Чуковский путаница конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

2 Загадки Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо, Такое тёплое, такое Пушистое и золотое. На малину налетели, Поклевать её хотели. Но увидели урода И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки. Кто автор этих загадок?

3 Прочитайте только русские буквы и узнаете автора загадки WЧSRУYКHLВUQСZVКDRGИNЙ Корней Иванович Чуковский

4 Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук доктор филологических наук

6 Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков

8 Чуковский с младшей дочерью Мурой год.

9 Вспомним произведения К. И. Чуковского К. И. Чуковского

16 К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

20 Словарная работа КОВШ - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

21 УШАТ - небольшая кадка с ушами

22 КАДКА - БОЧКА - бочка с прямыми боками и одним дном. старая русская мера жидкостей, деревянное, обтянутое обручами.

23 ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКА- Значение этих слов и выражений найдите в словарике на с.214 учебника ЛОПОТАЛ (лопотать) - говорить много, быстро, неясно. ласковое название послушного ребёнка

26 Закончите предложения: Сегодня на уроке я … Мне запомнилось …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадки К.И. Чуковского Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю.

Загадки К.И. Чуковского

Красные двери В пещере моей, Белые звери Сидят у дверей. И мясо и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю.

Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная!

Два коня у меня, Два коня. По воде они возят меня. А вода Тверда, Словно каменная!

 Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.

Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана,

Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого.

- Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое Пушистое и золотое.

- Был белый дом, Чудесный дом, И что-то застучало в нём. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо – Такое тёплое, такое Пушистое и золотое.

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт.

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт.

Отгадай сказки: Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор …

Отгадай сказки:

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор …

Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я – Великий умывальник, Знаменитый …

Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я – Великий умывальник, Знаменитый …


"Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час!"

У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!

У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. - А много ли прислать? - Да пудов этак пять. Или шесть: Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

Знакомство со стихотворением

-Понравилось вам стихотворение? -Почему стихотворение вызвало

 Работа над произведением -Что случилось с героями произведения? -Почему им надоело говорить своими голосами? -Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал? -К чему привела их шалость? -Как звери восприняли пожар? Испугались ли они ? -Смогли бы они потушить море? Почему? -Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить? -Как веселились звери? -Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку? -Прочитайте, как автор передал радость зверей?

Работа над произведением

-Что случилось с героями произведения?

-Почему им надоело говорить своими голосами?

-Что им сказал зайка? Прочитайте. О чем он их предупреждал?

-К чему привела их шалость?

-Как звери восприняли пожар? Испугались ли они ?

-Смогли бы они потушить море? Почему?

-Кто потушил море? Зачитайте. Почему ей удалось затушить?

-Как веселились звери?

-Как вы думаете, какими словами можно закончить эту сказку?

-Прочитайте, как автор передал радость зверей?

Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам. Например: плюшка - … птичка - … улитка - …

Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.

Например: плюшка - … птичка - … улитка - …

Придумайте свою небылицу со словами-рифмами: 1 вариант - лягушка-подушка, 2 вариант - лужок-прыжок.

Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:

1 вариант - лягушка-подушка,

2 вариант - лужок-прыжок.


Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.







Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.

Перед вами план нашего произведения. Здесь тоже произошла путаница. Распутайте план, восстановите последовательность.

Какие герои сказок Чуковского спрятались на картинке?

Какие герои сказок Чуковского спрятались на картинке?

http://www.youtube.com/watch?v=H9fUyo_0veE http://www.youtube.com/watch?v=AS02KkNua4Y Мультфильм

Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным Не зная самых главных книг?

Нам жалко дедушку Корнея: В сравненье с нами он отстал, Поскольку в детстве “ Бармалея ” И “ Крокодила” не читал, Не восхищался “Телефоном” И в “Тараканище” не вник. Как вырос он таким учёным Не зная самых главных книг?

  • продолжить знакомство с биографией К.Чуковского;
  • повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.
  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
  • читать по ролям;
  • объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
  • определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: выставка книг, интерактивная доска, мультфильм “Путаница”.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Потрудиться в самый раз!
Эй, дружочек, не зевай,
Новые знания добывай!

2. Проверка домашнего задания.

Какие высказывания запомнили и записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи)

3. Работа по теме урока.

- В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

- О ком мой рассказ?

- У К.И. Чуковского было четверо детей.

Случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном, который заболел, у которого была высокая температура, в вагоне поезда. И чтобы он не хныкал, стал рассказывать ему сказку.

- Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил
Крокодилович!

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.

- Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал…

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

- Это слова из сказки.

- Этим маленьким его друзьям “от двух до пяти” он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем “Чукоша”.

- Решив кроссворд, вы узнаете настоящую фамилию поэта.

Знакомство с выставкой книг.

Повторение малых жанров фольклора “Небылица”.

- Вдруг из-под собаки лают ворота…
- Какой жанр народного творчества?
Небылица - шуточный рассказ о том
Чего не может быть, не бывает.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

5. Работа со стихотворением “Путаница”.

(Стихотворение читает К.И.Чуковский)

- Чтение шёпотом. (Подчеркнуть карандашом непонятные слова).

- Чтение по цепочке.

- Чтение по ролям (отрывок).

Вопросы к прочитанному:

- Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?

- Чем “Путаница” похожа на небылицу?

- Какое настроение создаёт автор?

6. Отгадывание авторских загадок.

- Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.

- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня!
- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

- Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.

- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт.

- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

- Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала.
Поглядела в кузовок –
Там и нет ничего.

- Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.

7. Физкультминутка для глаз “Бабочка”.

8. Викторина по сказкам К.И.Чуковского.

- Прослушай отрывок и отгадай сказку.

  • На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
  • Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
  • Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
    Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
  • Кто напал на муху-цокотуху?

9. Повторение литературоведческой терминологии. Рифма.

- Подобрать рифмы к словам котёнок, пирожок, глаза, золотой.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

11. Подведение итогов урока.

- Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным
Не зная самых главных книг?

Загадки Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и отт

№ слайда 2

Загадки Был белый дом,Чудесный дом,И что-то застучало в нём.И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо,— Такое тёплое, такое Пушистое и золотое.На малину налетели, Поклевать её хотели. Но увидели урода — И скорей из огорода! А урод сидит на палке, С бородою из мочалки.Кто автор этих загадок?

Прочитайте только русские буквы и узнаете автора загадки WЧSRУYКHLВUQСZVКDRGИNЙК

№ слайда 3

Прочитайте только русские буквы и узнаете автора загадки WЧSRУYКHLВUQСZVКDRGИNЙКорней Иванович Чуковский

Корней Иванович Чуковский Русский писатель, литературовед, доктор филологических

№ слайда 4

Корней Иванович Чуковский Русский писатель, литературовед, доктор филологических наук


№ слайда 5

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.Настоящее его имяНиколай

№ слайда 6

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.Настоящее его имяНиколай Васильевич Корнейчуков

Писать сказки он начал случайно. Когда его маленькая дочка Мурочка капризничала,

№ слайда 7

Чуковский с младшей дочерью Мурой. 1925 год.

№ слайда 8

Чуковский с младшей дочерью Мурой. 1925 год.

Вспомним произведения К. И. Чуковского

№ слайда 9

Вспомним произведения К. И. Чуковского

«Вдруг из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает го

№ слайда 13

К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

№ слайда 16

К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.


№ слайда 17

Словарная работа КОВШ -округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

№ слайда 20

Словарная работа КОВШ -округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

УШАТ - небольшая кадка с ушами

№ слайда 21

УШАТ - небольшая кадка с ушами

КАДКА - бочка с прямыми боками и одним дном. БОЧКА - старая русская мера жидкост

№ слайда 22

КАДКА - бочка с прямыми боками и одним дном. БОЧКА - старая русская мера жидкостей, деревянное, обтянутое обручами.

ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКА-ласковое название послушного ребёнкаЛОПОТАЛ (лопотать) -гово

№ слайда 23

ЗАИНЬКА БЫЛ ПАИНЬКА-ласковое название послушного ребёнкаЛОПОТАЛ (лопотать) -говорить много, быстро, неясно.Значение этих слов и выражений найдите в словарике на с.214 учебника


№ слайда 25

Закончите предложения:Сегодня на уроке я …Мне запомнилось …

№ слайда 26

Закончите предложения:Сегодня на уроке я …Мне запомнилось …

Читайте также: