Чудесное путешествие пророка конспект урока 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Вознесение, Ал-Бурак, гора Синай, Аравийский полуостров.

Формы и виды деятельности: Ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа в группах с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи


  1. Введение в тему урока.

  2. Работа над новым материалом.

  3. Закрепление материала.

  4. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание

1.Организационный момент

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

2. Проверка домашнего задания

3.Введение в тему урока (слайд 1)

У. - Ребята, как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Д. - Предполагаемые ответы детей…

У. - Мухаммад, несмотря на трудности и лишения, продолжает верить в Аллаха и проповедовать его вероучение.

Молитвы Мухаммада были услышаны и жители Ясриба приняли ислам. Но курейшиты припятствовали этому, потому что они боялись, что Ясриб станет центром ислама и их благоденствию придет конец.

Точка удивления (слайд 2)

У.- Ребята, кого вы видете на слайде?

Д. - Коня с человеческим лицом, с крыльями. Он нарядный, красивый.

У. - Прочитайте, как его зовут.

У. - Для чего нужен конь?

Д. - Конь нужен для того, чтобы путешествовать, кататься, летать по небу.

У. - Исходя из этого, можете ли вы сформулировать тему нашего урока?

Д. - Может быть, Мухаммад будет путешествовать на этом сказочном коне? Путешествие Мухаммада?

У. – Ребята. А кто знает, как переводится слово Ал-Бурак?

Д. – Предполагаемые ответы детей…

У. – Правильно. В словаре так и написано: (слайд 4)


  1. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.
Ответы детей.

Д. - Первая остановка – на горе Синай. Она находится на Синайском полуострове в Египте (слайд 6). Помолившись, Мухаммед с ангелом отправились дальше. (слайд 7)

Д. - Третья остановка. На Храмовой горе Мухаммад увидел освещенную лестницу, по которой он поднялся на небеса. (слайд 10) На первом небе его обнял прародитель Адам.

Д. - Четвертая остановка. На седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт покрывалами (слайд 11). Здесь он получил наказ о том, чтобы все мусульмане молились пять раз в день. Также здесь ему предложили два сосуда, в одном было вино, а в другом – молоко. Мухаммад выбрал сосуд с молоком. Аллах сказал ему, что он сделал правильный выбор, иначе бы его народ сбился с правильного пути.

У. - Итак, ребята, вы узнали, как прошло путешествие пророка Мухаммада и ангела Джибрила на коне Ал-Бурак.

- Так сколько ступеней прошли путешественники?

У. – Правильно. По этой лестнице они прошли все семь ступеней, где молились вместе с другими пророками. Но главными из всех ступеней были первая и последняя, седьмая.

Утром пророк рассказал своему народу о том, что с ним произошло этой ночью, что говорил Аллах, но ему мало кто поверил. Многие стали отказываться от ислама. Тогда Мухаммад рассказал о караване, который он видел во время путешествия на Ал-Бураке. Очевидцы, прибывшие из Иерусалима, подтвердили слова Мухаммада.

На самом деле Мухаммад принес своему народу истину, которую приносили раньше и другие пророки.

7. Обобщение темы. (слайд 12)


  1. Для Мухаммада и тех, кто исповедовал вместе с ним ислам, пятикратная ежедневная молитва стала обязательной.

  2. Наш пророк был имамом всех других пророков. То есть, после этого события, по воле Аллаха, положение имама всех людей займёт посланник Аллаха Мухаммад.

  3. Этим нам показано, что сближает людей всех религий - молитва одному Богу и обращение только к Нему.

  4. Пророк Мухаммад вознесся к небесам, где он увидел пророков, начиная с Адама до Ибрагима, а потом посетил самое близкое место к Аллаху, и этому был удостоен только он один, единственный из всех пророков и посланников в истории человечества.

  1. Мне было интересно…

  2. Я сегодня узнал…

  3. Дома я расскажу…

  4. На следующем уроке я хочу…

1. Прочитать стр. 16-17 учебника.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Тема урока: Чудесное путешествие пророка.

Цель урока: Формирование представлений у учащихся об исламской культуре и основателе ислама - пророке Мухаммаде.

формирование у детей представлений о чудесном путешествии пророка и главных идеях, заложенных в его рассказе.


Задачи урока:

-познакомить учащихся с терминами Мирадж, Исра, Иерусалим, Ясриб, Аль - Бурак, Синай;

- раскрыть содержание истории о путешествии пророка, назвать её главные идеи;

- расширить знания учащихся о Пророке Мухаммаде.

- развивать у учащихся уважение к любой религии;

- воспитывать в детях любовь к пророкам.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

Систематизировать и обобщать материал о чудесном путешествии пророка.

Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.

Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником, чтение дополнительной литературы.

Оборудование:

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и тем самым настроимся на работу на сегодняшнем уроке.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, у вас на партах тесты. Давайте повторим то, о чём вы узнали на предыдущих уроках. Прочитайте внимательно тест, выберите правильный ответ.

- А теперь поменяйтесь тестами, проверьте, поставьте баллы в таблицу. Оцените друг друга. (На экране правильные ответы и критерии оценки).

- Кто набрал 6 – 7 баллов, встаньте, пожалуйста, молодцы, а кто набрал 5 баллов? – хорошо; а у кого меньше 5 баллов? - вам нужно ещё раз внимательно прочитать предыдущий материал. Молодцы.

- Ну, а теперь, послушайте красивый нашид. Вы знаете, что такое нашид?

Нашид – это песни на исламские темы. Они содержат прославления Всевышнего, приветствия Его пророкам.

Дети слушают нашид.

- Понравилось? Да, звучит красиво! О чём или о ком этот нашид, предположите?

-Так, о ком мы с вами будем говорить на уроке?

- Да, о пророке Мухаммаде. Откройте учебники на с. 16. Прочитайте тему урока, запишите в тетради.

4.Постановка учебных целей.

- У вас на столах таблицы: определите, какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке (определяются границы знания-незнания).

5. Изучение нового материала.

Но сначала вспомним: верили мекканцы словам Мухаммада?

- Нет, они смеялись над его речами, издевались над мусульманами.

- Да, ребята, некоторые мусульмане покинули Мекку.

- В какую страну они перебрались?

- А ещё какие беды обрушились на пророка Мухаммада?

- В 619 году умер его дядя Абу Талиб, а затем умерла его жена Хадиджа.

- Наш пророк очень переживал, что люди не хотели верить в Аллаха; у него было горе, ему было очень трудно. Итак, слушайте текст. Слушайте внимательно, вы должны сегодня многое узнать.

Чтение учителем (технология продуктивного чтения).

- Понравился текст? О чём мы прочитали? Что узнали? Достигли поставленной цели? Посмотрите на свои таблички, все слова вам понятны?

- Ещё не познакомились со словами Синай, караван. А ещё где мы можем посмотреть незнакомые нам слова и объяснить их значение?

- В словаре , в сети Интернет.

Работа со словарём Ожегова. Объясняют значение слова караван… .

- А вот слово Синай как можно объяснить? На доске выставляется рисунок с изображением горы Синай и объяснение: гора Синай - гора на Синайском полуострове в Египте.

- А сейчас, ребята, отдохнём.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

- Итак, давайте восстановим события чудесного путешествия пророка Мухаммада. Мухаммад на коне Ал-Бурак отправился в путешествие по ночному небу.

Работа в группах. 10 минут.

Ответы детей.

- У вас вопрос :…….( Сколько же остановок сделал Мухаммад во время своего путешествия?)

1) - Первая остановка – на горе Синай. Она находится на Синайском полуострове в Египте.

2) - Вторую остановку они совершили на Храмовой горе в городе Иерусалиме .Это священное место для мусульман. Это одна из трёх величайших святынь ислама – мечеть Аль - Акса.

4) - Сам город является святыней для христиан, иудеев и мусульман.

5) - Третья остановка. На Храмовой горе Мухаммад увидел освещенную лестницу, по которой он поднялся на небеса.

2 группа, ваш вопрос:……. ( Кого пророк Мухаммад повстречал в пути ?)

1) - В Иерусалиме, на Храмовой горе Мухаммад встретился с другими пророками.

2) - На седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал.

3 группа, вы отвечаете на вопрос:…… ( Что делал пророк Мухаммад?)

1) - Мухаммад с ангелом помолились на горе Синай, отправились дальше.

2) - В Иерусалиме Мухаммад вместе со всеми пророками прочитал молитву.

3) - На седьмом небе он получил наказ о том, чтобы все мусульмане молились пять раз в день.

4) - Также здесь ему предложили два сосуда, в одном было вино, а в другом – молоко. Мухаммад выбрал сосуд с молоком. Аллах сказал ему, что он сделал правильный выбор, иначе бы его народ сбился с правильного пути.

- Итак, ребята, вы узнали, как прошло путешествие пророка Мухаммада и ангела Джибрила на коне Ал-Бурак.

Этнонациональный компонент (по РИПу).

- Вам знакомо слово Мирадж? (Мираж кичэсэ)

- В ваших семьях этот день отмечается, ваши родные идут в мечеть, совершают коллективную молитву, держат пост. Так вот, Путешествие Посланника из Аль – Кудса на небеса, о котором вы сегодня узнали, и называется Мирадж. А вот Путешествие Посланника из Мекки в Аль – Кудс (Иерусалим) называется Исра.

- Давайте, ребята, сделаем вывод, какое наставление дал Аллах пророку и всем мусульманам? (главные идеи в чудесном путешествии пророка).

Для Мухаммада и всем мусульманам пятикратная ежедневная молитва стала обязательной.

Чудесное путешествие пророка показало, что людей всех религий сближает молитва одному Богу и обращение только к Нему.

П ророк Мухаммад вознесся к небесам, где он увидел пророков, начиная с Адама до Ибрагима, мы всех их должны любить, а потом посетил самое близкое место к Аллаху, и этому был удостоен только он один, единственный из всех пророков и посланников в истории человечества.

10. Игра " Да или нет"

- Вы правильно сделали вывод. А сейчас поиграем.

а) Жители Ясриба не приняли ислам (нет)

б) Ал - Бурак- белая лошадь с человеческим лицом. (да)

в) Первая остановка пророка на горе Синай. (да)

г) Вторая остановка в городе Ясрибе. (нет)

д) Мухаммад вознесся на небо, встретился с Адамом и Аллахом.(да)

е) Аллах дал Мухаммаду наказ о четырехкратной молитве.( нет)

ж) Путешествие Мухаммада подтверждает, что он является посланником бога.( да )

- Много информации вы сегодня получили. Спасибо за вашу работу на уроке. Вы мне понравились. А вам было интересно? Продолжите мои фразы…

Мне было интересно…

Я сегодня узнал…

Дома я расскажу…

11. Домашнее задание.

1 . Прочитать стр. 16-17 учебника.

2. Составить рассказ о чудесном путешествии пророка.

Наши́д ( араб. نشيد ‎ ) — мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов . Использование музыкальных инструментов согласно мнению многих богословов [1] , в том числе основателей четырёх из основных мазхабов ислама, не разрешено.

Нашид – это песни на исламские темы. Они содержат прославления Всевышнего, приветствия Его пророкам. В них воспевается добродетель и служение на пути Аллаха.

Бурак ( араб. البُراق ‎ , сияющий , молниеносный ) — в исламе внеземное разумное существо, на котором Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Бурака обычно изображают в виде лошади с головой человека.

Цель урока: Формирование представлений у учащихся об исламской культуре и основателе ислама - пророке Мухаммаде.

формирование у детей представлений о чудесном путешествии пророка и главных идеях, заложенных в его рассказе.

-познакомить учащихся с терминами Мирадж, Исра, Иерусалим, Ясриб, Аль - Бурак, Синай;

- раскрыть содержание истории о путешествии пророка, назвать её главные идеи;

- расширить знания учащихся о Пророке Мухаммаде.

- развивать у учащихся уважение к любой религии;

- воспитывать в детях любовь к пророкам.

Учащиеся должны уметь:

Систематизировать и обобщать материал о чудесном путешествии пророка.

Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.

Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником, чтение дополнительной литературы.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и тем самым настроимся на работу на сегодняшнем уроке.

Проверка домашнего задания.

- Ребята, у вас на партах тесты. Давайте повторим то, о чём вы узнали на предыдущих уроках. Прочитайте внимательно тест, выберите правильный ответ.

- А теперь поменяйтесь тестами, проверьте, поставьте баллы в таблицу. Оцените друг друга. (На экране правильные ответы и критерии оценки).

- Кто набрал 6 – 7 баллов, встаньте, пожалуйста, молодцы, а кто набрал 5 баллов? – хорошо; а у кого меньше 5 баллов? - вам нужно ещё раз внимательно прочитать предыдущий материал. Молодцы.

- Ну, а теперь, послушайте красивый нашид. Вы знаете, что такое нашид?

Нашид – это песни на исламские темы. Они содержат прославления Всевышнего, приветствия Его пророкам.

Дети слушают нашид.

- Понравилось? Да, звучит красиво! О чём или о ком этот нашид, предположите?

-Так, о ком мы с вами будем говорить на уроке?

- Да, о пророке Мухаммаде. Откройте учебники на с. 16. Прочитайте тему урока, запишите в тетради.

4.Постановка учебных целей.

- У вас на столах таблицы: определите, какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке (определяются границы знания-незнания).

5. Изучение нового материала.

Но сначала вспомним: верили мекканцы словам Мухаммада?

- Нет, они смеялись над его речами, издевались над мусульманами.

- Да, ребята, некоторые мусульмане покинули Мекку.

- В какую страну они перебрались?

- А ещё какие беды обрушились на пророка Мухаммада?

- В 619 году умер его дядя Абу Талиб, а затем умерла его жена Хадиджа.

- Наш пророк очень переживал, что люди не хотели верить в Аллаха; у него было горе, ему было очень трудно. Итак, слушайте текст. Слушайте внимательно, вы должны сегодня многое узнать.

Чтение учителем (технология продуктивного чтения).

- Понравился текст? О чём мы прочитали? Что узнали? Достигли поставленной цели? Посмотрите на свои таблички, все слова вам понятны?

- Ещё не познакомились со словами Синай, караван. А ещё где мы можем посмотреть незнакомые нам слова и объяснить их значение?

- В словаре, в сети Интернет.

Работа со словарём Ожегова. Объясняют значение слова караван….

- А вот слово Синай как можно объяснить? На доске выставляется рисунок с изображением горы Синай и объяснение: гора Синай - гора на Синайском полуострове в Египте.

- А сейчас, ребята, отдохнём.

Самостоятельная работа учащихся в группах.

- Итак, давайте восстановим события чудесного путешествия пророка Мухаммада. Мухаммад на коне Ал-Бурак отправился в путешествие по ночному небу.

Работа в группах. 10 минут.

- У вас вопрос:…….( Сколько же остановок сделал Мухаммад во время своего путешествия?)

1) - Первая остановка – на горе Синай. Она находится на Синайском полуострове в Египте.

2) - Вторую остановку они совершили на Храмовой горе в городе Иерусалиме .Это священное место для мусульман. Это одна из трёх величайших святынь ислама – мечеть Аль - Акса.

4) - Сам город является святыней для христиан, иудеев и мусульман.

5) - Третья остановка. На Храмовой горе Мухаммад увидел освещенную лестницу, по которой он поднялся на небеса.

2 группа, ваш вопрос:…….( Кого пророк Мухаммад повстречал в пути?)

1) - В Иерусалиме, на Храмовой горе Мухаммад встретился с другими пророками.

2) - На седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал.

3 группа, вы отвечаете на вопрос:……( Что делал пророк Мухаммад?)

1) - Мухаммад с ангелом помолились на горе Синай, отправились дальше.

2) - В Иерусалиме Мухаммад вместе со всеми пророками прочитал молитву.

3) - На седьмом небе он получил наказ о том, чтобы все мусульмане молились пять раз в день.

4) - Также здесь ему предложили два сосуда, в одном было вино, а в другом – молоко. Мухаммад выбрал сосуд с молоком. Аллах сказал ему, что он сделал правильный выбор, иначе бы его народ сбился с правильного пути.

- Итак, ребята, вы узнали, как прошло путешествие пророка Мухаммада и ангела Джибрила на коне Ал-Бурак.

Этнонациональный компонент (по РИПу).

- Вам знакомо слово Мирадж? (Мираж кичэсэ)

- В ваших семьях этот день отмечается, ваши родные идут в мечеть, совершают коллективную молитву, держат пост. Так вот, Путешествие Посланника из Аль – Кудса на небеса, о котором вы сегодня узнали, и называется Мирадж. А вот Путешествие Посланника из Мекки в Аль – Кудс (Иерусалим) называется Исра.

- Давайте, ребята, сделаем вывод, какое наставление дал Аллах пророку и всем мусульманам? (главные идеи в чудесном путешествии пророка).

Для Мухаммада и всем мусульманам пятикратная ежедневная молитва стала обязательной.

Чудесное путешествие пророка показало, что людей всех религий сближает молитва одному Богу и обращение только к Нему.

Пророк Мухаммад вознесся к небесам, где он увидел пророков, начиная с Адама до Ибрагима, мы всех их должны любить, а потом посетил самое близкое место к Аллаху, и этому был удостоен только он один, единственный из всех пророков и посланников в истории человечества.

10. Игра " Да или нет"

- Вы правильно сделали вывод. А сейчас поиграем.

а) Жители Ясриба не приняли ислам (нет)

б) Ал - Бурак- белая лошадь с человеческим лицом. (да)

в) Первая остановка пророка на горе Синай. (да)

г) Вторая остановка в городе Ясрибе. (нет)

д) Мухаммад вознесся на небо, встретился с Адамом и Аллахом.(да)

е) Аллах дал Мухаммаду наказ о четырехкратной молитве.( нет)

ж) Путешествие Мухаммада подтверждает, что он является посланником бога.( да )

- Много информации вы сегодня получили. Спасибо за вашу работу на уроке. Вы мне понравились. А вам было интересно? Продолжите мои фразы…

Мне было интересно…

Я сегодня узнал…

Дома я расскажу…

11. Домашнее задание.

1. Прочитать стр. 16-17 учебника.

2. Составить рассказ о чудесном путешествии пророка.

Наши́д (араб. نشيد‎) — мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов. Использование музыкальных инструментов согласно мнению многих богословов[1], в том числе основателей четырёх из основных мазхабов ислама, не разрешено.

Нашид – это песни на исламские темы. Они содержат прославления Всевышнего, приветствия Его пророкам. В них воспевается добродетель и служение на пути Аллаха.

Бурак (араб. البُراق‎, сияющий, молниеносный) — в исламе внеземное разумное существо, на котором Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Бурака обычно изображают в виде лошади с головой человека.

Ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями через формирование первых представлений учеников об исламской культуре и основателе ислама - пророке Мухаммаде.

Задачи урока:

личностные

- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу, окружающим, стремление совершать добрые поступки на примере жизни основателя ислама – пророка Мухаммада;

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;

предметные

- формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное;

- Формировать уважительного отношения к культурному наследию мусульманского народа.

Оборудование. Комплект мультимедиа, наглядные пособия (электронный вариант), учебник, раздаточный материал.

Виды деятельности

Ознакомительное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия

Миссия, вознесение, знамение

Коран или изображения Корана, изображение городов Таиф, Иерусалим, Мекка


  • Как жители Ясриба приняли ислам

  • Как проходило путешествие Мухаммада в Иерусалим

  • Какие чудесные события были связаны с пророком Мухаммадом

  • Какой наказ дал Пророку Аллах

Организация деятельности учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся на урок.

У всех учащихся на парте лежат смайлики.



-Добрый день, ребята! По традиции я прошу вас рассказать о вашем настроении с помощью наших друзей – смайликов.

-Во! (показывают смайлики)

-У всех такое мнение?

-Да! (показывают смайлики)

-У всех без исключения?

-Ребята, если у вас хорошее настроение, поделитесь им с другими: посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

1. Проверка домашнего задания:

2. Запись темы урока в тетрадь. Слайд 2,3 Мирадж — арабское название чудесного вознесения на небеса пророка Мухаммада. Это событие произошло в 621 году н. э., в ночь с 26 на 27 число месяца раджаб. По преданию, в эту ночь Пророк перенёсся из Мекки сначала на гору Синай, а затем в Иерусалим. Там Мухаммад в сопровождении ангела Джибрила вознёсся на небеса и говорил с Богом и пророками. Затем Мухаммад был возвращён обратно в Мекку.

В настоящее время ночь Мирадж отмечается во многих мусульманских странах. На тюркских языках она называется Раджаб-байрам. Эту ночь мусульмане проводят без сна в мечети, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка.

3. Работа с основными понятиями: (осуществляется в ходе урока)

Миссия, вознесение, знамение

Слайд 6-11 Физминутка.

4. Чтение и обсуждение текста параграфа пособия для учащихся «Продолжение посланнической миссии.

Вопросы для обсуждения и задания:

- Какие тяготы выпали на долю Мухаммада? Как он переносил их? Расскажите о ночном путешествии Мухаммада в Иерусалим.

- О каких знамениях рассказал Мухаммад своим соплеменникам?

- Какие чудеса показывал людям Мухаммад? К чему Мухаммад призывал людей?

5. Закрепление изученного материала урока.

а) Электронное приложение к учебнику (урок №5, тренажер).


  • Как проходило распространение ислама?

  • Как вы думаете, какие человеческие качества помогалди пророку обращать людей в новую веру?

  • Какие тяготы выпали на долю Мухаммада? Как он переносил их?

  • К чему он призывал людей?

  • Ради кого Пророк Мухаммад переносил все мучения и трудности?

  • Составьте рассказ о чудесном путешествии Мухаммада.

  • Назовите главные идеи рассказа о путешествии пророка.

7. Подведение итогов урока.






Мне было трудно, но я справился

- Электронное приложение к учебнику.

- История религий в России. – М.,2001.

- Ислам: Энциклопедический словарь / Отв. Ред. С.М.Прозоров. – М., 1991.

- Панова В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда, - М., 1990.

9. Межпредметные связи:

10. Внеурочная деятельность:

- нарисовать одну из остановок чудесного путешествия пророка.

Черного юмора не существует, потому что не бывает белого юмора. Моуз
ещё >>

Читайте также: