Диалектизмы 10 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Какие слова называются однозначными?

Какие слова называются многозначными?

Как называются слова, известные всему народу?

Как называются слова, известные не всему народу, говорящему

на русском языке?

Диалектизмы.

Диалектные слова (диалектизмы) — слова, употребляемыетолько жителями определённой местности: бурак(свекла),сула(судак), кочет (петух),дюже(очень);кушак(пояс),баской (красивый),голицы,(рукавицы),кислица (красная смородина), курень(дом),гутарить(говорить)и др.

Слова, известные всему народу и употребляемые всеми, на­зываются общеупотребительными. Слова, извест­ные не всем говорящим на русском языке, называются необщеупотребительными. К ним относятся, напри­мер, диалектные и профессиональные слова.

Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

Речь жителей той или иной местности называют диалектом.

В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты (или севернорусское наречие), южно­русские диалекты (или южнорусское наречие), среднерусские диалекты (или среднерусские говоры).

► Русские народные говоры делятся на два наречия: северное и южное. Между этими наречиями располагаются среднерусские говоры.

Примечание. Речь жителей той или иной местности состоит изобщеупотребительных и диалектных слов. Диалектных слов в каждом из говоров меньше, чем общеупотребительных.

Наречия русского языка отличаются друг от друга, кроме того, своей фонетикой и грамматикой. Например, северяне произносят звук [о] на месте буквы Оперед ударением: [вода]; это произно­шение называется окающим. Южане произносят на месте буквы Озвук [а]: [вада]; это произношение называется акающим. Среди среднерусских говоров есть и окающие, и акающие. В Сибири и на Дальнем Востоке встречаются населённые пункты, в которых говорят либо на северном, либо на южном наречии.

Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному.

Диалектные слова используются в художественных произведе­ниях для передачи особенностей речи жителей определённой мест­ности.

Диалектные слова, использованные в художественных произ­ведениях, называют дналектизмами.

Диалектизмами (диалектными словами) называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. Так, слово курень(дом) употребляется в диалекте (говоре) донских казаков: всходы ржи называются на севереозимь,а на юге — зеленя;зимнюю валяную обувь в Сибири на­зываютпимами (пим — ед. ч., им. п.), а в европейской части России — валенками..Например, слово яруга(овраг) употребляется в речи сельских жителей некоторых мест.

В Новгородской и некоторых других северных обла­стях говорят — нагрезил (напачкал), тина (ботва), дянки (варежки). В некоторых южных областях гово­рят требовать (брезговать), дежа (квашня) и т. д.

В диалектах ещё сохранились названия предметов деревенского быта и хозяйства, растительного и животного мира, обозначения явлений природы, действий, качеств и т. п. Например: петух — "ко­чет", "певень"; молния—"молонья"; лес — "пуща", "гай"; дорога — "стежка", "шлях".

В говорах северного наречия употребляются одни диалектные

В литературном языке глаголам говорения:гово­рить, сказать, разговаривать — соответствуют такие диалектные слова, как баять, гутарить, балакать, калякать.

Говоры – это особая, развивающаяся по своим законам разновидность современного русского языка.

Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например: дом(общеупотре­бительное),изба(севернорусское),хата(южнорусское).

Диалектизмы обычно употребляются в художественных произведениях для передачи местного колорита. Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом.Падины и яры сравняло. Нет ни дорог, ни тропок(М.Шолохов).Лог - овраг.Падина – узкая ложбина. Яр - крутой обрывистый берег реки.

Какие слова называются диалектными?

Какие слова называются общеупотребительными?

Какие слова называются необщеупотребительными?

Из каких слов состоит речь жителей той или иной местности?

С какой целью используют писатели диалектизмы в художественной литературе?

III Работа по теме.

Изучение нового материала по учебнику и другим источникам (работа в группах с последующей защитой).

Диалектизмы (лексические) – это слова, свойственные местным диалектам.

- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.

— Чего принести, бабушка?

— А это что такое?

— Ну, у нас в деревне так свёклу называют.

Слово свёклаобщеупотребительное, оно известно всем, говоря­щим по-русски. Слово буракиспользуется только в речи жителей определённой местности. Это диалектное слово.

К диалектизмам прибегали такие мастера художественного слова, как Тургенев, Л.Толстой, Некрасов, Лесков, Мельников-Печерский, М.Шолохов, Ф.Гладков, А.Фадеев и другие. Однако злоупотребление диалектными словами засоряет речь, затемняет её смысл. Но, как только мы сказали, писатели для достоверности и убедительности создаваемых картин человеческой жизни используют всё богатство лексических средств русского языка, поэтому в ткань художественного произведения наряду с общелитературными словами могут иногда включаться и слова, употребляемые лишь жителями определённой местности, - диалектизмы, например: кочет (петух), гутарить (говорить), балка (овраг), бучило (глубокая яма с весенней водой).

Некоторые диалектизмы, становясь общеупотребительными, постепенно входят в литературный язык, обогащая его. Примерами могут служить слова земляника, вспашка, щупальце, неуклюжий и др., вошедшие в литературную речь из местных говоров.

Мы видим, что между общенародным и диалектным словарём нет глухой стены: многие слова, бывшие диалектизмами, вошли в литературный язык. Среди них такие, как чепуха, филин, хилый, нудный, улыбаться, прикорнуть, батрак, мямлить, неуклюжий и многие другие.

Некоторые наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка. При них даётся помета обл. (то есть областное).

г) Пример - ситуация на уроке с девочкой, говорившей на диалекте.

—Аня! Иди к доске! — обращается учительница к де­вочке, сидящей за первой партой.- Напиши слово станция.

Девочка неуверенно пишет: стансия.

Учительница отрицательно качает головой:

— Вспомни! Ведь я же объясняла, что неправильно произноситьулиса, синиса,_стансия. Учитесь говорить и писать Ц !

Девочка оживилась. Она бойко застучала мелом по доске.

Она вспомнила! Слово написано. Но почему учитель­ница опять качает головой? Ведь Аня исправила ошибку! На доске написано:_цтанция.

Мы понимаем, что девочка, исправив ошибку, тут же допустила другую, причем довольно странную. Почему это произошло? Откуда и ошибки-то такие необычные? Почему цтанция?И откуда взялась стансия?Ну написа­лабы_станцыя — тогда понятно.

Стансия – это не дефект индивидуальной речи Ани. Так говорят все вокруг неё. С детства Аня не слышала вокруг себя звука Ц: ведь её бабушка, и родители, и все знакомые в её селе говорили куриса,яйсо. Поэтому и сама она так говорила. Для неёЦ и С всегда раньше сливались в одном звукеС.

Как видите, усвоить нормы литературного языка тому, кто с детства говорит на диалекте, нелегко. Поэтому диалекты живут, несмотря на существование радио, газет, кино, телевидения.

2. О словаре В.И.Даля.

Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров. В „Толковом словаре живого великорус­ского языка" Владимира Ивановича Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России.

Например, диалектные слова – названия ветра, употребляемые на севере.

Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север(северный),летник(южный), запад (западный),всток(восточный),глубник(северо-западный),шелоник(юго-западный),полуночник(северо-восточный),обедник(юго-восточный).

Прочитайте диалог из рассказа В. Шукшина "Упорный", выделите диалек­тизмы. Кому они принадлежат? Чем их можно заменить? С какой целью писатель употребляет диалектизмы? Сравните речь собеседников: отли­чаются ли реплики одного из них от реплик другого в стилистическом отношении?

— Чего эта ты сёдня такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали.

— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня.

— Довольный-то. Жмурисся, как кот на солнышке. Приснилось, что ль, чего?

— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле.

— Подь ты к лешему! — Старуха усмехнулась, помолчала и спросила:

— Ну и что бы ты с имя стал делать?

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети" и найдите диалектное слово в речи крестьянского маль­чика. Какое общеупотребительное слово соответствует ему?

— „Ступай себе мимо!"

— Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?

- Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит? А я отвожу.

Объяснить значение диалектизмов и указать, в каких произведениях встречалось.

6. Выводы по теме.

Русские народные говоры многочисленны и разнообразны. В основном они распространены в сельской местности, что исторически связано с большой обособленностью быта и жизни деревни, с тем, что там более устойчивое, постоянное население, а дальние переезды редки.

7. Творческая работа - написание эссе по теме или фрагмента художественного текста с использованием диалектизмов.

Подведение итогов урока.

Задание на дом - выучить значение терминов и составить задание по теме данного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока :совершенствование знаний, умений и навыков.

Образовательные:

- повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях;

- продолжить развивать умение давать лексическое толкование слову;

- продолжить развивать умение определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова;

- научить составлять текст, грамотно используя слова в речи.

Воспитательная:

- формировать бережное отношение к родному языку.

Развивающие:

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Наименование структурного элемента урока

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Проверяет явку и готовность к занятию, настраивает на урок.

Готовятся к уроку. Доклад дежурного.

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся

Предлагает ответить на вопросы и определить цели урока, актуальность и значимость изучения темы.

Отвечают на вопросы.

Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

Помогает сформулировать цели и задачи урока, сообщает о форме проведения урока:

Формулируют цели урока, записывают тему урока в тетрадь,

Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Организует проведение игры: проводит словарную работу, предлагает ответить на вопросы;

охарактеризовать структуру словарного состава русского языка, опираясь на схему;

определить источники знаний лексического значения слова; предлагает выбрать эпиграф к уроку.

Команды работают со словарем, принимают участие в беседе, дают связный ответ на поставленный вопрос,

жюри подводит итог 1 этапа работы команд.

Изучение нового материала.

Организует изложение материала, ставит проблемные вопросы, предлагает обучающимся выполнить дифференцированные задания, а жюри подвести итоги работы команд.

Закрепление нового материала.

Предлагает выполнить дифференцированное задание, ответить на вопросы, жюри подвести итог работы команд.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, делают обобщения;

выбирают эпиграф к теме урока.

Подведение итогов урока.

Делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению домашнего задания, работе команд и жюри, объявляет оценки.

Дают оценку урока: жюри дает оценку работы команд в целом, команды оценивают работу жюри.

Записывают домашнее задание

I. Организационный момент.

Преподаватель проверяет явку и готовность к занятию, настраивает обучающихся на урок. Командир группы докладывает преподавателю о готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности обучающихся.

Беседа преподавателя с обучающимися

- Вспомните, какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?

- Для чего необходимо изучать лексический состав русского языка? Как знания в этой области смогут помочь Вам в жизни, в вашей будущей профессии?

III. Формулирование целей занятия, объяснение хода занятия.

- Сегодня мы на уроке поговорим о магической силе слова: его точности, меткости и уместности, т. е. научимся определять и устранять лексические ошибки, связанные с неправильным выбором слова, а также составлять текст, грамотно используя слова в речи. Сегодня мы будем не только обобщать ваши знания и умения в области лексикологии, но и совершенствовать эти умения. Для этого построим нашу работу в форме игры. Вспомните домашнее задание и представьте, пожалуйста, свои команды.

Представление команд капитанами.

- Кроме команд у нас работает жюри.

Представление преподавателем жюри.

- Члены жюри оценивают работу команд, комментируют свое решение, подсчитывают количество баллов каждой команды за устный и письменный ответы, затем выявляют самую интеллектуальную команду-победителя и выбирают самого эрудированного игрока.

- А сейчас жюри познакомят Вас с условиями игры.

Ознакомление обучающихся с условиями игры.

IV. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Работа со словарем.

Обучающиеся записывают в тетрадь.

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий интеллект, низкий интеллект.

Интеллектуал – (разг.). Интеллектуальный человек.

Интеллектуальный – (книжн.). Умственный, духовный; с высоко развитым интеллектом. Интеллектуальные запросы. И. человек. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка., М., 1988 г.)

- Что такое лексикология?

Предполагаемый ответ. Наука, изучающая лексику.

- А что значит лексика?

Предполагаемый ответ. Словарный состав языка.

Предполагаемый ответ. Словарный запас одного человека.

- Сегодня мы поговорим о лексикологии, опираясь на тексты художественных произведений и на Ваш жизненный опыт. Мы вспомним, что такое диалектизмы, профессионализмы, узнаем, что такое жаргонизмы. В конце урока Вы должны ответить на вопрос: Какое из предложенных высказываний о языке вы взяли бы эпиграфом к теме нашего урока? Своё мнение должны обосновать.

Обучающиеся зачитывают высказывания.

1. Необходимо широкое знакомство со всем запасом нашего словаря и необходимо умение выбирать из него наиболее точные, ясные, сильные слова.

2. Определите точно каждое слово. И вы избавитесь от половины заблуждений.

- Рассмотрите схему и дайте связный ответ о структуре словарного состава русского языка. (Смотри приложение 3)

Предполагаемый ответ. Словарный состав современного русского языка по сфере употребления делится на две группы: общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы и арготизмы).

- Что значит общеупотребительная лексика?

Предполагаемый ответ. Наиболее употребительные слова.

- Из каких источников мы можем узнать значение общеупотребительных слов?

- А слова, которые употребляются в науке, технике и обозначают понятия той или иной отрасли знания?

- За пределами литературного языка находится лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Объяснение материала готовили Вы сами. Поговорим о профессионализмах. Подумайте, по каким профессионализмам можно определить вашу профессию?

V. Изучение нового материала.

Выступления представителей команд с изложением нового материала.

1. Доклад с презентацией о профессиональной лексике делает представитель первой команды (см. материалы доклада в приложении 4).

- Запишите как можно больше профессионализмов, связанных с Вашей будущей специальностью. Не учитывается общеупотребительная лексика (н.: руль, колесо и т. д.). Если при проверке (устно) у команд встречаются одни и те же слова, то они вычеркиваются. Победителем в этой игре будет та команда, у которой останется больше слов-профессионализмов.

3. Проверка задания – устно.

(первое выполняется по учебнику, второе дается на карточке)

- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания, определитесь в выборе и приступайте к работе. На выполнение этого задания у Вас есть 5 минут.

Определите предмет по его описанию, толкованию, запишите соответствующий термин.

1) Наземное безрельсовое транспортное средство высокой проходимости.

2) Транспортное средство, способное передвигаться по сущее и воде.

3) Прибор для измерения атмосферного давления.

4) Оптический прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.

5) Астрономический прибор для наблюдения за небесными светилами.

6) Устройство для непрерывной записи (в виде кривой) или для наблюдения на экране изменений силы тока, напряжения и других электрических величин.

Правильные ответы: 1-вездеход, 2-амфибия, 3-барометр, 4-микроскоп, 5-телескоп, 6-вольтометр.

Прочитайте текст. Определите, к какому жанру можно отнести этот отрывок. О какой профессиональной деятельности идет речь? Заполните таблицу примерами из текста.

Текст: «Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке заготовок и деталей, имеющих искривления. Правка отличается от рихтовки приемами выполнения и применяемыми при операции инструментами и приспособлениями.

Рихтовка – это правка закаленных деталей.

Предполагаемый ответ: Данный текст можно отнести к учебной инструкции (научно-популярный подстиль речи). В тексте используется профессиональная лексика (приводятся примеры), используются омонимы (приводятся примеры).

- Что такое профессионализмы?

Предполагаемый ответ. Профессионализмы – слова и словосочетания, называющие специальные понятия и предметы разного рода ремесел и промыслов.

- Чем отличаются термины от профессионализмов?

Предполагаемый ответ. Термины точно и однозначно характеризуют предмет или явления, например: инфаркт, прогрессировать; к профессиональной лексике относятся слова и выражения, сгруппированные по сфере их употребления: в речи спортсменов, шахтеров, врачей и пр.

- Что значит профессиональные омонимы?

Предполагаемый ответ. Слова, не имеющие в лексическом значении ничего общего. Например, выправка заготовок и офицерская выправка.

Жюри подводит итоги 2 этапа работы команд.

1. Доклад с презентацией отрывка из фильма о диалектизмах делает представитель второй команды (см материал доклада в Приложении 5).

Докладчик предлагает командам выполнить задание:

- Запишите слова, которые, по вашему мнению, можно отнести к диалектным. Попробуйте объяснить, почему, Шолохов использовал диалектизмы, а не общеупотребительные слова-синонимы?

Предполагаемый ответ. С помощью диалектизмов возможно предельно точно изобразить жизнь народа, передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев, показать его культуру.

Обучающиеся должны были выписать следующие диалектизмы: видывал, случа́й, гутарю, вынает, из партоманета, ишшо, прышпекту, энтого, патрет, аткель, подковали.

2. Анализ предложения.

Преподаватель предлагает выполнить задание:

- Прочитайте предложение. Объясните, благодаря чему понятен смысл предложения?

3. Дифференцированное задание.

- Прежде чем выполнить следующее задание, вы должны его выбрать из двух предложенных. Прочитайте задания и приступайте к работе. На выполнение задания у Вас есть 5 минут.

Задание 3.1. Подберите к общенародным словам (верхняя строка) диалектные синонимы (нижняя строка). Объясните свой выбор. Сравните способ выражения близких понятий. (Для справок используйте словообразовательный словарь).

Ухват, гудеть, прятки, полотенце, колокольчик, слабый.

Слабкий, позвонок, хоронушки (ловички), брунжать (жундеть), утирка, рогач.

Правильный ответ: (ухват-рогач, гудеть-брунжать, прятки-хоронушки, полотенце-утирка,колокольчик-позвонок, слабый-слабкий).

- Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то.

- Не надо. И поисть не поем, а курку решим.

- Хоть счас-то не ерепенься. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то.

Предполагаемый ответ. Диалектизмы отражают не только место рождения, но и, всю "подноготную" героев (социальный статус, род занятий, круг общения, даже их характер).

- Подведем итоги третьего этапа работы команд. Пока члены жюри работают, ответьте на вопросы.

- С какой целью писатели используют диалектизмы?

Предполагаемый ответ. При помощи диалектов писатели стремятся передать местный колорит при описании деревни, создать яркие речевые характеристики деревенских героев.

- Для чего ученые-лингвисты изучают эту часть общенационального языка?

Жюри подводит итоги 3 этапа работы команд.

1. Доклад о жаргонизмах делает представитель третьей команды (см. материал доклада в Приложении 6).

стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие

стукач - доносчик

облом - неожиданно плохой результат

отпад - нечто выдающееся

офонареть - обнаглеть

запарить - сильно надоесть

не катит - не подойдёт

крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо

стрёмный - некрасивый

беспонтовый – нехороший

не кипишуй – перестань скандалить

фильтруй базар - следи за речью

шевели поршнями - иди быстрее

в натуре - по правде

туши свет - полный кошмар

- Легко ли было подобрать синоним? Почему?

- Очень часто люди не могут подобрать нужное слово или выразить свои мысли. Дайте совет, что необходимо делать для того, чтобы повысить уровень речевой и мыслительной деятельности? И на каком этапе жизни это не поздно делать?

3. Дифференцированное задание.

- Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания отводится 5 минут.

Задание 3.1. Распределите слова на две группы: 1)термины; 2)жаргонизмы.

Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникали на основе переносных значений общеупотребительных слов.

Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).

Задание 3.2. Работаем корректорами. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений. Исправьте и запишите предложения.

1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки (повышения рейтинга).

2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра (высказывали недоверие).

3) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу (иметь охрану).

4) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром (фанаты).

V. Закрепление нового материала.

1. Дифференцированное задание. Выберите одно из понравившихся заданий и выполните его. На выполнение этого задания дается 5 минут.

Задание 1.1. Преподаватель предлагает решить тематический тест на листах (Приложение 8).

В это время жюри подводит итоги четырех этапов работы команд.

Задание на закрепление проверяется преподавателем.

2. Обобщение изученного материала.

- Что нового вы узнали на уроке?

Предполагаемый ответ. Лексика ограниченного употребления является частью общенационального языка, в литературе чаще используется для речевой характеристики героя произведения или описания быта.

- Можем ли мы свободно использовать лексику, ограниченную в употреблении в своём лексиконе и в сочинениях?

Предполагаемый ответ. Нет. Лексику, ограниченную в употреблении, следует использовать в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью.

- Какое высказывание известных писателей Вы выберете эпиграфом для нашего урока? Почему?

Обучающиеся выбирают эпиграф к уроку, дают аргументированные ответы.

VI. Подведение итогов.

Заслушивание жюри: определение самой интеллектуальной команды и самого эрудированного игрока, поздравление победителей.

Преподаватель делает вывод по уроку: обращает внимание на достижение целей урока, оценивает творческий подход к выполнению индивидуальных заданий, работе команд и жюри, объявляет оценки, благодарит за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, взаимопроверка, самопроверка.

Тип урока - открытие новых знаний

Оборудование урока: мультимедийный проектор,

Толковый словарь С.И. Ожегова, В.И.Даля

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся.

2.Определение темы и задач урока

4.Первичное закрепление. Тренировочные упражнения .

5. Подведение итогов урока

7. Задание на дом.

Организационный момент.

- И мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем на рабочих листах. Запишите в рабочие листы - число, классная работа.

- В конце рабочих листов вы видите Листок самооценки, где будете оценивать свою работу на различных этапах урока.

-Я желаю вам удачи, ведь с маленькой удачи начинается большой успех.

II. Определение темы и задач урока

Учитель поворачивается , накрывает платок.

- Нехай моё уветливое слово нонче будет вам, как смоктушка.

- Я вижу некоторое недоумение на ваших лицах. Вам что-то непонятно? Почему?

Нехай –пускай

Уветливое – приветливое

Нонче –сегодня

Смоктушка – сладость.

- А вы не обращали внимания, так говорят наши бабушки. Наверное, вы уже догадались, что моя небольшая инсценировка подсказывает нам тему урока:

Словесный мусор или наше наследство?

- Запишем тему в рабочий лист.

- А теперь давайте определим, чем мы будем заниматься на уроке? У каждого из вас на рабочих листах определен ряд целей. Выберите свою цель, пометьте ее галочкой.

Не подвести учителя;

Познакомиться с понятием диалектизмы;

Научиться находить диалектные слова в словарях, в художественных текстах, определять цель использования;

- Какие из них, исходя из темы, будут главными на сегодняшнем уроке?

III. Актуализация опорных знаний. Открытие нового.

Работа с опорной схемой (открыть учебник) стр. 86

- И так слова по употреблению бывают …(общеупотребительными и ограниченного употребления)

- Общеупотребительные –это слова…

- К необщеупотребительным относятся уже известные нам…профессионализмы (определение)

-…которые в словарях отмечаются пометой …спец.

- А теперь продолжим нашу схему новой группой – это …диалектизмы.

- Ребята, ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке.

(зачитать слова Даля о диалектах)

Этих слов порой не найдёшь в словаре, сохранились они в живой разговорной речи ваших прабабушек и прадедушек. Всем этим словам мы, конечно, найдем соответствие в общеупотребительной лексике.

-Давайте попытаемся изучить язык наших бабушек.

На доске слова: Полотенце, варежки, веник, платок, пояс.

Задание выбрать и записать диалектное слово

На слайде слова для справок: вязёнки, кушак, подшалок, рушник, голик, бахилы.

Проверка

Работа со словарем. Устно.

- У нас закончились предметы, но осталось диалектное слово –бахилы. Где можно найти его значение. (на слайде, запись в тетрадь)

-Какие словари помогут нам в случае затруднений?

- Ребята, а что вы можете рассказать о В.И. Дале, какое отношение он имеет к нашей теме?

Даль был моряком, замечательным хирургом, и спас жизнь великому множеству раненых, и ещё -отважным солдатом.

Александр Сергеевич Пушкин умер он на руках у Владимира Даля, который неотлучно провел у постели раненого Пушкина трое суток и как мог старался облегчить страдания своего умирающего друга…

За неделю до смерти Даль просит дочь внести в словарь4 новых слова, которые он услышал от прислуги.

Y. Проектная деятельность на уроке.

Представление диалектных слов. (запись в тетрадь)

- Ребята, но ведь диалектизмы не являются нормативными словами, словами литературного языка. И сейчас самое время перейти ко 2-й части нашей темы: Так диалектизмы –это мусор или наше наследие?

Дети рассуждают (1-2 реплики)

-Вы, ребята, только начинаете свою жизнь, вас ждёт много радостных открытий, но пожалуй, не может быть будущего у человека, который не знает, не помнит своей истории.

Диалектизмы – это всё-таки наше наследство, наше прошлое. Не уважать своё прошлое значит быть дикарём, Иваном, не помнящим родства.

Вы правы, и эти мысли подтверждают наши писатели, которые используют в своих произведениях диалектизмы.

- В языке художественной литературы диалектизмы используются для изображения местных особенностей, специфики быта, культуры. Они помогают ярче охарактеризовать героя.

Работа с текстом. (учебник)

-А вас ждет работа в парах):

Исследовать текст А.Астафьева, заполнить таблицу

Выступление групп,

- Оцените свою работу.

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были…Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем ипробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

(1) Всяк – по-всякому (по-разному).

(2) (Не) серчай – (не) сердись.

(3) Примерно – например.

(4) (После) молчка – (после) молчания.

(5) Эвтак – этак, примерно.

(6) Не станет – не будет.

(7) Знатный – представительный.

(8) Люди-те – люди-то.

(9) Об лето – летом.

(10) Вишь – видишь.

(11) По околотку – по округе.

(12) Пробавлялись – зарабатывали.

(13) (В) осенину – осенью.

(14) Дичину – дичь.

4.Подведение итогов урока

- Но мы не допустим этого, поэтому на сегодняшнем уроке мы

-узнали что такое Д.

-научились находить их в текстах и в словаре

- Дополните начало предложений (на экране):

Я хочу узнать ….

Мне понравилось ….

Меня удивило ….

6.Задание на дом. (на выбор)

упр.171 выписать диалектизмы и письменно объяснить их значение, подобрать общеупотребительные слова

составить словарь диалектизмов

Словесный мусор или наше наследство?

Задачи урока:

не подвести учителя;

познакомиться с понятием диалектизмы;

научиться находить диалектные слова в словарях, в речи, в художественных текстах, определять цель их использования;

получить хорошую оценку.

Задание №1. Работа с опорной схемой

Задание №3. О В.И.Дале.

Задание №4. Работа с текстом в парах.

Исследовать текст А.Астафьева, заполнить таблицу

Домашнее задание.

упр.171 выписать диалектизмы и письменно объяснить их значение, подобрать общеупотребительные слова


- развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

Ход урока.

I. Организационный момент.

В начале урока звучит народная музыка. (2 мин.)

Учительобращается к классу:

(Учениками разыгрывается костюмированная, заранее отрепетированная сценка) (3мин.)

Бабушка (первой внучке). Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. (второй внучке)А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

Дедушка. На усынках был, серушек поймал.

Бабушка. Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. (обращается ко всем) Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник (подаёт то, что нужно)

- Какие слова, которых девочки не слышали, произнесли бабушка и дедушка? Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово. Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется запись:

- усынка – узкое место в реке;

Конспект урока по русскому языку Диалектная лексика

чирики – любая обувь;

утиральник – полотенце для рук;

рушник – полотенце длягостей.

(Заранее приготовлены вещи, которые ученики класса будут заказывать друг другу: махотка, рогач, поташки, парцменки, рушник, глядильце, шавырка, питушка и другие предметы)Учитель. Посмотрим, как вы запомнили диалектные слова, а заодно и немного разомнёмся.

Правила игры:ученик класса просит принести другого ученика ту или иную вещь, называя при этом диалектное слово. Другой должен принести именно то, что его попросили и положить на парту загадывающего.Если же вещь принесена не та, которую просил ученик, то другие ребята вызываются помочь.

Денис. Егор, подай мне, пожалуйста, рогач.

Рейхан. А ты, Денис, принеси мне поташки…

(Ребята бегают, смеются, стараются не ошибиться при выборе той или иной вещи).

III. Терминологическая работа. (3 мин.)

Учитель. Диалект - разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сценке.

Народные говоры - свидетели русской истории.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВОКУРОВКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХВОРОСТЯНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;

развить интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству.

ТИП УРОКА: урок - путешествие

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

класс оформлен на старинный лад: деревенская изба, печка, огонь горит;

карточки с пословицами;

самодельное разноцветное домино.

УЧИТЕЛЬ: Петрухина Лариса Владимировна

Организационный момент.

В начале урока звучит народная музыка. (2 мин.)

Учитель обращается к классу:

- Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка. Это не случайно. Тема урока –

(Учениками разыгрывается костюмированная, заранее отрепетированная сценка ) (3мин.)

Бабушка (первой внучке). Внученька, бери рогач, доставай махотку из пригрубка. (второй внучке) А ты помой поташки. Вот и дед пришёл. Ну, как рыбалка?

Дедушка. На усынках был, серушек поймал.

Бабушка. Ах ты мой могутной! Вот и наварим щарбы, внучек побалуем! Чирики снимай, надевай парцменки. (обращается ко всем) Руки мойте, да берите не утиральник, а рушник (подаёт то, что нужно)

Какие слова, которых девочки не слышали, произнесли бабушка и дедушка? Запишите диалектное, а рядом общеупотребительное слово. Далее ребятами называются слова из сценки, а в тетрадях появляется запись:

РОГАЧ – ухват;

МАХОТКА – горшок;

ПРИГРУБОК –печка;

ПОТАШКИ – помидоры;

УСЫНКА – узкое место в реке;

СЕРУШКА – плотва;

МОГУТНОЙ – непоседливый;

ЧИРИКИ – любая обувь;

ПАРЦМЕНКИ – комнатные тапочки;

УТИРАЛЬНИК – полотенце для рук;

РУШНИК – полотенце для гостей.

(Заранее приготовлены вещи, которые ученики класса будут заказывать друг другу: махотка, рогач, поташки, парцменки, рушник, глядильце, шавырка, питушка и другие предметы) Учитель. Посмотрим, как вы запомнили диалектные слова, а заодно и немного разомнёмся.

Правила игры : ученик класса просит принести другого ученика ту или иную вещь, называя при этом диалектное слово. Другой должен принести именно то, что его попросили и положить на парту загадывающего. Если же вещь принесена не та, которую просил ученик, то другие ребята вызываются помочь.

Денис. Егор, подай мне, пожалуйста, рогач.

Рейхан. А ты, Денис, принеси мне поташки…

(Ребята бегают , смеются, стараются не ошибиться при выборе той или иной вещи).

Терминологическая работа. (3 мин.)

Учитель. Диалект - разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая единица диалектного деления языка, например: говор хутора Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области, откуда мы использовали слова в нашей сценке.

Народные говоры - свидетели русской истории.

Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество местных слов подсчитать просто невозможно.

Учитель. Как называется раздел языкознания, изучающий диалекты, говоры, наречия? (ответы ребят)

На доске слова: ДИАЛЕКТ, ГОВОР, НАРЕЧИЕ, ДИАЛЕКТОЛОГИЯ

Учитель. Диалекты (наречия, говоры) изучает раздел языкознания, называемый диалектологией (логос — наука). (Учащиеся записывают слова в тетрадь, дают толкование).

IY. ИНСЦЕНИРОВКА (диалог ведут подготовленные заранее ученики по указанию учителя) (3 мин.)

- Солёными огурцами кричу.

- Да ты брусна. Они же худые… Что? Забруснявел?

– По батожья ушла.

– Ну, по столбцы.

– Ну, по петушки.

1. - По что? По что?

2. - По стебени.

1. — Не понимаю вас.

2. — Ах, батюшка, какой ты бестолковый. за щавелем.

Учитель. Назовите диалектные слова из этих сценок, запишите их в тетрадь вместе с общеупотребительными словами. Поставьте ударение.

Диеть - делать, худой - плохой, брусна - обманщик, кричать - торговать, забрусняветь - покраснеть, батожья, столбцы, петушки, стебени —

Y. Проектная деятельность на уроке. (5 мин.)

Учитель. Ребята, а можете вы привести примеры слов, которые знают только в вашем доме, ваши бабушки, прабабушки? Приведите примеры диалектных слов вашей местности. (выслушиваются ответы ребят)

У всех на партах словари. Что это за словари? Кстати, их 12 томов.

Это Толковый словарь живого великорусского языка.

А кто его автор?

Владимир Иванович Даль.

Учитель. Ребята, что вы можете рассказать о В.И. Дале. Ваше домашнее задание было познакомиться с творчеством этого удивительного человека.

Егор Титов. Даль колесил по всей России, и всё время чутко прислушивался к речи разных людей, узнавал множество удивительных русских слов и пословиц, которые прежде не были ему известны.

Петрухин Денис. Богаты его собрания былин, народных песен, сказок, легенд. Он собрал и издал самый полный сборник русских пословиц.

Ахмедли Рейхан. Наши современники чтят наследие В.И. Даля. Его Словарь — до сих пор исключительно ценный источник русской диалектологии.

Сеиин Виталий. Помимо лексики литературного языка, в Словаре большое место занимают областные (диалектные ) слова, широко представлена терминология разных профессий и ремёсел. Словарный материал проиллюстрирован пословицами, поговорками, крылатыми словами.

(Учитель раздаёт словари гостям тоже)

Учитель. А для лингвистов словарь Даля - неиссякаемый источник, из которого они черпают знания о русских словах.

Диалекты - часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта. За ними стоят определённые способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Народные говоры исследуются до сих пор.

YII. Работа со словарями. (4 мин.)

Учитель. Откройте словари . Давайте зачитаем несколько словарных статей (3-4 словарных статьи зачитываются учениками).

УЧИТЕЛЬ. Какие замечательные слова! Правильно говорил

YIII. Задание повышенной трудности. (5 мин.)

Класс делится на две группы. Учитель раздаёт домино каждой команде. Задание: к каждому диалектному слову отыщите нужное общеупотребительное слово или сочетание слов. Объясните происхождение и значение

ЗЕЛЕНЯ - озимь;

КУРНИК - пирог с куриным мясом;

ПОРОЖНИК - пирог без начинки;

ВЫШКА - чердак;

ПЕВУН - петух;

КРУТЁНЬ - метель, вьюга;

РАНОК - утро, первая половина дня;

ОСЕННИЦА — ненастная погода;

СЕНОГНОЙ – дождь во время покоса;

КОСОХЛЁСТ – косой дождь с ветром

• Подберите однокоренные слова к словам зеленя, певун, ранок, крутень. Запишите их, выделив корни.

IX. ВЫВОД ПО УРОКУ: (2 мин.)

Какие слова называются диалектными?

Какой раздел языкознания изучает диалекты, говоры?

Учитель. Подводя итог урока, мне хочется сказать о необходимости изучения народных говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают живое русское слово и сельские жители - носители диалектной речи.

Слова слышны и здесь и там,

На улице и дома.

Одно - давно привычно нам.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно —

В огромном море - море слов –

X. Домашнее задание. (2 мин.)

Составить 2-3 словарные статьи с диалектными словами по образцу на доске:

Махотка, -и, ж. Обл. - Глиняный горшок. Махотка из-под молока.

(пример записывается в тетрадь).


-75%

Читайте также: