Цветковые и хвойные растения 2 класс пнш конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Дорофеева Светлана Анатольевна

Организация: МБОУ СОШ №45 г. Белгорода

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

Тип урока: получение новых знаний.

Цель: сформировать представление о цветковых и хвойных растениях.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, кратко пересказывать прочитанное; классифицировать, сравнивать и группировать предметы; наблюдать, обобщать и самостоятельно делать выводы.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать своё рабочее место, определять цель учебной деятельности, осуществлять самопроверку и взаимопроверку, умение отличать верно выполненное задание от неверного, следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, корректировать выполнение заданий.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе.

Личностные УУД: принимать учебные цели, проявлять желание учиться, внимательно и бережно относиться к природе.

Оборудование:

2.Красная книга Белгородской области.

3.Карточки для самостоятельной работы с дифференцированными заданиями.

4. Таблички с названиями растений.

7. Цветы, выражающие настроение ребят на уроке.

8. Компьютер, презентация.I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Придумано кем-то

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Актуализация знаний.
1. Отгадай загадки.

- Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные.

- Ребята, отгадайте загадки.

Стоит над горой. (Берёза)

2.Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина.)

3. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

4. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

5. Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него –

И не будет ничего. (Одуванчик)

6.Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки. (Орешник)

Как огонь. (Крапива)

В процессе разгадывания на доску крепятся карточки с изображениями соответствующих растений.

III. Формулировка темы урока, постановка цели

- Посмотрите на слова и скажите, как их можно назвать одним словом? (Растения.)

-Как можно разделить эти растения на группы по ярусам?

(Ответы детей: деревья, кустарники, травы.)

1. береза сосна ель

2. малина орешник

3. одуванчик крапива

Вывешиваются таблички на доске. Ученики делят картинки на две группы.

-Почему я принесла на урок сегодня эти картинки? Какая будет тема нашего урока? Кто догадался? (Ответы детей.)

Цель нашего урока - узнать о том, какие растения относятся к хвойным, какие к цветковым и по каким признакам их так подразделяют. А также мы научимся различать их в природе.

- Что-то маленькая группа получилась у хвойных деревьев. Сегодня мы попробуем узнать больше и ее дополнить.

IV. Открытие учащимися новых знаний.

1). Работа по учебнику (с.136).

Задание №1

Цель: установить различия между хвойными и цветковыми растениями.

-Рассмотрите на рисунке хвойные и цветковые растения. Давайте выясним, чем они различаются?

Шишка – цветок и плод

-Что образуется у цветковых растений на месте цветка? (Плод)

- А где же спрятались семена? (Внутри плода.)

Можжевельник.

Растение можжевельник относится к хвойным вечнозеленым кустарникам.

Шишечки шаровидные, темно-синие с сизым налетом. Веточки очень хорошо пахнут, а древесина отличается очень красивым рисунком и используется для изготовления сувениров.

Задание №2

Цель: выяснить какие изменения происходят с хвойными и цветковыми растениями в течение года.

- Что вы знаете о лиственнице?

Лиственница

Каждую осень лиственница сбрасывает свои мягкие иголочки, как лиственные деревья – листочки. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.

- Что же особенного в хвойных растениях? (Ответы детей.) Как они изменяются в течение года?

- У них не листья, а хвоя. Хвойные деревья всегда зеленые.

Секрет в том, что хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зеленым.

Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена.

- Еще к хвойным деревьям относят пихту и кедр.

Пихта

Пихта относится к роду хвойных деревьев семейства сосновых, похожа на ёлочку. Из хвои и веток получают душистое пихтовое масло.

Кедр

Дерево вырастает высотой 45 м и живёт до 500 лет. Кроны густые, многовершинные, так как хрупкие побеги часто обламываются под тяжестью урожая шишек.

(Добавить на доску названия этих деревьев.)

Вывод: Какие деревья называют хвойными?

Многие хвойные деревья произрастают в Сибири и образуют непроходимый лес, который называется тайга.

2). Краеведческий материал.

- А какие деревья растут в нашей местности? (Ответы детей.)

- Верно. Все-таки в нашем краю большее пространство занимают лиственные леса.

-Ребята, подумайте, для чего создаются заповедники? (Для того, чтобы сохранить и размножить редкие виды растений и животных.)

Физминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

А над нами весело шелестит листва.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

- Кроме деревьев в группу цветковых входят также кустарники, цветы и травы.

Берёза – любимое дерево русского народа, раскрывающее русскую душу.

Берёза - дерево стройное, с густой кроной, широко растущей вверх.

Берёза зацветает на исходе апреля. Цветки берёзы - "серёжки". Плоды берёзы легко разносятся ветром. Растёт берёза очень быстро, за двадцать пять лет вырастает на высоту пятиэтажного дома.

Всё в берёзе идёт в производство: из листьев и почек берёзы готовят веники для бани, отвары и настои, из бересты мастера и ремесленники народных промыслов мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод. Из древесины берёзы добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Встало однажды Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: и леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропинках веселые желтые огоньки – одуванчики! А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы – одуванчики так и щеголяют: сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Шипо́вник— род дикорастущих растений семейства Розовые. Его побеги покрыты колючками. Цветки бледно-розовые. А плод красного или оранжевого цвета, с орешками внутри. Плоды созревают в октябре.

Плоды шиповника можно употреблять в свежем виде, в виде чая (отвара из сушёных плодов), сиропа и сока.

В плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне.

Плоды шиповника содержат большое количество витамина С, что делает их ценными для медицины и здорового питания.

-Вы когда-нибудь задумывались, почему так красивы цветки и почему они пахнут? (Яркая окраска, приятный запах, сладкий нектар привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

- Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветковых растений. Они разнообразны по форме, по величине и по окраске. Лист состоит из листовой пластины и черешка, которым он прикрепляется к стеблю. Рассмотрите внимательно.

-Что такое цветковое растение? (Растение, у которого есть листья, цветки и плоды.)

V. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированные задания).

Работа по учебнику. Стр. 138

Определите, цветки каких растений изображены на рисунке. Какие плоды созревают на их месте?

Назовите, какие плоды сочные, а какие – сухие.

Запишите в два столбика. Дополните каждую группу.

Работа по учебнику. Стр. 139

Рассмотрите рисунок. По форме и окраске листа определите, какому растению он принадлежит: осине, клену, дубу, орешнику или рябине.

Работа на листах.

Рассмотрите рисунок и определите, какие деревья изображены.

Соедините стрелками дерево и его веточку.

1.Устные ответы детей: мак, огурец, ландыш, липа.

2. Устные ответы детей: клён, осина, орешник, дуб.

3. Проверка по слайду.

Соедини стрелками растение и его веточку.


- Мы с вами на прошлых уроках говорили о частях растений. Сейчас я хочу вам предложить задание для работы в группах.

Я вам даю карточки с названием частей растений, но они у меня рассыпались. Вам нужно собрать из частей два дерева: хвойное - ель и цветковое - рябину. Кто быстрей?

Хвойное: ель

Цветковое: рябина

-Чем отличаются хвойные растения от цветковых?

1.У хвойных – хвоя, у цветковых – листья.

2. У хвойных – шишки, а у цветковых – цветы и плоды.

3. Краеведческий материал. Игра (резерв)

-А в нашей области встречаются хвойные растения?

Назовите их (сосна, ель)

- В нашей местности есть разные леса. А какие у них названия, мы сейчас узнаем. Отвечаем дружно вместе.

Для ответа воспользуйтесь словами (записаны на доске).

березняк, осинник, ельник, бор, дубрава, кедровник.

В нашем краю растут берёзы. Такой лес называется______________

В нашем краю растут осины. Такой лес называется_______________

В нашем краю растут дубы. Такой лес называется________________

В нашем краю растут ели. Такой лес называется_________________

В нашем краю растут сосны. Такой лес называется_______________

(Березняк. Осинник. Дубрава. Ельник. Бор.)

Девочка идёт и читает стихотворение, показывая на дерево с прикрепленными ветками и цветочками черемухи.

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Проходят две девочки, любуясь черемухой.

– Это чья черёмуха?

Около ручья. (Обламывают ветки)

Мимо бабка ехала.

Сразу от черёмухи

(Идет бабка и тоже обламывает ветки.)

Шли в далёкий путь.

Стали ветки гнуть.

(Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, стали обламывать ветки.)

Лишь в пыли валяется

А была черемуха

Чистая, как снег,

Мы любим лес в любое время года,

Цветов и листьев медленную речь.

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

-Чему учит эта сценка? Как вы поступите, когда встретите красиво цветущие растения? (Ответы детей).

5. Рассказ о Красной книге.

- Если растение погибло, сможем ли мы вырастить новое? Да, сможем, если где-то, у кого-то сохранилось растение того же вида и оно даст нам отросток или семена. Если представить, что такое растение не сохранилось и наше было последним, то никто никогда на Земле больше его не увидит: оно исчезнет. Так бывает в природе. Вспомните об этом, если захотите сорвать цветок, сломать куст или веточку.

Сейчас многих растений становится на Земле все меньше и меньше. Редкие виды растений занесены в Красную книгу. Есть такая Красная книга и в нашей Белгородской области (показать Красную книгу Белгородской области).

(На доске экологические знаки, нарисованные детьми.)


VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

- Давайте подведем итог урока:

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Сделайте вывод, чем они различаются?

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- О чем расскажете дома?

- После долгой зимы к нам пожаловала яркая, цветущая весна. Мне очень хотелось, чтобы вы выразили свое настроение на сегодняшнем уроке. У вас на парте лежат цветы.

Если вы считаете, что вам было очень интересно на уроке и вы хорошо потрудились, то добавьте свои цветы на полянку, на которой растет наша черёмуха (на доску), а если вы довольны уроком, но вам было немножко скучно и не очень интересно, то можно оставить цветок себе, быть может он зацветет на другом уроке. Спасибо вам за хорошую работу. Урок закончен.

- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения;

- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных растений;

- ввести понятия хвойные и цветковые растения;

- выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;

- продолжить учить детей работать с книгой, словарем, картами;

- продолжить формирование обще учебного умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету, воспитание любви к родному краю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени И.С. Черных, г. Томск

Ф.И.О. учителя Баранова Татьяна Николаевна

Район, школа МАОУ СОШ № 4 г. Томск

Тип урока: Урок получения новых знаний

Тема: Цветковые и хвойные растения

Цель урока - выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие познавательного интереса к изучаемому предмету;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- учить вести диалог, излагать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре);

- формировать умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;

- овеивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- сравнивать и группировать объекты растительного мира по нескольким признакам.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- расширить знания обучающихся о многообразии растений,

-познакомить с отличительными признаками цветковых и хвойных растений.

Организационный

-Повернитесь, поздоровайтесь с гостями, сядьте.

- Хорошее ли у вас настроение? Покажите ваши умные глазки, ровные спинки, чисты е ручки, длинны е шейки! Посмотрите на соседа , улыбнитесь.

Актуализация,

- Наверное, вы слышали выражение: Растения - это одежда земли. И действительно на земле почти повсюду есть растения. Они образуют луга и леса. Мы видим их на улицах городов и сёл. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой. СЛАЙД

- Я покажу вам растения , а вы попытайтесь вспомнить их названия. СЛАЙДЫ

- Что общего у всех растений?

- Чем они различаются?

- Как вы думаете, что будет предметом нашего обсуждения на уроке?

- Верно, будем говорить о разнообразии растений.

Растут, выделяют кислород.

Бывают хвойные и лиственные.

Деревья, кустарники и травы.

Откройте рабочую тетрадь на странице 29, № 41.

- Чем дерево отличается от кустарника?

- Почему дерево обозначено таким значком? (крона и палочка). А куст кружок с точками?

- Нарисуйте нужные значки, обозначив деревья и кустарники.

У дерева 1 ствол, а у кустарника несколько стволиков.

-Все ли растения отметили?

- Какие растения не отметили?

- Почему? К какой группе они относятся?

- Давайте придумаем для них знак.

-Нарисуйте этот значок в кружочках.

Подорожник, ромашку и свёклу.

-Марина назови деревья, Аня назови кустарники, Каролина назови травы.

Рефлексия предметная, деятельности

- Оцените свою работу справа. ………….

- Кто нарисовал солнышко? Почему?

- Кто нарисовал траву? Почему?

- Надеюсь, все справились и молнию никто не нарисовал?

Дети рисуют солнышко, траву, облачко, молнию.

- Прочитайте внизу задание, под чертой.

Мы с вами живём в Сибири, в Томской области. Обычно люди лучше знают природу места, где живут. Что за значок?

-напиши название 1 дерева, 1 кустарника, и траву.

Дома напишете ещё по 2 названия на строке.

– Я произношу название дерева , вы поднимаете руки вверх и встаёте на носочки; называю кустарник – руки в стороны; называю траву – приседаете.

Яблоня, малина, ландыш, черёмуха, шиповник, рябина, одуванчик, смородина, колокольчик, сирень,

Постановка учебной задачи

- Что общего у перечисленных мною растений?

( весной, летом чем любуемся?)

-А как вы думаете, как называются растения, которые цветут? (Цветковые)

Цветут, дают плоды и семена

-Откройте учебник на стр.74.

- Прочитаем первое предложение.

-Что обозначает значок* (загляни в словарик)

Открывают словарик в конце учебника.

На какую букву будем искать слово? (Ц)

-Прочитайте текст про себя, теперь Вадим озвучит нам текст.

- О каких же растениях говорят, что они цветковые?

-Что они образуют после цветения? (плод с семенами)

растения, которые цветут

плод с семенами

-Что обозначает значок слева? Влада, читай задание.

-Как вы определили, что груша это дерево, шиповник – кустарник?

– Рассмотрите рисунок на с. 74 СЛАЙД №6

1 ряд будет работать с рисунком дерева и отмечать всё то, что относится к этому дереву

2 ряд – будет работать с кустарником и отмечать всё то, что относится к кустарнику

3 ряд – будет работать с травянистым растением и отмечать всё то, что относится к этому растению.

Грушевое дерево цветок – плод – семена внутри плода.

Шиповник – кустарник цветок – плод – семена внутри плода.

Горох – травянистое растение цветок - стручок – семена – плоды

- Назовите мне объединяющий признак для этих, таких разных, растений.

– Почему цветковые растения такие красивые и ароматные? (Они своей яркой окраской, приятным запахом, сладким нектаром привлекают насекомых, которые помогают опылять растения.)

– Что происходит с цветками после опыления? (На этом месте появляется плод.)

-Цветы дружат с насекомыми. А какое насекомое цветы больше любят?

Послушайте историю про грустную пчёлку:

Далеко-далеко жила была Маленькая пчёлка. Каждый летний день она рано просыпалась и летела на свою любимую цветочную полянку, на которой она собирала нектар. Она была очень трудолюбивой пчелкой. Но один раз она улетела очень далеко от полянки и попала в густой тёмный лес. Долго летала пчёлка между деревьями, но ни одного цветочка ни на деревьях, ни под деревьями не нашла в том лесу. И вернулась в улей без нектара. СЛАЙД№ 7

-Как вы думаете, почему?

-Каких только чудес не бывает среди растений!

-Найдите эти строки в учебнике и продолжите чтение ( с.74 внизу) Читай Витя!

-Как называются такие растения?

Прочитаем в словаре , что значит хвойные растения?

1 ученик читает вслух Даша К.

Прочитаем текст на с. 75 Кирилл

-Назовём отличительные признаки хвойных растений.

-Какой же можно сделать вывод?

-Где развиваются семена у хвойных растений? (в шишках)

- Посмотрите, у меня тут целая корзинка шишек!

-Вы можете узнать, с каких они деревьев?

-Давайте вспомним, какие хвойные растения знаете.

Что помним о лиственнице? О ели? О кедре? О сосне?

Саша, найди в корзине шишку лиственницы.

Даша, найди шишку ели. (подхожу к детям).

Рома, найди шишку кедра.

Ксюша, найди шишку сосны.

- Чем хвойные растения отличаются от цветковых?

-Вместо цветков у них образуются шишки, в которых развиваются семена. Листья у них видоизменены – хвоинки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические задачи:

- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе, научиться отличать деревья, кустарники и травянистые растения;

- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных растений;

- ввести понятия хвойные и цветковые растения;

- выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;

- продолжить учить детей работать с книгой, словарем;

- продолжить формирование общеучебного умения высказывать свое мнение, суждение по результатам сравнения (на примере сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп), формирование самостоятельности и активности, привитие интереса к изучаемому предмету.

Оборудование к уроку:

Печатный и электронный учебники, рабочая тетрадь, презентация, лупы, электронный микроскоп, кусочки плодов, шишки, карточки для групповой работы.

1.Мотивация к учебной деятельности

Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и нескучным. Успехов нам и удачи!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

2. Повторение пройденного материала

3.Формулировка темы урока, постановка цели

4.Изучение нового.

5.Физминутка

5.Практическая работа в парах с лупой.

6.Закрепление

8.Домашнее задание

Начинаем наш урок с проверки наших знаний.

Разбейтесь на мини-группы. Какие правила работы в группе вы знаете?

В конверте лежат картинки с растениями. Разложите их на три группы по какому-либо признаку. Как поняли задание? Покажите значком.

- Назовите, на какие 3 группы вы разложили картинки с растениями? (деревья, кустарники, травянистые растения) (кластер на доске)

Назовите, какие растения вы отнесли к деревьям? Остальные группы согласны? Кустарникам? Травянистым? Слайд с верным ответом. По какому признаку вы определяли, где деревья, кустарники и травянистые растения? Не убирайте картинки. Они нам еще понадобятся.

- Какую цель мы перед собой поставим? (знать, что такое цветковые и хвойные растения.)

- Обратите внимание на условные обозначения. Чем будем заниматься?

(выставляю значки-шарики на доску) Сегодня мы поработаем с учебником, узнаем новые определения, поработаем с карточкой, проведем исследование.

Поднимите руку, кто в жизни встречал растения, с которыми вы работали в группе. Значит, вы много знаете о них?

Тогда значками ответьте на вопросы:

У цветковых растений бывают плоды?

У хвойных растений есть листья?

У хвойных растений есть цветы и плоды?

Какие незнания мы выявили?

- Для чего нам нужно это знать?

- Где можно найти ответ на первый вопрос со слайда? - Посмотрите учебники на с. 73.

- На что стоит обратить внимание? (выделено, синим цветом)

- Прочитайте (многие цветут, дают плоды и семена). Как такие растения можно назвать одним словом? (цветковые)

проверьте себя по учебнику. С 74

- Что обозначает значок*? (загляни в словарик) – На какую букву будем искать? (ц) - Прочитайте.

- О каких растениях говорят, что они цветковые? (деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития получаются цветки). Дополняем кластер - цветковые

– Что образуется на месте цветка после опыления? (плод с семенами)

- Рассмотрите предметы, которые я вам показываю (яблоко, груша, шиповник)

-Можно ли назвать их плодами? (да) Почему?

-А что у них внутри? Разрезаю пополам (семена)

-Зачем семена спрятаны внутри? (плод защищает семена)

- Посмотрите на семечко яблони в разрезе под электронным микроскопом. Что спрятано под оболочкой? (будущий росток)

- Вы поняли, что из семени, находящегося внутри плода, появится новое растение?

- Оцените степень понимания, что такое цветковые растения? (значком)

____________________________________________

_________________________________________________

Сейчас мы вновь вернемся к нашим картинкам. Подумайте, в какие две группы по виду листвы можно объединить эти все растения? Поработайте в группах.

- На какие две группы разделили растения? Кто согласен? Докажите. Проверьте верность ответа. (слайд)

Положите перед собой лист самооценки. Найдите в табличке цифру 1. оцените свой вклад в работу группы.

- Кто знает, как называются растения, на ветках которых растут хвоинки? Где найти подтверждение? (в учебнике) Найдите определение в словаре.

-Какие виды растений по виду листвы бывают хвойными? (деревья и кустарники) (дополнить кластер)

- Ответим на 2 вопрос - Есть ли листья у хвойных растений? (Листья хвойных растений сильно уменьшились, сжались, превратились в тонкие иголочки –хвоинки. ХвОя – видоизмененные листья у хвойных растений).

-Знаем ответ? Какой вопрос следующий?

- Все вы наверняка видели, какими прекрасными душистыми цветами по весне цветут ели и сосны.

- Не видели? А как же тогда размножаются такие деревья? Где спрятаны семена? Вы находили ответ в определении?

У хвойных растений плодов не образуется, так как отсутствует цветок. А что есть на таких растениях? А что же такое шишки? Это бывшие ветки, чешуйки — бывшие видоизмененные листья. (слайд с разрезом шишки). Семена лежат открыто, на чешуйках шишки. Кроме того, семена в шишках созревают зимой. В марте, апреле, когда воздух становится влажным и теплым, шишки раскрываются, семена разлетаются и падают прямо на снег.

А сейчас мы представим, что мы ученые – исследователи.

-Поработайте в парах. Возьмите шишку, потрясите её и найдите семена.

-Рассмотрите их с помощью лупы, помогите друг другу. (показ с помощью электронного микроскопа). Что интересного заметили?

-Для чего семена спрятаны внутри шишки? (она защищает их)

- Ответили ли мы на последние вопросы?

- Сбрасывают ли хвойные растения иголки? А сколько лет живет одна хвоинка? (3-5 лет. Хвоинки опадают не все сразу, а постепенно. Они заменяются на дереве так же, как волосы на голове)

Можете ли вы догадаться, веточка какого растения у меня в руке, лиственного или хвойного? (показываю веточку лиственницы) Лиственного? А вот и нет. Есть хвойное растение, которое сбрасывает хвою на зиму, это лиственница.

- Оцените степень понимания, что такое хвойные растения? (значком).

Проверим знания, полученные на этом уроке.

Положите перед собой лист самооценки. Найдите табличку около цифры 2.

Вам предлагается поставить плюс, если это есть у растения, и минус, если нет

Поменяйтесь карточками. Если ответ неверный, просто зачеркните его. Поставьте галочку в нужный столбец. Верните карточку.

Положите перед собой лист самооценки. Найдите в табличке цифру 2. Оцените верность работы с карточкой.

- Назовите отличительные признаки цветковых растений и хвойных растений.

- Какая была цель урока?

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Пригодятся ли вам эти знания? Для чего?

Выполнили ли мы всё намеченное? (наряжаем ёлочку)

Самооценка за работу на уроке. Если вы активно участвовали в работе, внимательно слушали, то ставите плюс в листе самооценки…

Давайте поставим коллективные оценки за активную работу на уроке. Те, кто заработал коллективную оценку, выставьте её в лист самооценки.

После урока вы сдадите карточку и получите оценки за урок в зависимости от ваших отметок

Запись и пояснение домашнего задания. (Учебник с.73-75. Рабочая тетрадь с.30)

Кто знает, что это? (показ кедровой шишки) Как называется дерево, на котором растут такие шишки? Кедр? А вот и нет. Верный ответ вы можете найти в Хрестоматии на с 43-45

Вот сегодня мы с вами будем говорить о растениях, которые цветут и называются цветковыми и о хвойных растениях.

подготовка к восприятию новой темы.

  1. Деревья.
  2. Кустарники,
  3. Травянистые растения.

работа по учебнику, (с. 73)

- Какие ошибки вы допустили?

ФИЗМИНУТКА: Выйти и построиться в круг. Цель игры: назвать по кругу деревья, кустарники, травянистые растения, хлопая, при этом друг друга по ладошке.

  • Прочитайте в столбиках названия растений?
  • Какие из них вы знаете? (если не знают показать)
  • Используя значки, покажи, какие растения относятся к деревьям, а какие к кустарникам? Проверка, самооценка с помощью линеечки.

Работа по учебнику.

Повторное чтение последней строчки с. 73, выделенной синим цветом.

  • Что такое цветковые растения?
  • Как мы быстро найдем словарь? (содержание)
  • На какую букву будем искать? (ц)

Прочитайте про себя, а затем вслух.

  • Почему их называют цветковыми растениями? (потому что они цветут хотя бы раз в жизни)
  • Что образуется после цветения на месте цветка? (плод с семенами)

Работа с рисунком учебника, (с.74)

- вопрос учебника (дерево-груша, кустарник-шиповник, травянистое растение- горох)

Практическая работа, (с раздаточным материалом половинки груши, яблока, томатов)

Читайте также: