Добро и зло конспект 9 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

– определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;

– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;

– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

– характеризовать критерии морального поведения;

– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора4

– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;

– участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Ход урока

1 этап: актуализация

Слайд №1: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №2: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №3: слова: “добро” и “зло”

– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Долг и совесть”.

Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд №4: определение понятий “добро”, “зло”

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

2 этап: постановка проблемы

– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

– Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа “Проверка на дорогах”.

Слайд №5: сюжет фильма “Проверка на дорогах”.

На фоне сюжета без звука учитель комментирует:

– Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.

– Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?

– Как бы вы поступили на их месте и почему?

– В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?

Слайд №6: проблемный вопрос

– Итак, главный вопрос урока:

Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?

3 этап: решение проблемы

– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.

Слайд №7: правила мозгового штурма

  • Предложения краткие
  • Критика запрещена
  • Все идеи фиксируются
  • Фантазия приветствуется
  • Идеи лишаются авторства

– Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма “Катынь” Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года – расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?

Слайд №8: сюжет фильма “Катынь”

4 этап: моделирование понятия “совесть”

Слайд №9: портреты мыслителей

– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель индивидуального обучения 9 класса

Плешкова Марина Павловна

г. о. Семеновский

Классный час.

Тема: ЗЛО И ДОБРО.

- раскрыть сущность норм и правил нравственного самовоспитания как условия адаптации в обществе.

- способствовать формированию у учащихся ответственности за свое поведение.

- раскрыть понятие добра и зла, побудить учащихся к приобретению навыков и умений работы над собой.

Набор предметов (мягких, теплых, холодных).

Выставка книг (сказки). Зеркало. Рисунки – мимика лица.

Основные понятия: мораль, нравственность, зло, добро, двуличность, лицемерие.

Введение в тему.

По ходу моего рассказа вы будете заполнять колонки.

Как по внешнему виду можно отличить злого человека от доброго?

Дорога домой хорошо знакома. Вот сейчас будет универмаг. В большом зеркале витрины отражается девочка в школьной форме с румяным лицом. Люба широко улыбается своему отражению и направляется дальше. Постепенно шаг ее замедляется.

- Ну почему, почему обязательно двойку. Кричит Люба.

- Не кричи на бабушку и не мешай мне делать уроки! – вскликнула младшая сестра.

- Уроки! Подумаешь! Знаю я, что задают в третьем классе.

Но не вольно Люба бросает взгляд в зеркало. Ну и ну лицо злое, недовольное, нахмуренные брови, искривленные губы. Неужели эта самая девочка несколько минут назад улыбалась в зеркале витрины? Какая же из них настоящая?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ц.у.: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Задачи: - показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло; - подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор; - способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников; - формировать навыки этического поведения.

План урока обществознания
в 9 классе

Тема: ДОБРО И ЗЛО

Ц.у.: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях.
Задачи:
- показать, что следует строить жизнь так, чтобы увеличить добро и уменьшить зло;
- подвести учащихся к выводу о том, что человек выбирает свой путь, но и несет ответственность за этот выбор;
- способствовать развитию культуры речи, общения, аналитического мышления школьников;
- формировать навыки этического поведения.

Основные понятия:
- добро, зло, выбор, ответственность.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Тип урока: урок-размышление

Да, Тема нашего разговора- ДОБРО и ЗЛО

СЛАЙД 3.
? Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы ?
- что такое добро? Что такое зло?
- можно ли преодолеть зло?

? 1. Какие ассоциации вызывает у вас это понятие?
2. Что для вас добро? (мама, дом, здоровье, красота, мир)

. Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО
Изобразите добро (рисунок, схема, знак)

ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать.

СЛАЙД 5:
Понятие многогранно :
- добро- имущество
- добро- хорошие поступки
-добро- качества человека
Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.
? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру. (полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
? Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше.

? В чем, по-вашему, смысл этой притчи?

СЛАЙД 6
4.Работа над понятием ЗЛО- 5 минут .
? Что такое зло? (антипод, противоположность добра)

. Запишите определение понятия ЗЛО.
Изобразите зло( рисунок, схема, знак)

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать.
СЛАЙД 7
Зло бывает:
- стихийное (не зависит от человека)- наводнение, цунами, землетрясение
- моральное (связано с деятельностью человека)- болезнь, война, наркомания…

Задание 4 с. 333 (уч.): Невыдуманная история об одном выдающемся русском актере. Получив новую квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актер упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актер умер. Зеркало из лифта украли.
? О чем говорит эта история? Какие мысли она у вас вызвала? (зло боится света. В лифте рисуют почему? Никто не видит. Зеркало- создает эффект присутствия. Стыдно портить лифт, когда на тебя смотрят. Вечная борьба добра и зла)

? 1. Можно ли полностью искоренить зло? (нет)
2.От чего или от кого зависит, сколько зла будет в жизни? (прежде всего от самого человека)

Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО (И) (ИЛИ) ЗЛО.
Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

6. Творческая работа . Закрепление- 5 минут
СЛАЙД 10

. Составьте синквейн по теме нашего разговора:
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Предложение
Существительное

( Зло
Беспощадное, изворотливое
Губит, калечит, убивает.
Зло необходимо уничтожить!
Борьба!

Добро.
Светлое, радостное.
Помогает, спасает, лечит.
Добро должно победить!
Счастье!

7. Благодарность за работу на уроке- 2 минуты.
Вы- алмазы! (вручить детям сувениры)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Обществознанию "Добро и Зло" 9 класс

9 класс Введение в обществознание

ТЕМА: Добро и Зло.

Выяснить отношение ребят к различным

ситуациям, связанным с этими понятиями.

людей. Воспитывать уважение к

окружающим, чувство ответственности за

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ: «Добро – то, что служит сохранению

и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или

французский философ, моралист)

«Не причиняй зла никому и делай добро всем

(Цицерон (106 – 43 г.до н.э.) древнеримский

политический деятель, философ.

(В.И.Даль (1801- 1872) – русский писатель, этнограф,

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку.

2.Актуализация раннее изученного.

А) сейчас мы как всегда повторим основные понятия и термины, изученные на предыдущих уроках.

Б) Подумай и ответь. (Карточки)

1) Формы правления. 3) Признаки правового государства

2)Политические режимы. 4) Права человека. 5)Государственное устр – во

А) уголовном кодексе РФ.

Б) конституции РФ

В) гражданском кодексе РФ.

Г) кодексе об административных правонарушениях.

2. Россиянин получает правовой статус гражданина с:

3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ конституция называет:

Б) Трудоспособное население

В) Совершеннолетних граждан

Г) Многонациональный народ России.

4. Признак нации – это:

А) Наличие Конституции

Б) общность исторического пути

В) Единое гражданство

Г) Общность идеологии.

5. Право на пенсионное обеспечение относится к правам человека

Г) Правом на образование.

6. К свободе совести относится.

А) Право на труд

Б) Право на отдых

В) Право на образование

Г) Свобода вероисповедования.

3. Изучение новой темы:

А) Вступительная беседа.

Учитель озвучивает тему ДОБРО и ЗЛО.

Переверните свои тесты и напишите те понятия, которые ассоциируются у вас с Добром и Злом.

Предлагается озвучить. Комментарии.

А если бы вам предложили изобразить в цвете. Посмотрите на этот рисунок, какая из птиц у вас ассоциируется с добром, а какая со злом. Почему?

Б) Далее следует рассказ – беседа учителя.

Что такое ДОБРО? И что такое ЗЛО, казалось бы, ваша информация является исчерпывающей. Но над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей своей истории. Это вечные вопросы.

Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем одну старинную повесть.

А как вы можете оценить поступок юноши? Ученики высказывают свое мнение

В) Продолжим размышление о добре и зле?

Ребята Вы, к сожалению, мало читаете, но зато с удовольствием смотрите современные художественные фильмы, попытайтесь ответить, почему порой отрицательные герои пользуются у вас огромной симпатией и уважением?

Не согласны? Не можете вспомнить? Хорошо. Будем рассуждать вместе…

Вы не раз видели фильмы Брат и Брат -2 , кто является главным героем?

Он вам нравится? Почему? И еще один фильм и главный герой. Бригаду помните?

У одного из моих любимых поэтов Игоря Шкляревского есть стихотворение. ТРИ ВОЗРАСТА. Которое перекликается с нашей беседой. И прослеживает эволюцию взглядов, даже у достаточно взрослого человека на ДОБРО и Зло

Отец рассказывает мне

О первой мировой войне…

- Скажи отец, ты убивал?

- Я воевал. И убивал.

Под шум разросшихся берез

Я вспомнил детский свой вопрос.

Отец помедлил и сказал:

- Стреляли все. И я стрелял.

И десять лет еще прошло.

Отец мой дышит тяжело.

Я знаю на вопрос ответ:

- Не убивал, не помню, нет…

Так почему же изменились взгляды отца этого мальчика?

Как вы думаете, о ком я сейчас говорю?

Ответы детей. (Конечно РОДИТЕЛИ.)

Но мы знаем какими бы мы не были для них, мы все равно будем лучшими, они никогда нас не оставят и не предадут пока будут живы. А вот кого из тех, кто нам тоже верен и хочет только добра мы можем легко потерять. Из – за глупых обид, недомолвок, элементарных сплетен, конечно- же, друзей, я не боюсь повториться НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ.

И еще одно стихотворение, принадлежащее перу прекрасного поэта- философа Расула Гамзатова.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный.

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился-

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять.

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу Вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости, усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало,

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех их видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Так по каким надежным признакам, критериям (меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?

В) Работа с учебником. Гуманизм – чтение вслух, обсуждение прочитанного.

Какого человека можно назвать гуманным?

Какие поступки являются гуманными, приведите примеры?

Гуманизм вот главный показатель ДОБРА, уважение к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей вот его главный показатель.

В) В чем критерий морального поведения?

Г) Философский вопрос: Как вы думаете, что мешает человеку быть добрым всегда?

Задания: (стр. 332 учебника)

5. Домашнее задание. П.50 читать, пересказывать, отвечать на вопросы, выполнить задания к теме. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

Читайте также: