Действительные причастия настоящего времени 7 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Цель: научить писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

  • Повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
  • Освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени.
  • Научить выбирать суффикс для образования причастий.

1. Организационный момент.

2. Орфографическая пятиминутка.

Образуем от данного инфинитива форму 3 лица ед. числа настоящего времени.

Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть.

Какое окончание вы написали во всех этих глаголах и почему? (-ит, т.к это глаголы-исключения, которые относятся ко 2 спряжению).

А как напишем глаголы брить и стелить? Почему? (-ет, т.к. это глаголы-исключения. Они относятся к 1 спряжению).

3. Повторение изученного на предыдущих уроках.

На какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные).

Дайте определения. От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).

А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания.

Примеры словосочетаний с причастиями:

Улыбающиеся мама и дочка; мама, причесывающая дочку; благоухающая роза; пасущаяся в поле лошадь и т.п.

А теперь придумаем словосочетания к следующему слайду.

Примеры: дети, играющие на музыкальных инструментах; девочка, стоящая с виолончелью; малыши, сидящие на стульчиках; лошадь, кормящая жеребенка и т.п.

Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).

4. Объяснение нового материала.

А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?

Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?

Открываем по щелчку:

Сразу правильно написать трудно. Попробуем рассуждать. Для этого образуем сначала глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Что для этого надо помнить? (От глаголов 1 спр. образуются глаголы наст. вр. с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр. – с окончаниями -ат-ят).

Рассуждаем так: от инфинитива образуем глагол 3 лица множественного числа настоящего времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: ущ-ющ или –ащ-ящ.

5. Закрепление изученного материала.

1) А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени:

Колоть, греть, пылить, ставить, срывать, золотить.

2) Выборочный диктант.

Выпишите причастный оборот с определяемым словом. Обозначьте суффикс причастий.

Перед нами картина художника В.Д. Поленова “Заросший пруд”


Мы видим старый пруд, слабо освещающийся лучами солнца. Ярко цветущие на воде белые лилии, пестреющие на берегу лесные цветы делают это место живым и радостным. Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада, кажется таинственной, загадочной. На мостике, выступающем в воду, стоит женщина. Она любуется красотой, очаровывающей и нас, зрителей. От этого зарастающего водорослями пруда веет покоем и теплотой родного края.

В.Д. Поленов – художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

  • Пруд, слабо освещающийся лучами солнца; ярко цветущие на воде лилии;
  • Пестреющие на берегу цветы;
  • Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада;
  • На мостике, выступающем в воду;
  • Красотой, очаровывающей и нас, зрителей;
  • Зарастающего водорослями пруда;
  • Художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

3) Творческая работа.

Я предлагаю вам рассмотреть еще одну картину замечательного нашего русского художника В.Д. Поленова.

Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты.


Пример выполненной учащимися работы:

Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

- закрепить полученные знания на практике , повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего времени, сформировать умение правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени.

Развивающие:

- совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде, уметь отличать причастие от других частей речи по суффиксам, развивать устную и письменную речь, логическое мышление; способствовать развитию навыков самостоятельной работы; сформировать умение использовать в своей речи причастия.

Воспитательные:

- воспитывать языковую и речевую культуру на основе правильного употребления причастий в речи, воспитывать патриотизм, уважение к богатству русского языка;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах, повышать чувство личной ответственности за результат учебы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты обучения:

- знать, как образуются действительные причастия настоящего времени, научить выбирать суффикс для образования причастий, уметь заменять в предложении глаголы причастиями

- уметь находить причастия, определять их грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

— уметь формулировать цель деятельности;

— планировать последовательность действий;

— осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

— строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

— владеть всеми видами речевой деятельности;

- формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду;

- формировать умение общаться, культуру внутренних нравственных отношений.

Методы обучения: проблемный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная

Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица, учебник, словари

Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

Причастие - часть речи, причастная

глаголу в образе прилагательного.

Эмоциональный настрой на продуктивную учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Я хочу, чтобы вы были активными, внимательными, любознательными, творческими, уважали мнение одноклассников.

- А что ждете от урока вы? (ответы детей)

Актуализация знаний

Прослушав стихотворение П. Чеснокова, отгадайте часть речи

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

- Ребята, сегодня на уроке мы будем с вами не просто учениками, а учениками-исследователями. А исследовать мы будем часть речи, которую начали изучать на предыдущих уроках. Это …(причастие). В тетради записали число, классная работа.

1) Причастие – это… ( Причастие- самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) Словарь Ожегова, с.521

2) Причастие совмещает в себе признаки… (имени прилагательного и глагола).

3) Действительные причастия обозначают признак того предмета, который… (сам производит действие) примеры.

4) Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который… (испытывает действие со стороны другого предмета) примеры.

7 Страдательные причастия имеют две формы… (полную и краткую)(примеры из д/з).

Очень метко о причастиях сказал В. И. Даль, наш земляк, автор знаменитого Толкового словаря: “Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”. (Слайд ) Эти слова я взяла эпиграфом к уроку. Здесь обращено внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим внешним видом оно действительно напоминает прилагательное. В.И. Даль родился осенью, 22 ноября 1801года, очень любил это время года, поэтому осенняя тематика будет сопровождать нас весь урок.

Наблюдение над языковым материалом (Слайд )

Задание: 1 вар. из написанных признаков частей речи подчеркивает признаки прилагательного, 2 вар. – признаки глагола , присущие причастию.

Род, склонение, спряжение, время, число, лицо, падеж, полная и краткая форма, вид, возвратность, инфинитив.

Историческая справка

Культура речи. Редактирование. Синтаксический анализ предложения /Синтаксическая пятиминутка/ (Слайд )

Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М. В. Ломоносов: “Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. ”

Осен/нн/ее со…нце бережно гре/е.и/т землю и ласково улыба/и.е/тся./Время, вид, спряжение глагола/.

Осеннее солнце, бережно греЮщее землю, ласково улыбается. /Синтакс. разбор пр-ия/

- Употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь более яркой и выразительной.

- Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе).

Подготовка к изучению темы урока. (Создание проблемной ситуации)

- Ребята, мы столкнулись с проблемой, давайте попробуем в ней разобраться. Для начала заполним с вами таблицу. (Слайд )

- хочу узнать

Цель урока : познакомимся с образованием действительных причастий настоящего времени. правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; закрепим полученные знания на практике , повторим правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, освоим алгоритм образования действительных причастий настоящего времени,

Изучение нового материала. Решение проблемы.

Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени поможет грамматическая сказка.

Уч-ль: Послушайте сказку и постарайтесь быть активными ее героями.

“Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-/-ющ-/, -ащ-/ -ящ-/ (Выходят суффиксы)

Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.

Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю Я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.

“Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам. Каждый суффикс хотел быть первым. Но ничего у них не получилось.

- Давайте предположим, что необходимо учитывать, чтобы правильно образовать действительные причастия настоящего времени?

- Что мы должны попросить у глагола, чтобы образовать д.п.наст.вр.?

настоящее время глагола

переходность - непереходность глагола.

- Какие глаголы мы называем переходными, а какие непереходными?

- Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

- Мы сформулировали наши предположения. Продолжаем работать исследователями.

Внимательно прочитайте предложенные вам словосочетания и ответьте на вопросы.

Дышать воздухом, читать книгу, бросать мяч, любить родителей

- От глаголов, какого вида образованы глаголы? (несовершенного)

- Они переходные или непереходные ? ( и переходные и непереходные)

- Что мы ещё должны определить у глаголов?(спряжение)

-Как вы думаете, зависит ли выбор суффикса от спряжения глаголов, от которого образовано причастие? (зависит)

Уч-ль. Выходите, глагол и суффиксы д.п.наст.вр. (в руках глагола нарисованная основа и 2 карточки с 1 и 2 спр.; у д.п.наст. вр. – суффиксы –ущ-( -ющ-). –ащ-( -ящ-).

Показ пантомимы.

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

Делаем вывод

- Сформулируйте правило (В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ-/ , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-/).

Теперь запишем /оформим/ наши наблюдения в виде алгоритма: (Слайд )

Чтобы правильно написать гласную в суффиксах, нужно:

- образовать от причастие глагол

- поставить его в н.ф.

- определить вид, спряжение

- если глагол 1 спр., к основе добавить суф. –ущ-( -ющ-)

- если глагол 2 спр., к основе добавить суф. –ащ-( -ящ-)

Закрепление.- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 47 – 48. Пар.18 , с.47 (Все верно).Обратить внимание на несовершенный вид глагола, от которых образуются действительные причастия.

Как видите, этот алгоритм достаточно сложен.

Но можно пойти и более простым путем.

- Назовите гласные, которые пишутся в суффиксах причастий. Где встречается такое же сочетание гласных?

(Глагол показывает окончания в 3 лице мн. числе –ут - /-ют/, –/ат/ - /ят/, причастия -суффиксы. Показывают одинаковые гласные и заменяют т на щ)

Получается, что гласная в окончании глагола настоящего времени 3-го лица мн. числа равна гласной в суффиксе причастия. То есть, что перед т, то и перед щ.

Теперь, если у нас есть инфинитив, мы всего лишь должны поставить его в форму 3-го лица множ. числа наст. времени, поменять т на щ и добавить нужное нам окончание.

Делаем вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным в безударных личных окончаниях глаголов в 3 лице мн. числа, от основ которых они были образованы.

Если действительное причастие образовано от основы глагола 1 спр., то в суффиксе пишем гласные (у, ю), если от основы глагола 2 спр., то гласную (а,я).

. Сравните: играЮт – играЮщий, боЯтся – боЯщийся, танцуЮт – танцуЮщий.

Первичное закрепление изученного материала

Мы выяснили, что надо знать, чтобы правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени. Применим наши полученные знания на практике.

Орфографическая минутка. (Слайд )

Образовать от данных инфинитивов форму 3 лица ед. числа настоящего времени и д.п.наст.вр. Эти слова пригодятся для творческой работы

Сверкать – сверкают – сверкающая

Моросить – моросит – моросящий

Желтеть – желтеют – желтеющий

Меняться - меняются - меняющийся

Закрепление. Пора немного и отдохнуть. Физкультминутка. (Слайд ) Я называю действительные причастия настоящего времени. Если надо писать суфф. – ущ-/- ющ-/, вы хлопаете в ладоши. Если –ащ-/- ящ-/, вы поднимаете руки вверх. Эти причастия тоже встретятся в творческой работе.

Краснеющие, трепещущие, дышащий, засыпающие, стоящий .

- А теперь вновь за работу. Надо проверить на практике наши исследования. Работа с учебником. Выполнение упр. 106 /1 стр./ Работа по цепочке

Работа с пословицей из Сборника пословиц В.И. Даля. (Слайд )

- Закончите ее и объясните смысл. Найдите и объясните правописание причастия.

Не уме…щий ходить - портит дорогу.

Не уме…щий говорить - портит….(речь)

Выборочный диктант

Перед вами поэтические строки. Выпишите словосочетания с причастиями.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле… /Федор Тютчев/

Оно молодеет (сердце) под снежный
Резвящий в пути холодок,
Оно молодеет надеждой
И далью зовущих дорог. /Тимофей Белозеров/

-Какое время года напоминают вам эти строки? (осень)

Работа по развитию речи. Творческая работа. (Слайд )

Стоящие по берегам, краснеющие клены, желтеющие березки, сверкающая в лучах солнца, трепещущие на ветру.

Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

1) Определить тему и главную мысль текста.

2) Какова роль причастий в этом тексте?

3) Найти и назвать тропы.

8. Итог урока. Оценивание.

Вспомните тему и цели урока. Выполнили ли их?

- Мы прошли весь исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что причастие - поистине чудесная, удивительная часть речи, изучая которую можно совершить много открытий. Спасибо за урок!

-Домашнее задание. Пар.18, упр. 108 /2 группа/

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по УМК Т.А. Ладыженской на тему «Действительные причастия настоящего времени.

Разработал учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Цель урока: Узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Планируемые образовательные результаты: Предметные : знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи /

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с частью речи, кто мне подскажет с какой? Это …(причастие). Давайте откроем тетрадь и запишем дату.

2. Актуализация знаний

1) Что такое причастие ? ( - самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечат на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)

3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее)

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)

5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета)

6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета)

7) Какую имеют форму страдательные причастия? (полную и краткую)

3. Синтаксическая пятиминутка.

- На доске написано предложение: Лента ре ки видне..щаяся вдали причудливо изгибалась и убе гала за го ризонт. Р асставьте и объясните знаки препинания .

- Ребята, почему у нас возникли трудности с правописанием причастия? (Не знаем, какую гласную писать в суффиксе).

4. Подготовительный этап.

- Откройте страницу 47 в учебнике, перед вами таблица рассмотрим ее и ответим на вопросы:

1.Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов ( Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? '/что? ', писать статью, вязать свитер, петь песню., Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем? ) спортом, разбираться (в чём? ) в музыке, отказаться (от чего? ) от помощи.)

2.От основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несов. вида.

3.При помощи суффиксов ущ, ющ от глаголов I спр. И ащ,ящ от глаголов II спр.

hello_html_638f62c9.jpg

4. Зависит.

5. Постановка проблемного вопроса

Какую букву надо писать в суффиксах действительных причастиях настоящего времени?

- От чего зависит выбор гласной в суффиксе? Какие есть предположения? (Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ-).

- Сформулируйте правило ( В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения , пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-).

Теперь запишем наши наблюдения в виде алгоритма:

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

Определяем, какого спряжения глагол, от которого образуется причастие

Если глагол 1 спряжения, то пишем Если глагол 2 спряжения, то пишем

-ущ, -ющ -ащ, -ящ

- Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником стр. 48 (Все верно).

6. Закрепление материала . Упражнение 107 с. 48

В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 скл. Пр. п.), при колышущемся (колыхать 1 спр.) пламени (разноскл. Род.п.) свечи, слегла (легок) прихрамывающей (прихрамывать 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачиваться 1 спр. ) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыбаться 1 спр.) лицом, одевающаяся (одеваться 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (слов) бреющийся (бриться 1 спр.) юноша, любящим (любить 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмуриться 2 спр.) брови мальчик, клеящая (клеить 2 спр.) коробочку девочка.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

8 . Домашнее задание: стр. 48 выучить правило, упр.10 9 с. 49

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке.

II. Вступительное слово учителя. Тема и цель урока. Слайд № 1

- Сегодня мы продолжим работать над причастием и познакомимся с орфограммой, связанной с написанием причастий.

- Откройте тетради и запишите число.

III. Повторение ранее изученного:

Зрительный диктант (устно). Слайд № 2

В…черн…е со…нце бр…сал… первые лучи на мой з…лёный сад на ж…лтеющий лес.

- Объясните пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Слайд № 3 (предложение со вставленными буквами и знаками препинания).

2. Морфологические признаки причастий. Слайд № 4 (родст. причастия)

- Давайте вспомним морфологические признаки причастий.

- Каково значение слова “автобиография”? (Сам описываю свою жизнь).

(Работа выполняется в карточке, которая есть у каждого учащегося).

Автобиография причастия Желтеющий. Слайд № 5

Я, причастие ________________, обозначаю _____________________________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________.

Результат работы будет следующий:

Автобиография причастия Желтеющий.

Я, причастие Желтеющий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, винительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”.

3. Работа над предложениями с причастным оборотом.


Ветер срывает листья. (учитель записывает на доске).


Ветер, срывающий листья.

Листья, срываемые ветром.

- Запишите предложения с причастными оборотами. В каких случаях причастный оборот будет выделяться запятыми? (Если причастный оборот находится после определяемого слова, то перед ним необходимо поставить запятую. Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятую ставить не нужно).2 ученика записывают предложения на доске.

Физкультминутка.

- Я вам буду произносить слова. Если это страдательное причастие, то вы делаете наклон вправо. Если действительное – влево. Если причастие в краткой форме - присядете.

Успевающий, примятый, одевающая, возвышающийся, выполнено, одеваемая, сорванная, изрытая, прочитан, сидящую, брошенного, спавший, нарисованы, усеянный, увлекаемый, облетевшая, покрыт.

- Садитесь на места.

IV. Изучение нового материала.

1. - Посмотрите на доску. Слайд № 6

- Как вы понимаете высказывание Пушкина? (В разговорной речи причастия употребляются редко. Мы заменяем их сложноподчинёнными предложениями).
- Из высказывания А.С. Пушкина выпишите глагол и однокоренное с ним причастие.

Скачут – скачущие. (Дети записывают в тетрадь, учитель – на доску).

- Выделим окончание глагола и суффикс у причастия.

- Чем они похожи? (Гласные в суффиксе причастия и в окончании глагола одинаковые).

- Давайте ещё понаблюдаем. Слайд № 7

Дети бегают в парке.

Совы кричат в лесу.

Туристы любят песни.

- Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.

(Учитель записывает на доске, выделяет окончание и суффиксы. Дети пишут в тетрадях.)

- Попробуйте сделать вывод, от чего зависит гласный в суффиксе действительного причастия. (Они зависят от спряжения глагола, от которого образовано причастие).

- Молодцы. Вы правы.

- От какой формы глагола удобнее всего образовать действительное причастие настоящего времени? (От глагола 3 лица множественного числа).

2. Работа с таблицей. Слайд № 8

(У каждого ребёнка таблица лежит на столе).

- От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? (От глаголов несов.вида).

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? ( -ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-).

- Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Да).

- Давайте вспомним, как определить спряжение глагола. (Дети рассказывают алгоритм, с помощью которого можно определить спряжение глагола).

VII. Закрепление изученного.

1.- От н.ф. глаголов образуйте глаголы 3 лица множественного числа, а от него образуйте действительное причастие настоящего времени.

Читать – читают – читающий.

Крошить – крошат – крошащий.

Терпеть – терпят – терпящий.

Сеять – сеют – сеющий.

2.Самостоятельная работа по карточкам.

- Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Терп…щий бедствие, легко дыш…щий, вер…щий другу, стел…щийся под ногами, леч…щии больного, сия…щий от радости, стро…щий дом, та…щий снег, дремл…щий старик, плещ…щиеся в воде дети, бор…щиеся со стихией, хлопоч…щая на кухне хозяйка.

VIII. Рефлексия. Слайд № 9

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Выберете любое начало фразы и продолжите её.

- Сегодня я узнал…

- У меня получилось…

IX. Домашнее задание. Слайд № 10

- Задание для всех: с.43 учить правило.

1 вариант: упр. 93

2 вариант: составить карточку из 15 словосочетаний, используя действительные причастия настоящего времени.

Читайте также: