по пройденному материалу.

-Подпишите листочки и выполните тест

1. Что такое миф:

а) произведения народной фантазии, объясняющие устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий ;

б) вымышленная история с приключениями, тайнами и где добро всегда побеждает зло;

в) небольшое прозаическое произведение повествовательного характера.

2. К какому мифу относится царь Мадас?

в) древнегреческим

3. Герой Нарцисс к какому мифу относится?

а) шумерским

4. Бог Нинурта, герой какого мифа?

б) древнегреческим

-А теперь проверьте себя по эталону.

если нет ошибок –5

-оцените свою работу и поставьте себе отметку.

- Какое новое слово вы встретили в тесте?

-Верно. Сегодня, мы познакомимся с мифами славянских народов.

Выбирают правильный ответ и на листочек записывают.

Отвечают на вопрос

III . Работа над новым материалом

- Кто из вас знает, какие народы входят в группу славянских?

-Давайте о них прочитаем, может мы узнаем еще, что-то новое.

Проводит опрос по прочитанному.

-Где жили племена славян?

-В скольких мирах по представлениям славян обитали боги и духи? Назовите их.

-Кто были древними богами?

-Где обитали берегини?

-Как вы думаете, почему ее назвали Дрёма?

-Дрёма – это берегиня, оберегающая здоровье и сон младенцев. А когда приходила к малышу пела колыбельную песенку. Прочитайте ее.

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над ними весело шелестит листва.

Пошагать придётся нам – выше голова!

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

- Кто поднял вас на зарядку?

- Полистайте учебник со стр.12 по 15. И приготовьтесь ответить на вопрос.

- Как в славянской мифологии называют бога Солнца?

Вызывает к доске докладчика.

- Солнышко нас греет и кормит. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы. А вот если черные тучи закрыли Солнце и гремит гром, а землю поливает дождем. Как вы думаете, какой бог так страшен в гневе? (Перун)

Вызывает следующего докладчика.

- Древнее славяне верили не только в грозных и свирепых, несущих наказание богов, также они верили в любовь, красоту и юность. И богиню любви они называли Лада. Это нежное, певучее с русой косой девушка. Она была особенно любимым божеством, которая поддерживала огонь в очаге, утешит страдающих, мужа и жену примерит, принесет тепло и сердечность в молодую семью. Лада приносила лад. Благополучие и семейное счастье людям.

С наступлением весны приходили праздники Лады. Молодежь играла в горелки. Гореть – значило любить.

- А теперь мы прочитаем о других божествах, некоторых вы, наверняка, знаете.

- Назовите, сказки в которых встречаются: Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей.

- Хорошо, сказки вы знаете.

Отвечают на вопрос. (русские, украинцы, белорусы, чехи, сербы, поляки, словаки, болгары, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы, лужичане )

Читают текст на стр.12 по цепочке.

Отвечают на вопросы учителя.

Вертят головой в разные стороны.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос (Ярило)

Выступает с докладом.

Отвечают на вопрос

Выступает с докладом.

Читают по цепочке.

IV . Закрепление нового материала

-А теперь проверим как вы усвоили урок.

На слайдах картинки с изображением богов и берегинь.

Говорят, кто изображен на картинке.

- Подведем итог. Какие новые слова вы узнали сегодня на уроке?

- От какого слова оно образовалось?

- Почему их так назвали?

- А как называются вещи, которые мы всегда носим с собой?

Отвечают на вопросы.

VI . Домашнее задание

Записывают в дневники домашнее задание.

Обаятельное славянское божество. Весёлый, разгульный бог страсти, удали представлялся народному воображению молодцем красоты неописанной; в белых одеждах сидит он на своём белом коне, на русых кудрях венок цветочный, ноги босые. Он - представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого.

Обаятельное славянское божество. Весёлый, разгульный бог страсти, удали представлялся народному воображению молодцем красоты неописанной; в белых одеждах сидит он на своём белом коне, на русых кудрях венок цветочный, ноги босые. Он - представитель силы могучей, удали богатырской, веселья молодецкого.

Грозное славянское божество, сын пра-бога Неба –Сварога. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга – его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово; ветры и бури – дыхание. Как творец небесного пламени, Перун признаётся и богом земного огня, принесённого им с небес в дар смертным. Он также является богом ветров. Перун разъезжает в колеснице на крылатом коне. На зиму он умирает, а весной возрождается вновь.

Грозное славянское божество, сын пра-бога Неба –Сварога. Молнии были его оружие – меч и стрелы; радуга – его лук; тучи – одежда или борода и кудри; гром – далеко звучащее слово; ветры и бури – дыхание. Как творец небесного пламени, Перун признаётся и богом земного огня, принесённого им с небес в дар смертным. Он также является богом ветров. Перун разъезжает в колеснице на крылатом коне. На зиму он умирает, а весной возрождается вновь.

Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт: У Перуна мысли быстры, Что захочет — так сейчас. Сыплет искры, мечет искры Из зрачков сверкнувших глаз. Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем.

Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

У Перуна мысли быстры, Что захочет — так сейчас. Сыплет искры, мечет искры Из зрачков сверкнувших глаз. Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем.

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

Древний персонаж славянской мифологии. Чаще всего обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, во многих сказках Баба-Яга питается человечиной. Принадлежит сразу двум мирам: миру мёртвых и миру живых. Отсюда её почти безграничные возможности.

Древний персонаж славянской мифологии. Чаще всего обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, во многих сказках Баба-Яга питается человечиной. Принадлежит сразу двум мирам: миру мёртвых и миру живых. Отсюда её почти безграничные возможности.


Описание разработки

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии критического мышления.

Задачи:

познакомить учащихся с легендами народов мира о цветах;

развивать самостоятельность мышления;

формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, устанавливать причинно - следственные связи, обобщать, делать выводы;

стимулировать интерес к изучаемой теме и переживание радости взаимодействия с учителем и одноклассниками;

воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Оформление и оборудование:

компьютерная презентация “Миф о Нарциссе”,

Ход урока

- Какие цветы вы можете назвать?

- Какие из названных цветов вы любите больше всего?

- В чем причина вашей любви? Почему именно этот цветок вам нравится больше всего?

- А можете ли вы назвать какие - то приметы, связанные с этим цветком?

- А знаете ли вы о происхождении названия этого цветка?

- Назовите музыкальные, живописные, поэтические произведения, источником для создания которых послужили цветы?

- Как вы думаете, почему цветы вдохновляли людей искусства на создание своих творений?

- Откуда появились названия цветов?

Учитель литературы: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Названия цветов приходили к нам из разных стран, но все рекорды бьет Древняя Греция. Да оно и понятно, здесь процветал культ красоты, и каждое из прекраснейших творений природы порождало прекраснейшую легенду.

Цветок, о котором мы будем сегодня говорить, в разные времена имел разное значение. В Греции он считался цветком погибших, в Риме – цветком победы, в Швейцарии в честь него устраивали праздник, а в Англии им увлекаются, как в Голландии тюльпанами.

- Что же это за цветок? Вспомните просмотренный фильм в начале урока. Определите тему нашего занятия.

- Что нового вы узнали о цветке Нарцисс из просмотренной презентации?

презентация Миф о Нарциссе

- Именно в Древней Греции появилась легенда о том, как гордый, самонадеянный юноша превратился в красивый нарцисс (чтение мифа по частям)

Весь материал - смотрите архив.


-75%

Читайте также: