Чучело конспект урока 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

поступков, а также способности к переосмыслению своего пове дения.

- создать условия для обсуждения сложности взаимоотношений подрос тков в группе,

когда ложно понимаемое чувс тво солидарности может стать при чиной чрезмерной

жестокости по отношению к другому ; привлечь в нимание к сит уа ции переоценки

открываем страницу 7, так чтобы текст повести у вас был перед глазами и вы могли бы

обращаться к повести и подтверждать свои мысли строками из книги.

Цель нашего урока : согласиться и опровергнуть слова Л.Н.Толстого. Распечатки слов

Л.Н.Толстой считал: « Одно из самых обычных и распространенных суеверий то,

что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек

добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают

такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще

умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если

мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, и про другого, что он

злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки : вода

во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая,

то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди.

Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет

одни, иногда другие и бывает часто непож ож на себя, оставаясь все между тем одним

Эти слова можно отнести к любому из людей, в том числе и к вам, и к героям повес ти

Словарная работа : безоблачная - никем не омраченная.

Все же некоторые из взрослых считают, что в детстве есть много проблем. И проблем ы

эти особенно трудны: ведь человек сталкивае тся и с радостью и с болью вп ервые. И часто

забавная игра незаметно переходит и в серьезные проблемы, решать которые приходится

Писателей тоже интересует тема переосмысления посту пков. В повести В.Железникова

Много пришлось пережить Лене до тех событий, которые предлагаются ва шему

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Уроки достоинства и человечности

Урок-дискуссия в 6 классе

2) развивать речь, мышление, умение дискуссировать с обоснованием

3) воспитывать чувства собственного достоинства, доброты, бескорыстия. Оборудование:

карточки со словами: предательство, подлость, жестокость, равнодушие, лицемерие, доброта, достоинство, верность, благородство, преданность, бескорыстие, самоотдача.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на костре и распинали,

Как всем известно, с самых ранних дней.

I. Вступительное слово учителя.

Вы видите здесь карточки со словами, называющими качества человеческого характера. Я предлагаю вам самим разобраться, какие из них положительные, а какие отрицательные. Распределите слова в две колонки.

Все эти качества в большей или меньшей степени живут в душе каждого человека, и нужна экстремальная ситуация, когда человек оказывается перед выбором: совершить подлый поступок, чтобы сохранить свое благополучие, или быть битым, но сохранить достоинство.

Известны случаи, когда внешне незаметный, скромный человек в ответственный момент делал свой выбор и совершал героический поступок, часто ценой собственной жизни; другой, с виду боевой и энергичный, в последний момент, спасая себя, свое благополучие, становился предателем.

Каждый из нас имеет право на такой выбор. Именно в такие моменты мы

можем узнать, чего мы стоим.

1. Первые впечатления от повести.

- Понравилась ли вам повесть? Чем?

-Что особенно запомнилось? Назовите самые сильные, на ваш взгляд, страницы.

2. Знакомство с героями.

- А теперь давайте поближе познакомимся с героями повести. Кто они? (Николай Николаевич Бессольцев, Лена, Димка Сомов, Миронова-Железная кнопка, Рыжий, Лохматый, Шмакова, Попов, Васильев, Маргарита Ивановна.)

- Дайте краткую характеристику каждому из них.

Начнем с Николая Николаевича Бессольцева, ведь он со своим домом, картинами, героическим прошлым этого древнего провинциального городка является одним из главных героев повести.

- Кто такая Лена Бессольцева?

- Как прошло ее знакомство с классом? Как встретили ее одноклассники?

- За что ее прозвали Чучелом? Почему? (Она была непохожа на них.)

-Кто дал ей это обидное прозвище?

- Ребята, еще не зная, что произойдет дальше, вас ничто не насторожило в этом классе? (Нет почти ни одного имени - только фамилии и прозвища.)

- Кто эти ребята? Расскажите о них. Кто вам больше всех понравился, а кто нет?

3. Анализ композиции.

- Ребята, вы знаете, что композиция любого драматического произведения состоит из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

- Как вы думаете, какую сцену можно назвать завязкой действия в этой повести? (Димка рассказывает Маргарите Ивановне о побеге.)

- Почему люди идут на предательство?

- Предатель ли Димка Сомов?

-А как можно назвать поступок Лены Бессольцевой?

- Какие слова вы взяли бы для ее характеристики?

- Зачем она это сделала?

- Почему так долго верила Димке?

(Лена - чистая, открытая душа. Она не умела хитрить, лицемерить, все чувства, вся душа ее были распахнуты навстречу людям. Чужую боль она переживала как свою, чужой страх или страх за другого человека бросал ее в дрожь. Ей очень хотелось иметь друга, друзей. Помните, как она всю дорогу старалась подружиться с Рыжим. Димка, когда-то пришедший ей на выручку, казался ей героем, рыцарем. Ей хотелось отплатить ему тем же ­ спасти его. Она верила ему безоговорочно, и для нее было просто недоступно, что Димка еще и на подлость способен, на предательство Ей невыносимо было видеть, как он мучается.)

- Как вы думаете, когда ей было больнее всего разочаровываться в Димке?

-Невольно вспоминаются строки одного стихотворения:

Закрыв глаза, смотрела на тебя,

Чтоб видеть лишь таким, как мне хотелось.

Обманывалась, вымысел любя.

Куда же ослепленье это делось?

Ты рухнул с пьедестала,

И тотчас прозрела я,

Но как сознаться тяжко:

Всем сердцем я платила за алмаз,

А оказался он простой стекляшкой.

- Как они решили наказать ее за это?

4. Разговор о жестокости.

- Что стоит за этим словом? Как вы его понимаете?

- Какие страницы повести особенно жестоки?

- Кто первым предлагает сжечь Ленку на костре?

Чтение учителем отрывка из главы 11 (рассказ Лены о сожжении на

Работа с эпиграфом.

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Об этом и слова немецкого поэта Гете, которые я выбрала эпиграфом к уроку.

- Как вы понимаете эти слова?

(В них говорится о людях, опередивших своих современников в развитии, благородных, готовых отдать другим все сокровища своей души. Их немного, говорит поэт. Но именно эти немногие с давних пор раздражали серую безликую человеческую массу и подвергались гонениям.

Распинали - это о ком? Каждое поколение рождало мучеников: проведший долгие годы в заключении Ибн Сина, английский ученый Роджер Бэкон, убитый узбекский астроном Улугбек, сожженный на костре Джордано Бруно, представший перед судом мучителей Галилео Галилей.)

- О ком из героев повести эти слова?

В мире и сейчас много жестокости, но если бы каждый из героев не

совершил подлого поступка, зла на земле было бы намного меньше.

- Какова вина каждого из героев, участвовавших в этой жестокости?

- Не забывайте, что так изощряются ваши сверстники- шестиклассники. Как

отнеслись вы к ним? Как поняли их?

-Зачем они издевались над Леной и ее дедушкой заодно?

- Кто был организатором этой травли?

- Каково ваше мнение о Железной Кнопке?

-Поведение кого из ребят можно назвать по-настоящему подлым? Почему? - А где были остальные ребята в классе? Автор даже не называет их. Как

можно назвать их поведение?

- Да, страшным словом - равнодушие. Как вы его понимаете?

- А где в это время была классная руководитель Маргарита Ивановна. Что

вы думаете о ее роли во всей этой истории?

-В этом году мы познакомились с образами нескольких учителей. Кто они?

(Лидия Михайловна из «Уроков французского В. Распутина, Харлампий

-Кто из них вам больше понравился? Почему?

5. Секреты мастерства.

- На каком фоне разворачиваются события?

(Героическое прошлое России, города)

- Какая тема постоянно появляется на страницах повести?

(Портреты прошлых эпох, особенно часто - генерала Раевского)

- Зачем нужны автору эти исторические портреты?

(Противопоставляет благородство, высоту духа их героев подлости,

низости, узости интересов ребят)

-Какую еще антитезу наблюдали вы в повести?

(Николай Николаевич, Лена - одноклассники)

-Каков исход их поединка?

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме

силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

- Изменились ли ребята после этой истории?

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

- Стоило ли создавать об этом целую повесть?

(Да, она позволила взглянуть на себя со стороны)

- Чему она нас учит?

(Достоинству, человечности, доброте, умению ценить настоящих

- По повести В. Железникова снят одноименный фильм. Что произвело на

вас большее впечатление - фильм или повесть? Почему?

III.Заключение.

Закончить урок мне хотелось бы чтением заключительной сцены, когда

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.
  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? ( Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

- Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича , изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Светлана Копылова - Про кота.mp4

Выбранный для просмотра документ Открытый урок Чучело.doc

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

План-конспект

открытого урока

литературы в 6-ом классе.

Подготовила: учитель русского

языка и литературы

Кущенкова Светлана Михайловна

Хорошово 2014

используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой, проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе

учить детей дискуссионному исследованию, умению:

обосновывать свое мнение с опорой на текст художественного произведения;

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

исследовать проблему, излагая результаты работы в проекте Воспитывающие:

приобщить шестиклассников к сложным духовным и нравственным поискам, продолжить работу по воспитанию нравственных качеств личности учащихся: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой; умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

Оформление урока:

Листы с заданиями

Тексты с эпизодом

Эпиграфы урока:

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

1. Вступительное слово учителя.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда урок не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сотворим урок.

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

Обратимся к эпиграфам урока (слайд 5)

Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

Определите тему нашего урока.

2. Погружение в проблему.

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые счи­тают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора. Согласны ли вы с этим? Не совсем. Именно в дет­стве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

3. Беседа по повести.

Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом? ( Из-за абсолютной искренности в поведении, из-за открытости навстречу всем людям, не такая, как все)

Кто дал ей это обидное прозвище? ( Рыжий)

Есть ли прозвища у других ребят?

(Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная кнопка.)

И о чем это свидетельствует?

(О жестокости детей.)

Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?

(К сожалению, детская жестокость, как показывает жизнь, если взрослые не сумели вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством…)

За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот? (слайд7) (Бойкот ( по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)

Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?

Класс, где училась Лена коллектив? Докажите . (Коллектив заработали деньги на поездку)

Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

(Ответы учеников.)

Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?

Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение? (Унижение — это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека.)

Класс, где училась Лена толпа? Докажите. (у всех клички, сцена сожжения)

-Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

Коллектив (заработали деньги на поездку)

Толпа (у всех клички, сцена сожжения)

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

Беседа по восприятию .

Мне невольно приходят на ум слова стихотворения Юлии Друниной:

Я любила твой смех, твой голос,

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою.

(Если сможешь, то пере­дай чувства, испытываемые тобой.)

Составление словесных рядов 1 группа - действия Димки; 2 группа- чувства и поступки Лены

Словесный ряд 1.

"— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка. — Сто­ял около чучела, низко опустив голову. ссутулился и ка­зался каким- то маленьким. он был маленький и некреп­кий. упал на колени и низко опустил голову. он чирк­нул спичкой. вскочил и торопливо отбежал в сторону".

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "ма­ленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести? (Ловкий, быстрый, сильный. ) Всегда ли эпитет — украшение?

- Считаете ли вы Димку предателем? А автор? (Тру­сость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь, читая книги и оценивая те или иные жизненные ситуа­ции.)

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки ". Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру. Я замерла — ждала в последний раз. Я не выдержала и закричала. Они подтащили меня к огню. Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня. Я закричала. Я бросилась к костру. Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала". Вопросы:

- Почему автор употребляет глаголы-синонимы: жжет, печет, кусает? (Чтобы показать страшную душевную боль. Этот огонь сжигает последние чувства к Димке.)

- Можно ли считать, что Лена потерпела поражение в столкновении со злом?

( Лена смогла выстоять. Она бросит вызов толпе: острижет волосы наголо. Поймет, что не бежать надо от толпы, противостоять. А это может только сильный человек.)

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней? (слайд 9) ( Дедушка помог ей выстоять и не сломаться.)

-Какой урок можно извлечь для себя ? ( Берегите своих стариков. Цените их ум, опыт, всегдашнюю готовность разделить вашу беду).

- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь? ( Я была на костре, и по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять. И никогда никого не буду травить.)

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку? ( Он оставляет Машку, великую жертвенницу, посвятившую жизнь людям, так много сделавшую для этого городка, чтобы она напоминала ребятам о милосердии, о сострадании.)

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

(Она была сильна своей правотой, чистотой помыслов, бескорыстием,

чувством собственного достоинства, а Железной Кнопке и ее компании, кроме силы и преданности ложным идеалам, нечего было противопоставить этому)

- Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

Думаю, что эта повесть научила вас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт чита­теля подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончить я хотела бы стихотворением: (слайд 10)

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

Домашнее задание (слайд 12)

2. Напишите письмо какому-нибудь герою этого произведения. Что бы вы ему сказали?

Читайте также: