Докучные сказки про белого бычка конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 2444 0

Образовательная -познакомить с докучной сказкой, познакомить с особенностью сказки – повторами, обнаружить сюжетно – композиционные особенности жанра докучной сказки, Развивающая - развивать артикуляционный аппарат, память.

Воспитательная- нравственное воспитание к эстетике.

Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем мы урок

Друг на друга, на меня

Встали прямо , тихо сели

Слушайте меня скорей !

Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас продолжить путешествие по огородам Бабы Яги , но попасть мы туда сможем , только дружно прочитав заклинание :

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в огороды полететь

Введение в тему

-Ребята, посмотрите, какой интересный знак !

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг ?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели ?

_Кто –нибудь может объяснить ? (Свободное высказывание детей.)

Конечно, можно спросить у Кота ученого, но он отчего –то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят.

От имени репейника выступает учитель

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте !

Веселья вам да радости !

Давным – давно мы вас ждем – пожидаем

Сказку не начинаем !

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус !

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем скучные.

Удобно ли вам , гости дорогие ?

Всем ли видно ? Всем ли слышно ?

Всем ли места хватило ?

Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить

Работа по тетради ( стр. 5)

Отработка навыка чтения ( задания № 1,2)

Изучение нового материала.

Работа по учебнику ( стр. 6-7).

Чтение сказки по ролям.

- Как вы думаете, кому и когда могли рассказать такие сказки ? (Свободные высказывание детей.)

Физкультминутка

Маша шла , шла, шла

(дети шагают на месте )

Маша ягодку нашла ( присели)

Опустилась, поднялась ( поднялись)

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из –под ладошки)

Там увидела цветок.

2. Работа по учебнику ( продолжение).

Чтение сказки в парах.

- Какие докучные сказки знаете вы ? ( Ответы детей)

3. Работа по карточкам .

- Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.

На доске рисунки репейников или листьев, на обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в классе . Сказки повторяются , это дает возможность всем детям поучаствовать в работе, а слабо читающим детям – следить за чтением других учеников.

Шел я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост,

- Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост :

-Пусть ворона мокнет.

( И опять начинать все сначала , пока не надоест)

Жили- были два братца- , два братца – кулик и журавль. Носили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца ?

Жил –был царь, у царя был двор , на дворе был кол, на колу мочало, не сказать ли сначала ?

Жили – были два павлина ,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству Квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост !

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

И так без конца.

- У кого такая же сказка ?

- Кто докажет , что это докучная сказка ? (Сказки эти шуточная, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы)

- Какие две части есть в каждом докучной сказке ? Зачем рассказывается первая часть ?

- Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки . Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

- Прочитайте вторые части сказок.

Почему возникает чувство разочарования ? (Свободные высказывания детей .)

Упражнения для глаз

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

(круг, карусель)

Дергала, дергала, дергала, дергала-

Выдернула хвост, да завязала нос;

-Что это значит, вам поможет Кот ученый. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух цветов.

ВЫВОД : сюжет докучной сказки движется по кругу , от него может закружиться голова, как на карусели.

Знак на грядке означает , что репейники могут рассказать свои сказки бесконечно..

Работа по учебнику ( стр. 6,7)

Самостоятельная работа по тетради (задание № 3)

Давайте прочитаем заклинание:

Ребята, нарисуйте солнышко, которое подтверждает ваше настроение после пройденного урока.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с принципами построения докучных сказаок, учить отличать докучные сказки от других сказок.

Задачи: образовательные: уметь находить сюжетно-композиционные особенности жанра докучной сказки; развивающие: развивать выразительное чтение, работать над интонацией, расширять словарный запас детей; воспитывающие: воспитывать интерес к новому предмету

Формирование УУД: личностные - познают основы для развития творческого воображения

Регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий Познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; Коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников Предметные: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

I. Мотивационное начало урока Мы пришли сюда учиться – не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно. Говорим старательно

II. работа над развитием речи

- Произнесите это слово грустно, весело, разочарованно, удивленно

Ча-ча –ча – горит в комнате свеча

Чу –чу- чу – молоточком я стучу

Оч – оч – оч – наступила ночь

(1 учащийся читает начало скороговорки из конверта, тот, кто узнает скороговорку и правильно ее произнесет – продолжает игру)

III. актуализация опорных знаний

- Вспомните, куда собрались Маша и Миша? Кто будет сопровождать детей в путешествии?

- Где же оказались дети в начале своего путешествия?

Сказочный я элемент,

У меня есть документ.

На метле своей летаю

И детишек я пугаю.

– Кто это? (Баба-яга.)

- Привела нас тропинка к огородам Бабы-яги. Огороды Бабы-яги засажены репейниками, ромашками, одуванчиками, подсолнухами, крапивой.

- Как вы думаете, зачем Баба-яга их выращивает?

- С кем встретились Маша и Миша около тропинки?

IV. формирование новых знаний

1. работа по учебнику с 4 -5 – чтение учителем

- Какое задание просит нас выполнить репейник?

– Что значит скучать?

- Можно ли сказать, что он бездельничал, грустил, ему не с кем было общаться?

– Что изменилось? А что осталось прежним? (Мы заменили слова, а смысл предложений остался прежним.)

2. определение темы урока

- С чем нам предстоит сегодня знакомиться? Какие задачи поставим?

- Ну что ж, придется задержаться около репейников.


– Ребята, посмотрите, какой интересный знак!

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели?

– Кто-нибудь может объяснить?

- Конечно, можно спросить у кота ученого, но он отчего-то заснул. Разгадаем этот знак потом.

- Послушайте, что говорят репейники:

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте! Принесли мы забавушек на всякий вкус

Веселья вам да радости! Будем говорить вам сказки докучные,

Давным-давно мы вас ждем-поджидаем, Но совсем не скучные.

Сказку не начинаем! Удобно ли вам, гости дорогие?

У нас для каждого найдется Всем ли видно? Всем ли слышно?

И местечко, и словечко. Всем ли места хватило?

- Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить.

1. первичное знакомство со сказкой – чтение по цепочке

2. проверка восприятия

– Как вы думаете, кому и когда могли рассказывать такие сказки?

- Чем необычна эта сказка?

– Какие докучные сказки знаете вы?

3. чтение в парах

4. Чтение сказки по ролям

IV. знакомство с новыми докучными сказками

1. работа по карточкам

– Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.

1) Шел я как-то через мост, 2) Жили-были два братца, два братца – кулик да журавль.

Глядь – ворона мокнет. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца.

Взял ворону я за хвост, Не сказать ли сказку опять с конца?

Положил ее на мост:

Пусть ворона сохнет. 3) Жил-был царь, у царя был двор,

Шел опять я через мост, на дворе был кол,

Глядь – ворона сохнет. на колу мочало;

Взял ворону я за хвост, не сказать ли с начала?

Положил ее под мост:

Пусть ворона мокнет.

(начинать все сначала, пока не надоест.)

– Кто докажет, что это докучная сказка? – Почему возникает чувство разочарования?

2. Упражнение для глаз – работа в парах

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь (Круг, карусель.)

- Какой вывод можно сделать? Что обозначает знак?

Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели. Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно.

3. Работа с иллюстрациями с 6 – 7

- Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи?

V. Итог урока. Рефлексия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Законы докучной сказки. Сказка про белого бычка.

План-конспект открытого урока

УЧИТЕЛЬ Билевич Наталья Ивановна

Планируемые результаты: личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД: регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий; познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении; коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников; предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной сказки.

Образовательные ресурсы: условные знаки; предметные рисунки, проектор, презентация.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам. СЛАЙД 1

- К нам на урок пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Улыбнитесь друг другу

I. Актуализация. Формулирование темы и целей урока.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.

На прошлом уроке мы познакомились с Вами с ребятами, которые отправились в необыкновенное путешествие в огороды Бабы Яги. Ребята прислали нам задание, которое необходимо выполнить для дальнейшего путешествия. Сейчас вы будете работать в группах, давайте вспомним правила работы(выслушать каждого, один говорит- остальные слушают, согласование общего решения, представитель группы защищает решение перед классом). У вас на столе конверт, откройте, СЛАЙД 2 перед вами 6 ребусов, вам нужно их разгадать, написать отгаданное слово можно прямо под ребусами. Из первых букв у вас получится загаданное Машей и Мишей слово. Желаю удачи!

Проверка ( ЩЕЛЧКИ НА СЛАЙДЕ 2 )

А сейчас проверим кто из вас самый внимательный, у кого хорошая память. На прошлом уроке мы познакомились с необычным словом, синонимами которого являются слова приставать, надоедать (докучать). ЩЕЛЧОК Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока(ответы детей). СЛАЙД 3 Молодцы, а какую цель мы поставим перед собой?

Какие вы молодцы! Тема сформулирована, цель поставлена, самое время продолжить путешествие по огородам Бабы-яги. СЛАЙД 4 Но попасть мы туда сможем, только дружно прочитав заклинание:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в огороды полететь.

II. Введение в тему.

Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.

– Ребята, посмотрите, какой интересный знак!

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели?

– Кто-нибудь может объяснить? (Свободные высказывания детей.)

Конечно, можно спросить у кота ученого, но он отчего-то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники, послушайте, что они говорят.

От имени репейника выступает учитель.

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давным-давно мы вас ждем-поджидаем,

Сказку не начинаем!

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус!

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем не скучные.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с ними познакомить.

2. Лексическая работа.

3. Работа по тетради (с. 5).

Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 6–7). СЛАЙД 6

Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков – сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы.

Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД) .

– Как вы думаете, кому и когда могли рассказывать такие сказки? (Свободные высказывания детей.)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 7-18

2. Работа по учебнику (продолжение).

Чтение сказки в парах (коммуникативные УУД).

3. Работа по карточкам.

– Ребята, репейники приготовили для вас и другие докучные сказки.

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос.

И так без конца.

– У кого такая же сказка?

– Кто докажет, что это докучная сказка? ( Сказки эти шуточные, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы .)

– Найдите и прочитайте первую часть каждой сказки. Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

– Прочитайте вторые части сказок.

– Почему возникает чувство разочарования? (Свободные высказывания детей.) Физминутка

9.45 . Маша шла, шла, шла

(дети шагают на месте) ,

Маша ягодку нашла (присели) .

Опустилась, поднялась (поднялись) :

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из-под ладошки) ,

Там увидела цветок.

Молодцы ребята! Настало время разгадать секрет докучной сказки, репейники прислали нам подсказку. Сейчас, пожалуйста, возьмите зеленые листочки, ……к доске. Внимательно слушайте задание!

4. Упражнение для глаз.

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б
В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь

(Круг, карусель.)

– Что означают эти слова, вам поможет понять ученый кот. СЛАЙД 20

Вывод: сюжет докучной сказки движется по кругу, от него может закружиться голова, как на карусели. СЛАЙД 21

Давайте попробуем нарисовать схему докучной сказки, возьмите планшетки и маркер. Готовы? Давайте вместе подумаем, в каждой сказке есть сюжет, каким знаком мы его можем обозначить (смайлик). И мы сказали, что этот сюжет может двигаться по кругу, как нам это показать на схеме? (стрелочкой).Итак, сюжет-возвращение к сюжету-сюжет возвращение к сюжету. Ничего вам не напоминает? Конечно. Наш таинственный знак. Так что же он означает?Знак на грядке означает, что репейники могут рассказывать свои сказки бесконечно.

5. Работа по учебнику (с. 6, 7).

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

Примечание. к выполнению задания необходимо привлечь учеников, слабо успевающих.

Ребята, рассмотрите иллюстрации, расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи? (Все элементы на картинках: бычок, лиса и петух, цапля и лягушка, рыбка и волны, кустик и ромб – расположены друг за другом по кругу и повторяются, образуя орнамент.)

6. Самостоятельная работа по тетради (задание № 3).

IV. Итог урока.

Учитель. Этак мы домой не попадем, сказка-то бесконечная. А нам пора возвращаться.

Давайте прочитаем заклинание: ЩЕЛЧОК

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в класс мы полететь. СЛАЙД 22

- Оцените свою работу на уроке. ЩЕЛЧОК1,2,3

СЛАЙД24 Урок окончен.

hello_html_m7742f007.jpg

hello_html_m7742f007.jpg

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не надоест.)

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос.

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос.

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос.

Выбранный для просмотра документ

Выбранный для просмотра документ

Самоанализ урока литературного чтения в 1 классе

Дидактическая цель урока сформулирована следующим образом: формирование новых знаний и ценностных отношений к ним;

В соответствии с поставленной целью тип урока определяется как урок открытия новых знаний.

В структуре урока представлены следующие этапы:

Первый этап: адаптационный . З адачами данного этапа является: первое – мотивация к учебной деятельности, решаемая на основе демократической беседы, игрового момента, демонстрации; второе – выявление предварительных знаний и постановка учебной задачи совместно с учителем на основе деятельностного метода, с помощью работы в группах.

На данном этапе учащимися выполнялись такие УУД, как : самоопределение (Л), целеполагание (Р), анализ сравнения, обобщение (П), использование знаково-символических средств (П); выполнение пробного действия , фиксирование индивидуального затруднения ; постановка и формирование целей (П); выражение своих мыслей (К), учёт разных мнений (К), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Второй этап: основной. В ходе этого этапа решались следующие задачи:

1. Формирование представления о докучной сказке.

2. Формирование умения анализировать и самостоятельно получать информацию о законах докучной сказки.

Эти задачи решались на основе практических методов, работы в парах, фронтального опроса учащихся, при работе с учебником, раздаточным материалом .

Третий этап: творческий . В ходе этого этапа решалась задача

первичного закрепления нового материала на основе самостоятельного выполнения упражнения и игрового момента;

На данном этапе учащимися выполнялись такие УУД: анализ, сравнение, обобщение (П), выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств(П), контроль (Р), коррекция и оценка (Р), построение логической цепи, рассуждение, формулирование и аргументация своего мнения (К), адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Итог урока проводился на основе повторения и рефлексии учебной деятельности. При этом учащимися выполнялись следующие УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха в учебной деятельности.

Психологическая атмосфера в классе поддерживалась формами работы. Снималась тревожность, нерешительность, в результате общения на уроке было продуктивным и качественным.

Дети смогли реализовать свои образовательные потребности, возможности и способности. Ситуация успеха формировалась во время всего урока.

Цель урока достигнута, поставленные задачи решены, что обеспечивает достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Учащиеся должны знать виды (жанры) устного народного творчества; уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, сочинять сказку с опорой на их особенности, воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные УУД:

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа с учебником, словарём, работа на нетбуках.

Структура и ходурока

  1. . Организационный момент.
  2. . Речевая разминка
  3. . Проверка домашнего задания
  4. . Физкультминутка
  5. . Самоопределение к учебной деятельности.
  6. . Работа над новой темой
  7. . Осмысление и закрепление полученных знаний.
  8. . Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  9. . Оценивание
  10. . Итог урока.
  11. . Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

II. Речевая разминка

1. Чтение текста жужжащим способом

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

До великой реки.

2. Словарная работа

Стружок ( струг)- речное судно

3. Беседа

-Ребята, что вы прочитали? ( Один из жанров устного народного творчества – приговорка.)

-Когда и кто мог говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая эти слова.)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания.

- Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке?( Мы читали русские народные песни)

- Прочитайте песню на с. 17. Кто её выучил? ( Чтение песни учащимися)

- Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

- Какие песни бывают? (Русские народные песни разнообразны. Есть колыбельные, песенки- потешки, заклички, шуточные и плясовые)

IV. Физкультминутка

( Выскочили маленькие зайчики. Лапки прижали к груди. Им весело, они скачут)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз – два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Раз – два, надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал –

Зайка – прыг! – и убежал.

V.Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто – то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.

(Выходят заранее подготовленные ребята и читают наизусть или по карточкам)

Ученик 1. Жили – были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2. Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

- Что это сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки)

- Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.

На доске: ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать ( устар) – надоедать, наводить скуку.

VI. Работа над новой темой

- Для составления докучной сказки нужно соблюдать определённые законы. Кто догадался, какие это законы?

Работа в группе.

-Прочитайте докучную сказку. И попробуйте определить законы составления докучной сказки.

( Учащиеся работают в группе. Обсуждают и выдают свои ответы)

1.докучная сказка бесконечная

2.элементы докучной сказки повторяются

3. сюжет сказки (то, что в ней происходит) движется по кругу

VII. Осмысление и закрепление полученных знаний.

Работа в паре
- Прочитайте и докажите, что сказка про царя - докучная, используя при доказательстве эти законы (см. на экране).(Спрашивать по желанию)

Работа на нетбуках.

- Выберите из произведений устного народного творчества докучные сказки. И обоснуйте свой выбор.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чем занимались сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Какая информация вызвала наибольший интерес?

-О чём бы ещё хотели узнать?

-Кто доволен своей работой?

IX . Оценивание

Самооценка. Взаимооценка. Выставление оценок учителем

X. Итог урока.

Таким образом, докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки. И очень скоро докучная сказка разоблачает сама себя, резко заканчиваясь или бесконечно повторяясь, с помощью чего и забавляет, и приводит в восторг многих юных слушателей

XI.Домашнее задание: Вспомнить или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу. По желанию сочинить свою докучную сказку.

Читайте также: