Чуковский путаница конспект и презентация
Обновлено: 05.07.2024
2 Загадки Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо, Такое тёплое, такое Пушистое и золотое. На малину налетели, Поклевать её хотели. Но увидели урода И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки. Кто автор этих загадок?
3 Прочитайте только русские буквы и узнаете автора загадки WЧSRУYКHLВUQСZVКDRGИNЙ Корней Иванович Чуковский
4 Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук доктор филологических наук
6 Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков
8 Чуковский с младшей дочерью Мурой год.
9 Вспомним произведения К. И. Чуковского К. И. Чуковского
16 К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
20 Словарная работа КОВШ - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
21 УШАТ - небольшая кадка с ушами
22 КАДКА - БОЧКА - бочка с прямыми боками и одним дном. старая русская мера жидкостей, деревянное, обтянутое обручами.
23 ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКА- Значение этих слов и выражений найдите в словарике на с.214 учебника ЛОПОТАЛ (лопотать) - говорить много, быстро, неясно. ласковое название послушного ребёнка
26 Закончите предложения: Сегодня на уроке я … Мне запомнилось …
Загадки К.И. Чуковского
Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю.
Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная!
Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана,
Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.
- Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое Пушистое и золотое.
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт.
Отгадай сказки:
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор …
Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я – Великий умывальник, Знаменитый …
"Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!"
У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Знакомство со стихотворением
-Понравилось вам стихотворение? -Почему стихотворение вызвало
Работа над произведением
-Что случилось с героями произведения?
-Почему им надоело говорить своими голосами?
-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?
-К чему привела их шалость?
-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они ?
-Смогли бы они потушить море? Почему?
-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?
-Как веселились звери?
-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?
-Прочитайте, как автор передал радость зверей?
Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.
Например: плюшка - … птичка - … улитка - …
Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:
1 вариант - лягушка-подушка,
2 вариант - лужок-прыжок.
Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.
Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.
Какие герои сказок Чуковского спрятались на картинке?
Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным Не зная самых главных книг?
- продолжить знакомство с биографией К.Чуковского;
- повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;
- развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
- учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
- воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
- читать по ролям;
- объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
- определять особенности юмористического произведения.
Оборудование: выставка книг, интерактивная доска, мультфильм “Путаница”.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Потрудиться в самый раз!
Эй, дружочек, не зевай,
Новые знания добывай!
2. Проверка домашнего задания.
Какие высказывания запомнили и записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи)
3. Работа по теме урока.
- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.
Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.
- О ком мой рассказ?
- У К.И. Чуковского было четверо детей.
Случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном, который заболел, у которого была высокая температура, в вагоне поезда. И чтобы он не хныкал, стал рассказывать ему сказку.
- Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!
Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.
- Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал…
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
- Это слова из сказки.
- Этим маленьким его друзьям “от двух до пяти” он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем “Чукоша”.
- Решив кроссворд, вы узнаете настоящую фамилию поэта.
Знакомство с выставкой книг.
Повторение малых жанров фольклора “Небылица”.
- Вдруг из-под собаки лают ворота…
- Какой жанр народного творчества?
Небылица - шуточный рассказ о том
Чего не может быть, не бывает.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
5. Работа со стихотворением “Путаница”.
(Стихотворение читает К.И.Чуковский)
- Чтение шёпотом. (Подчеркнуть карандашом непонятные слова).
- Чтение по цепочке.
- Чтение по ролям (отрывок).
Вопросы к прочитанному:
- Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?
- Чем “Путаница” похожа на небылицу?
- Какое настроение создаёт автор?
6. Отгадывание авторских загадок.
- Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.
- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
- Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала.
Поглядела в кузовок –
Там и нет ничего.
- Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.
7. Физкультминутка для глаз “Бабочка”.
8. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.
- Прослушай отрывок и отгадай сказку.
- На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
- Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
- Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…” - Кто напал на муху-цокотуху?
9. Повторение литературоведческой терминологии. Рифма.
- Подобрать рифмы к словам котёнок, пирожок, глаза, золотой.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке мне было трудно…
11. Подведение итогов урока.
- Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным
Не зная самых главных книг?
№ слайда 2
Загадки Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо,— Такое тёплое, такое Пушистое и золотое.На малину налетели, Поклевать её хотели. Но увидели урода — И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки.Кто автор этих загадок?
№ слайда 3
Прочитайте только русские буквы и узнаете автора загадки WЧSRУYКHLВUQСZVКDRGИNЙКорней Иванович Чуковский
№ слайда 4
Корней Иванович Чуковский Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук
№ слайда 5
№ слайда 6
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.Настоящее его имяНиколай Васильевич Корнейчуков
№ слайда 7
№ слайда 8
Чуковский с младшей дочерью Мурой. 1925 год.
№ слайда 9
Вспомним произведения К. И. Чуковского
№ слайда 13
№ слайда 16
К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
№ слайда 17
№ слайда 20
Словарная работа КОВШ -округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
№ слайда 21
УШАТ - небольшая кадка с ушами
№ слайда 22
КАДКА - бочка с прямыми боками и одним дном. БОЧКА - старая русская мера жидкостей, деревянное, обтянутое обручами.
№ слайда 23
ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКА-ласковое название послушного ребёнкаЛОПОТАЛ (лопотать) -говорить много, быстро, неясно.Значение этих слов и выражений найдите в словарике на с.214 учебника
№ слайда 25
№ слайда 26
Закончите предложения:Сегодня на уроке я …Мне запомнилось …
Читайте также: