Дорога жизни конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: Техническое оборудование для демонстрации презентации, стенды “Блокада Ленинграда в рисунках детей”, печатные издания о Великой Отечественной войне, макет “Дорога жизни”, выполненный учащимися, раздаточные материалы для выполнения математических заданий.

Первым этапом подготовки к “ Уроку Мужества” было проведение экскурсии по Дороге жизни, написание отзывов, выполнение рисунков, создание макета “Переправа”.

На внеклассное мероприятие, посвященное 70– летию со дня снятия блокады, были приглашены гости – ветераны войны, жители блокадного Ленинграда.

Ведущий: Здравствуйте!

Сегодня мы проводим урок Мужества, посвященный 70-летию со дня снятия фашистской блокады Ленинграда.

На уроке присутствуют гости:

  1. Птушкина Валентина Федоровна – житель блокадного Ленинграда, которая проработала более 50 лет в нашей школе учителем математики.
  2. Баклага Юлия Вячеславовна, мама Баклаги Даниила, учащегося 5б класса, принимавшая участие с сыном в написании книги “С уважением от потомков”, а также Юлия Вячеславовна с Даниилом являются победителями городского конкурса “Блокадная ласточка”.

Более семидесяти лет назад, в далеком 1941 году началась Великая Отечественная война.

Ученик: Одним из самых страшных моментов войны стала Ленинградская блокада, длившаяся 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

Ведущий: Наша встреча посвящена юбилейной 70-ой годовщине открытия дороги, благодаря которой наш город выжил во время войны. Эта дорога называется “Дорога жизни”. Постарайтесь внимательно слушать, запоминать числа, которые вы увидите.

8 сентября 1941 года город был окружен фашистами с трех сторон. Что находилось с четвертой стороны, вы узнаете, решив уравнения и заполнив таблицу.

Ведущий: С четвертой стороны находилось Ладожское озеро. Началась блокада.

Блокада… Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не может приехать в город, ничего невозможно ввезти в город.

Ученик: В городе начался голод, и были введены хлебные карточки. Без еды человек может прожить много дней, а без воды – не больше 2-3-х дней. Голодным людям приходилось с большим трудом добираться до Невы и брать воду прямо из реки.

Ведущий: 12 сентября 1941 года к причалам мыса Осиновец пришли две баржи, которые доставили в город 626 тонн зерна и 116 тонн хлеба. Так начала работать Дорога жизни.

Ученик: Продовольствие, которое привозили на баржах, не могло накормить город. От голода люди умирали прямо на улицах.

Каждый день умирало более 4000 человек. Нормы выдачи хлеба снизились.

Ведущий: В блокадный хлеб добавляли отруби, жмых (остатки семян), и даже опилки.

Ноябрь… Ладога покрылась льдом и по ней пошли санные обозы.

Продолжите числовой ряд и узнайте, какой день считается днем открытия Дороги жизни.

(Слайд 15 –17)

20 ноября толщина льда достигла 180 мм и первые 60 автомашин вышли в первый рейс по льду озера.

Основными задачами Дороги жизни были эвакуация людей из блокадного города и доставка продуктов и военных грузов в город.

На “Дороге жизни”, ведущий в блокадный Ленинград через Ладогу, был поставлен памятник Полуторке, как главному грузовику, спасшему тысячи людских жизней. Именно на нем, благодаря его небольшому весу, по льду озера доставлялись грузы (продукты питания, медикаменты, запчасти и сырье для заводов) в осажденный город.

Расстояние от блокадного Ленинграда до Ладоги – 43 км. Скорость движения грузовой машины на этой дороге– 30 км/ч. Вычислите время, необходимое для доставки груза.


Ученик: Машины работали днем и ночью. Их обстреливали и бомбили с воздуха, но водители продолжали работать.

Двери кабин не закрывались, так как машина в любой момент могла уйти под лед, а водитель выпрыгивал из нее. На Дороге жизни погибло 1004 автомашины – многие из них с людьми и грузом.

Перед вами карта Ладожского озера. Масштаб карты 1 : 100 0000. Определите расстояние между населенными пунктами, которое преодолевали полуторки по льду.


Ведущий: Всего Дорога жизни проработала 152 дня, до апреля 1942 года.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги.

За полтора года в город было доставлено 840 тыс. тонн грузов и вывезено из города 578 человек

См. Приложение 1. – видеофильм о блокаде, песня о Ладоге.

641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы.

Вечная им память! Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.

(Слайд 25, 26)

Спасибо! Прошу всех сесть!

В память о погибших детях – ленинградцах, был построен монумент “Цветок жизни”.

Об этом памятнике расскажут учащиеся 7– б класса.

Ученики: Монумент “Цветок жизни” открыт 28 октября 1968 года. Он создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Высота памятника 15 метров. На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова “Пусть всегда будет солнце”. Рядом находится плита, на которой надпись: Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941–1944 годов”.

Средства для возведения памятника были найдены детьми и подарены городу в память о погибших ленинградцах. Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады. До сих пор в январские дни березы украшают алыми галстуками.

Я с одноклассниками ездила на экскурсию по “Дороге жизни”. Мы посетили памятники, музеи, возложили цветы, видели каменный цветок, на котором высечены слова: “Пусть всегда будет солнце”.

Ребята, у вас есть возможность создать свой “Цветок жизни” в память о погибших детях. На столе карточки с заданиями для устного счета. У “Цветка жизни” 5 лепестков, значит, у вас 5 заданий. Решите правильно примеры, прикрепите свой ответ к соответствующему лепестку! На последнем листочке нарисуйте лицо улыбающегося мальчика и подпишите свой класс. Прочитайте слова песни, высеченные на монументе!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дорога Жизни

Выставка одной книги

Беседа для учащихся

hello_html_7c5f4fe3.jpg

Подготовила:

Воспитатель: Шеремет ю.ю.

Дорога Жизни

Выставка одной книги

Мероприятие посвящено прорыву и снятию блокады города Ленинграда. Проводится в форме беседы для 3-4, 5-9 классов.

Цели: формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., её защитниках и подвигах; воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению; пробудить чувство гордости за свой народ.

Задачи: познакомить ребят с понятием блокада; передать общую атмосферу блокадного Ленинграда; показать силу духа советского народа.

Воспитатель. 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.

27 января - День воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). В этом году исполняется 73 лет как была прорвана блокада.

Слайд 2. Сегодня я хочу представить и рассказать вам о книге Н. Ходза

Слайд 3. Девятисотдневная защита осаждённого города –

это легендарная повесть мужества и геройства, которая

вызвала удивление и восхищение современников и навсегда

останется в памяти грядущих поколений. Вечная слава героям,

Слайд 4. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная

война, фашистская Германия напала на нашу страну – Советский Союз.

hello_html_m529adfb6.jpg

Слайд 5. А в сентябре ь1941 года г. Ленинград

оказался блокаде. А что такое БЛОКАДА? Враги не

просто подошли близко к Ленинграду. Фашистам

удалось его ОКРУЖИТЬ.

А из окружённого города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены врагом. А когда город окружен врагами, это и значит БЛОКАДА.

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. С первых же дней захватчикам было оказано отчаянное сопротивление. Почти два с половиной года – 900 дней и ночей войска Ленинградского фронта вместе с жителями героически отставали город Ленинград. Взять его фашисты так и не смогли.

Запасы продовольствия в Ленинграде кончались. А в городе было около 2-х миллионов человек. ЧЕМ их кормить? Как доставить в окружённый город с Большой земли муку, мясо, масло.

Ученик. Слайд 6. Только одна дорога связывала блокированный город с Большой землёй, эта дорога шла по воде. По ней на баржах по реке Волхов везли муку. Но немцы постоянно обстреливали эти баржи и с земли и с воздуха. Баржи ходили по Ладоге, это озеро.

hello_html_m1dfed3ba.jpg

Слайд 7. Наступила поздняя осень, Ладога покрылась льдом. Маленькие суда ходить по озеру уже не могли. Встал вопрос – как теперь доставлять в Ленинград хлеб и оружие, которое нужно было горожанам для

защиты. Если машинами, то выдержит ли лёд такую

тяжесть? И наступили очень тяжёлые дни для жителей

блокадного города, все ждали когда вода замёрзнет

настолько, что бы по льду можно было передвигаться.

Специальный отряд пошёл измерять толщину льда,

появилась карта зимней дороги через Ладогу. Но лёд

ещё тонкий, а ждать нельзя: в Ленинграде умирают с

Слайд 8. И решили, что первыми по этой дороге пойдут лошади, они и повезут муку. Утром 20.11 1941 года обоз тронулся в путь…

С лайд 9. А уже 22 ноября на лёд сошла большая колонна

машин. Так начала работать зимняя дорога через Ладогу.

Каждый рейс по озеру был подвигом, бывало, что грузовики

уходили под лёд. Было принято решение, чтобы шофёры

ехали, не закрывая дверцы машины.

Ученица. Слайд 10. ДОРОГОЙ ЖИЗНИ назвал народ путь через Ладогу! Вот как об этом написала Ольга Берггольц – ленинградская поэтесса:

hello_html_mde285a3.jpg

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

Больше двух лет, днём и ночью шли

Дорогой жизни корабли, машины, спасая

Ленинград от голодной смерти.

Воспитатель. Слайд 11. Посмотрите ребята, на этот кусочек

хлеба, и вы поймёте, как жили ленинградцы первой

блокадной зимы. Вот он блокадный кусочек хлеба

– 125 грамм на ВЕСЬ ДЕНЬ!

Слайд 12. В булочных (хлебных магазинах)

вывешивались объявления, в которых указывалось,

кому и сколько дадут хлеба.

Ученица. Слайд 13. Когда ударили морозы, замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, за ней стали ходить к специальным прорубям на реке Нева. Вскоре перестали

работать электростанции, в домах погас свет, не было

отопление. Город оказался в ледяном плену. Для

всё, что только было можно. Для освящения использовали

самодельные керосиновые лампы.

hello_html_m4c9f8211.jpg

Воспитатель. Слайд 15. А ведь люди

учились, работали, заводы выпускали военную

продукцию. Голодные измученные люди

круглосуточно изготавливали танки, снаряды, мины.

Даже подростки стояли у станков, ваши сверстники,

hello_html_m2ea2b443.jpg

Слайд 16. В Ленинграде было много детей. Они страдали больше всех, от голода, холода, от бомбёжек. Оставались сиротами, родители уходили

за водой, на работу и могли не вернуться – попасть под

бомбёжку, упасть в голодной обморок. Надо было спасать

детей, везти их в тыл, где нет войны. По Дороге жизни

вывозили детей на Большую землю.

В нашем городе, Белореченске, живут ветераны – дети

блокадного Ленинграда. После окончания войны они

остались на земле, которая подарила им вторую жизнь.

hello_html_65cf5f65.jpg

Ученица. Слайд 17. Таня Савичева – ленинградская девочка, известная всему миру. Автор блокадного дневника. Она – символ тех страданий, которые перенесли все его жители. Её дневник, состоящий всего из девяти записей, передает весь ужас и чувство безнадежности, которые охватывали её душу, когда один за другим уходили все её близкие.

Таня Савичева делала записи в своём дневнике:

Таню удалось вывезти по Дороге Жизни на Большую землю в августе 1942 года. Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно: Таня умерла от истощения 1 июля 1944 года. Она навсегда осталась в памяти тех, кто выжил в эти страшные годы.

hello_html_4b33d445.jpg

Воспитатель. Слайд 19. Советская армия делала всё, что бы прорвать блокаду. Началась великая битва: с воздуха, с суши, без промаха била

артиллерия Балтийского флота.

Слайд 20. И вот блокада прорвана! Это случилось

18 января 1943 года .

семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского

фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду

Слайд 21. Блокада была прорвана… однако до полного снятия –

27 января 1944 года – ленинградцам пришлось ждать ещё целый год.

900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. Наша Армия разгромила фашистов на всех фронтах.

Воспитатель. Слайд 22. За время блокады: - умерли от голода около 800 тыс. жителей, погибли от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек были ранены около 34 тыс. человек.

У ченица. Слайд 23. За мужество, храбрость, бесстрашие

многие жители города Ленинграда награждены медалью

hello_html_m7939ce56.jpg

Ученик. Слайд 25. Отважным защитникам

установлен памятник – солдатам, матросам, лётчикам

– всем тем, кто не дал врагу сомкнуть кольцо вокруг

Ладожского озера, кто спас Ленинград от голодной

смерти. Это две половины несомкнутой дуги.

В торжественном молчании

стоят здесь люди. Перед ними

простирается до горизонта

спокойное озеро, щебечут в кустах птицы, а им видится ледовая

трасса, тонущие корабли, слышатся орудийные залпы,

зловещий гул вражеских самолётов.

Воспитатель. Слайд 26. Пискарёвское мемориальное кладбище – памятник жертвам блокады Ленинграда. Здесь безымянные могилы, на табличках указан только год захоронения. Всегда лежат живые цветы у скульптуры Родина-Мать. Сюда приходят поклониться высокие делегации со всех стран мира, отдавая дань героизму ленинградцев.

hello_html_6315307.jpg

Слайд 27. Ребята, посмотрите, как прекрасен сегодня город Ленинград – Санкт-Петербург.

Слайд 28. Каждый год в городе на Неве гремит Салют Победы.

Воспитатель. Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков была посвящена наша сегодняшняя встреча.

Мы с вами увидели, что не смотря на страдания – голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжали жить в таких нечеловеческих условиях и верили в победу и своё спасение



Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге военных шоферов во время Великой Отечественной Войны.
О великом подвиге военных шоферов. Водителей, которые спасли 3 000 000 миллионный город Ленинград от смерти.
В городе Ленинграде до войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.(вывешиваю иллюстрацию довоенного города Ленинграда.)



Началась Великая Отечественная война в 1941 году, в этом же году немцы захватили город Ленинград.
Началась война….. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (иллюстрация блокадного Ленинграда)






Так их назвали, потому что весила эта машина всего полторы тонны, и не могла провалится под лед. Кабину этого автомобиля делали из фанеры или дерева, чтобы она была легче.Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно.



Водители грузовиков делали по два рейса, под обстрелами немецких самолетов и зенитных установок. Скрозь бури, метели, заносы мороз -30 градусов водители продолжали вести свои грузовики, чтобы люди не погибли от голода. Везя консервы, муку для выпечки хлеба, сгущенное молоко.Сами замерзая в открытых кабинах, одетые в толстые ватники. Единственным обогревом у водителя полуторки было ведро с тлеющими углями.На автомобиле была всего одна фара, поэтому освещение дороги было тусклым, водители ничего не видели.




Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:
А где-то на Ладоге, в белом просторе
От бомб и мороза взрываются льдины,
И воют моторы, и стонут моторы,
И тянут груженные хлебом машины -
В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
И было на трассе движенье такое,
Как в мирное время на Невском проспекте.

Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья – казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
Отгремели тяжелые бои. В страну пришла долгожданная победа, блокадное кольцо было прорвано. Фашисты были разбиты. Но автомобильная дорога жизни навсегда останется в нашей памяти, сейчас этот город называется Санкт-Петербург, и на протяжении всей дороги расположены памятники и стеллы. (картинки с памятниками)


Воспитатель читает стихи.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.

Конспект занятия

Задачи:

2. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.

3. Способствовать формированию у детей умения делать выводы и анализировать.

4. Способствовать развитию нравственно - патриотических чувств, сострадания, сопереживания.

Ход НОД:

- Ребята, я предлагаю вам стать не просто гостями нашей студии, а участниками нашего телеэфира.

- Согласны? Сегодняшнюю тему передачи я называть не буду, попробуйте догадаться сами.

- Посмотрите, в нашей студии организована выставка. Это фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, буклеты, плакаты. Что-то вам уже знакомо, а что-то вы видите впервые. Ребята, давайте подойдем к ним. Внимательно рассмотрите экспонаты нашей выставки.

- Как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

- Верно, речь в нашей телепередаче пойдет о Великой Отечественной Войне. На прошлой передаче мы с вами говорили об очень трагической странице нашей страны.

- Кто помнит, о чем мы говорили?

- Да, мы говорили о блокаде Ленинграда. Что такое блокада? (на экран выводится изображение блокады Ленинграда)

-Кто или что являлся символом блокадного Ленинграда? (на экран выводится изображение черного хлеба)

- Вспомните, как жили люди в блокадном Ленинграде?

- Молодцы. Вы все запомнили и правильно ответили на вопросы.

- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Запасы продовольствия и медикаменты заканчивались. Необходимо было вывозить раненых, эвакуировать женщин и детей, стариков в безопасные места (на экран выводятся изображения жизни людей в блокадном Ленинграде, изображение раненых, эвакуации женщин и детей).

- Но как доставить продовольствие, медикаменты в Ленинград, как вывезти раненых, как эвакуировать женщин и детей?

- Давайте подойдем к карте Ленинграда и посмотрим, какой путь нужно было проделать, чтобы доставить все необходимое в город и эвакуировать мирных жителей и раненых. (дети подходят к экрану, на котором выведена карта)

- Как вы думаете трудной или легкой была дорога через Ладожское озеро?

- Дорога по озеру была очень трудной и опасной. Днём и ночью шли машины по ледяной трассе. (изображение машин, передвигающихся по озеру)

- И зимние ночи были очень темным - в двух шагах ничего не было видно. Фары на машинах включать было нельзя. Как вы думаете почему?

- Фары не зажигали из-за обстрела немецкими бомбардировщиками. Забывали водители об опасности, о сне, многие гибли под бомбёжками, ломались, проваливались в воду машины. Но всё же везли продовольствие, медикаменты в блокадный Ленинград. Вывозили раненых, женщин и детей.

- Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим

Ещё не знали на Земле Страшней и радостней дороги.

- Как, вы думаете почему страшней и радостней.

- Ребята, как вы думаете, можно ли водителей машин, которые двигались по Ладожскому озеру во время ВОВ назвать героями?

- Благодаря мужеству и стойкости людей, немцам так и не удалось взять Ленинград, ни боем, ни осадой, ни голодом. И 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

- Ребята, подойдите к столу, на котором разложены карточки. Рассмотрите их внимательно. Что является символом блокадного Ленинграда?

Дети выбирают из выложенных на столах картинки (мука, хлеб, медикаменты, продовольствие, эвакуация людей, боеприпасы, вывоз раненых)

Читайте также: