Дольменная археологическая культура кубановедение 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Соловьева Марина Анатольевна
Должность: учитель кубановедения
Учебное заведение: МБОУ СОШ 23
Населённый пункт: Краснодарский край МО Белореченский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок кубановедения в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС " Дольменная археологическая культура"
Раздел: среднее образование

с требованиями ФГОС учителя МБОУ СОШ №23

с. Великовечного МО Белореченский район

Соловьевой М.А.

Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы

Дольменная археологическая культуры

Тип урока :комбинированный

Планируемые результаты:

Сформировать и развить умения и навыки работы с картой;

Способствовать запоминанию основной терминологии;

Способствовать осознанию основного содержания темы;

Сформировать представления о видах дольменов и эпохи мегалитического периода на Кубани

Метапредметные УУД:

регулятивные –

1. Научить обучающихся формировать и сохранять учебную задачу урока;

2 .Сформировать целеполагание;

3.Помочь осуществить выбор эффективных путей и средств достижения целей;

4. Научить проводить самоанализ своей работы, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку.

коммуникативные –

Научить слушать собеседника и вести диалог; вступать в речевое общение и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в

группе, освоение принципов общения и сотрудничества;

познавательные –

Практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры;

Развить интерес к древней истории и культуре родного края;

Продолжить формирование у учащихся умений прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе.

Развивать готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к

выбору будущей профессии;

Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и

других качеств личности.

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение урока:

разработка урока изучения нового материала по обозначенной теме.

ВложениеРазмер
dolmennaya_kultura.docx 17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 5 классе

Тема: Дольменная культура.

- познакомить учащихся с мегалитическими памятниками Кубани;

-продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи исторического процесса;

-воспитывать интерес к древней истории и культуре края.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Просмотр видеофильма о дольменах. Вопросы к фильму озвучиваются перед просмотром, записаны на доске.

- Знаете ли вы, как называются эти сооружения?

- Что у них общего?

Учитель: Эти сооружения называются дольмены. Давайте выясним как дольмены определяют учёные? (знакомство с понятием)

Дольме́ны (от брет. Taol maen —каменный стол) — древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) сооружения определённой формы. Объект исследования археологов .

Итак, мы определили предмет нашего изучения на уроке, а теперь давайте сформулируем тему урока. (Учащиеся формулируют тему, записывают её в тетрадь.)

В конце XVIII века казаки переселились на Кубань. Обнаружив дольмены, они решили, что построить их могли только очень сильные люди. Ведь высота некоторых дольменов свыше двух метров,, длина около пяти, толщина плит - 40 см и больше, а общий вес плит дольменов от 6 до 25 тонн.

У горцев (адыгов), являющихся коренными жителями этих мест, тоже есть легенда, объясняющая появление дольменов.

  1. Работа с учебником . Чтение легенды §5 п. 1 с.30-31.

Заполнить пропуски в тексте.

О происхождении дольменов на Кавказе давно уже сложились ……… Казаки называли их ………… …………….. У адыгов дольмены называли …………. Они считали, что дома эти построили ……….. для …………

  1. Давайте, вспомним, как называют учёных, изучающих дольмены?

Большой вклад в изучение дольменов внёс В.И. Марковин. Он определил распространение дольменов на Кавказе, подробно их исследовал и описал 2308 дольменов. Было установлено, что дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э.

Задача: определить продолжительность эпохи дольменной археологической культуры.

- Назначение дольменов – погребальные сооружения, скорее всего, одной кровнородственной группы.

4. Работа с учебником.

- Рассматривание иллюстраций учебника с. 31-32, сравнение внешнего вида дольменов, словообразовательный анализ названий дольменов. Характеристика (с. 32) типов дольменов, их признаки – запись в тетрадь под руководством учителя.

5. Работа с картой дольменов Кавказа.

- Найти места самых больших скоплений дольменов.

- Определить ближайшее расположение дольменов по отношению к нашему городу.

6. Рассказ учителя о строительстве дольменов.

- Как называется материал, из которого строили дольмены?

Кавказ, дольмены, казаки, богатыри, карлики, великаны, песчаник, катки, верёвки, солнце.

Составить рассказ о дольменах Кавказа с использованием предложенных слов по цепочке. Слова можно использовать в косвенных падежах.

. Проблема (по материалам Интернет-рисурсов).

Дольмены принесли Западному Кавказу мировую археологическую известность, включены во все энциклопедии, стали предметом научной зависти зарубежных археологов и гордости отечественных. Однако репутация памятников мирового класса не спасает их от варварского отношения туристов, экскурсантов, местных жителей. Сотни дольменов уничтожались при строительстве дорог, карьеров, жилья, во время лесоразработок и военных учений, планировании сенокосов, садов и огородов, разрушены кладоискателями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию подготовила учитель кубановедения МБОУ СОШ № 10 х.Греки им. А.М.Сороки Свищёва Л.Н.

Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани. Задачи : Дать знания о дольменах, как особом источнике культурно-исторического опыта человечества. Сформировать бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры.

Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани.

  • Дать знания о дольменах, как особом источнике культурно-исторического опыта человечества.
  • Сформировать бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры.

 От эпохи бронзы нам остались интереснейшие памятники археологии – дольмены .

От эпохи бронзы нам остались интереснейшие памятники археологии – дольмены .

Так что же такое дольмен?

Мегалитическое погребальное сооружение в виде каменного ящика, накрытого плоской плитой (наземный склеп).

Дольмены растянулись узкой полосой вдоль восточного побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии.

Дольмены растянулись узкой полосой вдоль восточного побережья Чёрного моря, от Таманского полуострова до Абхазии.


Открытие и история исследования дольменов. 1794 год – на Тамани побывал немецкий учёный Петр Симон Паллас, который сделал первое описание дольмена нашего региона. Огромный труд по исследованию дольменов проделан Е.Д. Фелицыным, большим знатоком кубанских древностей и основателем музея в Екатеринодаре.

Открытие и история исследования дольменов.

1794 год – на Тамани побывал немецкий учёный Петр Симон Паллас, который сделал первое описание дольмена нашего региона.

Огромный труд по исследованию дольменов проделан Е.Д. Фелицыным, большим знатоком кубанских древностей и основателем музея в Екатеринодаре.

Много для изучения дольменов сделал сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Владимир Иванович Марковин. С 1967 года от тщательно обмерил, зарисовал и описал более сотни дольменов, издал десятки статей и 4 книги. В.И.Марковин

Много для изучения дольменов сделал сотрудник Института археологии РАН доктор исторических наук Владимир Иванович Марковин. С 1967 года от тщательно обмерил, зарисовал и описал более сотни дольменов, издал десятки статей и 4 книги.

Типы дольменов: А) плиточные – обычный: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты; Б) составные – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней; В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой; Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале.

Типы дольменов:

А) плиточные – обычный: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты;

Б) составные – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;

В) корытообразные - то есть, выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;

Г) дольмены – монолиты – полностью, вместе с крышей, высечены в скале.

Монолитные Составные Полумонолитные Корытообразные

Составные дольмены Блочные (сложенные из блоков) дольмен на г. Нексис плиточные (сложенные из плит)

Составные дольмены

(сложенные из блоков)

дольмен на г. Нексис

(сложенные из плит)

Монолитный дольмен - вытесанный из скалы или огромной глыбы камня. Монолитный дольмен на реке Годлик. Единственный сохранившийся монолитный дольмен.

Монолитный дольмен - вытесанный из скалы или огромной глыбы камня. Монолитный дольмен на реке Годлик. Единственный сохранившийся монолитный дольмен.

Корытообразный дольмен -вытесанный в виде корыта из огромной глыбы камня и перекрытые крышей-плитой. .

Корытообразный дольмен -вытесанный в виде корыта из огромной глыбы камня и перекрытые крышей-плитой.

Полумонолитные – вытесанные в скале и перекрытые крышей-плитой .

Полумонолитные – вытесанные в скале

и перекрытые крышей-плитой .

Отверстия и пробки . В камеры дольменов ведёт небольшое отверстие, проделанное в портальной плите. Отверстие чаще всего круглые, но бываю овальные или арочные. Диаметр отверстий от 32 до 43 см. Отверстия закрывались пробками (втулками). Пробки имели расширяющиеся шляпки и очень напоминали гриб.

Отверстия и пробки .

  • В камеры дольменов ведёт небольшое отверстие, проделанное в портальной плите.
  • Отверстие чаще всего круглые, но бываю овальные или арочные.

Диаметр отверстий от 32 до 43 см.

Отверстия закрывались пробками (втулками). Пробки имели расширяющиеся шляпки и очень напоминали гриб.

РИСУНКИ НА ДОЛЬМЕНАХ

Чаще всего можно увидеть узор в виде зигзага. Он обнаружен на стенках дольменов в долине р. Жане, в Адербиевке, на торцах боковых и передних плит двух дольменов в бассейне р. Пшада.

Строительство дольмена

Залегание мягких пород песчаника или известняка в горах .

Предполагаемое место заготовки строительного материала для дольменов

Тесты и задания 1. В какой части края расположены дольмены? а) в горной; б) на равниной.

Тесты и задания

1. В какой части края расположены дольмены?

б) на равниной.

2. Какого типа дольменов нет на рисунке? а) монолитные; б) корытообразные; в) составные блочные; г) плиточные; д) полумонолитные.

2. Какого типа дольменов нет на рисунке? а) монолитные; б) корытообразные; в) составные блочные; г) плиточные; д) полумонолитные.

3. Укажите обязательные элементы дольменов: а) б) в)

3. Укажите обязательные элементы дольменов: а) б) в)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по кубановедению для 5 класса по ФГОС

Разработал учитель: Похилина Светлана Алексеевна

город Кропоткин, Кавказский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №3 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства самоуважения и взаимоуважения; воспитание интереса к кубановедению как науки; стремление изучать культуру родного края; воспитывать чувство любви и уважения к истории и культуре своей малой Родины, чувство прекрасного.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, анализировать материал, работать с историческими источниками, с картой, иллюстрациями, делать выводы, развивать творческие способности учеников.

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об удивительном явлении для Кубани. Давайте посмотрим презентацию и ответим на вопросы.

Просмотр презентации
Вопросы к презентации задаются перед просмотром:

- Как называются эти сооружения?
- Чем отличаются и что общего у этих сооружений?

(Ответы детей)

Учитель: правильно, эти сооружения называются дольмены. Ребята, мы определили предмет нашего изучения на уроке, а теперь давайте сформулируем тему урока.

Для этого Вам необходимо разгадать анаграмму


Учитель: в буквальном переводе с английского языка это слово означает каменный стол.

Учитель: это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

(Учащиеся формулируют тему, записывают её в тетрадь.)

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о дольменной культуре. Как Вы думаете, на какие вопросы нам необходимо найти ответы?
( Учащиеся формулируют вопросы)

1.Что такое дольмен?
2. Откуда они произошли?
3. Какие они бывают?
4. Где расположены?

Учитель: ребята, давайте посмотрим, какое определение дольменам дают учёные?

(Учащиеся работают со словарём и записывают определение в тетрадь)

Дольме́ны - (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней).
Учитель: н а территории Краснодарского края на склонах гор, в ущельях, рядом с древними пещерами их более трёх тысяч. Можно найти даже целые городки из дольменов. Некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие разрушены временем. По мнению учёных, дольменам от пяти до семи тысяч лет.

В конце XVIII века черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили дольмены, по мнению казаков, их построить могли только очень сильные люди. Высота дольменов была свыше 2 метров. Длина около 5 метров. Толщина плит - 40 см и больше. Общий вес плит от 6 до 25 тонн.

Кто, когда, для чего строил эти домики (поднять такую плиту и сейчас можно лишь специальным краном)? Как вырубались огромные, плоские, ровные, как поверхность стола, каменные плиты, как они транспортировались, с помощью какой техники сооружались?

Увы! Никто на эти вопросы не оставил ответа. Лишь мифы повествуют фантастические истории.

У адыгов, коренных жителей этих мест, есть легенда, рассказывающая о появление дольменов.

(На экране появляется изображение великана, карлика и зайца .)

Учитель: ребята, как вы думаете, для чего я Вам показываю эти картинки?

(Если возникли проблемы, работая с учебником, дети находят разгадку)

Работа с учебником . Чтение легенды §5 п. 1 с. 30-31.

Задание № 1. Заполнить пропуски в тексте.

По адыгейским приданиям в горах жили 2 племени _______ и ___________. Физически слабые________ не могли построить себе дом, в этом им помогли _________. По приданию в свой дом____________ въезжали верхом на____________.


3. Учитель: ребята, как называют учёных, изучающих дольмены?

(Ответы детей)

(Опережающее задание)

Историческая справка.
Большой вклад в изучение дольменов внёс В.И. Марковин. Он определил распространение дольменов на Кавказе, подробно их исследовал и описал 2308 дольменов. Было установлено, что дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 до 1400 г. до н.э.

Дольменная археологическая культура просуществовала с 2700 г. до н. э. до 1400 г. до н.э. Определить продолжительность дольменной археологической культуры.

(Два ученика решают у доски, остальные в тетради.)

Вывод: Дольмены –это погребальные сооружения

А у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
4. Работа с учебником и сравнительной таблицей.

Учитель: известно 4 типа дольменов.

Типы дольменов:

Давайте рассмотрим иллюстрации учебника на с. 31-32.
Сравните внешний вид дольменов и заполните сравнительную таблицу.

После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Вопросы для учеников:

Какой из дольменов самый простой в строительстве и почему Вы так считаете?

Какой тип дольменов самый хрупкий и почему вы так считаете?

Какой дольмен, на ваш взгляд был самый трудный в строительстве?

5. Работа с картой дольменов Кавказа.

Ребята, давайте с помощью карты постараемся определить, где располагаются дольмены.

( Работа с картой)

Вопросы для учеников:

Как на карте обозначены дольмены?

Посмотрите на карту и скажите, где была распространена культура с погребальными сооружениями в форме дольменов ?

Покажите на карте расположение дольменов на территории Краснодарского края.

С чем связано расположение дольменов в горах?

Вывод: Главная область распространения дольменов — это горная полоса Краснодарского края от Таманского полуострова до бассейна реки Ходзь (левого притока Лабы включительно). Дольмены Кавказа располагаются от Таманского полуострова вдоль всего побережья Чёрного моря на расстоянии 480 км в длину и от 30 до 75 км в ширину. Дольмены расположены в горах по причине наличия строительного материала – камня.

2. Физминутка.
Ребята, представьте, что Вы в лесу. (сделали глубокий вдох и выдох) .
Давайте выберем место под строительство дольмена (покрутили головой влево и вправо) . Нашли место (руку вперёд показали, где будем строить дольмен). Берём плиту (наклоняемся, опускаем руки вниз) . Теперь берём плиту у соседа с лева и справа, устанавливаем их (повороты туловища влево и право с вытянутыми руками) . Построили дольмен, радуемся (улыбаемся соседу слева, справа… хлопаем в ладоши). Молодцы. Присаживайтесь.
III . Рефлексия

Учитель : ребята, а, теперь обобщая всё, что Вы узнали на уроке, я хочу предложить Вам выполнить задания.

Задание № 3. Допиши текст.
Дольменная культура возникла __________.Она просуществовала________.

Кубань, дольмены, казаки, плиточный, богатыри, карлики, великаны, солнце.

(ребята зачитывают рассказы)

IV . Итог урока .

Ребята, на уроке мы познакомились с памятниками археологии – дольменами. Но сегодня дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на камень, используют эти драгоценные памятники старины в качестве силомеров, разрушая их бесцельными ударами, разрушаются кладоискателями. Сохранение дольменов – это вопрос культуры, национального достояния, совести. Человек третьего тысячелетия должен стать на более высокую ступень своего развития, опираясь на опыт прошлого, уважать культурные традиции ушедших поколений, сохранять память предков. Постарайтесь при посещении дольменов относиться к этим памятникам истории и культуры с должным уважением. Ведь без прошлого нет настоящего, не будет и будущего.

- Какая проблема поднимается?

- Почему разрушаются дольмены?

-Что Вы предлагаете сделать, чтобы сохранить дольмены?

Беседа с классом:

1.Что было интересного на уроке? 2. Что было трудного на уроке?

  • формирование представлений и знаний об эпохе мегалита; знакомство с памятниками архитектуры данной эпохи на территории Краснодарского края;
  • продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе;
  • научить определять своё отношение к древней истории и культуре родного края.

Метапредметные задачи (УУД): познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

  • учебник Б.А. Трехбратов, Е.А. Хачатурова, Т.А. Науменко. Кубановедение 5 класс. Краснодар, 2008;
  • атлас История Кубани;
  • карта дольменов Кавказа;
  • мультимедийное оборудование.

Работа с терминами.

Основные понятия: легенда, дольмен, испун, песчаник, известняк.

Исторические личности: В.И. Марковин.

Обязательный минимум содержания: научить объяснять происхождение первых памятников мегалитического периода на Кубани и их значимости для историко-культурного наследия родного края.

“Дольменная археологическая культура”

2. Проводит интерактивную беседу.

- опираясь на знания по древнерусской литературе, вспомнить определение понятия “легенда”;

ЛЕГЕНДА: сказание, записанное предание

- одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора;

- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах).

1. Знакомство с легендами казаков и горцев.

-создавать устные варианты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Работа с картой дольменов Кавказа

Рассмотреть внимательно карту территории распространения дольменов:

- определить границы распространения дольменов на территории Краснодарского края;

Читайте также: