Древнее двуречье конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок истории в 5 классе Двуречье..docx

Урок истории по теме " Древнее Двуречье". 5-й класс

Цель: познакомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Развивать навыки работы с исторической картой.

Анализировать фрагмент исторического документа.

Расширять познавательный интерес школьников.

Термины и понятия:

Передняя Азия, Месопотамия (Междуречье), клинопись, глиняные таблички.

Оборудование и дидактический материал

:учебник, карта "Древний Восток", презентация “Древнее Двуречье”, пакет документов.

Форма урока

1. Оргмомент

Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

“ Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей”.

А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему?

В конце нашего путешествия каждый из вас выберет себе жетон с оценкой своей работы на уроке.

2. Подготовительный этап

Я буду вашим экскурсоводом, и вы можете задавать мне вопросы, которые возникнут в ходе нашего путешествия, а я постараюсь на них ответить.

3. Повторение ранее изученного материала

А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте.

Давайте все вместе ответим на вопросы: (слайд 2)

Царь Древнего Египта. ( Фараон )

Растение, из стеблей которого делали материал для письма. ( Папирус )

Знак письменности Древнего Египта. ( Иероглиф )

Гробница египетских фараонов. ( Пирамида )

На каком материке находится Египет? ( Африка )

Столица Древнего Египетского царства. ( Мемфис )

Место в пустыне, где есть растительность и вода. ( Оазис )

Бог Солнца древних египтян. ( Ра )

Здание, где люди поклонялись богам. ( Храм )

Назовите священных животных Древнего Египта. ( кошка, бык, крокодил, ибис и т.д. )

Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. А теперь заполняем необходимые документы для перелёта - визу и декларацию. Все документы, которые вы будете заполнять необходимо, сдать в конце урока, за это вы получите оценку. Получите, пожалуйста, пакет необходимых документов. Откройте их и ознакомьтесь. Сначала нужно заполнить визу, а зетам применив свои знания по истории Древнего Египта декларацию.

Самостоятельная работа по заполнению визы и декларации. (На заполнение визы – 3 минуты, на декларацию - 5 минут).

Ребята отложите заполненные документы. Скажите, какова цель нашего путешествия?

Мы хотим побывать с вами в стране, где никогда не были. Чтобы вам хотелось узнать об этой стране?

Нам хочется узнать, каковы особенности этой страны.

(Слайд 3) План урока.

4. Объяснение нового материала (Слайд 4)

В разное время эту страну называли Междуречьем, Месопотамией или Вавилонией. Древнее Двуречье находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат, там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

Открываем дневник путешественника и записываем:

Древнее Двуречье - страна, расположенная в Передней Азии, между рек Тигр и Евфрат. Вывод учителя.

А что бы наше путешествие было успешным, нам необходимо ознакомиться с природно -климатическими условиями. Природные условия Двуречья очень схожи с Древним Египтом. Откроем учебник с.63 и сравним климатические условия двух стран.

(Слайд 5) , (слайд 6)

- Каков климат Древнего Двуречья? (теплый, мягкий, влажный).

- Чем могли заниматься жители? (земледелием).

- Что способствовало этому виду деятельности?(климат, наличие рек, разливы, плодородие).

Это все благоприятные условия. Слайд 7, слайд 8, слайд 9

А какие неблагоприятные условия вы можете отметить? Слайд 10

Мы высаживаемся в аэропорту. Вы наверно устали в полете, пора нам размять уставшие о ноги.

Физкультминутка

Учитель называет слова, если слово относится к первобытным людям - поднять руки, к Жителям Древнего Египта – присесть.

Вождь, пирамида, жрец, старейшина, собирательство, мумия, саркофаг, родовая община,

А теперь отправляемся посмотреть страну. Обязательно посетим её музеи.

Показ презентации (Слайды 11 - 13) .

Глина - самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды и для сооружения дамб. (Слайд 14)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия Слайд 15,16

Основное занятие жителей Двуречья – земледелие, скотоводство, торговля. А что там выращивали?

Возьмите из файла документ, давайте его прочитаем и ответим на вопросы.

Работа с документом запись в дневник путешественника.

Вывод учителя.

Несмотря на отсутствие строевого леса и камня, здесь строили дворцы и храмы, жилые дома. Строительным материалом являлась глина, из которой делали большие кирпичи. Но самое интересное предназначение глины - использование ее в качестве писчего материала. (Слайды 17). На холмах Двуречья археологами найдены среди обломков глиняной посуды и кирпичей таблички, покрытые значками в виде клинышков. Эти знаки называются клинописью .

Записать определение в дневник путешественника.

Клинопись - вид письма Древнего Двуречье.

В начале в Двуречьи пытались писать рисунками. Но это очень трудно сделать на толстой глиняной табличке, и со временем стали не рисовать, а оттискивать на глине палочками клинописные знаки. Затем табличку обжигали и в таком виде ее можно было хранить очень долго, т.к. она становилась очень прочной. Множество таких табличек сохранилось до наших дней. Каждый знак обозначал слово или словосочетание. Школы в Древнем Двуречье назывались – эдубы – дома табличек. А учителя звали – отец дома табличек.

Дети разного возраста обучались вместе. Много лет требуется мальчикам, чтобы научиться письму, счету, астрономии, узнать сказания и мифы. Учиться в школе было трудно. Будущих писцов учителя держали строго.

Каждый знак в клинописи - это рисунок, который означал целое слово.

Вот и мы с вами побываем в школе Двуречья:

Задание. Историки нашли глиняные таблички, но некоторые слова стерлись попробуйте их восстановить.

1. Почвы в Двуречье были так плодородны, что посеянная пш.. .-давала до ста зерен, а ф… пальма - до 50 плодов в год.

2. Некоторые свободные вавилоняне были очень богаты. Они владели многочисленными полями и садами с гра…, я…. У них было множество домашних животных: о…, к…з, л….

3. Люди не отступали перед трудностями. Они рыли к-… лы, с помощью которых орошали земли. На их полях зрел я…, пш…. Вокруг селений зеленели ф… пальмы.

Прочитаем, что у вас получилось

5. Закрепление изученного материала

На путешествие подходит к концу. А чтобы вернуться обратно домой, мы должны выполнить тест по теме нашего путешествия.

Выполнение теста. (5 минут)

На следующий урок вы узнаете, как хорошо вы справились с заданиями во время путешествия.

6. Рефлексия.

- Вам понравилось путешествие?

- Что вы узнали нового, интересного?

- Что вы сегодня дома захотите рассказать своим родителям о нашем уроке?

Ответы уч-ся.

Выберите себе жетон.

7. Д.з. (дифференцированное)

Запишите домашнее задание.

На 4 - Параграф 13, читать, отвечать на вопросы. Р.Т № 46,47

На 5 - Дополнительное задание: перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Всем спасибо за урок!

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

Задачи урока

Сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья

I . Предметные:

характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в Древнем Двуречье

II . Метапредметные :

● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для

● принимать и сохранять учебную задачу;

● учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

● закреплять умения контролировать и корректировать свою

деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

● формировать культуру общения между собой, учиться работать

● представлять результаты деятельности группы.

III . Личностные результаты:

● применять правила делового сотрудничества;

● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

● анализировать своё эмоциональное состояние.

Предполагаемый результат

- географическое положение Древнего Двуречья;

- занятия и верования жителей Древнего Двуречья.

- извлекать информацию из текстовых источников и обобщать их по заданной теме; - строить свои взаимоотношения с членами группы, высказывать свое мнение.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

1. Переработка и использование информации для решения учебных задач.

2. Применение знаний для решения практических задач.

3. Продуктивная коммуникация – работа в группах.

Проектная технология и ИКТ

· мультимедийная установка, экран;

· конверты, карточки с заданиями;

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/ УУД

Оценивание/формы контроля

I этап: организационный 4 мин.

Мотивация к учебной деятельности.

1.1. Организует приветствие и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Анжела Александровна. Я рада вас видеть. И надеюсь, этот урок будет и для вас и для меня полезным.

1.2. Определение темы урока.

Ребята, что у меня в руках (глина).

Сегодня мы познакомимся с государством, где глина играла важную роль. Пожалуйста, внимание на экран.(ролик)

Это древнее государство возникло более пяти тысяч лет назад. Оно находилось меж двух рек. Из этих слов составьте название гос-ва

- Сформулируйте тему нашего урока.

Оно имеет три названия Двуречье , Междуречье, Месопотамия

Оценивают готовность к уроку.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

просматривают ролик

Эмоциональный настрой на урок.

Включение в учебный процесс.

Формирование интереса к познавательной деятельности на занятии.

III этап: п остановка проблемы и поиск решения 2 минуты

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

НА ОСНОВЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО ГОСУДАРСТВА СОСТАВЛЯЕТСЯ АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. Ребята а какое государство вы изучали до этого, что вы узнали о Египте. По этому же плану(принципу) мы будем изучать Древнее Двуречье. Что мы должны узнать о Древнем Двуречье?

1. Местоположение Двуречья .

2. Основные занятия жителей Двуречья.

А вот теперь, поставьте учебную задачу для себя на сегодняшний урок в соответствии с темой и планом урока! Воспользуйтесь словами помощниками

Что или кто поможет вам достичь вашей цели?

Разные источники информации

Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

Сегодня на уроке я

Изучу
Узнаю

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Диалог с учащимися, формирование проблемы

Развитие учебно-познавательной мотивации.

IV этап: совместное исследование проблемы 20 минут

Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

Знакомство с противоречивыми фактами

4.1. Организация практической деятельности

Я предлагаю нам с вами составить справочник о Древнем Двуречье.

ЧТО ТАКОЕ СПРАВОЧНИК?

(справочник м. Книга, содержащая необходимые сведения по какому-л. предмету, вопросу и т.п.)

А СОСТАВЛЯТЬ ЕГО МЫ БУДЕМ В ГРУППАХ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ ВАМИ ПЛАНУ.

Каждая группа будет создавать свою страницу. ВЫБЕРИТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОИХ ГРУППАХ, ПОДНИМИТЕ РУКИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ СВОЁ ЗАДАНИЕ.

Одна группа познакомит нас с МЕСТОПОЖЕНИЕМ Двуречья.

Другая группа с занятиями жителей Двуречья.

Третья группа с религией Двуречья.

Четвёртая группа с письменностью.

И Пятая группа познакомит нас с достижениями Двуречья.

Для того, чтобы каждая группа выполнила свое задание, у вас на столах лежат памятка для работы в группе, инструкция по выполнению задания, карточка для ответа и заготовки для вашей страницы.

Работу в группе я предлагаю строить по следующему алгоритму, обратите внимание на слайд

1.Вспомните правила работы в группе (памятка)

2.Знакомство с инструкцией

3. Выполнение задания строго по инструкции

4. Представление своей страницы

И так ребята начинаем работу, А Я БУДУ ВАШИМ ПОМОЩНИКОМ

4.2. Практическая работа.

- Дайте знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 8 минут.

Приступайте к работе. Время пошло.

Перед выступлением групп обратить внимание на буклет

Еще у вас каждого буклет, который останется вам на память о сегодняшнем уроке, в нем нужно выполнять задания, по ходу выступления групп и оценить свою работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Познакомить учащихся с государствами Древнего Двуречья.

Цели:
Обучающая: Познакомить учащихся с государствами Древнего Двуречья;
Развивающая: Продолжить формирование умений работать с географическими картами, анализировать исторические документы на элементарном уровне; Воспитательная: Воспитание эстетически развитой личности.
Тип урока: Урок изучения нового материала;
Плана:

I Организационный момент: Приветствие. Актуализация целей урока.
II Изучение нового материала:
Вводное слово учителя.
Сегодня мы с вами продолжаем изучение удивительного мира Древней истории.
? С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Древний Египет).
Мы познакомились с Древним Египтом и узнали, какая природа и климат там существовали, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Так же познакомились со структурой государственного устройства. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока?

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречье. Давайте с вами перенесемся в древний вавилонский город. Одним из важного города был храм.
1. Что такое храм? (Жилище богов)
2. Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)
3. Что можно сказать о верованиях Древнего Двуречья? (они были язычниками).
Работа по учебнику: стр.64-65, прочитать §13 п.3.
Ответить на вопрос: Какие боги были в Древнем Двуречье?
У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:
ШАМАШ – бог Солнца
СИН – бог Луны
ЭА – богиня воды
ИШТАР – богиня плодородия
1. Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь).
2. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам).
3. Подумайте, какую роль играли жрецы в Двуречье?
В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)
Работа с текстом учебника: стр.65-66;
1. На чем писали в Древнем Двуречье? (писали на глиняных дощечках)
2. На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (письменность была похожа на рисунки)
3. Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (в клинописи было несколько сот знаков)
4. Где учились клинописи древние шумеры? (В Древнем Двуречье обучались в школах).
IV Закрепление
На сегодняшнем уроке, мы узнали, что…
1. В западной Азии есть государство…
2. Государство Древнего Двуречья возникло около…
3. Главные реки Древнего Двуречья называются…
4. Крупные города-государства Двуречья называются…
5. Населения Древнего Двуречья называли…
6. Основными занятиями шумеров были…
7. Шумеры верили в…
8. Основными богами шумеров были…
9. Жилищами богов шумеры считали…
10. Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…
V Подведение итогов: Выставление оценок с комментированием.
Домашнее задание:
1. § 13. И ответить на вопросы на стр. 66
2. Рабочая тетрадь: задание №46, 47 на стр. 39-41.

Приложение
Документ
193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
…Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.


Разработка урока для 5 класса на тему "Древнее Двуречье". Разработка включаетв себя конспект урока и презентацию.


Содержимое разработки

Цели: 1.Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;

2.Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой, школьным учебником;

Тип: Урок изучения нового материала;

Плана: 1. Географическое положение Двуречья;

2. Древнейшие города и занятия древних шумеров;

3. Занятия и быт жителей Двуречья;

Оборудование: 1. Презентация;

I ОРГМОМЕНТ

II ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вводное слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.

? 1. С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Египет)

Мы познакомились с этой таинственной страной, и узнали, какая природа какой климат существовал в Древнем Египте, кто населял эту страну и чем занимались эти люди. Мы узнали, что самым могущественным человеком в Египте был фараон и именно ему подчинялись все жители страны. Мы узнали, что Египет был одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока.

? 1. Что мы понимаем под словом цивилизация? Исторический процесс развития общества, когда жизнь людей не зависит от природы

2. Чем цивилизация отличается от первобытного общества?

(наличие письменности, городов, государств)

3. Что нам известно о египетской цивилизации?

(Я знаю, что…)

Слайд №3

Скажите, для чего фараоны устраивали свои военные походы? Укрепить свою власть, увеличить территорию, приумножить свои богатства.

При каком Фараоне было совершено больше всего походов? Тутмос

Из дельты Нила, через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

На территории Западной Азии раскинулось ещё одна страна, Древнее Двуречье.

Работа с картой:

Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну называемую Двуречьем. Как вы думаете, почему, она получила такое название?

Какие крупные реки находятся в этой стране?

Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику?

Итак, Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.

Работа с историческим источником:

Геродот. История.

193…Земля же ее орошается дождем мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

Все Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мед.

Вопросы к документу:

Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (плодородная)

Какие культуры выращивали жители этой страны?

Давайте заполним таблицу Слайд №13, 14

Работа с учебником п.2 §13? (Ур и Урук)

Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?

Что общего было в жизни и занятиях древних шумерцев и древних египтян?

Скажите, чем могли занимались жители Древнего Двуречья?

Как вы думаете, кто по мнению древних шумеров, могло помогать им в их занятиях? (Боги)

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, попробуем “оживить” хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем “фонарики”

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

Мы с вами продолжаем наше путешествие по Древнему Двуречью, по его красивым, величественным городам. Давайте остановимся на одной из площадей… Посмотрите… как вы думаете, что это за сооружение? (Храм)

Слайд № 17

Что такое храм? (Жилище богов)

Где мы с вами уже встречались с похожими сооружениями? (в Египте)

Во что верили древние египтяне? (в богов и загробный мир)

Какой вывод можно сделать, о верованиях древних шумеров, если в их городах тоже строились храмы? (они тоже верили в богов, религия?)

У жителей Древнего Двуречья было много богов, но особо почитаемыми были боги и богини связанные с явлениями природы:

ШАМАШ – бог Солнца

ЭА – богиня воды

ИШТАР – богиня плодородия

Почему основные почитаемые боги Двуречья так или иначе были связаны с явлениями природы? (шумеры не могли объяснить многих явлений природы, а от ни зависела во многом их жизнь)

Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов? (жрецам)

Видеоряд археологических находок на слайде № 19

Предположите, что вы идите на слайде?(Предметы, исторические источники)

Что такое исторический источник?

Какие исторические источники вы знаете? (Письменные, вещественные)

Какую информацию мы с вами можем получить именно из этих источников? (о существовании письменности)

При изучении какого государства мы с вами уже встречались с таким понятием? (Египта)

Как называлась письменность в Египте? (иероглифы)

В Древнем Двуречье тоже существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь)

Работа с текстом учебника: стр.67-68;

На чем писали в Древнем Двуречье? (на глиняных дощечках) Слайд №21

На что похожа клинопись Древнего Двуречья? (рисунки)

Сколько знаков было в клинописи Древнего Двуречья? (несколько сот)

Где учились клинописи древние шумеры? (в школах) Слайд №22

Как проходил урок в такой школе?

Кто стоял вое главе школы?

IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Слайд № 23,24

Домашнее задание параграф 13

На сегодняшнем уроке, я узнал, что…

В западной Азии есть государство…

Государство Древнего Двуречья возникло около…

Главные реки Древнего Двуречья называются…

Крупные города-государства Двуречья называются…

Населения Древнего Двуречья называли…

Основными занятиями шумеров были…

Шумеры верили в…

Основными богами шумеров были…

Жилищами богов шумеры считали…

Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось…

Содержимое разработки

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ

Цели : Знакомство с природой и климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья. Умение анализировать исторический документ на элементарном уровне , работать с исторической картой. План урока: Природные и климатические условия. Занятия жителей Религия и письменность Оборудование:

  • Знакомство с природой и климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.
  • Умение анализировать исторический документ на элементарном уровне , работать с исторической картой.
  • Природные и климатические условия.
  • Занятия жителей
  • Религия и письменность

При Тутмосе III граница Египта отодвинулась до реки Ефрат

Египет

Месопотамия (в переводе с греческого – Междуречье)

- государство, возникшее между рек Тигр и Ефрат

Двуречье 3000 лет до н.э.

Двуречье 3000 лет до н.э.

Вавилон – древняя столица Месопотамии

Вавилон – древняя столица Месопотамии

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом). … Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд. Исторический документ 2

… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).

… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.

Рисовые поля в Месопотамии

Рисовые поля в Месопотамии

Рощи финиковых пальм

Рощи финиковых пальм

Заполнение таблицы после прочтения исторического источника (Геродот.История) Благоприятные природные условия Неблагоприятные природные условия

Заполнение таблицы после прочтения исторического источника (Геродот.История)

Благоприятные природные условия

Неблагоприятные природные условия

Заполнение таблицы после прочтения исторического источника (Геродот.История) Благоприятные природные условия Неблагоприятные природные условия Теплый климат Бурные разливы рек Плодородные почвы наводнения Полноводные реки Ветер с пустыни приносит на почву песок и глину

Заполнение таблицы после прочтения исторического источника (Геродот.История)

Благоприятные природные условия

Неблагоприятные природные условия

Бурные разливы рек

Ветер с пустыни приносит на почву песок и глину

Поселок шумеров

1)Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует. 2)От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. 3)Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. 4)Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. 5)Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу. 1)Встали, руки вверх, потянулись. 2)Кистями рук делаем “фонарики” 3)Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. 4)Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. 5)Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

1)Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

2)От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

3)Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

4)Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

5)Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

1)Встали, руки вверх, потянулись.

2)Кистями рук делаем “фонарики”

3)Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

4)Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

5)Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.


Религия древних шумеров Шамаш - бог Солнца Син - бог Луны

Религия древних шумеров

Шамаш - бог Солнца

Находки археологов


Так писали на глиняных табличках Писали специально заостренной палочкой

Так писали на глиняных табличках

Писали специально заостренной палочкой

Школа в Древнем Двуречье. Современный рисунок

Школа в Древнем Двуречье. Современный рисунок

Работа с учебником. П. 13, пункт 3. Башни от земли до неба. Вопросы: 1. каким богам поклонялись жители . 2. Какую роль играли жрецы в Древнем Двуречье

Работа с учебником. П. 13, пункт 3. Башни от земли до неба. Вопросы: 1. каким богам поклонялись жители . 2. Какую роль играли жрецы в Древнем Двуречье

Подведем итоги: Что общего в природно-климатических условиях Египта и Двуречья? В чем различия? Верили ли жители Двуречья в загробную жизнь. Каким богам поклонялись. Домашнее задание: П.13, рабочая тетрадь з.16

  • Что общего в природно-климатических условиях Египта и Двуречья?
  • В чем различия?
  • Верили ли жители Двуречья в загробную жизнь.
  • Каким богам поклонялись.

П.13, рабочая тетрадь з.16


-75%

Читайте также: